Лаборатория фитоинвазий    

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

Устное народное творчество: загадки, сказки, приметы, поговорки, обряды и обычаи – неотъемлемая часть культуры любого народа. Для воспитания все сторонне развитой личности необходимо знакомить учащихся с особенностями и спецификой разных народов с их национальной культурой.

Устное народное творчество формировалось тысячелетиями и имеет самую точную форму.

Пословицы и поговорки разных народов часто звучали по-разному, но имеют одинаковый смысл, поэтому на их примере можно показать черты сходства, объединяющие людей разных национальностей.

Например: «Громада – великий человек» (украинская пословица.), «Если вздохнуть всем народом – ветер будет» (русская пословица), «Народ вздохнет разом – буря будет, топнет ногой разом – будет землетрясение» (китайская пословица).

Знакомство с этносом позволяет сформулировать у учащихся представление о многонациональной стране. Но следует отметить, что в учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку, иначе эффект от их употребления пропадает.

Кроме включения в содержание курса «Природа» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных  явлениях природы, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д.

Особенно ценно использование в учебном процессе загадок, т.к. с их помощью совокупность сведений о природе, человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Загадки нацеливают мышление школьника, как на анализ, так и на синтез, что приучает детей не упускать из виду целое при рассмотрении его частей. Загадки развивают наблюдательность ребенка, а учителю без каких-либо специальных тестов или анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, и так же уровень творческого мышления ученика.

Вот несколько примеров загадок, которые могут быть использованы при изучении курса «природоведение»:

1. Без рук, без ног
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

2. Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)

3. На дворе горой
А в избе водой. (Снег)

4. Рассыпался горох
На 70 дорог,
Никто его не подберет,
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град)

5. Сестра к брату в гости идет,
А он от сестры прячется. (Солнце и месяц)

6. Из какого ковша не пьют и не едят,
А только гладят. (Большая медведица)

7. Крашенное коромысло
Через реку повисло. (Радуга)

8. Заря-зарница
Красавица девица
По миру (по свету) ходила
Слезы (ключи) обронила,
Месяц видел,
Солнце скрало. (Роса)

9. Летал, летал
Да в речку убежал. (Снег)

10. Черная корова
Весь мир поборола,
А белая – подняла. (День и ночь)

11. Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу. (Земля)

12. Стоит дуб,
На дубу 12 гнезд,
На каждом гнезде по 4 синицы,
У каждой синицы по 14 яиц:
Семь беленьких
И семь черненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)

Элементы устного народного творчества могут быть использованы на разных этапах урока: контроль знаний, изучение нового, закрепление, домашнее задание. Наиболее уместно ограничено они вписываются в уроки по теме «вода».

В процессе повторения материала на обобщающем занятии по темам «Работа ветра», «Значение дождя для растений», «Погода» и т.д. Мы предлагаем на уроке разъяснять смысл пословиц и поговорок, отгадать загадки. В результате на уроке осуществляется закрепление таких понятий как виды осадков (дождь, снег, град), а так же гроза, гром, молния, ветер, облака, тучи.

  • Дождь – кормилец.
  • Без дождя и трава не растет.
  • Куда ветер дует, туда и дождь идет.
  • Меня частенько просят, ждут, а только покажусь – прятаться начнут. (дождь).
  • Один – льет, другой – пьет, третий – растет (дождь, земля и растения).
  • Гроза бьет по высокому дереву.
  • Летит огневая стрела, никто ее не поймает (молния).
  • Без рук стучит, без огня горит (гром и молния).
  • Роса – утра краса.

  • Вечером наземь слетает,
    Ночь на земле пребывает,
    Утром опять улетает. (Роса)

  • Скатерть бела весь мир одела. (Снег)

  • Гуляет в поле – да не конь,
    Летает в поле – да не птица.

  • У каждого ветра – своя погода.
  • Против ветра не надуешься.
  • За ветром в поле не угонишься.
  • Без рук, без ног, а врата открывает. (Ветер)
  • Не море топит корабли, а ветер.

В разделе «Растения» элементы устного народного творчества целесообразно использовать в темах «Разнообразие растительного мира», «Строение цветковых растений», «Многообразие культурных растений».

