Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Содержание:

Нам хорошо знакомы птицы культурных ландшафтов. Значительная часть из них живет также и в лесу. Самым обширным по количеству видов является отряд Воробьиные.

К нему относится более половины всех птиц. В этот отряд входят полевые, пустынные и лесные виды. Представители этого отряда имеют мелкие и средние размеры. Это певчие птицы, имеющие тонкие короткие ноги, приспособленные к жизни на деревьях. Воробьиные относятся к насекомоядным и зерноядным птицам. Однако даже те, которые питаются зерном и семенами, свое потомство выкармливают насекомыми.

Типичным представителем воробьиных могут быть синицы, обитающие в смешанных лесах, садах, парках и около жилищ человека. В садах и парках можно видеть скворцов, ласточек, соловьев, снегирей, зябликов и т.д. К этому же отряду относятся и довольно крупные птицы: ворон, грач, серая ворона, галка, сорока.

Очень многие виды птиц приспособились жить в открытых прострaнcтвах, лишенных древесной растительности (полевой жаворонок и др.).

У птиц открытых прострaнcтв имеется 2 направления в развитии приспособлений. Одни птицы приспособлены к передвижению на земле в поисках пищи. Спасаясь от врагов, они почти не пользуются крыльями, а быстро убегают. Другие, наоборот, при передвижении в основном пользуются крыльями и почти не используют ноги.

Первая группа птиц утратила способность летать и у них наступила редукция крыла. Одновременно у них сильно развились ноги, укоротились пальцы и исчез задний палец. Все эти признаки полезны для быстрого бега. Примером приспособившихся к бегу птиц могут быть различные виды страусов, куриные и др.

Вторая группа птиц (дневные хищники, совы и др.) имеет усовершенствованные крылья, а ноги у них могут сохранять нормальное развитие или даже в определенной степени редуцироваться.

Разнообразие птиц

Птицы леса

Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи. Ноги у большинства птиц в связи с древесным образом жизни устроены так, что свободные пальцы противопоставлены друг другу. Это дает им возможность охватывать ветки с двух сторон.

Ряд видов птиц приспособились лазить по вертикально растущим стволам деревьев (поползни, пищухи и дятлы). У всех таких птиц когти пальцев очень остры и сильно загнуты. Дятлы и пищухи используют при лазании также и хвост, который служит отчасти опорой, а отчасти для равновесия в момент откидывания передней части тела.

Вьюрковые, синицы и многие другие виды птиц приспособились лазать по веткам и подвешиваться к ним снизу. Лазая по деревьям, птицы добывают себе пищу. Меньшая часть находит себе пишу, используя крылья. Таким образом, у птиц леса также отмечается приспособление в двух направлениях — в развитии ног и в развитии крыльев.

Хищные птицы

Среди хищных птиц различают отряд дневных хищных птиц, охотящихся днем и отряд сов, охотящихся ночью. У всех этих птиц имеются мощные ноги, которые вооружены большими, острыми и крепкими когтями и загнутое крючком надклювье.

Дневные хищные птицы поселяются в степях, пустынях, лесах, на равнинах, в горах. Растительным кормом они совершенно не питаются. Пищей им служат зверьки, птицы, рыба и насекомые. Одни виды хищников ловят живую добычу (соколы, ястребы, орлы, канюки и др.), а другие поедают только мертвых животных (грифы, сипы, стepвятники и др.).

Птицы болот и побережий водоемов

Экологические особенности болот и побережий небольших водоемов очень сходны. Поэтому некоторые виды птиц являются общими как для берегов водоемов, так и для болот.

При добывании пищи одни болотные птицы пользуются при движении преимущественно ногами, другие — крыльями. У первой группы птиц ноги хаpaктеризуются рядом признаков: большой длиной, лишением оперения на голенопяточном сочлeнении (голенастые), значительной длиной передних пальцев ног, часто связанных перепонками. Все это — приспособления к обитанию в местах с вязкой почвой и наличием мелких вод. В болотах и на побережьях водоемов обитают кулики, цапли, журавли, аисты, утки, дневные хищники, чайки и др.

Птицы степей и пустынь

В связи с тем, что в открытых прострaнcтвах птицам трудно укрываться, в условиях степей и пустынь у них в ходе эволюции сформировались длинные ноги и шея. Благодаря такому приспособлению птицы могут далеко осматривать местность и видеть приближение различных хищников.

