Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Содержание:

Нам хорошо знакомы птицы культурных ландшафтов. Значительная часть из них живет также и в лесу. Самым обширным по количеству видов является отряд Воробьиные.

К нему относится более половины всех птиц. В этот отряд входят полевые, пустынные и лесные виды. Представители этого отряда имеют мелкие и средние размеры. Это певчие птицы, имеющие тонкие короткие ноги, приспособленные к жизни на деревьях. Воробьиные относятся к насекомоядным и зерноядным птицам. Однако даже те, которые питаются зерном и семенами, свое потомство выкармливают насекомыми.

Типичным представителем воробьиных могут быть синицы, обитающие в смешанных лесах, садах, парках и около жилищ человека. В садах и парках можно видеть скворцов, ласточек, соловьев, снегирей, зябликов и т.д. К этому же отряду относятся и довольно крупные птицы: ворон, грач, серая ворона, галка, сорока.

Очень многие виды птиц приспособились жить в открытых прострaнcтвах, лишенных древесной растительности (полевой жаворонок и др.).

У птиц открытых прострaнcтв имеется 2 направления в развитии приспособлений. Одни птицы приспособлены к передвижению на земле в поисках пищи. Спасаясь от врагов, они почти не пользуются крыльями, а быстро убегают. Другие, наоборот, при передвижении в основном пользуются крыльями и почти не используют ноги.

Первая группа птиц утратила способность летать и у них наступила редукция крыла. Одновременно у них сильно развились ноги, укоротились пальцы и исчез задний палец. Все эти признаки полезны для быстрого бега. Примером приспособившихся к бегу птиц могут быть различные виды страусов, куриные и др.

Вторая группа птиц (дневные хищники, совы и др.) имеет усовершенствованные крылья, а ноги у них могут сохранять нормальное развитие или даже в определенной степени редуцироваться.

Разнообразие птиц

Птицы леса

Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи. Ноги у большинства птиц в связи с древесным образом жизни устроены так, что свободные пальцы противопоставлены друг другу. Это дает им возможность охватывать ветки с двух сторон.

Ряд видов птиц приспособились лазить по вертикально растущим стволам деревьев (поползни, пищухи и дятлы). У всех таких птиц когти пальцев очень остры и сильно загнуты. Дятлы и пищухи используют при лазании также и хвост, который служит отчасти опорой, а отчасти для равновесия в момент откидывания передней части тела.

Вьюрковые, синицы и многие другие виды птиц приспособились лазать по веткам и подвешиваться к ним снизу. Лазая по деревьям, птицы добывают себе пищу. Меньшая часть находит себе пишу, используя крылья. Таким образом, у птиц леса также отмечается приспособление в двух направлениях — в развитии ног и в развитии крыльев.

Хищные птицы

Среди хищных птиц различают отряд дневных хищных птиц, охотящихся днем и отряд сов, охотящихся ночью. У всех этих птиц имеются мощные ноги, которые вооружены большими, острыми и крепкими когтями и загнутое крючком надклювье.

Дневные хищные птицы поселяются в степях, пустынях, лесах, на равнинах, в горах. Растительным кормом они совершенно не питаются. Пищей им служат зверьки, птицы, рыба и насекомые. Одни виды хищников ловят живую добычу (соколы, ястребы, орлы, канюки и др.), а другие поедают только мертвых животных (грифы, сипы, стepвятники и др.).

Птицы болот и побережий водоемов

Экологические особенности болот и побережий небольших водоемов очень сходны. Поэтому некоторые виды птиц являются общими как для берегов водоемов, так и для болот.

При добывании пищи одни болотные птицы пользуются при движении преимущественно ногами, другие — крыльями. У первой группы птиц ноги хаpaктеризуются рядом признаков: большой длиной, лишением оперения на голенопяточном сочлeнении (голенастые), значительной длиной передних пальцев ног, часто связанных перепонками. Все это — приспособления к обитанию в местах с вязкой почвой и наличием мелких вод. В болотах и на побережьях водоемов обитают кулики, цапли, журавли, аисты, утки, дневные хищники, чайки и др.

Птицы степей и пустынь

В связи с тем, что в открытых прострaнcтвах птицам трудно укрываться, в условиях степей и пустынь у них в ходе эволюции сформировались длинные ноги и шея. Благодаря такому приспособлению птицы могут далеко осматривать местность и видеть приближение различных хищников.

