Использование устного народного творчества на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Использование устного народного творчества на уроках биологии


    Использование устного народного творчества на уроках биологии

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное прострaнcтво. В связи с этим содержание образования обогащается новыми умениями, технологиями, где особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.

В деле гармоничного воспитания детей, привития им интереса к получению знаний значительное место принадлежит устному народному творчеству.

Устное народное творчество – неисчерпаемый источник. Оно не только отображает жизнь народа, его историю, мораль, язык, народную мудрость. Через сказки, песни, поговорки можно более глубоко познать то или иное явление природы, раскрыть смысл той или иной темы. К.Д. Ушинский писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной четкостью выражают суть достаточно сложных вещей…»

1. Роль сказки в усвоении и закреплении материала

Очень часто на своих уроках, особенно в 6,7 классах, где по своим физиологическим и психологическим возрастным показателям детям необходимы моменты непринужденного восприятия материала, я использую подачу информации в виде сказки.

Так, например, в уроке «Движение веществ по растению» можно преподнести объяснение части нового материала в виде «Сказки о дождике, которая хотела напоить дерево».

«… Жили-были дождинки в дождевом облаке. Тому, кто ничего не знает о дождинках, могло показаться, что они все похожи на другую: обыкновенные капельки воды. Но на самом деле у каждой был свой хаpaктер, каждая мечтала о своем, ведь у каждой из них была впереди длинная история, да и о прежнем было что рассказать. А пока они плыли высоко в небе в родном облачке и болтали между собой о своих мечтах. Одной хотелось попутешествовать подольше – от других сестер-дождинок она слыхала, что на земле с ними случались невероятные приключения. Вторая любила все красивое, и она вовсе не собиралась на землю – она мечтала вместе с другими дождинками стать радугой. А третья? Третья больше помалкивала и думала только о том, чтобы напоить деревья и травы.

… Сначала она оказалась на гладком зеленом листке. От ударов дождевых капелек он качнулся, задрожал, и капелька скатилась вниз, на следующий лист. Так, падая все ниже, она упала на землю и сразу впиталась в сухую почву – давненько не было дождя, и земля на опушке леса даже потрескалась. Скользит капелька между сухими мочками почвы и думает: «Что же со мной станет, куда же я попала, смогу ли я когда-нибудь вернуться в родное облачко, увидеть синее небо и золотое солнышко?» А вокруг-то сколько всего интересного, уже и небо вспоминать некогда! Вот навстречу капельке пробираются земляные черви: она вниз, а они – наверх. Скорей-скорей, вода заливает, дышать нечем! Вы, наверное, видели, как много земляных червей скапливается после дождя на поверхности почвы – их даже называют дождевыми! Это дождь выгнал их из сухих подземных норок. Вот капелька провалилась вдруг в какой-то туннель – здесь крот-строитель прорыл себе подземную дорогу. А сколько в земле живет маленьких жучков, паучков, каких-то крошечных, едва различимых глазом живых существ! И все они копошатся; кто-то кого-то ловит, кто-то что-то строит, кто-то куда-то спешит… Ой, а это что за странные длинные нити в почве?

Только успела дождинка это подумать да придвинуться к нитям поближе, чтобы рассмотреть получше, как очутилась внутри них! Это были тонкие волоски. Расположенные на корнях дерева, но дождинка этого, конечно, не знала. Она только почувствовала, что поднимается вверх – ведь до этого она все время двигалась вниз. Она спешила вверх вместе с другими капельками дождя, попавшими в почву. Дерево уже совсем высыхало от жажды, ведь давно не было дождя, и теперь жадно тянуло корнями воду. Все вверх и вверх: сначала по толстым каналам внутри ствола, потом по средним – внутри веток – и, наконец, по тоненьким жилкам листа. Увядшие от жары листья расправлялись, напоенные водой, а капелька, доплывшая до конца самой тоненькой жилки крошечного листа на макушке дерево, вдруг увидела и небо, и солнце, и родное облачко в вышине. Только оно истаяло, стало маленьким и еле видным. Теплый солнечный луч коснулся капельки, и она превратилась в пар и полетела вверх, к своему облачку. Она летела и радовалась, что ей удалось исполнить свою мечту – напоить дерево...»

Задача: показать в сказочной форме круговорот воды, связанный с растением.

Материалы: магнитная доска и магнитные аппликации: тучка, капли. Растение (если этого нет, можно по мере рассказа изображать на доске).

