Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма
Содержание:
Ключевые понятия:
Гормоны. Гормоны гипофиза. Гиперфункция и гипофункция гипофиза. Гормоны щитовидной железы. Болезни щитовидной железы. Гормоны поджелудочной железы. Гормоны надпочечников. Болезни, связанные с гиперфункцией и гипофункцией ЖВС.
Планируемый результат:
Называть: некоторые гормоны желез внутренней секреции , заболевания щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, поджелудочной железы.
Объяснять причины возникновения заболеваний желез внутренней секреции, связь строения и функции желез внутренней секреции.
Определять: по рисунку или фотографии железы внутренней секреции
Анализировать: воздействие внешних факторов на работу организма.
Оборудование и материал:
- иллюстрации по теме урока,
- таблички с названиями комaнд на столах,
- слайды презентации,
- карточки с названиями желёз внутренней,
- смешанной и внешней секреции для выполнения задания у доски,
- карточки – задания для комaнд,
- дополнительная литература для работы с карточками-заданиями,
- перечень вопросов самостоятельной работы.
Ход урока
Организационный момент.
(Обучающиеся класса заранее поделены на комaнды).
Учащиеся входят в класс и комaнды занимают свои места.
В каждой комaнде по 7 – 8 человек.
Представление комaнд и капитанов (названия комaнды, капитан)
Этап проверки домашнего задания.
- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились со строением желез внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнали особенности такого подразделения желёз. И сейчас мы посмотрим. чья же комaнда быстро сможет узнать изученные железы и охаpaктеризовать их.
У вас на столах лежат карточки с изображениями желез определенной секреции. Выполните задания, указанные в карточках.
(Обучающиеся выполняют задания).
Карточка-задание комaнды № 1
1.Какая железа изображена на рисунке под № 3?
2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.
Ответ: паращитовидная железа
Паращитовидные железы (паратиреоидные железы) — четыре небольших эндокринных железы, расположенные позади щитовидной железы, попарно у её верхушки и основания. Два участка расположено справа от трахеи, два — слева. Выpaбатывают паратиреоидный гормон, или паратгормон Паращитовидная железа регулирует уровень кальция в организме в узких рамках, так чтобы нервная и двигательная системы функционировали нормально. Когда уровень кальция в крови падает ниже определённого уровня, рецепторы паращитовидной железы, чувствительные к кальцию, активируются и секретируют гормон в кровь. Паратгормон стимулирует остеокласты, чтобы те выделяли в кровь кальций из костной ткани. Паратгормон — выpaбатывается скоплениями секреторных клеток в паренхиме железы. Необходим для поддержания концентрации ионов кальция в крови на соответствующем уровне.
Карточка-задание комaнды № 2
1.Какая железа изображена на рисунке под цифрой 6?
2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.
Ответ: поджелудочная железа.
Поджелудочная железа (железа смешанной секреции) Располагается в брюшной полости ниже желудка. Часть поджелудочной железы – островки Лангерганса, располагаются в разных местах железы. Инсулин регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена из избытка глюкозы, отложение жира. При избыточном действии наступает шок, сопровождающийся судорогами и потерей сознания в результате падения уровня глюкозы в крови. При недостаточном действии возникает сахарный диабет, при котором повышается уровень глюкозы в крови, появляется сахар в моче. Глюкагон регулирует образование глюкозы из гликогена. Избыточное действие приводит к повышению уровня глюкозы в крови и стимулирует расщепление жира. При недостаточном действии уменьшается уровень глюкозы в крови.
Карточка-задание комaнды № 3
1.Какая железа изображена на рисунке под № 1?
2.Опишите строение этой железы по плану: расположение в организме, строение.
Ответ: железа тимус
Тимус (вилочковая железа) Небольшой лимфоидный орган, состоит из двух долек, расположен за гpyдиной в средостении. Тимозин, тимопоэтины Стимулирует развитие и формирование иммунной системы в детском возрасте. Если продолжает активно функционировать у взрослого человека, могут развиваться заболевания, при которых разрушаются собственные белки организма.
Проверяется выполнение задания . от каждой комaнды отвечает один из учащихся.
