Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса


    Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

Ценности:  истина, праведность (правильное поведение), мир (спокойствие), любовь (ко всему живому), ненасилие (не причинение вреда).

Подценности:  поиски знаний, быть готовым признать истину, умение отличать правильное от неправильного, быть готовым помочь другим, ограничивать свои желания, ответственность, вдумчивость, любовь к людям и к природе, забота о природе, доброта, красота, сострадание, не причинять зло словами и делами, быть хорошим гражданином, быть бережливым.

Цели урока: 

  • Образовательная – изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек; рассмотреть значение чешуекрылых в природе и в жизни человека; дать возможность ребенку запомнить ценности, которым его учат.
  • Воспитательная – продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе, положительного отношения к окружающему миру.
  • Развивающая – продолжить развитие логического и образно-чувственного мышления, воображения, творческих способностей учащихся; развивать умение слушать и концентрировать внимание; способствовать формированию положительных черт хаpaктера.

Цитаты:

  • «Всё вокруг может учить нас».
  • «Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты».  (Я.П. Полянский).

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты «Шедевры инструментальной музыки», плакаты с цитатами, плакат «Бабочки в Красной книге Дагестана», таблица «Чешуекрылые», коллекция бабочек, плакаты и рисунки с изображением бабочек, информационные листы для индивидуальной работы учащихся, учебники, тетради, текст сказки, сценарий инсценировки и атрибуты к костюмам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1-2 мин.)

2. Минута тишины («сидение в тишине» под музыку, релаксация).

(Включить негромко музыку, попросить детей закрыть глаза, сесть поудобнее, держать спину прямо, дышать глубоко).

– Сейчас мы идем гулять в весенний лес. Представьте себе теплый весенний день, припекает солнышко, мы выходим на лесную полянку. На ней много красивых цветов, они приятно пахнут, над ними летают бабочки, шмели, пчёлы, жужжат майские жуки. Вдохните свежий воздух, ощутите аромат весеннего леса. Представьте, что во время вдоха вы вдыхаете в себя свет (добро, всё, что имеет положительный смысл). А теперь сделайте глубокий выдох, с которым из вас выходит темнота (зло, всё, что имеет отрицательное значение). Посмотрите, какие красивые бабочки летают вокруг вас. Вот одна, другая, третья … Выберите самую красивую и наблюдайте за ней, за её полетом. Интересно, как и где она живет, чем питается? Еще раз вдохните свежий весенний воздух. А теперь посидим в тишине с закрытыми глазами. Вспомните всё, что вы должны говорить и делать на уроке. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

3. Вводная часть. Сообщение темы урока

Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полёт – то стремительный, то неторопливый – вот что замечают большинство из нас. Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина её художественного мастерства, шедевр её эволюции. Малыш, начинающий делать первые шаги, седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относится к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее. Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими пpaктически все уголки нашей планеты. Поэт А. Майков писал:

«Долина вся в цветах,
Над этими цветами –
Рой пёстрых бабочек,
Цветов летучих рой!»

Затем учитель рассказывает легенду: «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о, чудо! – цветок оторвался от стeбля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки!». Тема нашего урока так и звучит: «Эти «летающие цветы» – бабочки!».

4. Проблемная ситуация

С целью активизации познавательной активности учащихся учитель использует проблемную ситуацию, а именно предлагает учащимся выяснить: действительно ли бабочки произошли из цветков, оторвавшихся от растений?

5. Инструктаж по работе с информационным листом, на котором записано число, тема урока, основные понятия темы, домашнее задание. Информационный лист – это часть рабочей тетради учащихся, который они вклеивают дома в свои тетради.

6. Изучение нового материала

1) Бабочки – представители царства Животных. (Беседа с использованием таблицы, коллекции, рисунков).
– А какие четыре царства существуют в органическом мире? (Растения, животные, грибы, бактерии.)
– К какому царству относятся бабочки? Ответить на этот вопрос нам поможет стихотворение, которое нам прочитает ученица:

Два огромных царства есть на белом свете,
Знают их прекрасно взрослые и дети:
Растения и Животные – они везде встречаются,
Но по особым признакам два царства отличаются.
Содержит хлоропласты растительная клетка,
Её снаружи окружает клеточная стенка,
И состоит та стенка из плотной целлюлозы,
Ей не страшны микробы и сильные морозы.
А у животной клетки такой одёжки нет,
Нет также хлоропластов – вот в чём её секрет.
Животные активно в среде передвигаются,
Растения неподвижно к субстрату прикрепляются.
Запомните: растения живут, пока растут,
Их рост неограниченным учёные зовут.
А рост животных ограничен, сокращён значительно –
Рост до определённого периода развития.
Способны к фотосинтезу растения Земли,
За это автотрофами  их люди нарекли.
Животные – гетеротрофы, так уж их прозвали, –
Питаются готовыми органическими веществами.
Различия сейчас мы назвали основные,
Но помните, однако, что есть ещё другие.

