Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков
Представление учебных занятий
Модель системы уроков в десятом классе по программе и учебному пособию И. Н. Понамаревой по теме: «Биогеоценотический уровень жизни» состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Последовательность блоков предполагает усложнение деятельности обучающихся и изменение хаpaктера их взаимодействия внутри группы.
Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
I блок.
Основная задача – научить учащихся разнообразным приёмам работы с текстом учебной статьи.
Тема урока: «Биогеоценоз как био- и экосистема»
Задания:
- Прочитайте текст учебника на стр. 90-92, рассмотрите таблицы по теме, видеофильм и выполните следующие действия.
- Охаpaктеризуйте понятие биогеоценоз как структурный компонент биосферы.
- Составьте схему «Структурные элементы биогеоценоза».
- Подготовьте сообщение об основных процессах в биогеоценозе.
- Сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту статьи и рисункам для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов.
- Сконструируйте проблемное задание для групповой дискуссии (стр. 92, вопросы 1-3)
II блок.
Основная задача – научить учащихся планировать свою работу, управлять вниманием одноклассников в процессе ответа, развивать их ораторские способности.
Тема урока: «Биогеоценоз как био- и экосистема»
Задания для 1-й группы:
- Прочитайте текст учебника на стр. 90-91, сравните понятия природное сообщество, биогеоценоз.
- Что обеспечивает стабильный хаpaктер биогеоценозов (приведите известные вам примеры)?
- Подготовьте сообщение о В.Н.Сухачёве.
- Подготовьте сообщение об Артуре Джордже Тенсли.
- Сопоставьте определения биогеоценоз и экосистема
Задание для 2-й группы:
Прочитайте текст на стр. 91 о круговороте веществ, рассмотрите таблицы по теме и выполните следующее:
- Подготовьте рассказ о круговороте веществ.
- Ответьте на вопрос: «Какие организмы участвуют в биологическом круговороте веществ?»
- Заполните схему: «Круговорот веществ»
- Ответьте на вопрос: « Как круговороты веществ каждого биогеоценоза оказывают влияние на общий глобальный круговорот веществ и поток энергии в биосфере?».
- Выберите конкретную экосистему. Поясните, какие организмы (продуценты, консументы, редуценты) для неё более значимы.
- Поясните, какое значение для эволюции видов имеет их совместное существование в биогеоценозе.
Задание для 3-й группы:
Прочитайте текст на стр.92-97, рассмотрите рисунки и выполните следующие действия:
- подготовьте рассказ о пищевых или трофических связях;
- составьте схему цепи выедания (пастбищной) ;
- составьте схему цепи разложения (детритной) ;
- что такое трофический уровень?
- назовите что такое первичная и вторичная продукция?
Задание для 4-й группы:
Прочитайте текст на стр.93-97, рассмотрите рисунки 26-28, выполните следующие действия:
- охаpaктеризуйте правило 10-и процентов;
- расскажите об экологической пирамиде;
- расскажите о взаимодействии между видами в биогеоценозе - прострaнcтвенно-территориальных связях;
- ответьте на вопрос: «Что такое экологическая ниша?»;
- подготовьте сообщение об экологе И. Т. Серебрякове;
- подготовьте сообщение о Д. Н. Кашкарове;
- сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов.
III блок.
Основная задача – научить учащихся продуктивному взаимодействию в творческих парах.
Прочитайте текст учебника на стр. 97-101 §25, выполните задания, работая в парах (по выбору учащихся):
- Подготовьте выступление по содержанию учебной статьи и дополнительной литературе; разработайте опopный конспект (ЛОС) по содержанию выступления.
- Сконструируйте проблемные задания, предложите свои варианты ответа (письменно).
- Разработайте вариант творческого домашнего задания по теме урока.
В этом блоке проводится два варианта урока: первый - группы выполняют одинаковое задание по содержанию учебного материала; второй - группы выполняют разные задания.
Тема урока: «Типы связей и зависимостей в биогеоценозе»
Развивающая цель урока: научить школьников умениям хаpaктеризовать объекты; конструировать вопросы разного уровня сложности по тексту учебной статьи; устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи.