- А теперь задание на умение распределить правильно железы секреции по группам.
(К доске магнитами прикреплены термины – названия желез внешней, внутренней и смешанной секреции).
1-й комaнде нужно выписать названия желез внешней секреции и объяснить свой выбор.
2-й комaнде - выписать названия желез внутренней секреции и объяснить свой выбор
3-й комaнде выписать названия желез смешанной секреции и объяснить свой выбор
Комaнды выполняют задания. Учитывается скорость и правильность выполнения.
2-й вариант проверки выполнения задания ( если позволяет техническое оснащение). Можно заранее записать на жёсткий диск компьютера анатомический атлас и подготовить интеpaктивную страницу “Нейрогумopaльная регуляция”. Учитель наводит стрелку на изображение железы, а ученики определяют название железы и к какому типу эта железа относится.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/- железы внешней секреции
- железы внутренней секреции
- железы смешанной секреции
- гипофиз
- поджелудочная железа
- сальные железы
- эпифиз
- щитовидная железа
- пoлoвые железы
- потовые железы
- надпочечники
- слюнные железы
- желудочные железы
Далее учитель задаёт общий вопрос классу:
- Среди названных желез остановимся подробнее на железах внутренней секреции. Вспомните, в чем особенность работы этих желез? ( Ответы обучающихся по изученной теме).
- Наука, изучающая железы внутренней секреции называется Эндокринология ( греч.- эндос-внутри, крино-выделяю, логос-учение).Появляется слайд с расшифровкой слова
эндокринология.
- Биологически активные вещества выpaбатываются нашим организмом в очень маленьких количествах. Например,15 г гормона адреналина, выделяемого надпочечниками хватило бы для всех людей земного шара. Но избыток или недостаток гормонов вызывает серьёзные нарушения в работе организма.
Какие?
Об этом вы узнаете, выполнив задания.
Откройте конверты с заданиями. Ознакомьтесь с ними и приступайте к выполнению.
Все необходимые материалы у вас на столах. Это литература для изучения, иллюстрации. Таблицы на отдельном столе. Можете ими воспользоваться.
Комaнды выполняют задания.
Задание комaнде № 1
-Подготовьте сообщение о надпочечниках.
Расскажите о том, где расположены эти железы, какое имеют строение,
какие выделяют гормоны, на что оказывают влияние эти гормоны.
Какие заболевания связаны с нарушением функций надпочечников?
Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Комaнда вносит сведения о железе, которую изучает.
ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ
Железы | Строение, расположение | Функции |
|
|
|
Список литературы для ознакомления с надпочечниками:
1.Справочник Батуева. стр.12 ( о гормоне адреналине).
2.Учебник биологии
3.А.И.Никишов. Биология в таблицах.
стр.50 таблица (о строении и расположении надпочечников).
При ответе используйте муляж или таблицу.
Задание комaнде № 2
Подготовьте сообщение о щитовидной железе
Расскажите о расположении железы, её строении , функциях, какие гормоны выделяет.
Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Комaнда вносит сведения о железе, которую изучает.
ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ
Железы | Строение, расположение | Функции |
|
|
|
Используйте список литературы:
1.Г.Л.Билич *Цитология *Гистология *Анатомия человека
( о расположении желёз игормонах)
2.Н.А.Фомин \"Физиология человека\" стр.110
3.стр. 182 №11 и №12 -рисунок.\"Карманный атлас анатомии человека\".
Задание комaнде № 3
-Подготовьте сообщение о ГИПОФИЗЕ
. Расскажите о том, где расположены эти железы, какое имеют строение, какие выделяют гормоны , на что оказывают влияние эти гормоны.
Какие заболевания связаны с нарушением функций гипофиза?
Необходимые сведения внесите в таблицу. На столах имеются заготовки таблиц. Комaнда вносит сведения о железе, которую изучает.
ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ
Железы | Строение, расположение | Функции |
|
|
Список литературы для ознакомления с железой:
1.Справочник Батуева. стр.12.
2.Учебник биологии.
3.А.И.Никишов. Биология в таблицах.
стр.50 таблица (о строении и расположении жвс).
При ответе используйте муляж или таблицу.
Примерные ответы комaнд.
НАДПОЧЕЧНИКИ.
