Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс “Кровь – зеркало здоровья” предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.

Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.

Цель данного элективного курса создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем.

Задачи курса:

  1. Рассмотреть специфику соединительной ткани – крови.
  2. Выявить особенности строения и функции клеток крови и плазмы.
  3. Развивать умения изучать клетки микроскопическим методом исследования, работать с различными источниками информации.
  4. Научить методам самоконтроля за состоянием сердечно-сосудистой системы, оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
  5. Воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

В содержании программы курса выделяю две части:

  1. Теоретическая;
  2. Практическая (лабораторные и практические работы).

Работа над проектом и его защита.

В теоретической части раскрывается общая характеристика крови, её состав. Работа сердца человека и животных. История открытия клеток крови и современные способы её исследования. Вклад российских и зарубежных учёных в изучение причин эпидемий и способов повысить иммунитет. Открытие антибиотиков. Переливание крови и группы крови. История изучения работы кровеносной системы. Движение крови по сосудам. Влияние физических упражнений на состояние сердечно-сосудистой системы. А также вредное влияние наркотиков, табака и алкоголя. Исследования работы сердечно-сосудистой системы. Болезни и лечение сердца. Учащиеся знакомятся с различными видами кровотечения и способами оказания первой медицинской помощи.

В практической части предлагаются практические работы, направленные на исследование микроскопическим методом. А также предполагает практические работы, направленные на самоконтроль за состоянием сердечно-сосудистой системы.

Элективный курс “Кровь – зеркало здоровья” предусматривает как классно-урочную, лекционно-практическую систему, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета биологии.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 30 ч.

Как уже было сказано, по существу, главным содержанием курса является научная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов.

Содержание программы определялось следующими требованиями и ограничениями:

  • входящие в неё исследовательские задачи имеют ясную и интересную постановку, которая сама мотивирует ребят к исследованию;
  • задачи не требуют дорогостоящего или сложного оборудования оно входит в обычные лабораторные комплекты школы естественнонаучных кабинетов или может быть быстро изготовлено из подручных средств;
  • последовательность задач подчиняется определённой логике, основанной, главным образом, на постепенном усложнении исследовательских действий от задачи к задаче и учитывает содержание программ систематических естественнонаучных курсов и математики;
  • сценарий учебных занятий по выполнению исследовательских задач обязательно включает такие формы коммуникативной деятельности, как работа в группе, участие в дискуссии, презентация полученных результатов.

В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики смогут (на определённом уровне) освоить следующие умения:

  • фиксировать эмпирические данные (с учётом погрешностей) в виде графика и таблицы;
  • предлагать и проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые характеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель.
  • сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе;
  • представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).

Данный курс базируется на знания учащихся по анатомии и физиологии человека и физике.

Учащиеся получают знания и применяют их на практике и готовятся к осознанному выбору профиля обучения.

Программа элективного курса прошла апробацию в школе № 44 г. Сургута, имеются положительные рецензии экспертов, получено свидетельство. На базе элективного курса создан одноименный сайт www.olga-semerez.ru

Контрольными параметрами при изучении данного курса являются лабораторные и практические работы учащихся.

  • Лабораторные работы – 1
  • Практические работы – 2
  • Семинары – 3
  • Проектные работы учащихся
  • А также сообщения учащихся их работа на семинарских занятиях.

Содержание программы

1. Кровь – удивительная ткань организма (3 ч.).

Красные клетки крови. Первые открытия. Как считают клетки крови. Меченые атомы в крови.

Дыхательная функция крови. Эритроциты и потребление кислорода. Транспорт кислорода гемоглобином.

Л.р. 1. Рассматривание под микроскопом клеток крови.

П.р. 1. Основные показатели состава крови.

2. Защитные свойства крови (1 ч.).

Предохранительное заражение. Заражение и заболевание. Что такое иммунитет? Антитела. Что такое воспаление? Иммунитет и повышенная чувствительность (аллергия). Иммунитет против раковых клеток.

3. Вклад российских и зарубежных учёных в учение об иммунитете (2 ч.).

И.И. Мечников – рыцарь борьбы с болезнями.

Героизм ученых (Э. Дженнер, Л. Пастер, Н.Ф. Гамалей, Э. Ру, Р. Кох).

Героизм русских врачей (И.А. Деминский, И.В. Мамонтов, Н.К. Завьялова, Н.И. Латышев)

Сверхмелкие возбудители болезней. Открытие вирусов (Д.И. Ивановский). Открытие антибиотиков (Л. Пастер, И.И. Мечников, В.А. Манасеин, А.П. Полотебнов, А. Флеминг, Н.Н. Бурденко).

4. Восполнение потерь крови (2 ч.).

Свёртываемость крови – защита от её потерь. Первые попытки перелить кровь от человека к человеку. Совместимость и несовместимость крови. Переливание крови – в практику медицины. Быть донором почетно.

