Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии

В настоящее время, когда проблема состояния современного образования вызывает множество самых противоречивых высказываний, а сторонники разнообразных дискуссий часто не могут прийти к согласованному мнению, школа продолжает обеспечивать получение российскими детьми такого образования, которое востребовано в обществе. Основные цели и задачи школьного образования направлены на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В школьном курсе биологии важная роль отводится таким значимым для формирования и развития личности детей направлениям, как экологическое образование и исследовательская деятельность учащихся.
В 21 веке проблема состояния окружающей среды, загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает первостепенное значение. И хотя наша кадетская школа (первая на Ямале) находится в суровых климатических условиях, на Крайнем Севере, но и здесь трудно переоценить роль современного школьного экологического образования. В основном в школе элементы экологических знаний включены преимущественно в содержание предметов естественнонаучного цикла и часто носят информационно-справочный хаpaктер. Экологическая культура есть не что иное, как материализованное сознание в поступках и делах людей [4]. Современной школе необходима система непрерывного экологического образования, позволяющая сформировать у обучающихся нравственно-личностную установку на природу как универсальную ценность. Основной целью школьного экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности пpaктического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. И если экологическая культура вбирает в себя пpaктический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса общества, то теоретические знания и пpaктические умения, полученные в ходе учебной деятельности учащихся, являются хорошей мотивационной основой для формирования познавательного интереса и обучения по предметам естественнонаучного цикла, в частности, биологии, профессиональной ориентации школьников.
Основные задачи школьного экологического образования охватывают области обучения, воспитания и развития личности. В области обучения – это прежде всего формирование знаний об экосистемных организациях природы Земли, оценке и улучшению состояния окружающей среды. При воспитании акцентируются задачи воспитания потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды, а при развитии интеллектуально-эмоционально-волевой сферы личности детей – способности к анализу экологических ситуаций, убеждения в возможности решения экологических проблем.
Экологическая ответственность личности проявляется в:
– ответственности за состояние естественного
природного окружения, определяющего условия
жизни человека, на которые он оказывает
воздействие в процессе своей жизнедеятельности
– ответственности за здоровье как свое, так и
других людей как личную и общественную ценность,
– активную созидательную деятельность по охране
окружающей среды, предупреждению негативных
последствий деятельности человека.
Основные принципы экологического образования это: принципы научности, гуманизации, непрерывности и систематичности, прогностичности, интеграции, взаимосвязи раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
Содержательной же основой является учение об экологических системах в совокупности абиотических и биотических компонентов при учете антропогенного воздействия. Содержание экологического образования определяется категориями: мышление – знание – деятельность, а содержание экологического воспитания – ценности – отношение – поведение – ответственность.
В содержании экологического образования различают два вида компонентов: 1 – связанных с формированием мировоззренческих и нравственных основ и 2 – конкретные экологические знания и умения. [1]. Необходимыми компонентами современного экологического образования являются: система экологических и научно-естественных знаний, методов познания, базирующаяся на общенаучных методах, экологическое самосознание, способствующее самореализации при решении экологических проблем, способность к анализу и прогнозированию, особенности экологического мышления: системность, гибкость, глобальность, система нравственных и духовных ценностей.
В условиях модернизации образования в РФ в современной школе особое значение для формирования личности учащихся имеет учебно-исследовательская деятельность школьников. Учебно-исследовательская деятельность – это процесс решения учащимися научных и личностных проблем, имеющих совей целью построение субъективно нового знания. При этом учитель, выступающий в роли научного руководителя, консультирует, советует, направляет, но не диктует и не выполняет работу детей. При учебном исследовании, в отличие от научного, не открывается новых для человечества знаний, но если рассматривать ученические исследования в такой области как экология, то результаты могут нести определенную объективную новизну.
