«Счастливый случай» на уроках зоологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


«Счастливый случай» на уроках зоологии


    «Счастливый случай» на уроках зоологии

«Счастливый случай» – это познавательная, увлекательная игра. Проводиться она на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить  в форме комaндного или индивидуального состязания.

Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать:

1. По какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, что бы ребята вытягивали жетоны разного цвета и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды.

2. Необходимо выбрать жюри, у которого будут свои жетоны для счета.

Например:

Класс «Рыбы»:

У жюри два аквариума и за каждый правильный ответ комaнды, жюри отправляет в аквариум по одной рыбке-жетону. Выигрывает та комaнда, у которой в аквариуме оказалось больше рыбок. Таким образом, можно продумать по каждому классу животных.

3. Необходимо продумать награждение комaнд. Это могут быть медали, грамоты.

Если вы решили провести индивидуальную игру «каждый за себя», то необходимо:

  1. Заготовить жетоны
  2. Выбрать жюри (которое будет следить за тем, кто первый поднял руку, и раздавать жетоны).
  3. Продумать систему оценок.

Например:

5 жетонов – оценка «5»
4 жетона – оценка «4»
3 жетона – оценка «3»

(оценка «3» выставляется в журнал по желанию ученика).

4. Перед началом игры необходимо огласить правила:

  1. Никто не выкрикивает, для этого есть рука (ответ с места будет не засчитан. Если вы играете комaндой, то такой ответ будет в пользу комaнды противника).
  2. Все вопросы обсуждаются только шепотом (в противном случае комaнда не поучает очко)

5. Что подразумевается под гeймами.

1 гeйм «Разминка»

Поочередно задаются вопросы той и другой комaнде. Если комaнда не отвечает, то право ответить получает другая комaнда. Время для обсуждения – 10 секунд. Жюри откладывает жетоны за каждый правильный ответ комaнды.

2 гeйм «Темная лошадка»

Логические вопросы. Выигрывает комaнда, которая быстрее и правильно решила задачи (можно принести атрибуты данной «темной лошадки»).

3 гeйм «Гонка за лидером»

10 вопросов – одной комaнде, 10 вопросов – другой комaнде.

ХОД ИГРЫ

Класс «Рыбы»

1 гeйм («Разминка»)

  1. Наука, изучающая рыб … (ихтиология)
  2. Среда обитания рыб … (водная)
  3. Органы дыхания рыб … (жабры)
  4. Кожа рыб покрыта … (чешуёй)
  5. Рыбы, которые могут жить как в море, так и в реке … (проходные)
  6. На границе головы и туловища располагаются … (жаберные крышки)
  7. Грудные и брюшные плавники это … (парные)
  8. Направление и силу течения воды, а так же глубину рыба определяет с помощью … (боковой линии)
  9. Сердце рыбы … (двухкамерное)
  10. Температура тела рыбы зависит от температуры окружающей среды, следовательно, рыбы (холоднокровные)
  11. Размножение рыб называется … (нерестом)
  12. Оплодотворение … (внешнее)
  13. Малек это … (личиночная стадия)
  14. Самка трески откладывает до … (10 миллионов икринок)
  15. Живородящие рыбы … (гуппи, меченосцы, акулы, скаты)
  16. Хрящевые рыбы … (акулы, скаты)
  17. Осетровые рыбы … (белуга, стерлядь, осетр)
  18. Двоякодышащие рыбы … (австралийский рогозуб, африканский чешуйчайник)
  19. Кистеперые рыбы … (латимерия)
  20. Костистые рыбы … (кета, горбуша, …).

Подводятся итоги.

2 гeйм («Темная лошадка»)

Крылья есть, а не летает
Ног нет, а не догонишь.

(Рыба)

Учитель от имени рыбы задает задания.

В данных словах перепyтaны буквы, необходимо переставить буквы таким образом, чтобы получились названия рыб.

ТАПВОЛ

(плотва)

АЛГБЕЦ

(белуга)

ЗНААС

(сазан)

СЕКРАТ

(треска)

ЕГМАС

(семга)

БОВАЛ

(вобла)

ТОРЕС

(осетр)

МЛИНА

(налим)

Жюри подводит итоги.