В теме «Разнообразие растительного мира» при формировании понятий цветковые и нецветковые растения (папоротники, мхи), культурные, лекарственные и ядовитые растения, жизненные формы растений: травы, кустарники, деревья могут быть использованы слуедующие фольклорные элементы:

  • Что цветет без цветка? (Папоротник)
  • Цветы, что дети, уход любят.
  • Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
  • Не расти траве после осени, не цвети цветам зимой по снегу.
  • Цветов много в поле, да всех не сорвешь.
  • И красивые цветки ядовиты бывают.
  • Всякую ягоду в руку не беру, да не всякую в кузов кладу.
  • Красна ягодка да на вкус горька.
  • Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены. (Березы)
  • Все паны скинули кафтаны, один пан не скинул кафтан. (Сосна)
  • Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
  • Какое дерево зимой и летом одним цветом. (Сосна)
  • Древо древоиское, листья шамаханские, когти дьявольские, цветы ангельские. (Шиповник)
  • Над водой стоит красной бородой. (Калина)
  • Летом борода вырастает, зимой отпадает. (Трава)
  • Какую траву и слепой знает? (Крапива)
  • Хоть и не огонь, а жжется? (Крапива)

В теме «Строение цветковых растений». На этапе закрепления изученного материала (понятия корень, стебель, цветок и лист) можно использовать следующие загадки:

  • Зимой седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает. (Лист на дереве)
  • Листья как птицы: посидят, посидят, а осенью полетят.
  • Листья, как живые: шепчутся, а придет пора – и зашумят.
  • По ботве о корне не суди.
  • От яблони – яблоки, а от ели – шишки.
  • Каков плод, таков и приплод.
  • У каждой ягоды своя косточка и т.д.

В теме «Многообразие культурных растений» предлагаем использовать следующие загадки:

  • Маленькая кроша сквозь землю прошла, красную шапочку нашла. (Мак)
  • Весной растет, летом вьется, осенью цветет, зимой в дело идет. (Хмель)
  • Нет ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Огурец)
  • Стоит поп низок, на нем 70 ризок. (Капуста)
  • Стоит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук)
  • 100 одежек и все без застежек. (Капуста)
  • Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
  • Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
  • Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редис)

Как показывает опыт использования элементов устного народного творчества наиболее эффективно в младшем и среднем школьном возрасте. Именно в этот возрастной период дети познают мир, основываясь на чувственном и образном восприятии. А средства народной педагогики как раз и представляют собой выбор отдельных образов и метафор, несут в себе смысловую нагрузку в довольно легко усвояемой форме. Поэтому пословицы, поговорки и загадки прочно ложатся в память детей. Кроме того, использование такого приема на уроках способствует развитию познавательного интереса учащихся, осуществлению этического патриотического воспитания.

Внеклассная работа – важнейшая форма биологического образования.

Основные задачи внеклассных занятий – создание благоприятных условий для проявления творческих способностей учащихся.

Среди разнообразных видов внеклассной работы выделяются: массовые, групповые, индивидуальные занятия. К массовым знаниям относятся:  декады биологии, КВН, олимпиады, викторины, тематические вечера, ролевые и деловые игры, выставки, конкурсы и т.д.

7 апреля, на всей планете люди отмечают День здоровья. Почему они отмечают этот день? Почему здоровье – это самое дорогое, что есть у человека. Но что же такое здоровье? Что люди подразумевают, произнося это слово?

ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного физического, морального и психологического комфорта». Здоровье можно рассматривать в различных аспектах:

  • «наследственность и здоровье»
  • ЗОЖ
  • здоровье и отдых
  • здоровье и физическая культура.

Главная цель проведения праздника – показать учащимся незаменимую ценность здоровья человека, вызвать у них желание сохранить и укрепить его.

По мнению учащихся:

  • здоровье это – когда тебе хорошо;
  • когда ничего не болит, когда весело и комфортно это от слова здорово;
  • это красота – это сила – это гибкость и стройность;
  • это выносливость – гармония;
  • это когда ничего не мешает радоваться жизни;
  • это когда человек может испытывать значительные нагрузки без последствий;
  • это когда хорошо спишь;
  • утром просыпаешься бодрым и веселым;
  • это когда хороший аппетит;
  • когда ты готов выполнить любую работу.