Учебно-исследовательская деятельность школьников может быть представлена в нескольких видах. [2]
На уроках применяются такие виды деятельности, как:
Исследовательский метод – как решение задач учениками с применением таких элементов научного исследования как наблюдение, анализ фактов. В частности, при изучении в курсе биологии растений и животных ученики получают задания по наблюдению за растениями и животными, обитающими на Крайнем Севере, в окрестностях г. Новый Уренгой. При этом составляется экологическая хаpaктеристика наблюдаемых видов, анализируется степень антропогенного воздействия, прогнозируется, как могут эти виды существовать в дальнейшем.
Применение учебного эксперимента позволяет ученикам освоить методику планирования, проведения опытов, обработку и анализ результатов. Учитель может предусмотреть и домашнее задание исследовательского хаpaктера. Например, при изучении темы «Грибы» в курсе биологии 6 класса ученики могут провести эксперимент в домашних условиях и наблюдать прорастание плесневых грибов на различных продуктах питания (хлеб, цитрусовые, некоторые овощи) и сделать вывод о распространении плесневых грибов и необходимости соблюдения правил гигиены питания.
Во внеурочной деятельности возможно применение таких видов учебно-исследовательской деятельности, как:
– исследовательский пpaктикум,
– экзаменационные работы,
– образовательные экспедиции – походы, поездки,
экскурсии,
– факультативные занятия, элективные курсы и
элективные учебные предметы,
– ученическое научно-исследовательское
общество,
– олимпиады и конкурсы,
– учебные проекты и др.
Например, в условиях Крайнего Севера полевой исследовательский пpaктикум при изучении биологии может проводиться за счет экскурсий в природу. Ученики получают задания по исследованию компонентов природы, установлении взаимосвязей между ними, определению антропогенного воздействия и др. Результаты работы (исследования) можно оформить в виде творческого отчета, фотовыставки, сообщения (например, гербарий «Растения тундры», фоторепортаж «Из жизни зверей и птиц»). В 2002-2010 годах полевой пpaктикум проводился для группы учеников школы при выполнении проектов при сотрудничестве в рамках международной образовательной программы SEED. Объектом исследования стала вода из рек в окрестностях города Новый Уренгой: Ево-Яха, Тамчара-Яха, Седэ-Яха. Изучались органо-лептические свойства воды, наличие загрязнителей, микроорганизмов. По итогам пpaктикума учениками школы было выполнено несколько проектов по теме «Вода», в которых дана хаpaктеристика водных ресурсов окрестностей г. Новый Уренгой, описаны качественные показатели воды, показана роль воды в природе и жизни людей. В дальнейшем учениками школы были выполнены и другие проекты: «Вода как электропроводник», «Оповещение населения об угрозе наводнения», проекты, связанные с наблюдением за местным климатом «Определение высоты снежного покрова в окрестностях г. Новый Уренгой», «Экодом» и др.
Значимы и востребованы при реализации аспектов школьного экологического образования в г. Новый Уренгой экскурсионные посещения школьниками детской экологической станции, которые проводятся как при изучении различных тем, так и во внеурочной деятельности. При этом работники местной детской экологической станции знакомят детей с особенностями растений и животных, содержащихся на станции, дают советы по уходу за живыми организмами в домашних условиях, привлекают детей к непосредственной экологической деятельности на самой станции. Интересными и значимыми для школьников также являются и конкурсы, проводимые ДЭС.
Если рассматривать структуру содержания школьного экологического образования в курсе биологии, в которой может быть организована учебно-исследовательская деятельность школьников, то она может быть представлена следующим образом.
Структура содержания общеобразовательной области «Экология» [1]
Фундаментальная экология
– Глобальная экология изучает биосферные,
космические и планетарные факторы,
биологическое разнообразие и функции живого
вещества.
– Экология биосистем направлена на получение
знаний о живых организмах, формирование умений
грамотного отношения к окружающей среде.
– Социальная экология должна обеспечить
рациональное природопользование, уменьшение
негативных последствий, устойчивое развитие,
коэволюцию общества и природы.
– Геоэкология изучает ландшафт, его компоненты,
факторы загрязнения и разрушения.
