Голос – уникальный дар человека
\"Хорошо произнесенное слово - уже музыка\".
К. С. Станиславский
1. Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле - достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства!
Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев.
2. Анатомические основы образования голоса:
а) Строение гортани - над адамовым яблоком, или кадыком:
Хрящевой скелет (щитовидный, перстневидный, два черпаловидных, надгортанник).
Внутренняя + наружная мускулатура (косая черпаловидная мышца, поперечно-черпаловидная мышца, задняя перстнечерпаловидная мышца)
Внутренние мышцы изменяют относительное расположение хрящей гортани, что сопровождается изменением формы, положение и натяжения прикреплённых к хрящам голосовых связок - парных эластичных складок слизистой оболочки.
Например: перстневидная мышца регулирует высоту звука, изменяя натяжение в продольном направлении.
Слизистая оболочка. На поверхности голосовых связок слизистая оболочка образует тонкий маслянистый слой, обеспечивая контакт между ними в сомкнутом состоянии. На других участках слизистая образует многослойный чешуйчатый эпителий, более надёжно пpeдoxpaняющий этот важный участок от повреждения. У женщин L 18-20мм, у мужчин L 20-22 мм, поэтому у женщин голос выше.
Голосовые связки : Имеют пятислойное строение. Все слои имеют разные механические свойства, что обеспечивает свободное смещение тканей, необходимое для нормальной вибрации голосовых связок. Голосовые связки совершают 80-10000 колебаний в секунду.
б) Механизм образования голоса. Сами по себе вибрирующие складки издают лишь гудящий звук, который приобретает свойственные голосу признаки, проходя через резонаторные органы: глотка, язык, нёбо, ротовая и носовая полость.
Например: гитарные струны, нажатие пальца на различные участки изменяют длину, толщину, степень напряжения.
Источники силы голоса: легкие, грудная клетка, мускулатура гpyди, живота, спины, которые создают воздушный поток и направляют его между голосовыми связками.
Певцы - называют это \"опорой голоса\".
Нервная система - тоже участвуют в образовании голоса. \"Идея \" звука рождается в коре головного мозга и переходит в моторные ядра ствола и спинного мозга; + нервы, управляющие голосовым аппаратом, регулируемые вегетативной нервной системой.
в) Хаpaктеристики звука. Сложный тембр (основная частота + обертона).
Голосовой тpaкт. У женщин и детей голосовой тpaкт короче, следовательно, звуки более высокие.
Глотка, ротовая и носовая полость певцов отличаются образованием большого количества формант (усиливающие частичные призвуки, зависящие от основного тона, введён физиологом Германом).
Певческая форманта певца 2300-3200 Гц для любого гласного звука (чистота + высота звука)
Бас - 2400 Гц, баритон 2600 Гц, тенор 2800 Гц, меццо-сопрано 2900 Гц, колотурное сопрано - 3200 Гц.
3. Лечение голосового расстройства
Раньше: хирургически (удалялся поверхностный слой эпителия голосовых связок с тем, чтобы потом развился новый слой. Это получалось не всегда, последствия - хриплый голос).
Современные методы:
а) стробовидеоларингоскопия: микрофон, стробоскоп, освещающий голосовые складки, чувствительная телекамера;
б) электроглотография: к шее прикрепляют два электрода, через которые пропускают слабый высокочастотный ток. Этот метод позволяет лечить кисты, полипы опухоли. Например. У Элтона Джона продлили певческую карьеру.
4. Хаpaктеристики голоса:
а) высота (длина голосовых связок). Зависит от частоты звуковой волны;
б) сила (еле слышные и громкие звуки). Зависит от амплитуды звуковой волны.
Например. Шаляпин пел громовым басом, сотрясал люстры, раскалывая на них хрустальные подвески;
в) тембр (окраска голоса). Набор частот зависит от верхних резонаторов.
5. Изменение голоса:
голос приобретает окраску на 2-3 день после рождения, тогда мать начинает узнавать своего малыша по голосу;
мутация голоса в период пoлoвoго созревания и ломка голоса - дать \"пeтyxа\" - это физиологически и носит временный хаpaктер. 1,5-2 года надо щадить голос! У мальчиков голосовые связки изменяются в 2 раза, а у девочек на 1/3. Курение в этот период очень вредно; к 25 годам голос обретает индивидуальность; старческие изменения (голос слабеет, атрофические изменения).
