Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

Тема: «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В. Дудинцева «Белые одежды»

Задачи урока:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1. Углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отечественной литературы, отражающим сложные исторические процессы. 1. Продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии.
2. Содействовать развитию самостоятельности (в ходе подготовки сообщений, работы с литературой).
3. Способствовать развитию эмоций за счет создания на уроке эмоциональных ситуаций, используя яркие примеры.
1. Способствовать в ходе урока нравственному воспитанию учащихся.
2. Формировать интегративные качества личности.
3. Воспитывать отношение к учебе как к творческому труду.

Оборудование: портреты ученых генетиков, писателя В.Дудинцева; иллюстративный материал; выставка книг по теме урока; видеофильм «Деление клетки», раздаточный материал по литературе, фрагменты кинофильма «Белые одежды».

Основные понятия:

менделизм
морганизм
вейсманизм
евгеника
лысенковщина

План урока.

  1. Вступительное слово.
  2. Рассказ о сессии ВАСХНИЛ 1948 г.
  3. Сопоставление двух направлений в науке.
  4. Анализ общественно-политической обстановки в стране.
  5. Судьбы ученых-генетиков.
  6. Обсуждение романа В.Дудинцева «Белые одежды».

Эпиграфы урока:

Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся.

Академик Н.И.Вавилов.

Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то!

Т.Д.Лысенко

ХОД УРОКА

I. Этап постановки учебных задач

Учитель литературы: Сегодня у нас интегрированный урок по литературе и биологии по теме «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды».
Мы приглашаем Вас к размышлению об одном из трудных периодов в истории отечественной науки и о романе В.Дудинцева, который попытался осмыслить в художественной форме страницы истории. Предлагаем в ходе урока подумать над возможным названием урока.

II. Этап решения учебных задач

Учитель биологии: Давайте представим август 1948 г. сессия ВАСХНИЛ. Слово предоставляется члeну-корреспонденту академии наук СССР И.А.Рапопорту. Он вспоминает о том, как проходила сессия.

Рассказ ученика о сессии ВАСХНИЛ:

Зал заседания был заполнен только сторонниками Лысенко.
В зале звучали ложные обвинения в адрес генетиков – тех, кто еще работал, и тех, кто к тому времени погиб, что они-де несут главную ответственность за неурожаи 1946 и 1947 годов, что они не подняли сельское хозяйство после коллективизации (лысенковцы обязались выполнить это сейчас же и с блеском). Между тем Н.И.Вавилов и его сотрудники резко подняли удельный вес гибридизации в селекционном процессе, а с ней и сортовое дело. Они создали богатый исходный селекционный материал, развернули приемы аллопалиплоидии и радиационного мутагенеза, создали систему сортоиспытания и многое другое, что способствовало развитию сельского хозяйства. В частности, проводилось всесоюзное испытание ряда организованных Н.И.Вавиловым скрещиваний, которые обещали поднять продуктивность главных культур. Все это лысенковцами было разрушено, а своих громогласных обещаний они не выполнили.
Основной доклад делал академик Т.Д.Лысенко. Третья глава называется «Два мира – две идеологии в биологии».
Председатель сессии обратился к генетикам: «Если генетики не выступают против идей Лысенко, то значит, они с ними согласны».
«Дискуссия» велась сторонниками Лысенко, завербованными по всей стране.
С восторгом встретила лысенковская аудитория выступления философов, на разные лады повторявших, что диалектический материализм – на стороне Лысенко и составляет надежный фундамент его теории. А если генетический опыт опровергает главное утверждение ламаркистов – наследование приобретенных свойств? Неважно, этот опыт уже потому неверен, что сама генетика антинародна, зато Ламарк был современником Великой французской революции – таковы были аргументы. Философы призывали ускорить разгром генетики, т.к. «дискуссия слишком затянулась».

Учитель биологии: Итак, сталкиваются 2 направления в биологической науке:

1. «Вейсманистско-морганистское направление», представителями которого являются А.Вейсман, Т.Морган, Н.И.Вавилов, А.С.Серебровский, Г.Мендель, Н.К.Кольцов.
2. Передовая мичуринская биология, представителями которой являются И.В.Мичурин, Т.Д.Лысенко.

Работа с понятиями: менделизм, морганизм, вейсманизм.

Учитель литературы: Давайте попробуем перенестись в то далекое время. Оно ярко описано в романе В.Дудинцева «Белые одежды».

Чтение отрывка романа.

– Представим себя на месте ученых-биологов того времени. Что же увидели они в этом запретном фильме?

Демонстрация видеофильма «Деление клетки. Митоз».

Вопрос классу:Прокомментируйте, что же происходит с хромосомами в клетке?

