Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса


    Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

Ценности:  истина, праведность (правильное поведение), мир (спокойствие), любовь (ко всему живому), ненасилие (не причинение вреда).

Подценности:  поиски знаний, быть готовым признать истину, умение отличать правильное от неправильного, быть готовым помочь другим, ограничивать свои желания, ответственность, вдумчивость, любовь к людям и к природе, забота о природе, доброта, красота, сострадание, не причинять зло словами и делами, быть хорошим гражданином, быть бережливым.

Цели урока: 

  • Образовательная – изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек; рассмотреть значение чешуекрылых в природе и в жизни человека; дать возможность ребенку запомнить ценности, которым его учат.
  • Воспитательная – продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе, положительного отношения к окружающему миру.
  • Развивающая – продолжить развитие логического и образно-чувственного мышления, воображения, творческих способностей учащихся; развивать умение слушать и концентрировать внимание; способствовать формированию положительных черт хаpaктера.

Цитаты:

  • «Всё вокруг может учить нас».
  • «Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты».  (Я.П. Полянский).

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты «Шедевры инструментальной музыки», плакаты с цитатами, плакат «Бабочки в Красной книге Дагестана», таблица «Чешуекрылые», коллекция бабочек, плакаты и рисунки с изображением бабочек, информационные листы для индивидуальной работы учащихся, учебники, тетради, текст сказки, сценарий инсценировки и атрибуты к костюмам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1-2 мин.)

2. Минута тишины («сидение в тишине» под музыку, релаксация).

(Включить негромко музыку, попросить детей закрыть глаза, сесть поудобнее, держать спину прямо, дышать глубоко).

– Сейчас мы идем гулять в весенний лес. Представьте себе теплый весенний день, припекает солнышко, мы выходим на лесную полянку. На ней много красивых цветов, они приятно пахнут, над ними летают бабочки, шмели, пчёлы, жужжат майские жуки. Вдохните свежий воздух, ощутите аромат весеннего леса. Представьте, что во время вдоха вы вдыхаете в себя свет (добро, всё, что имеет положительный смысл). А теперь сделайте глубокий выдох, с которым из вас выходит темнота (зло, всё, что имеет отрицательное значение). Посмотрите, какие красивые бабочки летают вокруг вас. Вот одна, другая, третья … Выберите самую красивую и наблюдайте за ней, за её полетом. Интересно, как и где она живет, чем питается? Еще раз вдохните свежий весенний воздух. А теперь посидим в тишине с закрытыми глазами. Вспомните всё, что вы должны говорить и делать на уроке. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

3. Вводная часть. Сообщение темы урока

Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полёт – то стремительный, то неторопливый – вот что замечают большинство из нас. Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина её художественного мастерства, шедевр её эволюции. Малыш, начинающий делать первые шаги, седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относится к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее. Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими пpaктически все уголки нашей планеты. Поэт А. Майков писал:

«Долина вся в цветах,
Над этими цветами –
Рой пёстрых бабочек,
Цветов летучих рой!»

Затем учитель рассказывает легенду: «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о, чудо! – цветок оторвался от стeбля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки!». Тема нашего урока так и звучит: «Эти «летающие цветы» – бабочки!».

4. Проблемная ситуация

С целью активизации познавательной активности учащихся учитель использует проблемную ситуацию, а именно предлагает учащимся выяснить: действительно ли бабочки произошли из цветков, оторвавшихся от растений?

5. Инструктаж по работе с информационным листом, на котором записано число, тема урока, основные понятия темы, домашнее задание. Информационный лист – это часть рабочей тетради учащихся, который они вклеивают дома в свои тетради.

6. Изучение нового материала

1) Бабочки – представители царства Животных. (Беседа с использованием таблицы, коллекции, рисунков).
– А какие четыре царства существуют в органическом мире? (Растения, животные, грибы, бактерии.)
– К какому царству относятся бабочки? Ответить на этот вопрос нам поможет стихотворение, которое нам прочитает ученица:

Два огромных царства есть на белом свете,
Знают их прекрасно взрослые и дети:
Растения и Животные – они везде встречаются,
Но по особым признакам два царства отличаются.
Содержит хлоропласты растительная клетка,
Её снаружи окружает клеточная стенка,
И состоит та стенка из плотной целлюлозы,
Ей не страшны микробы и сильные морозы.
А у животной клетки такой одёжки нет,
Нет также хлоропластов – вот в чём её секрет.
Животные активно в среде передвигаются,
Растения неподвижно к субстрату прикрепляются.
Запомните: растения живут, пока растут,
Их рост неограниченным учёные зовут.
А рост животных ограничен, сокращён значительно –
Рост до определённого периода развития.
Способны к фотосинтезу растения Земли,
За это автотрофами  их люди нарекли.
Животные – гетеротрофы, так уж их прозвали, –
Питаются готовыми органическими веществами.
Различия сейчас мы назвали основные,
Но помните, однако, что есть ещё другие.

