Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

Источник:

Устное народное творчество: загадки, сказки, приметы, поговорки, обряды и обычаи – неотъемлемая часть культуры любого народа. Для воспитания все сторонне развитой личности необходимо знакомить учащихся с особенностями и спецификой разных народов с их национальной культурой.

Устное народное творчество формировалось тысячелетиями и имеет самую точную форму.

Пословицы и поговорки разных народов часто звучали по-разному, но имеют одинаковый смысл, поэтому на их примере можно показать черты сходства, объединяющие людей разных национальностей.

Например: «Громада – великий человек» (украинская пословица.), «Если вздохнуть всем народом – ветер будет» (русская пословица), «Народ вздохнет разом – буря будет, топнет ногой разом – будет землетрясение» (китайская пословица).

Знакомство с этносом позволяет сформулировать у учащихся представление о многонациональной стране. Но следует отметить, что в учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку, иначе эффект от их употрeбления пропадает.

Кроме включения в содержание курса «Природа» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных  явлениях природы, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д.

Особенно ценно использование в учебном процессе загадок, т.к. с их помощью совокупность сведений о природе, человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Загадки нацеливают мышление школьника, как на анализ, так и на синтез, что приучает детей не упускать из виду целое при рассмотрении его частей. Загадки развивают наблюдательность ребенка, а учителю без каких-либо специальных тестов или анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, и так же уровень творческого мышления ученика.

Вот несколько примеров загадок, которые могут быть использованы при изучении курса «природоведение»:

1. Без рук, без ног
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

2. Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)

3. На дворе горой
А в избе водой. (Снег)

4. Рассыпался горох
На 70 дорог,
Никто его не подберет,
Ни царь, ни царица,
Ни красная дeвица. (Град)

5. Сестра к брату в гости идет,
А он от сестры прячется. (Солнце и месяц)

6. Из какого ковша не пьют и не едят,
А только гладят. (Большая медведица)

7. Крашенное коромысло
Через реку повисло. (Радуга)

8. Заря-зарница
Красавица дeвица
По миру (по свету) ходила
Слезы (ключи) обронила,
Месяц видел,
Солнце скрало. (Роса)

9. Летал, летал
Да в речку убежал. (Снег)

10. Черная корова
Весь мир поборола,
А белая – подняла. (День и ночь)

11. Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу. (Земля)

12. Стоит дуб,
На дубу 12 гнезд,
На каждом гнезде по 4 синицы,
У каждой синицы по 14 яиц:
Семь беленьких
И семь черненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)

Элементы устного народного творчества могут быть использованы на разных этапах урока: контроль знаний, изучение нового, закрепление, домашнее задание. Наиболее уместно ограничено они вписываются в уроки по теме «вода».

В процессе повторения материала на обобщающем занятии по темам «Работа ветра», «Значение дождя для растений», «Погода» и т.д. Мы предлагаем на уроке разъяснять смысл пословиц и поговорок, отгадать загадки. В результате на уроке осуществляется закрепление таких понятий как виды осадков (дождь, снег, град), а так же гроза, гром, молния, ветер, облака, тучи.

  • Дождь – кормилец.
  • Без дождя и трава не растет.
  • Куда ветер дует, туда и дождь идет.
  • Меня частенько просят, ждут, а только покажусь – прятаться начнут. (дождь).
  • Один – льет, другой – пьет, третий – растет (дождь, земля и растения).
  • Гроза бьет по высокому дереву.
  • Летит огневая стрела, никто ее не поймает (молния).
  • Без рук стучит, без огня горит (гром и молния).
  • Роса – утра краса.

  • Вечером наземь слетает,
    Ночь на земле пребывает,
    Утром опять улетает. (Роса)

  • Скатерть бела весь мир одела. (Снег)

  • Гуляет в поле – да не конь,
    Летает в поле – да не птица.

  • У каждого ветра – своя погода.
  • Против ветра не надуешься.
  • За ветром в поле не угонишься.
  • Без рук, без ног, а врата открывает. (Ветер)
  • Не море топит корабли, а ветер.

В разделе «Растения» элементы устного народного творчества целесообразно использовать в темах «Разнообразие растительного мира», «Строение цветковых растений», «Многообразие культурных растений».

