Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс


    Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс

Задачи урока:

  • обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения;
  • формировать умения: внимательно слушать и слышать, совершать логические операции, закрепить умения работать с компьютерными программами по биологии, выделять главное, сравнивать, показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой;
  • воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены анализаторов, умение сосредотачиваться на поставленной задаче, сопереживать другому человеку, не мешать другим, актуализировать имеющиеся знания, работать в заданном темпе.

Оборудование: таблицы: «Строение глаза», «Строение уха», «Строение кожи»; модель мозга человека, фотоаппарат, магнитофон, телевизор, видеофильм «Сенсорные системы», компьютеры, интеpaктивная доска, аудиозаписи песен Дианы Гурцкой.

Личная значимость изучаемого для учащихся:

  • Плакать полезно, но не всегда.
  • Глаза – зеркало души. Почему? (Приложение 16)
  • Очки могут украшать человека.
  • Имея хорошо развитые органы обоняния и вкуса, можно приобрести редкую профессию дегустатора.
  • Как прекрасен этот мир!

Оформление доски – Приложение 1.

На перемене звучит музыка и песни Дианы Гурцкой.

Организационный момент урока

Учитель: Добрый день! Поприветствуйте друг друга глазами. Скажите, какие сегодня глаза у вашего соседа по парте. (Добрые, карие, гoлyбые, грустные, весёлые, задумчивые…). А сейчас возьмите в руки зеркало и посмотрите на себя.

(Проводим упражнение с зеркалом – Приложение 2).

Обычно наши глаза смотрят только наружу. С помощью зеркала они могут заглянуть внутрь самих себя, тем самым, давая нам возможность узнать о себе кое-что новое.

Демонстрация видеофильма «Сенсорные системы» - 3 мин

Учитель: Просмотрев фрагмент видеофильма, вы узнали, что одним из самых важных анализаторов является зрительный анализатор. Поэтому повторение начнём со зрительного анализатора, но для начала нужно выяснить:

  • Что такое анализатор? (Это единая система из определённых рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий)
  • Из каких частей он состоит? (Например обонятельный анализатор состоит из обонятельных рецепторов, обонятельных нервов и обонятельной зоны коры больших полушарий )
  • Что такое орган чувств? (Глаз – периферическая часть зрительного анализатора. Орган зрения расположен в глазнице)
  • Что такое ощущение? (Это непосредственное отражение свойств предметов и явлений внешнего мира и внутренней среды, воздействующих на органы чувств)

Учитель: А сейчас мы начнём разговор с того, что существует народная мудрость – «Глаза – зеркало души». Как вы можете объяснить это?

Высказывания учащихся (обсуждение данной мудрости).

В справедливости этой пословицы мы убеждаемся каждый день, общаясь со своими близкими и знакомыми. Малейшие оттенки чувства отражаются в наших глазах, и точно также мы можем прочитать их в глазах другого человека. Нам свойственно переживать и сопереживать. То что мы чувствуем, выражает наш взгляд. От природы у человека может быть твёрдый, фиксированный или мягкий, открытый взгля

Учитель: В народе говорят: «Береги как зеницу ока!» Почему? Что такое зеница ока?

(Учащиеся высказывают свою точку зрения по этому вопросу)

Структура урока:

1.Строение, функции, значение и гигиена зрительного анализатора.

а) Какое значение имеет вспомогательный аппарат глаза, что к этому относится? (Посмотрите в зеркало и найдите защитное приспособление своих глаз. Объясните их значение)

б) Строение зрительного анализатора (на интеpaктивной доске – изображение строения глаза человека – Приложение 3)

Задание. Повторив строение глаза, запишите, как проходит луч света через оболочки глаза до сетчатки.

в) Дайте определение понятий: палочки, колбочки, сетчатка, жёлтое пятно, слепое пятно.

г) Тренировка наружных мыщц глаза таблица «Прыгающий взгляд» – Приложение 4

д) Иллюзорное зрение. Иллюзии – искажённое, ошибочное восприятие.

Учитель. Я Вам последовательно буду показывать различные изображения, а вы записывайте в тетрадях, что здесь изображено.

