Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии
В настоящее время, когда проблема состояния современного образования вызывает множество самых противоречивых высказываний, а сторонники разнообразных дискуссий часто не могут прийти к согласованному мнению, школа продолжает обеспечивать получение российскими детьми такого образования, которое востребовано в обществе. Основные цели и задачи школьного образования направлены на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В школьном курсе биологии важная роль отводится таким значимым для формирования и развития личности детей направлениям, как экологическое образование и исследовательская деятельность учащихся.
В 21 веке проблема состояния окружающей среды, загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает первостепенное значение. И хотя наша кадетская школа (первая на Ямале) находится в суровых климатических условиях, на Крайнем Севере, но и здесь трудно переоценить роль современного школьного экологического образования. В основном в школе элементы экологических знаний включены преимущественно в содержание предметов естественнонаучного цикла и часто носят информационно-справочный хаpaктер. Экологическая культура есть не что иное, как материализованное сознание в поступках и делах людей [4]. Современной школе необходима система непрерывного экологического образования, позволяющая сформировать у обучающихся нравственно-личностную установку на природу как универсальную ценность. Основной целью школьного экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности пpaктического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. И если экологическая культура вбирает в себя пpaктический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса общества, то теоретические знания и пpaктические умения, полученные в ходе учебной деятельности учащихся, являются хорошей мотивационной основой для формирования познавательного интереса и обучения по предметам естественнонаучного цикла, в частности, биологии, профессиональной ориентации школьников.
Основные задачи школьного экологического образования охватывают области обучения, воспитания и развития личности. В области обучения – это прежде всего формирование знаний об экосистемных организациях природы Земли, оценке и улучшению состояния окружающей среды. При воспитании акцентируются задачи воспитания потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды, а при развитии интеллектуально-эмоционально-волевой сферы личности детей – способности к анализу экологических ситуаций, убеждения в возможности решения экологических проблем.
Экологическая ответственность личности проявляется в:
– ответственности за состояние естественного
природного окружения, определяющего условия
жизни человека, на которые он оказывает
воздействие в процессе своей жизнедеятельности
– ответственности за здоровье как свое, так и
других людей как личную и общественную ценность,
– активную созидательную деятельность по охране
окружающей среды, предупреждению негативных
последствий деятельности человека.
Основные принципы экологического образования это: принципы научности, гуманизации, непрерывности и систематичности, прогностичности, интеграции, взаимосвязи раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
Содержательной же основой является учение об экологических системах в совокупности абиотических и биотических компонентов при учете антропогенного воздействия. Содержание экологического образования определяется категориями: мышление – знание – деятельность, а содержание экологического воспитания – ценности – отношение – поведение – ответственность.
В содержании экологического образования различают два вида компонентов: 1 – связанных с формированием мировоззренческих и нравственных основ и 2 – конкретные экологические знания и умения. [1]. Необходимыми компонентами современного экологического образования являются: система экологических и научно-естественных знаний, методов познания, базирующаяся на общенаучных методах, экологическое самосознание, способствующее самореализации при решении экологических проблем, способность к анализу и прогнозированию, особенности экологического мышления: системность, гибкость, глобальность, система нравственных и духовных ценностей.
В условиях модернизации образования в РФ в современной школе особое значение для формирования личности учащихся имеет учебно-исследовательская деятельность школьников. Учебно-исследовательская деятельность – это процесс решения учащимися научных и личностных проблем, имеющих совей целью построение субъективно нового знания. При этом учитель, выступающий в роли научного руководителя, консультирует, советует, направляет, но не диктует и не выполняет работу детей. При учебном исследовании, в отличие от научного, не открывается новых для человечества знаний, но если рассматривать ученические исследования в такой области как экология, то результаты могут нести определенную объективную новизну.
