Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"
Пояснительная записка
Курс «Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учеников 6 класса.
По новому федеральному базисному учебному плану предмет «Биология» 6 класс сокращен на 1 час (35 часов, 1 час в неделю). Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий.
Программа позволяет углубить и систематизировать знания учащихся о строении и многообразии растений, грибов, лишайников, а так же развить пpaктические умения.
Данный курс позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя знания учащихся, способствует формированию общеучебных и специальных навыков и умений школьников.
Программа сочетает различные формы работы,
направленные на развитие детей, с опорой на
пpaктическую деятельность; формирует
сознательное отношение к труду, эстетический
вкус, осуществляет экологическое воспитание
учащихся.
Программа данного курса рассчитана на 34 часа (1
час в неделю).
Цель курса: углубить и расширить знания учащихся по теме «Биология растений, грибов, лишайников», обеспечив осознанный выбор профиля учащимися в старшей школе.
Задачи курса:
- Познакомить с клеточным строением организмов.
- Углубить и расширить знания учащихся об основных физиологических процессах в растительном организме.
- Показать многообразие растений, грибов, лишайников в природе.
- Сформировать навыки и умения по применению полученных знаний на пpaктике.
- Развить познавательный интерес к предмету.
Требования к освоению содержания курса
Учащиеся должны знать:
- Особенности строения клетки, её химический состав
- Ткани растений, их строение, функции
- Строение клетки гриба
- Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека
- Строение и размножение водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных
- Многообразие водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных
- Строение вегетативных и генеративных органов цветкового растения
- Особенности обмена веществ в растительной клетке – фотосинтез
- Размножение цветковых растений
- Классификацию покрытосеменных растений
Учащиеся должны уметь:
- Работать с микроскопом, изготавливать простейшие микропрепараты для исследования
- Сравнивать изученные организмы: грибы и лишайники
- Сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения
- Распознавать органы цветкового растения, их видоизменения
- Создавать условия, необходимые для роста и развития растений
- Размножать растения вегетативным способом
- Выделять основные признаки растений, определять их систематическое положение, составлять их морфологическое описание
Структура курса
Программа предусматривает следующие формы деятельности организации учащихся:
– беседа, рассказ
– лабораторные, пpaктические работы
– лекции проблемного типа и эвристические с
элементами поисковой деятельности
Формы контроля
1. Текущий контроль – индивидуальный опрос,
тестирование, решение кроссвордов, подготовка
сообщений.
2. Итоговый контроль – эссе «Мой зеленый друг».
Содержание курса
1. Клеточное строение организма (5 часов)
Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма,
ядро, вакуоли, пластиды.
Строение растительной и животной клетки.
Состав клетки: вода, минеральные и
неорганические вещества.
Ткани растений: покровная, основная,
механическая, запасающая, проводящая,
образовательная.
Демонстрация микропрепаратов
различных растительных тканей.
Лабораторные работы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука,
рассматривание его под микроскопом.
Определение состава семян пшеницы.
2. Царство Грибы (4 часа)
Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты.
Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Правила сбора съедобных грибов. Профилактика
отравления грибами. Лишайники, их строение,
разнообразие.
Демонстрация муляжей плодовых тел
шляпочных грибов.
3. Царство Растения (5 часов)
Основные группы водорослей. Многообразие мхов,
их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их роль в
природе и в жизни человека. Голосеменные, их
строение и разнообразие.
Лабораторные работы.
Изучение строения спороносящего папоротника.
Изучение строения хвои и шишек хвойных.
4. Покрытосеменные растения (8 часов)
Строение и состав семян однодольных и
двудольных растений. Строение корня.
Видоизменение корней.
Лист. Листорасположение. Видоизменения листьев.
Почка – зачаточный побег.
Строение стeбля. Видоизменения побега.
Цветок. Соцветие. Плоды.
Лабораторные работы.
Изучение внутреннего строения корня.
Изучение внутреннего строения листа.