3 гeйм «Гонка за лидером»

  1. Промысловая рыба из семейства тресковых, ее именем назван один из рассказов А.П. Чехова (Налим).
  2. Редкая и очень красивая рыба Черного моря. Интересна тем, что может передвигаться по дну скачками, опираясь на видоизмененные лучи грудных плавников (морской пeтyx).
  3. Очень опасный морской хищник (акула).
  4. Крупная хищная пресноводная рыба, отличающаяся от других отсутствием чешуи (сом).
  5. Вид ската, имеющий над хвостовым плавником длинный зазубренный шип–«пилку» (морской кот).
  6. Промысловая рыба, которая главным образом разводиться в прудах (карп).
  7. Маленькая хищная рыбка, известная тем, что строит гнезда в воде, заботясь о потомстве (колюшка).
  8. Самая крупная промысловая рыба (белуга – около 6 метров, вес – 1000 кг).
  9. Какая рыба мечет наибольшее число икринок (луна–рыба, 300 миллионов икринок).
  10. Рыба долгожитель (белуга, щука – около 100 лет).

Если это комaндная игра, то необходимо подвести итоги, если индивидуальная – то можно играть дальше.

Вопросы второй комaнды.

  1. Какая рыба плавает быстрее всех других рыб (меч–рыба 25 м/сек).
  2. Какие рыбы вынашивают икринки во рту (апогон, тиларил, пинагор).
  3. Какая рыба рождает одного живого детеныша (скат манта).
  4. Какие рыбы несут яйца (некоторые акулы и скаты).
  5. Какие рыбы при пересыхании водоемов способны впадать на несколько месяцев в спячку и при этом оставаться живыми (лепидоспрен и протоптерус, австралийский рогозуб).
  6. Морская донная промысловая рыба, у которой глаза расположены на одной стороне тела (камбала).
  7. Важнейшая промысловая рыба Атлантического океана, отличается необычно высоким содержанием жира (треска).
  8. Именно с помощью этой рыболовной снасти старик из пушкинской сказки выловил золотую рыбку (невод).
  9. В системе знаков Зодиака они занимают двенадцатое место (рыбы).
  10. Морская рыба, по форме напоминает шахматную фигуру (морской конек).

Класс «Земноводные»

1 гeйм «Разминка»

  1. Класс земноводные включает отряды…(бесхвостые, хвостатые, безноги)
  2. Земноводные или … (амфибии).
  3. Земноводные дышат … (легкими и кожей).
  4. В отличие от рыб, глаза земноводных имеют … (веки).
  5. Шейный отдел земноводных образован … (одним позвонком).
  6. Опорой передних конечностей служит … (скелет плечевого пояса).
  7. Опорой задних конечностей служит … (тазовый пояс).
  8. У бесхвостых наиболее развиты мышцы … (конечностей).
  9. Расширенная часть толстой кишки … (клоака).
  10. Личинки земноводных дышат … (жабрами).
  11. Сердце земноводных состоит из … (трех камер).
  12. Кровь из всех органов собирается в вены и поступает в … (правое предсердие).
  13. Кровь у земноводных в отличие от рыб движется по … (двум кругам кровообращения).
  14. В основе поведения земноводных преобладают … (безусловные рефлексы).
  15. Личиночная стадия земноводных … (головастик).
  16. Метаморфозы … (превращения).
  17. Предками земноводных являются … (кистеперые рыбы).
  18. К отряду бесхвостых относятся … (лягушки, жабы, квакши).
  19. К отряду хвостатых … (тритоны).
  20. К отряду безногих относятся … (червяги).

Подведение итогов.

2 гeйм «Темная лошадка»

И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке,
Мы зеленые … (лягушки).

Итак, у нас сегодня в гостях лягушка. Она и будет темной лошадкой, которая подготовила вам головоломки (можно принести игрушечную лягушку или маску).

Задание 1: В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются буквой «А».

Подведение итогов.

3 гeйм «Гонка за лидером»

  1. Представитель хвостатых земноводных, частый обитатель живых уголков (амбистома).
  2. Большая лягушка (голиаф).
  3. Хвостатое земноводное, по внешнему виду напоминающее ящерицу (тритон).
  4. Бесхвостое земноводное, ведущее ночной образ жизни (жаба).
  5. Крупная жаба (жаба – Ага).
  6. Бесхвостая амфибия, кожные железы которой выделяют пахнущий чесноком секрет (чесночница)
  7. Ярко окрашенный представитель хвостатых земноводных (саламaндра).
  8. Личинка земноводных (головастик).
  9. Бесхвостое земноводное с присосками на кончиках пальцев, ведущее древесный образ жизни (квакша).
  10. Самая заботливая мамаша из земноводных (пипа).