– В информационном листе запишите:

Царство – Животные.

– Также бабочек относят к типу Члeнистоногих, классу Насекомых, отряду Бабочек, или Чешуекрылых.
– Запишите в информационном листе краткую классификацию бабочек:

Царство – Животные.
Тип – Члeнистоногие.   
Класс – Насекомые.
Отряд – Бабочки, или Чешуекрылые.(Слово на доске – Чешуекрылые).

2) Основные признаки типа Члeнистоногих, класса Насекомых (беседа,чтение стихотворений, использование таблицы, рисунков, коллекции).

– Послушаем стихотворения, в которых отражены основные особенности типа Члeнистоногих, класса Насекомых. (Стихотворения читают 2 ученицы).

У всех члeнистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют члeнистое строение,
На несколько сегментов разделено их тело.
Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Всё это хаpaктерные особенности многих животных,
Относящихся к типу Члeнистоногих.

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Всё это насекомые, они и там, и тут.
Отрядов очень много, нам все не перечесть,
Но всё-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит из трёх отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что крылья у многих появились,
Они отходят от гpyди, внимательнее посмотри!
Три пары ног ещё у них отходят от гpyди,
Так быстро бегают, к примеру, трудяги-муравьи.
Вот что ещё хотел бы сказать я в заключение –
Дыхание – трахейное, развитие – с превращением.

3) Выявление основных признаков отряда Бабочки (беседа с использованием таблиц, рисунков).

– Давайте запишем в информационном листе основные признаки отряда Бабочки (Чешуекрылые):

1) сосущий ротовой аппарат;
2) наличие чешуек на крыльях и на теле.

– Давайте выясним расположение чешуек на крыльях бабочек.
Чешуйки имеются на крыльях (отсюда и название отряда – Чешуекрылые) ; чешуйки имеются и на всём теле бабочки. Чешуйки представляют собой видоизменённые волоски. Они часто различно окрашены. Из них на крыльях бабочек складываются причудливые и сложные рисунки. (Демонстрация коллекции, таблицы, рисунков бабочек).

– А теперь выясним значение окраски в жизни бабочек (покровительственная, предостерегающая).
Например, бабочка капустная белянка имеет верхние стороны крыльев мучнисто – белой окраски, у самок на крыльях по два тёмных пятна. Когда бабочка садится на капусту или другое растение, она складывает крылья за спиной и становится незаметной, т.к. нижняя сторона крыльев капустницы зеленовато-жёлтая, придающая бабочке сходство с листом. Это покровительственная окраска у бабочек (демонстрация таблицы, рисунков бабочки).
Из яиц капустницы выходят гусеницы, они имеют яркую окраску: молодые – жёлтые, а по мере роста они становятся синевато-зелёными, с жёлтыми и чёрными рядами точек. Окраска гусениц яркая, предостерегающая о том, что они ядовиты. Попробовав один раз, птицы их уже не трогают (демонстрация таблицы, рисунковбабочек).

– Давайте ознакомимся с интересным явлением в животном мире – явлениеммимикрии (или явление подражания).

Мимикрия – это явление, при котором незащищённые животные подражают по форме и окраске защищённым. Давайте запишем этот новый термин в информационных листах. Например, беззащитный или съедобный вид сходен с другим видом, хорошо защищенным или имеющим предостерегающую окраску. Некоторые съедобные бабочки подражают формой тела и окраской ядовитым бабочкам, мухи подражают осам. Например, съедобные бабочки подражают ядовитым бабочкам-совкам, и птицы  их не трогают. Бабочка-стеклянница и ядовитый шершень.

– Давайте ещё раз подчеркнём хаpaктерную для всех бабочек особенность – наличие чешуек на теле и на крыльях.

– Другой общий признак – сосущий ротовой аппарат. Во время приёма пищи бабочка расправляет хоботок, погружает его вглубь цветка и высасывает нектар. Нектар – основной источник пищи взрослых бабочек, потому бабочки входят в число основных опылителей цветковых растений.

