Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды
Содержание:
- 1) Тектонические движения в мезозое
- 2) Животный мир в мезозойской эре
- 3) Растительный мир в мезозойской эре
- 4) Особенности развития жизни в мезозое
Мезозойская эра – время существенных изменений в земной коре и эволюционного прогресса. За 200 млн. лет сформировались основные континенты, горные цепи. Существенным было развитие жизни в мезозойскую эру. Благодаря теплым погодным условиям живая природа пополнилась новыми видами, которые стали предками современных представителей.
Мезозойская эра (245–60 млн. лет назад) разделена на такие временные периоды:
- Триас;
- юрский;
- меловой.
Тектонические движения в мезозое
Начало эры совпало с завершением формирования горной складчатости палеозоя. Поэтому миллионы лет обстановка была спокойная, не происходило массивных сдвигов. Только в меловом периоде мезозоя начались значительные тектонические движения, последние земные изменения.
В конце палеозоя суша охватывала большую территорию, площадью преобладая над мировым океаном. Платформы значительно выступали над уровнем моря и были окружены старыми складчатыми образованиями.
В мезозое разделился материк Гондван на несколько отдельных континентов: африканский, южноамериканский, австралийский, а также образовалась Антарктида и Индостанский полуостров.
Уже в Юрском периоде вода значительно поднялась и затопила огромную территорию. Наводнение длилось весь меловый период и только под конец эры наблюдалось сокращение площади морей, и новообразованная мезозойская складчатость вышла на поверхность.
Горы мезозойской складчатости
- Кордильеры (Северная Америка) ;
- Гималаи (Азия) ;
- Верхоянская горная система;
- Калбинское нагорье (Азия).
Предполагают, что Гималайские горы тех времен были намного выше нынешних, но с течением времени разрушились. Они сформировались при столкновении Индийского субконтинента с азиатской плитой.
Животный мир в мезозойской эре
Начало мезозойской эры — триасовый и юрский периоды — были временами расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20 т. Были среди них как травоядные, так и плотоядные. Но еще в пермский период появились зверозубые пресмыкающиеся — предки млекопитающих.
Первые млекопитающие известны из триасового периода. Тогда же возникли передвигающиеся на задних конечностях пресмыкающиеся — псевдозухии. Их считают предками птиц. Первоптица — археоптерикс — появилась в юрский период и продолжала существовать еще в меловом.
Прогрессивное развитие дыхательной и кровеносной систем у птиц и млекопитающих, обеспечивающее им теплокровность, уменьшило зависимость их от температуры окружающей среды и обеспечило расселение во всех географических широтах.
Появление настоящих птиц и высших млекопитающих относится к меловому периоду, и вскоре они заняли господствующее положение в типе хордовых. Этому способствовало также развитие нервной системы, образование условных рефлексов, воспитание потомства, а у млекопитающих живорождение и выкармливание детенышей молоком.
Прогрессивной чертой является дифференциация зубов у млекопитающих, явившаяся предпосылкой к использованию разнообразной пищи.
Благодаря дивергенции и идиоадаптациям появились многочисленные отряды, роды и виды млекопитающих и птиц.
Растительный мир в мезозойской эре
Триасовый период
На суше получают широкое распространение голосеменные растения. Повсеместно встречались папоротники, водоросли, псилофиты. Это связано было с тем, что появился новый способ оплодотворения, не связанный с водой, а формирование семени дало возможность зародышам растений длительно выживать в нeблагоприятных условиях.
Как следствие возникших приспособлений семенные растения смогли существовать не только вблизи влажных побережий, но и проникнуть вглубь материков. Голосеменные растения занимали главенствующее место в начале мезозоя. Самый распространённый вид — цикадовые. Эти растения подобны деревьям с прямыми стeблями и перистыми листьями. Они напоминали древовидные папоротники или пальмы.
Начали распространяться хвойные (Сосновые, Кипарисовые). В заболоченной местности произрастали хвощи небольших размеров.