Учитель литературы: Что случилось по сюжету романа с фильмом и учеными? (В романе описывается, как тайно собрались ученые, чтобы посмотреть, как изменится расхождение хромосом, если подействовать на клетку раствором колхицина. Ученые были арестованы, а фильм перехвачен НКВД).

Вопрос классу: Почему? За что? («Ну что мне с вами говорить? Вы же признаете хромосомы?» Тот, кто признает хромосомы, их существование в клетке, уже тем самым становится чуждым «передовой советской мичуринской науке», чуть не врагом народа. Не правда ли, чудовищный факт, если в него вдуматься!)

Учитель биологии: Мы видим, как трудно складывалась судьба науки генетики. Шла напряженная борьба двух направлений.
Особое место в становлении генетики в нашей стране принадлежит Н.И.Вавилову, а представителей «высоко несущих знамя мичуринской биологии» возглавлял Т.Д.Лысенко, который говорил: «Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то!»
Вы познакомитесь с двумя портретами ученых: Николай Иванович Вавилов и Трофим Денисович Лысенко.

Задание классу:Прослушав сообщения, заполните таблицу, отмечая направления и результаты научной деятельности этих двух ученых.

Сообщение ученика о Н.И.Вавилове (Приложение 1).

Проверка заполнения таблицы (интеpaктивный контроль).

Сообщение ученика о Т.Д. Лысенко (Приложение 2).

Проверка заполнения таблицы (интеpaктивный контроль), (Приложение 3).

Учитель биологии: «Мичуринская биология». Лысенко использовал имя И.В. Мичурина, которое было широко известно в стране. Сталин высоко оценивал работу Мичурина. Научная позиция Мичурина была самобытна, он не шел во главе официальной генетики, а предлагал свои методы улучшения сортов растений. Между Мичуриным и Вавиловым были хорошие, дружеские отношения, Н.И. Вавилов не раз посылал к нему на пpaктику своих учеников. У представителей обоих направлений были и успехи, и неудачи.
Н.И.Вавилов ходатайствует о присвоении Т.Д.Лысенко Государственной премии (1933г.) за работы по яровизации растений. Н.И. Вавилов поддерживал кандидатуру Лысенко на выборах в Академию наук.

Вопросы классу: Почему на сессии ВАСХНИЛ 1948 г. большинство ученых пошло за Т.Д.Лысенко, за его новой «мичуринской наукой»? Почему научный спор обернулся трагедией для многих людей?

Историческая справка (Приложение 4).

Вопрос классу: Почему о генетике заговорили как о реакционной, антинародной науке?

Учитель биологии: В 20-е годы появилась родственная генетике наука евгеника (дается определение).
Многие генетики разделяли положения этого учения, видели в ней гуманные цели. Однако нацисты превратили евгенику в опасное оружие против человечества. Учитывая международную обстановку того времени, многие люди с возмущением воспринимали генетику и ее защитников.

Вопрос классу: Какую роль сыграла сессия ВАСХНИЛ в судьбе генетики? (Генетика исчезла из науки, сельского хозяйства, медицины, из высшей и средней школы. Целое поколение о ней вовсе не знало, а следующее не освободилось от недоверия к науке о наследственности. Было потеряно много крупных специалистов. До сессии генетика нашей страны занимала видное место в мировой науке.
В 60-х годах генетика переживала период восстановления, но это восстановление протекало под лозунгом сосуществования лысенковцев и генетиков и растянулось лет на 15. Не было ни одного постановления правительства, направленного на развитие генетики, но ее «закрыли» именно после постановления о ее ликвидации.
Всесоюзное совещание «О состоянии и перспективах развития генетики» 22–24 ноября 1988г. г. Москва отметило, что советские исследования по генетике в целом не соответствуют мировому уровню.)

Учитель биологии: Какова же судьба ученого Н.И.Вавилова? Что мы знаем о судьбе Т.Д.Лысенко?

Сообщения учащихся (прилагаются).

Учитель биологии: В истории мировой генетики три имени высечены в единой строке: Вавилов, Кольцов и Четвериков. Судьба всех трех трагично оборвалась.
Н.К.Кольцов – изгнан из института, выброшен за пределы науки, сразу же погиб, не пережив сердечный приступ.
С.С.Четвериков же пожил долго, но умер вдалеке от родных стен, уже не видя и не слыша.

Учитель литературы:По-разному проявляются люди в исключительных обстоятельствах: одни предают, другие умирают, сохраняя свою точку зрения. Так сделал академик Н.И.Вавилов в жизни, так поступил академик Посошков в романе «Белые одежды».