– Особое место занимает экология человека,
направленная на укрепление здоровья человека,
среды его обитания, формирования навыков
здорового образа жизни.
Прикладная экология
Агроэкология исследует агросистемы, условия их результативности. Экология города направлена на исследование урбанизированной среды, а промышленная экология – на научно-обоснованную и рациональную стратегию и тактику использования природных ресурсов.
И при изучении всех названных разделов экологии возможно и желательно применение различных форм и методов учебно-исследовательской деятельности школьников.
Особое внимание в исследовательской деятельности учащихся хотелось бы уделить такому разделу фундаментальной экологии как экология человека. Этот раздел экологии рассматривается в общих чертах при изучении биологии растений, животных, общей биологии и экологии. Но отдельно при изучении организма человека в курсе биологии 8 класса необходимо акцентировать внимание учащихся на формировании понятий, связанных со здоровьем человека, способах поддержания и укрепления здоровья населения, потребности необходимости развития навыков здорового образа жизни. При изучении биологии человека уже в теме «Введение» рассматриваются гигиенические аспекты, направленные на укрепление здоровья, подчеркивается роль правильной организации труда, в том числе и учебного, отдыха, занятий спортом. При составлении рабочей программы биологии человека (8класс) формирование экологических аспектов можно предусмотреть пpaктически в любой теме, связанной с теми или иными органами и системами органов человека, возможно определить, какие условия и факторы способствуют лучшей жизнедеятельности, какие причины нарушают работу органов и систем и как сделать эти риски минимальными. Из длительного опыта педагогической работы можно сделать вывод, что для формирования экологической грамотности наиболее результативна методика мини-проектов. При этом исследуется «небольшой», но значимый вопрос, к исследованию без особых затрат и усилий привлекаются многие ученики, итоги проектов рассматриваются непосредственно на уроках и способствуют развитию познавательного интереса, успешности детей, желанию и в дальнейшем принимать участие в таких исследованиях, проектах и т.д.
Например, при изучении темы «Дыхание» для
проведения обобщающего урока возможна
подготовка проектов, связанные с экологией
города, производственной экологий. За несколько
дней до такого урока ученики получают задания к
трем мини-проектам:
1 – изучить состав табака, показать его
воздействие на органы дыхания;
2 – определить, в результате каких заболеваний
снижается успешность учебной деятельности. При
этом подсчитывается число пропущенных по
болезни уроков и дней, определяется, что наиболее
частые болезни – вирусные инфекции,
анализируется успешность и успеваемость
заболевших детей.
В третьем мини-проекте по данной теме «Простые
истины здорового дыхания» ученики делают выводы
по гигиене дыхания.
Примеры ученических мини-проектов на обобщающем уроке по теме «Дыхание»
1. «Курение и здоровье»
2. «Вирусные болезни, их последствия и успешность
учащихся класса»
3. «Простые истины здорового дыхания»
Например, проект № 3. «Простые истины здорового дыхания».
О гигиене воздуха.
- Проветривайте жилые и учебные помещения. Это освежит воздух, которым мы дышим.
- Ежедневная влажная уборка способствует чистоте и влажности воздуха.
- Спать лучше всего тоже при открытой форточке.
О гигиене дыхания
- Правильное дыхание – это дыхание через нос.
- При заболеваниях дыхательных путей соблюдайте правила гигиены – это поможет уберечься самому и уберечь от заражения окружающих.
- Курение особенно опасно для дыхательных путей, вредно как курящему, так и «пассивным курильщикам»
В помощь против болезней
- Прививки против инфекционных болезней органов дыхания помогут тебе сохранить здоровье.
- Витамины, здоровый образ жизни улучшат твое самочувствие.
- Обследование – флюорография – могут выявить болезнь и помочь в ее лечении.
