Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса


    Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

Ценности:  истина, праведность (правильное поведение), мир (спокойствие), любовь (ко всему живому), ненасилие (не причинение вреда).

Подценности:  поиски знаний, быть готовым признать истину, умение отличать правильное от неправильного, быть готовым помочь другим, ограничивать свои желания, ответственность, вдумчивость, любовь к людям и к природе, забота о природе, доброта, красота, сострадание, не причинять зло словами и делами, быть хорошим гражданином, быть бережливым.

Цели урока: 

  • Образовательная – изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек; рассмотреть значение чешуекрылых в природе и в жизни человека; дать возможность ребенку запомнить ценности, которым его учат.
  • Воспитательная – продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе, положительного отношения к окружающему миру.
  • Развивающая – продолжить развитие логического и образно-чувственного мышления, воображения, творческих способностей учащихся; развивать умение слушать и концентрировать внимание; способствовать формированию положительных черт хаpaктера.

Цитаты:

  • «Всё вокруг может учить нас».
  • «Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты».  (Я.П. Полянский).

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты «Шедевры инструментальной музыки», плакаты с цитатами, плакат «Бабочки в Красной книге Дагестана», таблица «Чешуекрылые», коллекция бабочек, плакаты и рисунки с изображением бабочек, информационные листы для индивидуальной работы учащихся, учебники, тетради, текст сказки, сценарий инсценировки и атрибуты к костюмам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1-2 мин.)

2. Минута тишины («сидение в тишине» под музыку, релаксация).

(Включить негромко музыку, попросить детей закрыть глаза, сесть поудобнее, держать спину прямо, дышать глубоко).

– Сейчас мы идем гулять в весенний лес. Представьте себе теплый весенний день, припекает солнышко, мы выходим на лесную полянку. На ней много красивых цветов, они приятно пахнут, над ними летают бабочки, шмели, пчёлы, жужжат майские жуки. Вдохните свежий воздух, ощутите аромат весеннего леса. Представьте, что во время вдоха вы вдыхаете в себя свет (добро, всё, что имеет положительный смысл). А теперь сделайте глубокий выдох, с которым из вас выходит темнота (зло, всё, что имеет отрицательное значение). Посмотрите, какие красивые бабочки летают вокруг вас. Вот одна, другая, третья … Выберите самую красивую и наблюдайте за ней, за её полетом. Интересно, как и где она живет, чем питается? Еще раз вдохните свежий весенний воздух. А теперь посидим в тишине с закрытыми глазами. Вспомните всё, что вы должны говорить и делать на уроке. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

3. Вводная часть. Сообщение темы урока

Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полёт – то стремительный, то неторопливый – вот что замечают большинство из нас. Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина её художественного мастерства, шедевр её эволюции. Малыш, начинающий делать первые шаги, седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относится к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее. Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими пpaктически все уголки нашей планеты. Поэт А. Майков писал:

«Долина вся в цветах,
Над этими цветами –
Рой пёстрых бабочек,
Цветов летучих рой!»

Затем учитель рассказывает легенду: «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о, чудо! – цветок оторвался от стeбля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки!». Тема нашего урока так и звучит: «Эти «летающие цветы» – бабочки!».

4. Проблемная ситуация

С целью активизации познавательной активности учащихся учитель использует проблемную ситуацию, а именно предлагает учащимся выяснить: действительно ли бабочки произошли из цветков, оторвавшихся от растений?

5. Инструктаж по работе с информационным листом, на котором записано число, тема урока, основные понятия темы, домашнее задание. Информационный лист – это часть рабочей тетради учащихся, который они вклеивают дома в свои тетради.

6. Изучение нового материала

1) Бабочки – представители царства Животных. (Беседа с использованием таблицы, коллекции, рисунков).
– А какие четыре царства существуют в органическом мире? (Растения, животные, грибы, бактерии.)
– К какому царству относятся бабочки? Ответить на этот вопрос нам поможет стихотворение, которое нам прочитает ученица:

Два огромных царства есть на белом свете,
Знают их прекрасно взрослые и дети:
Растения и Животные – они везде встречаются,
Но по особым признакам два царства отличаются.
Содержит хлоропласты растительная клетка,
Её снаружи окружает клеточная стенка,
И состоит та стенка из плотной целлюлозы,
Ей не страшны микробы и сильные морозы.
А у животной клетки такой одёжки нет,
Нет также хлоропластов – вот в чём её секрет.
Животные активно в среде передвигаются,
Растения неподвижно к субстрату прикрепляются.
Запомните: растения живут, пока растут,
Их рост неограниченным учёные зовут.
А рост животных ограничен, сокращён значительно –
Рост до определённого периода развития.
Способны к фотосинтезу растения Земли,
За это автотрофами  их люди нарекли.
Животные – гетеротрофы, так уж их прозвали, –
Питаются готовыми органическими веществами.
Различия сейчас мы назвали основные,
Но помните, однако, что есть ещё другие.

