Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"
Тема: «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В. Дудинцева «Белые одежды»
Задачи урока:
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
1. Углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отечественной литературы, отражающим сложные исторические процессы. | 1. Продолжить развитие умений логически
мыслить, обобщать, делать выводы, проводить
аналогии. 2. Содействовать развитию самостоятельности (в ходе подготовки сообщений, работы с литературой). 3. Способствовать развитию эмоций за счет создания на уроке эмоциональных ситуаций, используя яркие примеры. |
1. Способствовать в ходе урока
нравственному воспитанию учащихся. 2. Формировать интегративные качества личности. 3. Воспитывать отношение к учебе как к творческому труду. |
Оборудование: портреты ученых генетиков, писателя В.Дудинцева; иллюстративный материал; выставка книг по теме урока; видеофильм «Деление клетки», раздаточный материал по литературе, фрагменты кинофильма «Белые одежды».
Основные понятия:
менделизм
морганизм
вейсманизм
евгеника
лысенковщина
План урока.
- Вступительное слово.
- Рассказ о сессии ВАСХНИЛ 1948 г.
- Сопоставление двух направлений в науке.
- Анализ общественно-политической обстановки в стране.
- Судьбы ученых-генетиков.
- Обсуждение романа В.Дудинцева «Белые одежды».
Эпиграфы урока:
Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся.
Академик Н.И.Вавилов.
Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то!
Т.Д.Лысенко
ХОД УРОКА
I. Этап постановки учебных задач
Учитель литературы: Сегодня у нас
интегрированный урок по литературе и биологии по
теме «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман
В.Дудинцева «Белые одежды».
Мы приглашаем Вас к размышлению об одном из
трудных периодов в истории отечественной науки и
о романе В.Дудинцева, который попытался
осмыслить в художественной форме страницы
истории. Предлагаем в ходе урока подумать над
возможным названием урока.
II. Этап решения учебных задач
Учитель биологии: Давайте представим август 1948 г. сессия ВАСХНИЛ. Слово предоставляется члeну-корреспонденту академии наук СССР И.А.Рапопорту. Он вспоминает о том, как проходила сессия.
Рассказ ученика о сессии ВАСХНИЛ:
Зал заседания был заполнен только сторонниками
Лысенко.
В зале звучали ложные обвинения в адрес
генетиков – тех, кто еще работал, и тех, кто к тому
времени погиб, что они-де несут главную
ответственность за неурожаи 1946 и 1947 годов, что
они не подняли сельское хозяйство после
коллективизации (лысенковцы обязались выполнить
это сейчас же и с блеском). Между тем Н.И.Вавилов и
его сотрудники резко подняли удельный вес
гибридизации в селекционном процессе, а с ней и
сортовое дело. Они создали богатый исходный
селекционный материал, развернули приемы
аллопалиплоидии и радиационного мутагенеза,
создали систему сортоиспытания и многое другое,
что способствовало развитию сельского
хозяйства. В частности, проводилось всесоюзное
испытание ряда организованных Н.И.Вавиловым
скрещиваний, которые обещали поднять
продуктивность главных культур. Все это
лысенковцами было разрушено, а своих
громогласных обещаний они не выполнили.
Основной доклад делал академик Т.Д.Лысенко.
Третья глава называется «Два мира – две
идеологии в биологии».
Председатель сессии обратился к генетикам: «Если
генетики не выступают против идей Лысенко, то
значит, они с ними согласны».
«Дискуссия» велась сторонниками Лысенко,
завербованными по всей стране.
С восторгом встретила лысенковская аудитория
выступления философов, на разные лады
повторявших, что диалектический материализм –
на стороне Лысенко и составляет надежный
фундамент его теории. А если генетический опыт
опровергает главное утверждение ламаркистов –
наследование приобретенных свойств? Неважно,
этот опыт уже потому неверен, что сама генетика
антинародна, зато Ламарк был современником
Великой французской революции – таковы были
аргументы. Философы призывали ускорить разгром
генетики, т.к. «дискуссия слишком затянулась».
Учитель биологии: Итак, сталкиваются 2 направления в биологической науке:
1. «Вейсманистско-морганистское направление»,
представителями которого являются А.Вейсман,
Т.Морган, Н.И.Вавилов, А.С.Серебровский, Г.Мендель,
Н.К.Кольцов.
2. Передовая мичуринская биология,
представителями которой являются И.В.Мичурин,
Т.Д.Лысенко.
Работа с понятиями: менделизм, морганизм, вейсманизм.
Учитель литературы: Давайте попробуем перенестись в то далекое время. Оно ярко описано в романе В.Дудинцева «Белые одежды».
Чтение отрывка романа.
– Представим себя на месте ученых-биологов того времени. Что же увидели они в этом запретном фильме?
