Урок-обобщение по теме "Дыхание" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-обобщение по теме "Дыхание"


    Урок-обобщение по теме "Дыхание"

Основные цели и задачи:

  • Образовательные: рассмотреть, повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Дыхание», обеспечить связь с последующими темами курса (кровообращение) ;
  • Воспитательные и развивающие:
    • формировать научное мировоззрение, межпредметные и внутрипредметные связи, навыки здорового образа жизни воспитывать уважение к здоровью, как своему, так и окружающих;
    • развивать познавательный интерес к изучению организма человека, проблеме укрепления и сохранения здоровья;
    • формировать и развивать общеучебные умения и навыки (работу с дополнительной литературой: научно-популярной, научной, справочниками, энциклопедиями и др.), ИКТ-компетентности, навыки научно-исследовательской деятельности, умения подготовить и провести презентацию мини-проекта, работать в группе, анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы и др.

Оборудование: мультипроектор, интеpaктивная доска, слайды-презентация по теме урока, таблицы по теме «Органы дыхания», «Гигиена дыхания», «Действие никотина на органы дыхания», учебник: авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, БИОЛОГИЯ 8 класс, ЧЕЛОВЕК, рабочие тетради на печатной основе (авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев), дидактический и раздаточный материал, стенгазеты, кроссворды по теме и др.

Подготовка к уроку.

Примерно за 2 недели, в начале изучения темы «Дыхание» желательно рассказать детям о предстоящем уроке, выделить основные группы участников, исследователей, попросить провести исследования (по дополнительной литературе, классному журналу, интернет-ресурсам, составить план работы, подготовить презентацию, кроссворды, сообщения, стенгазеты о вреде курения и продумать их защиту.

Для работы в оценочной группе приглашаются ученики 9-10 классов (разновозрастное сотрудничество), классный руководитель.

Необходимо заранее подготовить листки учета выполненных заданий (оценочный лист), определить систему оценивания, раздаточные карточки – с рекомендациями по здоровому дыханию.

Вопросы для повторения и обсуждения должны быть различной степени сложности, активизирующие познавательную деятельность детей, создающие ситуацию успеха для детей с различным уровнем способностей, знаний и умений.

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать, анализировать, что нам известно об органах дыхания. Для этого нам придется сформировать круг основных вопросов и проблем. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? Ученики, как правило, очень хорошо называют эти вопросы (что такое дыхание, его значение, дыхательные пути, механизм дыхания, основные заболевания и др.)
Сегодня увидят, как мы работаем на уроке, ученики и из других классов, и ваш классный руководитель. Вести урок будем совместно, а в следующий раз похожий урок проведет кто-то из старших ребят или из вас. (Далее продолжение урока с презентацией учебного материала через мультипроектор)
На слайде и на интеpaктивной доске запись: «Я дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий (Приложение 1)
– Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме? Почему? (Ученики высказывают свое мнение). В итоге можно сделать вывод о том, что дыхание – сложный жизненно важный процесс.

– Сформулируем основные цели нашего урока

  • Установить, что такое дыхание, его значение, этапы дыхания.
  • Рассмотреть строение органов дыхания, дыхательных путей. Установить, каким заболеваниям они подвержены.
  • Уметь объяснить:
  • взаимосвязь строения и функций дыхательных путей, причины и меры профилактики болезней, воздействие курения на дыхательные пути;
  • оказать первую помощь пострадавшем (получившему электротравму;,
  • установить необходимость поддерживания здоровья органов дыхания, как одного из условий здоровья человека.

– А теперь давайте познакомимся с основными этапами нашей работы на уроке.

