Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Задачи:
- Образовательная: используя словесные и наглядные методы изучить хромосомный механизм определения пола организма, сущность наследования признаков, сцепленных с полом, продолжить формирование умений по решению генетические задачи.
- Развивающая: развитие логического и творческого мышления, познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики, развитие пpaктических умений и навыков при решении задач, учить умению делать выводы, аргументировать.
- Воспитывающая: воспитание осознанного отношения к вопросам определения пола, формирование научного мировоззрения.
Принципы: научности, доступности, системности и последовательности, наглядности.
Средства: карточки со схемами для определения пола, сборник задач по общей биологии, мультимедиа проектор, видеомагнитофон, художественный фильм “Романовы, венценосная семья”.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- пpaктические.
МПС: история.
Тип урока: изучение новой темы.
План урока
Презентация
1. Организационный момент:
- приветствие учащихся
- подготовка учащихся к работе на уроке, сообщение темы урока; <слайд 1>
- целевая установка.
2. Актуализация знаний по теме “Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя”
2.1 Решение задач по вариантам с проверкой у доски.
Задача 1.
Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантный признак. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом.
Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготные по этим парам генов.
Задача 2.
Некоторые формы катаpaкты и глухонемоты у человека передаются как рецессивные не сцепленные признаки.
Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катаpaктой и глухонемотой, а другой гетерозиготен по этим признакам.
3. Изучение новой темы.
План темы
Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки.
Хромосомное определение пола.
Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.
Вступительное слово учителя.
У многих видов животных и растений соотношение между особями мужского и женского пола примерно равно, т.е. расщепление хромосом, по признаку пола происходит в соотношении 1:1
Пол - это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет. <слайд 2>
Отличия хромосомного набора самца от хромосомного набора самки.
Пол организма определяется обычно в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы. Хромосомы одинаковые у мужского и у женского полов называются аутосомы. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называют пoлoвые хромосомы. <слайд 3>
Те из них, которые одинаковы у особей мужского и женского пола и являются парными у одного из полов, получили название X-хромосом. Непарная пoлoвая хромосома, имеющаяся у организмов одного пола и отсутствующая у другого, была названа Y-хромосомой.
Следовательно, у любого вида особи обоих полов имеют одинаковые аутосомы и одну из X-хромосом. Различаются же они тем, что у одного пола имеются две X-хромосомы, а у другого – X – и Y-хромосомы.
Пол , образующий одинаковые гаметы по
пoлoвoй хромосоме называют -
гомогаметным. Пол образующий разные
гаметы по пoлoвoй хромосоме
называют – гетерогаметным.
Примером могут являться пoлoвые хромосомы в
геноме человека. <слайд 4>
Хромосомное определение пола. (Объяснение с использованием ИКТ)
В процессе оплодотворения могут возникать различные комбинации <слайд 5>
Схема формирования пола у человека
Если яйцеклетка несущая Х-хромосому, будет оплодотворена cпepматозоидом, несущим Y-хромосому, то из зиготы родится мужская особь. Если яйцеклетка несущая Х- хромосому, будет оплодотворена cпepматозоидом, несущим Х-хромосому, то из зиготы родится женская особь.
У большинства организмов женский пол гомогаметный (ХХ), а мужской гетерогаметный (ХY). У птиц, бабочек, пресмыкающихся гомогаметный мужской пол (ХХ). Пол потомства определяется гаметами гетерогаметного организма, но у некоторых организмов определение пола зависит от внешних факторов, например у морского червя бонелли.
3.4 Сообщение учащихся на тему: “Червь, “опровергающий” генетические законы определения пола” <слайды 6,7>
Самостоятельное составление схем по определению пола кузнечика и шелкопряда (работа по вариантами проверка у доски)
Постройте схему формирования пола:
Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией. (Объяснение с использованием ИКТ)
Пoлoвые хромосомы отвечают не только за формирование пола, существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в пoлoвых хромосомах. Наследование таких признаков называется, наследование сцепленное с полом.
Особая роль в изучении наследования сцепленного с полом принадлежит американскому эмбриологу, генетику Томасу Моргану. Морган и его сотрудники заметили, что наследование окраски глаз у мушки дрозофилы зависит от пола родительских особей, несущих альтернативные аллели. <слайд 8>
Ярким примером такого наследования является наследование дальтонизма (отсутствие восприятия цвета) и гемофилии.
Наследование сцепленное с полом изучим на примере заболевания гемофилией. Гемофилия - тяжелое наследственное генетическое заболевание крови, которое вызвано врожденным отсутствием некоторых белков - факторов свертывания крови.
Самый известный случай заболевания гемофилией в России, это болезнь сына царя Николая II, царевича Алексея.
(Демонстрация фрагмента из фильма “Романовы, венценосная семья” реж. Глеб Панфилов)
<слайд 9>
Гемофилия считается царской болезнью не только в России. История ее распространения по королевским семьям Европы прослежена от королевы Англии Виктории. Виктория и ее муж были здоровы. Известно также, что никто из ее предков не страдал гемофилией. Наиболее вероятно, что возникла мутация в геноме одного из родителей Виктории.