Существует много способов поддерживать здоровье. Это ежедневная зарядка, прогулки на свежем воздухе это закаливание водой, воздухом, солнцем,  правильное питание. Пища должна быть полноценной, т.е. содержать все нужные организму вещества в доступной форме. Очень полезными и полноценными по составу всех питательных веществ являются кисломолочные продукты.

Здесь можно подготовить сценарий, сценку, и включить в нее персонажей – молоко, белок, жир, лактоза, кальций, витамины, кефир, простокваша, сметана, творог, йогурт.

Большой интерес у детей вызвал праздник «Лес и здоровье». На нем была показана литературно-художественная композиция с дарами осени, рассказывали о лекарственных растениях. На празднике шла речь о том, какую универсальную ценность; имеет лес для здоровья человека: это пища, лекарственные травы – практическая ценность; созерцание красоты леса – эстетическая ценность, любимое место отдыха, где можно насладиться тишиной, пением птиц – рекреационная ценность, познавательная ценность, экономическая ценность и оздоровительная.

Цель мероприятия: показать учащимся универсальную ценность леса, вызвать у учащихся желание беречь лес, сформировать хотя бы малую долю ответственности за состояние леса.

На мероприятии дети читали стихи, пели песни о красоте природы, пении птиц, рассматривали картины художников. Говорили о профессиях  непосредственно связанных с лесом: лесничий, лесник, лесопатолог, работники лесхоза, заготовители грибов, ягод, лекарственных трав, специалисты которые занимаются лесоразведением.

Заключительная часть праздника – конкурс на лучшую листовку, плакат, знания правил поведения в лесу, природоохранных знаков (дети заранее готовят знаки, показывают и рассказывают о нем).

И в конце праздника – чаепитие. Дети приносят лекарственные травы, травы которые были собраны в период летней трудовой практики, т.к. мы ее проходим ежегодно в ГУП «Рыбницкий лесхоз». К чаю пекут пироги, приносят орехи, варенье из малины, земляники и т.д.

Так проходит день здоровья в нашей школе. На подобных мероприятиях мы приобщаем учащихся к решению глобальной экологической проблемы – проблемы здоровья человека.

На практике используют частушки на экологическую тему о лесе, о воздухе, воде и т.д. а также стихи, загадки, сказки:

  • о  временах года;
  • о реке Днестр;
  • о Молдавском Металлургическом заводе;
  • о насекомых, растениях нашего края;
  • о ЗОЖ..

Сказки о борьбе с курением

Интерес к курению начинает проявляться у детей, как правило, в подростковом возрасте, а то и раньше. И не смотря на усилия родителей, педагогов, врачей, убедить школьников в том, что курение опасно для здоровья, что это вредная привычка – очень трудно. Зачастую подростки относятся к словам взрослых, как к надоевшим нравоучениям и не придают им особого значения. Чтобы дойти до их сердец и умов, приходится   находить способы и формы передачи информации. Одна из таких форм – сказки на экологическую тему. Используя их можно в ненавязчивой форме привлечь внимание детей к проблеме табакокурения.

Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших.

Истоки современных проблем экологии – в безумном и жестоком отношении человека к природе. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре.

Мир фольклора – мир особых отношений человека с природой. Гармония этих отношений построена на осознании родства человека с окружающим миром.

В формировании у детей отношения к природе как живой, одухотворенной образы фольклора приобретают огромное значение. Особой воспитательной ценностью обладает идея традиционного календарного обряда; символизирующего единство человека и природы в единое целое. Народные календарные праздники и обряды – это коллективные ритуальные действа, участники которых совместными усилиями помогали природе, демонстрировали свое единство с ней. Календарный обряд соединял в сознании человека его самого, окружающих его людей и природу в целом.

Педагогическая ценность народного обряда состоит еще и в том, что он сохраняет традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. Детские календарно-обрядовые игры подразумевают участие в них и взрослых и детей что сегодня очень актуально. Здесь просматривается объединение семьи и школы в единое воспитательное пространство и обретает воспитательную и развивающую направленность.

