Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков


Представление учебных занятий

Модель системы уроков в десятом классе по программе и учебному пособию И. Н. Понамаревой по теме: «Биогеоценотический уровень жизни» состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Последовательность блоков предполагает усложнение деятельности обучающихся и изменение хаpaктера их взаимодействия внутри группы.

Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.

I блок.

Основная задача – научить учащихся разнообразным приёмам работы с текстом учебной статьи.

Тема урока: «Биогеоценоз как био- и экосистема»

Задания:

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 90-92, рассмотрите таблицы по теме, видеофильм и выполните следующие действия.
  2. Охаpaктеризуйте понятие биогеоценоз как структурный компонент биосферы.
  3. Составьте схему «Структурные элементы биогеоценоза».
  4. Подготовьте сообщение об основных процессах в биогеоценозе.
  5. Сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту статьи и рисункам для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов.
  6. Сконструируйте проблемное задание для групповой дискуссии (стр. 92, вопросы 1-3)

II блок.

Основная задача – научить учащихся планировать свою работу, управлять вниманием одноклассников в процессе ответа, развивать их ораторские способности.

Тема урока: «Биогеоценоз как био- и экосистема»

Задания для 1-й группы:

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 90-91, сравните понятия природное сообщество, биогеоценоз.
  2. Что обеспечивает стабильный хаpaктер биогеоценозов (приведите известные вам примеры)?
  3. Подготовьте сообщение о В.Н.Сухачёве.
  4. Подготовьте сообщение об Артуре Джордже Тенсли.
  5. Сопоставьте определения биогеоценоз и экосистема

Задание для 2-й группы: 

Прочитайте текст на стр. 91 о круговороте веществ, рассмотрите таблицы по теме и выполните следующее:

  1. Подготовьте рассказ о круговороте веществ.
  2. Ответьте на вопрос: «Какие организмы участвуют в биологическом круговороте веществ?»
  3. Заполните схему: «Круговорот веществ»
  4. Ответьте на вопрос: « Как круговороты веществ каждого биогеоценоза оказывают влияние на общий глобальный круговорот веществ и поток энергии в биосфере?».
  5. Выберите конкретную экосистему. Поясните, какие организмы (продуценты, консументы, редуценты) для неё более значимы.
  6. Поясните, какое значение для эволюции видов имеет их совместное существование в биогеоценозе.

Задание для 3-й группы:

Прочитайте текст на стр.92-97, рассмотрите рисунки и выполните следующие действия:

  • подготовьте рассказ о пищевых или трофических связях;
  • составьте схему цепи выедания (пастбищной);
  • составьте схему цепи разложения (детритной);
  • что такое трофический уровень?
  • назовите что такое первичная и вторичная продукция?

Задание для 4-й группы:

Прочитайте текст на стр.93-97, рассмотрите рисунки 26-28, выполните следующие действия:

  • охаpaктеризуйте правило 10-и процентов;
  • расскажите об экологической пирамиде;
  • расскажите о взаимодействии между видами в биогеоценозе - прострaнcтвенно-территориальных связях;
  • ответьте на вопрос: «Что такое экологическая ниша?»;
  • подготовьте сообщение об экологе И. Т. Серебрякове;
  • подготовьте сообщение о Д. Н. Кашкарове;
  • сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов.

III блок.

Основная задача – научить учащихся продуктивному взаимодействию в творческих парах.

Прочитайте текст учебника на стр. 97-101 §25, выполните задания, работая в парах (по выбору учащихся):

  1. Подготовьте выступление по содержанию учебной статьи и дополнительной литературе; разработайте опopный конспект (ЛОС) по содержанию выступления.
  2. Сконструируйте проблемные задания, предложите свои варианты ответа (письменно).
  3. Разработайте вариант творческого домашнего задания по теме урока.

В этом блоке проводится два варианта урока: первый - группы выполняют одинаковое задание по содержанию учебного материала; второй - группы выполняют разные задания.

Тема урока: «Типы связей и зависимостей в биогеоценозе»

Развивающая цель урока: научить школьников умениям хаpaктеризовать объекты; конструировать вопросы разного уровня сложности по тексту учебной статьи; устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи.

Внутри группы формируются пары, которые выполняют одно задание.

Задание. Прочитайте текст учебника на стр.97-101, рассмотрите рисунки. Заполните таблицу.

Взаимополезные
(++)
Полезнонейтральные
(+0)
Полезновредные
(+-)
Взаимовредные
(- -)

 

Основной материал статьи запишите в тетрадь и подготовьте выступление о приспособлениях земноводных к водной среде обитания;

Сконструируйте 5-6 вопросов разного уровня сложности по содержанию выступления. Запишите их в тетрадь.

