Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

Проблема урока: Онтогенез: биологический процесс или нравственное начало
Цели и задачи:
- Образовательная: Изучить стадии онтогенеза.
- Развивающие: Развивать умения работать в группах, составлять кластеры, работать с текстом, выделять главное, умения творчески работать.
- Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к богатствам природы, доброе отношение к окружающим.
Оборудование: ИД, презентация учителя (Приложение 1), презентация выступающего ученика, инструктивные карточки, скотч, фломастеры, ножницы, свечи, гелиевый шар, видеосюжеты по теме (Приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент
1. Круг радости
Приложение 1
Музыкальный видеоролик картины природы
(Гелиевый шар в виде Земли, передаётся по кругу, учащиеся высказывают свои пожелания)
Слова учителя:
Этот воздушный шар как наша планета Земля олицетворяет эфемерное счастье. Красивый, яркий он легко может лопнуть, если мы не будем бережно относится к этой красоте, которая нас окружает
Жизнь, которую природа дарует человеку, есть дивный пример её щедрости и могучий источник творчества.
Слова учащихся (стихи о природе):
Любите родную природу
Озёра леса и поля, ведь эта же наша с тобою
На веки родная Земля
На ней мы с тобою родились
Живём мы с тобою на ней
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относится добрей
Когда понять захочешь голос чей
Милее мне иных великолепий
Послушай как в дали поёт ручей
Как плеск его похож на детский лепет
Нет фальши в песнях облаков и вод
Деревьев трав и каждой твари божьей
Всё в мире голосом своим поёт
На голоса другие не похожи
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго добро
От злого зло родится
II. Изучение новой темы
1. Подведение к теме урока через просмотр видеофрагмента.
(Учащиеся сами называют тему урока «Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов»)
2. Эссе по ключевым словам.
(Класс делится на три группы, в каждой группе выбирается организатор группы, который фиксирует работу группы. На слайде учащимся даны термины новой темы, они должны написать небольшое эссе используя все термины. 1 группа пишет эссе в стиле сказки; 2, 3 – статью в журнал)
Бластула, партеногенез, гаструла, энтодерма, метаморфоз, эктодерма, нейрула, мезодерма, эмбриогенез, двухслойный зародыш, бабочка, лягушка, однослойный зародыш, непрямое развитие с полным превращением.
(Каждая группа зачитывает свои эссе)
3. Работа с учебником.
Учащиеся читают текст параграфа, и заполняют таблицу
Что совпало |
Что не совпало |
Определение новым терминам |
|
|
|
4. Работа с терминами.
Закрепление новых терминов с использованием интеpaктивной доски. При нажатие на слайд термины правильно перемещаются к рисункам.
Слайд № 7 (Приложение 1)
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
5. Продвинутая лекция.
Ира Бессонова проводит лекцию с презентацией по теме «Стволовые клетки»
6. Каждая группа составляет кластеры по лекции.
Защита кластеров
7. Просмотр видеороликов «Письмо не родившегося ребёнка к матери», «Дети понедельника» (Приложение 2)
Беседа по вопросам:
Как связана наша тема и тема видеоролика?
Кто виноват в том, что возникает необходимость делать aбopт?
Как вы понимаете словосочетание «дети понедельника»?
III. Рефлексия.
1. Круг скорби
(На ИД музыкальный видеоролик)
Слово учителя:
Я хочу зажечь эту свечу как символ торжества света и жизни над мpaком и cмepтью. В огне таится сила, которая оживляет и вдохновляет человеческое сердце и очищает душу. С угасанием огня прекращается жизнь. Я хочу, чтобы каждый из вас был светочем для окружающих, распространяя тепло и любовь. Считалось, что у каждого человека есть своя звезда или свеча. Я хочу, чтобы огонь вашей свечи никогда не угасал. Вечный огонь – символ памяти о погибших, давайте не будем забывать, что каждый из нас в ответе за cмepть не родившегося ребёнка. Давайте поклонимся всем женщинам: матерям, сёстрам за их возможность давать новую жизнь, и создадим своими силами вечный огонь. (Свечи составляются к портрету Мадонны Литты)
2. Оживи цепочку
Составьте рассказ по схеме урока.
Онтогенез – смысл жизни – разумное существо – убийство – мама – природа – добро – как сохранить здоровье.
Обсуждение проблемы урока: Онтогенез: биологический процесс или нравственное начало
3. Сегодня на уроке
- Мне понравилось _______________
- Мне не понравилось _____________
- Я сделал(а) для себя вывод _______
- Я научился(лась) ________________
- Мне запомнилось _______________
IV. Итог урока
Оценки за урок, организаторы групп сдают инструктивные карточки, в которых фиксировалась работа члeнов группы, учитель объявляет итоговые оценки.
V. Домашнее задание:
Параграф 23, написать мини-сочинение размышление «Моё отношение к aбopту».
Комментарии:
Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....
07 12 2025 0:50:37
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
06 12 2025 7:44:13
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
05 12 2025 2:13:27
В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....
04 12 2025 21:54:19
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
03 12 2025 22:45:51
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера).
...
02 12 2025 3:34:33
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
01 12 2025 8:47:44
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
30 11 2025 23:46:19
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....
29 11 2025 9:58:22
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
28 11 2025 15:57:25
Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....
27 11 2025 8:23:58
Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....
26 11 2025 22:42:16
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
25 11 2025 7:16:41
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
24 11 2025 18:19:51
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
23 11 2025 0:17:36
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
22 11 2025 20:14:45
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов.
...
21 11 2025 0:21:15
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
20 11 2025 0:12:36
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
19 11 2025 13:48:49
Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока.
...
18 11 2025 8:45:47
В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....
17 11 2025 2:14:30
Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы".
На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....
16 11 2025 18:33:50
Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер".
...
15 11 2025 9:42:12
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
14 11 2025 15:28:15
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
13 11 2025 3:26:16
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
12 11 2025 1:27:53
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
11 11 2025 11:51:49
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
10 11 2025 12:48:35
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
09 11 2025 7:30:21
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
08 11 2025 3:19:29
Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....
07 11 2025 3:23:14
Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....
06 11 2025 5:56:47
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
05 11 2025 0:48:39
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
04 11 2025 8:16:24
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и
углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений
находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную
окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
03 11 2025 18:45:51
Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....
02 11 2025 21:54:40
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
01 11 2025 5:45:21
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
31 10 2025 10:40:48
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
30 10 2025 3:12:37
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
29 10 2025 6:45:46
Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....
28 10 2025 20:24:25
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....
27 10 2025 3:46:37
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
26 10 2025 17:39:16
Сознание человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....
25 10 2025 21:25:33
Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....
24 10 2025 21:24:57
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
23 10 2025 11:40:21
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
22 10 2025 20:22:24
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
21 10 2025 12:34:56
Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....
20 10 2025 10:40:21
В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....
19 10 2025 2:25:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"