В теме «Разнообразие растительного мира» при формировании понятий цветковые и нецветковые растения (папоротники, мхи), культурные, лекарственные и ядовитые растения, жизненные формы растений: травы, кустарники, деревья могут быть использованы слуедующие фольклорные элементы:

  • Что цветет без цветка? (Папоротник)
  • Цветы, что дети, уход любят.
  • Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
  • Не расти траве после осени, не цвети цветам зимой по снегу.
  • Цветов много в поле, да всех не сорвешь.
  • И красивые цветки ядовиты бывают.
  • Всякую ягоду в руку не беру, да не всякую в кузов кладу.
  • Красна ягодка да на вкус горька.
  • Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены. (Березы)
  • Все паны скинули кафтаны, один пан не скинул кафтан. (Сосна)
  • Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
  • Какое дерево зимой и летом одним цветом. (Сосна)
  • Древо древоиское, листья шамаханские, когти дьявольские, цветы ангельские. (Шиповник)
  • Над водой стоит красной бородой. (Калина)
  • Летом борода вырастает, зимой отпадает. (Трава)
  • Какую траву и слепой знает? (Крапива)
  • Хоть и не огонь, а жжется? (Крапива)

В теме «Строение цветковых растений». На этапе закрепления изученного материала (понятия корень, стебель, цветок и лист) можно использовать следующие загадки:

  • Зимой седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает. (Лист на дереве)
  • Листья как птицы: посидят, посидят, а осенью полетят.
  • Листья, как живые: шепчутся, а придет пора – и зашумят.
  • По ботве о корне не суди.
  • От яблони – яблоки, а от ели – шишки.
  • Каков плод, таков и приплод.
  • У каждой ягоды своя косточка и т.д.

В теме «Многообразие культурных растений» предлагаем использовать следующие загадки:

  • Маленькая кроша сквозь землю прошла, красную шапочку нашла. (Мак)
  • Весной растет, летом вьется, осенью цветет, зимой в дело идет. (Хмель)
  • Нет ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Огурец)
  • Стоит поп низок, на нем 70 ризок. (Капуста)
  • Стоит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук)
  • 100 одежек и все без застежек. (Капуста)
  • Дeвица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
  • Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
  • Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редис)

Как показывает опыт использования элементов устного народного творчества наиболее эффективно в младшем и среднем школьном возрасте. Именно в этот возрастной период дети познают мир, основываясь на чувственном и образном восприятии. А средства народной педагогики как раз и представляют собой выбор отдельных образов и метафор, несут в себе смысловую нагрузку в довольно легко усвояемой форме. Поэтому пословицы, поговорки и загадки прочно ложатся в память детей. Кроме того, использование такого приема на уроках способствует развитию познавательного интереса учащихся, осуществлению этического патриотического воспитания.

Внеклассная работа – важнейшая форма биологического образования.

Основные задачи внеклассных занятий – создание благоприятных условий для проявления творческих способностей учащихся.

Среди разнообразных видов внеклассной работы выделяются: массовые, групповые, индивидуальные занятия. К массовым знаниям относятся:  декады биологии, КВН, олимпиады, викторины, тематические вечера, ролевые и деловые игры, выставки, конкурсы и т.д.

7 апреля, на всей планете люди отмечают День здоровья. Почему они отмечают этот день? Почему здоровье – это самое дорогое, что есть у человека. Но что же такое здоровье? Что люди подразумевают, произнося это слово?

ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного физического, мopaльного и психологического комфорта». Здоровье можно рассматривать в различных аспектах:

  • «наследственность и здоровье»
  • ЗОЖ
  • здоровье и отдых
  • здоровье и физическая культура.

Главная цель проведения праздника – показать учащимся незаменимую ценность здоровья человека, вызвать у них желание сохранить и укрепить его.

По мнению учащихся:

  • здоровье это – когда тебе хорошо;
  • когда ничего не болит, когда весело и комфортно это от слова здорово;
  • это красота – это сила – это гибкость и стройность;
  • это выносливость – гармония;
  • это когда ничего не мешает радоваться жизни;
  • это когда человек может испытывать значительные нагрузки без последствий;
  • это когда хорошо спишь;
  • утром просыпаешься бодрым и веселым;
  • это когда хороший аппетит;
  • когда ты готов выполнить любую работу.