4) Игра – физкультминутка (учитывая психологические особенности подросткового возраста).

– Я вижу, что вы немного устали. Давайте поиграем! Я буду рассказывать детское стихотворение Эдуарда Успенского и иллюстрировать его жестами. Ваша задача – повторять за мной!

Этот странный дом без окон
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём,
Спит без просыпа всю зиму,
А зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, Сонюшка,
Под весенним ярким солнышком!
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она!

– Молодцы, ребята, вы очень активны! Но автор этого стихотворения допустил ошибку. Давайте её найдём!

Учащиеся, используя рисунки и таблицы, устанавливают, что в коконе должна была находиться не гусеница, а куколка.
Правильно, ребята. У бабочек развитие с полным превращением: яйцо – личинка(гусеница) – куколка – взрослое насекомое (имаго). (Записать на доске).  Это запишите в информационный лист (признаки отряда).

5) Давайте посмотрим сценку «Сказка о том, как кузнечик бабочку не узнал» (разыгрывается сценка)

Беседа по вопросам:

– Почему Кузнечик не узнал бабочку?
– Как называется существо, которое встретилось Кузнечику в начале лета? (гусеница).
– В кого превратился смешной «зелёный бочонок»? (в куколку).
– Чем вам понравилась эта сказка?
– Чему вас научила эта сказка?
– Что вы для себя взяли из этой сказки?

Вывод: не надо судить о других по первому впечатлению, не надо гордиться, не надо плохо говорить о других, нельзя ставить себя выше других, надо всегда быть верными и преданными друзьями.

6) Значение бабочек в природе и жизни человека. (Беседа с использованием рисунков, таблицы, коллекции, плаката).

– Люди издавна собирали народные приметы, связанные с поведением бабочек, пытались по их повадкам предсказывать погоду. Послушаем народные приметы, которые нам сейчас прочитает ученица.

Народные приметы:

  • ночные бабочки влетают в дом – предвещают сильный ветер;
  • бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищённом месте – быть грозе;
  • аполлон летит и нектар собирает – быть солнечной погоде;
  • ночные бабочки в дождь летают – тепло предвещают;
  • гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда – быть буре.

Вывод: по поведению бабочек можно предсказать погоду.

– Гусеницы многих бабочек наносят серьёзных  ущерб хозяйственной деятельности человека:

1) гусеница, поедающая мех – шубная моль;
2) гусеница, поедающая листья капусты – капустная белянка; (с использованием таблицы) ;
3) гусеница, поедающая мякоть плодов яблок – яблонная плодоножка;
4) гусеница, поедающая хвою – шелкопряд – монашенка;
5) гусеница, поедающая всходы озимых – озимая совка;
6) гусеница, поедающая семена пшеницы – зерновая совка.

– Некоторые бабочки могут указать место нахождения полезных ископаемых. Давайте посмотрим сценку на эту тему.  (разыгрывается сценка)

Беседа по вопросам:

  • Какой вывод можно сделать? (некоторые бабочки могут указать место нахождения полезных ископаемых).
  • Чему вас научила эта сценка? (надо лучше изучать окружающий мир, природу).
  • Что вы для себя взяли из этой сценки? (новые знания о бабочках, о цветах).

7. Охрана бабочек. Бабочки в Красной книге Дагестана (беседа с использованием рисунков, плаката)

– В природе очень много бабочек, мы их изучаем, нам нравится их окраска. Но, к сожалению, есть и другие «любители» бабочек, которые уничтожают, отлавливают бабочек и других животных. Благодаря  их действиям  исчезло много животных, некоторые бабочки стали редкими, исчезают с лица Земли. Учёные их заносят в Красную книгу. В Красную книгу Дагестана занесено 20 редких бабочек, например, аполлон, махаон, лента орденская гoлyбая и многие другие. (Демонстрация плаката, рисунковбабочек). Бабочек надо беречь и охранять и вам, и вашим друзьям, всем людям.

– Как вы знаете, бабочки – опылители растений, питаются нектаром, разносят пыльцу от цветка к цветку, что повышает урожай культур. (Беседа).

– Бабочка тутовый шелкопряд одомашнена около 5000 лет назад. Из коконов шелкопряда получают шёлковые нити (с 1 кг коконов – 90 гр. шёлка).  Шёлковые нити прочны, легки, держат тепло. Их используют в медицине, в авиации (парашюты), шьют одежду. (Демонстрация коллекции, таблицы, беседа).