В конце урока заслушиваются ответы творческих пар. Учащиеся корректируют результаты работы в тетрадях. Затем каждая группа предлагает свои вопросы, учащиеся класса отвечают.

IV блок.

Основная задача – подготовить учащихся к самостоятельной работе.

В ходе уроков предполагается отработать приемы учебой деятельности с путеводителем (системой заданий для самостоятельной работы, отражающей по дидактической цели все звенья процесса обучения).

Система самостоятельной групповой работы включает пять усложняющихся от урока к уроку заданий

Задание 1.

  1. Прочитайте текст на стр. 103-106, §26.
  2. Заполните путеводитель, предложенный учителем (учащиеся в группе работают с одним путеводителем, консультант распределяет работу и организует оформление отчета группы).

Задание 2.

  1. Прочитайте текст на стр. 107-110 §27.
  2. Заполните путеводитель, предложенный учителем (каждому ученику предлагается свой путеводитель, после выполнения организуется обсуждение ответов на вопросы и задания внутри группы, осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль, один ученик делегируется для ответа у доски).

Задание 3.

  1. Прочитайте текст на стр. 110-113 §28.
  2. Сконструируйте свой вариант путеводителя по содержанию текста учебной статьи.
  3. Ответьте на вопросы путеводителя (каждый ученик, работая с текстом учебника, разpaбатывает свой вариант путеводителя, готовые путеводители обсуждаются в группе, отбирается лучший из них либо конструируется новый по совокупности лучших идей в группе, один ученик делегируется для ответа у доски).

Задание 4.

  1. Прочитайте текст на стр. 114-117, §29
  2. Сконструируйте свой вариант путеводителя (два экземпляра). Один экземпляр предайте группе-партнеру, второй – используйте для разработки эталона ответа на вопросы и задания.
  3. Получите путеводитель, подготовленный группой-партнером; ответьте на вопросы путеводителя группы-партнера.
  4. Обменяйтесь путеводителями с целью проверки результата работы партнеров.
  5. Делегируйте одного ученика к доске для анализа результатов деятельности группы-партнера (результаты работы каждой группы вывешиваются на классной доске).

Задание 5.

  1. Прочитайте текст на странице 118-121, §30
  2. Сконструируйте путеводитель с целью участия в конкурсе творческих работ учащихся. Задание выполняется по желанию учащихся индивидуально, в творческих парах или малых творческих группах (три человека), которые формируются с учетом интересов и возможностей школьников.
  3. Подготовьте свой вариант на вопросы и задания путеводителя.
  4. Представьте творческую работу на конкурсе.

Условия конкурса:

  1. путеводитель конструируется с учетом содержания всей учебной статьи по теме урока;
  2. вопросы и задания разного уровня сложности должны отражать все этапы усвоения новой учебной информации: повторение учебного материала, изучение новых знаний, закрепление новых знаний, формирование умений применять знания, проверка уровня усвоения знаний и умений;
  3. в путеводителе должно быть оригинальное домашнее задание по тексту учебника и дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний, полученных на уроке;
  4. путеводитель должен содержать приложение – авторский вариант ответов на вопросы и задания.

Тема урока: «Приспособления организмов к совместной жизни обитания в биогеоценозах».

Развивающая цель урока: научить школьником умениям устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи; сравнивать и обобщать изучаемые объекты.

Путеводитель 1

  1. Прочитайте текст учебника на стр.103-104, рассмотрите рисунки.
  2. Заполните схему.

  3. заполните таблицу «Приспособленность организмов и ее относительность».

    название вида

    Среда обитания

    Черты приспособленности к среде обитания

    относительность приспособленности

  4. ответьте на вопрос: «В чем заключается приспособительный хаpaктер эволюции?».
  5. Широко представленные в органическом мире примеры паразитизма являются одним из основных направлений эволюций. Можно ли это эволюционное направление считать биологическим регрессом? Ответ поясните.

Тема урока: «Механизмы устойчивости биогеоценозов».

Развивающая цель урока: продолжить обучение школьников умениям устанавливать причинно-следственные связи по тесту учебной статьи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты.

Путеводитель 2.

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 107-110, рассмотрите рисунки.
  2. Перечислите условия устойчивости биогеоценоза: а)…; б)…; в)…; г)….
  3. Продолжить фразы:
    Устойчивость биогеоценоза – это…
    Жизненное прострaнcтво – это…
    Оптимальное для популяции расстояние – это…
    Бедные сообщества неустойчивы потому, что…
    Чем богаче, разнообразнее видовой состав биогеоценоза, тем больше в нем…
  4. Ответьте на вопрос: «Может ли один и тот же биогеоценоз бесконечно долго устойчиво существовать на какой–то конкретной территории?»

