Темперамент и хаpaктер > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Темперамент и хаpaктер


    Темперамент и хаpaктер

Нашей традицией стало  уже несколько лет  проектную работу реализовывать через сцену в виде маленьких биологических спектаклей.

Темперамент и хаpaктер - тема нашего исследования в этот раз.

Почему сцена? Через сцену решается сразу несколько задач. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, а, значит, лучше воспринимается и запоминается. Во-вторых, общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в  подростковом  возрасте имеет немаловажное значение, воспитывают в себе самоуважение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций,  перестают быть трудными. И наконец, сценическая форма позволяет вовлекать зал и делать его соучастником спектакля.

На экране название темы: \"Темперамент и хаpaктер\".

На сцене  двое ведущих. Поочередно обращаясь в зал:

Темой нашего проекта мы взяли такие особенности психологии человека, как темперамент и хаpaктер.  Мы прочитали много литературы, написали стихи,  искали материал в интернете и сегодня выносим на ваш суд результат нашего творчества. Эти вопросы волнуют наших одноклассников и мы провели тестирование, выявляя, есть ли среди них холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники. Оказалось, что есть. Темперамент и хаpaктер-  взаимосвязанные свойства нервной системы и мы надеемся, что зная свой темперамент, вы научитесь управлять свои хаpaктером, воспитывать его. Кроме того, надеемся,  что наши талантливые исполнители вам понравятся и выступление доставит вам удовольствие,  Итак, мы начинаем!

 На экране рубрика: историческая справка.

По ходу выступления на экране появляются портреты Гиппократа, Галена, И.П.Павлова. Демонстрируя процессы в нервной системе, на фоне головного мозга  выплывают слова – возбуждение, торможение,  подвижность нервной системы, инертность.

На сцене трое «артистов».

Поочередно:

То, что все люди разные  и ведут себя по разному  в сходных ситуациях, было известно давно. Жил две с половиной тысячи лет тому назад знаменитый врач Гиппократ  -  о клятве Гиппократа – не навреди больному – которую дают молодые врачи , вступая в профессию, слышали наверное все.

Так вот, пытаясь разобраться в причинах столь различного поведения, Гиппократ решил, что все дело в жидкостях, которые бурлят в человеческом теле. Если слишком много желтой желчи – холе – то человек будет холериком - взрывным, импульсивным, неудержимым и горячим.

Если среди жидкостей преобладает кровь, то человек станет сангвиником-горячим, активным, но умеющим себя остановить и оценить ситуацию с другой, неожиданной стороны.

Если же в человеке преобладает черная желчь – мелaнyc холе – то такой человек-меланхолик, часто неуверенный в себе, очень чувствительный и сентиментальный, способный к самоанализу и копанию в самом себе, в своем состоянии.

И, наконец, повышенное содержание слизи-флегмы - делает человека флегматиком, неторопливым, размеренным, склонным к длительному, напряженному труду.

Идеи Гиппократа развивал его последователь Клавдий Гален, личный врач императора Марка Аврелия, величайший врач античного мира. Нас отделяет от Галена приблизительно 2000 лет, почти  20 веков!

Иван Петрович Павлов - а это уже 20-й век нашего времени, безусловно знал о трудах Гиппократа и Галена, но, занимаясь теорией условных рефлексов, обратил внимание, что собаки тоже могут быть и холериками, и флегматиками, и меланхоликами , и сангвиниками. К этому времени медицине стали известны основные принципы работы нервной системы. Возбуждение и торможение, беспрерывно сменяя друг друга, протекают в ЦНС. Сила возбуждения отражает работоспособность нервных клеток, позволяя им длительное время не переходить в противоположный процесс.

Торможение проявляется в  способности к образованию тормозных условных рефлексов, или  в дифференцировке и угасании уже ранее выработанных.

Законы Природы  едины и наблюдения над собаками и соотношениями у них этих процессов позволили определить, будет ли человек  уравновешенным или не очень.