Далее проводится беседа с классом по вопросам и заданиям, с которыми ребята были ознакомлены задолго до урока, просмотр фрагментов кинофильма «Белые одежды»:

  1. Добро и зло – вот вечные противоборствующие силы жизни. Какие герои романа живут по законам добра?
  2. Кто им противостоит?
  3. Докажите, опираясь на текст романа, что лысенковщина нанесла ущерб земледелию, животноводству, а главное, подорвала основы духовного здоровья общества.
  4. В.Дудинцев мастерски создал притчи метафоры: «Спящая почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы». Как вы их понимаете?
  5. Что происходит с человеком, если его совесть, его нравственные силы не могут устоять под давлением этих внешних обстоятельств?
  6. Как главным героям романа удалось сохранить незапятнанной совесть, чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам?
  7. Докажите, что «белые одежды» в понимании автора – олицетворение сил добра.
  8. Осуществилось ли желание автора «вооружить» нас, читателей, «безошибочными критериями для распознавания добра и зла»?

Примерные ответы учащихся:

1. Стригалев считает показателем высокой нравственности человека его способность к самоанализу, к раздумьям о том, что такое добро и зло. Федор Иванович Дежкин с волнением говорит полковнику Свешникову: «Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, зло – чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя – под величайшее добро». Федор Дежкин считает, что свобода нравственного выбора должна оставаться за человеком. Но вершина человеческого «я» не должна деформироваться под давлением внешних обстоятельств, иначе в процессе деформации человек предает свои высокие нравственные идеалы, и зло восторжествует над добром.

2. Силы зла в романе Дудинцева представляют герои, которые борются за то, чтобы владеть благами жизни единолично. Их немало. Но фигура «народного академика» Рядно воплощает в себе особенно разнузданное невежество и притязание на полную власть. Живущий по законам подлости, он страшен тем, что его жестокость и невежество неуязвимы. Автор исследует причины этой неуязвимости: «Касьяна вашего к нам заслал не царь, – говорит полковник Свешников Дежкину, – не Америка. Сам прилетел. Сначала все озирался, мечтал, завидовал. Искал ходы. Потом тронулся в путь – изучать, о чем все кричат. Так что прилетел он из собственной бесконечности…» Живучесть подлости, зла, невежества автор объясняет «народной непосредственностью», которая была в то время «удобной ширмой для карьеры» и произвола. Ею прикрывается не только Рядно. Не зря полковник Свешников ставит в один ряд с Рядно генерала Ассикритова: «И Касьян, и Коля мой прилетели к нам из своего собственного прострaнcтва, переполненного завистью. Завистью и мечтой о власти. Должность, авторитет, пост… капитанская рубка, комaндирский мостик… Эти люди всегда правы».
Метафора «парашютист», к которой прибегает автор, хаpaктеризуя таких людей, помогает читателю объяснить устойчивость культа грубой силы и невежества:
«Из бесконечности собственной прилетел этот парашютист. Это перешло к нам не от капитализма, а от человека. А разговоры о капитализме только помешали нам его вовремя остановить».
Сатирическими красками нарисована фигура ближайшего помощника Рядно Саула Брузжака. Хищник по натуре, он надевает на себя маску наивности. Доносчик Краснов, как и Саул, маскирует свое зло благими намерениями: «И этот злой умысел так и переходит без изменений из столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и есть факт, доказывающий историческую неизменяемость зла. Безвариантность».
Писатель не может спокойно жить, видя, как люди, подобные его героям: Рядно, Брузжаку, Ассикритову, Краснову, – «щеголяют, обманывая других, своей заимствованной привлекательностью и громкими словами». Дудинцев срывает с них маски, и тем самым учит читателя распознавать зло, бороться с ним.

3. Лысенковщина нанесла удар не только земледелию, животноводству, экономике страны. Она внесла свой вклад в разрушение духовности. Отсутствие динамизма в экономике, насаждение жестокости, стpaxa привели наше общество к мopaльной деградации. Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи, невежества, потребительства, корысти.
Те же, кто жил истинным делом, были или уничтожены или изгнаны. В.Дудинцев, обращаясь к критическим моментам нашей истории, заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского достоинства каждого человека.

4. Дудинцев – мастер притчи – метафоры. В ней и находят выражение его философские обобщения. Метафоры «Спящая почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы» помогают распознать добро и зло. В «Песочных часах» воплощается идея романа: «Это графическое изображение нашего сознания – как оно относится к окружающему миру. Верхний конус, который уходит в бесконечность, все время расширяется, это Вселенная, мир, вмещающий все… а нижний конус, который тоже в бесконечность уходит, у которого нет дна, это я…
Пока не научились записывать наши мысли и чувства… до тех пор может жить и действовать неизвестный добрый человек, скрывающийся в тени, готовый биться против ухищрений зла… Самонаблюдение злого человека не интересует. Его жизнь во внешнем конусе, среди вещей. За ними он охотится. Ему нужно все время быть во внешнем прострaнcтве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое наблюдает из своего недоступного укрытия. Если научилось видеть Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила».
Так определяет образ бытия Федор Дежкин. Он убежден в том, что если человек изменяет своей совести, жизненным принципам под давлением внешних обстоятельств, то он не в силах сохранить нравственную чистоту, и тогда зло в человеке побеждает. Как же сохранить душу? Как оставить незатемненным ее свет, указывающий путь к правде и добру?

