Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о типах взаимоотношения между организмами;
- понимать сложность взаимоотношений между организмами и осторожность при вмешательстве в эти отношения.
Задачи урока:
- Образовательная: расширить и систематизировать знания о взаимоотношениях организмов в биоценозах.
- Развивающая: личностноориентированная мотивация учащихся – уметь создавать презентацию, слушать, смотреть, выделять главное, оформлять план – конспект, вступать в дискуссию, приводить примеры из дополнительных источников.
- Воспитательная: умение сотрудничества и взаимопомощи, воспитание творческого мышления, самодисциплины, коммуникабельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично поисковый, использование ИТК, презентация мини – проектов, репродуктивный, диалоговый хаpaктер обучения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, диалоговые и полилоговые.
Средства обучения: компьютерный кабинет, мультимедиа. презентация учителя о целях и задачах урока, презентация мини-проектов учащихся, таблица «Взаимоотношения между организмами».
Основные понятия и термины урока: симбиоз: микориза, нахлебничество, квартиранство; антибиоз: хищничество, каннибализм. паразитизм, конкуренция.
ХОД УРОКА
I. Повторение:
1. Составить цепь питания в различных
биоценозах: леса, водоема, луга, хаpaктерного для
своего региона (творческий уровень).
2. Рассказ по таблице «Экологическая пирамида»
(репродуктивный уровень)
3. Работа по карточкам видовое разнообразие
биоценозов (индивидуальная работа).
II. Изучение нового материала (Приложение 1)
План урока на доске:
1. Типы отношений между организмами: нейтрализм,
симбиоз. антибиоз.
2. Симбиоз, разнообразие отношений: микориза,
нахлебничество, квартиранство.
3. Формы антисимбиоза: хищничество, каннибализм,
паразитизм, конкуренция.
Типы взаимоотношений организмов
Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.
Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными и имеют разное значение в жизни видов.
Прямые связи осуществляются при
непосредственном влиянии одного вида на другой
(например, хищника на жертву). Косвенные –
через влияние на внешнюю среду или на другие
виды.
Различают разные типы отношений между
организмами. Прямые пищевые, или трофические, связи – основные в природе. Они
поддерживают жизнь организмов. Каждый вид,
размножаясь, не только обеспечивает свое
существование, но и служит источником энергии
для других. Одни виды потрeбляют живую пищу,
другие – остатки растений или мертвых
животных, или помет, или растворы органических
веществ.
Другой тип отношений – конкуренция
возникает на основе не прямых, а косвенных
взаимодействий. Конкуренция связана с тем, что
представители совместно живущих видов сообща
используют одни и те же ресурсы,
которые обычно ограничены. Ресурсы могут быть
как пищевые (например, одни и те же виды жертв у
хищников или растений – у травоядных), так и
другого рода, например наличие мест для
выведения потомства, убежищ для защиты от врагов
и т. п. В этих случаях, даже если конкурирующие
виды мирно сосуществуют, присутствие другого
вида нeблагоприятно для каждого из них, так как
часть необходимых ресурсов используется другим.
Конкурировать могут в природе как близкие виды,
так и представители очень далеких групп.
Например, суслики в сухой степи выедают до 40%
растительного прироста. Это значит, что пастбища
могут прокормить меньшее число овец или
сайгаков. А в годы массового размножения саранчи
пищи не хватает ни сусликам, ни овцам.
Третий тип взаимодействия организмов прямо
противоположен конкуренции. Это взаимовыгодные, взаимополезные
отношения. В экологии такие связи
называют мутуалистическими или мутуализмом.
Для ряда видов эти отношения настолько важны, что
они даже не могут выжить без другого. Возникает симбиоз –
тесное взаимовыгодное сожительство разных видов.
Рис. 1. Лишайник кладония – пример симбиоза.
На рисунке: клетки водорослей –
зелёного цвета; бесцветные – грибные гифы
Пищевые отношения, конкуренция и мутуализм –
это двусторонние типы связей. Кроме них
существуют отношения, имеющие последствия только
для одного из взаимодействующих видов.
Существуют отношения, полезные одному из
партнеров и безразличные для другого. Например,
некоторые животные либо питаются остатками пищи
представителей другого вида, либо используют их убежища,
норы, гнезда, не принося хозяину ни вреда, ни
пользы. Так, в норах степных и пустынных грызунов
спасаются от жары сотни видов насекомых, пауков,
многоножек и других мелких животных. Такие
взаимоотношения называются комменсализмом.
