Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"
Пояснительная записка.
Программа данного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. На его изучение отводится 17 часов, по 1 часу в неделю.
Предмет фармакологии-лекарства, интересны всем и каждому, поскольку приходится повсеместно сталкиваться с ними в реальной жизни. Далеко не каждого интересует причина заболевания, однако всех волнует вопрос о том, как и чем необходимо лечиться. Современная медицина не в состоянии обойтись без лекарственных препаратов, которые с каждым днём совершенствуются и модернизируются. Вместе с этим растёт объём информации по данному вопросу, которая порой не обоснована, и одной из задач, которой данный курс ставит перед собой, это предостеречь учащихся от самолечения, и показать, что только профессионал способен правильно распорядиться лекарством. На мой взгляд, именно модульные курсы такого хаpaктера вызывают познавательный интерес учащихся и способствуют осознанному выбору профиля обучения в старшей школе.
В процессе реализации программы создаются условия для самостоятельной деятельности, что содействует развитию умений работать с большими объёмами информации, выявлять проблемные вопросы, пытаться найти ответы.
Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда, развить свои способности и выйти на жизненное самоопределение.
Задачи курса:
- сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной развитие личностных качеств: аккуратности, трудолюбия, ответственности к себе и своему здоровью
- стимулирование потребности в труде, приобщение к коллективной деятельности
- развитие коммуникативных способностей.
- создать условия для самостоятельного выполнения мини-проектов, презентаций, содействуя развитию умений работать с большими объёмами информации
- обеспечить усвоение учащимися первичных знаний о фармакологии
- воспитывать осторожность в обращении с лекарствами, соблюдать правила их хранения
Содержание курса.
Учебно-тематический план.
Содержание | Всего часов | Теоретическая часть | Пpaктическая часть | Форма занятий | Форма подведения итогов |
Фармакология как самостоятельная медицинская дисциплина. | 3 | 2 | 1 | Лекции Экскурсии |
Презентация. |
Взаимодействие лекарств с организмом. | 6 | 4 | 2 | Лекции Экскурсии |
Презентация, отчет. |
Современные лекарственные средства | 6 | 3 | 3 | Лекции Экскурсии Пpaктич. работы |
Проект |
Итоговое занятие | 2 | 2 | Семинар | ||
Итого: | 17 | 9 | 8 |
Тема 1. Фармакология как самостоятельная медицинская дисциплина (3 часа).
- Зарождение фармакологии на стыке биологии и химии.
- Алхимия и иатрохимия. Фармакогнозия и фармакология
- Темы презентаций (на выбор): Лекарства и яды. Ядовитые растения. Яды – орудие наказания в средневековье. Яды и противоядия.
- Экскурсия в Медицинскую академию.
Тема 2. Взаимодействие лекарств с организмом(6 часов).
- Законы взаимодействия организма и лекарств. Действие лекарств на организм. Почему важна концентрация препарата? Зависит ли доза лекарства от пола, возраста, массы, расы, индивидуальных особенностей?
- Темы презентаций (на выбор): История появления шприца. Способы введения лекарственных средств. Пути выведения лекарств из организма.
- Экскурсия в поликлинику и больницу.
Тема 3. Современные лекарственные средства (6 часов).
- Классификация и номенклатура лекарств. Источники лекарственных средств. Витамины. Гомеопатические средства. Лекарственные растения. Фитотерапия. Лекарственные формы. Рецепт.
- Темы мини-проектов (на выбор): Медицина народная и научная. “Зелёная” аптечка. Моя домашняя аптечка. “Подобное лечит подобное”. Лечебные свойства лекарственных растений. Рецепт уполномочен выписать только врач.
- Экскурсия в аптеку.
Пpaктические работы:
1.Приготовление настоев и отваров.
2. Определение лекарственных растений.
3. Комплектование домашней аптечки
4. Правила пользования домашней аптечкой
Тема 4. Итоговое занятие (2часа).
- Представление индивидуальных и групповых презентаций, мини-проектов, анализ и рефлексия, оценка и самооценка, выбор двух лучших работ на школьный тур научно-пpaктической конференции.