– А теперь давайте послушаем стихотворение, в котором говориться о значении бабочек. Его нам прочитает ученица.

Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Пищей они служат птицами и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут бабочки опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды,
А для человечества много лет подряд
Шёлковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта,
Пусть живут и радуют бабочки наш взор,
Пусть наполниться их светом весь земной простор!

– Ну, а теперь, дорогие друзья, ответьте на последний вопрос: что вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов? (И бабочки, и цветы являются украшением нашей природы!)

8. А сейчас обратите внимание на домашнее задание, которое записано в информационном листе.

– Я хочу поблагодарить вас за активную работу на уроке, а также прошу вас познакомить с редкими и исчезающими видами бабочек друзей, родителей, братьев и сестёр. Мы должны сохранить этих бабочек для будущих поколений. И пусть это будет вашим домашним заданием, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь!

9. Заключительная минута тишины (под музыку)

Дети тихо сидят 1-2 минуты в тишине и думают о свете, который есть в их сердце. Этот свет ни что иное, как Любовь, Красота и Доброта, освещающие весь мир. Пусть они мысленно пожелают всем людям счастья, любви, красоты и спокойствия.

Приложение 1



Комментарии:

Театр здоровья


    Театр здоровья

      Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....

25 04 2025 19:20:45

Биологический турнир "Удивительный мир растений"


    Биологический турнир "Удивительный мир растений"

      Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...

24 04 2025 11:47:44

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

23 04 2025 22:53:50

Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"


    Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"

      На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....

22 04 2025 6:39:19

Строение и функции кожи


    Строение и функции кожи

      Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....

21 04 2025 11:29:24

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

20 04 2025 2:55:23

Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)

      Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....

19 04 2025 12:45:48

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

18 04 2025 21:29:42

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....

17 04 2025 10:23:19

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

16 04 2025 5:37:45

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

15 04 2025 13:38:41

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

14 04 2025 8:46:31

Питание животных Биология

Питание животных  Биология Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...

13 04 2025 7:39:12

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

12 04 2025 2:37:11

Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс


    Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс

      Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...

11 04 2025 13:28:30

Конспект урока "Этапы эволюции человека"


    Конспект урока "Этапы эволюции человека"

      Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

10 04 2025 10:16:39

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

09 04 2025 14:43:19

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

08 04 2025 6:59:59

Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"


    Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"

      Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....

07 04 2025 7:25:40

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании


    Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

      Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...

06 04 2025 2:57:18

Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс


    Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс

      Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....

05 04 2025 13:27:56

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

04 04 2025 22:18:59

Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"


    Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"

      На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации. ...

03 04 2025 3:32:47

Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"


    Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"

      Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....

02 04 2025 23:41:12

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

01 04 2025 1:48:47

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. 10-й класс

Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....

31 03 2025 14:53:52

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)


    Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

      Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

30 03 2025 12:23:30

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

      Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...

29 03 2025 3:21:16

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

28 03 2025 5:47:22

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

27 03 2025 2:58:10

Экология и культура — будущее России


    Экология и культура — будущее России

      Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....

26 03 2025 18:42:32

Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс

      Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....

25 03 2025 12:53:21

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

24 03 2025 16:51:49

Анатомия Биология

Анатомия  Биология Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

23 03 2025 13:14:51

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

22 03 2025 9:10:36

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....

21 03 2025 18:24:46

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы"


    Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы"

      Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете. ...

20 03 2025 8:56:16

Вредоносные нитраты


    Вредоносные нитраты

      Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

19 03 2025 2:43:41

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...

18 03 2025 20:34:34

Фотосинтез

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....

17 03 2025 8:34:27

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"


    Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

      Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....

16 03 2025 19:22:49

Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс


    Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс

      Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации. ...

15 03 2025 12:55:54

Кровь - это жизнь. Состав и функции крови. 8-й класс

Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....

14 03 2025 21:55:16

Голос – уникальный дар человека


    Голос – уникальный дар человека

      Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....

13 03 2025 2:19:29

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

12 03 2025 10:40:58

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....

11 03 2025 23:22:33

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

10 03 2025 9:34:58

Проведение школьной биологической олимпиады


    Проведение школьной биологической олимпиады

      В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....

09 03 2025 2:25:19

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

08 03 2025 20:10:10

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

07 03 2025 21:19:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::