Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс
Цель: познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения культурных растений.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;
- показать вклад Н.И.Вавилова в изучение происхождения культурных растений.
Развивающие:
- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;
- формировать умение применять полученные знания в новой учебной ситуации.
Воспитательные:
- расширение кругозора обучающихся;
- воспитание гордости за русскую науку на примере жизнедеятельности и научных работ Н.И.Вавилова.
Оборудование:
- Карта мира “Важнейшие культурные растения мира и их родина”, интернет – ресурсы
- (интернет – ресурс 3 мин 56 сек видеофильм 260 серия. Христофор Колумб — Видео@Mail.Ru), [BIO6_06-48]_[MA_01].SWF (объект “application/x-shockwave-flash”) ,презентация, “Дневник исследователя”.
Ход урока
Вступительное слово учителя биологии (слайд 1, 2, 3) (приложение 1)
- Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, ребята.
Сегодня у нас необычный урок, урок биологии и географии.
Учитель биологии: прочитайте тему урока “Многообразие и происхождение культурных растений”
Человеческая цивилизация существует больше 10 тыс. лет. За это время человек научился выращивать прекрасные цветы, растить сады, возделывать поля. Тысячи лет люди изменяли природу на благо себе.
- Как вы понимаете, что такое многообразие растений?
- Что вы знаете о происхождении культурных растений? (ввезены из других стран и континентов)
-Благодаря кому и когда они распространились по свету?
Чтобы выяснить это, мы пройдем путь от древнейших времен до наших дней и узнаем историю “приручения” диких растений и превращение их в растения культурные. А также каким образом Великие географические открытия повлияли на распространение культурных растений по всему свету.
На уроке мы будем использовать новые понятия. Познакомимся с ними.
В параграфе 47 на стр.180 (1 абзац ) найдите определения:
- какие растения называются дикорастущими?
- какие растения относятся к культурным?
- ради чего первобытные люди собирали растения?
Учитель биологии:
Со временем люди научились отбирать и выращивать растения с самыми вкусными плодами, с самыми крупными зернами и сочными листьями. Так появился искусственный отбор.
- Прочитайте на стр. 180 определение, что такое искусственный отбор
Развивалось растениеводство, люди научились ухаживать за растениями, совершенствовать их качества и даже создавать новые формы растений, которых не было в природе. Так развивалась наука селекция.
- Прочитайте в учебнике стр. 180 определение “селекция”.
Учитель биологии:
Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии, (слайд 4.5) вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как зимняя красавица (слайд 6) относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.
Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.
Группу растений, обладающих определенными качествами, нужными человеку, называют сортом.
Учитель биологии: В н.в. во всем мире используется традиционно несколько десятков культурных растений.
Проблемный вопрос: как вы считаете, возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?
Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование происхождения и распространения культурных растений в мире.
Наше исследование мы начинаем с наших огородов (слайды 7,8,9)
На грядках так много привычных нам культурных растений: морковь, тыква, огурцы, помидор и т.д.
Диалог с детьми:
- У кого из вас есть огород?
- Какие растения растут на вашем огороде?
- Откуда же эти растения появились в России? Ваша версия?
Мы заслушаем выступления наших знатоков по данному вопросу.
Полученную информацию мы будем вносить в “Дневник исследователя”
(Приложение 2), которые лежат у вас на столах.
Откройте ваши Дневники. Познакомьтесь с их содержанием. Обратите внимание на таблицу. В нее вы будете записывать время знакомства с растениями и откуда растение прибыло в Россию. Будьте внимательны!
Раньше всех на российских огородах появились растения Старого света. О них расскажут знатоки по данному вопросу. Я предоставляю им слово.
Выступление обучающихся с сообщениями о К.Р. (Приложение 3)
(слайды 10,11,12,13,14).
Название растения | Время знакомства | Откуда прибыло |
Огурец Петрушка Свёкла Гречиха |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель географии: Ребята, проверим, насколько внимательно вы слушали наших знатоков.
1. Его плети украшали стены храмов в древнем Египте.
2.Какое растение у древних греков символизировало радость и славу?
3. Корни какого растения больше всего содержат сахара?
4. Какое растение называют “Черным рисом”?
Учитель географии:
Началась эпоха ВГО, - это время ознаменовалось путешествиями Х.Колумба (слайд 9) вслед за Колумбом в Новый Свет отправлялись испанцы, португальцы, англичане, французы ( интернет – ресурс 3 мин 56 сек видеофильм 260 серия. Христофор Колумб — Видео@Mail.Ru ) ( слайд 16)
- Что же они привезли в Старый Свет?
- Какие новые растения?
- Как они попали на территорию нашей страны?
Об этом нам расскажут знатоки нашего класса, а вы продолжаете заполнять дневник исследователя (слайды 17,18,19,20)
Название растения | Время знакомства | Откуда прибыло |
Кукуруза Томат Подсолнечник Картофель |
Закрепление:
Учитель географии:
Второе название этого растения МАИС. Назовите другое название.
Какое растение в Италии называли “золотое яблоко”, а во Франции – “яблоко любви”?
Из семян какого растения русский крестьянин Воронежской губернии Бокарев научился добывать ценное масло?
Родина этого культурного растения – Южная Америка. Оно произрастает в Андах от Чили до Центральной Америки. Это растение в России по праву называют вторым хлебом.
Учитель географии: какой вывод мы можем сделать? Как вы думаете, какую роль сыграли ВГО в распространении растений?
Дети: ВГО способствовали распространению новых растений по всему свету.
Учитель биологии: Эти новые дикие формы человек превращал в культурные растения.
Встал вопрос: для создания новых сортов растений необходимо иметь разнообразие исходного растительного материала. А наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там началась культура земледелия. Появилась необходимость в определении таких центров и тщательном изучении видового разнообразия растений очагов древнего земледелия. Сейчас мы узнаем, кто и когда определил центры происхождения древних культурных растений? ( слайд 21) [BIO6_06-48]_[MA_01].SWF (объект “application/x-shockwave-flash”)
Итак, создатель теории о центрах происхождения культурных растений – Н.И.Вавилов. Наш знаток познакомит вас с научными достижениями Н.И.Вавилова, которые прославили русскую науку.
Выступление обучающегося о Н.И.Вавилове (Приложение 4)
Учитель биологии: Вернемся к вопросу нашего урока: возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?
Ответ: можно предположить, что - да, возможно.
Дети скажут.
- Известны центры происхождения КР. Изучена только часть растений, произрастающих в очагах древнего земледелия.
- Люди по-прежнему производят искусственный отбор среди растений с нужными качествами.
- Есть наука селекция, которая позволяет изменять и улучшать качества растений.
Учитель биологии:
На современном этапе селекционеры активно работают с новыми перспективными растениями.
Одно из направлений в развитии сельского хозяйства — это введение в культуру новых растений, отобранных среди дикорастущих форм. В настоящее время известно 250 тысяч видов покрытосеменных растений. Но число основных сельскохозяйственных культур не превышает нескольких десятков. Несомненно, имеется много таких растений, которые могли бы стать полезными для человека. Огромное большинство этих растений обитает в тропиках и субтропиках. Ученые пробуют ввести новые виды в круг сельскохозяйственных культур для получения от них как продуктов питания, так и других новых продуктов.
(Приложение 5)
- Гваюла (слайд 25,26)
- Echinochloa (слайд 27)
- Хохоба (слайд 28,29,30)
- Спаржевый горох (слайд 31)
Мы ответили на наш вопрос: можно ли вводить в культуру дикорастующие растения?
Ответ детей: да, можно.
Закрепление. (Загадки о растениях в стихах)
1.
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
2.
Вот зелёная кoкeтка,
Сельдереева соседка.
Остроносая подружка,
Знаем мы тебя, ... (петрушка)
3.
Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь.
От дождя я не растаю, угощу вас сладким чаем. (свёкла)
4.
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
\"Ну, рассыпчата, вкусна!\" (Картошка)
5.
Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат. (Подсолнух)
6.
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Томаты)
7. Загадка в ваших дневниках исследователя:
Шли двое, остановились, один другого спрашивает:
- Это черная?
- Нет, это красная.
- А почему она белая?
- Потому что зеленая.
- О чем они вели разговор? (смородина) А как это растение попало к нам?
Домашнее задание: (слайд 32).
На следующем уроке мы продолжим изучать культурные растения, которые использует человек.
РЕФЛЕКСИЯ
1. Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
2. Что вам особенно запомнилось?
3. Понравилась ли вам такая форма урока?
Комментарии:
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее.
...
09 10 2025 1:13:50
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
08 10 2025 8:18:58
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
07 10 2025 9:36:15
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
06 10 2025 11:36:32
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....
05 10 2025 0:14:30
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
04 10 2025 12:13:57

