Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"

Цели урока:
Учебные:
- Расширить знания учащихся о представителях типа Моллюски, об их значении в природе и для человека, об их уникальности.
- Отработать навыки узнавать представителей Моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам.
- Развивать умения составлять cхемы, таблицы, работать с дополнительной литературой и представлять свои сообщения.
Воспитательные:
- Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий, критическому оцениванию выступлений учащихся, воспитанию уважения к мнению и знаниям своих товарищей.
- Осуществлять экологическое воспитание через расширение знаний об окружающем мире.
- Осуществлять военно-профессиональную направленность: самостоятельность, организованность, умения преодолевать трудности.
- Осуществлять нравственное и патриотическое воспитание через формирование отношений и категорий: ответственность, долг, нормы поведения.
Задачи развития суворовцев:
- Осуществлять развитие силы воли, интеллектуально-эмоционального компонента, познавательных интересов через:
- умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи учебного материала и жизни;
- составление конспекта, кластера, таблицы;
- формулирование выводов, ключевых и контрольных вопросов.
- Для решения задач развития мышления учащихся в учебной деятельности обеспечить в ходе урока самостоятельную и групповую работу.
- Формировать умения преодолевать трудности, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний: нестандартные задания, планирование деятельности и ее результатов.
Методические цели: показать методические приемы формирования экологической культуры учащихся путем развития познавательного интереса и творческой активности на уроке.
Материальное обеспечение урока: таблицы с изображениями моллюсков, коллекция paковин моллюсков, презентация, ИАД, раздаточный материал, сообщения учащихся.
Методы работы: частично-поисковый, применение ранее полученных знаний, творческий подход к учебной деятельности в использовании дополнительной литературы, контроль знаний.
Ход урока
«Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной»
Целеполагание, мотивация
Перед уроком на перемене в кабинете организована выставка paковин моллюсков и все желающие могут полюбоваться на их разнообразие (играет песня в исполнении Аллы Пугачевой «Этот мир придуман не нами…»).
Сегодня мы совершим с вами небольшое путешествие по морским глубинам и познакомимся с необыкновенными представителями этого удивительного мира. О ком же пойдет сегодня речь? Отгадайте загадки:
По дорожке лезут рожки
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко
Рожки спрятались опять.
Кто на себе
Свой домик носит?
Круглый домик.
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный,
Этот домик,
По дорожке он ползет!
Сегодня мы продолжаем изучать удивительный и загадочный мир моллюсков.
Поднимите руки те, кто из вас были на океане, на море, на реках и озерах. Видели вы там представителей типа Моллюски? А кто из вас пробовал блюда из моллюсков? Вот сегодня вы и расскажите об этих необыкновенных животных. Но сначала давайте вспомним, кто к ним относится и как же их можно различить между собой.
Ученики сидят по отделениям, у каждого на столе лист с заданиями (Приложение №1). Каждое отделение получило задание приготовить дополнительный материал по разным классам моллюсков. За каждый ответ ученик получают жетон в виде осьминога (Приложение №2) и конечная отметка за урок складывается из правильности выполнения задания и активности на уроке.
Сравнение моллюсков разных классов
На прошлых уроках мы познакомились с классами брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Давайте вспомним представителей этих классов. Какие признаки позволяют их объединить в один тип? Чем различаются эти классы?
Учащиеся заполняют таблицу «Сравнение классов моллюсков»:
Хаpaктеристика |
Класс Брюхоногие |
Класс Двустворчатые |
Класс Головоногие |
Представители |
черноморская рапана, прудовики, виноградная улитка, слизни. |
мидии, беззубки, перловицы, устрицы |
осьминог, кальмар, каpaкатица, наутилус |
Признаки |
|
|
|
(Работа проводится на ИАД и обсуждается с учениками, слайд №3) (Приложение 5)
Значение моллюсков в природе и для человека
Моллюски очень разнообразны и имеют огромное значение в природе и для человека.
Давайте вспомним значение моллюсков в природе. Учащиеся обсуждают и работают с интеpaктивной схемой на доске (слайд №4). (Приложение 5)
Значение моллюсков для человека еще более значимо. Приготовьте в тетради таблицу и, далее, слушая выступления своих товарищей о необыкновенных моллюсках, заполните ее (слайд №5). (Приложение 5)
Таблица «Значение моллюсков для человека»:
Значение моллюсков для человека |
Название моллюсков |
|
|
Необыкновенные моллюски
Тип Моллюски насчитывает 130 тысяч видов. О некоторых из них мы сегодня поговорим (доклады и презентации учащихся. Приложение №4). Все ученики слушают и заполняют таблицу «Значение моллюсков».
Значение моллюсков для человека
Обсуждение самостоятельной работы учащихся по заполнению таблицы (слайд №19). (Приложение 5)
Моллюски чемпионы
Сообщения учащихся
1. Самым крупным беспозвоночным животным является гигантский кальмар из рода архитевтис. На берегу бухты Лайалл в Новой Зеландии штормом был выброшен кальмар длиной 17,37 м. Два самых длинных его щупальца были по15м. Вес таких кальмаров превышает 2т.
2. Самые большие глаза имеют гигантские кальмары, обитающие в Атлантике. Диаметр глаза может достигать 40см.
