Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс “Кровь – зеркало здоровья” предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.

Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.

Цель данного элективного курса создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем.

Задачи курса:

  1. Рассмотреть специфику соединительной ткани – крови.
  2. Выявить особенности строения и функции клеток крови и плазмы.
  3. Развивать умения изучать клетки микроскопическим методом исследования, работать с различными источниками информации.
  4. Научить методам самоконтроля за состоянием сердечно-сосудистой системы, оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
  5. Воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

В содержании программы курса выделяю две части:

  1. Теоретическая;
  2. Пpaктическая (лабораторные и пpaктические работы).

Работа над проектом и его защита.

В теоретической части раскрывается общая хаpaктеристика крови, её состав. Работа сердца человека и животных. История открытия клеток крови и современные способы её исследования. Вклад российских и зарубежных учёных в изучение причин эпидемий и способов повысить иммунитет. Открытие антибиотиков. Переливание крови и группы крови. История изучения работы кровеносной системы. Движение крови по сосудам. Влияние физических упражнений на состояние сердечно-сосудистой системы. А также вредное влияние наркотиков, табака и алкоголя. Исследования работы сердечно-сосудистой системы. Болезни и лечение сердца. Учащиеся знакомятся с различными видами кровотечения и способами оказания первой медицинской помощи.

В пpaктической части предлагаются пpaктические работы, направленные на исследование микроскопическим методом. А также предполагает пpaктические работы, направленные на самоконтроль за состоянием сердечно-сосудистой системы.

Элективный курс “Кровь – зеркало здоровья” предусматривает как классно-урочную, лекционно-пpaктическую систему, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. Пpaктическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета биологии.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 30 ч.

Как уже было сказано, по существу, главным содержанием курса является научная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов.

Содержание программы определялось следующими требованиями и ограничениями:

  • входящие в неё исследовательские задачи имеют ясную и интересную постановку, которая сама мотивирует ребят к исследованию;
  • задачи не требуют дорогостоящего или сложного оборудования оно входит в обычные лабораторные комплекты школы естественнонаучных кабинетов или может быть быстро изготовлено из подручных средств;
  • последовательность задач подчиняется определённой логике, основанной, главным образом, на постепенном усложнении исследовательских действий от задачи к задаче и учитывает содержание программ систематических естественнонаучных курсов и математики;
  • сценарий учебных занятий по выполнению исследовательских задач обязательно включает такие формы коммуникативной деятельности, как работа в группе, участие в дискуссии, презентация полученных результатов.

В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики смогут (на определённом уровне) освоить следующие умения:

  • фиксировать эмпирические данные (с учётом погрешностей) в виде графика и таблицы;
  • предлагать и проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые хаpaктеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель.
  • сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе;
  • представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).

Данный курс базируется на знания учащихся по анатомии и физиологии человека и физике.

Учащиеся получают знания и применяют их на пpaктике и готовятся к осознанному выбору профиля обучения.

Программа элективного курса прошла апробацию в школе № 44 г. Сургута, имеются положительные рецензии экспертов, получено свидетельство. На базе элективного курса создан одноименный сайт www.olga-semerez.ru

Контрольными параметрами при изучении данного курса являются лабораторные и пpaктические работы учащихся.

  • Лабораторные работы – 1
  • Пpaктические работы – 2
  • Семинары – 3
  • Проектные работы учащихся
  • А также сообщения учащихся их работа на семинарских занятиях.

Содержание программы

1. Кровь – удивительная ткань организма (3 ч.).

Красные клетки крови. Первые открытия. Как считают клетки крови. Меченые атомы в крови.

Дыхательная функция крови. Эритроциты и потрeбление кислорода. Tрaнcпорт кислорода гемоглобином.

Л.р. 1. Рассматривание под микроскопом клеток крови.

П.р. 1. Основные показатели состава крови.

2. Защитные свойства крови (1 ч.).

Пpeдoxpaнительное заражение. Заражение и заболевание. Что такое иммунитет? Антитела. Что такое воспаление? Иммунитет и повышенная чувствительность (аллергия). Иммунитет против paковых клеток.

3. Вклад российских и зарубежных учёных в учение об иммунитете (2 ч.).

И.И. Мечников – рыцарь борьбы с болезнями.

Героизм ученых (Э. Дженнер, Л. Пастер, Н.Ф. Гамалей, Э. Ру, Р. Кох).