Лечение кровью. Замена крови. Искусственная кровь. Борьба с кровопотерями при операциях.

5. Работа сердца в содружестве с сосудами (2 ч.).

История изучения работы сердечно-сосудистой системы. Движение крови в сосудах. Сеть сосудов и обращение крови. Давление крови.

Давление минимальное и максимальное. Кровяное депо.

Л.р. 2 Измерение артериального давления и пульса до и после дозированной нагрузки.

Развитие сердца и сосудов Работоспособность сердца. Невесомость и работа сердца. Сердце и мозг.

6. Кровотечения (1 ч.).

Классификация кровотечений. Особенности капиллярного, венозного, артериального кровотечения. Способы остановки кровотечений.

П.р. 2 Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений.

7. Исследования работы сердечно-сосудистой системы (1ч.).

О чём говорит пульс. Прослушивание и простукивание. Гидравлический удар сердца. Современные методы исследования сердца.

8. Заболевания, диагностика и лечение сердечно-сосудистой системы (5 ч.).

Малокровие. Белокровие. Пересадка костного мозга

Гемофилия. СПИД.

Гипертония. Гипотония. Тромбофлебит. Атеросклероз. Причины заболевания. Методы предупреждения и профилактики.

Пороки сердца. Инфаркт. Стенокардия. “Ремонт клапанов.

Сердце работает после смерти. Операции на сердце. Операции в барокамере. Холод и сердце. Пересадка сердца. Один орган – две жизни. Взаимное отторжение. Не вреди больному. На пути к искусственному сердцу.

9. Влияние различных факторов на сосуды и сердце.

Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы (5 ч.).

Резервы сердца. Как увеличить силу сердца. Капилляры – это микросердца. Физиологические правила повышения работоспособности сердца. Спортивные упражнения.

Вредное влияние табака, наркотиков и спиртных напитков, лекарственных средств на сердце и кровеносные сосуды.

Влияние состава воздуха, радиационного фона и климатогеографических условий на сердце и кровеносные сосуды.

Рациональное питание и здоровье человека. Железосодержащие продукты.

Лекарственные растения, используемые при оздоровлении кровеносной и сердечно-сосудистой системы.

Условия полноценного развития системы кровообращения.

Проектная деятельность учащихся (8 ч.).

Цель: сформировать отношение к здоровью как одной из главных ценностей.

Тема 1. Роль прививок в поддержании здоровья населения

Тема 2. Артериальное давление и пульс – показатели состояния сердечно-сосудистой системы.

Тема 3. Помощь больным, страдающим сердечными или онкологическими заболеваниями

10. Урок-конференция (защита проектов).

Литература:

  1. Энциклопедия для детей т. 18 Человек, гл. редактор В. Володин, М.: Аванта+, 2001.
  2. Батуев А.С., Соколова Л.В., Левитин М.Г. Человек: Основы физиологии и психологии: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений / М.: Дрофа, 2000.
  3. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя М.: изд. “Первое сентября”, 2000.
  4. М. Залесский Занимательная анатомия, М.: Росмен, 1998.
  5. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.
  6. Зверев И.Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классы. –М.6 Вентана-графф, 2000. – с. 3046 ил.
  7. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.
  8. Тюмасева З.И., Гольнева Д.П. Целительные силы природы и здоровье человека: У-м пособие для студентов педагогических вузов. – Челябинск: Взгляд, 2003. – 216 с.
  9. Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцир. Обучения: 9 кл./ Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с. ил.

Тематическое планирование

“Кровь – зеркало здоровья”

Программный материал Кол-во часов Практическая часть Оборудование Дата
  Кровь – удивительная ткань организма 3   Таблица, рисунки, видеофильм  
1 Кровь – удивительная ткань организма.   Семинар

Рассматривание под микроскопом клеток крови

Микроскоп, микропрепараты  
2 Дыхательная функция крови     Таблица, рисунки, видеофильм  
3     П.Р. № 1

Основные показатели состава крови

Данные анализов, табличные данные  
4 Защитные свойства крови 1   Таблица, рисунки, видеофильм  
5

6

Вклад российских и зарубежных ученых в учение об иммунитете 2   Портреты ученых  
7