Внутри группы формируются пары, которые выполняют одно задание.
Задание. Прочитайте текст учебника на стр.97-101, рассмотрите рисунки. Заполните таблицу.
Взаимополезные (++) |
Полезнонейтральные (+0) |
Полезновредные (+-) |
Взаимовредные (- -) |
Основной материал статьи запишите в тетрадь и подготовьте выступление о приспособлениях земноводных к водной среде обитания;
Сконструируйте 5-6 вопросов разного уровня сложности по содержанию выступления. Запишите их в тетрадь.
В конце урока заслушиваются ответы творческих пар. Учащиеся корректируют результаты работы в тетрадях. Затем каждая группа предлагает свои вопросы, учащиеся класса отвечают.
IV блок.
Основная задача – подготовить учащихся к самостоятельной работе.
В ходе уроков предполагается отработать приемы учебой деятельности с путеводителем (системой заданий для самостоятельной работы, отражающей по дидактической цели все звенья процесса обучения).
Система самостоятельной групповой работы включает пять усложняющихся от урока к уроку заданий
Задание 1.
- Прочитайте текст на стр. 103-106, §26.
- Заполните путеводитель, предложенный учителем (учащиеся в группе работают с одним путеводителем, консультант распределяет работу и организует оформление отчета группы).
Задание 2.
- Прочитайте текст на стр. 107-110 §27.
- Заполните путеводитель, предложенный учителем (каждому ученику предлагается свой путеводитель, после выполнения организуется обсуждение ответов на вопросы и задания внутри группы, осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль, один ученик делегируется для ответа у доски).
Задание 3.
- Прочитайте текст на стр. 110-113 §28.
- Сконструируйте свой вариант путеводителя по содержанию текста учебной статьи.
- Ответьте на вопросы путеводителя (каждый ученик, работая с текстом учебника, разpaбатывает свой вариант путеводителя, готовые путеводители обсуждаются в группе, отбирается лучший из них либо конструируется новый по совокупности лучших идей в группе, один ученик делегируется для ответа у доски).
Задание 4.
- Прочитайте текст на стр. 114-117, §29
- Сконструируйте свой вариант путеводителя (два экземпляра). Один экземпляр предайте группе-партнеру, второй – используйте для разработки эталона ответа на вопросы и задания.
- Получите путеводитель, подготовленный группой-партнером; ответьте на вопросы путеводителя группы-партнера.
- Обменяйтесь путеводителями с целью проверки результата работы партнеров.
- Делегируйте одного ученика к доске для анализа результатов деятельности группы-партнера (результаты работы каждой группы вывешиваются на классной доске).
Задание 5.
- Прочитайте текст на странице 118-121, §30
- Сконструируйте путеводитель с целью участия в конкурсе творческих работ учащихся. Задание выполняется по желанию учащихся индивидуально, в творческих парах или малых творческих группах (три человека), которые формируются с учетом интересов и возможностей школьников.
- Подготовьте свой вариант на вопросы и задания путеводителя.
- Представьте творческую работу на конкурсе.
Условия конкурса:
- путеводитель конструируется с учетом содержания всей учебной статьи по теме урока;
- вопросы и задания разного уровня сложности должны отражать все этапы усвоения новой учебной информации: повторение учебного материала, изучение новых знаний, закрепление новых знаний, формирование умений применять знания, проверка уровня усвоения знаний и умений;
- в путеводителе должно быть оригинальное домашнее задание по тексту учебника и дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний, полученных на уроке;
- путеводитель должен содержать приложение – авторский вариант ответов на вопросы и задания.
Тема урока: «Приспособления организмов к совместной жизни обитания в биогеоценозах».
Развивающая цель урока: научить школьником умениям устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи; сравнивать и обобщать изучаемые объекты.
Путеводитель 1
- Прочитайте текст учебника на стр.103-104, рассмотрите рисунки.
- Заполните схему.
- заполните таблицу «Приспособленность организмов и ее относительность».
название вида
Среда обитания
Черты приспособленности к среде обитания
относительность приспособленности
- ответьте на вопрос: «В чем заключается приспособительный хаpaктер эволюции?».