Формы и методы.
Формами обучения курса являются лекции с элементами беседы, дискуссии, проектная деятельность, семинарские занятия, экскурсии, пpaктические работы. При проведении уроков предполагаются демонстрации фильмов, слайдов, учебных дисков, выходы в аптеки и поликлиники, на кафедры ИГМА, встречи с мед. персоналом школы и поликлиники. Такое многообразие форм является одним из факторов развития компетентностей учащихся. Основной технологией обучения является личностно-деятельностный подход, а доминирующим методом - метод проектов. Он основан на понимании учеником того, для чего ему необходимы данные знания и где он их может потом применить. Учитывая возраст учащихся, проекты будут носить, в основном, информационный хаpaктер, и представляться в форме презентаций Power Point. Такие проекты готовят учащихся к профильному обучению и будут иметь продолжение в 10-11 классах уже в виде исследовательских проектов. Поскольку при проектной методике проблемы для ученика приобретают личностный смысл, возрастает мотивация, а в конечном счете и качество знаний.
Таким образом, данный курс способствует не только расширению предметных знаний и умений, но усиливает пpaктическую и жизненную направленность, что очень важно при предпрофильной подготовке в современных условиях компетентностно-деятельностного подхода.
Ожидаемые результаты.
Данный курс поможет учащимся в выборе будущего профиля и, возможно, профессии.
Учащиеся приобретут новые знания по биологии сверх базового курса (фармакология, её значение, новые лекарственные средства).
Ученики приобретут азы проектной методики, благодаря которой научатся самостоятельно решать проблемы и получать результат.
В программе распределение времени дано ориентировочно, при желании оно может меняться за счёт сокращения или увеличения пpaктической части. Именно с этой целью перечень экскурсий, пpaктических работ и тем мини-проектов достаточно вариативен.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Лекции.
Рекомендуется начинать лекции с проблемных вопросов или ситуаций, возможны дискуссии, активные обсуждения.
На занятиях рекомендуется рассмотреть историю зарождения фармакологии, упомянув об Аптекарском приказе, который давал распоряжения о сборе местных лекарственных трав и кореньев, рассказать о первых рецептурных прописях, сигнатурах, назвать имя Парацельса-основоположника иатрохимии, пришедшей на смену алхимии. Акцентировать внимание учащихся на том, что фармакология появившись, как связующее звено между химиками и врачами, приобрела большую значимость для пpaктической медицины. Как раздел фармакологии, фармакокинетика изучает процессы, определяющие концентрацию лекарства в организме: всасывание, превращение в продукты другого состава, выделение. Следует остановиться на вопросах, почему люди с разной массой тела по-разному реагируют на лекарство? Говоря о современных лекарственных средствах, необходимо указать:
- критерии и принципы классификации лекарственных средств
- источники получения лекарственных средств (минеральные, растительные, синтетические, бактерийные и др.)
- формы лекарственных средств (жидкие, мягкие, твёрдые, ингаляционные)
- лекарственные растения, гомеопатические средства (при желании и возможности, можно воспользоваться учебным диском “Лекарственные растения”- “Новый Диск”)
- правила обращения с лекарствами и условия хранения
Экскурсии
Во время экскурсий в ИГМА, поликлинику, аптеку учащиеся узнают о том, как выписываются рецепты, как затем по рецептам выдаются лекарства, знакомятся с некоторыми историями болезней и узнают, что лекарственные препараты назначаются только после полного обследования больного с учётом особенностей организма, возраста, аллергии и др.
Рекомендуется учебный диск “Справочник пациента, или как ставится диагноз”- ИД “Равновесие”, в котором очень доступно излагается, на что следует обратить внимание при приёме выписанных лекарств.
Пpaктические занятия.
1. Приготовление настоев и отваров.
2.Определение лекарственных растений.
3. Комплектование домашней аптечки
4. Правила пользования домашней аптечкой.
Презентации и мини-проекты.
Задаётся определенная тема интересующей учеников проблемы или ученики, прослушав лекции и побывав на экскурсиях, сами предлагают тематику презентаций или мини-проектов.
