Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

Задачи урока:

  • Изучение строения эндокринной системы человека
  • Изучение роли гормонов в обменных процессах в организме человека.
  • Ознакомление с нарушениями нейрогумopaльной регуляции и их влиянием на состояние человека.

Оборудование: рельефная таблица, репродукции картин: Леонардо да Винчи «Джоконда»; Питер Пауль Рубенс «Портрет Сусанны Фоурмент»; рисунки гигантов и карликов.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Благодаря чему поддерживается относительное постоянство внутренней среды организма, и какое это имеет значение для деятельности организма?

2. В чём заключается разница между нервным и гумopaльным способами регуляций функций?

II. Изучение новой темы

– Тема сегодняшнего урока: (Приложение 1. Слайд 1) Гармония гормонов почему мной выбрано именно это название? Я думаю, что после полного изучения темы мы ответим на этот вопрос.

Знакомство с планом урока (Приложение 1. Слайд 2)

Знакомство с эндокринной системой.

– Эндокринная система человека представлена различными видами желёз, которые делятся на три группы.(Приложение 1. Слайд 3)

(Cхему показывать постепенно по щелчку, в ходе объяснения материала)

1 щелчок

ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ,
ВНЕШНЕЙ СЕКРЕЦИИ,
СМЕШАННОЙ СЕКРЕЦИИ.

2 щелчок

– Которые объединяет то, что они выpaбатывают специфические вещества – секреты
Для того чтобы узнать, как осуществляется деятельность данных желёз, нам необходимо познакомиться с условными обозначениями 3 щелчок

Ребята знакомятся с условными обозначениями

4 щелчок

– Итак, железы внутренней секреции не имеют выводных протоков, и выделяемый секрет поступает непосредственно в кровь

5 щелчок

– Железы внешней секреции выделяют секреты, которые по специальным протокам выделяются не в кровь, а в какие-либо полости тела (в ротовую, желудок, кишечник), либо во внешнюю среду (пот).
А сейчас самостоятельно посмотрите деятельность желёз смешанной секреции и объясните их действие – 6 щелчок

Учитель выслушивает ответы детей, корректирует их.

– Давайте сравним деятельность желёз внешней и внутренней секреции (Приложение 1. Слайд 4)

Учитель комментирует данные таблицы, учащиеся фиксируют её в тетрадь.

– А сейчас мы познакомимся с железами разных секреций, с местом их расположения и названиями.

(Приложение 1. Слайд 5)

Железы внутренней секреции:

Гипофиз – расположен в гипофизной ямке турецкого седла под промежуточным мозгом. Масса = 0,5 г.
Эпифиз – в продольной борозде коры больших полушарий. Масса = 0,25 г.
Щитовидная железа – в переднем отделе шеи. Масса = 30 – 50 г.
Надпочечники – на верхних концах почек. Масса = 10 – 20 г.
Поджелудочная железа – непосредственно под желудком. Масса = 100 – 120 г.

(Приложение 1. Слайд 6)

Железы внешней секреции: печень, поджелудочная железа, слюнные и слёзные железы.

(Приложение 1. Слайд 7)

Железы смешанной секреции: печень, поджелудочная и пoлoвые железы.
Итак мы познакомились с эндокринной системой человека и вернёмся к плану нашего урока (перейти по гиперссылке, щёлкнув по кнопке перехода к плану урока)
Следующий пункт нашего плана – знакомство со строением щитовидной железы (щелкнуть на надпись щитовидной железы и перейти к 8 слайду Презентации)

Щитовидная железа
Впервые щитовидную железу thyreoidea от греч. thyreos – щит, dea – образ.
Описал римский врач Гален в классическом тpaктате «О частях человеческого тела».
В действительности щитовидная железа мало похожа на щит. Название своё она получила благодаря внешнему сходству с расположенным по соседству щитовидным хрящом гортани. Она напоминает бабочку с развёрнутыми крыльями, соединенных между собой узким перешейком.

(Приложение 1. Слайд 9)