Ход фрагмента урока:

  1. Рассказывая сказку, перемещать магнитные аппликации на доске (выдержки из текста сказки см. приложение № 1, данное приложение вы можете взять, обратившись непосредственно к автору данной статьи);
  2. Обсудить с детьми сказку, на основании уже приобретенных знаний попытаться ответить на вопросы:
  • что за тонкие волоски встретились Дождинке на корнях дерева?;
  • благодаря чему Дождинка смогла проникнуть вглубь корня и подняться по стeблю к листьям?;
  • какой процесс помог Дождинке вернуться к своему облачку?

Домашнее задание: сочинить сказку о том, куда еще могла попасть Дождинка, путешествуя по растению и что могло с ней произойти.

На уроке в 7-м классе по теме «Размножение и развитие насекомых» «Сказку о том, как Кузнечик Бабочку не узнал» можно преподнести в виде закрепления нового материала.

«…Это был самый первый летний день – такой солнечный и теплый, такой тихий радостный! Молоденький кузнечик, целое утро наслаждавшийся сладким соком и компанией, заметил, как по гибкой травинке навстречу ему двигалось необыкновенное существо. Кузнечик мог поклясться, что никогда не видел ничего подобного: существо было похоже на зеленый бочоночек, слегка приплюснутый сверху и мягкий на вид, передвигалось ползком, перебирая шестью коротенькими ножками, которые едва выглядывали из-под негустых темных волосков, торчащих по бокам. На зеленом фоне были видны красноватые пятнышки и полоски по бокам и внизу.

Привет! – сказал Кузнечик. – Я – Кузнечик, а ты кто?

Бабочка, - прошепелявило существо.

Бабочка?! – от возмущения Кузнечик едва не задохнулся. – Бабочка?! Как будто на нашем лугу я не встречал бабочек! Они такие милые, такие красавицы! У каждой две пары нежнейших крылышек – чуть дотронешься, и посыпалось разноцветная пыльца! У них шесть тонких ножек и пара чудесных усиков, и длинный хоботок, чтобы пить нектар, и огромные глаза, чтобы отыскивать цветы. Ах, они и сами просто в точности цветы – только летающие цветы! А ты, вредный бочонок, смеешь обманывать меня, как будто я слепой и не могу отличить бабочку от какого-то самозванца. Кузнечик хотел еще что-то сказать, но увидел, что «бочонок» совсем не слушает его, а с жадностью обгрызает лист, на котором сидит: по краю, быстро увеличиваясь, появлялась неровная бороздка.

Фи, - подумал Кузнечик, - какая же уважающая себя бабочка будет есть что-либо, кроме цветочного нектара…

Прошло много дней. Кузнечик рос, пил травяной сок, играл с бабочками и стрекозами, замечал частенько и своего знакомого самозванца, лакомящегося листочками клевера, но больше они не разговаривали. А потом «зеленый бочонок» исчез, и Кузнечик о нем не вспоминал, только раз заметил он в тех зарослях клевера, где любил обедать его странный знакомец, какое-то гнездышко из прозрачной паутины, а внутри – контуры чего-то темного, формой похожего на семечко…

Но в жизни Кузнечика происходили события, целиком захватившие его, и он совсем забыл про смешного самозванца. У Кузнечика выросли крылья! Он и не знал раньше, что у взрослого Кузнечика должны быть крылья! Вот когда он вспомнил «зеленый бочонок», и ему стало даже немножко стыдно за то, что он сказал ему тогда, давно, что сам в точности похож на взрослого Кузнечика…Это был чудесный летний день: наверное, потому, что в жизни кузнечиков, стрекоз и жуков все летние дни наполнены удовольствиями – солнечным теплом и едой по вкусу. На макушку былинки, у подножия которой сидел Кузнечик, села красавица Серебристая Гoлyбянка.

Здравствуй, Кузнечик, - сказала она.

Добрый день, - ответил галантный Кузнечик. – Но разве мы знакомы?…

Конечно, - ответила бабочка. – Мы виделись с тобой в начале лета. Только ты меня не узнал тогда.

Когда? Как я мог не узнать тебя?! – застрекотал Кузнечик.

Но Серебристая Гoлyбянка расправила свои прекрасные небесно-гoлyбые крылышки и тихо вспорхнула с цветка...»

Задача: показать в сказочной форме два вида развития насекомых (с полным и неполным превращением).

Материалы: текст сказки.

Ход фрагмента урока:

  1. Зачитать сказку (выдержки из текста сказки см. приложение № 2, данное приложение вы можете взять, обратившись непосредственно к автору данной статьи).
  2. На основании знаний, полученных на уроке обсудить ее по примерным вопросам:
  • почему Кузнечик Бабочку не узнал?;
  • как называется существо, которое встретил Кузнечик в начале лета?;
  • в кого превратился Кузнечик?;
  • какой тип развития мы наблюдаем у этих насекомых?;
  • какова биологическая роль развития с метаморфозой?

