Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

Дидактическая цель: способствовать осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели по содержанию урока:
- Образовательная – создать условия для усвоения понятий: вакцина, прививка, естественный иммунитет, искусственный иммунитет, лечебная сыворотка; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета.
- Развивающая – продолжить формирование умений решать познавательные задачи и делать выводы; развивать исследовательские умения, используя систему заданий для самостоятельной работы творческого хаpaктера.
- Воспитательная – способствовать пониманию значения для жизни человека знаний о строении и функциях иммунной системы; формированию валеологической культуры.
Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная.
Средства обучения:
- Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология человека: уч. Для 9 кл. шк. с углубл. изуч. биологии. – М.: Просвещение,1999.
- Презентация к уроку (проектор, экран, ноутбук, презентер, колонки)
- Видеофильм «Иммунитет».
- Дидактические карточки к уроку.
ХОД УРОКА
1. Актуализация, мотивация, целеполагание
(Звучит лунная соната)
В летописях средних веков описаны страшные
картины свирепствования чумы. Летописцы
отмечали, что ей были доступны и острова и пещеры.
Она проникала за водные и горные преграды. Города
и селения замирали, на улицах можно было видеть
только могильщиков.
Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в
Византийской империи чума продолжалась 50 лет и
унесла 100 миллионов человек. От чумы в 14 веке в
Европе погибла четверть населения – 10 миллионов
человек. Чуму называли черной cмepтью. Ее
эпидемии производили трагическое опустошение.
Они вызывали отчаяние и ужас людей, беспомощных
перед неминуемой cмepтью.
Не менее опасна была оспа, от нее погибало еще
больше людей, чем от чумы. В 18 веке в Западной
Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек.
Ею заболевало 2/3 родившихся, и из восьми человек
трое умирали.
В начале 19 века с развитием мировой торговли
стала распространяться холера. Зарегистрировано
7 эпидемий холеры. Таким образом, на протяжении
всей истории существования человеческого
общества его поражали многочисленные эпидемии.
Но ни одна эпидемия не уничтожила всего
человечества.
Вопросы с целью актуализации знаний учащихся.
– На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Почему?
– Известно, что по отношению к одним заболеваниям человек может сохранять иммунитет на протяжении всей жизни, а другими болеет многократно. Как можно объяснить этот факт?
– Известно, что одни члeны семьи могут болеть часто, а другие – редко, хотя и живут в одной квартире. Объясните причины таких различий.
Учитель подводит к мысли о важности знаний об иммунитете для предупреждения инфекционных заболеваний.
2. Изучение нового материала
1. Выступления учащихся с сообщениями
Сообщение №1 Биография Луи Пастера
Сообщение №2 Биография И.И. Мечникова
2. Просмотр видеофрагмента об иммунитете (диск Анатомия 1 часть, КВАРТ)
3. Задания для самостоятельной работы
1) Изучить строение иммунной системы.
– выписать в словарь термины: иммунная система,
тимус.
– познакомиться с таблицей №1 и схемой №1 (схему
зарисовать в тетрадь).
2) Изучить строение лейкоцитов.
– выписать в словарь термины: лейкоциты,
лимфоциты.
– изучить и зарисовать схему №2.
3) Изучить механизм иммунитета.
– выписать в словарь термины: антиген, антитело,
иммунная реакция, вакцина, лечебная сыворотка,
прививка
– изучить и зарисовать таблицу №2.
4) Изучить виды иммунитета.
– выписать в словарь термины: иммунитет видовой,
иммунная память.
– Заполните схему №3, используя учебник стр.76.
5) Если вы все сделали, подумайте над следующими
вопросами:
– Чем объяснить, что не всегда при заражении
микробами человек заболевает, а если и
заболевает, то болезнь протекает не у всех
одинаково?
– При каких нормальных физиологических
процессах может увеличиваться количество
лейкоцитов.
– Под действием, каких факторов иммунитет
ослабевает?
3. Первичное закрепление
1. Узнай ученого
– Какой вклад он внес в иммунологию?
2. Тест
1) Заслуга Л. Пастера заключается в том, что он …
а) открыл условные рефлексы
б) создал фагоцитарную теорию иммунитета
в) создал вакцину против ряда заболеваний
2) К какой из болезней не выpaбатывается длительный иммунитет?