Гормоны этой железы, которые так же называют гормонами активности, влияют на продолжительность жизни т.к., по мнению многих специалистов, являются консервантами молодости. В науке есть такое мнение: если количество гормонов щитовидной железы находится в норме, то человек долгое время сохраняет физическую и творческую активность.
Основной гормон щитовидной железы – тироксин и трийодотиронин – на 65% состоит из йода
А йод содержащие гормоны регулируют важнейшие процессы, происходящие в организме: оказывают влияние на умственное и физическое развитие человека.
И снова возвращаемся к плану урока ( переход по кнопке гиперссылки), мы должны познакомится с заболеваниями , вызванными нарушениями деятельности желёз (переход к слайду 10)
Нарушения деятельности желёз внутренней секреции вызывают заболевания, называемые эндокринными. Эти нарушения бывают двоякого рода :
А) усиление деятельности железы – Гиперфункция, когда образуется и выделяется в кровь увеличенное кол-во гормона.
Б) ослабление деятельности железы – Гипофункция, когда образуется и выделяется в кровь уменьшенное, по сравнению с нормой, количество гормона.
Учащиеся фиксируют схему в тетрадь
Длительный и стойкий недостаток гормонов щитовидной железы, спровоцированный недостатком йода вызывает самое распространенное на Урале заболевание щитовидной железы
Гипотиреоз. Коварство этого недуга заключается в том, что длительное время болезнь имеет слабовыраженные симптомы, которые зачастую расцениваются как результат переутомления. Постоянная слабость и чувство усталости по утрам. Это состояние сопровождается головными, мышечными и суставными болями. Кроме физической заторможенности может проявляться и умственная, выражающаяся в частой забывчивости. Снижаются зрение и слух. У детей, в рационе которых мало йода, зачастую развивается неспособность к обучению, что приводит к снижению интеллекта. Причём на разных стадиях развития человека это по-разному сказывается на состоянии его здоровья.

(Приложение 1. Слайд 11)

Учитель комментирует: Самое страшное последствие, вызванное нарушением функции щитовидной железы, спровоцированное недостатком йода это рождение детей с задержкой психического и физического развития, иначе называемое кретинизмом. Причём раньше слово кретин не считалось ругательным, к нему относились так же как к слову «астматик».

(Приложение 1. Слайд 12)

Карта. Вопрос к ребятам: Что указано на карте и к какому выводу можно прийти, рассматривая её?

Выслушиваются мнения учащихся и корректируются учителем

– Кроме этого жители нашей страны, особенно Урала имеют повышенный риск гипотиреоза из-за недостаточного потрeбления йода. А какова же суточная потребность в йоде?

(Приложение 1. Слайд 13 суточной потребности йода)

(Приложение 1. Слайд 14 йодсодержащих продуктов)

– А сейчас вам предлагается выполнить небольшое пpaктическое задание.

Ребятам раздаются карточки пpaктического задания – Приложение 2

– Обратим внимание на репродукции (Приложение 1. Слайд 15) Узнаете ли вы их? (Представлены портреты «Джоконда» и «Сусанна Фоурмент»)
Сотни лет не перестаёт восхищать людей портрет этой молодой женщины «Джоконда», своей загадочной улыбкой написанной Леонардо да Винчи величайшего художника эпохи Возрождения. У Леонардо очень мало завершённых картин. Мона Лиза или Джоконда – счастливое исключение. Эмигрировав во Францию, Леонардо взял с собой этот портрет и не расставался с ним до конца своей жизни. После cмepти Леонардо портрет перешёл к королю Франции Франсиску I и был помещён в Лувре, где и хранится до сих пор. Столь же знаменита и репродукция Пауля Рубенса «Портрет Сусанны Фоурмент.

– Как вы думаете, почему эти знаменитые портреты оказались на нашем уроке?

1) Определение заболевания.
2) Вывод о наследственности.

(Приложение 1. Слайд 16)

– Следующее задание составить правильную схему, отражающую путешествие капельки гормона щитовидной железы используя все составные части слайда.

(Приложение 1. Слайд 17)

– Проверим правильность выполнения данного задания.

(Приложение 1. Слайд 18)

– Что мы видим на данном слайде? (Выслушиваются ответы учащихся)
– Это результат гипо- и гиперфункции – гипофиза. Размер этой железы размещённой в мозгу у человека не больше фасолины, а весит она менее грамма – 0,5 г. Один из выделяемых ею гормонов – гормон роста – соматотропин. Об этом стало известно в начале XIX в., когда с помощью экстpaкта гипофиза удалось вырастить гигантских крыс. Случаи карликовости и гигантизма, болезненного ожирения связаны с нарушением выработки – соматотропина. Гипофункция – карликовость, гиперфункция – гигантизм.
Доклад – Карлики и великаны, самые полные и самые худые люди. (Приложение 3)

НАДПОЧЕЧНИКИ

Историческая справкаЮлий Цезарь ничего не знал о гормонах, но как опытный полководец, в лучших воинских частях оставлял только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели. И делал правильно.
Получив знания о надпочечниках, попробуйте объяснить этот факт с научной точки зрения.
В природе кошка увидев своего злейшего врага – собаку: шипит, выгибает спину дугой, шерсть на её затылке становится дыбом. В этот момент в её кровь выброшен гормон – адреналин – это гормон тревоги, стpaxa.
Собака, встретившись с кошкой – рычит, лает, гонится за ней. В её кровь в этот момент тоже выделяется гормон, но не гормон тревоги, гормон агрессии – норадреналин.
Оба этих гормона выpaбатываются расположенными на верхних концах почек парными железами – надпочечниками. (Слайд 19)
У каждого человека своя реакция на опасность: кто-то выделяет больше гормона тревоги – адреналина, а кто-то, в этой же ситуации, гормона агрессии – норадреналина. Поэт Андрей Вознесенский даже написал об этом стихи:

Когда человек боится,
Выделяет адреналин.
Это знают собаки
И, лая бегут за ним.