– В информационном листе запишите:

Царство – Животные.

– Также бабочек относят к типу Члeнистоногих, классу Насекомых, отряду Бабочек, или Чешуекрылых.
– Запишите в информационном листе краткую классификацию бабочек:

Царство – Животные.
Тип – Члeнистоногие.   
Класс – Насекомые.
Отряд – Бабочки, или Чешуекрылые.(Слово на доске – Чешуекрылые).

2) Основные признаки типа Члeнистоногих, класса Насекомых (беседа,чтение стихотворений, использование таблицы, рисунков, коллекции).

– Послушаем стихотворения, в которых отражены основные особенности типа Члeнистоногих, класса Насекомых. (Стихотворения читают 2 ученицы).

У всех члeнистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют члeнистое строение,
На несколько сегментов разделено их тело.
Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Всё это хаpaктерные особенности многих животных,
Относящихся к типу Члeнистоногих.

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Всё это насекомые, они и там, и тут.
Отрядов очень много, нам все не перечесть,
Но всё-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит из трёх отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что крылья у многих появились,
Они отходят от гpyди, внимательнее посмотри!
Три пары ног ещё у них отходят от гpyди,
Так быстро бегают, к примеру, трудяги-муравьи.
Вот что ещё хотел бы сказать я в заключение –
Дыхание – трахейное, развитие – с превращением.

3) Выявление основных признаков отряда Бабочки (беседа с использованием таблиц, рисунков).

– Давайте запишем в информационном листе основные признаки отряда Бабочки (Чешуекрылые):

1) сосущий ротовой аппарат;
2) наличие чешуек на крыльях и на теле.

– Давайте выясним расположение чешуек на крыльях бабочек.
Чешуйки имеются на крыльях (отсюда и название отряда – Чешуекрылые) ; чешуйки имеются и на всём теле бабочки. Чешуйки представляют собой видоизменённые волоски. Они часто различно окрашены. Из них на крыльях бабочек складываются причудливые и сложные рисунки. (Демонстрация коллекции, таблицы, рисунков бабочек).

– А теперь выясним значение окраски в жизни бабочек (покровительственная, предостерегающая).
Например, бабочка капустная белянка имеет верхние стороны крыльев мучнисто – белой окраски, у самок на крыльях по два тёмных пятна. Когда бабочка садится на капусту или другое растение, она складывает крылья за спиной и становится незаметной, т.к. нижняя сторона крыльев капустницы зеленовато-жёлтая, придающая бабочке сходство с листом. Это покровительственная окраска у бабочек (демонстрация таблицы, рисунков бабочки).
Из яиц капустницы выходят гусеницы, они имеют яркую окраску: молодые – жёлтые, а по мере роста они становятся синевато-зелёными, с жёлтыми и чёрными рядами точек. Окраска гусениц яркая, предостерегающая о том, что они ядовиты. Попробовав один раз, птицы их уже не трогают (демонстрация таблицы, рисунковбабочек).

– Давайте ознакомимся с интересным явлением в животном мире – явлениеммимикрии (или явление подражания).

Мимикрия – это явление, при котором незащищённые животные подражают по форме и окраске защищённым. Давайте запишем этот новый термин в информационных листах. Например, беззащитный или съедобный вид сходен с другим видом, хорошо защищенным или имеющим предостерегающую окраску. Некоторые съедобные бабочки подражают формой тела и окраской ядовитым бабочкам, мухи подражают осам. Например, съедобные бабочки подражают ядовитым бабочкам-совкам, и птицы  их не трогают. Бабочка-стеклянница и ядовитый шершень.

– Давайте ещё раз подчеркнём хаpaктерную для всех бабочек особенность – наличие чешуек на теле и на крыльях.

– Другой общий признак – сосущий ротовой аппарат. Во время приёма пищи бабочка расправляет хоботок, погружает его вглубь цветка и высасывает нектар. Нектар – основной источник пищи взрослых бабочек, потому бабочки входят в число основных опылителей цветковых растений.