1. Повторение. Вспомним, что такое дыхание, его значение.
2. Органы дыхания. Воздухоносные пути. Механизм дыхания. Самостоятельная работа.
3. Болезни органов дыхания, причины, меры профилактики Наши исследования и проекты.
3.1. Вирусные заболевания органов дыхания и наша успешность
3.2. Влияние никотина на органы дыхания
3.3. Гигиена дыхания (Простые истины здорового дыхания)
4. Контроль усвоения учебного материала
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока

1. Повторение. Беседа

1. Что такое дыхание, его значение. Человек, как и все живые организмы на Земле, в процессе своей жизнедеятельности потрeбляет кислород и выделяет углекислый газ. Без кислорода человек не в состоянии прожить и несколько минут. Участие кислорода в обменных процессах.
Анализ ответов учащихся.
Организм получает кислород в процессе дыхания. К органам дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Рассмотрим их по порядку.

2. Органы дыхания. Самостоятельная работа.

Для этого проведем самостоятельную работу по группам (презентация учебного материала: заданий по группам, таблиц по органам дыхания)
Вопросы по группам.

1 группа – рассмотреть строение и функции носовой полости
2 группа – рассмотреть строение и функции гортани
3 группа – рассмотреть строение и функции трахеи и бронхов
4 группа – рассмотреть строение и функции легких

Рис. 1. Органы дыхания

 

Рис. 2. Газообмен в легких

– Итак, организм получает кислород в процессе дыхания. К органам дыхания относятся: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Рассмотрим их по порядку (демонстрация и самостоятельная работа по слайду презентации).

Носовая полость, образованная костями лицевой части черепа и хрящами, выстлана слизистой оболочкой, которую образуют многочисленные волоски и клетки, покрывающие полость носа. Волоски задерживают частички пыли из воздуха, а слизь предотвращает проникновение микробов. Благодаря кровеносным сосудам, пронизывающим слизистую оболочку, воздух, проходя через носовую полость, очищается, увлажняется и согревается.

Через носоглотку воздух поступает в гортань, образованную хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. Здесь расположены голосовые связки, вибрация которых при прохождении воздуха вызывает образование звуков.

Продолжение воздухоносных путей – трахея и бронхи, состоящие из хрящевых полуколец, выстланных слизистой оболочкой

Легкие как органы дыхания, их строение, механизм дыхания (вдох и выдох), легочный газообмен.

Выводы по итогам работы в группах

Группа № 1

  • Носовая полость выстлана мерцательным эпителием – воздух увлажняется и очищается
  • Реснички мерцательного эпителия очищают воздух
  • Густая сеть капилляров обеспечивает согревание воздуха

Группа № 2

  • Гортань образована хрящами – воздух проходит в трахею.
  • Голосовые связки гортани – обеспечивают голосообразование

Группа № 3

  • Трахея и бронхи состоят из хрящевых полуколец – свободное прохождение воздуха при дыхании.
  • Бронхи образованы хрящевыми полукольцами – защита от спазма при вдохе
  • Трахея и бронхи выстланы мерцательным эпителием – очищение воздуха

Группа № 4

  • Легкие – органы, в которых происходит газообмен (левое и правое легкое, доли легких, плевра, альвеолы, легочное дыхание; тканевое дыхание происходит в клетках тела)

3. Болезни органов дыхания, причины, меры профилактики

3.1. Какие нарушения, болезни органов дыхания нам известны? Беседа и публикация слайда.

Заболевания органов дыхания

  • Грипп, ангина, ОРЗ
  • Гайморит
  • Фронтит
  • Тонзиллит
  • Разрастание аденоидов
  • Дифтерия
  • Туберкулез и онкозаболевания

Нарушения в органах дыхания. Клиническая и биологическая cмepть. Первая помощь пострадавшему. Беседа. Работа с текстом учебника – страницы 150-152

  • Первая помощь утопающему
  • Помощь при удушении, заваливанию землей
  • Первая помощь при электротравме
  • Клиническая и биологическая cмepть
  • Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

3.2. Как влияют вирусные инфекции на органы дыхания, заболеваемость учеников класса, воздействие на наше самочувствие и успешность. Ученики нашего класса провели исследования.

