Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о типах взаимоотношения между организмами;
- понимать сложность взаимоотношений между организмами и осторожность при вмешательстве в эти отношения.
Задачи урока:
- Образовательная: расширить и систематизировать знания о взаимоотношениях организмов в биоценозах.
- Развивающая: личностноориентированная мотивация учащихся – уметь создавать презентацию, слушать, смотреть, выделять главное, оформлять план – конспект, вступать в дискуссию, приводить примеры из дополнительных источников.
- Воспитательная: умение сотрудничества и взаимопомощи, воспитание творческого мышления, самодисциплины, коммуникабельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично поисковый, использование ИТК, презентация мини – проектов, репродуктивный, диалоговый хаpaктер обучения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, диалоговые и полилоговые.
Средства обучения: компьютерный кабинет, мультимедиа. презентация учителя о целях и задачах урока, презентация мини-проектов учащихся, таблица «Взаимоотношения между организмами».
Основные понятия и термины урока: симбиоз: микориза, нахлебничество, квартиранство; антибиоз: хищничество, каннибализм. паразитизм, конкуренция.
ХОД УРОКА
I. Повторение:
1. Составить цепь питания в различных
биоценозах: леса, водоема, луга, хаpaктерного для
своего региона (творческий уровень).
2. Рассказ по таблице «Экологическая пирамида»
(репродуктивный уровень)
3. Работа по карточкам видовое разнообразие
биоценозов (индивидуальная работа).
II. Изучение нового материала (Приложение 1)
План урока на доске:
1. Типы отношений между организмами: нейтрализм,
симбиоз. антибиоз.
2. Симбиоз, разнообразие отношений: микориза,
нахлебничество, квартиранство.
3. Формы антисимбиоза: хищничество, каннибализм,
паразитизм, конкуренция.
Типы взаимоотношений организмов
Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.
Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными и имеют разное значение в жизни видов.
Прямые связи осуществляются при
непосредственном влиянии одного вида на другой
(например, хищника на жертву). Косвенные –
через влияние на внешнюю среду или на другие
виды.
Различают разные типы отношений между
организмами. Прямые пищевые, или трофические, связи – основные в природе. Они
поддерживают жизнь организмов. Каждый вид,
размножаясь, не только обеспечивает свое
существование, но и служит источником энергии
для других. Одни виды потрeбляют живую пищу,
другие – остатки растений или мертвых
животных, или помет, или растворы органических
веществ.
Другой тип отношений – конкуренция
возникает на основе не прямых, а косвенных
взаимодействий. Конкуренция связана с тем, что
представители совместно живущих видов сообща
используют одни и те же ресурсы,
которые обычно ограничены. Ресурсы могут быть
как пищевые (например, одни и те же виды жертв у
хищников или растений – у травоядных), так и
другого рода, например наличие мест для
выведения потомства, убежищ для защиты от врагов
и т. п. В этих случаях, даже если конкурирующие
виды мирно сосуществуют, присутствие другого
вида нeблагоприятно для каждого из них, так как
часть необходимых ресурсов используется другим.
Конкурировать могут в природе как близкие виды,
так и представители очень далеких групп.
Например, суслики в сухой степи выедают до 40%
растительного прироста. Это значит, что пастбища
могут прокормить меньшее число овец или
сайгаков. А в годы массового размножения саранчи
пищи не хватает ни сусликам, ни овцам.
Третий тип взаимодействия организмов прямо
противоположен конкуренции. Это взаимовыгодные, взаимополезные
отношения. В экологии такие связи
называют мутуалистическими или мутуализмом.
Для ряда видов эти отношения настолько важны, что
они даже не могут выжить без другого. Возникает симбиоз –
тесное взаимовыгодное сожительство разных видов.
Рис. 1. Лишайник кладония – пример симбиоза.
На рисунке: клетки водорослей –
зелёного цвета; бесцветные – грибные гифы
Пищевые отношения, конкуренция и мутуализм –
это двусторонние типы связей. Кроме них
существуют отношения, имеющие последствия только
для одного из взаимодействующих видов.
Существуют отношения, полезные одному из
партнеров и безразличные для другого. Например,
некоторые животные либо питаются остатками пищи
представителей другого вида, либо используют их убежища,
норы, гнезда, не принося хозяину ни вреда, ни
пользы. Так, в норах степных и пустынных грызунов
спасаются от жары сотни видов насекомых, пауков,
многоножек и других мелких животных. Такие
взаимоотношения называются комменсализмом.
