Тема: "Механизм вдоха и выдоха" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Тема: "Механизм вдоха и выдоха"


    Тема: "Механизм вдоха и выдоха"

Задачи урока: познакомить учащихся с механизмами входа и выдоха и раскрыть отрицательное влияние вредных факторов на работу органов дыхания.

Цели урока:

Образовательные: углубить и оценить знания учащихся по теме, закрепить навыки работы с текстом учебника и наглядным материалом.

Воспитательные: продолжить формирование навыков работы в коллективе и  воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

Развивающие: продолжить развитие творческой активности учащихся,  формирование интереса к предмету.

Оборудование урока: таблицы, видеокассета, стенгазета “Влияние токсических веществ на органы дыхания”

Планируемые результаты: учащиеся изучают механизм дыхательных  движений.

Личная значимость урока: сохранение собственного здоровья.

Методы обучения: проблемный - в чем секрет механизма вдоха и выдоха?  почему не имеющие мышцы легкие следуют за движениями грудной клетки?

Формы организации учебной деятельности: комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя: актуализация знаний, постановка проблемы, сообщения учащихся, беседа.

Познавательные задания: ответить на предложенные вопросы.

  1. В чем секрет механизма вдоха и выдоха?
  2. Почему не имеющие мышцы легкие следуют за движением грудной клетки?
  3. Каковы меры оказания первой помощи при отравлении угарным газом?
  4. Каковы действия никотина на органы дыхания?
  5. Как надо бороться с пылью?
  6. Какова роль чихания и кашля?
  7. Каковы источники загрязнения атмосферного воздуха?

Организация учебной деятельности:

Учащиеся отвечают на вопросы, работают с видеоматериалом, отвечают на проблемные вопросы урока.

Развитие умений учащихся:

Развивать умения работы с текстом учебника, воспринимать мнение одноклассника.

Основные понятия и термины урока:

Дыхательные движения вдох и выдох, рефлекторная и гумopaльная регуляция, диафрагма, никотин, смог.

Учитель:

Учащимся на заметку:

  • Курящий человек в среднем живет на 6 лет меньше, чем некурящий.
  • Уровень cмepтности среди курящих выше на 70%, по сравнению с некурящими.
  • Среди paковых заболеваний paк легких занимает первое место.
  • Дым папиросы содержит до 20 ядовитых веществ.
  • 90% курящих мужчин умирает от paка легких до 65 лет, а 75% от бронхита.

Тип урока: Изучение нового материала

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель:

В организме человека нет запасов кислорода, и поэтому непрерывное поступление его в организм является жизненной необходимостью. Если человек без пищи может прожить несколько недель, без воды- до 10 дней, то при отсутствии кислорода необратимые изменения наступают уже через 5-7 минут.

Для поддержания газового состава альвеол необходима вентиляция альвеолярного воздуха. Вентиляция альвеолярного воздуха достигается благодаря дыхательным движениям: чередованию входа и выдоха. Благодаря ритмично совершающимся актам вдоха и выдоха, происходит обмен газов между атмосферным и альвеолярным воздухом, находящимся в легочных пузырьках. Легкие находятся в геометрически замкнутой плевральной полости и пpaктически ее заполняют целиком. В плевральной полости постоянно поддерживается пониженное давление, и поэтому сами легкие не могут нагнетать или изгонять воздух из своих альвеол, они пассивно следуют за изменениями объема грудной клетки. При вдохе и выдохе легочная плевра скользит по пристеночной плевре, повторяя ее форму.

В чем секрет механизма вдоха и выдоха?

Почему не имеющие мышцы легкие следуют за движениями грудной клетки?

Прежде чем ответить на вышеуказанные вопросы, давайте посмотрим фрагмент

видеофильма: “Механизм вдоха и выдоха”

После просмотра видеофильма учащиеся обсуждают процессы, происходящие в легких во время вдоха и выдоха у новорожденного ребенка.

Теперь давайте всему сказанному подведем итог. К доске выйдут двое учащихся. Каждый из них получит карточку с заданием: какие изменения происходят в грудной клетке во время вдоха и выдоха? (один ученик описывает процессы происходящие во время вдоха, а второй ученик – процессы, происходящие во время выдоха ) Учащиеся ответы записывают на доске.

Ученик (первый).

Сокращение
межреберных
мышц
подъем
ребер
выдвижение
гpyдины
вперед,
опускание
диафрагмы
растяжение
легких
вдох

Ученик (второй).