3.3. Исследование № 1

Месяц Число учащихся класса, заболевших вирусными инфекциями Всего пропущено
дней
Всего пропущено уроков Самочувствие Успешность
Сентябрь 2 10 55  
Октябрь 7 37 195 Ухудшение /снижение
Ноябрь 5 26 141 Ухудшение /снижение
Итого 14 73 391  

– Как мы видим по справкам об отсутствии учащихся класса, наибольшее количество заболевших – по вирусным инфекциям органов дыхания, а максимум дней и пропущенных уроков выпадает на октябрь. Все это, по мнению учеников, негативно повлияло на самочувствие и успешность учебы и других занятий.

3.4. Исследование № 2

Каково воздействие курения на здоровье дыхательных путей

  • Состав табачного дыма: никотин, аммиак, угарный газ, мышьяк, синильная кислота, радиоактивные вещества
  • Воздействие на обмен веществ: нарушается нервная и гумopaльная регуляция
  • Воздействие на голос: голосовые связки опухают, голос хриплый
  • Воздействие на дыхательные пути: раздражение слизистой оболочки, сужение кровеносных сосудов дыхательных путей, их загрязнение и снижение функциональных способностей

3.5. Исследование № 3

Как же способствовать здоровому дыханию, какие меры профилактики и гигиены необходимо соблюдать. Простые истины здорового дыхания – презентация слайда (мини-проект).

Гигиена воздуха

  • Проветривайте жилые и учебные помещения. Это освежит воздух, которым мы дышим.
  • Ежедневная влажная способствует чистоте и влажности воздуха.
  • Спать лучше всего тоже при открытой форточке.

Гигиена дыхания

  • Правильное дыхание – это дыхание через нос.
  • При заболеваниях дыхательных путей соблюдайте правила гигиены – это поможет уберечься самому и уберечь от заражения окружающих.
  • Курение особенно опасно для дыхательных путей, вредно как курящему, так и «пассивным курильщикам»

В помощь против болезней

  • Прививки против инфекционных болезней органов дыхания помогут тебе сохранить здоровье.
  • Витамины, здоровый образ жизни улучшат твое самочувствие.
  • Медосмотры и обследования – флюорография – могут выявить болезнь и помочь в ее лечении.

4. Определение степени усвоения учебного материала

4.1. Тестовая работа (самопроверка или взаимопроверка)

Выбрать правильный ответ

1. Дыхание – это:

а – обмен газов органах дыхания;
б – обмен газов в клетках тела;
в – потрeбление кислорода;
г – обмен газов между клетками и окружающей средой

2. В носовой полости воздух:

а – только согревается;
б – согревается и увлажняется;
в – согревается, увлажняется, очищается;
г – все ответы правильные.

3. Дыхательный центр находится в:

а – мозжечке;
б – продолговатом мозг;
в – спинном мозге;
г – среднем мозге

4. Орган голосообразования:

а – гортань;
б – ротовая полость;
в – трахея;
г – трахея и бронхи.

5. При легочном дыхании:

а – кислород из воздуха поступает в легкие;
б – кислород из воздуха поступает в альвеолы;
в – кислород из воздуха поступает в легочные капилляры;
г – углекислый газ поступает в капилляры.

6. Вирусные и бактериальные заболевания органов дыхания:

а – не опасны для человека;
б – передаются воздушно-капельным путем;
в – проявляются одинаково во все времена года;
г – не излечимы.

7. Для реанимации (при клинической cмepти) необходимо:

а – вовремя и правильно сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;
б – нельзя ничего предпринимать.

Ответ: 1 – г, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – в, 6 – б, 7 – а.

Установить последовательность мер при искусственном дыхании и непрямом массаже сердца

а – голову слегка запрокинуть назад;
б – уложить пострадавшего лицом вверх на твердую поверхность;
в – надавить на грудную клетку;
г – вдохнуть воздух пострадавшему «из рта в рот»;
д – один вдох и одно надавливание повторять 16-20 раз в минуту.

Ответ: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – в, 5 – д.

