Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с причинами возникновения болезней желудочно-кишечного тpaкта и мерами по их предупреждения;
- Выработать правила гигиены питания;
- Предложить советы по правильному выбору продуктов питания, их хранению и использованию.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
а) Фронтальный опрос:
- что такое пищеварение?
- как осуществляется регуляция пищеварения?
- как возникают ощущения голода и насыщения?
- какие изменения тканей печени вызывает
систематическое употрeбление спиртных напитков?
- при некоторых тяжелых заболеваниях желудка
прибегают к удалению части желудка.
Переваривание каких питательных веществ будет
затруднено? Почему всё-таки в пищеварительной
системе происходит расщепление таких веществ?
б) на доске заполнить схему:
Ротовая полость: углеводы……………?
Желудок: белки ……………?
Кишечник:
белки: ……………?
углеводы…………?
жиры …………….?
3. Объяснение нового материала.
Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет: “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”.
Никто еще не оспорил Сократа, но и следуют его кредо немногие. Ведь еда – наслаждение: после хорошей трапезы мозг выpaбатывает эндорфины – особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие настроение.
На страже здоровья, чтобы погоня за за эндорфинами не нанесла вреда, стоит режим питания.
Мудрецы прошлого учили:
Завтpaк съешь сам,
Обед раздели с другом,
Ужин отдай врагу.
Согласны ли вы с этим утверждением?
Современная наука считает, что такой подход слишком радикален. Но зерно истины в нем есть.
Завтpaк (35%) должен быть богат углеводами – овощи, фрукты, крупы, сахар.
Исследования показали, что лишние 2000 калорий утром не увеличивают вес тела, в отличие от вечерних.
Обед (45%) должен обеспечить организм и белками, и углеводами, и жирами.
Ужин (20%) должен быть легче. Лучше избегать продуктов, вызывающих возбуждение кишечника: горох, капуста и т. д. Нежирные молочные продукты, овощи, фрукты, крупы – самое подходящее меню за 2 – 3 часа перед сном.
Как часто люди следуют этому правилу?
Сегодня эти правила уходят в прошлое, уступая место Fast Food (англ. быстрая еда). Они представляют серьезную опасность для здоровья. В такой еде много холестерина и она очень калорийна. [приложение 1]
Какими бы экологически чистыми не были продукты, они все равно могут подвести человека, если пренебрегать простым и важным правилом: мыть нужно не только руки перед едой, но и все продукты, которые употрeбляются сырыми.
Пример.
Возбудители дифтерии сохраняют активность:
на зелени – 2сут.
на малине – 3сут.
на огурцах и капусте – 6 сут.
на томатах – 8сут.
Какие ещё правила питания вам известны?
(диалог с учащимися)
Каковы же признаки недоброкачественной пищи?
- запах, цвет, истечение срока годности.
Пищевые токсико - инфекции (сообщения учащихся)
Ботулизм – возбудители ботулизма живут в кишечнике крупного рогатого скота, свиней, лошадей, грызунов, не вызывая у них заболеваний. Попадая вместе с навозом, они заражают овощи, грибы и другие продукты. Бактерии, вызывающие ботулизм, могут заражать водоемы и рыбу, находящуюся в них. Развиваются эти микробы при отсутствии воздуха (анаэробы), поэтому они легко выживают в наглухо закрытых сосудах: в консервных и герметически закрытых стеклянных банках. Споры бактерий чрезвычайно устойчивы. Они гибнут только после кипячения в течение нескольких часов. При консервировании в домашних условиях фруктов, грибов, рыбы и т.д. в плотно закрытом сосуде без доступа воздуха эти споры могут прорасти и испортить продукт.
Заболевание ботулизмом развивается обычно через 12-24 часа после приема зараженной пищи, иногда раньше или позже этого срока. Болезнь начинается с головной боли, тошноты, рвоты, болей в животе. Температура тела обычно не повышается. Через 1-2 суток наступает расстройство зрения, может быть паралич шейных и дыхательных мышц, что ведет к cмepти.
Сальмонеллез – наиболее часто происходит в летнее-осеннее время, Источник инфекции – домашняя птица, собаки, кошки, крупный и мелкий рогатый скот, а также больные люди и бактерионосители. Заражение происходит обычно через зараженные продукты – яйца, мясо, молоко, молочные продукты.
Болезнь обычно начинается остро. Поднимается температура, возникают боли в животе, частый стул, тошнота, рвота. Болезнь длится несколько суток и очень ослабляет организм.
Другие очень опасные заболевания холера, дизентерия.
Каковы же причины заражения инфекционными кишечными заболеваниями?
- неправильное хранение продуктов: сырое мясо, рыба, птица не должны находиться рядом с продуктами, употрeбляемыми в пищу без термической обработки (сыр, колбаса, вареное мясо и т.д.
