Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"

Задачи:

Образовательная:

  • систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы.

Развивающая:

  • познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения.

Воспитательная:

  • содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.

Тип урока:

  • изучение нового материала.

Методы урока:

  • словесные, наглядные, пpaктические, самостоятельная работа.

Формы работы:

  • индивидуальные,
  • групповые.

Оборудование:

  • компьютер,
  • комплект компьютерных слайдов,

Лабораторное оборудование:

  • кусочек накрахмаленного накануне сухого бинта,
  • чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода,
  • ватные палочки,
  • зеркала,
  • карточки с заданиями.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

- Ребята, сегодняшняя тема нашего урока: СЛАЙД- “Пищеварение в ротовой полости”.

Запишите тему в своих информационных листах.

Давайте познакомимся с планом работы.

План работы:

  1. Изменение пищи в ротовой полости. Размельчение пищи за счет жевательных движений.
  2. Типы, строение и функции зубов.
  3. Слюнные железы. Методика изучения деятельности слюнных желез.
  4. Регуляция слюноотделения.
  5. Язык, его роль в пищеварении в ротовой полости.

- А кто знает, что такое пищеварение?

(Процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества называется - пищеварением).

- Кто скажет, какой путь должна пройти пища, чтобы превратиться в доступные для организма вещества?

(Ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник- тонкий и толстый).

- И так, можно сказать, что пищеварительная система начинается ротовой полостью.

III.  Изучение нового материала.

И сегодня перед нами стоит сложная задача, мы должны выяснить, что же происходит с пищей в ротовой полости, какие органы находятся в ротовой полости, и какое они имеют значение.

Для выяснения проблемы у нас работают научные центры:

  1. Научно – исследовательский центр.
  2. Врачи стоматологи.
  3. Центр гигиены.
  4. Центр здоровья
  5. Контрольная группа.

- И так, что происходит с пищей в ротовой полости?

( В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной)

т.е. можно сказать подвергается механической и химической обработки.

- Какие органы помогают измельчать пищу? (Зубы).

- Что значит химическая обработка пищи?

( Пища смачивается слюной, и вещества находящиеся в слюне начинают действовать на нее).

- Как же образуется слюна?

- В слизистой оболочке полости рта располагаются мелкие слюнные железы. СЛАЙД (презентация, приложение 2). Сюда же, открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушной, подъязычной, поднижнечелюстные. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные - самую вязкую. Эти железы выделяют слюну –до 1,5л. в сутки. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. (Давайте запишем, что такое слюна у себя в информационных листах) Слюна смачивает пищу, ее функции определяются белковым составом:– лизоцим, муцин, амилаза и мальтоза. Какую функцию они выполняют, давайте прочитаем у себя в словариках. (Читаем в информационных листах). Слюна содержит до 99,4 % воды и имеет слабощелочную реакцию. Центры слюноотделения находятся в продолговатом мозге.

Функции слюнных желез удобнее всего изучить методом фистул.

- И так давайте обратимся к нашим консультантам из Центра здоровья.

( Учащиеся рассказывают метод фистул, используя СЛАЙД ).

- Что же такое условные и безусловные слюноотделительные рефлексы, давайте обратимся к нашим словарикам. (Читаем в информационном листе)

- А сейчас мы продолжим работу в наших научных центрах, и постараемся выяснить, что же еще происходит в ротовой полости.

- У вас на столах карточки с заданием, нужно выполнить задание и записать выводы.

(Работа в группах).

Карточка №1. Научно- исследовательский центр.

Лабораторная работа по теме : “Действие ферментов слюны на крахмал”.

Карточка №2. Врачи стоматологи.

Пpaктическая работа: “Определение типов и функций зубов”.

С помощью зеркала :

  1. Рассмотрите свои зубы.
  2. Сосчитайте сколько зубов на каждой челюсти. (Сколько зубов у взрослого человека.)
  3. Рассмотреть их форму. С помощью учебника стр. 152 дать им названия.
  4. Определить, какую функцию выполняют разные типы зубов.
  5. Запишите выводы и подготовьтесь к ответу используя СЛАЙД.

Карточка №3. Центр гигиены.

Предположим, что врачи обследовали множество людей, каждый из которых всю жизнь чистил зубы два раза в сутки.

Как вы думаете, окажутся ли у всех этих людей абсолютно здоровые зубы? Почему? Какие условия (кроме чистки) влияют на сохранность зубов?

Запишите правила ухода за ротовой полостью.

Карточка №4. Центр здоровья.