Учебно-исследовательская деятельность школьников может быть представлена в нескольких видах. [2]
На уроках применяются такие виды деятельности, как:
Исследовательский метод – как решение задач учениками с применением таких элементов научного исследования как наблюдение, анализ фактов. В частности, при изучении в курсе биологии растений и животных ученики получают задания по наблюдению за растениями и животными, обитающими на Крайнем Севере, в окрестностях г. Новый Уренгой. При этом составляется экологическая хаpaктеристика наблюдаемых видов, анализируется степень антропогенного воздействия, прогнозируется, как могут эти виды существовать в дальнейшем.
Применение учебного эксперимента позволяет ученикам освоить методику планирования, проведения опытов, обработку и анализ результатов. Учитель может предусмотреть и домашнее задание исследовательского хаpaктера. Например, при изучении темы «Грибы» в курсе биологии 6 класса ученики могут провести эксперимент в домашних условиях и наблюдать прорастание плесневых грибов на различных продуктах питания (хлеб, цитрусовые, некоторые овощи) и сделать вывод о распространении плесневых грибов и необходимости соблюдения правил гигиены питания.
Во внеурочной деятельности возможно применение таких видов учебно-исследовательской деятельности, как:
– исследовательский пpaктикум,
– экзаменационные работы,
– образовательные экспедиции – походы, поездки,
экскурсии,
– факультативные занятия, элективные курсы и
элективные учебные предметы,
– ученическое научно-исследовательское
общество,
– олимпиады и конкурсы,
– учебные проекты и др.
Например, в условиях Крайнего Севера полевой исследовательский пpaктикум при изучении биологии может проводиться за счет экскурсий в природу. Ученики получают задания по исследованию компонентов природы, установлении взаимосвязей между ними, определению антропогенного воздействия и др. Результаты работы (исследования) можно оформить в виде творческого отчета, фотовыставки, сообщения (например, гербарий «Растения тундры», фоторепортаж «Из жизни зверей и птиц»). В 2002-2010 годах полевой пpaктикум проводился для группы учеников школы при выполнении проектов при сотрудничестве в рамках международной образовательной программы SEED. Объектом исследования стала вода из рек в окрестностях города Новый Уренгой: Ево-Яха, Тамчара-Яха, Седэ-Яха. Изучались органо-лептические свойства воды, наличие загрязнителей, микроорганизмов. По итогам пpaктикума учениками школы было выполнено несколько проектов по теме «Вода», в которых дана хаpaктеристика водных ресурсов окрестностей г. Новый Уренгой, описаны качественные показатели воды, показана роль воды в природе и жизни людей. В дальнейшем учениками школы были выполнены и другие проекты: «Вода как электропроводник», «Оповещение населения об угрозе наводнения», проекты, связанные с наблюдением за местным климатом «Определение высоты снежного покрова в окрестностях г. Новый Уренгой», «Экодом» и др.
Значимы и востребованы при реализации аспектов школьного экологического образования в г. Новый Уренгой экскурсионные посещения школьниками детской экологической станции, которые проводятся как при изучении различных тем, так и во внеурочной деятельности. При этом работники местной детской экологической станции знакомят детей с особенностями растений и животных, содержащихся на станции, дают советы по уходу за живыми организмами в домашних условиях, привлекают детей к непосредственной экологической деятельности на самой станции. Интересными и значимыми для школьников также являются и конкурсы, проводимые ДЭС.
Если рассматривать структуру содержания школьного экологического образования в курсе биологии, в которой может быть организована учебно-исследовательская деятельность школьников, то она может быть представлена следующим образом.
Структура содержания общеобразовательной области «Экология» [1]
Фундаментальная экология
– Глобальная экология изучает биосферные,
космические и планетарные факторы,
биологическое разнообразие и функции живого
вещества.
– Экология биосистем направлена на получение
знаний о живых организмах, формирование умений
грамотного отношения к окружающей среде.
– Социальная экология должна обеспечить
рациональное природопользование, уменьшение
негативных последствий, устойчивое развитие,
коэволюцию общества и природы.
– Геоэкология изучает ландшафт, его компоненты,
факторы загрязнения и разрушения.
