Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии


    Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

Оценка ЗУН (знаний, умений, навыков) – это сравнивание со стандартом, который существует, определен МО РФ. Высший уровень требования учителя может остаться на уровне стандарта. А может быть выше и у каждого учителя он свой. Например, стандарт учитель оценивает на «3», выше – «4», еще выше – «5». А может стандарт оценивать на «5», а худшие знания на «4» и «3». Учитель имеет право сам выбирать уровень оценки (систему оценок).
Любую систему можно перевести в 5- балльную (а точнее 3-х («3», «4», «5»).
Оценка «2» – это скорее констатация отсутствия работы, и можно предложить ученику сделать её ещё раз.

Существующую шкалу оценок можно применять следующим образом:

Особенно полезно использовать эту трехбалльную систему в младших и средних клас-сах, когда самосознание и самокритичность у ребенка ещё не выработались до конца, а отметка «2» просто отобьет охоту учиться дальше. Далее предложены варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома.

1.Биологический диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять пять терминов  (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 2 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.
     При проверке тетради делятся на 2 стопки:

  • с более-менее правильными ответами;
  • где нужна индивидуальная работа.

Все проверочные работы проводятся в специальных тетрадях, где видна вся работа ученика в течение года. Эта тетрадь может использоваться и несколько лет, пока не закончится.

2. Устный опрос.  Описать строение животного или растения по таблице или схеме, указать функции, которые выполняют отдельные его части.

  • «5» – выполнил всё задание правильно;
  • «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
  • «1» – вообще не выполнил задание.  (1)

3. Выполнение тестовых заданий.
3.1.  Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около трёх минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропущенные места. «В хлоропластах зеленых растений поглощается …, выделяется … и образуется … только на свету. При дыхании растений и в темноте, и на свету поглощается … и выделяется …» (3).
Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.             
3.2.   Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 25 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.
Методика перевода тестовой оценки в традиционную пятибалльную систему может быть следующей. Допустим, тест состоит из 20 заданий, каждое имеет 4 варианта ответа, среди которых только один правильный. Вычислим вероятность угадывания: она равна ¼, т.е. из 20 предложенных заданий ученик может случайно угадать 5. Если оставшиеся задания распределить на три равные части, соответствующие положительным оценкам «3», «4» и «5», то мы получим распределительную таблицу:
2 балла – от 5 до 8 правильных ответов (где 5 может быть просто угадано!)
3 балла – 9-10 правильных ответов;
4 балла  - от 11 до 15 правильных ответов;
5 баллов – от 16 до 20 правильных ответов.
Недостаток метода в слабой селективности. Плохо то, что, скажем, оценку «5» получат ответившие и на 16, 17, 18, 19 и 20 баллов. Для более объективной оценки нужно отталкиваться от результатов конкретного тестирования. На пpaктике это будет выглядеть так. Распределим работы учащихся на пачки, в каждой из которых содержаться работы с одинаковым числом правильных ответов. Результаты сведем в таблицу.


Число верных
ответов

7

11

14

15

16

17

18

19

20

Итого

Число работ

3

2

7

1

4

8

2

3

2

32

Номер группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Оценка «2» «3» «4» «5»
Всего оказалось 9 пачек или групп учащихся с разным числом правильных ответов. Разделим этот ряд пополам. Деление придется на пятую группу. Каждую половину разделим ещё пополам. Получим 4 ранга, соответствующие оценкам «2», «3», «4» и «5». Тогда 1-я и 2-я группы получают 2 балла, 8-я и 9-я – 5 баллов, 3-я и 4-я группы получают твёрдую тройку, а 6-я и 7-я группы – твёрдую четвёрку. Остается одна спopная группа – 5-я. В ней 4 ученика. Надо решить, кому из них поставить «4», а кому «3». Учитель может ориентироваться на качество решенных заданий, их сложность и т.п.  Но я вот уже много пpaктикую выставление двойных оценок: 2/3, 3/4, 4/5.  И такую методику я использую не только при проверке письменных работ, но и устных. Во- первых, это ускоряет процесс проверки знаний; не надо долго взвешивать, как оценить ответ, если он сомнительный. Во-вторых, увеличивается накопляемость оценок, что тоже немаловажно в больших классах. В - третьих, это дополнительный стимул ученику получить ещё одну высокую оценку, своего рода кредит доверия учителя, который большинство детей хочет оправдать! В журнале в графе «контрольная работа» я выставляю более высокий балл из двух, а рядом (перед или после) более низкий.
Мы видим, что при первом способе оценивания успеваемость равна 90,6 %, т.к. только три ученика получили двойки. Качество знаний будет равно успеваемости, что явно не соответствует действительности. При использовании второго метода двойки получат 5 учеников и успеваемость равна 84,3 %, а качество знаний максимум 59,3 %.(3) Выводы делайте сами! Я опробовала оба метода, и первый использую при проверке поурочных или контрольно-обучающих тестов, когда оценка не обязательно выставляется в журнал, а является ориентиром для ученика. При проверке контрольных работ по большим темам, анализе итоговых работ желательно применить второй метод как более точный и справедливый.
Итоговая отметка за выполнение проверочной работы по теме или за год выставляется с учетом качества ответов за каждое задание, всей суммы полученных за них баллов. Поэтому предварительно разpaбатываются критерии оценивания каждого задания и доводятся до сведения учащихся. Удовлетворительную отметку получает ученик в том случае, когда он набрал половину от общего числа баллов. Четвёрка выставляется в том случае, когда ученик набрал от 50 до 70 % баллов, а пятёрка – если набрано свыше 70 %. Здесь также возможна корректировка в зависимости от уровня подготовки класса (его литера, программы и т.п.) (2)