Демонстрация видеофильма «Деление клетки. Митоз».
Вопрос классу:Прокомментируйте, что же происходит с хромосомами в клетке?
Учитель литературы: Что случилось по сюжету романа с фильмом и учеными? (В романе описывается, как тайно собрались ученые, чтобы посмотреть, как изменится расхождение хромосом, если подействовать на клетку раствором колхицина. Ученые были арестованы, а фильм перехвачен НКВД).
Вопрос классу: Почему? За что? («Ну что мне с вами говорить? Вы же признаете хромосомы?» Тот, кто признает хромосомы, их существование в клетке, уже тем самым становится чуждым «передовой советской мичуринской науке», чуть не врагом народа. Не правда ли, чудовищный факт, если в него вдуматься!)
Учитель биологии: Мы видим, как трудно
складывалась судьба науки генетики. Шла
напряженная борьба двух направлений.
Особое место в становлении генетики в нашей
стране принадлежит Н.И.Вавилову, а
представителей «высоко несущих знамя
мичуринской биологии» возглавлял Т.Д.Лысенко,
который говорил: «Менделизм – морганизм –
вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может
толковать о наследственном веществе! Чушь
какая-то!»
Вы познакомитесь с двумя портретами ученых:
Николай Иванович Вавилов и Трофим Денисович
Лысенко.
Задание классу:Прослушав сообщения, заполните таблицу, отмечая направления и результаты научной деятельности этих двух ученых.
Сообщение ученика о Н.И.Вавилове (Приложение 1).
Проверка заполнения таблицы (интеpaктивный контроль).
Сообщение ученика о Т.Д. Лысенко (Приложение 2).
Проверка заполнения таблицы (интеpaктивный контроль), (Приложение 3).
Учитель биологии: «Мичуринская
биология». Лысенко использовал имя И.В. Мичурина,
которое было широко известно в стране. Сталин
высоко оценивал работу Мичурина. Научная позиция
Мичурина была самобытна, он не шел во главе
официальной генетики, а предлагал свои методы
улучшения сортов растений. Между Мичуриным и
Вавиловым были хорошие, дружеские отношения, Н.И.
Вавилов не раз посылал к нему на пpaктику своих
учеников. У представителей обоих направлений
были и успехи, и неудачи.
Н.И.Вавилов ходатайствует о присвоении
Т.Д.Лысенко Государственной премии (1933г.) за
работы по яровизации растений. Н.И. Вавилов
поддерживал кандидатуру Лысенко на выборах в
Академию наук.
Вопросы классу: Почему на сессии ВАСХНИЛ 1948 г. большинство ученых пошло за Т.Д.Лысенко, за его новой «мичуринской наукой»? Почему научный спор обернулся трагедией для многих людей?
Историческая справка (Приложение 4).
Вопрос классу: Почему о генетике заговорили как о реакционной, антинародной науке?
Учитель биологии: В 20-е годы появилась
родственная генетике наука евгеника (дается
определение).
Многие генетики разделяли положения этого
учения, видели в ней гуманные цели. Однако
нацисты превратили евгенику в опасное оружие
против человечества. Учитывая международную
обстановку того времени, многие люди с
возмущением воспринимали генетику и ее
защитников.
Вопрос классу: Какую роль сыграла
сессия ВАСХНИЛ в судьбе генетики? (Генетика
исчезла из науки, сельского хозяйства, медицины,
из высшей и средней школы. Целое поколение о ней
вовсе не знало, а следующее не освободилось от
недоверия к науке о наследственности. Было
потеряно много крупных специалистов. До сессии
генетика нашей страны занимала видное место в
мировой науке.
В 60-х годах генетика переживала период
восстановления, но это восстановление протекало
под лозунгом сосуществования лысенковцев и
генетиков и растянулось лет на 15. Не было ни
одного постановления правительства,
направленного на развитие генетики, но ее
«закрыли» именно после постановления о ее
ликвидации.
Всесоюзное совещание «О состоянии и
перспективах развития генетики» 22–24 ноября 1988г.
г. Москва отметило, что советские исследования по
генетике в целом не соответствуют мировому
уровню.)
Учитель биологии: Какова же судьба ученого Н.И.Вавилова? Что мы знаем о судьбе Т.Д.Лысенко?
Сообщения учащихся (прилагаются).
Учитель биологии: В истории мировой
генетики три имени высечены в единой строке:
Вавилов, Кольцов и Четвериков. Судьба всех трех
трагично оборвалась.
Н.К.Кольцов – изгнан из института, выброшен за
пределы науки, сразу же погиб, не пережив
сердечный приступ.
С.С.Четвериков же пожил долго, но умер вдалеке от
родных стен, уже не видя и не слыша.
