Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий


    Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий

\"После себя
что я оставлю на свете?
Вишни - весне,
лету - голос кукушки,
осени - алые клены: \"
Э. Ренан [1]

Все более угрожающим становится воздействие человека на природу, все серьезнее оно сказывается на его собственном здоровье и долголетии. Один из способов защитить человека - дать ему экологическое образование, сформировать у него экологическое мировоззрение. В наши дни образование в целом и экологическое образование в частности не только эффективный, но и наиболее дешевый способ предотвращения экологической катастрофы, перехода к устойчивому развитию цивилизации. Только с детских лет может быть воспитано понимание, что все живое на планете самоценно и эта ценность не зависит от полезности для человека. Поэтому все больше внимания в школах города Омска уделяется вопросам изучения экологии и охраны окружающей среды. При этом большой акцент делается на региональный компонент.

Экологическое просвещение населения (школьников, студентов, простых граждан) достигается разнообразными способами:

  • преподаванием эколого-биологических дисциплин;
  • организацией и проведением научно-пpaктических конференций, семинаров;
  • организацией заповедных зон, созданием экологических троп, проведением эколого-биологических экскурсий.

Эколого-биологические экскурсии представляют собой метод изучения природных объектов родного края, в котором наиболее эффективно реализуются дидактические и методические принципы: наглядности, системности, научности, воспитывающего и развивающего хаpaктера обучения, самостоятельности, междисциплинарности на основе базовой дисциплины при взаимосвязи видов учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности учащихся. Общеизвестно, что эколого-биологические экскурсии способствуют изучению объектов и явлений природы в их взаимосвязи и динамике, на основе чего у учащихся формируется целостное представление о природной среде [10].

Несмотря на это, существует ряд проблем, связанных с проведением эколого-биологических экскурсий в общеобразовательном учреждении (школе):

  • недостаточное число методических разработок и рекомендаций по организации и проведению школьных экскурсии,
  • ограниченное количество часов на изучение предметов,
  • недостаточное знание программного материала по смежным предметам,
  • неудовлетворительный уровень знания местной флоры и фауны,
  • а также затруднения учителей в выборе мест и объектов для изучения природы родного края.

Поэтому со стороны учителей часто можно наблюдать недооценку эколого-биологических экскурсий и, как следствие этого, отрыв теоретических знаний учащихся от изучения природных объектов в естественных условиях. В связи с чем, необходимо еще раз обратить внимание учителей биологии и экологии на метод эколого-биологических экскурсий и совершенствовать организационно-педагогические условия их проведения.

С этой целью на основе научных исследований [2-9, 11-13] нами разpaбатываются буклеты по видовому разнообразию животных, растений, грибов, обитающих и произрастающих в пределах г. Омска и Омской области, для их использования учащимися и учителями в образовательном процессе. Данные буклеты содержат изображения представителей флоры и фауны, встречающихся в г. Омске и Омской области. Буклеты также могут использоваться на эколого-биологических экскурсиях в природу, как элементарные определители, поскольку в их интегрированное содержание привлечен природоведческий, экологический, ботанический и зоологический материал. Данные буклеты содержат цветные изображения наиболее часто встречаемых видов (доминантов) растений, животных, свойственных определенному местообитанию. В основу разработки буклетов по видовому разнообразию положен принцип определения видов по внешнему виду: окраске, примерным размерам, формам тела. Данные буклеты позволят учащимся лучше ориентироваться во флоре и фауне своей местности. В отличие от обычных определителей (книг), буклеты по видовому разнообразию малы в размерах и удобны в обращении, что позволяет каждому учащемуся иметь свой экземпляр и делает экскурсию более комфортабельной, так как уже нет надобности брать с собой книги-определители помимо большого количества оборудования, необходимого в ходе экскурсии.

Разработка буклетов по видовому разнообразию представляет собой один из путей совершенствования организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий, так как закладывает основу для качественного их проведения. Пpaктическая значимость данных буклетов состоит в том, что они совершенствуют методику организации экскурсионной работы, позволяют учителям эффективно решать учебно-воспитательные задачи в процессе самостоятельных исследований учащихся, наблюдений и опытов в природе, выполнения межпредметных заданий. Буклеты по видовому разнообразию могут быть использованы при изучении природных объектов на эколого-биологических и геоэкологических экскурсиях учителями-предметниками, школьниками и их родителями, студентами, туристами, всеми, кто интересуется природой родного края.

