Конструкторское бюро живой природы
“Природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте” .
Великий Леонардо да Винчи.
Оборудование: коллекции насекомых, фотографии, иллюстрации; Презентация “Конструкторское бюро живой природы”; набор-аппликация по созданию “фантастического насекомого”.
Ход урока
1. Мотивационно – ориентационный этап:
Учитель: – Добрый день, уважаемые друзья! Окружающая нас природа, хранит в себе много тайн, загадок и открытий.
Знаете ли вы, что:
(Слайд 1.)…Стрекоза с легкостью поднимает в воздух груз, в пятнадцать раз, превышающий ее собственный вес;
… Скорость полета шмеля – 18 км в час; стрекозы – до 96 км в час…;
…Бабочки бражники, питающиеся нектаром, ловким маневром огибают препятствия и могут подолгу зависать над цветами, как делают это колибри;
…Обыкновенный черный таpaкан видит радиацию?
(Слайд 2.) …Группа перепончатокрылых насекомых – наездников наделены “инструментом”, подобным нашему сверлу, но гораздо более совершенным и микроминиатюрным. Это “инженерное чудо” насекомых тоньше человеческого волоса, легко просверливает в коре и в довольно прочной древесине отверстия глубиной 5–6 см., такое “сверло” никогда не тупится и автоматически удаляет образуемые опилки;
…Оса-аммофила из века в век роет норки для гнезд с помощью мощного устройства подобного отбойному молотку.
Не правда ли, удивительный перечень из мира насекомых? И его можно еще и еще продолжать не менее удивительными примерами, которые вышли из конструкторского бюро живой природы.
Представим, что мы оказались в этом конструкторском бюро. (Слайд 3.)
2. Организационно-деятельностный этап:
? – Обратите внимание, Что находится у вас на столах? Ответ (коллекция насекомых, фотографии, иллюстрации).
? – Найдите связь, между насекомыми и тем, что здесь изображено? (Слайд 4.)
Ответ (вероятно, эти технические приборы, оборудование воплотили в себе особенности строения насекомых; они были созданы по законным природы, в частности по законам строения и жизнедеятельности насекомых).
Спасибо за ваше мнение. Чтобы проверить правильность ваших рассуждений, обратимся к мнению специалиста, который в нашем конструкторском бюро мог выглядеть так: (Образ, биоспециалиста – Слайд 5). Чтобы он ответил?
Бионик: Насекомые являются одним из любимых объектов специалистов в области бионики (от греч. biōn — элемент жизни, буквально — живущий). Науки, которая является пограничной между биологией и техникой, зародившейся в результате, целеустремленного “подглядывания” за природой и решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Если обратиться к Толковому словарю Ефремовой Бионика – направление кибернетики, применяющее знания о живой природе для решения научно-технических задач (Слайд 6.). Бионика тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой, электроникой, навигацией, связью, морским делом…(Слайд 7.). Формальным годом рождения бионики является 1960 год (Слайд 8).
Ученые бионики выбрали своей эмблемой скальпель и паяльник, соединенные знаком интеграла, а девизом – \"Живые прототипы – ключ к новой технике\". К праотцам бионики можно причислить великого Леонардо да Винчи. “Природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте”, – говорил он своим ученикам. Его чертежи и схемы летательных аппаратов были основаны на строении крыла птицы. В наше время, по чертежам Леонардо да Винчи неоднократно осуществляли моделирование орнитоптера (Слайд 9).
Учитель: Раз представителям класса насекомых наука бионика уделяет столь, пристальное внимание, давайте более подробно познакомимся с некоторыми насекомыми, которые удивляя и восхищая биоников, натолкнули их на создание технических устройств и уникальных систем.
? Задание группам: Выберите из раздаточного материала, одного из насекомых. Объяснить свой выбор. Ответ (Комнатная муха, вспомнились слова А.С.Пушкина “Любил лето я, если бы не комары и мухи”, разносит заразу, “надоедливая, как муха”).
? Ответ: Саранча – наносит серьезный урон сельскому хозяйству.
Спасибо. Достаточно мрачная картина у нас получилась с выбором насекомых. Но давайте посмотрим, что скажет на это специалист.
Бионикл. Комнатная муха. (Слайд10.) Обратите внимание на
глаза мухи. Они занимают почти всю переднюю часть головы. Глаза мухи (как и
большинства насекомых) являются фасеточными – то есть, состоят из множества
маленьких \"глазков\". Каждой из “глазков” последовательно воспринимает
изображение предмета, в итоге возникает серия независимых изображений, из
которых складывается единая картина. Изучение фасеточных глаз мухи
показало, что это насекомое способно очень точно определять скорость объектов,
движущихся на огромной скорости. Инженеры скопировали принцип мушиных глаз
для создания детекторов, очень быстро определяющих скорость летящих
самолетов. Такой прибор получил название \"глаз мухи\".