– В информационном листе запишите:

Царство – Животные.

– Также бабочек относят к типу Члeнистоногих, классу Насекомых, отряду Бабочек, или Чешуекрылых.
– Запишите в информационном листе краткую классификацию бабочек:

Царство – Животные.
Тип – Члeнистоногие.   
Класс – Насекомые.
Отряд – Бабочки, или Чешуекрылые.(Слово на доске – Чешуекрылые).

2) Основные признаки типа Члeнистоногих, класса Насекомых (беседа,чтение стихотворений, использование таблицы, рисунков, коллекции).

– Послушаем стихотворения, в которых отражены основные особенности типа Члeнистоногих, класса Насекомых. (Стихотворения читают 2 ученицы).

У всех члeнистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют члeнистое строение,
На несколько сегментов разделено их тело.
Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Всё это хаpaктерные особенности многих животных,
Относящихся к типу Члeнистоногих.

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Всё это насекомые, они и там, и тут.
Отрядов очень много, нам все не перечесть,
Но всё-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит из трёх отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что крылья у многих появились,
Они отходят от гpyди, внимательнее посмотри!
Три пары ног ещё у них отходят от гpyди,
Так быстро бегают, к примеру, трудяги-муравьи.
Вот что ещё хотел бы сказать я в заключение –
Дыхание – трахейное, развитие – с превращением.

3) Выявление основных признаков отряда Бабочки (беседа с использованием таблиц, рисунков).

– Давайте запишем в информационном листе основные признаки отряда Бабочки (Чешуекрылые):

1) сосущий ротовой аппарат;
2) наличие чешуек на крыльях и на теле.

– Давайте выясним расположение чешуек на крыльях бабочек.
Чешуйки имеются на крыльях (отсюда и название отряда – Чешуекрылые) ; чешуйки имеются и на всём теле бабочки. Чешуйки представляют собой видоизменённые волоски. Они часто различно окрашены. Из них на крыльях бабочек складываются причудливые и сложные рисунки. (Демонстрация коллекции, таблицы, рисунков бабочек).

– А теперь выясним значение окраски в жизни бабочек (покровительственная, предостерегающая).
Например, бабочка капустная белянка имеет верхние стороны крыльев мучнисто – белой окраски, у самок на крыльях по два тёмных пятна. Когда бабочка садится на капусту или другое растение, она складывает крылья за спиной и становится незаметной, т.к. нижняя сторона крыльев капустницы зеленовато-жёлтая, придающая бабочке сходство с листом. Это покровительственная окраска у бабочек (демонстрация таблицы, рисунков бабочки).
Из яиц капустницы выходят гусеницы, они имеют яркую окраску: молодые – жёлтые, а по мере роста они становятся синевато-зелёными, с жёлтыми и чёрными рядами точек. Окраска гусениц яркая, предостерегающая о том, что они ядовиты. Попробовав один раз, птицы их уже не трогают (демонстрация таблицы, рисунковбабочек).

– Давайте ознакомимся с интересным явлением в животном мире – явлениеммимикрии (или явление подражания).

Мимикрия – это явление, при котором незащищённые животные подражают по форме и окраске защищённым. Давайте запишем этот новый термин в информационных листах. Например, беззащитный или съедобный вид сходен с другим видом, хорошо защищенным или имеющим предостерегающую окраску. Некоторые съедобные бабочки подражают формой тела и окраской ядовитым бабочкам, мухи подражают осам. Например, съедобные бабочки подражают ядовитым бабочкам-совкам, и птицы  их не трогают. Бабочка-стеклянница и ядовитый шершень.

– Давайте ещё раз подчеркнём хаpaктерную для всех бабочек особенность – наличие чешуек на теле и на крыльях.

– Другой общий признак – сосущий ротовой аппарат. Во время приёма пищи бабочка расправляет хоботок, погружает его вглубь цветка и высасывает нектар. Нектар – основной источник пищи взрослых бабочек, потому бабочки входят в число основных опылителей цветковых растений.