4) Игра – физкультминутка (учитывая психологические особенности подросткового возраста).

– Я вижу, что вы немного устали. Давайте поиграем! Я буду рассказывать детское стихотворение Эдуарда Успенского и иллюстрировать его жестами. Ваша задача – повторять за мной!

Этот странный дом без окон
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём,
Спит без просыпа всю зиму,
А зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, Сонюшка,
Под весенним ярким солнышком!
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она!

– Молодцы, ребята, вы очень активны! Но автор этого стихотворения допустил ошибку. Давайте её найдём!

Учащиеся, используя рисунки и таблицы, устанавливают, что в коконе должна была находиться не гусеница, а куколка.
Правильно, ребята. У бабочек развитие с полным превращением: яйцо – личинка(гусеница) – куколка – взрослое насекомое (имаго). (Записать на доске).  Это запишите в информационный лист (признаки отряда).

5) Давайте посмотрим сценку «Сказка о том, как кузнечик бабочку не узнал» (разыгрывается сценка)

Беседа по вопросам:

– Почему Кузнечик не узнал бабочку?
– Как называется существо, которое встретилось Кузнечику в начале лета? (гусеница).
– В кого превратился смешной «зелёный бочонок»? (в куколку).
– Чем вам понравилась эта сказка?
– Чему вас научила эта сказка?
– Что вы для себя взяли из этой сказки?

Вывод: не надо судить о других по первому впечатлению, не надо гордиться, не надо плохо говорить о других, нельзя ставить себя выше других, надо всегда быть верными и преданными друзьями.

6) Значение бабочек в природе и жизни человека. (Беседа с использованием рисунков, таблицы, коллекции, плаката).

– Люди издавна собирали народные приметы, связанные с поведением бабочек, пытались по их повадкам предсказывать погоду. Послушаем народные приметы, которые нам сейчас прочитает ученица.

Народные приметы:

  • ночные бабочки влетают в дом – предвещают сильный ветер;
  • бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищённом месте – быть грозе;
  • аполлон летит и нектар собирает – быть солнечной погоде;
  • ночные бабочки в дождь летают – тепло предвещают;
  • гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда – быть буре.

Вывод: по поведению бабочек можно предсказать погоду.

– Гусеницы многих бабочек наносят серьёзных  ущерб хозяйственной деятельности человека:

1) гусеница, поедающая мех – шубная моль;
2) гусеница, поедающая листья капусты – капустная белянка; (с использованием таблицы) ;
3) гусеница, поедающая мякоть плодов яблок – яблонная плодоножка;
4) гусеница, поедающая хвою – шелкопряд – монашенка;
5) гусеница, поедающая всходы озимых – озимая совка;
6) гусеница, поедающая семена пшеницы – зерновая совка.

– Некоторые бабочки могут указать место нахождения полезных ископаемых. Давайте посмотрим сценку на эту тему.  (разыгрывается сценка)

Беседа по вопросам:

  • Какой вывод можно сделать? (некоторые бабочки могут указать место нахождения полезных ископаемых).
  • Чему вас научила эта сценка? (надо лучше изучать окружающий мир, природу).
  • Что вы для себя взяли из этой сценки? (новые знания о бабочках, о цветах).

7. Охрана бабочек. Бабочки в Красной книге Дагестана (беседа с использованием рисунков, плаката)

– В природе очень много бабочек, мы их изучаем, нам нравится их окраска. Но, к сожалению, есть и другие «любители» бабочек, которые уничтожают, отлавливают бабочек и других животных. Благодаря  их действиям  исчезло много животных, некоторые бабочки стали редкими, исчезают с лица Земли. Учёные их заносят в Красную книгу. В Красную книгу Дагестана занесено 20 редких бабочек, например, аполлон, махаон, лента орденская гoлyбая и многие другие. (Демонстрация плаката, рисунковбабочек). Бабочек надо беречь и охранять и вам, и вашим друзьям, всем людям.

– Как вы знаете, бабочки – опылители растений, питаются нектаром, разносят пыльцу от цветка к цветку, что повышает урожай культур. (Беседа).

– Бабочка тутовый шелкопряд одомашнена около 5000 лет назад. Из коконов шелкопряда получают шёлковые нити (с 1 кг коконов – 90 гр. шёлка).  Шёлковые нити прочны, легки, держат тепло. Их используют в медицине, в авиации (парашюты), шьют одежду. (Демонстрация коллекции, таблицы, беседа).

– А теперь давайте послушаем стихотворение, в котором говориться о значении бабочек. Его нам прочитает ученица.

Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Пищей они служат птицами и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут бабочки опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды,
А для человечества много лет подряд
Шёлковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта,
Пусть живут и радуют бабочки наш взор,
Пусть наполниться их светом весь земной простор!

– Ну, а теперь, дорогие друзья, ответьте на последний вопрос: что вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов? (И бабочки, и цветы являются украшением нашей природы!)

8. А сейчас обратите внимание на домашнее задание, которое записано в информационном листе.

– Я хочу поблагодарить вас за активную работу на уроке, а также прошу вас познакомить с редкими и исчезающими видами бабочек друзей, родителей, братьев и сестёр. Мы должны сохранить этих бабочек для будущих поколений. И пусть это будет вашим домашним заданием, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь!

9. Заключительная минута тишины (под музыку)

Дети тихо сидят 1-2 минуты в тишине и думают о свете, который есть в их сердце. Этот свет ни что иное, как Любовь, Красота и Доброта, освещающие весь мир. Пусть они мысленно пожелают всем людям счастья, любви, красоты и спокойствия.

Приложение 1



Комментарии:

Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"


    Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"

      Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....

01 04 2025 22:29:55

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....

31 03 2025 0:24:25

Рекомендации по написанию исследовательской работы ЕГЭ biologia's Blog

Рекомендации по написанию исследовательской работы  ЕГЭ biologia's Blog Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...

30 03 2025 18:24:33

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана


    Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

      Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

29 03 2025 0:37:49

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра


    Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

      Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

28 03 2025 0:31:23

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

27 03 2025 0:10:11

Кровь - это жизнь. Состав и функции крови. 8-й класс

Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....

26 03 2025 4:42:19

Программа элективного курса "Знакомые незнакомцы"

Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...

25 03 2025 12:43:21

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

24 03 2025 23:34:53

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс


    Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

      Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

23 03 2025 18:49:44

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....

22 03 2025 4:51:19

Биосфера. 9-й класс


    Биосфера. 9-й класс

      Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

21 03 2025 14:15:51

Зеленые насаждения и их роль в селе Черный Яр

Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...

20 03 2025 8:44:22

Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"


    Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

      В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....

19 03 2025 20:47:55

Плоды


    Плоды

      На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

18 03 2025 13:36:46

Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"


    Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"

      Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....

17 03 2025 4:31:53

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

16 03 2025 17:51:34

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

15 03 2025 21:33:36

Законы генетики

Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...

14 03 2025 15:33:16

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

13 03 2025 1:46:58

Интегрированный урок биологии и экологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....

12 03 2025 20:22:44

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

11 03 2025 10:50:38

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"


    Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

      Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....

10 03 2025 4:59:27

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....

09 03 2025 23:20:23

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....

08 03 2025 2:23:58

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"


    Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

      Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

07 03 2025 1:59:57

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

06 03 2025 4:38:26

Класс Ланцетники: хаpaктеристика, строение и системы органов

Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....

05 03 2025 5:29:36

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

04 03 2025 13:54:44

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

03 03 2025 19:35:23

Клещи — переносчики возбудителей болезней


    Клещи — переносчики возбудителей болезней

      В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....

02 03 2025 17:17:36

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»


    Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

      Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

01 03 2025 23:45:56

В царстве грибов

У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....

28 02 2025 21:18:50

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)


    Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

      Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

27 02 2025 5:20:16

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....

26 02 2025 5:49:32

Классный час "За и против легализации наркотиков"


    Классный час "За и против легализации наркотиков"

      Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....

25 02 2025 15:31:53

Эволюция кровеносной системы животных

Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....

24 02 2025 0:40:37

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...

23 02 2025 2:38:24

Урок биологии "Плоды. Распространение плодов и семян"


    Урок биологии "Плоды. Распространение плодов и семян"

      На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. ...

22 02 2025 16:31:40

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

21 02 2025 1:18:23

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

20 02 2025 12:28:41

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

19 02 2025 13:25:10

Почвенное питание растений Биология

Почвенное питание растений  Биология Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...

18 02 2025 22:37:12

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"


    Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

      Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...

17 02 2025 0:10:50

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

16 02 2025 9:51:36

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

15 02 2025 19:47:40

Строение и функции клетки


    Строение и функции клетки

      Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....

14 02 2025 11:10:18

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"


    Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"

      Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....

13 02 2025 14:38:41

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

12 02 2025 6:57:59

ЦОРы: необходимость или дань моде?


    ЦОРы: необходимость или дань моде?

      Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...

11 02 2025 19:13:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::