– Особое место занимает экология человека,
направленная на укрепление здоровья человека,
среды его обитания, формирования навыков
здорового образа жизни.
Прикладная экология
Агроэкология исследует агросистемы, условия их результативности. Экология города направлена на исследование урбанизированной среды, а промышленная экология – на научно-обоснованную и рациональную стратегию и тактику использования природных ресурсов.
И при изучении всех названных разделов экологии возможно и желательно применение различных форм и методов учебно-исследовательской деятельности школьников.
Особое внимание в исследовательской деятельности учащихся хотелось бы уделить такому разделу фундаментальной экологии как экология человека. Этот раздел экологии рассматривается в общих чертах при изучении биологии растений, животных, общей биологии и экологии. Но отдельно при изучении организма человека в курсе биологии 8 класса необходимо акцентировать внимание учащихся на формировании понятий, связанных со здоровьем человека, способах поддержания и укрепления здоровья населения, потребности необходимости развития навыков здорового образа жизни. При изучении биологии человека уже в теме «Введение» рассматриваются гигиенические аспекты, направленные на укрепление здоровья, подчеркивается роль правильной организации труда, в том числе и учебного, отдыха, занятий спортом. При составлении рабочей программы биологии человека (8класс) формирование экологических аспектов можно предусмотреть пpaктически в любой теме, связанной с теми или иными органами и системами органов человека, возможно определить, какие условия и факторы способствуют лучшей жизнедеятельности, какие причины нарушают работу органов и систем и как сделать эти риски минимальными. Из длительного опыта педагогической работы можно сделать вывод, что для формирования экологической грамотности наиболее результативна методика мини-проектов. При этом исследуется «небольшой», но значимый вопрос, к исследованию без особых затрат и усилий привлекаются многие ученики, итоги проектов рассматриваются непосредственно на уроках и способствуют развитию познавательного интереса, успешности детей, желанию и в дальнейшем принимать участие в таких исследованиях, проектах и т.д.
Например, при изучении темы «Дыхание» для
проведения обобщающего урока возможна
подготовка проектов, связанные с экологией
города, производственной экологий. За несколько
дней до такого урока ученики получают задания к
трем мини-проектам:
1 – изучить состав табака, показать его
воздействие на органы дыхания;
2 – определить, в результате каких заболеваний
снижается успешность учебной деятельности. При
этом подсчитывается число пропущенных по
болезни уроков и дней, определяется, что наиболее
частые болезни – вирусные инфекции,
анализируется успешность и успеваемость
заболевших детей.
В третьем мини-проекте по данной теме «Простые
истины здорового дыхания» ученики делают выводы
по гигиене дыхания.
Примеры ученических мини-проектов на обобщающем уроке по теме «Дыхание»
1. «Курение и здоровье»
2. «Вирусные болезни, их последствия и успешность
учащихся класса»
3. «Простые истины здорового дыхания»
Например, проект № 3. «Простые истины здорового дыхания».
О гигиене воздуха.
- Проветривайте жилые и учебные помещения. Это освежит воздух, которым мы дышим.
- Ежедневная влажная уборка способствует чистоте и влажности воздуха.
- Спать лучше всего тоже при открытой форточке.
О гигиене дыхания
- Правильное дыхание – это дыхание через нос.
- При заболеваниях дыхательных путей соблюдайте правила гигиены – это поможет уберечься самому и уберечь от заражения окружающих.
- Курение особенно опасно для дыхательных путей, вредно как курящему, так и «пассивным курильщикам»
В помощь против болезней
- Прививки против инфекционных болезней органов дыхания помогут тебе сохранить здоровье.
- Витамины, здоровый образ жизни улучшат твое самочувствие.
- Обследование – флюорография – могут выявить болезнь и помочь в ее лечении.