4) Игра – физкультминутка (учитывая психологические особенности подросткового возраста).

– Я вижу, что вы немного устали. Давайте поиграем! Я буду рассказывать детское стихотворение Эдуарда Успенского и иллюстрировать его жестами. Ваша задача – повторять за мной!

Этот странный дом без окон
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём,
Спит без просыпа всю зиму,
А зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, Сонюшка,
Под весенним ярким солнышком!
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она!

– Молодцы, ребята, вы очень активны! Но автор этого стихотворения допустил ошибку. Давайте её найдём!

Учащиеся, используя рисунки и таблицы, устанавливают, что в коконе должна была находиться не гусеница, а куколка.
Правильно, ребята. У бабочек развитие с полным превращением: яйцо – личинка(гусеница) – куколка – взрослое насекомое (имаго). (Записать на доске).  Это запишите в информационный лист (признаки отряда).

5) Давайте посмотрим сценку «Сказка о том, как кузнечик бабочку не узнал» (разыгрывается сценка)

Беседа по вопросам:

– Почему Кузнечик не узнал бабочку?
– Как называется существо, которое встретилось Кузнечику в начале лета? (гусеница).
– В кого превратился смешной «зелёный бочонок»? (в куколку).
– Чем вам понравилась эта сказка?
– Чему вас научила эта сказка?
– Что вы для себя взяли из этой сказки?

Вывод: не надо судить о других по первому впечатлению, не надо гордиться, не надо плохо говорить о других, нельзя ставить себя выше других, надо всегда быть верными и преданными друзьями.

6) Значение бабочек в природе и жизни человека. (Беседа с использованием рисунков, таблицы, коллекции, плаката).

– Люди издавна собирали народные приметы, связанные с поведением бабочек, пытались по их повадкам предсказывать погоду. Послушаем народные приметы, которые нам сейчас прочитает ученица.

Народные приметы:

  • ночные бабочки влетают в дом – предвещают сильный ветер;
  • бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищённом месте – быть грозе;
  • аполлон летит и нектар собирает – быть солнечной погоде;
  • ночные бабочки в дождь летают – тепло предвещают;
  • гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда – быть буре.

Вывод: по поведению бабочек можно предсказать погоду.

– Гусеницы многих бабочек наносят серьёзных  ущерб хозяйственной деятельности человека:

1) гусеница, поедающая мех – шубная моль;
2) гусеница, поедающая листья капусты – капустная белянка; (с использованием таблицы) ;
3) гусеница, поедающая мякоть плодов яблок – яблонная плодоножка;
4) гусеница, поедающая хвою – шелкопряд – монашенка;
5) гусеница, поедающая всходы озимых – озимая совка;
6) гусеница, поедающая семена пшеницы – зерновая совка.

– Некоторые бабочки могут указать место нахождения полезных ископаемых. Давайте посмотрим сценку на эту тему.  (разыгрывается сценка)

Беседа по вопросам:

  • Какой вывод можно сделать? (некоторые бабочки могут указать место нахождения полезных ископаемых).
  • Чему вас научила эта сценка? (надо лучше изучать окружающий мир, природу).
  • Что вы для себя взяли из этой сценки? (новые знания о бабочках, о цветах).

7. Охрана бабочек. Бабочки в Красной книге Дагестана (беседа с использованием рисунков, плаката)

– В природе очень много бабочек, мы их изучаем, нам нравится их окраска. Но, к сожалению, есть и другие «любители» бабочек, которые уничтожают, отлавливают бабочек и других животных. Благодаря  их действиям  исчезло много животных, некоторые бабочки стали редкими, исчезают с лица Земли. Учёные их заносят в Красную книгу. В Красную книгу Дагестана занесено 20 редких бабочек, например, аполлон, махаон, лента орденская гoлyбая и многие другие. (Демонстрация плаката, рисунковбабочек). Бабочек надо беречь и охранять и вам, и вашим друзьям, всем людям.

– Как вы знаете, бабочки – опылители растений, питаются нектаром, разносят пыльцу от цветка к цветку, что повышает урожай культур. (Беседа).

– Бабочка тутовый шелкопряд одомашнена около 5000 лет назад. Из коконов шелкопряда получают шёлковые нити (с 1 кг коконов – 90 гр. шёлка).  Шёлковые нити прочны, легки, держат тепло. Их используют в медицине, в авиации (парашюты), шьют одежду. (Демонстрация коллекции, таблицы, беседа).