Народный календарь обладает еще одной особенностью, усложняющей его адаптацию к восприятию современными детьми. Его обрядовая символика и образность представляет собой синтез двух религий – язычества и православия.

Как объяснить детям логику соединения в одном празднике сюжета о Святой Троице и ритуала поклонения березке? Какая связь между обрядом колядования и историей рождения Иисуса Христа? Почему символ Воскресенья Христа является крашеное яйцо?

С точки зрения экологического воспитания и акцентирования идеи единства природы и человека  более результативно поэтапное введение детей в образный мир народной календарной обрядовости.

На первом этапе можно ограничиться выбором из огромного объема информации основных, базовых понятий, связав с ними привлекаемые примеры:

  • дать представление о связи народного календаря с годовым кругом земледельческих работ;
  • разъяснить смысл обрядовых игр как способа помощи природе;
  • познакомить с поэтическими воплощениями природы в народной фантазии, заострив внимание на моменте одушевления природных явлений в фольклоре.

Второй этап – знакомство с православным календарем: христианскими сюжетами, основными праздниками православной церкви, и их духовным смыслом.

Третий этап – слияние в календарном празднике двух традиций, их взаимоадаптация и взаимообогащение.

Поэтому раскрытие смысла традиционной календарной обрядовости более продуктивно еще и потому, что современные дети оторваны от системы народных представлений о мире природы и взаимоотношениях человека с ним, которые складывались веками.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

Комбинированный урок " Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Членистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

19 10 2019 1:55:17

Видоизменения наземных побегов Биология

У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

18 10 2019 0:48:23

Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....

17 10 2019 3:37:57

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве

Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее сперматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....

16 10 2019 22:24:19

Тематическое планирование лабораторных работ по биологии в 6–11-х классах

В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, характер выполняемой работы, планируемый результат....

15 10 2019 17:43:48

Биологический турнир "Удивительный мир растений"

Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя командами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...

14 10 2019 21:38:50

Элективный курс "Тайны человеческого тела"

В курсе дан интересный материал об особенностях строения практически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и смерть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

13 10 2019 2:50:14

Биология. 8-й класс. Урок-смотр знаний по теме "Кровь. Кровеносная система"

Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов. ...

12 10 2019 8:25:16

Интегрированный урок-путешествие (русский язык + биология) "Удивительное рядом". 6–7-е классы

Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....

11 10 2019 8:47:31

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

10 10 2019 16:31:50

Урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить практические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....

09 10 2019 4:19:18

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

08 10 2019 5:51:30

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н. И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

07 10 2019 13:49:47

Многообразие земноводных

Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, И К Т-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

06 10 2019 10:15:57

Стратегия работы с одаренными детьми

Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

05 10 2019 5:37:40

Нервная ткань: строение, функции и свойства

Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....

04 10 2019 13:33:44

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Данный урок стоит в разделе « Основы учения об эволюции» по учебнику « Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Учитель использует И К Т, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается У М К « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» « Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....

03 10 2019 12:38:10

Урок "Экологические группы птиц"

Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы " Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из " Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

02 10 2019 5:19:25

Игра "Биологическое казино. В мире животных"

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....

01 10 2019 6:10:22

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

30 09 2019 8:10:14

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

29 09 2019 1:16:18

Практикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

28 09 2019 23:53:35

Анатомия Биология

Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

27 09 2019 16:23:46

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Урок биологии по У М К Н. И. Сонина, М. Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....

26 09 2019 1:51:40

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

25 09 2019 15:24:48

Значение и разнообразие плодов

Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....

24 09 2019 4:57:30

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

23 09 2019 9:26:50

Успехи селекции

На уроке по теме " Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

22 09 2019 23:37:25

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

В работе показана возможность использования цифровой лаборатории « Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И. Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории « Архимед»....

21 09 2019 6:30:11

"Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида

В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....

20 09 2019 2:11:33

Использование информационных технологий на уроках биологии

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. ...

19 09 2019 16:43:41

Эволюция – миф или реальность?

В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу " Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью Э В М. ...

18 09 2019 2:43:39

Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)

С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов. ...

17 09 2019 5:21:25

Система использования проектной деятельности учащихся 5–6-х классов на уроках природоведения и биологии

Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный характер....

