Школьная экологическая тропа
Село Куркуль Алексеевского района РТ расположено на левом берегу реки Кама, на юго-восточной холмистой равнине. Рельеф села неровный, сильно изрезан оврагами, балками, понижения заполнены водой. На окраине села много природных водоемов, а в центре – три искусственных. По направлению от села Куркуль к реке Кама рельеф понижается, поэтому талые весенние воды направляются по оврагам, Сухой реке и реке Шенталка в реку Кама.
Наше село возникло более 400 лет тому назад во времена взятия Казани Иваном IV. Чтобы окончательно усмирить народы царь приказал построить в 1556 году на реках Кама и Меша несколько сел. В поселениях военная опора царя: стрельцы и «новокрещенцы» занимались земледелием, скотоводством и ремеслом. Название села: первая версия – от места расположения на Сухой реке, «кыр куль» (с татарского сухое озеро). Вторая версия – на территорию села были завезены потомки стрельцов с Украины; «куркуль» - богатый зажиточный человек, это единственное село в районе, где до революции выращивали груши, яблони, сливы и даже продавали их плоды в соседних деревнях.
Цели и задачи создания экологической тропы
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. В ходе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. Какие условия нужно создать, какие приемы использовать, чтобы каждый ученик почувствовал себя ответственным за охрану окружающей среды? Деятельность (участие в чем-либо) рождает потребность в знаниях, побуждает заниматься самообразованием, самостоятельно и добровольно, что приводит к общению – передаче другому того, что найдено, понятно, сделано самим. Общение - главный способ познания в подростковом возрасте. Дальше – творческая деятельность. Задача учителя помочь ученику определиться, найти себя. Сделать успешно это можно, только если сформированы особые отношения учителя и ученика, в основе которых совместный труд, общие интересы.
Экологическая тропа это природная зона, где школьники ведут наблюдение за растительным и животным миром, почвами и водами, проводят экскурсионно-пропагандистскую работу. Занимаются описанием и определением растений, ведут топографическую съёмку местности. Кроме того, сажаются деревья, ведется прополка молодых насаждений, заготавливаются зеленые веники, лекарственные растения, изготавливаются кормушки и жилища для птиц.
Основные цели:
- Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе.
- Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, глубже ознакомиться с жизнью растений и животных, биологическими основами их существования.
- Изучать на конкретном примере особенности учебного участка как экосистемы, выявлять взаимосвязи компонентов и на этой основе составить рекомендации по экологически грамотному существованию с природой.
- Способствовать развитию творческого мышления, самостоятельно выполнять систематические наблюдения, анализ изучаемых объектов, делать обобщения и выводы.
К сожалению, бережное отношение к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в душу каждого и стать снаружи незаметным, но непременным стимулом созидания. Конечной целью является не овладение некоторой совокупностью экологических знаний и умений, а формирование экологического сознания и гражданской позиции. А это значит, что экологическое образование должно быть достоянием и личности, и общества и иметь действенный хаpaктер.
Схема маршрута. (Приложение 1)
Описание экскурсионных объектов. (Приложение 2)
Обоснованность расположения маршрута и выбора мест для остановок
Маршрут начинается на пришкольном учебно-опытном участке в «Зеленом классе»: где ставиться задача в зависимости от цели (обычно посещение ограничивается продолжительностью урока) ; например: «Почва» - ПОЧВЕННЫЙ РАЗРЕЗ, ОВОЩНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ОВРАГ, КОСТРИЩЕ, ЛУГ; «Воздух» - ПЛОДОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ, СВАЛКА, ДИКОРАСТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ, ОЗЕРО; «Вода» - ПОЧВЕННЫЙ РАЗРЕЗ, ОВРАГ, ПРУД, ОЗЕРО и др. На уроках природоведения в младших классах экскурсии разбиваются на более мелкие части по два – три объекта, где экскурсоводами могут служить ученики старших классов.
ПЛОДОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ: На данном этапе ставится задача рассмотреть привычные растения не только с точки зрения биологических особенностей, но и как биологическую систему.
ПОЧВЕННЫЙ РАЗРЕЗ: Среда обитания представляет собой сложный комплекс разных элементов, взаимодействующих с организмами. Каждый вид в процессе эволюции приспособляется к определенной интенсивности экологических факторов и амплитуде их колебаний и в свою очередь сам воздействует на окружающую среду. Если же количественное значение хотя бы одного из факторов выходит за пределы выносливости, то существование вида становится невозможным, как бы ни были благоприятны остальные условия. Одним из важных факторов внешней среды является состав почвы. Расположение в ней плодородных и водоносных слоев.
ОВОЩНЫЕ КУЛЬТУРЫ: Что может быть более обыденным и самым насущным, как выращивание необходимых продуктов питания. Как вырастить их экологически чистыми, какие условия их существования, Что мы вообще знаем об «обычных» растениях.
ОВРАГ: Антропогенное воздействие - непосредственное воздействие человека на организмы или воздействие через изменение им среды обитания. Человек стал оказывать влияние на природу с тех пор, как перешел к охоте и земледелию. Вследствие интенсификации сельского хозяйства усиливается эрозия почвы.
«КОСТРИЩЕ»: Тихие, красивые уголки природы часто становятся излюбленным местом отдыха туристов или местом пикников. Несколько лет зарастает место одноразового костра, поэтому умение правильно вести себя на природе один из важных вопросов экологического образования.