Еще одно свойство нервной системы – подвижность -  проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой, в способности изменять свое поведение в соответствии с меняющейся ситуацией, в быстроте перехода из пассивного состояния в активное и наоборот Противоположностью является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени требуется для перехода из одного состояния в другое...

Эти свойства нервной системы проявляются в повседневном поведении. Темперамент человека ни что  иное, как поведенческое проявление свойств нервной системы.

Скорость речи, эмоциональная возбудимость, пластичность поведения - за всем этим стоят вышеперечисленные свойства нервной системы.

Итак, кто же такие эти флегматики, холерики, меланхолики и сангвиники?

На экране последовательно выплывают названия темпераментов.

Холерик - активен, его активность проявляется бурно, часто необузданно. Нетерпелив, вспыльчив импульсивен, настойчив  и упрям в своих убеждениях, ему сложнее  остановиться и перестроиться с одного состояния в другое. Процессы возбуждения преобладают.

Флегматик - невозмутим, выдержан, не легко поддается общему веселью, на шутку не ответит громким хохотом. Но за то не теряет спокойствия и самообладания даже в трудных ситуациях. Речь его и мимика не богаты, сдержаны. Трудно меняет свои привычки. Для флегматика хаpaктерны терпеливость. выдержка, работоспособность

Меланхолик - это очень чувствительный, эмоциональный человек.

Даже сущий пустяк может его растрогать и расстроить до слез. Очень обидчив, часто все принимает на свой счет.  Малейшая преграда на пути к цели может привести его  в отчаяние и заставить опустить руки, до крайности не уверен в себе

Сангвиник - быстро откликается на все происходящее вокруг, используя свою живую и выразительную мимику. Он может легко  рассмеяться или рассердиться, по его лицу  легко угадывается настроение. Он энергичен, трудолюбив, активен, может достаточно долго сосредоточиться на своем занятии, не зная устали.

Говорит и думает быстро, находчив, сообразителен, легко включается в новую ситуацию, легко контактирует с людьми.

На экране рубрика: Люди всякие нужны, люди всякие важны!

На сцене поочередно появляются те же «артисты». Далее диалог, по ходу которого на экране  портреты выдающихся деятелей, о которых идет речь в диалоге:

- Я хочу быть флегматиком!

- А я не хочу быть меланхоликом!

- Лучше всего  быть холериком! Нет, сангвиником!

Появляется дeвyшка, обращается к ним:

- А кто был по темпераменту А.С. Пушкин?

Все: Холериком!

- А  А.В.Суворов?

Все: Холериком!

- А Петр I?

Все: Холериком!

- А кто были по темпераменту  И.А.Крылов, М.И.Кутузов ,И. Ньютон.

Все: Флегматиками!

- А кто написал  «Мертвые души»?

Все: меланхолик Н.В.Гоголь!

- А музыку к балету «Лебединое озеро»?

Все: меланхолик П.И.Чайковский!

- Кто создал научную теорию эволюции?

Все: меланхолик Ч.Дарвин!

- М.Ю.Лермонтов был сангвиником, сангвиниками были и  Вольфанг Моцарт и маршал Константин Константинович Рокоссовский!

Все: Люди всякие нужны, люди всякие важны!

уходят. На экране рубрика: Наши исследования и диаграмма-результат.

Один из «артистов»:

Мы  провели исследования среди восьмых классов, пытаясь определить, к какому типу темперамента относят себя наши одноклассники. Несложные тесты нашли в интернете. Оказалось, что все четыре типа темперамента в классах присутствуют. Тестирование вызвало большой интерес, все включились в работу с великим  энтузиазмом. Больше всего в классах сангвиников и холериков -  их оказалось 71%!  12%  оценили себя как флегматики, остальные решили, что они ближе к меланхоликам.

На  экране новая рубрика: Темпераменты в произведениях великих.

Появляется известная картина Х.Бидструпа - четыре типа темперамента.

