Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана"


    Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана"

На данном уроке целесообразно отойти от традиционного изложения материала, сделать его ярким, запоминающимся.

Цель урока: показать многообразие земноводных, их хаpaктерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране.

Задачи урока:

а) обучения – обобщить и систематизировать знания о земноводных;
б) развития – совершенствовать умения распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках;
в) воспитания – продолжить воспитание эстетических взглядов.

Оборудование: книги о земноводных, рисунки с изображением земноводных, выполненные учащимися, муляж озерной лягушки, презентация Приложение 1.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний по теме “Земноводные” (этот урок – заключительный в теме, поэтому целесообразно проверить усвоение школьниками материала о внешнем и внутреннем строении земноводных).

Задание 1.

Рассказать о размножении земноводных (сроки размножения, пoлoвoй диморфизм, брачное поведение, метание икры, уход за потомством).

Задание 2.

На магнитной доске разместить последовательно таблички с изображением стадий развития земноводных и дать краткую хаpaктеристику каждой стадии.

Задание 3.

На магнитной доске, под табличками с названиями систем органов, разместить соответствующие названия отдельных органов, из которых образована та или другая система органов земноводных.

Система
органов дыхания
Система
органов пищеварения
Кровеносная
система

Названия органов: жабры, легкие, 2 круга кровообращения, кожа, двухкамерное сердце, трехкамерное сердце, один круг кровообращения, замкнутая система, печень, поджелудочная железа, клоака, пищевод, желудок, кишечник, боковая линия.

Задание 4.

Предлагается вписать в таблицу перечисленные ниже признаки.

Признаки
рыб
Признаки
земноводных
Общие признаки
 хордовых животных

Признаки: обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, 2 круга кровообращения, слизистая кожа, легочное дыхание, наличие нервной системы с обособленным спинным и головным мозгом, развитие яиц в воде, наличие баpaбанных перепонок, развитие с метаморфозом, пятипалая конечность, наличие внутреннего уха, слюнные железы; сложное поведение.

III. Изучение нового материала: знакомство с многообразием земноводных.

1. Рассказ учителя. Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Существует около 4-х тыс. видов амфибий. Мы познакомимся с отрядами бесхвостых, безногих и хвостатых земноводных. (На магнитной доске крепятся таблички с названиями отрядов.)

У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту.

2. Демонстрация слайд-шоу.

Краснобрюхая жерлянка. Распространена в Центральной и Восточной Европе. Имеет светло-серую окраску с темными пятнами и ярко-оранжевое брюшко с синеватыми пятнами. Достигает 60 мм в длину. Живет в болотах и озерах. В период размножения самцы токуют “ук” и лежат, распластавшись, на воде, время от времени передвигаются толчками. Хищники редко едят их, так как кожные железы выделяют секрет более ядовитый, чем секрет других амфибий. Если в одну посуду посадить тритона и жерлянку, то тритоны гибнут. Потревоженная амфибия поворачивается на спину и всем демонстрирует свое брюшко: “Не тронь меня, я ядовита!”.

Озерная лягушка – самая крупная лягушка нашей фауны. Размер ее достигает 17 см. Самки обычно крупнее самцов. Обитают в озерах и болотах. Днем спокойно дремлют на солнце, но в случае опасности бросаются в воду и, добравшись до дна, зарываются в ил. Вечернюю зарю они встречают большими компаниями с обязательным концертом – хоровым кваканьем. Зрение, обоняние и слух у озерных лягушек прекрасно развиты. Те, кто считает лягушку “безмозглой”, глубоко заблуждаются. Питается озерная лягушка насекомыми, червями, улитками. Не прочь пообедать и своими собратьями. В Германии и Франции эти лягушки настоящий деликатес. Их употрeбляют в пищу.