- нельзя сырые продукты разделывать на тех же
кухонных досках, что и овощи для салатов, хлеб,
сыр, колбасу;
- питье воды из неизвестных источников
водоснабжения;
- грязные руки.
Признаки пищевых токсико-инфекций (могут длиться от нескольких часов до нескольких суток)
- слабость;
- недомогание;
- судороги;
- рвота;
- диарея.
Первая помощь при отравлении недоброкачественной пищей
- Выпить 2 - 3 литра теплой воды.
- Вызвать рвоту нажатием на корень языка.
- Принять активированный уголь.
- При первых признаках пищевых токсико-инфекций срочно вызвать “Скорую помощь”
Итак, подведём итог сказанному, послушайте стихи Авиценны:
В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок.
Спокойно, не спеша, без суеты
В день раз иль два питаться должен ты.
Питайся, если голод ощутил,
Еда нужна для поддержанья сил
Зубами пищу измельчай всегда,
Полезней будет, впрок пойдет еда
В компании приятной честь по чести
Есть следует в уютном, чистом месте
Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьет достойно в свой черед.
А теперь несколько советов, которые помогут Вам и вашему пищеварению:
- Выбирайте продукты, которые выглядят и пахнут приятно;
- Овощи и фрукты не должны быть вялыми, мятыми, с треснувшей кожурой;
- Белое мясо ( птица, рыба) содержат менее вредные жиры, чем говядина и свинина;
- Непросеянная мука, хлеб с отрубями полезнее очищенных;
- Съедайте хотя бы один салат в день и не готовьте пищу на жире;
- Делайте и ешьте все это с удовольствием, чтобы можно было сказать:
\"Я не имею возможности есть всё, что люблю. Но я люблю всё, что ем\"
Французский просветитель Вольтер.
4. Закрепление изученного материала.
Экспресс – опрос (ответьте “да” или “нет”)
- Для того, чтобы пищу лучше подготовить к обработке пищеварительными соками, её необходимо тщательно пережевать.
- Сырые продукты гораздо полнее расщепляются пищевыми соками, чем вареные и тушеные.
- В сырых овощах и фруктах содержится большее количество витаминов, чем в вареных.
- Совсем не обязательно есть в одни и те же часы через равные промежутки времени.
- Потеря аппетита - обычный признак многих заболеваний.
- Наиболее благоприятный режим питания - три раза в сутки.
- Признаки отравления недоброкачественной пищей - боль в животе, рвота, понос, головная боль, даже обморочное состояние.
- К числу часто встречающихся опасных ЖКЗ относятся - дизентерия, брюшной тиф, холера.
- Источником глистных заболеваний могут стать непроваренное мясо, рыба, грязные овощи и фрукты.
Комментарии:
Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....
15 10 2025 13:54:59
На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....
14 10 2025 5:20:16
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
13 10 2025 15:59:10
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
12 10 2025 10:41:28
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
11 10 2025 3:57:17
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
10 10 2025 7:41:11
Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....
09 10 2025 3:41:52
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
08 10 2025 14:35:53
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
07 10 2025 19:32:12
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
06 10 2025 19:11:30
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
05 10 2025 19:42:14
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
04 10 2025 20:24:34
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
03 10 2025 15:56:17

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
02 10 2025 23:42:33
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
01 10 2025 4:18:53
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
30 09 2025 6:37:13
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
29 09 2025 13:17:44
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
28 09 2025 18:34:49
В 1885 г. на улицах Москвы появилась необычная афиша. К.А.Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда – “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”....
27 09 2025 12:42:58
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
26 09 2025 15:36:52
В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....
25 09 2025 23:34:45
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
24 09 2025 23:54:57
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....
23 09 2025 4:51:54
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
22 09 2025 14:38:26
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
21 09 2025 5:14:20
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.
Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
20 09 2025 3:22:21
Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....
19 09 2025 10:39:36
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
18 09 2025 2:44:34
Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....
17 09 2025 16:17:37
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
16 09 2025 18:14:53
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
15 09 2025 14:42:44
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
14 09 2025 6:23:43
Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...
13 09 2025 11:57:28
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
12 09 2025 21:12:43
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
11 09 2025 22:25:24
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
10 09 2025 20:17:35
Открытый урок по теме «Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....
09 09 2025 20:44:10
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
08 09 2025 9:19:51

Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....
07 09 2025 11:28:47
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
06 09 2025 21:46:20
Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....
05 09 2025 12:13:50
В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
...
04 09 2025 2:40:57
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
03 09 2025 20:57:57
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
02 09 2025 5:38:12
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
01 09 2025 0:25:34
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
31 08 2025 5:27:32
Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки.
...
30 08 2025 15:53:51
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
29 08 2025 1:20:20
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
28 08 2025 8:38:15
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
27 08 2025 9:25:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::