(Проверка восприятия учащимися изображений. «Закон избирательности восприятия») – Приложение 5, Приложение 6, презентация (Приложение 15)

е) Какие Вы знаете нарушения зрения? Как их можно устранить? (учащиеся раскрывают понятия о близорукости и дальнозоркости и рассказывают о том, как их можно исправить – Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9)

ж) Гигиена зрительного анализатора

  • Почему курение оказывает отрицательное влияние на зрение? (никотин вызывает тяжёлое поражение зрительного нерва)
  • Почему рекомендуется употрeбллять в пищу свежую морковь? (Содержит витамин А, необходимый для поддержания зрения.)
  • Для чего необходим точечный массаж? (точечный массаж стимулирует кровообращение в области глаз, воздействует на чувствительную кожу вокруг них, и эта область приобретает здоровый вид. Так как согласно китайской медицине глаза посредством энергетических линий связаны с другими органами – кожей, почками, печенью, желудком, точечный массаж оказывает благотворное влияние и на эти органы) – Приложение 10

  • Витамины для глаз – Приложение 11, Приложение 12.

Выводы:

  • Глаз – бесценный орган чувств, но замечаем мы это, как правило, лишь тогда, когда острота зрения ослабевает со временем или снижается в результате болезни или травмы.
  • Хорошее зрение – драгоценный дар. Вы можете многое сделать для того, чтобы сохранить его и даже развить.
  • Знаменитая Елена Келлер советовала человеку, рождённому с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто вы можете ослепнуть. И Вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!»

(При обобщении знаний о зрительном анализаторе были использованы следующие методы и методические приемы работы: демонстрация видеофильма, работа с интеpaктивной доской, работа на компьютерах с биологической программой (Атлас анатомии и физиологии человека), постановка проблемных вопросов, работа с тетрадью, работа с картинами, таблицами, выставкой «Витамины для глаз», книгами «Школа зоркости».)

2. Зачем человеку уши?

(Тихо начинает звучать мелодия песни в исполнении Дианы Гурцкой)

Учитель:

« – Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
– Это чтоб лучше тебя слышать, дитя моё!»
(Шарль Перро « Красная шапочка»)

  • Прав ли был волк, отвечая Красной шапочке? (Решение проблемной задачи, рассуждения учащихся, дополнение учителя)
  • Строение уха человека. Записать все основные его части.
    (Работа на компьютерах с атласом анатомии и физиологии человека)
    Кто такой копуша?
    Причем здесь уши?
    «Копоушечка»
    (Копуша – медлительный человек. Человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про остальные дела, называли копушей. Копоушечка – приспособление для чистки ушей.)
  • Гигиена слуха
Правила гигиены слуха Обоснование правил
   

(работа с учебником, заполнение таблицы, обоснование правил гигиены слуха)

3. Строение и значение вестибулярного аппарата. 

  • Сколько у человека чувств? (Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание)

Учитель: Оказывается, и шестое чувство у нас имеется – чувство равновесия.

  • У людей каких профессий наиболее развито это чувство?
  • Как Вы тренируете свой вестибулярный аппарат?

4. Органы обоняния, осязания и вкуса. 

  • Покажите расположение данных органов на таблице.
  • Какую информацию мы получаем с помощью органов осязания?
  • В какой части тела осязательных рецепторов особенно много?
  • В каком состоянии должно находиться вещество, чтобы человек почувствовал его вкус, запах?
  • Каковы функции органа вкуса?
  • Что вы можете рассказать о профессии дегустатора?

(Работа с таблицей, сообщения учащихся, узнавание предметов с закрытыми глазами)

5. Актуализация жизненного опыта

(реконструкция прежних знаний и прежнего опыта учащихся).

Каждый ученик по своей теме записывает на левой половине страницы известную ему информацию, а на правой – вопросы, ответы на которые интересно было бы узнать.

Обоняние
Знаю, что Не знаю, но интересно узнать

(Темы: Обоняние, осязание, вкус, равновесие, мышечное чувство.)