8

Восполнение потерь крови 2   Таблицы  
9

10

Работа сердца в содружестве с сосудами 2 Л.Р. № 1

Измерение артериального давления и пульса до и после дозированной нагрузки

Таблицы, видеофильм, муляж сердца человека  
11 Кровотечения 1 П.Р.№ 2

Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечения

Бинт, жгут  
12 Исследования сердечно-сосудистой системы 1   Видеофильм  
  Заболевания, диагностика и лечение сердечно-сосудистой системы 5      
13 Малокровие. Белокровие. Пересадка костного мозга     Видеофильм  
14 Гемофилия. СПИД.        
15 Гипертония. Гипотония. Тромбофлебит. Атеросклероз.     Памятки для учащихся  
16 Пороки сердца. Инфаркт. Стенокардия. “Ремонт клапанов.     Рисунки  
17 Операции на сердце   Семинар Видеоматериал  
  Влияние различных факторов на сосуды и сердце. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. 5      
18 Физиологические правила повышения работоспособности сердца.     Сборник физических упражнений  
19 Вредное влияние табака, наркотиков и спиртных напитков, лекарственных средств на сердце и кровеносные сосуды.     Рисунки, таблицы  
20 Влияние состава воздуха, радиационного фона и климатогеографических условий на сердце и кровеносные сосуды.     Физическая карта, экологическая карта  
21 Рациональное питание и здоровье человека. Лекарственные растения, используемые при оздоровлении кровеносной и сердечно-сосудистой системы     Травник.

Книга о лечебном питании

 
22 Условия полноценного развития системы кровообращения.   Семинар Видеофильм  
23

30

Проектная деятельность учащихся 8      


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в команде и самостоятельно, внимательно слушать....

17 09 2021 9:12:43

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

Раздел " Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела " Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

17 09 2021 6:32:30

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: « Пищеварение», « Обмен веществ и энергии. Витамины»....

17 09 2021 2:40:29

Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс

На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему " Энергетический обмен". ...

17 09 2021 18:29:34

Строение и функции клетки

Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....

17 09 2021 15:42:56

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

17 09 2021 7:16:14

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на практике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

17 09 2021 3:29:26

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

17 09 2021 0:54:56

Общая характеристика членистоногих. Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака

Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками членистоногих, особенностями строения ракообразных на примере речного рака, позволяет рассмотреть черты приспособленности ракообразных к среде обитания....

17 09 2021 2:16:15

Видоизмененные листья. Листопад.

Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....

17 09 2021 18:27:51

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

17 09 2021 17:13:50

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

17 09 2021 14:54:47

Тест для тематического контроля по теме "Тип Членистоногие"

В работе представлен тест для тематического контроля по теме « Тип Членистоногие», ориентированный на использование по У М К Сонина Н. И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

17 09 2021 11:19:55

Информационно-агитационные буклеты "Сохраним природу вместе!"

" Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. " Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....

17 09 2021 1:50:35

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

17 09 2021 0:49:19

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

Раздел " Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

17 09 2021 2:19:58

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

17 09 2021 10:24:56

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обрабатывать её при помощи компьютерной техники. ...

17 09 2021 19:26:26

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме " Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

17 09 2021 2:50:52

Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс

Данный урок - третий в разделе « Биология – наука о живом мире» по учебнику И. Н. Пономаревой, И. В. Николаева, О. А. Корниловой « Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями Ф Г О С О О О. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....

17 09 2021 8:22:14

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы « Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

17 09 2021 18:55:38

Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии

Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....

17 09 2021 22:22:28

Разработка урока в 8-м классе "Историческое прошлое людей"

Разработка урока в 8-м классе по курсу « Биология. Человек» составлена на основе У М К В. В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы « Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....

17 09 2021 13:34:58

Рост и развитие растений. 6-й класс

Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....

17 09 2021 14:34:20

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания практического характера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

17 09 2021 18:17:39

Покрытосеменные растения

На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются характерные признаки растений разных семейств....

17 09 2021 14:25:40

Тема урока: "Происхождение человека"

Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....

17 09 2021 21:17:54

Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс

Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность. ...

17 09 2021 1:34:12

Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"

Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....

17 09 2021 17:31:26

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух команд обобщить и повторить тему " Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

17 09 2021 2:35:20

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой « Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

17 09 2021 18:43:23

Урок-практикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

17 09 2021 17:12:58

Программа элективного курса "Знакомые незнакомцы"

Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое практическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...

17 09 2021 17:14:53

Человек и живая природа Биология

Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

17 09 2021 18:10:15

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-практических конференций в гимназии № 1. ...

17 09 2021 14:24:36

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А. И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

17 09 2021 6:36:42

Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"

Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...

17 09 2021 6:18:45

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....

17 09 2021 19:54:36

Урок биологии "Разнообразие стеблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

17 09 2021 7:49:56

Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"

Цели урока: показать характерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...

17 09 2021 17:31:21

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

17 09 2021 1:55:27

Брейн-ринг "Растения и животные России"

Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме « Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

17 09 2021 2:50:56

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

17 09 2021 23:36:43

Наследственные болезни

Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела « Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

17 09 2021 10:24:45

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

17 09 2021 13:34:10

Береги здоровье смолоду

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

17 09 2021 16:46:22

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

17 09 2021 20:26:56

Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....

17 09 2021 22:53:51

Многообразие птиц в природе

Урок « Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи « Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....

17 09 2021 4:17:40

Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс

Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....

17 09 2021 1:26:28

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)