Существует много способов поддерживать здоровье. Это ежедневная зарядка, прогулки на свежем воздухе это закаливание водой, воздухом, солнцем,  правильное питание. Пища должна быть полноценной, т.е. содержать все нужные организму вещества в доступной форме. Очень полезными и полноценными по составу всех питательных веществ являются кисломолочные продукты.

Здесь можно подготовить сценарий, сценку, и включить в нее персонажей – молоко, белок, жир, лактоза, кальций, витамины, кефир, простокваша, сметана, творог, йогурт.

Большой интерес у детей вызвал праздник «Лес и здоровье». На нем была показана литературно-художественная композиция с дарами осени, рассказывали о лекарственных растениях. На празднике шла речь о том, какую универсальную ценность; имеет лес для здоровья человека: это пища, лекарственные травы – пpaктическая ценность; созерцание красоты леса – эстетическая ценность, любимое место отдыха, где можно насладиться тишиной, пением птиц – рекреационная ценность, познавательная ценность, экономическая ценность и оздоровительная.

Цель мероприятия: показать учащимся универсальную ценность леса, вызвать у учащихся желание беречь лес, сформировать хотя бы малую долю ответственности за состояние леса.

На мероприятии дети читали стихи, пели песни о красоте природы, пении птиц, рассматривали картины художников. Говорили о профессиях  непосредственно связанных с лесом: лесничий, лесник, лесопатолог, работники лесхоза, заготовители грибов, ягод, лекарственных трав, специалисты которые занимаются лесоразведением.

Заключительная часть праздника – конкурс на лучшую листовку, плакат, знания правил поведения в лесу, природоохранных знаков (дети заранее готовят знаки, показывают и рассказывают о нем).

И в конце праздника – чаепитие. Дети приносят лекарственные травы, травы которые были собраны в период летней трудовой пpaктики, т.к. мы ее проходим ежегодно в ГУП «Рыбницкий лесхоз». К чаю пекут пироги, приносят орехи, варенье из малины, земляники и т.д.

Так проходит день здоровья в нашей школе. На подобных мероприятиях мы приобщаем учащихся к решению глобальной экологической проблемы – проблемы здоровья человека.

На пpaктике используют частушки на экологическую тему о лесе, о воздухе, воде и т.д. а также стихи, загадки, сказки:

  • о  временах года;
  • о реке Днестр;
  • о Молдавском Металлургическом заводе;
  • о насекомых, растениях нашего края;
  • о ЗОЖ..

Сказки о борьбе с курением

Интерес к курению начинает проявляться у детей, как правило, в подростковом возрасте, а то и раньше. И не смотря на усилия родителей, педагогов, врачей, убедить школьников в том, что курение опасно для здоровья, что это вредная привычка – очень трудно. Зачастую подростки относятся к словам взрослых, как к надоевшим нравоучениям и не придают им особого значения. Чтобы дойти до их сердец и умов, приходится   находить способы и формы передачи информации. Одна из таких форм – сказки на экологическую тему. Используя их можно в ненавязчивой форме привлечь внимание детей к проблеме табакокурения.

Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших.

Истоки современных проблем экологии – в безумном и жестоком отношении человека к природе. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре.

Мир фольклора – мир особых отношений человека с природой. Гармония этих отношений построена на осознании родства человека с окружающим миром.

В формировании у детей отношения к природе как живой, одухотворенной образы фольклора приобретают огромное значение. Особой воспитательной ценностью обладает идея традиционного календарного обряда; символизирующего единство человека и природы в единое целое. Народные календарные праздники и обряды – это коллективные ритуальные действа, участники которых совместными усилиями помогали природе, демонстрировали свое единство с ней. Календарный обряд соединял в сознании человека его самого, окружающих его людей и природу в целом.

Педагогическая ценность народного обряда состоит еще и в том, что он сохраняет традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. Детские календарно-обрядовые игры подразумевают участие в них и взрослых и детей что сегодня очень актуально. Здесь просматривается объединение семьи и школы в единое воспитательное прострaнcтво и обретает воспитательную и развивающую направленность.

Народный календарь обладает еще одной особенностью, усложняющей его адаптацию к восприятию современными детьми. Его обрядовая символика и образность представляет собой синтез двух религий – язычества и православия.