Расслабление
межреберных
мышц
опускание
ребер
поднятие
диафрагмы
сокращение
легких
выдох

А теперь на примере собственного организма проведем механизмы входа и выдоха (все ребята встают с места и делают вдох, а затем выход).

Учитель (комментирует процессы, происходящие во время дыхательных движений).

Вдох:

  1. Диафрагма опускается вниз, отодвигая органы брюшной полости.
  2. Межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны.
  3. Объем грудной полости увеличивается, и легкие следуют за этим увеличением, поскольку содержащиеся в них газы прижимают их к легочной плевре.
  4. Снижается давление в легких, воздух движется из области большого давления в область наименьшего давления и наружный воздух поступает в альвеолы.

Выдох:

1. Межреберные мышцы расслабляются, грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх.

2. Растянутый живот давит на внутренние органы брюшной полости, а они на диафрагму. Объем грудной полости уменьшается, легкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах становится выше атмосферного и часть его выходит наружу - происходит выдох

Оказывается, в здоровом организме диафрагма совершает в одну минуту 18 колебаний, в час – 1000 колебаний, за 24 часа - 24 тыс. колебаний. Диафрагма перемещается на 4 см вверх и на 4 см вниз. За каждый вдох и выдох человек поглощает – 20 сантиметров

кубических кислорода, выделяет - 175 сантиметров кубических углекислого газа.

Работу органов дыхания, как и других органов, регулирует нервная система. Снабжение организма необходимым количеством кислорода обеспечивается совместной деятельностью органов дыхания и кровообращения, а непосредственно работой органов дыхания управляет дыхательный центр, находящийся в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц. От дыхательного центра направляются импульсы к мышцам, которые осуществляют дыхательные движения. Спадение легочных альвеол, которые происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох, т.е. дыхательный центр координирует мышечные сокращения при осуществлении вдоха и выдоха.

При задержании дыхания мышцы входа и выдоха сокращаются одновременно, благодаря чему грудная клетка и диафрагма удерживаются в одном положении. На работу дыхательного центра влияют и другие центры, расположенные в коре больших полушарий. Благодаря влиянию этих центров, дыхание изменяется при разговоре и пении. Ритм дыхания меняется во время физических упражнений. При появлении пыли или неприятно пахнущих веществ в окружающем воздухе у человека появляется кашель и чихание (механизм проявления этих защитных дыхательных движений расскажет ученик )

Ученик: “Чихание и кашель” (сообщение)

Причиной чихания является раздражение слизистой носа пылью или неприятно пахнущим веществом, которое вызывает кратковременную остановку дыхания, в результате чего происходит смыкание голосовой щели, затем начинается интенсивный выдох. При этом давление воздуха нарастает, наступает момент, когда он с силой прорывается через сомкнутые голосовые связки. Струя воздуха направляется наружу, и возникает хаpaктерный звук чихания. Вместе с воздухом и слизью из носовой полости выделяются наружу и раздражители, вызывающие чихание и кашель. Причиной кашля является раздражение глотки, носоглотки, гортани, нижних дыхательных путей, легких, плевры пылью или сильно пахнущими веществами. При кашле основной поток воздуха выходит через рот. Чихание и кашель, в основном, носят защитный хаpaктер, они пpeдoxpaняют наш организм от попадания различных токсических веществ.

Учитель:

На работу дыхательной системы кроме нервной, оказывает гумopaльная регуляция. При любой физической нагрузке в организме усиливаются процессы окисления, и в кровь выделяется больше углекислого газа. Когда кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра и начинает его раздражать и при этом активность центра повышается, человек тогда начинает глубоко дышать. В итоге избыток углекислого газа удаляется, а недостаток кислорода восполняется.

А если концентрация углекислого газа в крови понижается, работа дыхательного центра тормозится, то наступает непроизвольная задержка дыхания.

Благодаря нервной и гумopaльной регуляциям, концентрация углекислого газа и кислорода всегда поддерживается на определенном уровне.

Давайте проверим гумopaльное воздействие на дыхательный центр. Для этого задержите дыхание и проследите, что произойдет при его возобновлении? Учащиеся делают вывод, что при этом увеличивается глубина дыхания, а число дыхательных движений изменяется незначительно.

На работу органов дыхания отрицательно, даже можно сказать, губительно, влияет никотин. В одном из произведений Абубакара приводится притча о том, как в России распространялся табак.