Птицы степей и пустынь много ходят в поисках пищи среди растительности, поэтому ноги у них, как правило, хорошо развиты. Спасаясь от опасности, некоторые птицы степей и пустынь не улетают, а убегают.

Роль птиц в природе, их значение в жизни человека

Птицы имеют огромное значение в природе и жизни человека. В природных условиях, например, имеют место сложные взаимоотношения между птицами и растениями, с одной стороны, и между птицами и другими животными, с другой.

Птицы играют большую роль в распространении семян растений. Отдельные виды птиц (нектарки, колибри и др.), питаясь нектаром растений или посещая цветы для ловки находящихся в них насекомых, содействуют перекрестному опылению цветов.

Между птицами и другими видами животных в природе существуют еще более сложные взаимоотношения. Одни виды хищных птиц питаются другими видами птиц и этим хищные птицы способствуют отбору.

У птиц отмечаются различные виды сожительства, когда более мелкие виды птиц поселяются в колониях более крупных (скворцы селятся вместе с грачами, а грачи совместно с цаплями). В этих случаях более сильные птицы прикрывают более слабых. Постоянное сопутствование ласточек (а иногда скворцов и галок) пасущимся стадам домашних и диких млекопитающих связано с тем, что крупные млекопитающие привлекают многих двукрылых, которых птицы ловят на лету.

Насекомоядные птицы, как правило, полезны для растений, так как питаются личинками и гусеницами различных насекомых, приносящими растениям большой вред. Особенно большое количество насекомых поедают воробьиные, принося огромную пользу сельскому и лесному хозяйству. Например, ласточка за лето уничтожает около 1млн. насекомых, а синица за год — около 6,5млн. яиц вредных насекомых.

Однако есть птицы (щурки, осоеды), которые питаются полезными для растений насекомыми-опылителями (пчелами, шмелями и др.), обламывают ветви для постройки гнезд (грачи), продалбивают кору и древесину (дятлы), а также являются природными резервуарами возбудителей болезней человека.

В жизни человека птицы также имеют большое значение, которое выражается в огромной роли домашних птиц в сельском хозяйстве и птиц вообще в истрeблении вредителей сельского хозяйства. Птицы также представляют собой промысловую и эстетическую ценность.

Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц

Учитывая огромную пользу, приносимую птицами, человек всячески старается их охранять. Особенно большую роль в охране птиц играют заповедники и зоопарки. Для охраны птиц в природе большое значение имеет не только сохранение взрослых птиц, но и охрана их гнезд.

В фауне нашей страны много занесенных в Красную книгу редких птиц, среди них: пеликан, аист, беркут, могильник, орел степной, скопа, сапсан, филин, дрофа, стрепет. Основная причина, по которой им грозит вымирание, — исчезновение необходимых для их обитания биотопов.

Грозит гибель и занесенным в Красную книгу журавлю серому, журавлю красавке и другим обитателям степей. Поэтому принятые в нашей стране законы об охране животного мира имеют большое значение в сохранении птиц и других животных.

Привлечение птиц

Ученые уже давно доказали, что нужно не только изучать пользу или вред птиц, но и стараться усиливать их полезную деятельность. Привлечение птиц к полям, огородам, садам, паркам, лесам приносит положительные результаты и повышает урожайность различных культур и продуктивность лесов. Например, привлечение скворцов на свекловичные поля способствует очищению их от долгоносиков.

Еще в прошлом веке в Бердянском лесничестве был накоплен опыт привлечения скворцов путем развешивания искусственных гнездовий для уничтожения ильмового ногохвоста. Это мероприятие обошлось лесничеству в 20 раз дешевле, чем наем рабочих для той же цели.

Известны и другие многочисленные примеры, когда различные виды птиц спасали леса или урожаи от гибели (мухоловки-пеструшки ликвидировали очаги сосновой пяденицы, чайки спасали от лугового мотылька урожай хлопчатника, грачи ликвидировали очаги шелкопряда и т.п.).

В связи с тем, что птицам очень часто не хватает мест для гнездования, необходимо осенью, зимой и ранней весной развешивать в лесах, парках, садах и на огородах скворечники, синичники, дуплянки и т.п. Хорошие результаты дает посадка кустарников, являющихся укрытием для гнезд.