3. Самый крупный осьминог принадлежит к виду Октопус апполион. Обитает в Тихом океане. Вес – 53,8 кг, расстояние между щупальцами – 7 м.
4. Самой быстрой наземной улиткой считается обыкновенная садовая улитка Хеликс асперза. Расстояние в 31 см она преодолевает за 2 мин. 31 сек.
5. Самые ценные paковины имеют фарфоровые улитки ципреи. Так, экземпляр вида ципреи был продан в Нью-Йорке одному коллекционеру из Италии за 24 тыс. долларов.
6. Самая большая жемчужина была размерами с гoлyбиное яйцо и весила 6,8 г. Стоимость этой жемчужины – 350 кг золота.
7. Укус морских улиток может быть ядовитым. Яд конуса вызывает воспаление и иногда остановку дыхания.
8. Европейская устрица может менять свой пол несколько раз в год. Созревшая для размножения, она сначала функционирует как самка, а через некоторое время как самец и так по нескольку раз.
9. Присоски осьминогов обладают большой силой. На каждом щупальце их насчитывается до 100 штук. Одна присоска диаметром 6 мм удерживает вес в 170 г.
10. Ежегодно во всем мире добывается свыше 800 000 т мидий. По калорийности это соответствует более чем 6000 т. телятины.
Закрепление материала
Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте: (слайд №20–21, раздаточный материал). (Приложение 5)
Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились. «Смотрите, цапля!» — закричал Коля, снимая джемпер, —«лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей…». А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…. И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя»
Ответ: осьминог, гребешок, катушка, лужанка, прудовик, рапана, перловица, тридакна, устрица, мидия.
Охраняемые виды моллюсков
Моллюски в настоящее время подвергаются самым разнообразным воздействиям со стороны человека, из которых основными можно считать те, которые связаны с изменением их среды обитания. Всего в Красную книгу МСОП занесены 123 вида и подвида моллюсков. Они стали редкими или находятся под угрозой исчезновения. Как и все остальное живое на нашей планете, они заслуживают охраны. Об этом нужно помнить всем, поскольку это один из элементов живой природы. Встретив этих животных в природе, не стремитесь уничтожать их, а понаблюдайте за ними, и вы узнаете много нового и интересного для себя! (слайд-фильм № 22–36). (Приложение 5)
Итог
Рефлексия:
Напишите свое мнение об уроке на щупальцах осьминога (Приложение №3)
(уч-ся пишут пожелания с комментариями на интеpaктивной доске, слайд №37) (Приложение 5
)Задание на самоподготовку: составить загадки, синквейны и кроссворды на тему «Моллюски».
Список литературы:
- Жукова Т.И. Часы занимательной биологии. М. Просвещение 1973.
- Кочетова Н.И., Парамонова И.М. Они должны жить. Моллюски, кольчатые черви. М. Агропромиздат 1988.
- Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М. Просвещение. 1981.
- Обердиенко М.Н. Тип Моллюски. Фестиваль открытых уроков.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии М. Вако 2004.
- ru.wikipedia.org/wiki/Пауль (осьминог).
Комментарии:
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
04 12 2025 12:40:45
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
03 12 2025 9:36:54
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
02 12 2025 10:43:29
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение
...
01 12 2025 0:38:22
Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....
30 11 2025 22:15:20
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
29 11 2025 21:30:36
Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе.
...
28 11 2025 2:19:40
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
27 11 2025 3:22:31
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
26 11 2025 9:39:36
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
25 11 2025 6:52:55
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний.
...
24 11 2025 21:38:42
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам.
...
23 11 2025 10:48:40
Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
22 11 2025 5:21:45
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
21 11 2025 2:14:48
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
20 11 2025 16:10:48
Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....
19 11 2025 3:50:54
Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....
18 11 2025 2:22:51
Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....
17 11 2025 8:32:17
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
16 11 2025 0:37:42
Через реализацию данной программы обеспечивается пoлoвoе воспитание девочек-подростков. Пoлoвoе воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы мopaльного, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....
15 11 2025 11:57:53
Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....
14 11 2025 19:55:49
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
13 11 2025 9:15:48
Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....
12 11 2025 0:20:17
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
11 11 2025 19:51:18
Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской.
Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....
10 11 2025 3:33:24
Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...
09 11 2025 2:24:31
Урок «Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....
08 11 2025 8:45:11
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....
07 11 2025 7:34:22
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами.
...
06 11 2025 20:18:52
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
05 11 2025 1:17:41
Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....
04 11 2025 15:34:37
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
03 11 2025 10:48:29
Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....
02 11 2025 23:15:30
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
01 11 2025 14:42:11
В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....
31 10 2025 12:46:18
Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....
30 10 2025 16:44:31
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
29 10 2025 5:12:34
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
28 10 2025 16:15:55
На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом
источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики
колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы
применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....
27 10 2025 11:18:58
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
26 10 2025 22:44:39
Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов.
Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....
25 10 2025 14:38:49
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
24 10 2025 8:55:35
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
23 10 2025 7:58:45
Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....
22 10 2025 23:37:38
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
21 10 2025 17:52:18
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
20 10 2025 16:32:48
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока.
...
19 10 2025 2:39:44
Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....
18 10 2025 9:35:47
Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....
17 10 2025 3:25:27
Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом.
...
16 10 2025 13:12:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