Первые торговцы табаком выкрикивали:
“Тот, кто курит, никогда не умрет от старости,
Того, кто курит, никогда не укусит собака,
Того, кто курит никогда вор не ограбит”

Теперь послушаем информацию о влиянии никотина на органы дыхания, а затем мы с вами сделаем соответствующие выводы.

Ученик: “Действие никотина на органы дыхания” (сообщение)

Содержащийся в табаке никотин является сильным ядом для организма. Вещества табачного дыма раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, что ведет к увеличению выделяемой ею слизи. Поэтому у курящих людей бывает кашель - легкие защищаются от вредного воздействия курения. У курящих людей голос становится хриплым, так как под влиянием табачного дыма и смены температуры голосовые связки опухают, что приводит к изменению голоса. Многие курильщики считают, что при курении без затяжки табачный дым не опасен, поскольку газы всасываются лишь в альвеолах легких. Это ошибочное мнение. Многие вредные вещества, в том числе и никотин, всасываются в кровь уже в ротовой полости. Если дым выпускают через нос, курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, paком легких, туберкулезом и астмой. Очень чувствительны к табачному дыму некурящие люди. Длительное пребывание в накуренном помещении не менее вредно, чем само курение. Особенно вредно курение в молодом возрасте. Недопустимо курение в помещении, где находятся маленькие дети.

После обсуждения данной проблемы, ребята узнают смысл слов: Абубакара

  1. Тот, кто курит, умирает молодым,
  2. Того, кто курит, никогда не укусит собака, потому что он ходит с палкой (вспомните влияние никотина на сердечно-сосудистую систему, никотин поражает артерии ног, в результате чего у них появляется перемежающая хромота).
  3. Того, кто курит никогда не ограбит вор, потому что он ворочается в постели и кашляет, т.е. плохо спит или вовсе не спит.

Учитель:

Важную роль для органов дыхания имеет чистота атмосферного воздуха.

Вспомните из курса химии состав атмосферного воздуха: кислород – 21 %, азот – 78 %, углекислый газ – 0,03 %, прочих газов – 1 %. В выдыхаемом воздухе содержание кислорода снижена до 16,3%, а содержание углекислого газа возрастает до 3-4 %.

А как изменяется состав атмосферного воздуха в душном помещении?

В душном помещении концентрация углекислого газа возрастает, а кислорода снижается, а также плохо влияют табачный дым и водочный перегар. В таком помещении у человека снижается работоспособность, появляется головная боль и вялость. Там, где используют печное отопление, в воздухе может оказаться примесь оксида углерода и угарный газ, которые очень ядовиты. Оксид углерода образует с гемоглобином прочное соединение- карбоксигемоглобин, молекулы такого гемоглобина лишаются возможности переносить кислород из легких в ткани, возникает недостаток кислорода, что сильно отражается на работе головного мозга. При отравлении угарным газом появляются головная боль и тошнота, могут возникнуть рвота, судороги и потеря сознания, сильное отравление может привести к cмepти, так как прекращается тканевое дыхание.

Оказавшись в такой ситуации, любой человек должен уметь оказывать первую необходимую помощь пострадавшему. Каковы будут ваши действия, если вдруг вы оказались в такой ситуации? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте 2 абзац на странице 145.После самостоятельной работы с учебником ребята рассказывают о мерах оказания первой помощи. Учащиеся называют:

  1. Распахнуть окна и двери.
  2. Перекрыть источник газа.
  3. Зажигать огонь и включать свет нельзя.

Плохо влияющих факторов на органы дыхания много. Одним их таких факторов является пыль. О том как надо вести борьбу с пылью, расскажет ученик.

Ученик: “Борьба с пылью” (сообщение)

Пыль, содержащаяся в воздухе, очень опасна, так как она может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен и вызывать аллергию. На пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Если пыль содержит частички свинца и хрома, то это может вызвать химические отравления. С пылью человек встречается повсюду: на производстве, в быту и в сельском хозяйстве. Во время работы для защиты от пыли обязательно надо носить респираторы. Респираторы готовят из марли. Во время дыхания пылевые частицы задерживаются марлей. Для того чтобы избавится от пыли, надо в быту и дома почаще делать влажную уборку и проветривать помещение.

Учитель:

В настоящее время существует много источников загрязнения атмосферного воздуха - это выхлопы автотрaнcпорта, промышленные выбросы вредных газов, золы, дыма, использование ядохимикатов и минеральных удобрений. А в городах, где сильно развита промышленность и мало зеленых насаждений, нередко образуется смог- это смесь тумана и дыма, пыли и сажи.