16 09 2019 6:45:11

Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс

Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

15 09 2019 7:31:30

Экология и эстетика школьного двора

Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....

14 09 2019 16:46:27

Комплексный урок: "Строение головного мозга"

Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

13 09 2019 17:22:28

Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"

Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации. Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации « Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры « Кот в мешке»....

12 09 2019 14:27:34

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

11 09 2019 8:25:38

Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

Урок на тему « Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....

10 09 2019 13:21:14

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

09 09 2019 0:51:58

Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"

Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....

08 09 2019 16:38:28

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

07 09 2019 8:38:16

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

06 09 2019 18:31:28

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

05 09 2019 8:59:26

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М. В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....

04 09 2019 15:18:47

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

03 09 2019 4:39:23

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса « Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: « Проводы зимы», « Масленица» и т.д....

02 09 2019 9:54:41

Авторская программа "Человек и природа"

Программа предпрофильного образования « Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

01 09 2019 4:16:23

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

Данный урок может быть использован по программе Н. И. Сонина при изучении темы " Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

31 08 2019 13:19:37

Урок биологии по теме "Земноводные"

Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме « Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....

30 08 2019 12:31:16

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи практически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический характер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

29 08 2019 3:42:13

Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»

Мероприятие проводится по принципу телепередачи " Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....

28 08 2019 7:35:45

Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"

На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса " Брюхоногие", " Двустворчатые" и " Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...

27 08 2019 21:50:53

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

26 08 2019 8:16:17

Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ

Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....

25 08 2019 1:36:13

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

24 08 2019 15:49:54

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, И К Т, личностно-ориентированное обучение....

23 08 2019 4:30:40

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

На уроке учащиеся отправляются на родину В. М. Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

22 08 2019 7:51:19

Урок по теме "Внутренняя среда организма" (модульное занятие)

Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....

21 08 2019 20:10:12

Урок-исследование «Скелет человека»

Урок-исследование устанавливает особенности, характерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....

20 08 2019 15:41:59

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

Самодельная игра домино « Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

19 08 2019 5:43:30

Организация самостоятельной работы на уроках биологии

В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....

18 08 2019 9:35:57

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

17 08 2019 0:16:44

Кровеносная система

В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

16 08 2019 21:21:32

Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"

Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...

15 08 2019 10:45:58

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

14 08 2019 18:21:18

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

13 08 2019 15:39:14

Взаимосвязь организмов с факторами среды Биология

Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...

12 08 2019 17:14:23

Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"

Цель урока: изучить биографию Н. И. Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого. ...

11 08 2019 17:19:20

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

10 08 2019 12:13:57

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

Урок является заключительным в теме « Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

09 08 2019 10:56:27

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

08 08 2019 1:21:39

Основные этапы развития жизни на Земле

Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....

07 08 2019 22:57:23

Открытый урок по биологии с использованием ИКТ "История и методы изучения клетки. Клеточная теория" (9-й класс)

Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....

06 08 2019 12:16:38

Береги здоровье смолоду

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

05 08 2019 5:21:58

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

04 08 2019 22:17:32

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н. И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

03 08 2019 16:48:47

Брейн-ринг "Знатоки естествознания"

Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....

02 08 2019 7:57:17

Открытый урок по теме "Витамины"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов ( А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов Г И А-9 части « С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....

01 08 2019 22:44:45

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая характеристика". 7-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса " Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

31 07 2019 5:43:12

Урок биологии "Вегетативное размножение растений". 6-й класс

Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на практике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая практическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с « Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....

30 07 2019 16:25:51

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

29 07 2019 17:15:21

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения

Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....

28 07 2019 0:35:20

Лабораторный практикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

Лабораторный практикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Практикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

27 07 2019 4:10:42

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

26 07 2019 22:36:10

Деление клетки. Митоз

Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение практического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....

25 07 2019 13:49:28

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

24 07 2019 11:53:59

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

Урок биологии в 6-м классе по теме " Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

23 07 2019 0:53:40

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

22 07 2019 10:13:53

Генеалогический метод изучения наследственности

Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, практическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....

21 07 2019 15:54:18

Строение сердца

На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

20 07 2019 0:44:42

Строение видоизмененных подземных побегов и их значение

Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....

