Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков

Представление учебных занятий

Модель системы уроков в десятом классе по программе и учебному пособию И. Н. Понамаревой по теме: «Биогеоценотический уровень жизни» состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Последовательность блоков предполагает усложнение деятельности обучающихся и изменение характера их взаимодействия внутри группы.

Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.

I блок.

Основная задача – научить учащихся разнообразным приёмам работы с текстом учебной статьи.

Тема урока: «Биогеоценоз как био- и экосистема»

Задания:

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 90-92, рассмотрите таблицы по теме, видеофильм и выполните следующие действия.
  2. Охарактеризуйте понятие биогеоценоз как структурный компонент биосферы.
  3. Составьте схему «Структурные элементы биогеоценоза».
  4. Подготовьте сообщение об основных процессах в биогеоценозе.
  5. Сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту статьи и рисункам для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов.
  6. Сконструируйте проблемное задание для групповой дискуссии (стр. 92, вопросы 1-3)

II блок.

Основная задача – научить учащихся планировать свою работу, управлять вниманием одноклассников в процессе ответа, развивать их ораторские способности.

Тема урока: «Биогеоценоз как био- и экосистема»

Задания для 1-й группы:

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 90-91, сравните понятия природное сообщество, биогеоценоз.
  2. Что обеспечивает стабильный характер биогеоценозов (приведите известные вам примеры)?
  3. Подготовьте сообщение о В.Н.Сухачёве.
  4. Подготовьте сообщение об Артуре Джордже Тенсли.
  5. Сопоставьте определения биогеоценоз и экосистема

Задание для 2-й группы: 

Прочитайте текст на стр. 91 о круговороте веществ, рассмотрите таблицы по теме и выполните следующее:

  1. Подготовьте рассказ о круговороте веществ.
  2. Ответьте на вопрос: «Какие организмы участвуют в биологическом круговороте веществ?»
  3. Заполните схему: «Круговорот веществ»
  4. Ответьте на вопрос: « Как круговороты веществ каждого биогеоценоза оказывают влияние на общий глобальный круговорот веществ и поток энергии в биосфере?».
  5. Выберите конкретную экосистему. Поясните, какие организмы (продуценты, консументы, редуценты) для неё более значимы.
  6. Поясните, какое значение для эволюции видов имеет их совместное существование в биогеоценозе.

Задание для 3-й группы:

Прочитайте текст на стр.92-97, рассмотрите рисунки и выполните следующие действия:

  • подготовьте рассказ о пищевых или трофических связях;
  • составьте схему цепи выедания (пастбищной);
  • составьте схему цепи разложения (детритной);
  • что такое трофический уровень?
  • назовите что такое первичная и вторичная продукция?

Задание для 4-й группы:

Прочитайте текст на стр.93-97, рассмотрите рисунки 26-28, выполните следующие действия:

  • охарактеризуйте правило 10-и процентов;
  • расскажите об экологической пирамиде;
  • расскажите о взаимодействии между видами в биогеоценозе - пространственно-территориальных связях;
  • ответьте на вопрос: «Что такое экологическая ниша?»;
  • подготовьте сообщение об экологе И. Т. Серебрякове;
  • подготовьте сообщение о Д. Н. Кашкарове;
  • сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов.

III блок.

Основная задача – научить учащихся продуктивному взаимодействию в творческих парах.

Прочитайте текст учебника на стр. 97-101 §25, выполните задания, работая в парах (по выбору учащихся):

  1. Подготовьте выступление по содержанию учебной статьи и дополнительной литературе; разработайте опорный конспект (ЛОС) по содержанию выступления.
  2. Сконструируйте проблемные задания, предложите свои варианты ответа (письменно).
  3. Разработайте вариант творческого домашнего задания по теме урока.

В этом блоке проводится два варианта урока: первый - группы выполняют одинаковое задание по содержанию учебного материала; второй - группы выполняют разные задания.

Тема урока: «Типы связей и зависимостей в биогеоценозе»

Развивающая цель урока: научить школьников умениям характеризовать объекты; конструировать вопросы разного уровня сложности по тексту учебной статьи; устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи.

Внутри группы формируются пары, которые выполняют одно задание.

Задание. Прочитайте текст учебника на стр.97-101, рассмотрите рисунки. Заполните таблицу.

Взаимополезные
(++)
Полезнонейтральные
(+0)
Полезновредные
(+-)
Взаимовредные
(- -)

 

Основной материал статьи запишите в тетрадь и подготовьте выступление о приспособлениях земноводных к водной среде обитания;

Сконструируйте 5-6 вопросов разного уровня сложности по содержанию выступления. Запишите их в тетрадь.