С помощью учителя ставится цель, далее ученики определяют необходимые задачи для достижения цели: выбирают адекватные методы исследования, подбирают необходимую литературу, информацию с использованием ресурсов Интернет, осваивают технику подготовки презентации, при необходимости готовят оборудование для проведения микроисследования и т.д.
После того, как цели и задачи установлены, преподаватель проводит в группах консультацию по выполнению проектов, раздает методические пособия, устанавливает сроки и место подведения итогов.
Далее пpaктическая часть и анализ полученных учениками данных, после чего формулируются выводы и заключения, подтверждающие или опровергающие гипотезу.
На последних занятиях ученики выступают с презентациями результатов исследований, где излагают все этапы работы, представляют выводы, подводят итоги проекта.
Литература для учителя.
1. Кривых С.В. Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учителем биологии. - “Первое Сентября”, Москва, 2007 №17-19
2. Крылов Ю.Ф., Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. - “Знание”, Москва, 1988
3. Синадский Ю.В., Синадская В.А. Целебные травы. - “Педагогика”, Москва, 1991
4. Живайкина О. Современные лекарственные средства. - “Этрол”, Москва, 2007
5. Чередниченко И.П Предпрофильная подготовка. – “Учитель”, Волгоград, 2007
6. Сергеев И.С., Блинов В.И Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности.- “Аркти”, Москва, 2007
7. Электронное издание “Справочник пациента, или как ставится диагноз”- ИД “Равновесие”, Москва, 2007
8. Степанов Е.Н “Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности” - “Творческий центр”, Москва 2003 год
9. Электронное издание: “Элективные курсы” Волгоград, издательство “Учитель”, 2007 год
Литература для ученика.
1. Гоголев М.И. Медико-санитарная подготовка учащихся. – “Просвещение”, Москва, 1995
2. Крылов Ю.Ф., Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. - “Знание”, Москва, 1988
3. Учебный диск “Лекарственные растения”- “Новый Диск”, Москва, 2004
Комментарии:
За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....
30 06 2025 17:35:56
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
29 06 2025 7:50:47
Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....
28 06 2025 13:30:55
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
27 06 2025 6:28:32
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
26 06 2025 5:38:47
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
25 06 2025 6:25:13

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....
24 06 2025 0:11:45
Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....
23 06 2025 10:55:12
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....
22 06 2025 9:15:24
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
21 06 2025 3:39:49
У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...
20 06 2025 17:35:40
Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...
19 06 2025 1:53:15
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
18 06 2025 2:35:47
Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни
В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии.
В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....
17 06 2025 12:23:27
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
16 06 2025 6:18:24
Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....
15 06 2025 15:43:52
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
14 06 2025 22:34:31
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
13 06 2025 5:22:38
Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...
12 06 2025 17:48:43
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
11 06 2025 14:55:13
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
10 06 2025 0:23:51
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
09 06 2025 0:27:44
Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....
08 06 2025 16:45:51
Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....
07 06 2025 11:23:57
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
06 06 2025 7:27:24
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней.
...
05 06 2025 12:30:37
Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых.
...
04 06 2025 6:10:51
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
03 06 2025 18:36:59
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы.
...
02 06 2025 0:11:29
Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....
01 06 2025 9:41:38
Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением.
...
31 05 2025 23:26:10
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
30 05 2025 8:56:56
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
29 05 2025 18:51:50
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
28 05 2025 18:10:53
Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов.
...
27 05 2025 13:12:59
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.
...
26 05 2025 10:21:16
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
25 05 2025 3:24:42
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
24 05 2025 15:35:29
Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....
23 05 2025 8:13:40
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
22 05 2025 7:44:47
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
21 05 2025 23:32:19

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
20 05 2025 21:49:31
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
19 05 2025 3:32:52
Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....
18 05 2025 10:47:21
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
17 05 2025 4:35:28
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
16 05 2025 10:59:57
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе.
...
15 05 2025 12:32:50
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
14 05 2025 7:41:23
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
13 05 2025 15:26:17
Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...
12 05 2025 18:23:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::