– А теперь давайте послушаем стихотворение, в котором говориться о значении бабочек. Его нам прочитает ученица.

Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Пищей они служат птицами и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут бабочки опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды,
А для человечества много лет подряд
Шёлковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта,
Пусть живут и радуют бабочки наш взор,
Пусть наполниться их светом весь земной простор!

– Ну, а теперь, дорогие друзья, ответьте на последний вопрос: что вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов? (И бабочки, и цветы являются украшением нашей природы!)

8. А сейчас обратите внимание на домашнее задание, которое записано в информационном листе.

– Я хочу поблагодарить вас за активную работу на уроке, а также прошу вас познакомить с редкими и исчезающими видами бабочек друзей, родителей, братьев и сестёр. Мы должны сохранить этих бабочек для будущих поколений. И пусть это будет вашим домашним заданием, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь!

9. Заключительная минута тишины (под музыку)

Дети тихо сидят 1-2 минуты в тишине и думают о свете, который есть в их сердце. Этот свет ни что иное, как Любовь, Красота и Доброта, освещающие весь мир. Пусть они мысленно пожелают всем людям счастья, любви, красоты и спокойствия.

Приложение 1



Комментарии:

Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А


    Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А

      Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....

24 08 2025 12:33:15

Органоиды движения простейших: строение и функции

Органоиды движения простейших: строение и функции Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....

23 08 2025 14:21:38

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

22 08 2025 11:54:52

Эволюция – миф или реальность?


    Эволюция – миф или реальность?

      В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ. ...

21 08 2025 23:42:24

Урок на тему "Происхождение человека"


    Урок на тему "Происхождение человека"

      Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...

20 08 2025 6:47:24

Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в обучении биологии в С(К)ОУ"

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....

19 08 2025 19:12:37

Пpaктическая работа "Фотосинтез"


    Пpaктическая работа "Фотосинтез"

      Пpaктическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу. ...

18 08 2025 6:30:20

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

17 08 2025 5:20:49

Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"


    Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"

      Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....

16 08 2025 10:27:25

Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

      Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....

15 08 2025 16:15:21

Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета

Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....

14 08 2025 8:14:14

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"


    Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

      Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

13 08 2025 2:20:55

Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс


    Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс

      Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....

12 08 2025 10:22:19

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...

11 08 2025 14:10:57

Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении


    Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении

      Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....

10 08 2025 7:24:36

Урок по теме «Органы цветкового растения». 6-й класс


    Урок по теме «Органы цветкового растения». 6-й класс

      Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....

09 08 2025 23:38:56

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

08 08 2025 22:24:30

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

07 08 2025 22:47:50

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

      Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

06 08 2025 14:26:17

Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....

05 08 2025 21:46:57

Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии


    Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

      На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....

04 08 2025 6:15:51

Значение насекомых в природе и жизни человека


    Значение насекомых в природе и жизни человека

      Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....

03 08 2025 16:54:24

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии


    Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

      Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....

02 08 2025 11:19:13

Вид. Признаки вида


    Вид. Признаки вида

      Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

01 08 2025 5:37:36

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....

31 07 2025 7:38:58

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

30 07 2025 18:32:23

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

29 07 2025 21:22:20

Урок биологии по теме "Строение и значение побега". 6-й класс

На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....

28 07 2025 19:51:22

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

27 07 2025 14:15:43

Выделительная система организма человека


    Выделительная система организма человека

      Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....

26 07 2025 2:56:19

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

24 07 2025 6:42:38

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

23 07 2025 3:28:27

Функции плазматической мембраны


    Функции плазматической мембраны

      На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....

22 07 2025 7:30:51

Клетки крови

В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....

21 07 2025 19:41:47

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

20 07 2025 21:18:30

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

19 07 2025 21:40:46

Формирование УУД на уроках биологии


    Формирование УУД на уроках биологии

      Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....

18 07 2025 8:30:14

Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"


    Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"

      Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...

17 07 2025 15:33:52

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

16 07 2025 11:18:50

Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"


    Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"

      Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....

15 07 2025 2:10:41

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

14 07 2025 10:43:59

Строение и свойства костей


    Строение и свойства костей

      Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....

13 07 2025 23:40:52

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

12 07 2025 20:30:14

Программа элективного курса "Знакомые незнакомцы"

Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...

11 07 2025 12:25:18

Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"


    Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"

      Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...

10 07 2025 23:17:35

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

09 07 2025 0:43:54

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

08 07 2025 10:11:55

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

07 07 2025 1:46:37

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс


    Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

      В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

06 07 2025 15:59:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::