В настоящее время значительное негативное воздействие на организм человека оказывают различные загрязнители. Современное состояние окружающей среды таково, что при изучении темы «Пищеварение» мы рассматриваем вопросы необходимости употрeбления в пищу экологически чистых продуктов, при изучении темы «Дыхание» – значение загрязнения воздуха различными загрязнителями, в том числе и пассивным курением. При изучении анализаторов и органов чувств важно установить значение шумовых факторов, их воздействие на органы слуха и высшую нервную деятельность. В связи с развитием и активным использованием современной бытовой техники и оборудования актуальным становится установление негативного воздействия длительной работы с такой техникой (или игры на компьютере) на нервную систему, органы чувств, психику, развитие так называемой компьютерной зависимости. Важно установление необходимости соблюдения правил безопасности при работы с техникой (например, с компьютером), ее размещением в школе и дома, способствование формирования навыков рациональной работы с ИКТ.
Все эти вопросы могут стать темами для учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Результаты защиты исследовательских работ рассматриваются как на уроках, так и на заседаниях школьного научно-исследовательского общества, представлены на различные конкурсы, опубликованы в печатных изданиях, оформлены в портфолио учащихся.
Показателем эффективности школьного экологического образования, формирования экологической грамотности и культуры населения должны стать не только осознанность, глубина и прочность экологических знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.
Литература:
1. Программно-методические материалы. Экология.
5-11 классы. М., Дрофа, 2001
2. Учебно-исследовательская деятельность
школьников в профильном обучении. М.В. Степанова.
С-Пб, из-во КАРО, 2005
3. Программа основного общего образования по
биологии. 6-9 классы. М., Дрофа, 2006
4. Захлебный А.Н. Непрерывное экологическое
образование: варианты осуществления в 12-летней
российской школе. РАО, М., Россия. www.gpntb.ru/...
Комментарии:
Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....
17 07 2025 12:54:46
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев.
...
16 07 2025 4:41:13
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
15 07 2025 7:29:40
Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....
14 07 2025 8:20:36
Урок проведен под эколого-просветительской акцией «Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....
13 07 2025 4:27:35
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
12 07 2025 15:17:59
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
11 07 2025 21:42:35
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
10 07 2025 22:52:13
Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....
09 07 2025 3:57:27

Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
08 07 2025 18:17:30
Данный урок разработан по учебнику И.Н. Пономаревой и др. "Общая биология" (10-й класс), издательства "Вентана-Граф".
Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, пpaктически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....
07 07 2025 8:23:35
Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни.
...
06 07 2025 22:31:32
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии.
...
05 07 2025 2:49:48

Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме комaндной игры с презентацией, содержащей элементы интеpaктивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста комaндной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....
04 07 2025 21:51:37
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
03 07 2025 12:15:58
Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера.
...
02 07 2025 7:49:19
Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....
01 07 2025 11:44:38
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
30 06 2025 4:29:56
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
29 06 2025 16:32:24

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....
28 06 2025 22:32:18
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
27 06 2025 7:34:29
Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....
26 06 2025 8:46:14
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
25 06 2025 9:14:51
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
24 06 2025 11:58:59
Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
...
23 06 2025 8:43:15
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
22 06 2025 11:14:52
Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....
21 06 2025 19:27:42
Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов.
...
20 06 2025 18:19:25
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
19 06 2025 12:52:13
На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка.
...
18 06 2025 14:38:56
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
17 06 2025 9:11:28
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
16 06 2025 3:39:16
Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...
15 06 2025 22:45:21
В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....
14 06 2025 22:51:22
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
13 06 2025 20:19:45
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
12 06 2025 0:11:10
Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых.
...
11 06 2025 21:25:24
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
10 06 2025 15:12:30
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
09 06 2025 9:35:16
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
08 06 2025 5:23:48
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
07 06 2025 10:19:49
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
06 06 2025 6:13:44
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
05 06 2025 10:57:35
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
04 06 2025 14:14:43
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
03 06 2025 17:13:28
Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам.
...
02 06 2025 7:36:15
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
01 06 2025 16:10:17
Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....
31 05 2025 9:59:53
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
30 05 2025 20:36:26
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
...
29 05 2025 16:19:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::