  1. Сообщение о влиянии никотина не здоровье зубов.
  2. Сообщение о влиянии никотина на ферменты слюны.
  3. Метод фистул.
  4. В древней Индии применялось “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Как вы думаете, какой приговор выносили? И почему? (Дело в том, что при страхе прекращается слюноотделение, рот пересыхает и сухой рис съесть невозможно).

Карточка №5. Контрольная группа.

Возьмите в рот небольшой кусочек черного хлеба и жуйте его, не глотая, несколько минут.

Как изменился вкус?

Ответ объясните.

- И так, все закончили, давайте посмотрим, какие выводы по своей работе вы сделали, и что еще нового узнали в процессе исследовательской работы.

- Вход в ротовую полость ограничивают губы, они покрыты очень тонкой кожей, богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Губы участвуют в захвате пищи, определении ее качества.

- Затем пища встречается с зубами и подвергается механической обработке.

Давайте предоставим слово врачам- стоматологам. Они нам расскажут, каких типов зубы у человека, и какую функцию они выполняют.

(Рассказ учащихся сопровождается компьютерным СЛАЙДОМ).

- Скажите, пожалуйста, к какому времени у детей появляются зубы и как они называются?

(к 6 – месяцам, молочные зубы).

- Когда молочные зубы заменяются постоянными?

(С 6-7лет и до 15 лет).

Последние зубы вырастают к 20-22 годам – зубы мудрости.

- Кроме этого зубы имеют внешнее и внутренне строение.

СЛАЙД.

-Каждый зуб имеет выступающие коронку, шейку и находящиеся в лунке челюстной кости один или несколько корней. Коронка зуба покрыта твердой эмалью. Основная структура зуба- это дентин, похожее на кость вещество. В нутрии зуба имеется полость, заполненная мякотью- пульпой, в которой разветвляются кровеносные капилляры и нервные окончания.

(В информационных листах запишите строение зуба)

- За здоровьем зубов, как и за всеми органами нашего организма нужно осуществлять уход. Что же необходимо предпринимать, давайте послушаем ученых Центра гигиены.

(Выступление центра гигиены. Привила на СЛАЙДЕ).

- Запишите правила в свои информационные листы.

- А сейчас давайте послушаем, консультантов из Центра здоровья.

Как влияет никотин на здоровье зубов?

(Выступление консультантов).

- И так, кроме механической обработки пища в ротовой полости подвергается химической обработке, действию ферментов слюны.

- Давайте предоставим слово профессорам научно- исследовательского института.

(Объяснение и выводы учащихся).

- Интересно, до каких веществ расщепляется крахмал?!

Очень ответственную и важную миссию взяла на себя контрольная группа, ведь опыты они проводили на себе.

- И так, представляем им слово.

(Объяснение, схема стр. 103 “Расщепление крахмала в ротовой полости до глюкозы”. СЛАЙД).

- Всегда ли ферменты слюны оказывают активное действие на расщепление крахмала.

- Давайте обратимся к консультантам из центра здоровья.

(Влияние никотина на ферменты слюны).

- Какой еще орган находится в ротовой полости? (Язык).

При жевании направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает к глотке для глотания.

IV.  Обобщение знаний. Закрепление знаний.

1. Игра “Голливудская улыбка”.

(Раздаю учащимся бумажные макеты зубов и предлагаю каждому по очереди выйти к лоске к рисунку и прикрепить “Свой зуб”, перед эти, назвав его).

2. Запишите формулу зубов в информационном листе.

3.Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.

Задания по теме: “Пищеварение в ротовой полости”.

Если вы отвечаете правильно на все три задания - оценка “5”, на два задания оценка “4”, на одно задание оценка “3”.

I. Выбери один правильный ответ.

1. Сколько пар коренных желез имеется у человека?

1) одна 2) две 3) три 4) четыре

2. В слюне содержится химическое соединение, вызывающее гибель бактерий. Назови это химическое соединение.

1) муцин 2) лизоцим 3) амилаза 4) пепсин

3. Сколько резцов находится в каждой челюсти?

1) два 2) три 3) четыре 4) шесть

4. Какая обработка пищи происходит в ротовой полости?

1) химическая 2) химическая и механическая 3) механическая

5. Назовите деятельность центральной нервной системы, к которой относится выделение слюны при виде вкусной пищи.

1) условный рефлекс

2) безусловный рефлекс

3) произвольная деятельность

II. Рассмотрите рисунок, подпишите части зуба.

III. Дайте развернутый ответ.

1.Врачи рекомендуют тщательно и долго пережевывать пищу. Объясните, почему.