19 07 2019 12:54:26

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

18 07 2019 2:46:42

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

17 07 2019 23:43:58

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью « С» Е Г Э и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....

16 07 2019 21:10:32

Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме « Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....

15 07 2019 6:36:42

Использование информационных технологий на уроках биологии. Тема урока "Митоз"

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....

14 07 2019 18:56:28

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г. Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г. Менделя....

13 07 2019 0:19:48

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

12 07 2019 7:46:16

Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы". 8-й класс

Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н. Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей. Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на практике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала. ...

11 07 2019 2:29:37

Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"

Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...

10 07 2019 0:40:33

Формула здоровья

Проект охватывает тему " Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и " Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Практическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....

09 07 2019 15:36:52

Клещи — переносчики возбудителей болезней

В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых ( Мариковский И. П., Павловский Е. П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....

08 07 2019 8:34:23

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

07 07 2019 18:10:10

Многообразие земноводных

Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, И К Т-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

06 07 2019 3:20:55

Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"

Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья. ...

05 07 2019 23:26:19

Заболевания органов дыхания, их предупреждение

Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...

04 07 2019 17:18:54

Урок биологии в 6-м классе

Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом " Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

03 07 2019 21:29:45

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

02 07 2019 10:58:26

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

Мною разработан цикл уроков по курсу " Животные", которые включают в себя разделы программы " Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок " Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

01 07 2019 9:57:51

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Флора"

Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на практике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...

30 06 2019 10:50:59

Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"

Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь- Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....

29 06 2019 6:47:51

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

28 06 2019 20:41:25

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы " Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

27 06 2019 5:55:49

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

26 06 2019 4:41:55

Авторская программа "Человек и природа"

Программа предпрофильного образования « Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

25 06 2019 18:59:27

Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"

Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку. ...

24 06 2019 7:44:59

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

23 06 2019 7:37:19

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

Данный урок проводится после изучения типа « Простейшие» по программе В. В. Пасечника (учебник: В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип « Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

22 06 2019 4:57:36

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный « Тематический круглый стол». ...

21 06 2019 1:56:11

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

20 06 2019 4:52:25

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

Урок является обобщающим по теме « Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче Е Г Э по биологии....

19 06 2019 17:52:54

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

18 06 2019 13:18:44

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

17 06 2019 15:37:33

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

16 06 2019 23:31:53

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

15 06 2019 15:53:33

Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс

Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации. ...

14 06 2019 3:20:47

"Цветок, плод, семя"

Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

13 06 2019 15:57:33

Дидактический материал "Клетки представителей царств органического мира"

Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....

12 06 2019 13:52:40

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"

Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....

11 06 2019 13:25:55

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

Коллективный способ обучения (авторы А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся вырабатываются навыки совместной работы. ...

10 06 2019 10:57:12

Изучение трутовых грибов в природных сообществах

Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....

09 06 2019 7:35:53

Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Членистоногие.Неизвестное об известном"

Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему « Тип Членистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Членистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в З У Н для последующей коррекции....

08 06 2019 13:36:47

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

07 06 2019 19:31:19

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....

06 06 2019 12:12:25

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы " Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

05 06 2019 22:55:30

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

04 06 2019 12:42:29

Урок биологии "Биоценоз леса"

Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

03 06 2019 23:38:10

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы В И Ч-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и С П И Да....

02 06 2019 5:30:29

Открытый урок по биологии "Симфония звуков"

Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме " Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя. ...

01 06 2019 2:10:21

Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"

Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через характерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....

31 05 2019 14:42:15

Строение клетки

Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

30 05 2019 22:23:40

Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...

29 05 2019 6:22:28

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме « Жизнь морей и океанов». ...

28 05 2019 2:57:43

Информационно-агитационные буклеты "Сохраним природу вместе!"

" Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. " Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....

27 05 2019 13:47:42

Урок биологии по теме "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Урока с презентацией по курсу « Человек и его здоровье» по программе В. В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....

26 05 2019 18:21:36

Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов

Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....

25 05 2019 19:21:36

Экологический вечер "Наш дом в опасности"

В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....

24 05 2019 13:16:38

Многообразие голосеменных растений

Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица " Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

23 05 2019 9:21:13

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2019 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)