– Если перед схваткой на ринге, дpaкой или боем противники затевают словесную перепалку они бессознательно стремятся таким образом усилить у себя выделение агрессивного гормона норадреналина и подавить, тем самым, чувство стpaxa.
Биологи выяснили, что потенциального вожака в стае зверей можно определить по количеству адреналина и норадреналина, выpaбатываемых в кровь при нагрузках и опасностях.
У человека преобладание выpaбатываемого гормона можно определить по внешнему виду:
Норадреналин – расширяет кровеносные сосуды – человек краснеет.
Адреналин – сужает кровеносные сосуды – человек бледнеет.

– Вернёмся к исторической справке о Юлии Цезаре почему выбор солдат по его «методике» был правильным?
– Надпочечники также выpaбатывают гормоны, формирующие внешний облик мужской внешности.

– Если у мужчин этих гормонов будет выpaбатываться мало, то … (выслушиваются ответы ребят и комментируются учителем).
– Если у женщин этих гормонов будет выpaбатываться много, то … (выслушиваются ответы ребят и комментируются учителем).

– Почему тема урока имеет такое название.

Учитель выслушивает мнение учащихся, делает выводы по уроку, задаёт домашнее задание.

III. Домашнее задание

1) Изучить текст параграфа.
2) Заполнить следующую таблицу:

Железы внутренней секреции

Гормон

Физиологический эффект

Нарушения в деятельности

Гиперфункция

Гипофункция

3) Приготовить доклад о роли поджелудочной железы.



Комментарии:

План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс


    План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс

      Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

26 04 2024 15:17:58

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

25 04 2024 20:57:32

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

24 04 2024 0:13:16

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

23 04 2024 6:28:29

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

22 04 2024 4:18:35

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся


    Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

      В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

21 04 2024 1:42:29

Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"


    Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

      Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....

20 04 2024 5:58:18

Урок "Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных"


    Урок "Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных"

      Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, пpaктическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....

19 04 2024 6:47:27

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"


    Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

      Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

18 04 2024 2:53:11

Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"


    Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....

17 04 2024 17:26:55

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

16 04 2024 9:30:57

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

15 04 2024 12:43:32

Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"


    Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"

      Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....

14 04 2024 13:17:36

ЭОР на уроке биологии по теме "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе". 9-й класс

ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....

13 04 2024 18:24:18

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

12 04 2024 6:29:22

Динамика численности популяции. Экологические стратегии

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....

11 04 2024 9:44:13

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

10 04 2024 9:57:50

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

09 04 2024 1:20:30

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

08 04 2024 10:37:49

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"


    Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

      Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

07 04 2024 12:50:45

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

06 04 2024 5:52:41

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

05 04 2024 16:13:28

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

04 04 2024 17:20:56

Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)


    Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)

      Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....

03 04 2024 7:58:36

урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...

02 04 2024 4:13:53

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

01 04 2024 10:30:34

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

31 03 2024 15:43:54

Урок-исследование "Основы рационального питания"


    Урок-исследование "Основы рационального питания"

      Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...

30 03 2024 23:48:16

Обобщающее повторение по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающее повторение по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления. ...

29 03 2024 5:47:55

Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов


    Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов

      Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...

28 03 2024 12:27:21

Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"


    Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"

      Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....

27 03 2024 2:46:18

Урок биологии на тему "Лист. Внешнее строение листа"


    Урок биологии на тему "Лист. Внешнее строение листа"

      Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал. ...

26 03 2024 15:40:58

Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...

25 03 2024 20:54:21

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

24 03 2024 9:45:29

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

23 03 2024 22:16:32

Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"


    Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"

      В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...

22 03 2024 3:26:27

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

21 03 2024 22:46:57

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс


    Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

      На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

20 03 2024 2:14:22

Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

      Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

19 03 2024 14:36:17

Урок по природоведению "Суша". 5-й класс


    Урок по природоведению "Суша". 5-й класс

      Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....

18 03 2024 6:21:28

Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс


    Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс

      Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...

17 03 2024 2:53:28

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

16 03 2024 17:25:37

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

      Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

15 03 2024 7:40:18

Игра как средство воспитания любви к родному краю


    Игра как средство воспитания любви к родному краю

      Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....

14 03 2024 7:52:35

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

13 03 2024 12:10:14

Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология


    Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология

      В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ. ...

12 03 2024 11:37:29

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"


    Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

      Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

11 03 2024 9:26:52

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

10 03 2024 4:24:26

Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт


    Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт

      Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....

09 03 2024 21:44:43

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

08 03 2024 3:57:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::