Возникает и противоположный тип отношений, когда
присутствие одного вида не позволяет выжить
другому. Например, под тенистой елью погибают
проростки всех светолюбивых трав, а пеницилловые
плесневые грибки выделяют антибиотики,
губительные для ряда бактерий.
Наконец, если совместно живущие виды связаны
только через цепь других видов и непосредственно
не взаимодействуют, уживаясь в одном сообществе,
то их отношения называют нейтральными.
Синицы и мыши в одном лесу – нейтральные виды.
Хотя взаимодействия организмов очень
разнообразны, они приводят лишь к трем главным
результатам: 1) обеспечению пищей,
2) изменению среды обитания, 3) расселению
видов в прострaнcтве.
Параллельно показана презентация, где учащиеся,
опираясь на таблицу ее заполняют и схематично
показывают о типах взаимоотношений
между организмами.
Презентация «Антибиоз», подготовленная
Шулбаевой Леной. (Приложение 2)
Презентация «Симбиоз, Нейтрализм» работы
Топоевой Ани и Чучумаковой Лены.
III. Закрепление изученного материала
Работа по новым терминам. Дать определения
симбиоз: микориза, нахлебничество, квартиранство
– одному учащемуся, другому – антибиоз:
хищничество, каннибализм. паразитизм,
конкуренция
Третий учащийся зачитывает, заполненную в
течение урока таблицу.
Четвертый показывает схему типов
взаимоотношений между организмами.
Обобщение и обсуждение изученного материала.
IV. Домашнее задание: учебник, с.246-268, подготовить сообщения о ресурсах Земли.
V. Итог урока: оценки за урок: индивидуальная работа по карточкам (Приложение 3)
- за презентацию слайдов и умению преподносить новый материал, умению работать коллективно –
- за усвоение новых понятий –
- за умение объяснять о типах взаимоотношений между организмами.
Литература:
- Сонин Н.И. Программа для общеобразовательных школ. Биология. 5-11 кл.
- Учебник для 9 класса Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности»
- Поурочное планирование В.Н.Семенцева «Биология. Общие закономерности»
- Энциклопедии.
Комментарии:
В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области. ...
24 04 2024 1:36:42
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
23 04 2024 6:14:59
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
22 04 2024 14:39:10
Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....
21 04 2024 7:26:37
Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....
20 04 2024 13:42:45
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
19 04 2024 3:14:56
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
18 04 2024 20:24:22
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого. ...
17 04 2024 17:43:56
Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....
16 04 2024 15:42:16
Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....
15 04 2024 7:20:41
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...
14 04 2024 7:14:18
При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....
13 04 2024 5:24:20
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
12 04 2024 8:56:47
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
11 04 2024 5:12:48
В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....
10 04 2024 18:42:10
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
09 04 2024 12:41:38
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
08 04 2024 17:40:22
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....
07 04 2024 0:20:45
Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...
06 04 2024 6:32:17
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...
05 04 2024 18:47:43
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
04 04 2024 6:52:25
Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....
03 04 2024 11:50:48
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...
02 04 2024 20:32:11
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
01 04 2024 10:44:12
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
31 03 2024 6:39:40
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
30 03 2024 15:39:28
Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....
29 03 2024 22:33:35
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться. ...
28 03 2024 11:58:31
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
27 03 2024 12:16:48
Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....
26 03 2024 4:34:31
В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....
25 03 2024 12:37:11
"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....
24 03 2024 21:51:14
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....
23 03 2024 21:20:33
Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...
22 03 2024 8:56:44
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
21 03 2024 17:52:12
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
20 03 2024 14:26:50
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
19 03 2024 13:17:16
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
18 03 2024 22:13:34
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...
17 03 2024 15:49:16
Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....
16 03 2024 18:45:16
На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....
15 03 2024 17:34:14
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
14 03 2024 17:41:15
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
13 03 2024 20:14:50
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
12 03 2024 12:50:16
Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....
11 03 2024 10:32:12
Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....
10 03 2024 13:50:49
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...
09 03 2024 20:40:14
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
08 03 2024 19:56:33
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
07 03 2024 19:26:16
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
06 03 2024 4:47:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::