Птицы степей и пустынь много ходят в поисках пищи среди растительности, поэтому ноги у них, как правило, хорошо развиты. Спасаясь от опасности, некоторые птицы степей и пустынь не улетают, а убегают.

Роль птиц в природе, их значение в жизни человека

Птицы имеют огромное значение в природе и жизни человека. В природных условиях, например, имеют место сложные взаимоотношения между птицами и растениями, с одной стороны, и между птицами и другими животными, с другой.

Птицы играют большую роль в распространении семян растений. Отдельные виды птиц (нектарки, колибри и др.), питаясь нектаром растений или посещая цветы для ловки находящихся в них насекомых, содействуют перекрестному опылению цветов.

Между птицами и другими видами животных в природе существуют еще более сложные взаимоотношения. Одни виды хищных птиц питаются другими видами птиц и этим хищные птицы способствуют отбору.

У птиц отмечаются различные виды сожительства, когда более мелкие виды птиц поселяются в колониях более крупных (скворцы селятся вместе с грачами, а грачи совместно с цаплями). В этих случаях более сильные птицы прикрывают более слабых. Постоянное сопутствование ласточек (а иногда скворцов и галок) пасущимся стадам домашних и диких млекопитающих связано с тем, что крупные млекопитающие привлекают многих двукрылых, которых птицы ловят на лету.

Насекомоядные птицы, как правило, полезны для растений, так как питаются личинками и гусеницами различных насекомых, приносящими растениям большой вред. Особенно большое количество насекомых поедают воробьиные, принося огромную пользу сельскому и лесному хозяйству. Например, ласточка за лето уничтожает около 1млн. насекомых, а синица за год — около 6,5млн. яиц вредных насекомых.

Однако есть птицы (щурки, осоеды), которые питаются полезными для растений насекомыми-опылителями (пчелами, шмелями и др.), обламывают ветви для постройки гнезд (грачи), продалбивают кору и древесину (дятлы), а также являются природными резервуарами возбудителей болезней человека.

В жизни человека птицы также имеют большое значение, которое выражается в огромной роли домашних птиц в сельском хозяйстве и птиц вообще в истрeблении вредителей сельского хозяйства. Птицы также представляют собой промысловую и эстетическую ценность.

Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц

Учитывая огромную пользу, приносимую птицами, человек всячески старается их охранять. Особенно большую роль в охране птиц играют заповедники и зоопарки. Для охраны птиц в природе большое значение имеет не только сохранение взрослых птиц, но и охрана их гнезд.

В фауне нашей страны много занесенных в Красную книгу редких птиц, среди них: пеликан, аист, беркут, могильник, орел степной, скопа, сапсан, филин, дрофа, стрепет. Основная причина, по которой им грозит вымирание, — исчезновение необходимых для их обитания биотопов.

Грозит гибель и занесенным в Красную книгу журавлю серому, журавлю красавке и другим обитателям степей. Поэтому принятые в нашей стране законы об охране животного мира имеют большое значение в сохранении птиц и других животных.

Привлечение птиц

Ученые уже давно доказали, что нужно не только изучать пользу или вред птиц, но и стараться усиливать их полезную деятельность. Привлечение птиц к полям, огородам, садам, паркам, лесам приносит положительные результаты и повышает урожайность различных культур и продуктивность лесов. Например, привлечение скворцов на свекловичные поля способствует очищению их от долгоносиков.

Еще в прошлом веке в Бердянском лесничестве был накоплен опыт привлечения скворцов путем развешивания искусственных гнездовий для уничтожения ильмового ногохвоста. Это мероприятие обошлось лесничеству в 20 раз дешевле, чем наем рабочих для той же цели.

Известны и другие многочисленные примеры, когда различные виды птиц спасали леса или урожаи от гибели (мухоловки-пеструшки ликвидировали очаги сосновой пяденицы, чайки спасали от лугового мотылька урожай хлопчатника, грачи ликвидировали очаги шелкопряда и т.п.).

В связи с тем, что птицам очень часто не хватает мест для гнездования, необходимо осенью, зимой и ранней весной развешивать в лесах, парках, садах и на огородах скворечники, синичники, дуплянки и т.п. Хорошие результаты дает посадка кустарников, являющихся укрытием для гнезд.