а) к кори б) к ветрянке
в) к гриппу г) к скарлатине
3) Заслуга И.И. Мечникова
а) открыл условные рефлексы
б) создал фагоцитарную теорию иммунитета
в) создал вакцину против ряда заболеваний
4) Опасность СПИДА заключается в том, что он:
а) вызывает простуду
б) приводит к потере иммунитета
в) вызывает аллергию
5) Вакцина, содержащая ослабленных возбудителей болезней:
а) не вызывает заболевания.
б) может вызвать заболевание в легкой форме
в) излечивает от возникшего заболевания
4. Рефлексия
В заключение, учитель возвращает детей к
определению иммунитета и просит ответить на
проблемные вопросы, поставленные вначале урока.
Предлагает назвать фамилии учащихся, которые
своими ответами помогли систематизировать
сложный материал по теме и расширить
биологический кругозор.
5. Домашнее задание
1) Прочитать § 15, записи в тетради. – на оценку 3
2) § 15, записи в тетради, кроссворд или сообщение на тему: «Аллергия – механизм и причины» – на оценку 4 и 5
Дополнительно на оценку.
1) Вставьте пропущенные слова.
Способность организма избавляться от чужеродных тел и сохранять постоянство внутренней среды называют… Наиболее древней формой иммунитета является …, осуществляемый путем … При специфическом иммунитете организм способен распознавать чужеродные клетки и вещества, которые называются … В ответ на попадание в организм антигенов происходит выработка … У человека лейкоциты, участвующие в иммунной реакции, образуются в … Различают две формы лимфоцитов: …
2) Ответьте на следующие вопросы.
- Английский врач Эдуард Дженнер привил здоровому мальчику содержимое оспенного гнойничка женщины, переболевшей коровьей оспой. Через некоторое время он привил тому же мальчику настоящую человеческую оспу. Мальчик остался здоров. Почему?
- У человека нарыв на большом пальце руки, а через некоторое время у него опухают под мышкой лимфатические узлы. Дайте объяснение этому явлению.
- Рана загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком одни предполагают сделать прививку, а другие ввести сыворотку. Кто из них прав?
- Известно, что против оспы многие годы использовалась специально приготовленная вакцина. Она попадает в организм кожи на верхней трети плеча. После прививки на этом месте остаются рубцы. О чем говорит след, оставшийся от оспопрививания?
- В медицинской пpaктике используются как дифтерийная сыворотка, так и дифтерийная вакцина. Что происходит в организме при введении дифтерийной сыворотки.
Приложение 1
В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету.
...
05 07 2022 22:36:39
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе.
...
04 07 2022 17:30:30
Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....
03 07 2022 6:27:39
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
02 07 2022 17:41:31
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
01 07 2022 12:54:47
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
30 06 2022 16:41:59
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
29 06 2022 21:23:56
Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию.
Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков.
Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету.
...
28 06 2022 2:48:43
Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....
27 06 2022 12:41:18
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
26 06 2022 20:47:59
Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....
25 06 2022 4:28:54
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
24 06 2022 3:21:42
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
23 06 2022 18:59:28
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
22 06 2022 5:31:14
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
21 06 2022 2:17:37
Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....
20 06 2022 8:28:36
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
19 06 2022 3:45:22
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
18 06 2022 11:19:26
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
...
17 06 2022 19:16:54
Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....
16 06 2022 7:37:46
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
15 06 2022 10:18:14
Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....
14 06 2022 21:21:28
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
13 06 2022 14:39:11
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
12 06 2022 17:56:37
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
11 06 2022 12:51:54
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
10 06 2022 16:21:21
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
09 06 2022 13:24:14
Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....
08 06 2022 9:37:22
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
07 06 2022 13:12:32
Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов.
...
06 06 2022 12:43:58
Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....
05 06 2022 7:45:33
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
04 06 2022 18:56:45
Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....
03 06 2022 20:26:22
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
02 06 2022 20:46:35
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
01 06 2022 21:14:50
Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты".
...
31 05 2022 14:45:58
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
30 05 2022 3:28:28
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
29 05 2022 23:33:14
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
28 05 2022 6:31:23
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
27 05 2022 1:43:25
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
26 05 2022 2:10:48
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории.
...
25 05 2022 8:24:26
Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний.
...
24 05 2022 13:28:52
Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....
23 05 2022 18:41:45
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
22 05 2022 8:34:42
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
21 05 2022 7:59:17
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
20 05 2022 9:55:25
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
19 05 2022 5:31:38
В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку.
...
18 05 2022 2:57:16
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
17 05 2022 8:32:27
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::