Один из «артистов»:

Великие писатели или художники были очень наблюдательными людьми и в своих героях, в их поступках точно увидели особенности того или иного темперамента.  Мы попытаемся показать, а ваша задача определить, какой тип темперамента мы вам демонстрируем.

 «Артисты» поочередно на сцене изображают  живую картину – четыре типа темперамента  по Бидструпу. После каждой сценки обращаются с вопросом в зал.

Дeвyшка выходит:

«Она любила на балконе предупреждать зари восход», - пишет о своей героине А.С.Пушкин:
Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной казалась дeвoчкой чужой. 
Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала  
Про вести города, про моды  беседы с ними не вела.

Маленький отрывок из произведения Гончарова  «Обломов».

И.И.Обломов – помещик средней руки, лет 32-33 от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в  чертах лица. Движения Обломова были ленивыми, как у только что проснувшегося после обеденного сна кота. Лежание у Ильи Ильича было нормальным состоянием. Мало того, лежание было не просто состоянием, а основным занятием. В комнате все так запылилось, полиняло и вообще, было лишено живых следов человеческого присутствия.

Дeвyшка выходит: А вот что написал о своей героине Ольге Лариной А.С.Пушкин:

Всегда скромна, всегда послушна,  
Всегда, как утро весела.  
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила.

Маленький отрывок из произведения Н.В.Гоголя  «Мертвые души».

На сцене «Ноздрев» и «Чичиков»:  за кулисами чтец от автора.

«- Так ты не хочешь оканчивать партию?! - говорил Ноздрев. – отвечай мне напрямик!

– Партии нет возможности оканчивать - говорил Чичиков и заглянул в окно. Он увидел свою бричку, которая стояла совсем готовая, а Селифан ожидал, казалось, мгновения, что бы подкатить под крыльцо. Но из комнаты не было никакой возможности выбраться - в дверях стояли два дюжих крепостных Дypaка.

- Так  ты не хочешь оканчивать партию – повторил Ноздрев с лицом, горевшим, как в огне.  

- Если бы ты играл, как прилично честному человеку... Но теперь не могу!  

- А... ты не можешь, подлец! Когда увидел, что не твоя берет, так и не можешь! 

- Бейте его - кричал он, обратившись к Порфирию и Павлушке! Чичиков бледен стал, как полотно.

- Бейте его - кричал Ноздрев, порываясь вперед, весь в жару и поту, как будто подступал под неприятельскую крепость - бейте его!»   

На экране новая рубрика: Темперамент и хаpaктер.

На сцене «артисты».

Диалог.

- На основе темперамента строится хаpaктер человека

Не все ли равно?!

- Сравним!

Темперамент – категория наследственная, врожденная, а хаpaктер приобретается, формируется с годами вследствие взаимодействия человека с его разнообразным окружением. Люди с одинаковым темпераментом, но в разных условиях формируют совершенно разные хаpaктеры.

От темперамента зависят только поведенческие реакции, в хаpaктере же отражается мopaльная суть, душевная наполненность, жизненные ценности и ориентиры.

О темпераменте нельзя сказать - плохой он или хороший. Хаpaктер же поддается такой оценке.            

- Народная мудрость о хаpaктере:  

  • Хороший хаpaктер - богатство на всю жизнь!

- Существуют люди с таким хаpaктером, или лучше сказать нравом, что лучше бы вовсе не иметь с ними дела!

  • Хаpaктер закаляется трудом!
  • Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без хаpaктера!
  • Хаpaктер выдает себя в мелочах!
  • Человек без хаpaктера - не человек!
  • Человек  с хаpaктером - это значит на него всегда можно положиться!
  • Человек без определенных правил почти всегда лишен хаpaктера!

Даже фильм есть такой – дeвyшка с хаpaктером!

 На экране появляется новая рубрика: Финал.

На сцене все участники. По ходу финала на экране появляются портреты выдающихся деятеле, о которых идет речь.

Все:

Мы завершаем! Теперь всякий знает - плохих темпераментов не бывает!