V блок.

Основная задача – подготовить школьников к самостоятельной работе в режиме проектного обучения.

Учащиеся организуются в творческие группы с учетом их интересов и возможностей, выбирают лидера и работают в течение одного учебного занятия. В начале уроков каждая группа выбирает одну из проблем, предложенных учителем. Задание для самостоятельной работы группы конструируется по следующему алгоритму:

Задание 1 (фронтальная работа)

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 118-125, §30-31.
  2. Выберите одну из проблем по теме урока.
  3. Скомплектуйте творческую группу.

Задание 2 (работа в творческой группе)

  1. Выберите один из информационных источников (дополнительную литературу по теме урока предлагает учитель), подготовьте свой вариант решения проблемы.
  2. Подготовьте ответ письменно, указывая источник информации, оформив цитаты, сделайте выводы.
  3. Предложите свой вариант решения проблемы для обсуждения в группе.
  4. Заслушайте ответы каждого участника групповой работы; выберите лучший ответ, дополните его сведениями из других источников.
  5. Подготовьте творческий отчет группы для публичного выступления; делегируйте одного выступающего для защиты творческой группы.

Защита творческой работы осуществляется в процессе дискуссии, в которой принимают участие заранее назначенные учителем эксперты, оппоненты, рецензенты. Учащиеся класса по ходу защиты творческой работы оформляют записи в рабочей тетради, коротко фиксируя информацию по решению каждой из предложенных проблем, предлагают вопросы уточняющего и дискуссионного хаpaктера. В конце урока выполняется контрольная работа, о которой учитель предупреждает учащихся заранее.

Тема урока: «Многообразие водных биогеоценозов и биогеоценозов суши».

Развивающая цель урока: научить школьников умениям реконструировать текст учебной статьи, выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа текста.

Задания для групп:

  1. Отберите информацию из текста учебной статьи по теме урока.
  2. Отберите дополнительную информацию по теме урока из научно-популярной литературы. Сконструируйте новый (авторский) текст по изученным источникам.
  3. Подготовьте информационное сообщение по авторскому тексту.
  4. Разработайте структуру сайта (страницу в Интернете) по тем урока. Озаглавьте рубрики сайта и наполните их содержанием.

Сайт «Многообразие биогеоценозов, сохранение их разнообразия».

Проблемы:

  1. В чем заключается основное значение биогеоценозов для природы и для человека?
  2. Причины утраты биоразнообразия в биогеоценозах и проблема сохранения видов.
  3. Как согласуется с понятием «неисчерпаемые природные ресурсы» закон «ограниченности природных ресурсов» - все природные ресурсы Земли конечны (Н. Реймерс).
  4. Какие природные явления, свойственные биогеоценозу, отражены в цитате Эразма Дарвина, «Храм природы»?
    «Охотнице-сове средь ночи темной
    Не жаль певца любви и неги темной,
    А соловей съедает светляка,
    Не посмотрев на прелесть огонька;
    Светляк же – ночи светоч оживленный,
    Вползая вверх, цветок съедает сонный».
  5. виды – индикаторы состояния водоемов
  6. проблема восстановления тропического леса

Полезная информация:

В газете «Зеленый мир» №4 на 2005 год опубликована статья Ф. Непомнящего «Проблемы сохранения видов сильно преувеличены» «…На сегодняшний день имеют малые размеры, чувствительны к воздействию окружающей среды и в большинстве случаев их популяции не многочисленны. Эти виды итак не жильцы на нашей планете. Любая человеческая деятельность может принести им серьезный вред, И этого невозможно избежать.

Возьмем, например, многие уникальные виды фауны Байкала.

Среди них много рачков, моллюсков, рыбешек и других животных. Их исчезновение не может серьезно повлиять на состояние озера и уж тем более планеты в целом. Вымрут один – их нишу другие. Везде найдутся свои эндемики, но настолько велика их роль в экосистеме?

Исчезновение видов неизбежно. Конечно, нужно сохранять какие-то из них – в основном те, которые особенно важны для жизни экосистемы в целом. Нет смысла заботиться о каждом червяке и пауке».