В настоящее время значительное негативное воздействие на организм человека оказывают различные загрязнители. Современное состояние окружающей среды таково, что при изучении темы «Пищеварение» мы рассматриваем вопросы необходимости употрeбления в пищу экологически чистых продуктов, при изучении темы «Дыхание» – значение загрязнения воздуха различными загрязнителями, в том числе и пассивным курением. При изучении анализаторов и органов чувств важно установить значение шумовых факторов, их воздействие на органы слуха и высшую нервную деятельность. В связи с развитием и активным использованием современной бытовой техники и оборудования актуальным становится установление негативного воздействия длительной работы с такой техникой (или игры на компьютере) на нервную систему, органы чувств, психику, развитие так называемой компьютерной зависимости. Важно установление необходимости соблюдения правил безопасности при работы с техникой (например, с компьютером), ее размещением в школе и дома, способствование формирования навыков рациональной работы с ИКТ.
Все эти вопросы могут стать темами для учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Результаты защиты исследовательских работ рассматриваются как на уроках, так и на заседаниях школьного научно-исследовательского общества, представлены на различные конкурсы, опубликованы в печатных изданиях, оформлены в портфолио учащихся.
Показателем эффективности школьного экологического образования, формирования экологической грамотности и культуры населения должны стать не только осознанность, глубина и прочность экологических знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.
Литература:
1. Программно-методические материалы. Экология.
5-11 классы. М., Дрофа, 2001
2. Учебно-исследовательская деятельность
школьников в профильном обучении. М.В. Степанова.
С-Пб, из-во КАРО, 2005
3. Программа основного общего образования по
биологии. 6-9 классы. М., Дрофа, 2006
4. Захлебный А.Н. Непрерывное экологическое
образование: варианты осуществления в 12-летней
российской школе. РАО, М., Россия. www.gpntb.ru/...
Комментарии:
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
04 12 2025 6:58:53
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
03 12 2025 5:18:44
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
02 12 2025 18:16:34
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
01 12 2025 19:47:53
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
30 11 2025 22:58:23
Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...
29 11 2025 17:18:26
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
28 11 2025 10:12:16
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
27 11 2025 22:50:58
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
26 11 2025 18:27:13
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
25 11 2025 20:14:14
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии.
...
24 11 2025 14:55:17
Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
23 11 2025 23:10:31
На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....
22 11 2025 8:28:37
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
21 11 2025 3:37:50
В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....
20 11 2025 11:27:13
Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....
19 11 2025 16:29:34
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
18 11 2025 14:14:59
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....
17 11 2025 16:58:27
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
16 11 2025 17:54:17
Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....
15 11 2025 10:54:32
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
14 11 2025 2:42:37
Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....
13 11 2025 6:21:18
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме.
...
12 11 2025 15:16:43
Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
11 11 2025 23:14:24
В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....
10 11 2025 19:32:46
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
09 11 2025 0:44:12
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
08 11 2025 18:26:23
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
07 11 2025 6:47:51
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.
...
06 11 2025 5:26:13
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
05 11 2025 23:46:43
Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....
04 11 2025 12:59:14
Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....
03 11 2025 22:48:10
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
02 11 2025 12:51:37
Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....
01 11 2025 5:40:55
Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....
31 10 2025 4:35:49
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
30 10 2025 18:41:45
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.
...
29 10 2025 12:32:38
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
28 10 2025 18:10:37
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
27 10 2025 17:59:56
Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....
26 10 2025 0:57:26
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
25 10 2025 2:45:59
Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения.
...
24 10 2025 17:53:37
Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях.
...
23 10 2025 21:52:15
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
22 10 2025 6:48:36
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
21 10 2025 4:30:18
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
20 10 2025 21:45:21
В школе-интернате санаторного типа обучаются дети с нарушениями опopно-двигательного аппарата, тема актуальна. Интегрированный урок с ЛФК объясняет новую тему, ученики осознанно и с большим энтузиазмом выполняют комплекс упражнений. Актуализируют знания о скелете человека, обращая внимание на строение и форму позвоночника. Предусмотрена индивидуальная работа, в парах и группах, проектная деятельность....
19 10 2025 20:27:49
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
18 10 2025 12:49:10
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
17 10 2025 3:24:18
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
16 10 2025 22:58:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