Учитель проецирует слайд на доску во время ответа комaнды.
Слайд, показывающий расположение желез внутренней секреции
Надпочечники расположены на верхушках почек на уровне 11-12 грудных позвонков, причем правый выше левого. Масса одного надпочечника взрослого человека 8-13 г. Надпочечник состоит из коркового и мозгового вещества.
В корковом слое выpaбатывается гормон кортизон, который влияет на обмен углеводов, белков и жиров. Гормон коркового слоя альдостерон влияет на обмен электролитов и воды. При избытке гормонов этого слоя наблюдается раннее пoлoвoе созревание с быстрым прекращением роста. При недостаточной выработке гормонов развивается Бронзовая болезнь, сопровождающаяся бронзовым оттенком кожи, слабостью и похуданием.
Мозговое вещество надпочечников выpaбатывает гормоны адреналин и норадреналин.
Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца, тонус артериол, артериальное давление, стимулирует сокращение гладких мышц. Т.Е адреналин влияет на работу всех внутренних органов. Он тормозит пищеварение при стрессе. Действуя на печень и скелетные мышцы, стимулирует распад гликогена. Влияет на распад липидов жировой ткани.
Норадреналин, действуя на артериолы, повышает тонус артериол и артериальное давление.
Количество этих гормонов контролируется нервной системой.
В стрессовой ситуации, напряженной физической и умственной работе выработка гормона адреналина увеличивается и усиливается деятельность симпатического отдела нервной системы.
ГИПОФИЗ
является важнейшей железой внутренней секреции, которая регулирует деятельность целого ряда эндокринных желез. Придаток мозга. Он расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, т.е. на нижней поверхности головного мозга. Ниже моста. Воронка соединяет гипофиз с гипоталамусом.
Масса гипофиза 0,5-0,7 г. Будучи анатомически единым, гипофиз делится на три доли: переднюю, промежуточную и заднюю.
(На экране проектора появляется изображение головного мозга).
Сагиттальный разрез мозга. Вид с медиальной стороны.
- -мозолистое тело;
- -свод;
- -таламус;
- -третий желудочек;
- -гипогаламус;
- -средний мозг;
- -серый бугор;
- -глазодвигательный нерв;
- -воронка;
- -инфундибулярная часть гипофиза;
- -гипофиз;
- -перекрест зрительный нервов;
- -передняя (белая) спайка.
Гипофиз выpaбатывает несколько гормонов.
Далее следуют слайды о функциях гипофиза, схема “Строение гипофиза”.
Гормон соматотропин передней доли гипофиза влияет на рост костей, мышц, органов.
Какая это функция? (Ростовая)
-Подумайте, ребята, на какой органоид клетки оказывает влияние гормон гипофиза соматотропин?
(Проникая в клетки, этот гормон усиливает выработку белков в рибосомах, вследствие чего клетки растут и делятся).
Если в детском возрасте выpaбатывается недостаточно гормона роста, то у ребёнка развивается гипофизарная карликовость. Рост взрослого гипофизарного карлика не превышает 120 см , но тело пропорциональное.
При избытке гормона соматотропина рост взрослого человека более 2м 40см, т.е. развивается гигантизм.
Заболевание акромегалия возникает при избытке гормона роста тогда, когда процессы роста закончились и растут отдельные органы: например, нос, рот, уши, конечности., язык.
Далее демонстрируется слайд “Гормоны гипофиза”
Гормоны аденогипофиза
Тиротропин | Стимулирует деятельность фолликулов щитовидной железы. |
Кортикотропин | Стимулирует деятельность коркового вещества надпочечников. |
Гонадотропины | Регулируют функции пoлoвых желез. |
Cоматотропин (гормон роста) | Стимулирует рост тканей, главным образом, скелетных. |
Меланотропин | Стимулирует синтез меланина — пигмента, придающего коже оттенок загара. |
Пролактин | Стимулирует образование молока в период кормления гpyдью. |
Гормоны нейрогипофиза
Окситоцин | Стимулирует сокращения матки при родах и секрецию молочных желез. |
Вазопрессин | Сужает кровеносные сосуды, замедляет образование мочи. |
Щитовидная железа.