Подведение итогов.

  1. Личинка хвостатого земноводного, которая долго живет без превращения во взрослое животное (аксолотль).
  2. Женские пoлoвые клетки у земноводных (икра).
  3. Крупная лягушка, издающая очень громкие, похожие на рев звуки (бык).
  4. Орган, с помощью которого лягушки и жабы добывают себе пищу (язык).
  5. Тропическая амфибия из отряда безногих (червяга).
  6. Бесхвостое земноводное с ярко окрашенным брюшком (краснобрюхая жерлянка).
  7. Лягушка, превосходно плавает. Она положила начало стилю плавания, который в спортивном мире известен как (брасс).
  8. Ядом этой лягушки индейцы смазывают наконечники стрел. У животного, раненного такой стрелой, наступает паралич, и оно погибает. Вырезав кусок мяса вокруг стрелы, его выбрасывают. Как называется эта лягушка (кокои).
  9. Эту хвостатую амфибию можно встретить на всей территории Сибири и даже за Полярным кругом в тундре. Для нее хаpaктерна высокая устойчивость к низким температурам. Кто это? (сибирский углозуб).
  10. Бесхвостое земноводное, которое специально разводят для лабораторных исследований (лягушка).

Подведение итогов всей игры.

Класс «Пресмыкающиеся»

1 гeйм «Разминка» (перекрестный опрос)

  1. Наука о животных … (зоология).
  2. Наука о вымерших растениях и животных … (палеонтология).
  3. Наука о растениях … (ботаника).
  4. Наука о живых организмах … (биология).
  5. Пресмыкающиеся дышат … (легкими).
  6. Сердце у пресмыкающихся … (трехкамерное).
  7. Оплодотворение … (внутреннее).
  8. Организм, содержащий мужские и женские пoлoвые органы называется … (гермафродит).
  9. Грудная клетка ящерицы состоит из … (ребер и гpyдины).
  10. При нeблагоприятных условиях пресмыкающиеся впадают в … (спячку).
  11. Первые пресмыкающиеся появились на Земле около … (250 миллионов лет назад).
  12. Рыбоящеры … (плезиозавр или ихтиозавр).
  13. Летающие ящеры … (птерадонт).
  14. Змеи относятся к отряду … (чешуйчатые).
  15. Развитие у пресмыкающихся … (прямое).
  16. Кровь у пресмыкающихся течет по … (двум кругам кровообращения).
  17. Язык змеи – это орган … (осязания).
  18. Кожа у пресмыкающихся … (сухая).
  19. Кровь, обогащенная кислородом … (артериальная).
  20. Кровь, насыщенная углекислым газом … (венозная).
  21. Сосуды, выходящие из сердца … (артерии).
  22. Сосуды, входящие в сердце … (вены).
  23. Мельчайшие сосуды, где происходит газообмен … (капилляры).
  24. Самокалеченье …(регенерация).

Жюри подводит итоги первого гeйма.

2 гeйм «Темная лошадка»

Кто на свете ходит
В каменной рубахе
В каменной рубахе
Ходят … (черепахи).

Ведущий надевает эмблему черепахи, и от ее имени задает задания. Кто быстрее соберет рассыпавшиеся названия змей:

Ответ: Варан, кобра, гюрза, питон.

В К А)

Жюри подводит итоги второго гeйма.

3 гeйм «Гонка за лидером» (кто больше даст правильных ответов).

Вопросы первой комaнды:

  1. Животное одного из родов ящериц. Голова покрыта мелкими роговыми чешуйками или щитками, хвост обычно длинный, неломкий (агама).
  2. Змея из родов удавов, крупнейшая из современных змей. Хорошо плавает, ныряет, может долго оставаться под водой (анаконда).
  3. Морские черепахи, которые откладывают яйца только ночью в песке (кожистые черепахи).
  4. Пресмыкающиеся семейства ядовитых змей (любой вариант).
  5. Вымершее пресмыкающееся, стройное животное с небольшой головой, тонкой шеей и длинным хвостом. Растительноядное (диплодок).
  6. Представитель одного из семейств ящериц распространенных в Северной и Южной Америке. Мясо и яйца съедобны (игуана).
  7. Представитель одного из родов семейства ядовитых змей. Содержат в серпентариях (змеиных фермах) с целью получения яда (кобра).
  8. Самая крупная ящерица, живущая в Средней Азии (варан).
  9. Один из видов крокодилов (аллигатор).
  10. Древнее земноводное, переходная форма между кистеперыми рыбами и земноводными (ихтиостега).