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
Выполните задания: а) можно ли ответить на вопрос: в чём положительное и отрицательное значение простейших в природе? Ответ обоснуйте.
б) заполните таблицу: « Значение одноклеточных животных»

Названия животных

значение

 

 

в)* почему эти маленькие, древние, примитивные животные – одноклеточные – не вымерли до сих пор и не съедены полностью более крупными животными? (задание повышенной сложности)
Ваша оценка: «5»—выполнил все три задания
«4» – выполнил первое и второе задание
«3» – правильно выполнил только половину обязательной                
части заданий (т.е. 1-е или 2-е)
«2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем
правильных ответов).(1)

5. Устные задания со свободным ответом.
Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь хаpaктеризовать фотосинтез и его роль в природе. Один ученик может дать определение фотосинтеза, назвать исходные и конечные продукты, отметить роль хлоропластов в фотосинтезе, его роль в природе. При этом он лишь воспроизведет знания. Другой ученик, дополнительно к изложенному выше, рассказывает о процессах, происходящих в световую и темновую фазы фотосинтеза, о строении хлоропластов и гран, о размещении на них хлорофилла и ферментов, о космической роли растений. В ответе проявляются более глубокие знания.
Ответ первого ученика в соответствии с эталоном хаpaктеризует нижнюю границу знаний и поэтому оценивается удовлетворительной отметкой. Второй ответ хаpaктеризует более высокий уровень знаний ученика и оценивается более высокой отметкой (2). Но опять - таки это на усмотрение учителя, исходя из требований программы, школы.

6. Составление опopно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:

  •  Полнота  использования учебного материала.
  • Объём ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).
  • Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
  • Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
  • Грамотность (терминологическая и орфографическая).
  • Отсутствие связанных предложений, только опopные сигналы – слова, словосочетания, символы.
  • Самостоятельность при составлении.

7. В качестве подготовительного этапа в 6-7 классах познакомьте школьников с синквейнами (от французского слова означающего пять).
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Оно позволяет изложить большой объём информации в кратких выражениях.
1-я строка – название синквейна.
2-я строка – два прилагательных.
3-я строка – три глагола.
4-я строка – фраза на тему синквейна.
5-я строка – существительное.

Например: 1. Фотосинтез.
2. Активный. Полезный.
3. Поглощает, образует, выделяет.
4.Образование сахара в хлоропластах листьев на свету .
5.Процесс. (4).
У меня был лишь один опыт составления таких стихов в 6-х классах, и я отказалась от этого в своей работе. Я сама плохо составляю рифмы, не очень люблю стихи. А составление синквейнов мало знакомо русским, и вызывает много технических трудностей.

8. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.

  • «5» – выполнил все задания правильно;
  • «4» - выполнил все задания, иногда  ошибался;
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;
  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

«1» – вообще не выполнил задание.  (1).  
Каждый вопрос развернутого задания так же можно заранее оценить в баллах, тогда легче определить, сделал учение всё полностью или только половину. Например, вопрос «Формы естественного отбора и их значение в эволюции. Какая из форм ЕО более распространена в природе?» я оцениваю следующим образом. За перечисление форм ЕО по 0,5 балла (стабилизирующий, движущий, дизруптивный). По 0,5 балла за краткую хаpaктеристику каждой формы. И один балл за высказывание своего мнения о самой распространенной форме и обоснования. Итого 4 балла. И так каждый вопрос. При разборе ошибок ученики сразу видят свои ошибки и недочеты.