- Широко представленные в органическом мире примеры паразитизма являются одним из основных направлений эволюций. Можно ли это эволюционное направление считать биологическим регрессом? Ответ поясните.
Тема урока: «Механизмы устойчивости биогеоценозов».
Развивающая цель урока: продолжить обучение школьников умениям устанавливать причинно-следственные связи по тесту учебной статьи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты.
Путеводитель 2.
- Прочитайте текст учебника на стр. 107-110, рассмотрите рисунки.
- Перечислите условия устойчивости биогеоценоза: а)…; б)…; в)…; г)….
- Продолжить фразы:
Устойчивость биогеоценоза – это…
Жизненное прострaнcтво – это…
Оптимальное для популяции расстояние – это…
Бедные сообщества неустойчивы потому, что…
Чем богаче, разнообразнее видовой состав биогеоценоза, тем больше в нем… - Ответьте на вопрос: «Может ли один и тот же биогеоценоз бесконечно долго устойчиво существовать на какой–то конкретной территории?»
V блок.
Основная задача – подготовить школьников к самостоятельной работе в режиме проектного обучения.
Учащиеся организуются в творческие группы с учетом их интересов и возможностей, выбирают лидера и работают в течение одного учебного занятия. В начале уроков каждая группа выбирает одну из проблем, предложенных учителем. Задание для самостоятельной работы группы конструируется по следующему алгоритму:
Задание 1 (фронтальная работа)
- Прочитайте текст учебника на стр. 118-125, §30-31.
- Выберите одну из проблем по теме урока.
- Скомплектуйте творческую группу.
Задание 2 (работа в творческой группе)
- Выберите один из информационных источников (дополнительную литературу по теме урока предлагает учитель), подготовьте свой вариант решения проблемы.
- Подготовьте ответ письменно, указывая источник информации, оформив цитаты, сделайте выводы.
- Предложите свой вариант решения проблемы для обсуждения в группе.
- Заслушайте ответы каждого участника групповой работы; выберите лучший ответ, дополните его сведениями из других источников.
- Подготовьте творческий отчет группы для публичного выступления; делегируйте одного выступающего для защиты творческой группы.
Защита творческой работы осуществляется в процессе дискуссии, в которой принимают участие заранее назначенные учителем эксперты, оппоненты, рецензенты. Учащиеся класса по ходу защиты творческой работы оформляют записи в рабочей тетради, коротко фиксируя информацию по решению каждой из предложенных проблем, предлагают вопросы уточняющего и дискуссионного хаpaктера. В конце урока выполняется контрольная работа, о которой учитель предупреждает учащихся заранее.
Тема урока: «Многообразие водных биогеоценозов и биогеоценозов суши».
Развивающая цель урока: научить школьников умениям реконструировать текст учебной статьи, выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа текста.
Задания для групп:
- Отберите информацию из текста учебной статьи по теме урока.
- Отберите дополнительную информацию по теме урока из научно-популярной литературы. Сконструируйте новый (авторский) текст по изученным источникам.
- Подготовьте информационное сообщение по авторскому тексту.
- Разработайте структуру сайта (страницу в Интернете) по тем урока. Озаглавьте рубрики сайта и наполните их содержанием.
Сайт «Многообразие биогеоценозов, сохранение их разнообразия».
Проблемы:
- В чем заключается основное значение биогеоценозов для природы и для человека?
- Причины утраты биоразнообразия в биогеоценозах и проблема сохранения видов.
- Как согласуется с понятием «неисчерпаемые природные ресурсы» закон «ограниченности природных ресурсов» - все природные ресурсы Земли конечны (Н. Реймерс).
- Какие природные явления, свойственные биогеоценозу, отражены в цитате Эразма Дарвина, «Храм природы»?