«СВАЛКА»: Загрязнение рек и озер вызвано сбросом неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, различного мусора. Стоки с сельскохозяйственных полей приносят в реки удобрения и ядохимикаты. В водоемы попадают в значительных количествах нефтепродукты и поверхостно-активные вещества. Загрязнение воды приводит к ухудшению качества питьевой воды, что приводит к гибели ценных промысловых рыб и наносит значительный ущерб здоровью человека. Как избавиться от мусора не причиняя вреда природе – проблема становиться все актуальнее во всем мире.
ПРУД: Сделать окружающую природу «удобной» для человека, еще не значит, что всякая деятельность людей разумная. Нужно следить за состоянием окружающей среды – вести мониторинг – система наблюдений, основные задачи которой заключаются в оценке и прогнозе изменений в природной среде с целью предотвращения критических экологических ситуаций, которые возникают в результате вмешательства в окружающую человека среду. Какие положительные и отрицательные изменения внесены с точки зрения природы при строительстве искусственного водоема.
ДИКОРАСТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ: Живые организмы в природе благодаря разносторонней приспособленности друг к другу и окружающим условиям неживой среды в процессе эволюции образуют комплексы со сложными взаимоотношениями. Растения и животные распределяются не случайно, образуя природные сообщества, связанные цепями питания. Комплексы взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования, образуют биоценоз. А биоценозы, неразрывно связанные с неорганическими компонентами (почва, влага, атмосфера и т.п.), образуют устойчивую систему – биогеоценоз. Лес, луг, водоем с их населением – примеры биоценозов и биогеоценозов.
ЛУГ: Здесь учащиеся узнают, что многие растения луга относятся к семействам, которые изучались на уроках; что площадь лугов уменьшается и к чему это может привести; как влияют климатические условия на природные сообщества.
ОЗЕРО: Вода играет исключительную роль в жизни любого организма, поскольку она является структурным компонентом клетки (на долю воды приходится 60-80% массы клетки). Значение воды в жизни клетки определяется ее физико-химическими свойствами. Теплопроводные свойства воды определяют ее ведущую роль терморегулятора климата в природе. Природные экологические системы всегда состоят из соподчиненных видовых группировок (сообществ). Виды растений и животных, населяющих природный пресноводный водоём, распределяются в нем неравномерно. Поэтому в разных участках водоёма образуются довольно постоянные и хаpaктерные для него видовые комплексы – сообщества растений и животных, между которыми существует тесная взаимосвязь.
Формы работы на тропе
Таким образом, вовлекая учащихся в пpaктическую деятельность по решению проблем окружающей среды «местного значения» мы создаем возможность участвовать в данной работе пpaктически каждому школьнику, в зависимости от его возможностей: от описания объектов, растений, животных, составления памяток, плакатов, до работы над рекомендациями по экологическому образованию населения, над различными проектами (в будущем).
Пусть пока длина экологической тропы невелика (около одного километра) и работа на ней продолжается (экскурсии младших школьников, работа учащихся среднего и старшего звена проходят лишь весной и осенью), самое главное все изменения на ней должны и будут проходить при участии школьников, с их предложений и пожеланий. В будущем планируется изучение, использование данного объекта учителями различных предметов, уже сейчас вызывает интерес краеведческая работа, изучение химических, физических процессов.
С увеличением объёма знаний о живой природе растет список видов полезных для человека, убеждаемся, что продукты естественного происхождения не могут быть заменены искусственными. Виды в природе взаимосвязаны друг с другом, и уничтожение или воздействие на один из них может привести к непредсказуемым последствиям.
Комментарии:
Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....
24 05 2025 20:59:28
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
23 05 2025 8:36:40
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
22 05 2025 17:59:11
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
21 05 2025 14:26:44
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
20 05 2025 3:53:48

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
19 05 2025 5:15:11
Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами.
...
18 05 2025 21:18:12
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
17 05 2025 21:13:46
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
16 05 2025 0:22:32
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
15 05 2025 2:34:23
Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....
14 05 2025 12:17:24
Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....
13 05 2025 22:34:45
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
12 05 2025 20:33:42
Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....
11 05 2025 14:53:19
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
10 05 2025 20:21:28
Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....
09 05 2025 1:54:33
Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....
08 05 2025 18:54:24
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
07 05 2025 13:51:49
Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе.
...
06 05 2025 13:47:50
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
05 05 2025 7:33:59
На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....
04 05 2025 4:18:15
Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....
03 05 2025 8:25:52
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
02 05 2025 3:23:47
Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля.
...
01 05 2025 4:58:26
Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
...
30 04 2025 12:34:20
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
29 04 2025 1:54:18
Интегрированный урок биологии и МХК.
Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор.
...
28 04 2025 9:39:42
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
27 04 2025 12:16:26
Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....
26 04 2025 7:13:32
Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....
25 04 2025 21:25:43
В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....
24 04 2025 2:31:46
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
23 04 2025 23:49:19
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....
22 04 2025 4:38:32
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
21 04 2025 15:31:35
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
...
20 04 2025 5:42:49
Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах.
...
19 04 2025 1:50:55
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
18 04 2025 14:17:27
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
17 04 2025 15:37:50
В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....
16 04 2025 7:41:24
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками.
...
15 04 2025 0:31:39
Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным.
...
14 04 2025 12:15:49
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
13 04 2025 23:55:53
Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...
12 04 2025 2:20:42
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
11 04 2025 20:53:38
Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы.
Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки.
...
10 04 2025 8:55:22
На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....
09 04 2025 13:37:12
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
08 04 2025 17:49:51
Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания.
...
07 04 2025 19:33:50
Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....
06 04 2025 10:18:30
Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....
05 04 2025 12:15:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::