Учитель литературы:По-разному проявляются люди в исключительных обстоятельствах: одни предают, другие умирают, сохраняя свою точку зрения. Так сделал академик Н.И.Вавилов в жизни, так поступил академик Посошков в романе «Белые одежды».
Далее проводится беседа с классом по вопросам и заданиям, с которыми ребята были ознакомлены задолго до урока, просмотр фрагментов кинофильма «Белые одежды»:
- Добро и зло – вот вечные противоборствующие силы жизни. Какие герои романа живут по законам добра?
- Кто им противостоит?
- Докажите, опираясь на текст романа, что лысенковщина нанесла ущерб земледелию, животноводству, а главное, подорвала основы духовного здоровья общества.
- В.Дудинцев мастерски создал притчи метафоры: «Спящая почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы». Как вы их понимаете?
- Что происходит с человеком, если его совесть, его нравственные силы не могут устоять под давлением этих внешних обстоятельств?
- Как главным героям романа удалось сохранить незапятнанной совесть, чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам?
- Докажите, что «белые одежды» в понимании автора – олицетворение сил добра.
- Осуществилось ли желание автора «вооружить» нас, читателей, «безошибочными критериями для распознавания добра и зла»?
Примерные ответы учащихся:
1. Стригалев считает показателем высокой нравственности человека его способность к самоанализу, к раздумьям о том, что такое добро и зло. Федор Иванович Дежкин с волнением говорит полковнику Свешникову: «Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, зло – чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя – под величайшее добро». Федор Дежкин считает, что свобода нравственного выбора должна оставаться за человеком. Но вершина человеческого «я» не должна деформироваться под давлением внешних обстоятельств, иначе в процессе деформации человек предает свои высокие нравственные идеалы, и зло восторжествует над добром.
2. Силы зла в романе Дудинцева
представляют герои, которые борются за то, чтобы
владеть благами жизни единолично. Их немало. Но
фигура «народного академика» Рядно воплощает в
себе особенно разнузданное невежество и
притязание на полную власть. Живущий по законам
подлости, он страшен тем, что его жестокость и
невежество неуязвимы. Автор исследует причины
этой неуязвимости: «Касьяна вашего к нам заслал
не царь, – говорит полковник Свешников Дежкину,
– не Америка. Сам прилетел. Сначала все озирался,
мечтал, завидовал. Искал ходы. Потом тронулся в
путь – изучать, о чем все кричат. Так что прилетел
он из собственной бесконечности…» Живучесть
подлости, зла, невежества автор объясняет
«народной непосредственностью», которая была в
то время «удобной ширмой для карьеры» и
произвола. Ею прикрывается не только Рядно. Не
зря полковник Свешников ставит в один ряд с Рядно
генерала Ассикритова: «И Касьян, и Коля мой
прилетели к нам из своего собственного
прострaнcтва, переполненного завистью. Завистью
и мечтой о власти. Должность, авторитет, пост…
капитанская рубка, комaндирский мостик… Эти
люди всегда правы».
Метафора «парашютист», к которой прибегает
автор, хаpaктеризуя таких людей, помогает
читателю объяснить устойчивость культа грубой
силы и невежества:
«Из бесконечности собственной прилетел этот
парашютист. Это перешло к нам не от капитализма, а
от человека. А разговоры о капитализме только
помешали нам его вовремя остановить».
Сатирическими красками нарисована фигура
ближайшего помощника Рядно Саула Брузжака.
Хищник по натуре, он надевает на себя маску
наивности. Доносчик Краснов, как и Саул,
маскирует свое зло благими намерениями: «И этот
злой умысел так и переходит без изменений из
столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и
есть факт, доказывающий историческую
неизменяемость зла. Безвариантность».
Писатель не может спокойно жить, видя, как люди,
подобные его героям: Рядно, Брузжаку,
Ассикритову, Краснову, – «щеголяют, обманывая
других, своей заимствованной привлекательностью
и громкими словами». Дудинцев срывает с них
маски, и тем самым учит читателя распознавать
зло, бороться с ним.
3. Лысенковщина нанесла удар не только
земледелию, животноводству, экономике страны.
Она внесла свой вклад в разрушение духовности.
Отсутствие динамизма в экономике, насаждение
жестокости, стpaxa привели наше общество к
мopaльной деградации. Хозяевами жизни стали
люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи,
невежества, потребительства, корысти.
Те же, кто жил истинным делом, были или уничтожены
или изгнаны. В.Дудинцев, обращаясь к критическим
моментам нашей истории, заставляет читателя
извлечь нравственные уроки, способствующие
пробуждению гражданского достоинства каждого
человека.