Строение клубня и луковицы.
Изучение строения цветка.
Ознакомление с различными соцветиями.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
5. Жизнь растений (4 часа)
Дыхание и фотосинтез. Размножение растений.
Пoлoвoе и бесполое размножение.
Пpaктические работы.
Постановка опыта, доказывающая дыхание растения.
Постановка опыта, доказывающая образование
крахмала.
6. Классификация растений (6 часов)
Класс Двудольные растения. Морфологическая
хаpaктеристика с учетом местных условий.
Класс Однодольные растения. Морфологическая
хаpaктеристика злаков и лилейных.
Лабораторные работы.
Выявление признаков семейства по внешнему
строению растения.
Экскурсия.
Ознакомление с выращиванием растений в
защищенном грунте.
Учебно-тематический план
Список литературы
Для учителей:
1. Агафонова И.Б. Учебное пособие. Биология
растений, грибов, лишайников. – М.,2007
2. Генкель П.А. Физиология растений. – М., 1985
3. Варасова Н.Н., Шустова А.П. Физиология
растений. – Л. : Колос, 1969.
4. Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные
работы по биологии.– М., 2005
5. Тимирязев К.А. Жизнь растения. – М.,1938, т.IV
Для учеников:
1. Детская энциклопедия. 3-е изд. – М.: Педагогика,
1973.
2. Овчаров К.Е. Власть человека над жизнью
растений. – М.: Просвещение, 1965.
3. Рейнботе Хорст. Тайна растений. – М.:
Знание, 1979.
4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни
жизни. – М.,1994.
Комментарии:
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
09 10 2025 0:10:51
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
08 10 2025 21:17:48
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
07 10 2025 14:33:31
Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....
06 10 2025 10:59:45
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
05 10 2025 21:46:33
Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....
04 10 2025 1:12:59
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
03 10 2025 23:34:14
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....
02 10 2025 3:57:21
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
01 10 2025 10:44:48
На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....
30 09 2025 11:34:23
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
29 09 2025 3:51:29
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
28 09 2025 11:32:40
Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....
27 09 2025 14:53:39
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей.
...
26 09 2025 19:47:52
Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....
25 09 2025 19:21:20
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
24 09 2025 17:31:13
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
23 09 2025 19:18:49
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
22 09 2025 3:57:57
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы.
...
21 09 2025 10:50:14
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
20 09 2025 9:51:55
Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....
19 09 2025 14:34:16
В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....
18 09 2025 3:29:49
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
17 09 2025 9:48:16
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
16 09 2025 3:12:35
Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах.
...
15 09 2025 4:51:14
Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....
14 09 2025 2:24:10
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
13 09 2025 16:32:21
Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
12 09 2025 7:32:52
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно.
...
11 09 2025 15:57:24
Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии.
...
10 09 2025 22:19:15
Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
09 09 2025 16:10:33
Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....
08 09 2025 9:55:55
Урок обобщения и коррекции знаний - это идеальное время для целенаправленной работы по развитию ученика средствами предмета. В данном случае урок проводился в классе, учащиеся которого различались по уровню обучаемости, по уровню сформированности общеучебных навыков, как способность "сворачивать" и "разворачивать" информацию.
...
07 09 2025 13:28:17

Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры «Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....
06 09 2025 13:48:50
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления.
...
05 09 2025 18:18:50
Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....
04 09 2025 22:38:33
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала.
...
03 09 2025 15:39:59
Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....
02 09 2025 2:50:33
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
01 09 2025 17:21:37
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
31 08 2025 2:20:49
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
30 08 2025 10:35:50
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет).
...
29 08 2025 20:42:38
Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе.
...
28 08 2025 19:10:21
Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....
27 08 2025 0:46:38
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
26 08 2025 6:57:24
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
25 08 2025 14:58:48
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся.
...
24 08 2025 13:12:53
Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....
23 08 2025 9:19:35
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
22 08 2025 11:14:10
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
21 08 2025 16:39:29
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::