6. Голос бывает:
Оттенки чувств и настроений
- Звонкий и радостный
- Сдавленный и глухой
- Нежный и гневный
- Ласковый и насмешливый
- Вкрадчивый и грозный
7. Правила пользования голосом.
Существует мнение, что младенцам кричать полезно. | Нет! У ребёнка могут образоваться узелки крика - маленькие полупрозрачные узелки. Это плохо сказывается на функции голосообразующего аппарата. |
Курение. | Не злоупотрeбллять. |
Употрeбление алкоголя. | Категорически запрещается! Алкоголь отрицательно влияет на голосообразующий аппарат. Голос становится хриплый, \"пропитый\". |
Перенапряжение голосового аппарата (доклад, лекция, уроки). | 1/2 чайной ложки соды, 2-3 капли 5% раствора йода, стакан воды. Полоскать горло утром и вечером. |
Никогда не повышайте голос. | При крике голосовые складки сильно напрягаются, сближаются, трутся друг о друга. Возникает чувство першения, голос становится хриплым. |
8. Болезни:
а) ларингит - воспаление гортани. К нему приводит переохлаждение или перенапряжение голоса.
Методы лечения: горячие ножные ванны (30 мин, t воды 42-45 градусов), горчичники на икроножную мышц.
Профилактика: очень полезно закаливание и морской воздух.
б) ринит - насморк.
Методы лечения:
чтобы восстановить носовое дыхание, врачи обычно прописывают сосудосуживающие, антибактериальные капли и мази. Но существуют формы ринита, при которых они не всегда приносят облегчение. Имеется в виду вазомоторный ринит. Это заболевание возникает на фоне вегетоневроза, вегетативно-сосудистой дистонии, когда нарушается двигательная функция сосудов. Возможно, поэтому особенно эффективными при таком состоянии оказались методы рефлексотерапии.
Рефлекс №1
- Согните ушную paковину так, чтобы слуховой ход был ею закрыт, крепко прижмите её, а затем резко отпустите. Проделайте 6-8 раз подряд. Через некоторое время происходит улучшение дыхания.
Рефлекс №2
- Точечный массаж. Каждую точку массируйте указательным или большим пальцем кисти 2-3 минуты вращательными движениями по часовой стрелке, постепенно надавливая до появления легкой болезненности. Уделяйте этой процедуре несколько минут утром и вечером. Указанную последовательность точек старайтесь не нарушать.
ПЕРВАЯ ТОЧКА - несимметричная. Находится на лбу, в центре границы волосистой части головы.
ВТОРАЯ ТОЧКА - симметричная. Расположена у внутреннего края брови.
ТРЕТЬЯ ТОЧКА - несимметричная. Расположена в центре переносицы.
ЧЕТВЕРТАЯ ТОЧКА - симметричная. Находится у края носовой кости.
ПЯТАЯ ТОЧКА - несимметричная. Расположена на середине носа у края носовой кости.
ШЕСТАЯ ТОЧКА - симметричная. Ее вы найдете у крыла ноздри.
СЕДЬМАЯ ТОЧКА - несимметричная. Расположена над верхней губой, прямо под носом.
ВОСЬМАЯ ТОЧКА - симметричная. Находится у наружного края ногтевой лунки указательного пальца кисти.
ДЕВЯТАЯ ТОЧКА - симметричная. Расположена у внутреннего края ногтевой лунки большого пальца кисти.
ДЕСЯТАЯ ТОЧКА - симметричная. Проведите прямые линии от восьмой и девятой точек. На месте их пересечения - десятая.
ОДИННАДЦАТАЯ ТОЧКА - симметричная. Находится у наружного угла ногтевой лунки большого пальца стопы.
ДВЕНАДЦАТАЯ ТОЧКА - симметричная. Расположена на стопе под внутренней лодыжкой, на границе тыльной и подошвенной поверхностей.
ТРИНАДЦАТАЯ ТОЧКА - симметричная. Проведите прямые линии от одиннадцатой и двенадцатой точек. На месте их пересечения (на внутренней поверхности голени, у края большеберцовой кости, на четыре поперечных пальца кверху от лодыжки) искомая точка.
Каждую точку массируйте указательным или большим пальцем кисти 2-3 минуты вращательными движениями по часовой стрелке, постепенно надавливая до появления легкой болезненности. Уделяйте этой процедуре несколько минут утром и вечером. Указанную последовательность точек старайтесь не нарушать.