Для сохранения видов важно сохранить целостность мест обитания, не разрывать их на изолированные территории. Загрязнение среды, рост лесоразработок, освоение целинных земель ограничивают биоразнообразия. В ней отмечены следующие основные причины утраты биологического разнообразия:

  • возрастающее народонаселение;
  • рост потрeбления ресурсов;
  • истрeбление видов и разрушение экосистем;
  • неразумная политика использования ресурсов;
  • негативное влияние мировой торговли;
  • несправедливое распределение ресурсов;
  • игнорирование значения биоразнообразия.
  • биоразнообразие проявляется в разнообразии наследственного фактора организмов, разнообразия видов и экосистем. Утрата биоразнообразия нарушает устойчивость развития общества. Причина снижения биоразнообразия чаще всего – в деятельности человека.

Воздействие загрязняющих веществ на водные биогеоценозы обычно проявляется в изменении структуры сообществ и состава животных и растительных видов. Биоиндикаторами чистоты или загрязнения водных бассейнов служат доминантные виды, такие, как веснянки, поденки и ручейники, популяции которых уменьшаются при загрязнении водоема. Угроза эвтрофикации весьма актуальна не только для озер, но и для океана, морей и водохранилищ.


Взаимосвязь организмов в сообществе Биология

Взаимосвязь организмов в сообществе  Биология Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...

05 12 2022 17:45:56

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"

      Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....

04 12 2022 12:50:27

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

03 12 2022 6:41:33

Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"


    Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"

      Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....

02 12 2022 21:42:41

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники: особенности строения, питания и размножения Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

01 12 2022 23:34:12

Строение и функции клетки


    Строение и функции клетки

      Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....

30 11 2022 2:14:44

Урок "Заповедные уголки Воронежа и Воронежской области"


    Урок "Заповедные уголки Воронежа и Воронежской области"

      Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....

29 11 2022 7:23:48

Урок-пресс-конференция "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"


    Урок-пресс-конференция "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"

      Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья. ...

28 11 2022 2:26:40

Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

      Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

27 11 2022 0:35:45

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

26 11 2022 4:49:45

Макроэволюция: закономерности и доказательства

Макроэволюция: закономерности и доказательства Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....

25 11 2022 18:52:28

План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"


    План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"

      Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...

24 11 2022 13:39:26

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)


    Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

      Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

23 11 2022 19:18:40

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

22 11 2022 3:23:21

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....

21 11 2022 21:13:14

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

20 11 2022 22:21:42

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

19 11 2022 1:34:54

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....

18 11 2022 20:31:53

Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы

Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....

17 11 2022 15:19:37

План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"


    План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"

      Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....

16 11 2022 5:47:46

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

15 11 2022 14:13:47

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс


    Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

      Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....

14 11 2022 21:19:52

Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...

13 11 2022 8:55:36

Тема урока: "Вид, его критерии". 11-й класс


    Тема урока: "Вид, его критерии". 11-й класс

      В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....

12 11 2022 20:40:59

Интегрированные уроки биологии и физической культуры


    Интегрированные уроки биологии и физической культуры

      Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....

11 11 2022 0:37:40

Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы


    Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

      Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....

10 11 2022 20:33:36

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....

09 11 2022 20:31:38

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий


    Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

      Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

08 11 2022 22:28:27

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

07 11 2022 16:16:52

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

06 11 2022 19:27:22

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

      На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

05 11 2022 3:37:17

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

      Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

04 11 2022 9:42:45

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....

03 11 2022 0:49:18

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"

      Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...

02 11 2022 1:45:16

Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование


    Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование

      Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...

01 11 2022 20:55:13

Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"


    Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"

      Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться. ...

31 10 2022 14:23:51

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

30 10 2022 12:59:28

Прибор, открывающий тайны


    Прибор, открывающий тайны

      Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....

29 10 2022 2:59:26

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

28 10 2022 0:39:19

Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности


    Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности

      Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....

27 10 2022 6:31:31

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

26 10 2022 12:46:18

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

25 10 2022 9:38:36

Урок по теме: "Среда обитания. Факторы среды". 5-й класс


    Урок по теме: "Среда обитания. Факторы среды". 5-й класс

      Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного хаpaктера, самостоятельную работу с текстом учебника, пpaктическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы. ...

24 10 2022 18:38:19

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

      Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...

23 10 2022 3:27:28

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

22 10 2022 3:37:59

Современный этап эволюции человека


    Современный этап эволюции человека

      На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....

21 10 2022 21:41:50

Землятрясение. 5-й класс


    Землятрясение. 5-й класс

      Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....

20 10 2022 2:10:53

Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"


    Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"

      Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...

19 10 2022 2:23:41

Использование интеpaктивных медиапособий


    Использование интеpaктивных медиапособий

      Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....

18 10 2022 11:21:57

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

17 10 2022 17:41:31

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::