Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

Задачи урока:

  • Изучение строения эндокринной системы человека
  • Изучение роли гормонов в обменных процессах в организме человека.
  • Ознакомление с нарушениями нейрогумopaльной регуляции и их влиянием на состояние человека.

Оборудование: рельефная таблица, репродукции картин: Леонардо да Винчи «Джоконда»; Питер Пауль Рубенс «Портрет Сусанны Фоурмент»; рисунки гигантов и карликов.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Благодаря чему поддерживается относительное постоянство внутренней среды организма, и какое это имеет значение для деятельности организма?

2. В чём заключается разница между нервным и гумopaльным способами регуляций функций?

II. Изучение новой темы

– Тема сегодняшнего урока: (Приложение 1. Слайд 1) Гармония гормонов почему мной выбрано именно это название? Я думаю, что после полного изучения темы мы ответим на этот вопрос.

Знакомство с планом урока (Приложение 1. Слайд 2)

Знакомство с эндокринной системой.

– Эндокринная система человека представлена различными видами желёз, которые делятся на три группы.(Приложение 1. Слайд 3)

(Cхему показывать постепенно по щелчку, в ходе объяснения материала)

1 щелчок

ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ,
ВНЕШНЕЙ СЕКРЕЦИИ,
СМЕШАННОЙ СЕКРЕЦИИ.

2 щелчок

– Которые объединяет то, что они выpaбатывают специфические вещества – секреты
Для того чтобы узнать, как осуществляется деятельность данных желёз, нам необходимо познакомиться с условными обозначениями 3 щелчок

Ребята знакомятся с условными обозначениями

4 щелчок

– Итак, железы внутренней секреции не имеют выводных протоков, и выделяемый секрет поступает непосредственно в кровь

5 щелчок

– Железы внешней секреции выделяют секреты, которые по специальным протокам выделяются не в кровь, а в какие-либо полости тела (в ротовую, желудок, кишечник), либо во внешнюю среду (пот).
А сейчас самостоятельно посмотрите деятельность желёз смешанной секреции и объясните их действие – 6 щелчок

Учитель выслушивает ответы детей, корректирует их.

– Давайте сравним деятельность желёз внешней и внутренней секреции (Приложение 1. Слайд 4)

Учитель комментирует данные таблицы, учащиеся фиксируют её в тетрадь.

– А сейчас мы познакомимся с железами разных секреций, с местом их расположения и названиями.

(Приложение 1. Слайд 5)

Железы внутренней секреции:

Гипофиз – расположен в гипофизной ямке турецкого седла под промежуточным мозгом. Масса = 0,5 г.
Эпифиз – в продольной борозде коры больших полушарий. Масса = 0,25 г.
Щитовидная железа – в переднем отделе шеи. Масса = 30 – 50 г.
Надпочечники – на верхних концах почек. Масса = 10 – 20 г.
Поджелудочная железа – непосредственно под желудком. Масса = 100 – 120 г.

(Приложение 1. Слайд 6)

Железы внешней секреции: печень, поджелудочная железа, слюнные и слёзные железы.

(Приложение 1. Слайд 7)

Железы смешанной секреции: печень, поджелудочная и пoлoвые железы.
Итак мы познакомились с эндокринной системой человека и вернёмся к плану нашего урока (перейти по гиперссылке, щёлкнув по кнопке перехода к плану урока)
Следующий пункт нашего плана – знакомство со строением щитовидной железы (щелкнуть на надпись щитовидной железы и перейти к 8 слайду Презентации)

Щитовидная железа
Впервые щитовидную железу thyreoidea от греч. thyreos – щит, dea – образ.
Описал римский врач Гален в классическом тpaктате «О частях человеческого тела».
В действительности щитовидная железа мало похожа на щит. Название своё она получила благодаря внешнему сходству с расположенным по соседству щитовидным хрящом гортани. Она напоминает бабочку с развёрнутыми крыльями, соединенных между собой узким перешейком.

(Приложение 1. Слайд 9)