2. Представьте себе, что вы разрезали лимон на дольки и кладете их в рот. Что при этом происходит и почему.

V. Д/З

Текст стр. 152-153, по выбору: составить кроссворд по этой теме, выписать пословицы и поговорки связанные с пищеварением в ротовой полости, загадки о органах ротовой полости.

Информационный лист.

Тема урока: ___________________________________________________________

Основные понятия к уроку.

Безусловный слюноотделительный рефлекс- процесс отделения слюны, возникающий при раздражении механических, химических и температурных рецепторов ротовой полости.

Условный слюноотделительный рефлекс- выpaбатывается в течение жизни в ответ на зрительные, обонятельные, слуховые и др. раздражители.

Белковый состав слюны:

Лизоцим - обладает бактериальным действием.

Муцин – участвует в образовании пищевого комка.

Амилаза и мальтоза - расщепляют сложные углеводы до глюкозы.

Допишите определения.

Слюна- _______________________________________________________________

______________________________________________________________________

Подпишите внешнее и внутреннее строение зуба.

Запишите выводы:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



Комментарии:

Виртуальная мини-экскурсия в тропики


    Виртуальная мини-экскурсия в тропики

      Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...

16 07 2025 3:50:29

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

15 07 2025 19:12:24

Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"


    Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

      Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

14 07 2025 11:41:31

Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"


    Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"

      Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....

13 07 2025 4:41:21

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

12 07 2025 4:22:13

Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"


    Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"

      Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....

11 07 2025 21:11:53

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"


    Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

      Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...

10 07 2025 13:23:20

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

09 07 2025 21:53:53

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

      Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

08 07 2025 15:17:26

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

07 07 2025 1:18:23

Заболевание органов пищеварения. 8-й класс


    Заболевание органов пищеварения. 8-й класс

      Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....

06 07 2025 20:46:58

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу. ...

05 07 2025 19:29:15

Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система человека. 8-й класс

Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....

04 07 2025 6:48:10

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по экологии "Кошки, мышки - кто они?" по учебной теме "Популяция и её хаpaктеристика"


    Программа элективного курса предпрофильной подготовки по экологии "Кошки, мышки - кто они?" по учебной теме "Популяция и её хаpaктеристика"

      Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ. ...

03 07 2025 18:12:36

Интернет-ресурсы на уроках биологии


    Интернет-ресурсы на уроках биологии

      Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....

02 07 2025 6:55:59

Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров"


    Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров"

      Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания. ...

01 07 2025 21:16:32

Курс по выбору "Познай себя"


    Курс по выбору "Познай себя"

      Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д. ...

30 06 2025 4:30:28

Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)


    Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)

      Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории. ...

29 06 2025 0:26:44

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

28 06 2025 2:39:54

Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс


    Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс

      Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...

27 06 2025 13:34:26

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

26 06 2025 22:27:58

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

25 06 2025 15:21:43

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

24 06 2025 6:47:28

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....

23 06 2025 3:35:32

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

22 06 2025 2:47:39

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

21 06 2025 23:29:58

Прибор, открывающий тайны


    Прибор, открывающий тайны

      Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....

20 06 2025 1:12:28

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

19 06 2025 19:57:22

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

      Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

18 06 2025 1:47:43

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс


    Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

      Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

17 06 2025 22:48:14

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....

16 06 2025 6:44:39

Значение насекомых в природе и жизни человека


    Значение насекомых в природе и жизни человека

      Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....

15 06 2025 3:59:10

Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"


    Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"

      Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....

14 06 2025 17:22:12

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

      Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

13 06 2025 23:36:46

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

12 06 2025 9:34:47

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"


    Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

      Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

11 06 2025 16:31:51

Создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средство развития творческих способностей обучающихся в биологии

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....

10 06 2025 1:16:10

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

09 06 2025 17:55:10

Генетика пола. Сцепленное с полом наследие


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследие

      Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....

08 06 2025 5:23:26

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

07 06 2025 5:43:31

Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog

Органоиды клетки в стихах  ЕГЭ biologia's Blog Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...

06 06 2025 14:32:58

Обобщающий урок по теме "Водоросли"


    Обобщающий урок по теме "Водоросли"

      Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....

05 06 2025 17:56:45

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

      Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

04 06 2025 14:28:29

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....

03 06 2025 17:54:42

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

02 06 2025 22:32:47

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

01 06 2025 10:59:33

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

31 05 2025 17:41:42

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий


    Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

      Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

30 05 2025 16:25:53

Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс


    Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс

      На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат. ...

29 05 2025 6:17:29

Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"


    Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"

      Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания. Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален. Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....

28 05 2025 19:31:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::