«Охотнице-сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги темной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька;
Светляк же – ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный». - виды – индикаторы состояния водоемов
- проблема восстановления тропического леса
Полезная информация:
В газете «Зеленый мир» №4 на 2005 год опубликована статья Ф. Непомнящего «Проблемы сохранения видов сильно преувеличены» «…На сегодняшний день имеют малые размеры, чувствительны к воздействию окружающей среды и в большинстве случаев их популяции не многочисленны. Эти виды итак не жильцы на нашей планете. Любая человеческая деятельность может принести им серьезный вред, И этого невозможно избежать.
Возьмем, например, многие уникальные виды фауны Байкала.
Среди них много рачков, моллюсков, рыбешек и других животных. Их исчезновение не может серьезно повлиять на состояние озера и уж тем более планеты в целом. Вымрут один – их нишу другие. Везде найдутся свои эндемики, но настолько велика их роль в экосистеме?
Исчезновение видов неизбежно. Конечно, нужно сохранять какие-то из них – в основном те, которые особенно важны для жизни экосистемы в целом. Нет смысла заботиться о каждом червяке и пауке».
Для сохранения видов важно сохранить целостность мест обитания, не разрывать их на изолированные территории. Загрязнение среды, рост лесоразработок, освоение целинных земель ограничивают биоразнообразия. В ней отмечены следующие основные причины утраты биологического разнообразия:
- возрастающее народонаселение;
- рост потрeбления ресурсов;
- истрeбление видов и разрушение экосистем;
- неразумная политика использования ресурсов;
- негативное влияние мировой торговли;
- несправедливое распределение ресурсов;
- игнорирование значения биоразнообразия.
- биоразнообразие проявляется в разнообразии наследственного фактора организмов, разнообразия видов и экосистем. Утрата биоразнообразия нарушает устойчивость развития общества. Причина снижения биоразнообразия чаще всего – в деятельности человека.
Воздействие загрязняющих веществ на водные биогеоценозы обычно проявляется в изменении структуры сообществ и состава животных и растительных видов. Биоиндикаторами чистоты или загрязнения водных бассейнов служат доминантные виды, такие, как веснянки, поденки и ручейники, популяции которых уменьшаются при загрязнении водоема. Угроза эвтрофикации весьма актуальна не только для озер, но и для океана, морей и водохранилищ.
Комментарии:
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
24 08 2025 5:26:57
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
...
23 08 2025 12:51:40
Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....
22 08 2025 20:37:46
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
21 08 2025 8:48:28
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе.
...
20 08 2025 17:11:22
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии.
...
19 08 2025 13:54:34
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
18 08 2025 14:50:18
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
17 08 2025 17:33:18
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
16 08 2025 13:48:15
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
15 08 2025 7:18:28
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
14 08 2025 23:52:39
Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....
13 08 2025 1:39:48
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
12 08 2025 9:46:33
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.
...
11 08 2025 22:12:30
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...
10 08 2025 20:43:46
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
09 08 2025 21:49:32
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
08 08 2025 14:11:46
В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....
07 08 2025 19:51:37
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
06 08 2025 14:56:31

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
05 08 2025 20:25:33

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
04 08 2025 15:18:37
Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
...
03 08 2025 8:39:27
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
02 08 2025 22:46:46
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
01 08 2025 13:20:57
Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....
31 07 2025 15:11:32
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
30 07 2025 20:32:22
Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....
29 07 2025 3:29:15
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ.
...
28 07 2025 21:14:37
Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....
27 07 2025 9:31:37
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
26 07 2025 14:20:51

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
25 07 2025 11:30:35
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
24 07 2025 5:33:44
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
23 07 2025 10:39:51
Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....
22 07 2025 9:37:38
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
21 07 2025 12:10:20
В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани.
...
20 07 2025 11:24:47
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
19 07 2025 19:21:23
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
18 07 2025 19:29:57
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
17 07 2025 5:57:52
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
16 07 2025 13:44:47
Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор».
...
15 07 2025 5:40:34
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
14 07 2025 6:47:14
Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека.
...
13 07 2025 3:57:41
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
12 07 2025 15:27:35
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
11 07 2025 19:36:13
Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...
10 07 2025 21:49:42
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
09 07 2025 12:59:57
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
08 07 2025 21:43:43
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
07 07 2025 23:17:53
Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания
творческого хаpaктера....
06 07 2025 14:49:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::