Большое значение в привлечении и сохранении птиц от гибели в зимнее время имеет их подкармливание не только в сельской местности, но и в городах. Для этого надо устраивать в парках, садах и на балконах кормушки.

Птицеводство

Хотя многие виды диких птиц (куры, утки, гуси, индейки и др.) уже несколько тысячелетий назад были одомашнены, но птицеводство стало и у нас важной отраслью народного хозяйства лишь недавно.

Домашними называют тех птиц, которых человек приручил и успешно разводит в домашнем состоянии для получения мяса, яиц, пуха и перьев. В качестве домашней птицы у нас разводят: кур, уток, гусей, индеек, павлинов, цесарок, фазанов, страусов и лебедей. Наибольшее значение в нашей стране имеют куры, гуси и утки.



Комментарии:

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....

24 08 2025 6:59:36

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

23 08 2025 5:39:19

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

22 08 2025 6:12:20

Игра-викторина "Ботанический супермаркет"


    Игра-викторина "Ботанический супермаркет"

      Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным. ...

21 08 2025 8:22:54

Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность


    Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

      Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...

20 08 2025 23:30:22

Посвящение шестиклассников в юные биологи


    Посвящение шестиклассников в юные биологи

      Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....

19 08 2025 3:16:31

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

18 08 2025 7:20:46

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

17 08 2025 5:18:48

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

16 08 2025 18:26:54

Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе


    Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе

      В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....

15 08 2025 9:37:56

Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии


    Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии

      Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....

14 08 2025 17:18:45

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....

13 08 2025 6:49:21

Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"


    Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

      Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

12 08 2025 13:49:23

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

11 08 2025 17:32:55

Презентация по теме "Птицы" к уроку биологии в 7-м классе

Вашему вниманию предлагается две презентации. В них содержится очень много познавательного, интересного и поучительного материала по данной теме. ...

10 08 2025 5:20:48

Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии


    Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

      В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....

09 08 2025 5:40:41

План-конспект занятия по элективному курсу "Биология животных" на тему: "Сравнительная хаpaктеристика растительной и животной клетки". 10-й класс

На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...

08 08 2025 20:27:19

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"


    Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

      Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....

07 08 2025 8:26:23

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"


    Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

      Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

06 08 2025 4:38:31

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

05 08 2025 12:51:10

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

04 08 2025 11:32:30

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....

03 08 2025 23:21:44

Урок биологии в 10-м классе на тему "История изучения клетки. Клеточная теория"

Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....

02 08 2025 10:43:35

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"


    Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

      Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

01 08 2025 19:59:18

Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс


    Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....

31 07 2025 13:16:59

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

30 07 2025 17:58:34

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

29 07 2025 15:18:19

Рифмованные загадки о растениях Амурской области


    Рифмованные загадки о растениях Амурской области

      Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....

28 07 2025 6:18:24

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

27 07 2025 14:13:52

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"


    Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

      Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

26 07 2025 0:28:14

Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс

      На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....

25 07 2025 11:50:42

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

24 07 2025 9:20:43

Основные этапы эволюции животного мира на Земле


    Основные этапы эволюции животного мира на Земле

      Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

23 07 2025 23:17:38

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

22 07 2025 10:34:54

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

21 07 2025 7:38:38

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"


    Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

      Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

20 07 2025 1:45:56

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс


    Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

      Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

19 07 2025 12:29:19

Презентация урока "Пластический обмен. Фотосинтез"


    Презентация урока "Пластический обмен. Фотосинтез"

      Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....

18 07 2025 17:23:17

Интегрированный урок по теме: "В мире комнатных растений"


    Интегрированный урок по теме: "В мире комнатных растений"

      Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой. ...

17 07 2025 16:24:34

Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии


    Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии

      Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....

16 07 2025 10:19:17

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....

15 07 2025 23:37:41

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

      Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

14 07 2025 9:33:24

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

13 07 2025 13:34:22

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....

12 07 2025 22:27:40

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


    Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

      Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

11 07 2025 13:39:38

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

10 07 2025 17:45:11

Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"


    Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"

      Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...

09 07 2025 2:19:19

Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"


    Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"

      Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....

08 07 2025 1:51:37

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"


    Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

      Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

07 07 2025 6:12:23

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....

06 07 2025 20:57:51

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::