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
03 10 2025 8:36:21
Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....
02 10 2025 3:31:39
Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения.
...
01 10 2025 10:11:32
Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....
30 09 2025 11:18:24
Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охаpaктеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....
29 09 2025 15:34:14
Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.
...
28 09 2025 1:29:51
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
27 09 2025 8:54:10

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....
26 09 2025 9:44:34
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
25 09 2025 8:35:25
На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....
24 09 2025 23:34:23
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
23 09 2025 9:31:17
Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....
22 09 2025 11:58:53
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
21 09 2025 2:30:48
Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....
20 09 2025 14:13:53
Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
19 09 2025 23:22:21
В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....
18 09 2025 2:17:11
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
17 09 2025 9:25:30
Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
16 09 2025 6:24:23
Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами.
...
15 09 2025 0:35:18
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
14 09 2025 4:21:15
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
13 09 2025 8:12:40
Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....
12 09 2025 0:14:51
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
11 09 2025 17:33:50
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
10 09 2025 7:43:34
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
09 09 2025 4:41:47
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
08 09 2025 5:22:59
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
07 09 2025 22:16:59
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
06 09 2025 5:12:58
Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....
05 09 2025 4:23:44
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
04 09 2025 12:43:12
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
03 09 2025 0:23:13
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
02 09 2025 0:47:17
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев.
...
01 09 2025 9:57:19
Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....
31 08 2025 14:13:22
Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....
30 08 2025 6:57:36
На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища.
...
29 08 2025 12:52:25
Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....
28 08 2025 1:17:20

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....
27 08 2025 19:43:42
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
26 08 2025 5:18:32
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
25 08 2025 8:37:48
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
24 08 2025 0:54:19
Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...
23 08 2025 4:32:32
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
22 08 2025 14:55:41

Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....
21 08 2025 7:13:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::