Авторская программа "Человек и природа" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

Пояснительная записка

“ У природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)

Интегрированные процессы осуществляются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Интеграция в педагогической деятельности обуславливается расширением социальных функций школы и системы образования в целом, необходимостью создания системного учебно-воспитательного процесса, использования научно обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности.

Для создания интегративной системы обучения, способствующей формированию творческого мышления учащихся, мы определили основные принципы и способы ее построения.

Цель создания этой программы – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик учится свободно и ярко говорить. Одна из главных задач этой программы – осуществление предпрофильной подготовки учащихся.

При создании данной программы нами было установлено смысловое соответствие учебных программ по литературе и биологии в 5-11 классах. Были выделены в каждом классе темы, наиболее близкие друг другу, сопоставимые между собой.

В результате опытной работы над созданием данной программы мы убедились, что единая программа такого курса отличается многогранной структурой, а каждый предмет приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность.

Цель курса

Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5-9 классах (предпрофильная подготовка) и в 10-11 классах (гуманитарный профиль).

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

  • введение профильного обучения на старшей ступени школы;
  • соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный хаpaктер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, пpaктической, творческой деятельности;
  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания, способствующего становлении личности ученика;
  • обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.

Новизна данного курса заключается в следующем:

  • формирование общеучебных умений и навыков учащихся происходит благодаря совместным усилиям учителей биологии и литературы;
  • авторы демонстрируют невозможность изолированного преподавания предметов, общность тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в их программе;
  • данная программа отличается многомерной структурой, где каждый предмет приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность;
  • данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Содержание программы

Класс Мероприятие Количество часов Сроки
5 класс Урок “Человек и природа” (по рассказу В. Астафьева “Васюткино озеро”

Рассказ В.П. Астафьева “Васюткино озеро” выбран в качестве темы разговора, потому что в этом произведении одной из главных является мысль о том, что человек должен чувствовать природу, знать ее, понимать и беречь. Автор затрагивает в своем произведении экологические проблемы, проблемы охраны природы, здоровья человека. Это произведение позволяет наиболее полно раскрыть тему урока “Человек и природа”.

Урок-викторина (по книге В. Бианки “Лесная газета”)

Это урок внеклассного чтения. Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки “Лесная газета”. В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. Это единение и позволило создать удивительную, пронизанную любовью ко всему живому “Лесную газету” - энциклопедию русской природы. Обращение к этой теме позволяет расширить знания учащихся по природоведению, воспитывает бережное отношение к природе, умение наблюдать за ней. Нестандартная форма урока повышает интерес детей, вовлекая всех в активное участие в работе.

1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 час

март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

май

 

 

 

6 класс Урок-экскурсия “Путешествие в мир растений и мир поэзии” (по лирике поэтов XIX века)

Стихотворения Тютчева, Никитина, Майкова, Баратынского, подобранные к данному уроку, позволяют продемонстрировать изменения, происходящие в природе, через образ, через изобразительно-выразительные средства языка. Учащиеся могут сравнить возможности живописи и слова, поэзии и прозы.

Вечер-бал “ Мне по сердцу цветы наших русских полей”

Это внеклассное мероприятие, которое позволяет учителю обобщить и пополнить знания учащихся о многообразии растительного мира, его распространении и значении в природе и жизни человека. Увлекательное путешествие в мир растений помогает провести поэзия, народный фольклор, воспитывая любовь к природе, стремление ее охранять.

2 часа

 

 

 

 

 

 

 

3 часа

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

май

7 класс Урок “Друзья наши меньшие” (по рассказу Л. Андреева “Кусака”)

Рассказ Л. Андреева “Кусака” позволяет поднять тему взаимоотношений человека и животных. Он воспитывает чувство сострадания к братьям нашим меньшим, негативное отношение к бессердечию человека по отношению к животным. Знания по зоологии помогут ребятам вспомнить особенности животных, придти к пониманию необходимости гуманного отношения человека к “друзьям нашим меньшим”.

Семинар по произведению “Белый Бим, Черное ухо” Г. Троепольского

Урок по данному произведению продолжает разговор о взаимоотношениях человека и животных, о сострадании и бессердечии как критериях нравственности человека, об особенности собаки как представителя животного мира. Урок призван воспитывать у школьников бережное отношение к животным, восприятие их как части нашего мира, сообщества.

1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

2 часа

март

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель

8 класс Урок-раздумье “Мы в ответе за тех, кого приручили” (по сказке А. Сент-Экзюпери

“Маленький принц”)

Урок внеклассного чтения по сказке “Маленький принц” нацелен на восприятие личности в окружающем мире, на взаимоотношения людей, на проблемы экологии человека. Философичность произведения помогает расширить разговор о взаимосвязи человека и природы, человека и домашних животных.

Урок “Поэты русского зарубежья о природе”

Данный урок продолжает разговор о взаимоотношениях человека и природы. Стихи

И. Бунина, В. Ходасевича, А. Черного и др. воспитывают любовь к Родине через отношение к родной природе. Урок учит работать со словом, отpaбатывает элементы анализа поэтического текста, позволяет повторить материал по биологии, поднимая вопрос об особенностях природы России.