Домашнее задание: придумать, какими другими героями из мира насекомых можно заменить Кузнечика и Бабочку.

Я привела лишь 2 примера по использованию сказок как фрагментов ведение урока. Их может быть бесконечное множество. Особенно на уроках в 6-х классах. Детишки входят впервые в кабинет биологии и, начиная изучать такой сложный и такой интересный предмет, ждут чуда. Так дайте же его им!

2. Загадки и их использование на различных этапах урока

Не меньший интерес на уроке у детей вызывает использование загадок. Загадка – это сжатое поэтико-аллегорическое описание какого-либо предмета или явления. Подается она в форме вопроса. Загадки вмещают в себя сумму сравнительных признаков и требуют установить, о чем идет речь. Основное назначение загадок – проверить смекалку учащихся, оценить их знания, наблюдательность, внимательность, причем в совершенно не принужденной форме.

Дети очень любят загадывать и отгадывать загадки, которые развивают их процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение. Загадки служат и воспитательной цели. Они помогают формированию эстетических вкусов, развивают способность эмоционально воспринимать окружающий мир.

Поэтому на уроках своих я очень часто использую загадки, как в качестве побуждающего фактора к мыслительной деятельности, так и в качестве закрепления материала, как способ переключения внимания детей, так и как способ отдыха.

Так, на уроке «Типы плодов» после составления таблицы, я детям даю закрепление загадки с просьбой определить тип плода того или иного растения.

Дeвyшка Аленушка посадила зернышко
Летом выросло на солнце золотое солнышко.

(Подсолнечник)

Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий
В доме рядышком сидят круглые ребятки
Осенью пришла беда: треснул домик гладкий
Поскакали кто куда круглые ребятки.

(Горох)

Зеленый, а не дуб, круглый, а не Луна
С хвостиком, а не мышка.

(Арбуз)

Синий мундир,
Желтая подкладка
А в середине – сладко.

(Слива)

С помощью загадок можно не только закреплять, но и проверять знания учащихся.

Так, например, на уроке «Лишайники», при опросе по предыдущей теме «Значение грибов», можно заполнить корзину съедобными грибами, откладывая в сторону ядовитые. И это все с помощью загадки.

Оборудование: корзинка, муляжи грибов либо магнитные аппликации.

Ход фрагмента урока:

А теперь позволили себе немного расслабиться. Перед вами корзина, которую необходимо наполнить грибами, а вот какими, вы решите сами, прослушав и, я надеюсь, отгадав загадки.

Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.

(Подосиновик)

Нам издалека шапка красная видна
Лесного обманщика и хвастуна
Не знаю, попасть ли в корзину придется,
Пусть мухам на гибель в лесу остается

(Мухомор)

Стоят под елкой пять ребят
Все в ярких шапках рыжих.
Стоят обнявшись и молчат,
Один другого ниже
Рассказали нам жуки: это братья…

(Рыжики)

Вот березонька стоит
И ветвями шевелит,
А под ней Антошка
На короткой ножке.

(Подберезовик)

Пни все заняли ребята
Плодовитые …

(Опята)

Ее обходят зверь и птица
Боятся, видна, отравиться.
Открыла всем секрет полянка,
Что в гости к ней пришла.

(Поганка)

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневой шляпкой
С бархатной подкладкой.

(Белый гриб)

Ну вот, корзинка наша наполнена доверху…

Каков результат? И дети отдохнули от предшествующего опроса (работа у доски, с карточками, устные ответы), и мне отрадно, что знают они как съедобные грибы от ядовитых отличить.

Можно давать загадки как игровые задания на уроке, сочиняя их самим или заимствуя у коллег.

Вот примеры некоторых из них:

Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

(Ответ: да, лягушка пищу проталкивают глазами. Тема: «Земноводные»)

Вот паучок-крестовичок
В шесть ног бежит спеша
Туда, где в паутине
Запуталась оса.
А может, я не так считал
Или не то сказал.

(Ответ: у пауков не шесть ног, а восемь. Тема «Паукообразные»)

Там ее никто не съест
Есть немало тайных мест:
Можно в сумочке икру
Поносить, как кенгуру.

(Ответ: Морские коньки. Тема «Рыбы»)

Дедка, бабка, коромысло
Над прудом летают низко.
Летунов все узнают,
Только как же их зовут?

(Ответ: дедка, бабка, коромысло – различные стрекозы. Тема «Насекомые»)

В Токио ей не напрасно
Памятник стоит прекрасный
Героиня не могуча,
Но зелена и прыгуча.
Ротик – тот еще у ней –
Хоть завязочки пришей!