Пятнистая, или огненная, саламaндра. Распространена в Средней и Южной Европе, Северной Африке, Малой Азии, Предгорных районах Карпат. Живет до 18 лет. Достигает в длину 25–28 см. Саламaндра “и в огне не горит” – так с древних времен говорили об этой амфибии. Это животное породило много странных и загадочных легенд. Виной всему совершенно безвредная слизь, которую выделяет ее кожа. Если саламaндру бросить в огонь, то она действительно благодаря усиленному выделению слизи не будет гореть и далее может спастись бегством. У саламaндры позади глаз находятся выпуклые удлиненные ядовитые железы. Огненная саламaндра с головы до ног покрыта множеством желтоватых пятен, разбросанных на темном фоне. Примечательно, что расположение пятен всегда неповторимо, как отпечатки пальцев у человека. Саламaндра любит сырые и темные места, днем прячется под камнями и корнями деревьев. В сухую погоду может погибнуть. Эти животные достаточно медлительны, поэтому могут охотиться только за червями и улитками. Они рождают живых детенышей. Зимой впадают в спячку.

Чесночницы. Многочисленные железы этих амфибий выделяют ядовитый секрет, напоминающий запах чеснока. Для человека яд не представляет опасности, но может вызвать cмepтельное отравление у ящериц, змей, птиц, грызунов. Для чесночницы хаpaктерен большой лопатообразный внутренний пяточный бугор, который развился в связи с роющей деятельностью. Эти амфибии способны зарываться в землю на глубину до 3 м. На охоту выходят ночью. В отличие от других амфибий имеют вертикально поставленный зрачок.

Серая жаба. Распространена в Северо-Западной Африке, в Европе, Сибири и на Дальнем Востоке, Корее, Японии. Она имеет темно-серую окраску и сплошь покрыта бородавками. Живет до 40 лет. По размерам она превосходит лягушек, достигая в длину 15–20 см; имеет более короткие задние лапы, поэтому передвигается крайне неуклюже. Ее единственное средство защиты – ядовитые железы – околоушные и множество одиночных мелких. Свой яд жабы выбрасывают на расстояние до 1 м. Выделяемое вещество обладает резким запахом и вызывает рвотный эффект. Яд содержит адреналин, вещество, стимулирующее сердечнососудистую и дыхательную системы. У серой жабы уравновешенный, спокойный хаpaктер. Она не боится человека, легко привыкает и запоминает места кормежек. С водой жабы связаны лишь в период размножения. Проницаемость кожи для воды в 2 раза меньше, чем у лягушки. Она ведет ночной или сумеречный образ жизни. На рассвете купается в росе, пополняя запас воды в теле. В 1904 г. российский академик Кравцов впервые разработал метод получения лекарства для лечения заболеваний сердечнососудистой системы из секрета, выделяемого железой жабы. В восточной медицине выделения железы жабы используется для остановки кровотечений.

Рогатка. Эта амфибия обладает довольно широкой головой и огромным ртом. Название рогатка получила за своеобразные заостренные выросты век над глазами размером до 20 мм. Рогатка ярко окрашена. Закопавшись в землю, сидит неподвижно и ждет добычу, видна только голова, сливающаяся с окружающей средой. Имеет зубы и сильные челюсти. Питается беспозвоночными и мелкими позвоночными животными.

Квакша обыкновенная имеет ярко-зеленую окраску, но она непостоянна и меняется в зависимости от фона окружающей среды. Концы пальцев квакши расширены в диски, на них есть особые железы, выделяемые липкий секрет, позволяющий лягушкам удерживаться на вертикальной поверхности. Квакши небольшие изящные земноводные, большую часть проводят на деревьях и кустарниках. Вечером спускаются вниз, купаться в вечерней росе. Живут квакши до 20 лет. В случае опасности могут притвориться мертвыми или мгновенно удрать длинными прыжками.