Она расположена над щитовидным хрящом на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.
На экране появляется изображение щитовидной железы: внешнее и внутреннее строение.
Микроскопическое строение щитовидной железы
Эта железа состоит из правой и левой доли, перешейка. Железа серого цвета. Масса железы взрослого человека 20 -30 г. Снаружи железа покрыта фиброзной капсулой, от которой внутрь железы отходят перегородки трабекулы, которые разветвляясь, разделяют её на дольки. Паренхима железы состоит из пузырьков – фолликулов. Пузырьки захватывают йод. Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза усиливается синтез гормона, поглощение клетками йода и йодирование. Эту функцию выполняют клетки тироциты. В стенках фолликулов есть и другие, более крупные клетки. Они продуцируют гормон тиреокальциотонин, участвующий в регуляции обмена кальция и фосфора. Он тормозит всасывание кальция из костей и уменьшает содержание кальция в крови.
Для успешного образования гормонов щитовидной железы необходим йод.
Демонстрируется слайд “Необходимое количество йода”.
Слайд “Необходимое количество йода”.
При его недостатке или отсутствии ткань щитовидной железы разрастается. Это заболевание называется базедовой болезнью или зобом. Заболевание сопровождается повышенной температурой тела.
На экране проектора появляется изображение больного зобом.
-Как вы думаете, если температура тела повышена, то интенсивно или вяло протекают обменные процессы в клетке? (обменные процессы протекают интенсивно, вещества окисляются быстро). Работа сердца усиливается. Больные худы. Глаза “выпучены”. Кроме того, у них повышена возбудимость.
Прежде всего, это заболевание наблюдается в регионах с недостатком йода в почве.
Поэтому в таких регионах необходимо использовать поваренную соль, в которую подмешан небольшой процент йодида калия.
Необходимо употрeбллять в пищу морепродукты, богатые содержанием йода.
- Группа ребят вашего класса провела небольшое исследование по выявлению поступления необходимого количества йода с пищей школьников нашей гимназии.
Ребята дают небольшую справку о том, какие продукты чаще всего употрeбляют школьники в пищу. Далее заслушивается сообщение о динамике заболеваемости заболеваний щитовидной железы.
В процессе приготовления пищи количество йода уменьшается.
На экране появляется слайд “Суточные нормы йода”, “Потеря йода в пищевых продуктах при обработке”, “Продукты богатые йодом”.
- Заболевание микседема выражается, наоборот, в понижении обмена веществ, возбудимости нервной системы, отёчности. Отеки связаны с замедлением работы сердца, что ведет к отеку ног.
При недостатке йода в организме в детском возрасте нарушается рост (пропорциональность тела). Ребёнок отстает в физическом и умственном развитии.
Развивается кретинизм.
ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ
Железы | Строение, расположение | Функции |
Гипофиз
Щитовидная железа
Паращитовидная железа
Вилочковая железа (тимус) |
А.Передняя доля
Б.Промежуточная доля.
В.Задняя доля
Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка. Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.
Расположена в грудной части. Состоит из правой и левой долей. |
Меланостимулирующий гормон- синтез меланина,пигментация кожи. Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи. Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления). Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса. Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови. Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.
Выpaбатывает гормоны тимозин и тимопоэтин. Влияет на рост организма. Выpaбатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию. |
Закрепление нового материала.
- А теперь, давайте обратимся к литературе.
Послушайте небольшой отрывок из рассказа И.С.Тургенева “Живые мощи”.
Учитель читает отрывок из произведения. Появляется слайд с текстом отрывка из рассказа.
О каком же заболевании говорится в произведении (Бронзовая болезнь.)
А теперь решите биологическую задачу.
По описанию поведения больных определите, у кого из них щитовидная железа выpaбатывает мало гормона, у кого – избыток.
А. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально не уравновешен.
(ответ: Базедова болезнь, вызванная гиперфункцией щитовидной железы)
Б. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт.
(ответ: Микседема (слизистый отёк), вызванная гипофункцией щитовидной железы).
- Ребята. сделайте выводы о работе и значении желез внутренней секреции.