У Виктории родилось 9 детей, из них две дeвoчки - переносчицы болезни и больной мальчик. Одна из дочерей-переносчиц - Алиса вышла замуж за Людвига IV Гессенского, обе дочери Алисы - Ирен (жена Генриха Прусского) и Алекс (жена Николая II) - тоже оказались носительницами болезни. Пока у царствующих в России супругов рождались только дeвoчки, проблем не возникало. С рождением наследника, страдающего тяжелой формой гемофилии, начались страдания всей семьи. <слайд 10>
К дочерям царя не сватались, наслышанные о горьком наследии этой семьи - заболевании, которое в то время обрекало человека на медленную, а иногда и быструю cмepть. В архивах сохранились драматические описания страданий царевича, которого до 7 лет дядька не спускал с рук, однако ему все равно не удавалось избежать кровоизлияний в суставы. Светская медицина не могла помочь ребенку и страдающей вместе с ним матери.
Для того чтобы проследить хаpaктер наследования необходимо ввести следующие обозначения: <слайд 11>
Н- нормальная свертываемлость крови;
h- несвертываемость крови.
Схема наследования признака – объяснение <слайд 12>
Изучив родословную и хаpaктер наследования гемофилии в семье Романовых, была ли вами выявлена некая закономерность?
Ответственный за гемофилию ген находится на Х-хромосоме, а так как мужчины могут передать потомству либо Х либо Y хромосому, то в случае рождения мальчика (передачи Y-хромосомы) гемофилия вообще не передается, а в случае рождения дeвoчки (передачи больной Х-хромосомы) организм ребенка использует для механизма свертывания вторую Х-хромосому, передавшуюся от матери. Таким образом, дети больных гемофилией не болеют гемофилией. Болезнь может проявится только через поколение, если дeвoчка с больной X-хромосомой (их еще называют носительницами гена гемофилии) передаст ее сыну. Но вероятность этого будет только 25%. Королева Виктория, ставшая носительницей рокового гена, передала его многим своим потомкам. Все потомки мужского пола, которые получили от Виктории Х-хромосому с мутантным геном страдали тяжелым недугом – гемофилией. <слайд 9>
4. Закрепление изученного материала.
Решение задачи (с комментариями учителя)
Черная кошка принесла котят, трех черного цвета и одного черепахового. Определите окраску шерсти отца котят и пол котят (ген В- рыжий цвет шерсти, в- черный , Вв-черепаховый). <слайд 13>
4.2 Самостоятельная работа по решению задач по генетике пола.
4.3 Обобщение.
5. Итоги урока:
- анализ работы учащихся учителем;
- выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание: <слайд 14>
§ 30 стр. 109-111;
ответить на вопросы 1-3 в конце параграфа;
решить задачу (I вариант – задача №9, II вариант – задача №10, стр. 19 )
Список литературы
- Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Д. К. Беляева, П. М. Бородина, Н. Н. Воронцова. II ч./авт.-сост. А. Ю. Гаврилова.-Волгоград: Учитель, 2006.-125 с.
- Балязин В. Н. Тайны дома Романовых. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006. -447 с.
- Кулев А. В. Общая биология. 11 класс: Метод. пособие. – СПб.: “Паритет”, 2002.- 192.
- Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ре6д. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица.- 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004.- 304 с.: ил.
- Карпова Л. Г. Сборник задач по общей биологии. Улан-Удэ, 2006. – 26 с.
Комментарии:
Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....
18 11 2025 3:53:53
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
17 11 2025 13:13:43
Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный хаpaктер и требует от школы обновления структуры.
Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов.
...
16 11 2025 12:14:36
Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....
15 11 2025 6:22:54
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования.
...
14 11 2025 10:24:14
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
13 11 2025 18:22:31
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
12 11 2025 22:18:47
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
11 11 2025 16:44:22
Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....
10 11 2025 0:22:32
Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....
09 11 2025 12:16:55
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
08 11 2025 19:27:33
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
07 11 2025 8:26:23
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
06 11 2025 10:36:19
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
05 11 2025 12:29:45
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
04 11 2025 19:56:16
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
03 11 2025 0:30:33
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
02 11 2025 3:58:35
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения.
...
01 11 2025 4:34:21
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
31 10 2025 23:36:53
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
30 10 2025 14:45:57
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
29 10 2025 20:58:16
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
28 10 2025 20:27:26
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
27 10 2025 9:24:14
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
26 10 2025 10:39:40
Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....
25 10 2025 2:51:48
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
24 10 2025 23:43:19
Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....
23 10 2025 4:38:40
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях.
...
22 10 2025 7:42:14
Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....
21 10 2025 21:49:55
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
20 10 2025 6:49:49
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся.
...
19 10 2025 1:58:54
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
18 10 2025 18:30:25
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
17 10 2025 21:16:43
Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....
16 10 2025 4:38:37
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
15 10 2025 17:30:55
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
14 10 2025 5:28:12
Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....
13 10 2025 19:14:54
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
12 10 2025 23:17:31
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
11 10 2025 6:53:48
Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент.
Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий.
На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков.
...
10 10 2025 0:12:27
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
09 10 2025 10:57:52
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
08 10 2025 19:13:15
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
07 10 2025 23:31:43
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы.
...
06 10 2025 8:31:59
Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию;
формируют эмоциональное отношение к водорослям....
05 10 2025 20:39:12
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения.
...
04 10 2025 23:33:43
Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...
03 10 2025 15:17:19
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
02 10 2025 3:44:44
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
01 10 2025 15:52:41
Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....
30 09 2025 17:40:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




