Прокариотическая клетка. 9-й класс
Задачи урока:
- раскрыть особенности строения прокариотической клетки;
- раскрыть значение бактерий в жизни человека и в природе;
- продолжить формирование навыков самостоятельного анализа изучаемого материала;
- способствовать формированию личностных качеств.
ХОД УРОКА
А. Мотивационный этап. (Выполнение заданий)
Задания для учащихся
1. Установите соответствие
Прокариоты | а) простейшие б) сине-зеленые водоросли в) вирусы г) грибы д) бактерии е) фаги |
2. Ответьте на вопросы:
– Что вам известно о роли бактерий в природе?
– Какие болезнетворные бактерии вам известны?
– В чем заключается главное отличие
прокариотической клетки от эукариотической?
Совместное обсуждение результатов работы. Составление опopной схемы.
Известно | П Р О К А Р И О Т Ы |
Хочу узнать |
Сине-зеленые водоросли, бактерии Нет ядра Туберкулез, холера, ангина – вызываются бактериями |
По каким признакам организмы объединены в
данную группу? Форма организации наследственного материала Тип питания, скорость размножения, устойчивость к антибиотикам |
Б. Операционно-исполнительский этап (Организация работы в группах)
Задания для групповой работы:
- Прочитать статью учебника (с.122-124) «Строение прокариотической клетки», сделать в тетради схематический рисунок прокариотической клетки.
- Составить словарь терминов для описания строения прокариотической клетки.
- Прочитать информационную карту, сделать вывод о степени приспособленности бактерий к условиям среды обитания.
- Сделать в тетради рисунок различных форм бактериальных клеток.
- Ответить на вопрос: «Почему у бактерий очень быстро по сравнению с эукариотами реализуется генетическая информация?»
- Подписать рисунки:
Строение прокариотической клетки
Формы бактериальных клеток
В. Проблемно-исполнительский этап.
Обсуждение и решение открытых биологических задач.
Задача 1. Лет 300 назад в Австрии жил простой крестьянин по имени Иоганн Шубарт. Будучи опытным земледельцем, Шубарт сначала сеял на поле клевер, а затем пшеницу – и получал богатые урожаи. Чем можно объяснить богатые урожаи Шубарта? (На корнях бобовых – организмы – симбионты – клубеньковые бактерии).
Задача 2. У многих хозяек иногда взрываются банки с домашними консервами. Отчего это происходит? (Некоторые бактерии в результате жизнедеятельности выделяют метан, который и вызывает бомбаж банок).
Задача 3. Пользуясь знаниями о том, что бактерии в качестве продуктов жизнедеятельности способны выделять неорганические вещества предложите возможный способ применения бактерий в стоматологии. (Укрепление зубов и защита их от повреждения).
Г. Оценочный этап
Обсуждение вопросов:
– На чем основано деление всех организмов на
две группы – прокариоты и эукариоты?
– Какие организмы относят к прокариотам? Опишите
строение бактериальной клетки.
– Какие способы размножения бактерий вам
известны? Охаpaктеризуйте процесс
спорообразования.
– Каким образом болезнетворные
микроорганизмы влияют на состояние
макроорганизма (хозяина)?
Задания для индивидуальной работы:
1. Для прокариотической клетки не хаpaктерно наличие:
а) рибосом
б) хлоропластов
в) оформленного ядра
г) плазматической мембраны
д) комплекса Гольджи
е) одной кольцевой хромосомы (БВД)
2. Найдите ошибки в приведенных предложениях.
К прокариотам относятся бактерии и некоторые одноклеточные грибы (все грибы – эукариоты). В клетках прокариот отсутствуют клеточные органоиды (имеются рибосомы, но отсутствуют мембранные органоиды). Клетки прокариот отделены от внешней среды плазматической мембраной. Все прокариоты получают энергию в результате процесса брожения. (помимо брожения, часть из них способна к фотосинтезу и дыханию).
Д. Рефлексивный этап
Обобщение работы семинара учителем, комментирование оценок, постановка домашнего задания, рефлексия.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Бактерии вездесущи. В почве они проникают на
глубину 2-3 км, в атмосфере встречаются на
высоте до 12 км, а гидросфера вообще не имеет
границ обитания этих организмов. Бактерии
способны поселяться пpaктически на любом
субстрате, используя как органические, так и
неорганические соединения. Они чрезвычайно
устойчивы в отношении к экстремальным условиям
среды: их обнаруживали даже на стенках ядерных
реакторов. Главной причиной столь высокой
приспособляемости микроорганизмов является
их способность безудержно размножаться.
Быстрота размножения (некоторые бактерии
способны делится через 20 минут после предыдущего
деления) приводит к тому, что при резкой
смене условий существования они не вымирают, так
как очень скоро среди них появляются мутантные
формы, вполне приспособленные к новым условиям
среды. Все бактерии исключительно одноклеточные
организмы. Некоторые способны образовывать
колонии, но клетки в них существуют независимо
друг от друга. По форме клеток различают: кокки
(шаровидные), бациллы (вытянутые
палочковидные), вибрионы (извитые формы) и
спириллы (спиралевидные).
Многие бактерии имеют жгутики – органы
передвижения. Жгутиков может быть много или один.
При том они могут как равномерно распределяться
по всей поверхности, так и локализоваться в
определенных участках бактериальной клетки.
Помимо жгутиков клетка бактерии может быть
покрыта нитевидными образованиями – пилями.
Например пили участвуют в осуществлении
коньюгации (пoлoвoго процесса бактерии).
Литература:
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001 г.
- Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. – М.: Просвещение, 2003 г. с.20
- Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб: Акцидент, 1998г. с.45-49
- Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. В 3 частях. – 2 изд. – М.: Школа – пресс, 2001 г. («Биология в шкоде». Б-ка журнала. Вып. 9). Ч.3
Комментарии:
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
16 10 2025 7:20:58
Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....
15 10 2025 7:40:16
Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии.
...
14 10 2025 1:18:31
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
13 10 2025 17:15:52
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
12 10 2025 5:30:42
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
11 10 2025 7:22:53
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
10 10 2025 5:32:42
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
09 10 2025 8:50:59