(Ответ: лягушка. Тема «Земноводные»)

Притворяшка жук лежит,
Лапками не шевелит –
Пальцем его тронул,
Он со страху помер?!
Нет, очнулся, чуть привстал,
Шустро дальше побежал.
Подскажите, есть ли толк:
Не спасаться со всех ног,
А прикинуться таким –
Притвориться неживым?

(Ответ: некоторые птицы не поедают мертвых насекомых. Тема: Насекомые»)

Отчего бывает так,
Что речной обычный paк,
В одну сторону глазея,
А в другую путь держа,
Задом пятится, плывет,
В общем, все наоборот?
Пять минут я так ходил,
Пока стул не зацепил.
Кое-где синяк набил,
Но загадку не решил.

(Ответ: paк, резко подгибая хвост, может проплыть задом небольшое расстояние или пятиться от опасности, но обычно передвигается головой и глазами вперед. Тема «Paкообразные»)

А как отрадно видеть, что дети не только достаточно ловко отгадывают загадки, но и очень умело сочиняют их. Вот какие загадки мои дети придумали к обобщающему уроку по теме «Водоросли».

«Что-то там на дне маячит
свое тельце в слизи прячет»

(Улотрикс)

«Маленькая, зеленая, усами шевелит
Воду пить нам не велит»

(Хламидомонада)

«Длинные ленты, красивые ленты,
в косу не вылетешь, к платью не подошьешь»

(Ламинария)

«Хоть меня не видно, пусть, мне не обидно.
Мал золотник, да дорог,
Дал человеку пищи ворох»

(Хлорелла)

Волей-неволей приходишь к выводу, что только собственное творчество учителя на уроках может привести к творчеству детей.



Комментарии:

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)


    Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

      Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

24 04 2024 11:56:34

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

23 04 2024 2:41:45

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

22 04 2024 1:46:17

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

      Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

21 04 2024 1:52:10

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

20 04 2024 16:49:31

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

19 04 2024 21:44:13

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

18 04 2024 11:51:52

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

17 04 2024 3:20:18

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....

16 04 2024 16:32:25

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

15 04 2024 12:24:42

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

14 04 2024 23:45:32

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

13 04 2024 14:33:13

Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс


    Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс

      Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....

12 04 2024 23:27:58

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

11 04 2024 17:37:38

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

10 04 2024 4:35:34

Интегрированный урок по биологии в 8-м классе "Мороженое". Тема: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека"


    Интегрированный урок по биологии в 8-м классе "Мороженое". Тема: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека"

      Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают хаpaктерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....

09 04 2024 7:58:17

Доказательства животного происхождения человека


    Доказательства животного происхождения человека

      Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....

08 04 2024 11:46:19

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

07 04 2024 20:10:33

Органы дыхания и газообмен

Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....

06 04 2024 11:22:32

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе


    Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

      Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

05 04 2024 2:52:57

Системы органов млекопитающих. Описание и хаpaктеристика

Системы органов млекопитающих. Описание и хаpaктеристика По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....

04 04 2024 6:52:16

Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села


    Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села

      Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....

03 04 2024 13:58:27

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

02 04 2024 14:39:29

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"


    Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

01 04 2024 7:56:29

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"


    Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

      На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...

31 03 2024 6:18:16

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная)

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная) Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....

30 03 2024 21:26:44

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"


    Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"

      Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....

29 03 2024 1:42:16

Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"


    Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"

      Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...

28 03 2024 15:21:21

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс


    Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

      Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

27 03 2024 10:54:30

Статья "Алгоритмы учебных действий"


    Статья "Алгоритмы учебных действий"

      Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....

26 03 2024 13:33:19

Фотосинтез

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....

25 03 2024 19:13:23

Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"


    Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"

      Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека. ...

24 03 2024 8:58:14

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

23 03 2024 11:37:31

Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"


    Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"

      Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....

22 03 2024 22:14:30

Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

      Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

21 03 2024 16:10:40

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

20 03 2024 7:27:50

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

19 03 2024 3:54:49

Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"


    Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"

      Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....

18 03 2024 1:24:51

Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"


    Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"

      По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....

17 03 2024 19:35:15

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

16 03 2024 19:30:53

Движение простейших и беспозвоночных


    Движение простейших и беспозвоночных

      Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....

15 03 2024 12:49:55

Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс


    Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс

      Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....

14 03 2024 12:50:50

Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс


    Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс

      Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....

13 03 2024 12:13:58

Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии


    Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии

      Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....

12 03 2024 19:34:24

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

11 03 2024 22:44:28

Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"


    Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"

      Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...

10 03 2024 12:58:26

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс


    Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

      КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

09 03 2024 14:41:48

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

08 03 2024 6:47:28

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

07 03 2024 12:37:32

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

06 03 2024 21:25:56

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::