4. Дудинцев – мастер притчи –
метафоры. В ней и находят выражение его
философские обобщения. Метафоры «Спящая почка»,
«Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы»
помогают распознать добро и зло. В «Песочных
часах» воплощается идея романа: «Это графическое
изображение нашего сознания – как оно относится
к окружающему миру. Верхний конус, который уходит
в бесконечность, все время расширяется, это
Вселенная, мир, вмещающий все… а нижний конус,
который тоже в бесконечность уходит, у которого
нет дна, это я…
Пока не научились записывать наши мысли и
чувства… до тех пор может жить и действовать
неизвестный добрый человек, скрывающийся в тени,
готовый биться против ухищрений зла…
Самонаблюдение злого человека не интересует. Его
жизнь во внешнем конусе, среди вещей. За ними он
охотится. Ему нужно все время быть во внешнем
прострaнcтве, хватать у людей из-под носа блага и
показывать всем, что он добряк, благородный
жертвователь. И вся эта маскировка может быть
хорошо видна добру, которое наблюдает из своего
недоступного укрытия. Если научилось видеть
Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в
выгодном положении. Это сверхмогучая сила».
Так определяет образ бытия Федор Дежкин. Он
убежден в том, что если человек изменяет своей
совести, жизненным принципам под давлением
внешних обстоятельств, то он не в силах сохранить
нравственную чистоту, и тогда зло в человеке
побеждает. Как же сохранить душу? Как оставить
незатемненным ее свет, указывающий путь к правде
и добру?
5, 6, 7. Отвечая на эти вопросы, Дудинцев доказывает, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Те люди, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды. «Белые одежды» – это свет их чистых душ. Трусы и приспособленцы в погоне за благами жизни маскируют свое ничтожество «белыми одеждами» с чужого плеча. И поэтому они распознаваемы.
8. Этот вопрос требует
самостоятельности от ребят. Учитель может
высказать свою точку зрения. Анализ пути героев
Дудинцева к правде вооружает нас
инструментарием добра. Таким инструментарием
могут быть энергия ума, неспокойная совесть,
неудовлетворенность собой, умение принимать
чужую боль и сострадать.
Автор убеждает читателей: человек должен знать,
что есть добро и зло, – учит верить в торжество
добра и бороться со злом. А по пути добра должен
пройти каждый из нас.
III. Этап подведения итогов
Обсуждение возможных названий урока («Судьба генетики в нашем Отечестве», «Трудные дороги генетики», «Проблема нравственного выбора в жизни человека» и.т.д.)
IV. Выставление отметок учащимся.
Домашнее задание (по выбору)
1. Сочинение-миниатюра «О чем заставил меня
задуматься роман В.Дудинцева «Белые одежды».
2. Составить сравнительную хаpaктеристику
«Вавилов и Лысенко – антиподы».
Комментарии:
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
22 04 2024 6:56:42
Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...
21 04 2024 1:47:11
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
20 04 2024 18:18:45
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
19 04 2024 18:50:48
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...
18 04 2024 2:49:47
На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....
17 04 2024 4:33:48
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся. ...
16 04 2024 20:34:44
Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
15 04 2024 10:34:33
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
14 04 2024 7:40:28
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...
13 04 2024 23:53:55
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
12 04 2024 12:22:14
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
11 04 2024 18:29:27
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
10 04 2024 1:45:22
Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...
09 04 2024 20:36:55
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
08 04 2024 22:15:12
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
07 04 2024 3:56:14
В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....
06 04 2024 6:32:44
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
05 04 2024 20:55:29
План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
04 04 2024 16:43:39
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
03 04 2024 23:27:56
Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...
02 04 2024 0:23:50
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
01 04 2024 11:46:47
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
31 03 2024 20:31:10
Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....
30 03 2024 8:57:22
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
29 03 2024 14:47:27
Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....
28 03 2024 12:51:50
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
27 03 2024 21:28:17
Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....
26 03 2024 13:15:48
Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....
25 03 2024 5:50:56
Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....
24 03 2024 9:54:57
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
23 03 2024 18:25:28
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...
22 03 2024 22:32:15
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
21 03 2024 10:19:16
В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....
20 03 2024 23:24:21
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе. ...
19 03 2024 15:51:40
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
18 03 2024 8:42:41
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....
17 03 2024 15:19:20
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
16 03 2024 1:17:48
На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...
15 03 2024 13:47:22
Цель урока: повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц. Изучить новую тему «Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы», используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях страусовых и пингвинов....
14 03 2024 18:23:48
Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....
13 03 2024 13:38:15
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
12 03 2024 2:41:33
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
11 03 2024 19:10:14
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....
10 03 2024 16:32:20
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
09 03 2024 7:59:58
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...
08 03 2024 4:28:12
Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе. ...
07 03 2024 15:49:25
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...
06 03 2024 23:28:18
Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....
05 03 2024 22:21:55
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
04 03 2024 15:16:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::