В конце урока заслушиваются ответы творческих пар. Учащиеся корректируют результаты работы в тетрадях. Затем каждая группа предлагает свои вопросы, учащиеся класса отвечают.

IV блок.

Основная задача – подготовить учащихся к самостоятельной работе.

В ходе уроков предполагается отработать приемы учебой деятельности с путеводителем (системой заданий для самостоятельной работы, отражающей по дидактической цели все звенья процесса обучения).

Система самостоятельной групповой работы включает пять усложняющихся от урока к уроку заданий

Задание 1.

  1. Прочитайте текст на стр. 103-106, §26.
  2. Заполните путеводитель, предложенный учителем (учащиеся в группе работают с одним путеводителем, консультант распределяет работу и организует оформление отчета группы).

Задание 2.

  1. Прочитайте текст на стр. 107-110 §27.
  2. Заполните путеводитель, предложенный учителем (каждому ученику предлагается свой путеводитель, после выполнения организуется обсуждение ответов на вопросы и задания внутри группы, осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль, один ученик делегируется для ответа у доски).

Задание 3.

  1. Прочитайте текст на стр. 110-113 §28.
  2. Сконструируйте свой вариант путеводителя по содержанию текста учебной статьи.
  3. Ответьте на вопросы путеводителя (каждый ученик, работая с текстом учебника, разрабатывает свой вариант путеводителя, готовые путеводители обсуждаются в группе, отбирается лучший из них либо конструируется новый по совокупности лучших идей в группе, один ученик делегируется для ответа у доски).

Задание 4.

  1. Прочитайте текст на стр. 114-117, §29
  2. Сконструируйте свой вариант путеводителя (два экземпляра). Один экземпляр предайте группе-партнеру, второй – используйте для разработки эталона ответа на вопросы и задания.
  3. Получите путеводитель, подготовленный группой-партнером; ответьте на вопросы путеводителя группы-партнера.
  4. Обменяйтесь путеводителями с целью проверки результата работы партнеров.
  5. Делегируйте одного ученика к доске для анализа результатов деятельности группы-партнера (результаты работы каждой группы вывешиваются на классной доске).

Задание 5.

  1. Прочитайте текст на странице 118-121, §30
  2. Сконструируйте путеводитель с целью участия в конкурсе творческих работ учащихся. Задание выполняется по желанию учащихся индивидуально, в творческих парах или малых творческих группах (три человека), которые формируются с учетом интересов и возможностей школьников.
  3. Подготовьте свой вариант на вопросы и задания путеводителя.
  4. Представьте творческую работу на конкурсе.

Условия конкурса:

  1. путеводитель конструируется с учетом содержания всей учебной статьи по теме урока;
  2. вопросы и задания разного уровня сложности должны отражать все этапы усвоения новой учебной информации: повторение учебного материала, изучение новых знаний, закрепление новых знаний, формирование умений применять знания, проверка уровня усвоения знаний и умений;
  3. в путеводителе должно быть оригинальное домашнее задание по тексту учебника и дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний, полученных на уроке;
  4. путеводитель должен содержать приложение – авторский вариант ответов на вопросы и задания.

Тема урока: «Приспособления организмов к совместной жизни обитания в биогеоценозах».

Развивающая цель урока: научить школьником умениям устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи; сравнивать и обобщать изучаемые объекты.

Путеводитель 1

  1. Прочитайте текст учебника на стр.103-104, рассмотрите рисунки.
  2. Заполните схему.

  3. заполните таблицу «Приспособленность организмов и ее относительность».

    название вида

    Среда обитания

    Черты приспособленности к среде обитания

    относительность приспособленности

  4. ответьте на вопрос: «В чем заключается приспособительный характер эволюции?».
  5. Широко представленные в органическом мире примеры паразитизма являются одним из основных направлений эволюций. Можно ли это эволюционное направление считать биологическим регрессом? Ответ поясните.

Тема урока: «Механизмы устойчивости биогеоценозов».

Развивающая цель урока: продолжить обучение школьников умениям устанавливать причинно-следственные связи по тесту учебной статьи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты.

Путеводитель 2.

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 107-110, рассмотрите рисунки.
  2. Перечислите условия устойчивости биогеоценоза: а)…; б)…; в)…; г)….
  3. Продолжить фразы:
    Устойчивость биогеоценоза – это…
    Жизненное пространство – это…
    Оптимальное для популяции расстояние – это…
    Бедные сообщества неустойчивы потому, что…
    Чем богаче, разнообразнее видовой состав биогеоценоза, тем больше в нем…
  4. Ответьте на вопрос: «Может ли один и тот же биогеоценоз бесконечно долго устойчиво существовать на какой–то конкретной территории?»