Будь ты сангвиник, а может флегматик,
Но, если хороший ты математик,                                                                                                   
Друзьям объяснишь ты задачи решенье -                                                                                          

Все:

Заслужить ты общее уваженье!
Да хоть меланхолик, а может холерик,
Но могут друзья в тебя твердо поверить,
Коль   руку протянешь, подставишь плечо

Все: И будут тебя уважать горячо

Все:

Мы завершаем, теперь всякий  знает - плохих темпераментов не бывает!

Медлительным был флегматик Крылов,
А, басни какие писал – будь здоров!
Петр I уж, точно, холериком был
Окошко в Европу ведь он прорубил,
И город пост роил по невским брегам,
И флот заложил, что на страх всем врагам!

Сангвиником был Константин Рокоссовский,
Прославился маршал в битве московской,
Не дрогнул, фашистов разбил в пух и прах,
И враг захлебнулся в московских снегах!

А Дарвин в науке остался навеки,
И вывод отсюда, наверно, простой -
Все дело конечно в самом человеке
Работай, учись и трудись над собой!



Комментарии:

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

04 12 2025 17:48:26

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

03 12 2025 23:57:37

Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"


    Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"

      На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

02 12 2025 7:45:21

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

01 12 2025 10:45:48

Изучение математических закономерностей на биологических объектах


    Изучение математических закономерностей на биологических объектах

      Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....

30 11 2025 20:21:46

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

29 11 2025 7:23:43

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки


    Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

      Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

28 11 2025 16:31:48

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

27 11 2025 2:20:12

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

26 11 2025 6:24:55

Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"


    Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

      Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....

25 11 2025 11:54:20

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

24 11 2025 23:29:28

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

23 11 2025 2:59:56

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"


    Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

      Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

22 11 2025 6:38:41

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Как питаются разные животные"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Как питаются разные животные"

      Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....

21 11 2025 23:33:52

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

20 11 2025 2:50:15

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

19 11 2025 20:39:14

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"


    Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

      Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

18 11 2025 0:11:47

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии

      В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...

17 11 2025 0:17:51

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

16 11 2025 5:45:58

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

15 11 2025 11:56:17

Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"


    Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"

      Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....

14 11 2025 4:51:46

Тип члeнистоногие

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....

13 11 2025 19:38:16

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

12 11 2025 15:44:48

Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"


    Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"

      Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....

11 11 2025 1:20:52

Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов


    Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов

      Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....

10 11 2025 18:43:16

Прокариотическая клетка. 9-й класс


    Прокариотическая клетка. 9-й класс

      Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....

09 11 2025 18:22:30

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

08 11 2025 4:48:12

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

07 11 2025 22:11:43

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....

06 11 2025 9:31:45

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"

      Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....

05 11 2025 1:47:59

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

04 11 2025 23:23:47

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....

03 11 2025 20:38:44

Системный подход к биологическому образованию в современной школе


    Системный подход к биологическому образованию в современной школе

      В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

02 11 2025 6:47:59

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

01 11 2025 4:42:57

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....

31 10 2025 15:13:54

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....

30 10 2025 5:50:48

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....

29 10 2025 9:17:49

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

28 10 2025 20:42:39

Экологический эрудицион


    Экологический эрудицион

      Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

27 10 2025 5:12:53

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"


    Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

26 10 2025 3:42:11

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

25 10 2025 13:21:33

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

24 10 2025 21:25:30

"Методы изучения наследственности человека". 10-й класс


    "Методы изучения наследственности человека". 10-й класс

      Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...

23 10 2025 6:43:39

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс


    Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

      В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

22 10 2025 5:15:13

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

21 10 2025 7:54:23

Воздух – смесь газов


    Воздух – смесь газов

      Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....

20 10 2025 17:13:57

Формирование экологической культуры будущего гражданина


    Формирование экологической культуры будущего гражданина

      Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

19 10 2025 13:13:14

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

18 10 2025 19:24:27

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

17 10 2025 17:54:39

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

16 10 2025 1:14:35

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::