На данный момент изготовлены следующие буклеты:

  • Птицы природного парка \"Птичья гавань\" (<Рисунок1>, <Рисунок2>).
  • Рыбы Омской области (<Рисунок3>, <Рисунок4>).
  • Обитатели городских водоемов (беспозвоночные) (<Рисунок5>, <Рисунок6>).
  • Мы планируем разработать и разpaбатываем на данный момент следующие буклеты:
  • Виды синантропы города Омска.
  • Бабочки Омской области.
  • Моллюски водоемов Омской области.
  • Птицы города Омска.
  • Древесные растения Омских парков.
  • Мхи и лишайники Омских парков.
  • Водные и околоводные растения города Омска.
  • Цветковые растения Омских парков.
  • Грибы Омской области.
  • Охотничьи (промысловые) животные Омской области (изображение животного и его следы на земле/снегу).

Имеющиеся разработки были представлены учителям биологии и экологии школ Омска и Омской области на фестивале \"День учителя биологии\" в рамках Областного педагогического марафона 2008 года. Идея была одобрена педагогической общественностью, учителя высказывали пожелания иметь в своем распоряжении такие буклеты. Также данные методические разработки были представлены на научно-пpaктическом семинаре \"Применение современных информационных технологий в образовании\" в Омском государственном педагогическом университете, где получили высокую оценку.

Буклеты по видовому разнообразию могут быть разработаны учителем (возможно привлечение учащихся) для любой экосистемы города (парк, водоем, садовый участок и т.п.) или области/края. Б.Е. Райков и М.И. Римский-Корсаков в своей книге [10] описывают различные виды экскурсий в зависимости от места их проведения: экскурсии на огород, в плодовый сад, в лес, в парк, на луг и на пресный водоем. Данная классификация экскурсий не случайна. Она обусловлена существованием различных экосистем, для которых хаpaктерно наличие определенных фито- и зооценозов. В этом смысле любой город обладает своеобразным образовательным потенциалом и возможностями. Так, например, в г. Омске насчитывается около 20 крупных водоемов, имеются болота, 4 крупных парка, разнообразные урбанизированные ландшафты и селитебные территории. Все они заселены определенными видами животных и растений, некоторые из которых обитают только в данных условиях. Наличие таких мест, равномерно распределенных по территории города, дает возможность проводить в них эколого-биологические экскурсии, не затрачивая много времени на дорогу. При этом у учащихся школ города есть возможность познакомиться с их населением и сравнить виды из разных мест обитания, выявить их адаптации.

Для разработки буклетов по видовому разнообразию необходимо изучить соответствующую литературу (о видовом разнообразии данного региона), составить списки видов животных и растений, обитающих на данной территории, найти иллюстрации для их использования в ходе изготовления буклетов. При этом большую помощь могут оказать консультации с ведущими специалистами и учеными, занимающимися определенными группами животных или растений данного региона. При поиске и использовании иллюстраций для изготовления буклетов видового разнообразия крайне важно соблюдать авторские права! Изготовленные буклеты подготовят учителя к проведению эколого-биологических экскурсий, помогут учащимся освоить методику наблюдения за животными, поиска растений, дадут им в руки краткую \"энциклопедию\" о тех или иных видах растений и животных, которых можно обнаружить в своей местности. Тем самым, учитель, используя буклеты по видовому разнообразию, сможет сделать процесс обучения наглядным, сможет направить познавательную деятельность учащихся в нужное русло и расширить их кругозор. Дополнительной положительной стороной разработки буклетов по видовому разнообразию является возможность их широкого использования, не зависящего от целей и направленности эколого-биологических экскурсий. Так, например, буклет \"Обитатели городских водоемов (беспозвоночные)\" может быть использован как на экологической экскурсии по изучению приспособлений гидробионтов к обитанию в водной среде, так и на биологической - изучение обитателей водоема или водных насекомых.

С целью изучения учащимися местной флоры и фауны, подготовки учащихся к биологическим или экологическим экскурсиям, учитель может также использовать разработки Всемирной благотворительной программы IntelR \"Обучение для будущего\". Данная программа была разработана американскими авторами из Института компьютерных технологий [15]. Она направлена на скорейшую подготовку учителей школ к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися на уроках информационно-коммуникационных технологий. Американскими специалистами в рамках программы был разработан учебник. Но, так как необходима адаптация курса к образовательным системам различных стран и регионов, на основе учебника учеными Российской академии образования было разработано учебное пособие, содержание которого полностью соответствует существующим в России методикам [14]. Программа \"Обучение для будущего\" в России синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий. Главным действующим лицом в ней стал учащийся.

В школе использование метода учебного проекта можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В данном случае под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов [14].