9. Критерии оценки работы учащихся в группе (комaнде) в играх КВН и др.

  • умение распределить работу в комaнде;
  • умение выслушать друг друга;
  • согласованность действий;
  • правильность и полнота выступлений.
  • активность

10. Отчет после экскурсии, реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

  • полноту раскрытия темы;
  • все ли задания выполнены;
  • наличие рисунков и схем (при необходимости) ;
  • аккуратность исполнения.

Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.
Удобнее оформить итоги в виде таблицы. См. приложение, таблица 1

11. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может оценить работу, если он изначально четко поставил цели и критерии оценки.

 

Список литературы:

  1. Бурцева О.Ю. Примерное планирование учебного материала, «Биология в школе», 2000, № 4,5
  2. Калинова. Г. С., Мягкова  А.М., Резникова В.З. Контроль знаний и умений учащихся с учетом требований к их биологической подготовке. «Биология в школе», 2002 , № 3,4.
  3. Маш Р. Д. О тестах и тестовой проверке. «Биология в школе», 1999.
  4. Козлова О.Г. Синквейн. Что это такое?, «Биология в школе», 2000, № 5



Комментарии:

Мендель и основные закономерности генетики

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....

17 09 2025 21:41:47

Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"

      В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...

16 09 2025 2:18:59

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс


    Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

      Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....

15 09 2025 3:26:56

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

14 09 2025 7:14:16

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

13 09 2025 18:48:25

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

12 09 2025 20:20:20

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

11 09 2025 20:45:56

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

10 09 2025 21:14:48

Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.


    Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.

      Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. ...

09 09 2025 22:45:31

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

08 09 2025 12:50:21

Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"


    Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"

      Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....

07 09 2025 10:52:43

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии


    Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

      Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

06 09 2025 1:13:39

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

05 09 2025 16:31:34

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

04 09 2025 12:48:33

Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"


    Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"

      Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты". ...

03 09 2025 2:14:12

Исследовательская работа: "Основные загрязнители биосферы"


    Исследовательская работа: "Основные загрязнители биосферы"

      Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....

02 09 2025 13:25:29

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

01 09 2025 21:30:46

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

31 08 2025 22:56:40

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

30 08 2025 22:59:39

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

29 08 2025 15:14:20

Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс


    Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

      Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....

28 08 2025 18:38:50

Мастерская "Биосинтез белка"


    Мастерская "Биосинтез белка"

      Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

27 08 2025 8:46:13

Элективный курс по биологии


    Элективный курс по биологии

      Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...

26 08 2025 13:45:44

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

25 08 2025 10:20:31

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

24 08 2025 20:46:21

Тема урока: "Витамины"


    Тема урока: "Витамины"

      На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...

23 08 2025 22:50:51

Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"


    Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"

      Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

22 08 2025 23:54:24

Главные направления прогрессивной эволюции

Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...

21 08 2025 4:16:29

Факторы среды и их влияние на биоценозы


    Факторы среды и их влияние на биоценозы

      Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....

20 08 2025 12:47:52

Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"


    Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"

      Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....

19 08 2025 20:14:50

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

18 08 2025 16:27:18

Успехи селекции


    Успехи селекции

      На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

17 08 2025 0:31:26

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"


    Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

      Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

16 08 2025 16:54:40

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс


    Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

      Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....

15 08 2025 4:57:12

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

14 08 2025 4:25:29

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

13 08 2025 1:40:22

Викторина «Тайны тела человека»

Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....

12 08 2025 16:44:36

Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс

      Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....

11 08 2025 20:14:58

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

10 08 2025 20:46:54

Игра-соревнование "Знатоки птиц"

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....

09 08 2025 1:36:15

Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование


    Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование

      Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...

08 08 2025 0:11:43

«Рациональное питание». 8-й класс


    «Рациональное питание». 8-й класс

      Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

07 08 2025 12:29:36

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

06 08 2025 14:47:19

Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике


    Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике

      Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов. ...

05 08 2025 14:47:56

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

04 08 2025 21:13:59

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

      Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

03 08 2025 9:26:43

Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс


    Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс

      Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....

02 08 2025 8:25:38

Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе


    Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе

      Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....

01 08 2025 14:40:49

Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

      Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

31 07 2025 6:17:16

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"


    Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

      Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

30 07 2025 6:10:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::