Как объяснить детям логику соединения в одном празднике сюжета о Святой Троице и ритуала поклонения березке? Какая связь между обрядом колядования и историей рождения Иисуса Христа? Почему символ Воскресенья Христа является крашеное яйцо?

С точки зрения экологического воспитания и акцентирования идеи единства природы и человека  более результативно поэтапное введение детей в образный мир народной календарной обрядовости.

На первом этапе можно ограничиться выбором из огромного объема информации основных, базовых понятий, связав с ними привлекаемые примеры:

  • дать представление о связи народного календаря с годовым кругом земледельческих работ;
  • разъяснить смысл обрядовых игр как способа помощи природе;
  • познакомить с поэтическими воплощениями природы в народной фантазии, заострив внимание на моменте одушевления природных явлений в фольклоре.

Второй этап – знакомство с православным календарем: христианскими сюжетами, основными праздниками православной церкви, и их духовным смыслом.

Третий этап – слияние в календарном празднике двух традиций, их взаимоадаптация и взаимообогащение.

Поэтому раскрытие смысла традиционной календарной обрядовости более продуктивно еще и потому, что современные дети оторваны от системы народных представлений о мире природы и взаимоотношениях человека с ним, которые складывались веками.



Комментарии:

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

25 04 2024 11:54:48

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

24 04 2024 5:30:55

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

23 04 2024 3:25:10

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

22 04 2024 3:10:11

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)


    Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

      Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....

21 04 2024 3:58:28

Урок-путешествие "Побег". 6-й класс


    Урок-путешествие "Побег". 6-й класс

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....

20 04 2024 8:41:15

Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс


    Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс

      Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....

19 04 2024 7:15:42

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)


    Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

      Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

18 04 2024 7:45:43

Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов


    Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов

      На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....

17 04 2024 19:18:55

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

      Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

16 04 2024 3:56:28

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

15 04 2024 18:33:31

Опopно-двигательная система человека: строение и функции

Опopно-двигательная система человека: строение и функции Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

14 04 2024 16:47:25

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. ...

13 04 2024 12:11:53

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

12 04 2024 11:27:37

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"


    Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

      Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....

11 04 2024 8:54:14

Программа по биологии. 6–9-й классы


    Программа по биологии. 6–9-й классы

      Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....

10 04 2024 22:56:56

Личностно ориентированный урок по биологии


    Личностно ориентированный урок по биологии

      При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....

09 04 2024 13:58:32

Среда обитания и экологические факторы


    Среда обитания и экологические факторы

      Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

08 04 2024 16:10:38

Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"


    Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"

      Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....

07 04 2024 5:37:12

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

      Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

06 04 2024 9:47:45

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

05 04 2024 10:33:26

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

04 04 2024 15:24:47

Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"

      Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....

03 04 2024 23:43:54

Гости из далеких стран


    Гости из далеких стран

      В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....

02 04 2024 22:35:13

Генетика пола. Сцепленное с полом наследие


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследие

      Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....

01 04 2024 15:27:27

Урок-прогноз "Путь к долголетию"


    Урок-прогноз "Путь к долголетию"

      Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....

31 03 2024 14:53:24

Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус человека. Строение вкусового анализатора Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

30 03 2024 11:16:43

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

29 03 2024 20:23:46

Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс

      Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

28 03 2024 23:24:40

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"


    Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

      Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

27 03 2024 9:28:38

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

26 03 2024 18:40:42

Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета

Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....

25 03 2024 14:35:58

"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"


    "Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"

      Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....

24 03 2024 4:35:13

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

23 03 2024 21:22:50

Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....

22 03 2024 18:41:21

Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

      Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...

21 03 2024 3:49:55

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

20 03 2024 23:55:39

Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"


    Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"

      Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни. ...

19 03 2024 13:14:57

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся


    Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

      В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

18 03 2024 19:46:15

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав

Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....

17 03 2024 8:41:29

Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"


    Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"

      Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе. ...

16 03 2024 11:48:53

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

15 03 2024 3:54:57

"Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"


    "Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"

      В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет ИКТ. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....

14 03 2024 15:39:52

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс


    Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

      Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

13 03 2024 22:59:13

Круговорот веществ в биосфере

Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....

12 03 2024 2:52:54

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

11 03 2024 6:56:53

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

10 03 2024 16:54:23

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

09 03 2024 15:26:52

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

08 03 2024 6:42:16

Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс


    Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс

      Урок в форме телепередачи «Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение пpaктических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....

07 03 2024 14:29:31

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::