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
08 10 2025 15:57:58
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
07 10 2025 16:22:28
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром.
В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
06 10 2025 9:17:56
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
05 10 2025 7:24:18
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
04 10 2025 23:16:51
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
03 10 2025 15:28:30
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
02 10 2025 10:18:24

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....
01 10 2025 22:29:41
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
30 09 2025 20:30:56
Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...
29 09 2025 12:20:19
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету.
На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
28 09 2025 0:51:59
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
27 09 2025 15:56:45
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
26 09 2025 22:11:22
Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....
25 09 2025 6:24:47
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
24 09 2025 10:55:13
Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....
23 09 2025 23:44:14
Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией.
...
22 09 2025 19:57:58
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
21 09 2025 21:58:41
Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....
20 09 2025 4:51:42
Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....
19 09 2025 20:21:43
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
18 09 2025 9:51:10
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания.
...
17 09 2025 4:24:48
Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....
16 09 2025 6:11:52
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
15 09 2025 17:19:11
Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление.
...
14 09 2025 23:21:19
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
13 09 2025 19:12:40
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....
12 09 2025 17:39:59
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
11 09 2025 11:41:19

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
10 09 2025 18:43:59
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
09 09 2025 22:56:52
Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....
08 09 2025 1:52:56
В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
07 09 2025 17:51:31
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
06 09 2025 0:40:30
Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....
05 09 2025 2:54:17
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
04 09 2025 13:23:52
Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию;
формируют эмоциональное отношение к водорослям....
03 09 2025 21:11:35
Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....
02 09 2025 4:56:34
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации.
...
01 09 2025 13:47:25
Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....
31 08 2025 8:27:15

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
30 08 2025 6:45:53
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....
29 08 2025 12:39:34
Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....
28 08 2025 14:51:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::