2 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

2 часа

февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель

 

 

9 класс Урок “Умному дай голову” Б. Окуджава (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”)

Привлечение в данном уроке знаний учащихся по анатомии и физиологии человека помогает ребятам понять идею данного произведения, расширить разговор об умственной, нравственной и духовной недоразвитости как основы живучести “шариковщины”, раскрыть гуманистическую позицию автора, определить роль художественной условности, фантастики, гротеска в повести.

1 час март
10 класс Урок внеклассного чтения И.С. Тургенев “Записки охотника”

Цикл “Записки охотника” отражает живое ощущение России как целого. Работа с текстом произведения должна привести учащихся к определению роли пейзажа, к связям описания природы с сюжетом рассказа, его героями, расширить понимание функций пейзажа.

Урок-раздумье “Психологизм Достоевского” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из его героев – индивидуальность, яркий тип личности. На наш взгляд, понять героев романа “Преступление и наказание”, объяснить их поступки, действия помогут знания из области психологии. Эту задачу решает урок “Психологизм Достоевского”.

2 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

2 часа

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль

11 класс Урок-собеседование “Проблемы экологии в современном обществе” (по повести В. Распутина “Прощание с Матерой”)

Урок по повести Распутина поднимает тему народа, его истории, его земли. Проблема экологии, поднятая в повести, позволяет вести предметный разговор о влиянии человека, технического прогресса на природу, а так же, что очень важно, о взаимосвязи проблем экологии с проблемами духовности. Повесть дает возможность ощутить человека как звено в нескончаемой смене поколений. Нравственные начала переплетаются с природными. Урок призван показать трагизм разрыва взаимосвязей человека и природы, человека и истории.

Семинар по повести Э. Хемингуэя “Старик и море”

Вместе с героем повести Сантьяго мы входим в большой мир Природы, царство морской стихии, где человек чувствует себя не затерянной песчинкой, а частью этой велик5ой гармонии. Урок воспитывает способность поэтически воспринимать мир природы, животных, растений, звезд.

2 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 часа

март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

май

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3



Комментарии:

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

08 11 2025 16:11:35

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Лизосомы. Строение и функции в клетке Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

07 11 2025 3:29:17

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

06 11 2025 5:41:50

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

05 11 2025 13:18:36

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

04 11 2025 11:43:14

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

03 11 2025 16:32:47

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

02 11 2025 20:23:18

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....

01 11 2025 22:32:45

Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении


    Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении

      Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....

31 10 2025 4:25:46

Открытый урок по биологии "Симфония звуков"


    Открытый урок по биологии "Симфония звуков"

      Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя. ...

30 10 2025 2:10:35

Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"

      Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....

29 10 2025 6:50:44

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


    Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

      Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

28 10 2025 12:17:43

Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия


    Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия

      Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....

27 10 2025 21:21:23

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

26 10 2025 19:22:49

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

25 10 2025 4:30:55

Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"


    Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"

      Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....

24 10 2025 15:22:13

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

23 10 2025 5:50:27

Урок биологии в 10-м классе на тему "История изучения клетки. Клеточная теория"

Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....

22 10 2025 19:31:30

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

21 10 2025 1:34:48

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

20 10 2025 1:47:10

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

19 10 2025 3:56:10

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"


    Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

      Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

18 10 2025 4:50:45

Биологическая игра "Мир растений"


    Биологическая игра "Мир растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры. ...

17 10 2025 21:17:41

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

16 10 2025 10:54:20

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

15 10 2025 22:32:10

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

14 10 2025 0:54:35

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии


    Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

      Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

13 10 2025 21:23:52

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада: особенности строения и размножения Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

12 10 2025 18:16:59

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

11 10 2025 8:25:11

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

10 10 2025 17:53:55

Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"


    Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"

      Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....

09 10 2025 13:51:46

Секреты взрослеющей дeвoчки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

08 10 2025 1:51:44

Интегрированные уроки «Информатика и экология»


    Интегрированные уроки «Информатика и экология»

      Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....

07 10 2025 20:35:40

Урок биологии "Генетика крови"


    Урок биологии "Генетика крови"

      Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...

06 10 2025 18:47:51

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

05 10 2025 19:10:55

Ботаника Биология

Ботаника  Биология Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...

04 10 2025 8:31:50

Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира


    Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира

      Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....

03 10 2025 0:52:41

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

02 10 2025 10:41:42

Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс


    Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс

      ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....

01 10 2025 12:23:38

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

30 09 2025 11:24:56

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения


    Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

      Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

29 09 2025 5:45:27

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс


    Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

      Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

28 09 2025 7:38:46

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

27 09 2025 12:27:27

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

26 09 2025 11:46:34

Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"


    Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"

      В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....

25 09 2025 14:29:16

Урок биологии с использованием ИКТ


    Урок биологии с использованием ИКТ

      Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...

24 09 2025 14:13:24

«Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс


    «Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

      На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

23 09 2025 16:43:53

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

22 09 2025 4:31:57

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе


    Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

      Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

21 09 2025 6:20:18

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"


    Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

      Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

20 09 2025 14:16:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::