Большое значение в привлечении и сохранении птиц от гибели в зимнее время имеет их подкармливание не только в сельской местности, но и в городах. Для этого надо устраивать в парках, садах и на балконах кормушки.

Птицеводство

Хотя многие виды диких птиц (куры, утки, гуси, индейки и др.) уже несколько тысячелетий назад были одомашнены, но птицеводство стало и у нас важной отраслью народного хозяйства лишь недавно.

Домашними называют тех птиц, которых человек приручил и успешно разводит в домашнем состоянии для получения мяса, яиц, пуха и перьев. В качестве домашней птицы у нас разводят: кур, уток, гусей, индеек, павлинов, цесарок, фазанов, страусов и лебедей. Наибольшее значение в нашей стране имеют куры, гуси и утки.



Комментарии:

Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"


    Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"

      На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....

31 05 2025 23:41:38

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа


    Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа

      Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....

30 05 2025 13:28:31

Анализирующее скрещивание - что это?

Анализирующее скрещивание - что это? Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....

29 05 2025 12:28:36

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

28 05 2025 0:17:43

Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"


    Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...

27 05 2025 15:27:39

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

26 05 2025 20:51:59

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

25 05 2025 11:33:10

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

24 05 2025 20:49:19

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»


    Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

      Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

23 05 2025 10:16:27

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"

      Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....

22 05 2025 22:40:37

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

21 05 2025 4:22:53

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

20 05 2025 0:13:57

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

19 05 2025 7:41:11

Мейоз


    Мейоз

      Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....

18 05 2025 4:45:43

Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения


    Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения

      Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....

17 05 2025 2:27:34

Строение и функции органов дыхания. 8-й класс

Урок проводится по теме «Дыхание», по программе под редакцией И.Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....

16 05 2025 14:38:33

Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике


    Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике

      Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов. ...

15 05 2025 2:58:57

Урок "Кольчатые черви"


    Урок "Кольчатые черви"

      Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....

14 05 2025 0:52:33

Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"


    Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"

      Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....

13 05 2025 17:41:47

Модульная программа "Пpaктикум по решению задач по генетике"


    Модульная программа "Пpaктикум по решению задач по генетике"

      Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

12 05 2025 8:30:25

Турнир знаний по теме: "Кровь"


    Турнир знаний по теме: "Кровь"

      Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки. ...

11 05 2025 4:21:54

Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"


    Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"

      Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор. ...

10 05 2025 8:15:44

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код


    ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

      Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

09 05 2025 6:17:57

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

08 05 2025 16:32:35

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

07 05 2025 21:25:24

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

06 05 2025 22:57:56

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"


    Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...

05 05 2025 8:32:20

Класс насекомые. Общая хаpaктеристика


    Класс насекомые. Общая хаpaктеристика

      При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....

04 05 2025 22:16:35

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

03 05 2025 12:42:40

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

02 05 2025 8:50:11

Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"


    Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"

      Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....

01 05 2025 8:59:43

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"


    Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

      Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...

30 04 2025 18:56:47

Урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...

29 04 2025 14:39:44

Урок "Размножение и развитие птиц"


    Урок "Размножение и развитие птиц"

      Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...

28 04 2025 21:48:11

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"


    Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

      Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

27 04 2025 12:50:39

Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...

26 04 2025 11:39:58

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

25 04 2025 18:12:57

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

24 04 2025 8:59:14

Цветок


    Цветок

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

23 04 2025 18:44:18

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

22 04 2025 11:32:33

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

21 04 2025 3:18:50

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

20 04 2025 8:18:15

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

19 04 2025 0:50:19

Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"


    Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"

      Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...

18 04 2025 0:58:40

Основные этапы эволюции животного мира на Земле


    Основные этапы эволюции животного мира на Земле

      Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

17 04 2025 22:26:39

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

16 04 2025 15:19:28

"Пчелы и муравьи ‒ общественные насекомые. Полезные насекомые". 7-й класс

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....

15 04 2025 22:21:27

Тренажер для решения задач по генетике


    Тренажер для решения задач по генетике

      Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

14 04 2025 5:59:55

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

13 04 2025 4:40:41

Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"


    Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"

      Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....

12 04 2025 18:51:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::