Возникает и противоположный тип отношений, когда
присутствие одного вида не позволяет выжить
другому. Например, под тенистой елью погибают
проростки всех светолюбивых трав, а пеницилловые
плесневые грибки выделяют антибиотики,
губительные для ряда бактерий.
Наконец, если совместно живущие виды связаны
только через цепь других видов и непосредственно
не взаимодействуют, уживаясь в одном сообществе,
то их отношения называют нейтральными.
Синицы и мыши в одном лесу – нейтральные виды.
Хотя взаимодействия организмов очень
разнообразны, они приводят лишь к трем главным
результатам: 1) обеспечению пищей,
2) изменению среды обитания, 3) расселению
видов в прострaнcтве.
Параллельно показана презентация, где учащиеся,
опираясь на таблицу ее заполняют и схематично
показывают о типах взаимоотношений
между организмами.
Презентация «Антибиоз», подготовленная
Шулбаевой Леной. (Приложение 2)
Презентация «Симбиоз, Нейтрализм» работы
Топоевой Ани и Чучумаковой Лены.
III. Закрепление изученного материала
Работа по новым терминам. Дать определения
симбиоз: микориза, нахлебничество, квартиранство
– одному учащемуся, другому – антибиоз:
хищничество, каннибализм. паразитизм,
конкуренция
Третий учащийся зачитывает, заполненную в
течение урока таблицу.
Четвертый показывает схему типов
взаимоотношений между организмами.
Обобщение и обсуждение изученного материала.
IV. Домашнее задание: учебник, с.246-268, подготовить сообщения о ресурсах Земли.
V. Итог урока: оценки за урок: индивидуальная работа по карточкам (Приложение 3)
- за презентацию слайдов и умению преподносить новый материал, умению работать коллективно –
- за усвоение новых понятий –
- за умение объяснять о типах взаимоотношений между организмами.
Литература:
- Сонин Н.И. Программа для общеобразовательных школ. Биология. 5-11 кл.
- Учебник для 9 класса Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности»
- Поурочное планирование В.Н.Семенцева «Биология. Общие закономерности»
- Энциклопедии.
Комментарии:
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
17 07 2025 21:14:29
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
16 07 2025 0:36:32
Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний.
...
15 07 2025 12:10:55
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
14 07 2025 17:17:52
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов.
...
13 07 2025 20:19:37
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
12 07 2025 23:33:54
Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....
11 07 2025 3:50:34
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
10 07 2025 21:30:41
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
09 07 2025 8:36:27
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
08 07 2025 4:20:12
Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....
07 07 2025 16:34:16
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....
06 07 2025 11:33:28
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
05 07 2025 3:14:54
Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления.
...
04 07 2025 11:34:46
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
03 07 2025 23:59:37
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
02 07 2025 16:56:25
На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....
01 07 2025 18:12:48

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
30 06 2025 15:11:24
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
29 06 2025 11:49:52
Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением.
...
28 06 2025 21:35:48
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
27 06 2025 12:50:15
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
26 06 2025 2:41:51
Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....
25 06 2025 7:13:26
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
24 06 2025 9:40:28
Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....
23 06 2025 3:29:15
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
22 06 2025 22:27:27
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
21 06 2025 6:49:43
Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....
20 06 2025 1:13:15
Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал.
...
19 06 2025 5:54:38
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
18 06 2025 15:11:52
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
17 06 2025 18:13:11
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
16 06 2025 6:21:11
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
15 06 2025 11:50:26
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
14 06 2025 12:12:31
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
13 06 2025 4:21:11

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
12 06 2025 18:34:26
Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....
11 06 2025 10:14:52
Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....
10 06 2025 2:55:39
Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике.
...
09 06 2025 4:44:58
Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....
08 06 2025 19:24:22
Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....
07 06 2025 15:11:57
Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян.
...
06 06 2025 17:52:41
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
05 06 2025 2:29:57
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы.
...
04 06 2025 2:28:34
Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....
03 06 2025 23:38:47
Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания.
Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален.
Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....
02 06 2025 19:57:26
Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....
01 06 2025 22:26:11
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
31 05 2025 23:22:58
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе.
...
30 05 2025 16:48:26
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
29 05 2025 12:53:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::