После индивидуальной работы по актуализации жизненного опыта, учащиеся обращаются к тексту учебника, анализируют свои записи и отмечают:

  • Плюсом «+» ту информацию, которая подтвердилась;
  • Минусом «-» ту , которая не подтвердилась;
  • Кружочком – вопросы, на которые они получили ответы при чтении параграфа;
  • Галочкой – вопросы, которые они хотят задать учителю.

Вывод по уроку:

(формулируем вместе с учащимися)

Органы чувств в организме человека работают согласованно, повреждение одних органов чувств может быть компенсировано за счёт других. Такое взаимодействие и взаимозаменяемость органов чувств свидетельствуют о неисчерпаемых и до конца не познанных возможностях организма человека.

Задание на дом.

Разработайте в группе и составьте кроссворд по теме «Органы чувств».

Дополнительная литература – Приложение 13, тесты – Приложение 14.



Комментарии:

Комбинированный урок "Разнообразие растений"


    Комбинированный урок "Разнообразие растений"

      Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :"Разнообразие растений"....

06 11 2025 11:30:51

Внутреннее строение птиц, поведение в природе

Внутреннее строение птиц, поведение в природе Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....

05 11 2025 11:17:47

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

04 11 2025 21:11:36

Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс


    Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс

      Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....

03 11 2025 18:35:53

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)


    Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

      Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

02 11 2025 14:34:23

Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"


    Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"

      Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....

01 11 2025 7:29:13

Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс

      Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....

31 10 2025 13:57:58

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

      На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

30 10 2025 1:50:45

Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....

29 10 2025 23:54:37

Выделительная система человека. Строение и функции почек

Выделительная система человека. Строение и функции почек Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....

28 10 2025 15:38:23

Игра "Счастливый случай"

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....

27 10 2025 1:45:36

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека. ...

26 10 2025 18:51:38

Обобщающий урок на тему «Бактерии»


    Обобщающий урок на тему «Бактерии»

      Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....

25 10 2025 4:54:40

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

24 10 2025 6:20:52

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....

23 10 2025 15:26:35

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

22 10 2025 1:38:26

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

21 10 2025 15:47:59

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

20 10 2025 7:44:36

Покровные ткани. Эпидермис. ЕГЭ biologia's Blog

Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...

19 10 2025 2:41:43

Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс


    Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс

      Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....

18 10 2025 17:47:25

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

17 10 2025 15:53:26

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

16 10 2025 6:53:12

Урок биологии на тему "Нервная система человека"


    Урок биологии на тему "Нервная система человека"

      Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

15 10 2025 0:24:19

Сны и сновидения. 8-й класс


    Сны и сновидения. 8-й класс

      В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

14 10 2025 14:50:39

Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"


    Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"

      Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....

13 10 2025 3:35:50

Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"


    Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений. ...

12 10 2025 2:10:20

Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс


    Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс

      Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....

11 10 2025 11:20:10

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

      Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

10 10 2025 23:50:30

Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"


    Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"

      На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....

09 10 2025 5:10:38

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"


    Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

      Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

08 10 2025 18:41:29

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова


    Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

      Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

07 10 2025 15:38:43

Пластический обмен. Синтез белка. 9–10-й классы

Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....

06 10 2025 10:14:31

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии


    Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

      Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....

05 10 2025 16:40:32

Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"

      Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....

04 10 2025 15:40:10

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

03 10 2025 18:30:56

Информационные технологии в преподавании биологии

Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....

02 10 2025 2:35:21

Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков


    Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков

      Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса. ...

01 10 2025 9:53:49

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся


    Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

      О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

30 09 2025 22:55:21

Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"


    Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"

      Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...

29 09 2025 10:13:55

Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста


    Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

      Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка. Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....

28 09 2025 22:21:57

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

27 09 2025 4:33:30

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма


    Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

      Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

26 09 2025 8:30:21

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"


    Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

      Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

25 09 2025 14:16:30

В царстве грибов

У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....

24 09 2025 11:48:55

Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"


    Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....

23 09 2025 10:34:41

Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"

      В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал. ...

22 09 2025 7:28:11

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

21 09 2025 16:48:54

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"


    Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"

      Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные. ...

20 09 2025 1:34:12

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

19 09 2025 8:25:40

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

18 09 2025 12:13:44

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::