Гормоны этой железы, которые так же называют гормонами активности, влияют на продолжительность жизни т.к., по мнению многих специалистов, являются консервантами молодости. В науке есть такое мнение: если количество гормонов щитовидной железы находится в норме, то человек долгое время сохраняет физическую и творческую активность.
Основной гормон щитовидной железы – тироксин и трийодотиронин – на 65% состоит из йода
А йод содержащие гормоны регулируют важнейшие процессы, происходящие в организме: оказывают влияние на умственное и физическое развитие человека.
И снова возвращаемся к плану урока ( переход по кнопке гиперссылки), мы должны познакомится с заболеваниями , вызванными нарушениями деятельности желёз (переход к слайду 10)
Нарушения деятельности желёз внутренней секреции вызывают заболевания, называемые эндокринными. Эти нарушения бывают двоякого рода :
А) усиление деятельности железы – Гиперфункция, когда образуется и выделяется в кровь увеличенное кол-во гормона.
Б) ослабление деятельности железы – Гипофункция, когда образуется и выделяется в кровь уменьшенное, по сравнению с нормой, количество гормона.
Учащиеся фиксируют схему в тетрадь
Длительный и стойкий недостаток гормонов щитовидной железы, спровоцированный недостатком йода вызывает самое распространенное на Урале заболевание щитовидной железы
Гипотиреоз. Коварство этого недуга заключается в том, что длительное время болезнь имеет слабовыраженные симптомы, которые зачастую расцениваются как результат переутомления. Постоянная слабость и чувство усталости по утрам. Это состояние сопровождается головными, мышечными и суставными болями. Кроме физической заторможенности может проявляться и умственная, выражающаяся в частой забывчивости. Снижаются зрение и слух. У детей, в рационе которых мало йода, зачастую развивается неспособность к обучению, что приводит к снижению интеллекта. Причём на разных стадиях развития человека это по-разному сказывается на состоянии его здоровья.

(Приложение 1. Слайд 11)

Учитель комментирует: Самое страшное последствие, вызванное нарушением функции щитовидной железы, спровоцированное недостатком йода это рождение детей с задержкой психического и физического развития, иначе называемое кретинизмом. Причём раньше слово кретин не считалось ругательным, к нему относились так же как к слову «астматик».

(Приложение 1. Слайд 12)

Карта. Вопрос к ребятам: Что указано на карте и к какому выводу можно прийти, рассматривая её?

Выслушиваются мнения учащихся и корректируются учителем

– Кроме этого жители нашей страны, особенно Урала имеют повышенный риск гипотиреоза из-за недостаточного потрeбления йода. А какова же суточная потребность в йоде?

(Приложение 1. Слайд 13 суточной потребности йода)

(Приложение 1. Слайд 14 йодсодержащих продуктов)

– А сейчас вам предлагается выполнить небольшое пpaктическое задание.

Ребятам раздаются карточки пpaктического задания – Приложение 2

– Обратим внимание на репродукции (Приложение 1. Слайд 15) Узнаете ли вы их? (Представлены портреты «Джоконда» и «Сусанна Фоурмент»)
Сотни лет не перестаёт восхищать людей портрет этой молодой женщины «Джоконда», своей загадочной улыбкой написанной Леонардо да Винчи величайшего художника эпохи Возрождения. У Леонардо очень мало завершённых картин. Мона Лиза или Джоконда – счастливое исключение. Эмигрировав во Францию, Леонардо взял с собой этот портрет и не расставался с ним до конца своей жизни. После cмepти Леонардо портрет перешёл к королю Франции Франсиску I и был помещён в Лувре, где и хранится до сих пор. Столь же знаменита и репродукция Пауля Рубенса «Портрет Сусанны Фоурмент.

– Как вы думаете, почему эти знаменитые портреты оказались на нашем уроке?

1) Определение заболевания.
2) Вывод о наследственности.

(Приложение 1. Слайд 16)

– Следующее задание составить правильную схему, отражающую путешествие капельки гормона щитовидной железы используя все составные части слайда.

(Приложение 1. Слайд 17)

– Проверим правильность выполнения данного задания.

(Приложение 1. Слайд 18)

– Что мы видим на данном слайде? (Выслушиваются ответы учащихся)
– Это результат гипо- и гиперфункции – гипофиза. Размер этой железы размещённой в мозгу у человека не больше фасолины, а весит она менее грамма – 0,5 г. Один из выделяемых ею гормонов – гормон роста – соматотропин. Об этом стало известно в начале XIX в., когда с помощью экстpaкта гипофиза удалось вырастить гигантских крыс. Случаи карликовости и гигантизма, болезненного ожирения связаны с нарушением выработки – соматотропина. Гипофункция – карликовость, гиперфункция – гигантизм.
Доклад – Карлики и великаны, самые полные и самые худые люди. (Приложение 3)

НАДПОЧЕЧНИКИ

Историческая справкаЮлий Цезарь ничего не знал о гормонах, но как опытный полководец, в лучших воинских частях оставлял только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели. И делал правильно.
Получив знания о надпочечниках, попробуйте объяснить этот факт с научной точки зрения.
В природе кошка увидев своего злейшего врага – собаку: шипит, выгибает спину дугой, шерсть на её затылке становится дыбом. В этот момент в её кровь выброшен гормон – адреналин – это гормон тревоги, стpaxa.
Собака, встретившись с кошкой – рычит, лает, гонится за ней. В её кровь в этот момент тоже выделяется гормон, но не гормон тревоги, гормон агрессии – норадреналин.
Оба этих гормона выpaбатываются расположенными на верхних концах почек парными железами – надпочечниками. (Слайд 19)
У каждого человека своя реакция на опасность: кто-то выделяет больше гормона тревоги – адреналина, а кто-то, в этой же ситуации, гормона агрессии – норадреналина. Поэт Андрей Вознесенский даже написал об этом стихи:

Когда человек боится,
Выделяет адреналин.
Это знают собаки
И, лая бегут за ним.