V блок.

Основная задача – подготовить школьников к самостоятельной работе в режиме проектного обучения.

Учащиеся организуются в творческие группы с учетом их интересов и возможностей, выбирают лидера и работают в течение одного учебного занятия. В начале уроков каждая группа выбирает одну из проблем, предложенных учителем. Задание для самостоятельной работы группы конструируется по следующему алгоритму:

Задание 1 (фронтальная работа)

  1. Прочитайте текст учебника на стр. 118-125, §30-31.
  2. Выберите одну из проблем по теме урока.
  3. Скомплектуйте творческую группу.

Задание 2 (работа в творческой группе)

  1. Выберите один из информационных источников (дополнительную литературу по теме урока предлагает учитель), подготовьте свой вариант решения проблемы.
  2. Подготовьте ответ письменно, указывая источник информации, оформив цитаты, сделайте выводы.
  3. Предложите свой вариант решения проблемы для обсуждения в группе.
  4. Заслушайте ответы каждого участника групповой работы; выберите лучший ответ, дополните его сведениями из других источников.
  5. Подготовьте творческий отчет группы для публичного выступления; делегируйте одного выступающего для защиты творческой группы.

Защита творческой работы осуществляется в процессе дискуссии, в которой принимают участие заранее назначенные учителем эксперты, оппоненты, рецензенты. Учащиеся класса по ходу защиты творческой работы оформляют записи в рабочей тетради, коротко фиксируя информацию по решению каждой из предложенных проблем, предлагают вопросы уточняющего и дискуссионного характера. В конце урока выполняется контрольная работа, о которой учитель предупреждает учащихся заранее.

Тема урока: «Многообразие водных биогеоценозов и биогеоценозов суши».

Развивающая цель урока: научить школьников умениям реконструировать текст учебной статьи, выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа текста.

Задания для групп:

  1. Отберите информацию из текста учебной статьи по теме урока.
  2. Отберите дополнительную информацию по теме урока из научно-популярной литературы. Сконструируйте новый (авторский) текст по изученным источникам.
  3. Подготовьте информационное сообщение по авторскому тексту.
  4. Разработайте структуру сайта (страницу в Интернете) по тем урока. Озаглавьте рубрики сайта и наполните их содержанием.

Сайт «Многообразие биогеоценозов, сохранение их разнообразия».

Проблемы:

  1. В чем заключается основное значение биогеоценозов для природы и для человека?
  2. Причины утраты биоразнообразия в биогеоценозах и проблема сохранения видов.
  3. Как согласуется с понятием «неисчерпаемые природные ресурсы» закон «ограниченности природных ресурсов» - все природные ресурсы Земли конечны (Н. Реймерс).
  4. Какие природные явления, свойственные биогеоценозу, отражены в цитате Эразма Дарвина, «Храм природы»?
    «Охотнице-сове средь ночи темной
    Не жаль певца любви и неги темной,
    А соловей съедает светляка,
    Не посмотрев на прелесть огонька;
    Светляк же – ночи светоч оживленный,
    Вползая вверх, цветок съедает сонный».
  5. виды – индикаторы состояния водоемов
  6. проблема восстановления тропического леса

Полезная информация:

В газете «Зеленый мир» №4 на 2005 год опубликована статья Ф. Непомнящего «Проблемы сохранения видов сильно преувеличены» «…На сегодняшний день имеют малые размеры, чувствительны к воздействию окружающей среды и в большинстве случаев их популяции не многочисленны. Эти виды итак не жильцы на нашей планете. Любая человеческая деятельность может принести им серьезный вред, И этого невозможно избежать.

Возьмем, например, многие уникальные виды фауны Байкала.

Среди них много рачков, моллюсков, рыбешек и других животных. Их исчезновение не может серьезно повлиять на состояние озера и уж тем более планеты в целом. Вымрут один – их нишу другие. Везде найдутся свои эндемики, но настолько велика их роль в экосистеме?

Исчезновение видов неизбежно. Конечно, нужно сохранять какие-то из них – в основном те, которые особенно важны для жизни экосистемы в целом. Нет смысла заботиться о каждом червяке и пауке».