4.2. Оценивание работы учащихся на уроке. Слово оценочной группе

5. Домашнее задание: параграф 29, прочитать, ответить на вопросы после текста;
тетрадь на печатной основе задание № 120,121

6. Итоги урока

Выводы (памятки – раздаточные карточки)

1. Дыхание – жизненно важный процесс обмена газов между клетками и окружающей средой.
2. Кислород, как окислитель, нужен для всех процессов жизнедеятельности, благодаря которым выделяется энергия, необходимая для жизни.
3. Воздух при дыхании проходит через носовую полость, носоглотку, гортань, трахею, бронхи – это воздухоносные пути. Газообмен начинается в легких.
4. Органы дыхания участвуют в голосообразовании, особенно гортань, где расположены голосовые связки.
5. Наиболее распространены заболевания дыхательных путей – это респираторные инфекции и воспаления.
6. Значительный вред приносит курение, в том числе «пассивным курильщикам».
7. Предотвратить тяжелые болезни могут прививки против них и обследование – флюорография.

– Будьте здоровы!



Комментарии:

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"


    Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

      Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

04 12 2025 11:45:12

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

      Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

03 12 2025 18:40:14

Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс


    Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс

      В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....

02 12 2025 13:21:16

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

01 12 2025 17:22:31

Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)


    Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)

      С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов. ...

30 11 2025 20:58:30

Генеалогический метод изучения наследственности


    Генеалогический метод изучения наследственности

      Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....

29 11 2025 10:59:42

Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"


    Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"

      Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....

28 11 2025 0:19:40

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

27 11 2025 23:31:35

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

26 11 2025 23:51:57

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"


    Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

      Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

25 11 2025 8:52:28

Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)


    Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

      На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....

24 11 2025 5:22:34

Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений


    Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений

      Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....

23 11 2025 19:53:47

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

22 11 2025 3:16:14

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....

21 11 2025 7:21:15

Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")


    Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")

      Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....

20 11 2025 7:28:10

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

19 11 2025 16:48:24

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

18 11 2025 5:39:11

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

17 11 2025 12:10:47

Строение дыхательной системы позвоночных животных

Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....

16 11 2025 15:11:59

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"


    Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

      Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

15 11 2025 5:12:35

Строение и свойства костей


    Строение и свойства костей

      Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....

14 11 2025 18:44:34

Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект


    Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект

      На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....

13 11 2025 15:20:45

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

12 11 2025 2:32:15

Витамины (разработка урока в 8-м классе)


    Витамины (разработка урока в 8-м классе)

      Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

11 11 2025 20:37:23

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"


    Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

      Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

10 11 2025 14:24:18

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....

09 11 2025 11:37:53

"Растения паразиты и хищники". 6-й класс

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....

08 11 2025 22:27:55

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

07 11 2025 10:17:12

Открытый урок в профильной группе. Тема: «Фотосинтез»

Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....

06 11 2025 21:42:59

Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"


    Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"

      Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...

05 11 2025 18:54:16

Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии


    Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

      Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....

04 11 2025 3:23:12

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса


    Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

      Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

03 11 2025 1:39:54

Горение и окисление


    Горение и окисление

      Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....

02 11 2025 18:39:21

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"


    Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

      Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

01 11 2025 9:54:26

Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс


    Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс

      Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...

31 10 2025 15:46:22

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"


    Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

      Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

30 10 2025 5:36:47

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

29 10 2025 2:36:47

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....

28 10 2025 9:54:38

Основные этапы эволюции человека


    Основные этапы эволюции человека

      Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....

27 10 2025 11:37:34

Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс


    Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....

26 10 2025 16:54:18

Использование модульных технологий на уроках биологии


    Использование модульных технологий на уроках биологии

      Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

25 10 2025 6:45:15

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

24 10 2025 19:57:53

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

23 10 2025 12:54:40

"Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"


    "Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"

      Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....

22 10 2025 15:41:51

Классификация цветковых растений


    Классификация цветковых растений

      При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....

21 10 2025 5:43:22

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

20 10 2025 22:22:42

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

19 10 2025 8:43:36

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Клеточная мембрана - строение и функции органоида Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

18 10 2025 19:43:28

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

17 10 2025 3:23:40

Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море


    Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море

      На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....

16 10 2025 11:48:11

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::