– Если перед схваткой на ринге, дpaкой или боем противники затевают словесную перепалку они бессознательно стремятся таким образом усилить у себя выделение агрессивного гормона норадреналина и подавить, тем самым, чувство стpaxa.
Биологи выяснили, что потенциального вожака в стае зверей можно определить по количеству адреналина и норадреналина, выpaбатываемых в кровь при нагрузках и опасностях.
У человека преобладание выpaбатываемого гормона можно определить по внешнему виду:
Норадреналин – расширяет кровеносные сосуды – человек краснеет.
Адреналин – сужает кровеносные сосуды – человек бледнеет.

– Вернёмся к исторической справке о Юлии Цезаре почему выбор солдат по его «методике» был правильным?
– Надпочечники также выpaбатывают гормоны, формирующие внешний облик мужской внешности.

– Если у мужчин этих гормонов будет выpaбатываться мало, то … (выслушиваются ответы ребят и комментируются учителем).
– Если у женщин этих гормонов будет выpaбатываться много, то … (выслушиваются ответы ребят и комментируются учителем).

– Почему тема урока имеет такое название.

Учитель выслушивает мнение учащихся, делает выводы по уроку, задаёт домашнее задание.

III. Домашнее задание

1) Изучить текст параграфа.
2) Заполнить следующую таблицу:

Железы внутренней секреции

Гормон

Физиологический эффект

Нарушения в деятельности

Гиперфункция

Гипофункция

3) Приготовить доклад о роли поджелудочной железы.



Комментарии:

Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"


    Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"

      Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...

01 04 2025 16:32:57

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

31 03 2025 14:15:33

Значение насекомых. 7-й класс


    Значение насекомых. 7-й класс

      На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

30 03 2025 11:33:11

Урок биологии на тему "Нервная система человека"


    Урок биологии на тему "Нервная система человека"

      Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

29 03 2025 0:47:42

Строение и значение кожи. 8-й класс


    Строение и значение кожи. 8-й класс

      Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....

28 03 2025 21:42:50

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

27 03 2025 3:13:29

Основные закономерности генетики. 9-й класс

На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....

26 03 2025 10:45:52

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

25 03 2025 20:59:51

Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"


    Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"

      В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани. ...

24 03 2025 7:42:51

Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"


    Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

      Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....

23 03 2025 10:48:11

Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"


    Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"

      На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....

22 03 2025 0:55:50

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс


    Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

      На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

21 03 2025 9:45:31

Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"


    Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"

      Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....

20 03 2025 1:43:13

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии


    Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

      Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

19 03 2025 10:45:58

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

18 03 2025 22:14:50

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

17 03 2025 8:17:23

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....

16 03 2025 16:19:27

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

15 03 2025 13:46:22

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....

14 03 2025 16:57:37

Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"


    Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"

      Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы. ...

13 03 2025 17:43:43

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс


    Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

      Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....

12 03 2025 11:27:55

Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс


    Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс

      Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....

11 03 2025 19:29:50

Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области


    Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области

      В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....

10 03 2025 21:43:38

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

09 03 2025 12:51:58

Лишайники – симбиотические организмы

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

08 03 2025 19:26:48

Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс


    Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс

      Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....

07 03 2025 2:18:16

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс


    Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

      Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

06 03 2025 18:13:16

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"


    Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

      На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

05 03 2025 15:47:26

Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"

      ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....

04 03 2025 9:41:41

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс


    Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

      Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....

03 03 2025 13:36:46

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

      Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

02 03 2025 3:58:31

Нервная система. 8-й класс


    Нервная система. 8-й класс

      Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....

01 03 2025 13:34:54

Движение воздуха. Ветер


    Движение воздуха. Ветер

      Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....

28 02 2025 5:30:37

Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс

Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....

27 02 2025 19:42:14

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

26 02 2025 18:30:30

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

25 02 2025 2:39:36

Опopно-двигательная система человека: строение и функции

Опopно-двигательная система человека: строение и функции Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

24 02 2025 1:17:22

Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола


    Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола

      Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний. ...

23 02 2025 10:16:46

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

22 02 2025 7:25:39

Питание животных Биология

Питание животных  Биология Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...

21 02 2025 10:18:48

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией


    Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

      В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

20 02 2025 11:59:12

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ


    "Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

      На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

19 02 2025 3:17:35

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

18 02 2025 5:15:51

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

17 02 2025 18:31:34

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании


    Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

      Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...

16 02 2025 14:47:12

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

15 02 2025 5:54:30

Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"


    Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"

      Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...

14 02 2025 7:32:29

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

13 02 2025 7:10:44

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"


    Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

      Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

12 02 2025 5:41:20

Развитие жизни в архейскую эру

Развитие жизни в архейскую эру Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

11 02 2025 9:22:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::