Для сохранения видов важно сохранить целостность мест обитания, не разрывать их на изолированные территории. Загрязнение среды, рост лесоразработок, освоение целинных земель ограничивают биоразнообразия. В ней отмечены следующие основные причины утраты биологического разнообразия:

  • возрастающее народонаселение;
  • рост потребления ресурсов;
  • истребление видов и разрушение экосистем;
  • неразумная политика использования ресурсов;
  • негативное влияние мировой торговли;
  • несправедливое распределение ресурсов;
  • игнорирование значения биоразнообразия.
  • биоразнообразие проявляется в разнообразии наследственного фактора организмов, разнообразия видов и экосистем. Утрата биоразнообразия нарушает устойчивость развития общества. Причина снижения биоразнообразия чаще всего – в деятельности человека.

Воздействие загрязняющих веществ на водные биогеоценозы обычно проявляется в изменении структуры сообществ и состава животных и растительных видов. Биоиндикаторами чистоты или загрязнения водных бассейнов служат доминантные виды, такие, как веснянки, поденки и ручейники, популяции которых уменьшаются при загрязнении водоема. Угроза эвтрофикации весьма актуальна не только для озер, но и для океана, морей и водохранилищ.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"

На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....

05 08 2021 8:15:30

Урок-путешествие "Беспокойная планета"

Урок-игра по курсу « Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме « Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гейзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....

05 08 2021 7:47:52

Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса Н П О, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела « Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....

05 08 2021 16:11:18

"Опорные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

Основная цель занятия — формирование представлений об опорных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: « Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

05 08 2021 20:59:53

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

05 08 2021 21:11:17

Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

05 08 2021 5:24:14

Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»

Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....

05 08 2021 5:41:38

"Функции желез внутренней секреции". 8-й класс

Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....

05 08 2021 18:52:30

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности У М К « Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения И К Т....

05 08 2021 11:48:20

Интегрированный урок-путешествие (русский язык + биология) "Удивительное рядом". 6–7-е классы

Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....

05 08 2021 12:42:48

Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens

Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....

05 08 2021 19:39:49

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

05 08 2021 0:14:14

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

05 08 2021 23:50:39

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

Урок " Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: " История биологии", " Морфология и систематика", " Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

05 08 2021 0:23:39

Строение и работа сердца

Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....

05 08 2021 11:14:54

Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"

Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....

05 08 2021 20:57:34

Учебный спектакль "Иммунитет"

Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

05 08 2021 7:53:35

Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО"

Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....

05 08 2021 21:24:47

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

05 08 2021 9:20:42

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине " Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины " Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 геймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

05 08 2021 0:22:49

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

Данный урок первый по теме « Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на практике....

05 08 2021 5:16:31

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

В работе представлены автобиографические сведения из жизни А. П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

05 08 2021 13:19:56

Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)

Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...

05 08 2021 9:56:10

КВН "В мире растений". 7-й класс

Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, вырабатывается смекалка....

05 08 2021 20:40:48

Тема урока: "Наследственные болезни человека"

Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным членам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....

05 08 2021 4:40:48

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Целью урока является отработка навыка написания Н и Н Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....

05 08 2021 11:27:56

Путешествие по Солнечной системе

Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...

05 08 2021 23:16:46

Урок с использованием ТСО "Пищеварительная система человека"

Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные характеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....

05 08 2021 21:43:21

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

05 08 2021 23:45:28

Разнообразие плоских червей

Используя технологию « Критическое мышление» и прием « Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

05 08 2021 14:18:46

Урок "Моделирование естественного отбора"

Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

05 08 2021 22:52:18

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

При изучении темы " Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

05 08 2021 13:44:33

Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"

Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества « Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....

05 08 2021 5:42:53

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

Урок " Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н. И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

05 08 2021 11:36:33

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме " Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

05 08 2021 21:59:44

Урок биологии по теме "Характеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

05 08 2021 7:11:55

Галактика. Многообразие галактик

Урок " Галактики. Многообразие галактик" по теме " Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

05 08 2021 0:44:44

Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)

Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...

05 08 2021 1:29:44

Вещества, образуемые растениями

На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и И К Т....

05 08 2021 15:54:24

Приложение к уроку биологии "О пользе грудного молока". 8-й класс

Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...

05 08 2021 9:44:25

План-конспект "четырехтактного" урока по биологии в 6-м классе

Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....

05 08 2021 19:58:29

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

05 08 2021 8:59:41

Что такое интегрированный урок?

На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....

05 08 2021 17:57:20

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

05 08 2021 11:34:32

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна

Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....

05 08 2021 0:16:42

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его практической деятельности....

05 08 2021 6:33:28

Урок биологии в 8-м классе. Зрительный анализатор

Урок биологии в 8-м классе " Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....

05 08 2021 11:24:28

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

05 08 2021 4:58:21

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч. Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

05 08 2021 2:43:11

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

Урок биологии в 10-м классе с использованием методики « Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М. А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

05 08 2021 15:35:33

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)