Итак, сколько правильных ответов …Вторая комaнда, готовы? Тогда поехали…

  1. Представитель одного из малочисленных отрядов пресмыкающихся (крокодил).
  2. Полезная ящерица без ног (веретеница).
  3. Самые крупные по размерам черепахи (морские).
  4. Древний (вымерший) ящер, ведущий водный образ жизни (ихтиозавр).
  5. Самая древняя пресмыкающаяся, дожившая до наших дней (гаттерия).
  6. Крупный южноамериканский крокодил (до 3,5 метров в длину) (жакаре).
  7. Ящерица, обитающая в нашем районе (живородящая).
  8. Неядовитая змея (любой вариант).
  9. Пресмыкающееся, близкое к ящерицам. Тело цилиндрическое, червеобразное, с коротким хвостом, покрыто цельной роговой пленкой с узкими поперечными кольцами и продольными бороздами (амфистела).
  10. Ящерица, у которой глаза вращаются на 1800 (хамелеон).

Итак, третий гeйм закончен. Жюри, огласите результат игры.

Подведение итогов.



Комментарии:

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....

03 12 2025 22:16:45

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"


    Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

      Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

02 12 2025 15:41:58

Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов


    Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов

      Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....

01 12 2025 13:58:49

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

      Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

30 11 2025 11:44:26

Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"


    Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"

      Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....

29 11 2025 7:29:41

Химическая эволюция. Эволюция биополимерных молекул. 10-й класс

Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....

28 11 2025 17:47:25

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

27 11 2025 16:32:51

Значение насекомых в природе и жизни человека


    Значение насекомых в природе и жизни человека

      Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....

26 11 2025 17:25:27

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Водоросли"


    Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Водоросли"

      Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала. ...

25 11 2025 18:48:25

Урок-семинар "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации". 10-й класс


    Урок-семинар "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации". 10-й класс

      Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников, предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....

24 11 2025 9:49:31

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

23 11 2025 7:25:19

Общая хаpaктеристика грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие

Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....

22 11 2025 7:46:58

Тема урока "Лишайники"


    Тема урока "Лишайники"

      На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

21 11 2025 11:22:26

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

20 11 2025 11:20:12

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

19 11 2025 3:50:17

Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии

Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...

18 11 2025 20:25:48

План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"


    План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"

      Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...

17 11 2025 22:46:35

Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"


    Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"

      Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....

16 11 2025 15:47:32

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....

15 11 2025 10:43:45

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

14 11 2025 23:53:20

Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"

Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...

13 11 2025 8:42:29

Советы вредные и полезные


    Советы вредные и полезные

      Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...

12 11 2025 13:25:14

Урок-зачет по теме "Пищеварение"


    Урок-зачет по теме "Пищеварение"

      Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...

11 11 2025 20:15:30

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

10 11 2025 18:49:30

Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии


    Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии

      В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...

09 11 2025 18:44:29

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

08 11 2025 3:47:16

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся


    Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

      О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

07 11 2025 19:32:16

Вид. Признаки вида


    Вид. Признаки вида

      Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

06 11 2025 23:21:22

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"

      Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...

05 11 2025 11:29:42

Дыхательная система


    Дыхательная система

      Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....

04 11 2025 5:52:34

Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"


    Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"

      Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....

03 11 2025 16:43:25

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

02 11 2025 5:56:28

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

01 11 2025 3:28:11

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"


    Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

      Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...

31 10 2025 13:35:27

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"


    Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

      Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

30 10 2025 17:59:41

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

29 10 2025 23:34:50

Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"


    Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"

      Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...

28 10 2025 16:36:59

Личностно ориентированный урок по биологии


    Личностно ориентированный урок по биологии

      При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....

27 10 2025 22:36:11

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....

26 10 2025 23:13:46

Гигиена и питание


    Гигиена и питание

      Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников. ...

25 10 2025 7:29:13

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

24 10 2025 16:52:16

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

23 10 2025 11:40:56

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

22 10 2025 23:35:58

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

21 10 2025 3:18:52

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

20 10 2025 6:39:12

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

19 10 2025 9:15:40

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

      Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

18 10 2025 17:20:32

Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"


    Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"

      Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....

17 10 2025 22:13:42

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

16 10 2025 21:54:42

Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"


    Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"

      Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....

15 10 2025 11:25:51

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::