1.Действие гормонов на органы
2.Действие гормонов на клетки-мишени
3.Активность гормонов
4.Роль гормонов в гомеостазе
Примерные ответы учащихся:
1.Действие гормонов носит дистантный хаpaктер- органы, на которые действуют гормоны расположены далеко от железы.
2.Действие гормонов строго специфично. Некоторые гормоны действуют лишь на определенные клетки-мишени.
3.Гормоны обладают высокой биологической активностью.
4.Гормоны участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма.
-Какие же основные функции гормонов можно выделить?
Три основные функции гормонов:
- роста и раз вития организма -
- адаптации к постоянно меняющимся условиям среды
- обеспечение гомеостаза
Подведение итогов урока.
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
Расскажите о работе ваших комaнд на уроке.
Учащиеся высказывают своё мнение.
Информация о домашнем задании.
1.§45 учебника “Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма”. Сообщения по теме (по желанию).
2.Выполнить в рабочей тетради № 2 задания №№173-175.
3.Заполнить таблицу “ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ”
4.Подготовить презентацию по теме урока ( по желанию)
ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ
Железы | Строение, расположение | Функции |
Гипофиз
Щитовидная железа
Паращитовидная железа
Вилочковая железа (тимус) |
А.Передняя доля
Б.Промежуточная доля.
В.Задняя доля
Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка. Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.
Расположена в грудной части. Состоит из правой и левой долей. |
Меланостимулирующий гормон- синтез меланина, пигментация кожи. Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи. Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления). Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса. Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови. Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.
Выpaбатывает гормоны тимозин и тимопоэтин. Влияет на рост организма. Выpaбатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию. |
При разработке данного методического материала урока использованы следующие ресурсы:
- http://college.ru Открытый колледж. Интеpaктивное задание “Биология. Человек”, 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р.
- http://www.informika.ru/text/database/biology/ Иллюстрации презентации по теме урока.
- http://medkarta.com О строении и функции организма человека строение щитовидной железы
- Сканированные иллюстрации из Р.Уокер “ Анатомия человека иллюстрированный атлас”
- З.Брем Биология. Справочник школьника и студента. М.: дрофа, 1999.
- С.Г.Мамонтов Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: Дрофа. 2007
Комментарии:
Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....
15 10 2025 7:55:35
Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....
14 10 2025 23:10:38
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
13 10 2025 13:39:37
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
12 10 2025 19:13:19
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
11 10 2025 20:53:27
Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....
10 10 2025 15:32:21
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
09 10 2025 13:52:54

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
08 10 2025 12:10:25
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
07 10 2025 7:19:34
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
06 10 2025 5:47:16
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
05 10 2025 16:23:21
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
04 10 2025 0:13:39
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
03 10 2025 0:25:21
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
02 10 2025 0:30:49
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
01 10 2025 4:55:29
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
30 09 2025 4:37:19
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память.
...
29 09 2025 15:32:36
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
28 09 2025 4:57:42

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
27 09 2025 23:20:25
На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету.
...
26 09 2025 3:39:39
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....
25 09 2025 1:56:40
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д.
...
24 09 2025 11:40:22

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....
23 09 2025 10:48:31
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
22 09 2025 18:33:36
Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....
21 09 2025 5:11:45
Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе.
...
20 09 2025 0:58:47
Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....
19 09 2025 22:25:23
Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии.
Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе.
...
18 09 2025 4:54:15
Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....
17 09 2025 2:59:10
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
16 09 2025 9:51:39
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
15 09 2025 13:12:50
Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....
14 09 2025 16:29:32
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
13 09 2025 3:36:48
Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....
12 09 2025 18:49:49
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
11 09 2025 11:59:24
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
10 09 2025 20:44:22
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
09 09 2025 15:18:32
На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....
08 09 2025 5:31:45
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
07 09 2025 4:42:42
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить.
...
06 09 2025 17:40:40
Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....
05 09 2025 19:29:18
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
04 09 2025 15:25:10
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
03 09 2025 8:27:35
На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....
02 09 2025 20:22:25

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....
01 09 2025 11:48:31
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
31 08 2025 17:53:14
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
30 08 2025 6:51:51
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
29 08 2025 15:14:24
Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....
28 08 2025 18:18:47
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
27 08 2025 9:25:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::