Героизм русских врачей (И.А. Деминский, И.В. Мамонтов, Н.К. Завьялова, Н.И. Латышев)

Сверхмелкие возбудители болезней. Открытие вирусов (Д.И. Ивановский). Открытие антибиотиков (Л. Пастер, И.И. Мечников, В.А. Манасеин, А.П. Полотебнов, А. Флеминг, Н.Н. Бурденко).

4. Восполнение потерь крови (2 ч.).

Свёртываемость крови – защита от её потерь. Первые попытки перелить кровь от человека к человеку. Совместимость и несовместимость крови. Переливание крови – в пpaктику медицины. Быть донором почетно.

Лечение кровью. Замена крови. Искусственная кровь. Борьба с кровопотерями при операциях.

5. Работа сердца в содружестве с сосудами (2 ч.).

История изучения работы сердечно-сосудистой системы. Движение крови в сосудах. Сеть сосудов и обращение крови. Давление крови.

Давление минимальное и максимальное. Кровяное депо.

Л.р. 2 Измерение артериального давления и пульса до и после дозированной нагрузки.

Развитие сердца и сосудов Работоспособность сердца. Невесомость и работа сердца. Сердце и мозг.

6. Кровотечения (1 ч.).

Классификация кровотечений. Особенности капиллярного, венозного, артериального кровотечения. Способы остановки кровотечений.

П.р. 2 Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений.

7. Исследования работы сердечно-сосудистой системы (1ч.).

О чём говорит пульс. Прослушивание и простукивание. Гидравлический удар сердца. Современные методы исследования сердца.

8. Заболевания, диагностика и лечение сердечно-сосудистой системы (5 ч.).

Малокровие. Белокровие. Пересадка костного мозга

Гемофилия. СПИД.

Гипертония. Гипотония. Тромбофлебит. Атеросклероз. Причины заболевания. Методы предупреждения и профилактики.

Пороки сердца. Инфаркт. Стенокардия. “Ремонт клапанов.

Сердце работает после cмepти. Операции на сердце. Операции в барокамере. Холод и сердце. Пересадка сердца. Один орган – две жизни. Взаимное отторжение. Не вреди больному. На пути к искусственному сердцу.

9. Влияние различных факторов на сосуды и сердце.

Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы (5 ч.).

Резервы сердца. Как увеличить силу сердца. Капилляры – это микросердца. Физиологические правила повышения работоспособности сердца. Спортивные упражнения.

Вредное влияние табака, наркотиков и спиртных напитков, лекарственных средств на сердце и кровеносные сосуды.

Влияние состава воздуха, радиационного фона и климатогеографических условий на сердце и кровеносные сосуды.

Рациональное питание и здоровье человека. Железосодержащие продукты.

Лекарственные растения, используемые при оздоровлении кровеносной и сердечно-сосудистой системы.

Условия полноценного развития системы кровообращения.

Проектная деятельность учащихся (8 ч.).

Цель: сформировать отношение к здоровью как одной из главных ценностей.

Тема 1. Роль прививок в поддержании здоровья населения

Тема 2. Артериальное давление и пульс – показатели состояния сердечно-сосудистой системы.

Тема 3. Помощь больным, страдающим сердечными или oнкoлoгическими заболеваниями

10. Урок-конференция (защита проектов).

Литература:

  1. Энциклопедия для детей т. 18 Человек, гл. редактор В. Володин, М.: Аванта+, 2001.
  2. Батуев А.С., Соколова Л.В., Левитин М.Г. Человек: Основы физиологии и психологии: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений / М.: Дрофа, 2000.
  3. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя М.: изд. “Первое сентября”, 2000.
  4. М. Залесский Занимательная анатомия, М.: Росмен, 1998.
  5. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.
  6. Зверев И.Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классы. –М.6 Вентана-графф, 2000. – с. 3046 ил.
  7. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.
  8. Тюмасева З.И., Гольнева Д.П. Целительные силы природы и здоровье человека: У-м пособие для студентов педагогических вузов. – Челябинск: Взгляд, 2003. – 216 с.
  9. Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцир. Обучения: 9 кл./ Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с. ил.