Юрский период
Второй период мезозоя для голосеменных оказался самым плодотворным. Жаркие погодные условия содействовали росту папоротниковидных древесных растений и сагoвников.
Меловой период
К концу мезозоя в меловом периоде от голосеменных произошли покрытосеменные, что связано с новым ароморфозом — появлением цветка. Он хорошо защищает развивающиеся в завязи семена от нeблагоприятных факторов среды и обеспечивает их питанием.
Среди покрытосеменных в меловом периоде самого большого развития достигли Магнолиевые (лириодендрон тюльпановый), Розовые, Кутровые. В умеренных широтах произрастали представители семейства Буковые, Березовые.
В результате дивергенции в типе, покрытосеменных сформировалось два класса: однодольных и двудольных, а благодаря идиоадаптациям в этих классах выработались многочисленные разнообразные приспособления к опылению.
В конце мезозоя, в связи с сухостью климата, началось вымирание голосеменных, а так как они были основной пищей для многих, особенно крупных пресмыкающихся, то это повлекло и их вымирание.
Особенности развития жизни в мезозое
- Тектонические движения были менее выражены, чем в палеозое. Важное событие — деление суперконтинента Пангeи на Лавразию и Гондвану.
- На протяжении всей эры держалась жаркая погода, температура варьировала в пределах 25-35° С в тропических и 35-45° С в субтропических широтах. Самый теплый период на нашей планете.
- Стремительно развивался животный мир, мезозойская эра дала жизнь первым низшим млекопитающим. Идет усовершенствование на системном уровне. Развитие корковых структур повлияло на поведенческие реакции животных и адаптационные возможности. Позвоночный столб делился на позвонки, образовалось два круга кровообращения.
- На развитие жизни в мезозойскую эру значительно влиял климат, так засуха первой половины мезозойской эры способствовала развитию семяносных и рептилий, которые устойчивы к нeблагоприятным условиям, дефициту воды. В середине второго периода мезозоя влажность повысилась, что повлекло стремительный рост растений и появление цветковых.
Комментарии:
Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....
04 07 2025 13:39:26
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
03 07 2025 1:35:46
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
02 07 2025 4:49:54
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....
01 07 2025 3:26:46
Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....
30 06 2025 9:39:24
Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....
29 06 2025 8:10:29
Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....
28 06 2025 21:14:26
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
27 06 2025 18:56:12
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
26 06 2025 23:44:27
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
25 06 2025 18:32:30
В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....
24 06 2025 23:37:51
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
23 06 2025 8:50:39
Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов.
...
22 06 2025 22:37:34
Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии.
...
21 06 2025 4:50:29
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите.
...
20 06 2025 10:43:25
Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...
19 06 2025 2:18:41
Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
18 06 2025 5:43:14
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
17 06 2025 6:35:37
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
16 06 2025 10:12:12
Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка.
Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....
15 06 2025 10:35:37
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
14 06 2025 6:59:34
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
...
13 06 2025 5:34:44
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
12 06 2025 14:35:48
Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....
11 06 2025 6:23:41
Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....
10 06 2025 9:14:39
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....
09 06 2025 10:46:20
В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев.
Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности.
Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....
08 06 2025 22:30:36
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
07 06 2025 12:21:32
Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи.
...
06 06 2025 22:50:36
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных.
...
05 06 2025 22:58:36
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
04 06 2025 17:55:39
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
03 06 2025 12:35:20
Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....
02 06 2025 21:25:19
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности.
...
01 06 2025 7:31:27
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
31 05 2025 8:17:51
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
30 05 2025 10:46:33
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....
29 05 2025 20:33:37
Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....
28 05 2025 19:50:15
Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....
27 05 2025 5:11:47
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
26 05 2025 0:18:31
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
25 05 2025 6:58:35

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
24 05 2025 9:24:12
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
23 05 2025 20:53:32
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
22 05 2025 5:42:17
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
...
21 05 2025 17:34:13
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
20 05 2025 15:53:40
Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....
19 05 2025 7:57:12
Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....
18 05 2025 11:17:11

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
17 05 2025 5:25:38
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
16 05 2025 5:48:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::