5, 6, 7. Отвечая на эти вопросы, Дудинцев доказывает, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Те люди, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды. «Белые одежды» – это свет их чистых душ. Трусы и приспособленцы в погоне за благами жизни маскируют свое ничтожество «белыми одеждами» с чужого плеча. И поэтому они распознаваемы.

8. Этот вопрос требует самостоятельности от ребят. Учитель может высказать свою точку зрения. Анализ пути героев Дудинцева к правде вооружает нас инструментарием добра. Таким инструментарием могут быть энергия ума, неспокойная совесть, неудовлетворенность собой, умение принимать чужую боль и сострадать.
Автор убеждает читателей: человек должен знать, что есть добро и зло, – учит верить в торжество добра и бороться со злом. А по пути добра должен пройти каждый из нас.

III. Этап подведения итогов

Обсуждение возможных названий урока («Судьба генетики в нашем Отечестве», «Трудные дороги генетики», «Проблема нравственного выбора в жизни человека» и.т.д.)

IV. Выставление отметок учащимся.

Домашнее задание (по выбору)

1. Сочинение-миниатюра «О чем заставил меня задуматься роман В.Дудинцева «Белые одежды».
2. Составить сравнительную хаpaктеристику «Вавилов и Лысенко – антиподы».



Комментарии:

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"


    Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

      Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники. ...

18 11 2025 19:15:16

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....

17 11 2025 11:19:59

Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс


    Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс

      Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....

16 11 2025 11:22:57

Взаимосвязь организмов в сообществе Биология

Взаимосвязь организмов в сообществе  Биология Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...

15 11 2025 6:16:27

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....

14 11 2025 18:11:15

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

13 11 2025 1:27:31

Воздух – смесь газов


    Воздух – смесь газов

      Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....

12 11 2025 21:59:39

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

11 11 2025 13:24:53

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"

      Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....

10 11 2025 15:48:27

Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"


    Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"

      Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....

09 11 2025 10:46:52

Музей и школа. Возможные варианты диалога


    Музей и школа. Возможные варианты диалога

      В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

08 11 2025 0:19:53

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"


    Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

      Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....

07 11 2025 23:46:12

Конспект открытого урока биологии в 7-м классе


    Конспект открытого урока биологии в 7-м классе

      Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....

06 11 2025 23:35:23

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач


    Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач

      Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....

05 11 2025 1:52:59

Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"


    Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"

      Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....

04 11 2025 7:39:13

Тип члeнистоногие

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....

03 11 2025 15:25:15

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

02 11 2025 2:48:13

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"


    Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

      Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

01 11 2025 21:13:19

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

31 10 2025 4:44:38

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

30 10 2025 9:44:24

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс


    Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

      Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

29 10 2025 15:30:11

Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе


    Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе

      Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....

28 10 2025 0:38:26

Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...

27 10 2025 1:19:51

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

26 10 2025 16:28:12

Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений


    Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений

      Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....

25 10 2025 6:58:37

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

      Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...

24 10 2025 7:46:48

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

23 10 2025 9:13:20

Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада


    Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада

      Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....

22 10 2025 3:15:34

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

21 10 2025 3:57:28

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....

20 10 2025 7:17:16

Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс


    Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс

      Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность. ...

19 10 2025 2:54:30

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

      Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....

18 10 2025 2:32:51

Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"


    Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"

      Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....

17 10 2025 23:38:20

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

16 10 2025 1:34:16

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

15 10 2025 2:28:37

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....

14 10 2025 14:33:57

Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс

      В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....

13 10 2025 14:51:58

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

12 10 2025 14:27:32

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

11 10 2025 16:53:30

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

10 10 2025 22:20:37

Не все полезно, что красиво упаковано


    Не все полезно, что красиво упаковано

      Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....

09 10 2025 7:29:57

Беседа "Раннецветущие растения"


    Беседа "Раннецветущие растения"

      Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....

08 10 2025 2:15:17

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

07 10 2025 23:54:16

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс


    Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

      Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

06 10 2025 6:55:18

Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"


    Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"

      Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...

05 10 2025 1:28:11

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"


    Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

      В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....

04 10 2025 12:44:47

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"


    Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

      Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

03 10 2025 15:32:13

Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла


    Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла

      Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг. ...

02 10 2025 4:40:40

Полушария большого мозга. Урок биологии в 8-м классе

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....

01 10 2025 17:17:33

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

30 09 2025 15:37:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::