III. Закрепление новой темы.

  1. За счет чего происходит вход и выдох?
  2. Какова роль чихания и кашля?
  3. Где находится дыхательный центр?
  4. Чем опасен никотин?
  5. Каково действие нервной и гумopaльной регуляции на органы дыхания?.

lV. Выставление оценок. Подведение итогов.

V. Д/задание: параграф №-28, задание на ст. 146 под восклицательным знаком.

Источники информации:

  1. Биология. Человек. Р.Д.Маш. Д.В.Колесов. Москва. Издательский центр “Дрофа”
  2. А.И. Никишов. Биология в таблицах
  3. В.З. Резникова. Человек и его здоровье. Методическое пособие для учителя
  4. В.С. Анисимова. Физиология и гигиена человека.
  5. Б.В.Захаров. Справочные материалы.
  6. Н.П.Соколова. Пособие для подготовительных отделений и поступающих в ВУЗы. “Высшая школа”
  7. Биология Человек. А.Г. Драгомилов.Р.Д. Маш.



Комментарии:

Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)


    Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)

      Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....

09 10 2025 5:33:11

Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы


    Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы

      Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....

08 10 2025 0:19:56

Голосеменные. Хвойные растения

Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....

07 10 2025 2:41:27

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

06 10 2025 19:14:13

Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"

      Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни. ...

05 10 2025 15:46:19

Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания


    Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания

      Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...

04 10 2025 23:56:57

Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)


    Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)

      В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....

03 10 2025 9:33:55

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

02 10 2025 10:12:44

Интернет-тренажеры в сфере образования


    Интернет-тренажеры в сфере образования

      Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....

01 10 2025 18:36:32

Час занимательной биологии. 7-й класс

Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....

30 09 2025 0:39:50

Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)

      Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....

29 09 2025 11:12:27

Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"


    Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"

      В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...

28 09 2025 18:57:11

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

27 09 2025 3:41:44

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

26 09 2025 4:11:56

Интегрированный урок (трудовое обучение + биология) в коррекционной школе VIII вида с использованием социально-значимого проекта "Декоративные кустарники на школьном дворе"

Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....

25 09 2025 12:50:28

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

24 09 2025 14:51:22

Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии


    Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии

      Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....

23 09 2025 1:10:19

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

22 09 2025 18:40:26

Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"


    Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"

      Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....

21 09 2025 12:27:34

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

20 09 2025 19:13:37

Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"

      Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....

19 09 2025 5:58:39

Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников


    Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников

      Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....

18 09 2025 3:32:11

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

17 09 2025 15:22:34

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

16 09 2025 9:39:47

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

15 09 2025 21:46:27

"Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс


    "Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс

      Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания. ...

14 09 2025 0:30:16

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

13 09 2025 10:40:41

Биосфера. 9-й класс


    Биосфера. 9-й класс

      Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

12 09 2025 5:29:53

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"

      Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....

11 09 2025 19:29:20

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

10 09 2025 12:49:25

Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"


    Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"

      Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....

09 09 2025 16:37:36

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы


    Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

      Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....

08 09 2025 0:10:20

Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав


    Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав

      Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

07 09 2025 2:51:31

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

      Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

06 09 2025 10:53:44

Развитие пoлoвых клеток. Мейоз


    Развитие пoлoвых клеток. Мейоз

      Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....

05 09 2025 0:51:24

Тема урока: "Химический состав растений"


    Тема урока: "Химический состав растений"

      Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян. ...

04 09 2025 3:42:45

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

03 09 2025 16:41:27

Виртуальная экскурсия по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"


    Виртуальная экскурсия по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

      Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....

02 09 2025 9:13:40

Движение крови в организме. Органы кровообращения


    Движение крови в организме. Органы кровообращения

      Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....

01 09 2025 5:59:59

Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"

      Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу, оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения, консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть "приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p> ...

31 08 2025 20:33:21

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс


    Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

      Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

30 08 2025 3:31:55

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

29 08 2025 18:25:34

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс


    Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс

      Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....

28 08 2025 6:55:17

Путешествие в страну здоровья

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....

27 08 2025 1:31:42

Урок "Развитие жизни на Земле"


    Урок "Развитие жизни на Земле"

      Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....

26 08 2025 16:54:19

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"


    Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

      В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...

25 08 2025 22:49:57

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

24 08 2025 19:29:45

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии


    Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

      Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

23 08 2025 13:55:15

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей"

      На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

22 08 2025 13:51:36

Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс


    Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс

      Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....

21 08 2025 0:47:44

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::