Тематическое планирование

“Кровь – зеркало здоровья”

Программный материал Кол-во часов Пpaктическая часть Оборудование Дата
  Кровь – удивительная ткань организма 3   Таблица, рисунки, видеофильм  
1 Кровь – удивительная ткань организма.   Семинар

Рассматривание под микроскопом клеток крови

Микроскоп, микропрепараты  
2 Дыхательная функция крови     Таблица, рисунки, видеофильм  
3     П.Р. № 1

Основные показатели состава крови

Данные анализов, табличные данные  
4 Защитные свойства крови 1   Таблица, рисунки, видеофильм  
5

6

Вклад российских и зарубежных ученых в учение об иммунитете 2   Портреты ученых  
7

8

Восполнение потерь крови 2   Таблицы  
9

10

Работа сердца в содружестве с сосудами 2 Л.Р. № 1

Измерение артериального давления и пульса до и после дозированной нагрузки

Таблицы, видеофильм, муляж сердца человека  
11 Кровотечения 1 П.Р.№ 2

Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечения

Бинт, жгут  
12 Исследования сердечно-сосудистой системы 1   Видеофильм  
  Заболевания, диагностика и лечение сердечно-сосудистой системы 5      
13 Малокровие. Белокровие. Пересадка костного мозга     Видеофильм  
14 Гемофилия. СПИД.        
15 Гипертония. Гипотония. Тромбофлебит. Атеросклероз.     Памятки для учащихся  
16 Пороки сердца. Инфаркт. Стенокардия. “Ремонт клапанов.     Рисунки  
17 Операции на сердце   Семинар Видеоматериал  
  Влияние различных факторов на сосуды и сердце. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. 5      
18 Физиологические правила повышения работоспособности сердца.     Сборник физических упражнений  
19 Вредное влияние табака, наркотиков и спиртных напитков, лекарственных средств на сердце и кровеносные сосуды.     Рисунки, таблицы  
20 Влияние состава воздуха, радиационного фона и климатогеографических условий на сердце и кровеносные сосуды.     Физическая карта, экологическая карта  
21 Рациональное питание и здоровье человека. Лекарственные растения, используемые при оздоровлении кровеносной и сердечно-сосудистой системы     Травник.

Книга о лечебном питании

 
22 Условия полноценного развития системы кровообращения.   Семинар Видеофильм  
23

30

Проектная деятельность учащихся 8      


Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

15 05 2022 16:21:25

Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

      Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....

14 05 2022 15:31:25

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

13 05 2022 4:38:54

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

12 05 2022 20:11:42

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

11 05 2022 16:21:20

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

10 05 2022 19:53:45

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

09 05 2022 12:18:36

Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии


    Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

      Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...

08 05 2022 15:50:15

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"


    Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

      Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края". ...

07 05 2022 22:59:31

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

06 05 2022 14:22:29

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

05 05 2022 13:35:13

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

04 05 2022 23:54:56

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

03 05 2022 13:26:46

Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"


    Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"

      Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...

02 05 2022 6:53:56

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

01 05 2022 4:13:51

Урок биологии по теме "Кровеносная система"


    Урок биологии по теме "Кровеносная система"

      Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....

30 04 2022 14:51:36

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

29 04 2022 22:25:59

Эволюционные преобразования обмена веществ


    Эволюционные преобразования обмена веществ

      Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....

28 04 2022 19:12:42

Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....

27 04 2022 12:29:44

Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"


    Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"

      Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся. ...

26 04 2022 1:45:48

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

25 04 2022 2:30:27

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

24 04 2022 18:41:44

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

23 04 2022 14:47:52

Почвенное питание растений Биология

Почвенное питание растений  Биология Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...

22 04 2022 2:52:22

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

21 04 2022 14:53:24

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

20 04 2022 21:39:56

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

19 04 2022 21:14:16

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

18 04 2022 17:46:34

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

      Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...

17 04 2022 22:11:21

Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК


    Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК

      Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии. ...

16 04 2022 5:55:54

Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"

      Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....

15 04 2022 16:37:58

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

14 04 2022 6:32:30

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения


    Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

      Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

13 04 2022 1:16:10

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

12 04 2022 19:45:33

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

11 04 2022 5:52:59

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)


    Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

      Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....

10 04 2022 3:40:51

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"


    Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

      Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

09 04 2022 12:16:25

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

08 04 2022 14:24:45

Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…"


    Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…"

      Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить. ...

07 04 2022 17:37:56

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

06 04 2022 13:57:17

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....

05 04 2022 15:41:21

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....

04 04 2022 0:41:59

Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс


    Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

      На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. ...

03 04 2022 13:37:53

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

02 04 2022 23:28:16

Урок по теме "Глаза и зрение"


    Урок по теме "Глаза и зрение"

      Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....

01 04 2022 7:23:25

Гигиена и питание


    Гигиена и питание

      Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников. ...

31 03 2022 1:54:38

Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"


    Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"

      Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....

30 03 2022 9:37:54

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии


    Применение технологии модульного обучения на уроках биологии

      Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...

29 03 2022 12:46:23

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

28 03 2022 13:33:45

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....

27 03 2022 16:29:28

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::