Программа предполагает разработку учителем учебного проекта и материалов учебно-методического пакета к нему. Учебно-методический пакет (УМП) представляет собой комплект информационных, дидактических и методических материалов к учебному проекту для его эффективной организации и проведения обучения теме, соответствующей Минимальным требованиям к содержанию образования данной предметной области [14]. УМП, обеспечивая реализацию проекта, ориентирован на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности различных информационных технологий. Положительной чертой данной методики является составление самостоятельных исследовательских, творческих, информационных проектов и конкретных продуктов (например, буклеты по видовому разнообразию), которые в дальнейшем могут быть использованы на занятиях полностью или фрагментарно.

Пример плана учебно-исследовательского проекта на тему: \"Школьники - юные исследователи\", разработанный в соответствии с требованиями программы IntelR \"Обучение для будущего\".

Данный проект имеет такое название, так как предназначен, в первую очередь, для учащихся школ и способствует развитию у них исследовательских компетенций. Тем более, что сами школьники могут непосредственно участвовать в подготовке и реализации данного проекта.

Основной вопрос:

  • Кто, кто в теремочке живет?

Проблемные вопросы:

  • Какие животные обитают на территории нашего края?
  • Какие рыбы живут в наших реках?

Учебные предметы: биология, зоология, систематика, информатика.

Участники: учащиеся 5-7-х классов.

Время проведения: 4 академических часа (160 мин.)

Вопросы учебной темы:

  • Какие основные типы и классы животных выделяют ученые?
  • Какие млекопитающие обитают на территории Омской области?
  • Каких птиц можно увидеть в нашем городе, садах и парках?
  • Какие виды рыб обитают в водоемах Омской области?
  • Какие виды беспозвоночных обитают на территории Омской области?

Аннотация

Дорогой друг!

  • Знаешь ли ты, кто населяет наш край?
  • Каких животных мы можем встретить в наших лесах, на наших полях и лугах?
  • Знаешь ли ты, какие животные обитают в твоем городе?
  • Какие птицы поют под твоим окном ранним утром?
  • Знаешь ли ты, каких рыб ты можешь поймать на рыбалке?
  • И кто еще водится в наших водоемах?
  • Понимаешь ли ты ценность и важность каждого вида?
  • Участвуй в нашем проекте, и ты узнаешь, кто населяет наш край, насколько он богат различными животными и какова их роль в природе.

Дидактические цели проекта:

  • Формирование умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
  • Приобретение навыков самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и Internet.
  • Формирование умения находить межпредметные связи.
  • Развитие экологического мировоззрения.

Методические задачи:

  • Расширить представления о животном мире, познакомить с общей системой животных, особенностями их строения, жизнедеятельности.
  • Познакомить учащихся со значением животных в природе и жизни человека.
  • Продолжить формирование умений работать с литературой и живыми объектами.
  • Научить распознавать основных представителей местной фауны.

Материалы и оборудование.

Например, персональный компьютер, подключенный к сети Internet, сканер, цифровой фотоаппарат, таблицы животных.

Темы исследований учащихся.

Например, \"Видовое разнообразие Омской области и города Омска\", \"Изучение местной фауны и ихтиофауны\", \"Изготовление буклетов по видовому разнообразию\".

Визитная карточка.

  • Примеры детских работ.
  • Критерии оценки детских работ.
  • Дидактические материалы (тесты, проверочные работы).
  • Автоматический подсчет баллов.
  • Список использованных материалов.
  • План применения проекта в школе.
  • Сайт проекта.

Этапы и сроки проведения проекта.

Информационные ресурсы.

Список использованной литературы.