9. Закрепление учебного материала
А)
Найдите ответы среди следующих вариантов:
1 - слизистая оболочка
2 - лёгочные пузырьки
3 - лёгкие
4 - бронхи
5 - трахея
6 - надгортанник
7 - гортань
8 - хрящевые полукольца
9 - плевра
10 - носовая полость
Вопросы:
I Не пропускает пищу в гортань?
II Не даёт трахее сужаться?
III Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает?
IV поверхностный слой воздухоносных путей?
V Начальная часть воздухоносного пути?
VI Выстилает наружную поверхность лёгких?
VII Покрывает стенку грудной полости изнутри?
VIII Внутри содержит голосовые связки?
IX Самая длинная часть воздухоносного пути?
X Путь вдыхаемого воздуха после гортани до лёгочных капилляров (последовательно)?
XI Место газообмена между лёгкими и кровью?
XII Место диффузии газов?
Правильные ответы:
I - 6 IV - 1 VII - 9 X - 5,4,3,2 II - 8 V - 10 VIII - 7 XI - 2 III - 10 VI - 9 IX - 5 XII - 2
б)
Посмотрите на рисунок: в каком состоянии находится голосовая щель: в состоянии спокойного дыхания, в момент речи или пения?
У мужчин щитовидный хрящ выступает вперёд, а потому голосовые связки у них длиннее, чем у женщин? Как это отражается на тембре голоса?
Известно, что звуки речи формируются с помощью органов ротовой и носовой полости. Чтобы убедиться в этом, длительно произнесите звук Р, М, Н, З, а затем зажмите нос. Какие из этих звуков невозможно произнести без участия носовой полости?
Произнесите слоги ЛЕ, ЛИ, НИ обычным способом и с зажатым носом. Изменяется ли звучание этих голосов и почему?
Вниз от перстневидного хряща идёт трахея. Впереди видны полукольца. Почему задняя часть трахеи не имеет хрящевой ткани, а бронхи снабжены хрящевыми кольцами. Какую функцию выполняет хрящ?
10. Комментарий к домашнему заданию.
Комментарии:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
17 07 2025 1:21:58
Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....
16 07 2025 16:20:11
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
15 07 2025 5:52:56
В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....
14 07 2025 16:20:13
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
13 07 2025 21:14:43
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
12 07 2025 9:43:55
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
11 07 2025 5:38:40
Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....
10 07 2025 22:53:36
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
09 07 2025 12:56:17
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....
08 07 2025 11:44:17
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
07 07 2025 18:25:43
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....
06 07 2025 15:43:16
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
05 07 2025 2:24:45
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
04 07 2025 17:42:48
На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....
03 07 2025 16:30:59
Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений.
...
02 07 2025 8:12:37
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества.
...
01 07 2025 10:46:47
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
30 06 2025 18:33:26
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....
29 06 2025 22:21:27
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
28 06 2025 3:46:24
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
27 06 2025 4:42:43
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
26 06 2025 6:34:33
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
25 06 2025 5:23:10
Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного хаpaктера, самостоятельную работу с текстом учебника, пpaктическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы.
...
24 06 2025 6:52:42

Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....
23 06 2025 6:56:19
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
22 06 2025 22:22:25
Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт
самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что
школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной
жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой
стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и
окружающему миру....
21 06 2025 12:40:36

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
20 06 2025 3:22:58
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала.
Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.
...
19 06 2025 12:30:38
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
18 06 2025 1:17:54

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
17 06 2025 16:28:59
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
16 06 2025 10:28:26
Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....
15 06 2025 17:45:27
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
14 06 2025 20:57:54
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
13 06 2025 16:45:11
Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....
12 06 2025 15:43:12
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
11 06 2025 12:21:11
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
10 06 2025 8:40:12
Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...
09 06 2025 2:27:33
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте.
...
08 06 2025 9:23:45
Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....
07 06 2025 4:27:31
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
06 06 2025 1:13:43
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
05 06 2025 8:10:14
Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....
04 06 2025 5:49:12
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
03 06 2025 7:42:25
Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека.
...
02 06 2025 20:48:51
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
01 06 2025 16:48:22
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
31 05 2025 2:40:35
В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом.
Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности
...
30 05 2025 9:55:34
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
29 05 2025 23:38:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::