Другой прибор, на создание которого инженеров вдохновили все те же мухи,
необходим для поддержания верного курса самолетов, paкет и кораблей. Прибор
получил название вибрационного гироскопа, а его прототипом
послужили жужжальца мух. Особые органы, которые издают хаpaктерный жужжащий звук
при полете мухи, и нужные насекомым не только для того, чтобы раздражать людей,
а так же изменять направление полета.
Саранча (Слайд 11). Насекомое, саранча, возможно, поможет
инженерам создать новый тип миниатюрных летательных устройств.
Саранча считается одним из самых лучших летунов среди насекомых – она способна
преодолевать огромные расстояния за счет крайне эффективного потрeбления энергии
при полете. Кроме того, небольшие аппараты, летающие так же, как саранча, могут
оказаться полезными экологам, которым необходимо проводить мониторинг состояния
окружающей среды. Пригодятся они и военным, создающим миниатюрные
приборы-шпионы.
В настоящее время, знания об особенностях строения насекомых используются в разных направлениях бионики. Приведем некоторые примеры ее достижений: (Слайд 12.)
1. Робототехника. Изучая опopно-двигательный аппарат насекомых, конструкторы создают роботов, способных ловко передвигаться по любой поверхности (Слайд 13). Особенность передвижения насекомых была заложена японскими биониками в созданного им робота. Такой робот используется в поисковых работах на развалах или в горных районах. Он помогает искать людей под завалами. В условиях постоянной сейсмической активности островов, такое изобретение весьма полезно (Слайд 14).
Робот способный передвигаться по поверхности воды (Слайд 15).
Американские ученые разработали робота-насекомого, который способен
передвигаться по поверхности воды. Тем самым группа ученых Массачусетского
Института Технологий (MIT) в США подтвердила теорию о том, как этот трюк выходит
у некоторых насекомых в природе. То, что эти насекомые не тонут, легко
объяснялось поверхностным натяжением воды, но как им удается перемещаться по
поверхности, всегда оставалось загадкой. Проведенное наблюдение за водными
потоками путем их окраски и использования высокоскоростной видеокамеры позволило
установить, как насекомое движется по поверхности, не повреждая ее. Гребки
оставляют после себя микро-водовороты под каждой ногой, которые и способствуют
продвижению вперед. Роботизированная версия насекомого по размерам больше чем
оригинал и двигается не так грациозно, но она явно демонстрирует, что комaнда
исследователей добилась раскрытия феномена. Возможно, развив данную технологию,
кое-кто из ученых и сам попытает счастья в среде плавучих насекомых.
2. Технические устройства. Средства коммуникации водных насекомых –
удивительный механизм действия их звукового и слухового “аппаратов” издавна
интересовал биоников. Изучение строения и функционирования этих живых “приборов”
позволило разработать оригинальный способ связи между судами в водной среде.
Связь стала осуществляться без выхода сигналов в атмосферу во избежание
перехвата и расшифровки информации (Слайд 16).
Бионики предпринимают попытки создать электронный искусственный нос, работающий по принципу совершенных анализаторов запахов насекомых (Слайд 17). И хотя ученые добились некоторых успехов, они все же признают, что эти рукотворные приборы невозможно сравнить с живыми анализаторами. Для химической локации насекомые используют перистые антенны-усики, усаженные хеморецепторами – своеобразными миниатюрными биодатчиками. Их чувствительность просто поразительна. Так, например, самки бабочек тутового шелкопряда выделяют вещество, которое назвали “бомбикол” (от латинского названия шелкопряда). Даже незначительная его концентрация приводят самцов в сильное возбуждение – они начинают трепетать крыльями и совершать вращательные движения телом. Кроме того, биохимики, изучив состав бомбикола, получили четыре стереоизомера соединения и открыли еще одно удивительное качество самцов непарного шелкопряда. Те не только улавливают своим анализатором минимальное количество бомбикола, но и различают стереоизомеры пахучих веществ, то есть конфигурацию молекул. На вопрос, каким образом они это делают, исчерпывающего ответа пока нет.
3. Архитектурно-строительная бионика (Слайд 18).
Уникальными строителями среди насекомых являются термиты. Здания\"
термитов построены из натуральных биоразлагаемых \"строительных материалов\". Сами
жители этих строительных шедевров живут и работают в комфортных условиях.
Кондиционирование воздуха и регулирование влажности в помещениях осуществляется
без каких-либо затрат энергии. Водоснабжение дворцов термитов осуществляется
посредством \"колодцев\", наполняемых подземными водами. Продукты питания также
выращиваются в стенах этого удивительного \"здания\". Стройиндустрии Homo sapiens
остаётся лишь только учиться у этих насекомых. Человек только сравнительно
недавно решил взять на вооружение \"строительные ноу-хау\" этих древних насекомых.