  1. Афоризмы / Сост. Т.Г. Ничипорович.- Мн.: Литература, 1998.- 832 с.
  2. Земля, на которой мы живём. Природа и природопользование Омского Прииртышья / Под ред. В.Н. Русакова. - Омск: Полиграф, 2002.
  3. Казанцев И.Е., Дериглазов И.В., Кассал Б.Ю. Многоклеточные беспозвоночные гидробионты в водоемах природного парка Птичья гавань // Естественные науки и экология. Ежегодник. Вып. 11: Межвуз. сб. науч. трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - С. 71-80.
  4. Кассал Б.Ю. Биоценотическая история \"Птичьей Гавани\" // Изучение экосистемы природного парка \"Птичья Гавань\": Сб. науч. статей / Под. ред. Б.Ю. Кассала. - Омск: Изд-во ОмГПУ, ООО \"Изд. дом \"Наука\", 2003.
  5. Кассал Б.Ю. Ещё один день в Птичьей Гавани. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 272 с.
  6. Кассал Б.Ю. Календарь Птичьей Гавани. - Омск: ОмГУ, НОК \"Образование плюс\", 2000. - 152 с.
  7. Кассал Б.Ю. Проведение экскурсии по теме: \"Экология водоемов памятника природы Птичья Гавань\" // Поисковая работа старшеклассников в школьных секциях НПОУ \"Поиск\". Методич. рекомендации. - Омск: Б.и., 1988.- С. 17-22.
  8. Красная книга Омской области: Животные. Растения. Лишайники / Правительство Омской области, ОмГПУ. Ответ. ред. Г.Н.Сидоров, В.Н.Русаков. - Омск: ОмГПУ, 2005. - 460 с.
  9. Природа и экология Омского Прииртышья: Хрестоматия. 6, 7, 8 кл. / Авт.-сост. Е.А. Смирнова. - Омск: ГОУДПО \"ИРООО\", 2007. - 54 с.
  10. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.И. Зоологические экскурсии - М.: Топикал, 1994. - 640 с.
  11. Соловьев С.А. Каталог птиц Омска и его окрестностей // Естественные науки и экология. Ежегодник. Вып. 10.: Межвуз. сб. науч. трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - С. 90-96.
  12. Чащин В.П. Рыбы Омского Прииртышья. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.
  13. Экология рыб Обь-Иртышского бассейна. - М.: Т-тво научных изданий КМК, 2006. - 596 с.
  14. IntelR \"Обучение для будущего\" (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 5-е изд., испр. - М.: Издательско-торговый дом \"Русская Редакция\", 2005. - 368 с.
  15. www.ict.org



Комментарии:

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

19 04 2024 12:34:19

Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности


    Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности

      Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...

18 04 2024 1:10:39

Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"


    Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"

      Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай". ...

17 04 2024 15:23:45

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

      На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

16 04 2024 12:34:10

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

15 04 2024 15:50:26

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"


    Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

      Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

14 04 2024 3:29:41

План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"


    План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"

      Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...

13 04 2024 19:13:39

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....

12 04 2024 10:30:15

Основные этапы эволюции животного мира на Земле


    Основные этапы эволюции животного мира на Земле

      Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

11 04 2024 21:29:57

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

10 04 2024 20:28:41

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"


    Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

      Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

09 04 2024 12:36:12

Развитие аналитического мышления учащихся при работе с учебником на уроках зоологии

Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....

08 04 2024 14:25:14

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

07 04 2024 2:53:39

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

06 04 2024 22:48:59

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

05 04 2024 12:53:14

Анатомия Биология

Анатомия  Биология Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

04 04 2024 2:19:40

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"


    Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

      В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....

03 04 2024 7:17:56

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"


    Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

      Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....

02 04 2024 11:55:46

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

01 04 2024 10:33:26

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

31 03 2024 19:53:42

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

30 03 2024 23:47:43

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

29 03 2024 15:27:23

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

28 03 2024 22:13:17

Лекарственные растения Мурманской области


    Лекарственные растения Мурманской области

      Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....

27 03 2024 4:23:49

Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"


    Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

      Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

26 03 2024 18:59:47

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

25 03 2024 18:24:38

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?


    Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

      В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

24 03 2024 17:57:41

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

23 03 2024 10:40:45

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии


    Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

      Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

22 03 2024 4:38:15

Урок "Домашние лошади"


    Урок "Домашние лошади"

      При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....

21 03 2024 1:52:16

Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс


    Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс

      Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков. ...

20 03 2024 12:23:55

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

19 03 2024 10:41:21

"Амфибии. Ода земноводным"


    "Амфибии. Ода земноводным"

      Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

18 03 2024 23:20:42

Использование файнвордов на уроках биологии


    Использование файнвордов на уроках биологии

      Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...

17 03 2024 17:11:44

Беседа «Ядовитые растения»


    Беседа «Ядовитые растения»

      Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....

16 03 2024 19:32:51

Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс

      Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....

15 03 2024 22:23:42

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)


    Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

      На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

14 03 2024 21:23:12

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса


    Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса

      Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....

13 03 2024 13:19:54

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)


    Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

      Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

12 03 2024 7:54:29

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

11 03 2024 9:53:10

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

10 03 2024 22:44:12

Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в обучении биологии в С(К)ОУ"

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....

09 03 2024 2:24:12

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

08 03 2024 1:19:49

Заключительный урок биологии "До свидания, Биология!"


    Заключительный урок биологии "До свидания, Биология!"

      Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....

07 03 2024 21:58:54

Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....

06 03 2024 7:29:19

Бинарный урок "Мир природы. La nature"


    Бинарный урок "Мир природы. La nature"

      Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....

05 03 2024 2:29:44

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....

04 03 2024 23:43:55

Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)


    Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)

      Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...

03 03 2024 12:47:30

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)


    Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

      Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

02 03 2024 0:25:33

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

01 03 2024 13:26:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::