Обыкновенный тритон. Внешне напоминает ящерицу и отличается от нее гладкой увлажненной кожей. Для многих тритонов хаpaктерны высокие бахромчатые гребни, тянущиеся от головы к хвосту и вокруг него, это дополнительный орган дыхания. В брачный период самцы имеют яркую окраску. Это время тритоны проводят в воде, а затем выбираются на сушу и живут до осени в сырых местах. Зимуют на суше небольшими группами. У тритонов есть враги – ежи, собаки и ужи. При виде врага принимают защитную позу – выгибают тело и хвост, выставляют наружу оранжевое брюхо. Почуяв добычу, тритоны хватают ее кончиком зубов и глотают живьем, колотя о землю так, чтобы втиснуть ее без помощи лап. У тритона хорошо развита способность к регенерации. Они восстанавливают не только утраченные лапы и хвост, но даже глаза.

Шпорцевая лягушка – жительница Южной Африки. Эта амфибия никогда не покидает водоемы. Ведет исключительно водный образ жизни. На задних лапах имеет плавательную перепонку, три пальца задних конечностей заканчиваются острыми коготками. На теле расположены органы боковой линии. Шпорцевая лягушка кормится под водой, помогает засовывать пищу в рот передними лапами. В период размножения у самцов появляются черные полосы по бокам пальцев и вдоль конечностей. Самцы громко квакают. После спаривания лягушки линяют. Кожа начинает отставать по направлению от ног ко рту и затем проглатывается животным. Шпорцевые лягушки часто стоят вертикально “в человеческой позе”.

3. Рассказ учителя о голосах земноводных.

Земноводные – удивительные певуньи. Они могут издавать звуки при помощи резонаторов – особых пузырей в уголках рта. Представьте, что вы в лесу, теплый майский вечер, почувствуйте запах трав и цветущих кустарников. Голос травяной лягушки напоминает отдаленный лай собак, зеленая жаба издает трели, необычен голос жерлянки, в отличие от других земноводных она издает его не при помощи резонаторов, а благодаря наличию особого горлового мешка. А вот чесночница стучит под водой. Среди земноводных это интереснейший пример передачи акустического сигнала под водой. Самая громкая певунья нашего леса – озерная лягушка.

4. Охрана земноводных. Сообщение учащегося.

Все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Хозяйственная деятельность человека оказывает на них пагубное влияние. Земляные работы, вырубка лесов, выгон скота и загрязнение водоемов приводят к катастрофическому исчезновению естественных местообитаний земноводных. 33 вида амфибий занесены в Красную книгу. Из них 8 видов занесены в Красную книгу России: крестовка кавказская, жаба камышовая, тритон альпийский, чесночница сирийская, тритон костистый, тритон карпатский, тритон малоазиатский, саламaндра кавказская.

Для сохранения редких видов земноводных принимаются следующие меры: очистка водоемов, запрет на уничтожение исчезающих видов, в ряде стран строят специальные тоннели под автострадами для прохода земноводных.

5. Значение земноводных. Работа в группах. Фронтальная беседа. (Предполагаемый ответ: земноводные уничтожают вредителей растений; являются необходимым звеном в цепях питания; объект лабораторных исследований; из выделений желез изготавливают лекарственные препараты; в некоторых странах земноводных употрeбляют в пищу.)

IV. Задание на дом: изучить §39 учебника; придумать кроссворд на тему “Земноводные”.

V. Закрепление изученного материала можно провести в форме викторины-соревнования.

Задание 1.

Внимание! Черный ящик. В нем находятся 2 предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы.)

Задание 2.

Дайте определение следующим терминам:
Анабиоз (временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены).
Амфибия (двоякодышащее, земноводное).
Метаморфоз (развитие с превращением).
Резонаторы (особые мешки в углах рта земноводных, усиливающие звуки).

Задание 3.

Ответьте на вопросы:

Почему летом для пpeдoxpaнения от скисания молока в селах в банки с молоком опускали лягушек? (Кожа лягушек покрыта слизью, обладающей бактерицидным свойством.)

Как жаба восполняет недостаток влаги в организме? (Купается в росе.)

Можно ли приобрести бородавки, держа в руках жаб и лягушек? (Это ошибочное мнение, выделения кожи обладают бактерицидным свойством, а бородавки вызываются вирусами.)

Какая амфибия имеет орган боковой линии? (Шпорцевая лягушка.)