Наверное, первым зданием, при строительстве которого использовались строительные
технологии термитов можно назвать торговый центр Eastgate в Хараре (Зимбабве).
Пассивная система вентиляции обеспечивает комфортные условия в здании при
минимальном количестве затрачиваемой электроэнергии.
Сколько энергоресурсов могло бы экономить человечество ежегодно, если бы
внимательнее наблюдало за живой природой?
4. Дизайн одежды (Слайд 19). Свое внимание дизайнеры перенесли на объекты природы. Проанализировав механику крыльев насекомых, они разработали новые формы запахивания, наслоения верхней одежды, трaнcформации деталей. Свечение некоторых насекомых натолкнуло на идею разработки одежды и обуви со встроенным автономным освещением дороги. Бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур. В этом проявляется связь творческой личности с окружающим миром, со средой обитания человека.
5. Моделирование автомобилей будущего. (Слайд 20). Строение насекомых находит воплощение в моделях трaнcпорта – будущего. Концепт автобуса ELA 2010 – это бионическое расширенное понятие гальванопластики, которое проектировалось как комбинация природы и технологий. Имитация формы глаз насекомого, ноги и крылья реализуются на 8 отделенных колесах, в том числе индивидуальный электрический двигатель, встроенный в структуру колес. Концепция включает в себя расположенные на крыше солнечные панели, которые могут генерировать вторичную энергию, приводящую колеса в движение. Задняя часть автобуса не несет никакой функциональной нагрузки, поэтому ожидается появление концепции более уникальной конструкции. Когда две боковые двери открываются, этот футуристический автобус становится похожим на летящую бабочку.
3. Оценочно-результативный этап:
Учитель. Мы с вами познакомились с некоторыми примерами использования строения насекомых в создании технических устройств. Задание: Предлагаю, используя, аппликационный набор создать фантастическое насекомое. Называть часть тела насекомого и какое действие оно выполняет (Например: крылья – пусть летают, …). Друзья мои! Какие, же выводы, по работе конструкторского бюро живой природы мы с вами можем сделать?
Ответ: 1.Ошибочно утверждение, что есть насекомые полезные и вредные; 2. Человек подмечает много преимуществ в творениях природы, и использует их для создания удивительных, бионических изобретений, которые нужны или пригодятся в будущем человечеству.
Учитель: Закончу наш урок, словами автора статьи “Насекомые в жизни человека” Ждановой Т.Д. (Слайд 21). “Современная наука, со своим широким арсеналом знаний и исследовательской техники так и не может определить истоки “мудрости” организма насекомых и разгадать многочисленные секреты этих существ. Может быть, стоит согласиться с теми учеными, которые уже давно осознали одну из главных истин жизни: чем глубже погружаешься во внутренний мир живого, тем больше проявляется его непостижимая сложность и целесообразность?”. Спасибо за урок!
Комментарии:
Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....
27 03 2024 5:41:44
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете. ...
26 03 2024 7:57:10
Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....
25 03 2024 1:49:45
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
24 03 2024 11:29:34
Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....
23 03 2024 3:42:39
На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья. ...
22 03 2024 0:49:36
Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....
21 03 2024 16:11:47
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
20 03 2024 13:43:25
Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....
19 03 2024 21:44:20
Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....
18 03 2024 19:41:26
Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....
17 03 2024 2:43:24
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
16 03 2024 21:51:19
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...
15 03 2024 12:45:29
Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....
14 03 2024 22:12:56
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
13 03 2024 22:20:14
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...
12 03 2024 4:23:26
Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....
11 03 2024 10:14:11
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
10 03 2024 18:19:58
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
09 03 2024 11:30:51
Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....
08 03 2024 10:59:36
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...
07 03 2024 15:20:40
Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....
06 03 2024 7:20:16
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
05 03 2024 20:12:32
Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....
04 03 2024 23:45:14
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
03 03 2024 11:38:52
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды. В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. ...
02 03 2024 21:38:39
В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....
01 03 2024 22:39:37
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
29 02 2024 11:15:26
В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....
28 02 2024 21:33:22
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
27 02 2024 13:53:13
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию". ...
26 02 2024 21:56:23
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
25 02 2024 10:34:53
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
24 02 2024 11:16:45
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
23 02 2024 6:33:29
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
22 02 2024 5:47:45
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
21 02 2024 7:40:35
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
20 02 2024 5:58:31
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
19 02 2024 4:16:46
Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....
18 02 2024 8:42:28
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
17 02 2024 18:29:22
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
16 02 2024 1:15:16
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
15 02 2024 22:18:21
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
14 02 2024 9:32:44
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...
13 02 2024 10:18:42
Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками». Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....
12 02 2024 15:11:50
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...
11 02 2024 7:15:50
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
10 02 2024 8:10:26
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...
09 02 2024 18:23:29
Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....
08 02 2024 12:50:52
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
07 02 2024 0:45:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::