Какие земноводные “стучат” под водой? (Чесночница.)

Голодная лягушка отказалась есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу.)

Какое земноводное может закапываться в землю? (Чесночница.)

По латыни их называют амфибии ... (Двоякодышащие), а как называют по-русски? (Земноводные.)

Камышовая жаба, альпийский тритон, всего 33 амфибии из разных стран. Что их объединяет? (Они занесены в Красную книгу.)

Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по вертикальной поверхности и выполнять другие акробатические трюки. Кто эти гимнасты? (Квакши.)

Какую крупную жабу акклиматизировали во многих странах мира? (Жабу ага.)

Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности? (Она предупреждает, что ядовитая.)

VI. Подведение итогов урока.



Комментарии:

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"


    Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

      На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

09 10 2025 16:21:50

Интеллектуальная игра и урок биологии в школе


    Интеллектуальная игра и урок биологии в школе

      В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...

08 10 2025 11:38:52

Открытый урок "Многообразие голосеменных растений Забайкальского края"

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....

07 10 2025 8:15:20

Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"


    Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"

      На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....

06 10 2025 5:33:21

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

05 10 2025 19:48:37

Свойства и функции белков


    Свойства и функции белков

      Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....

04 10 2025 3:55:59

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

03 10 2025 14:12:40

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"


    Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

      Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

02 10 2025 22:24:56

Элективный курс для девочек 7–9-х классов "Жемчужина Вселенной"


    Элективный курс для девочек 7–9-х классов "Жемчужина Вселенной"

      Через реализацию данной программы обеспечивается пoлoвoе воспитание девочек-подростков. Пoлoвoе воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы мopaльного, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....

01 10 2025 19:34:47

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

30 09 2025 2:52:22

Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»


    Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»

      Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....

29 09 2025 8:11:13

Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс


    Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс

      Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....

28 09 2025 9:34:49

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)


    Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

      На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

27 09 2025 8:26:18

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

26 09 2025 11:22:14

Спирогира. Особенности строения и размножения

Спирогира. Особенности строения и размножения Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

25 09 2025 20:34:46

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма"

Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....

24 09 2025 10:40:31

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

23 09 2025 13:58:34

Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения


    Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения

      Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....

22 09 2025 9:54:32

Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции


    Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

      Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....

21 09 2025 2:15:42

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

20 09 2025 3:11:31

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

19 09 2025 5:55:47

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

18 09 2025 8:15:16

Конспект урока "Этапы эволюции человека"


    Конспект урока "Этапы эволюции человека"

      Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

17 09 2025 7:56:33

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)


    "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

      В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....

16 09 2025 12:21:17

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

      Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

15 09 2025 6:55:22

Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения


    Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения

      Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....

14 09 2025 0:48:11

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

13 09 2025 0:59:16

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе


    Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

      Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

12 09 2025 18:44:31

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....

11 09 2025 16:22:37

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

10 09 2025 23:24:11

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"


    Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

      План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

09 09 2025 4:51:29

Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс


    Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....

08 09 2025 9:24:45

Внутреннее строение листьев


    Внутреннее строение листьев

      Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....

07 09 2025 11:12:10

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

06 09 2025 4:36:16

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

05 09 2025 15:21:58

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках


    "Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

      Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

04 09 2025 12:49:24

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

03 09 2025 9:36:59

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

02 09 2025 12:53:59

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

      Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

01 09 2025 17:54:46

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

31 08 2025 8:51:30

Покрытосеменные растения


    Покрытосеменные растения

      На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....

30 08 2025 15:26:22

Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"

      Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....

29 08 2025 19:20:35

Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"


    Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

      Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....

28 08 2025 15:24:57

Органы. Системы органов. 8-й класс


    Органы. Системы органов. 8-й класс

      Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....

27 08 2025 8:59:54

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

26 08 2025 3:19:24

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

25 08 2025 5:28:10

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

24 08 2025 1:56:37

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс


    Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

      Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....

23 08 2025 20:16:27

Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления


    Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления

      Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....

22 08 2025 5:11:52

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

21 08 2025 22:33:22

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::