Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс “Кровь – зеркало здоровья” предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.
Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем.
Задачи курса:
- Рассмотреть специфику соединительной ткани – крови.
- Выявить особенности строения и функции клеток крови и плазмы.
- Развивать умения изучать клетки микроскопическим методом исследования, работать с различными источниками информации.
- Научить методам самоконтроля за состоянием сердечно-сосудистой системы, оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
- Воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
В содержании программы курса выделяю две части:
- Теоретическая;
- Пpaктическая (лабораторные и пpaктические работы).
Работа над проектом и его защита.
В теоретической части раскрывается общая хаpaктеристика крови, её состав. Работа сердца человека и животных. История открытия клеток крови и современные способы её исследования. Вклад российских и зарубежных учёных в изучение причин эпидемий и способов повысить иммунитет. Открытие антибиотиков. Переливание крови и группы крови. История изучения работы кровеносной системы. Движение крови по сосудам. Влияние физических упражнений на состояние сердечно-сосудистой системы. А также вредное влияние наркотиков, табака и алкоголя. Исследования работы сердечно-сосудистой системы. Болезни и лечение сердца. Учащиеся знакомятся с различными видами кровотечения и способами оказания первой медицинской помощи.
В пpaктической части предлагаются пpaктические работы, направленные на исследование микроскопическим методом. А также предполагает пpaктические работы, направленные на самоконтроль за состоянием сердечно-сосудистой системы.
Элективный курс “Кровь – зеркало здоровья” предусматривает как классно-урочную, лекционно-пpaктическую систему, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. Пpaктическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета биологии.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 30 ч.
Как уже было сказано, по существу, главным содержанием курса является научная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов.
Содержание программы определялось следующими требованиями и ограничениями:
- входящие в неё исследовательские задачи имеют ясную и интересную постановку, которая сама мотивирует ребят к исследованию;
- задачи не требуют дорогостоящего или сложного оборудования оно входит в обычные лабораторные комплекты школы естественнонаучных кабинетов или может быть быстро изготовлено из подручных средств;
- последовательность задач подчиняется определённой логике, основанной, главным образом, на постепенном усложнении исследовательских действий от задачи к задаче и учитывает содержание программ систематических естественнонаучных курсов и математики;
- сценарий учебных занятий по выполнению исследовательских задач обязательно включает такие формы коммуникативной деятельности, как работа в группе, участие в дискуссии, презентация полученных результатов.
В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики смогут (на определённом уровне) освоить следующие умения:
- фиксировать эмпирические данные (с учётом погрешностей) в виде графика и таблицы;
- предлагать и проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые хаpaктеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель.
- сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе;
- представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).
Данный курс базируется на знания учащихся по анатомии и физиологии человека и физике.
Учащиеся получают знания и применяют их на пpaктике и готовятся к осознанному выбору профиля обучения.
Программа элективного курса прошла апробацию в школе № 44 г. Сургута, имеются положительные рецензии экспертов, получено свидетельство. На базе элективного курса создан одноименный сайт www.olga-semerez.ru
Контрольными параметрами при изучении данного курса являются лабораторные и пpaктические работы учащихся.
- Лабораторные работы – 1
- Пpaктические работы – 2
- Семинары – 3
- Проектные работы учащихся
- А также сообщения учащихся их работа на семинарских занятиях.
Содержание программы
1. Кровь – удивительная ткань организма (3 ч.).
Красные клетки крови. Первые открытия. Как считают клетки крови. Меченые атомы в крови.
Дыхательная функция крови. Эритроциты и потрeбление кислорода. Tрaнcпорт кислорода гемоглобином.
Л.р. 1. Рассматривание под микроскопом клеток крови.
П.р. 1. Основные показатели состава крови.
2. Защитные свойства крови (1 ч.).
Пpeдoxpaнительное заражение. Заражение и заболевание. Что такое иммунитет? Антитела. Что такое воспаление? Иммунитет и повышенная чувствительность (аллергия). Иммунитет против paковых клеток.
3. Вклад российских и зарубежных учёных в учение об иммунитете (2 ч.).
И.И. Мечников – рыцарь борьбы с болезнями.
Героизм ученых (Э. Дженнер, Л. Пастер, Н.Ф. Гамалей, Э. Ру, Р. Кох).
Героизм русских врачей (И.А. Деминский, И.В. Мамонтов, Н.К. Завьялова, Н.И. Латышев)
Сверхмелкие возбудители болезней. Открытие вирусов (Д.И. Ивановский). Открытие антибиотиков (Л. Пастер, И.И. Мечников, В.А. Манасеин, А.П. Полотебнов, А. Флеминг, Н.Н. Бурденко).
4. Восполнение потерь крови (2 ч.).
Свёртываемость крови – защита от её потерь. Первые попытки перелить кровь от человека к человеку. Совместимость и несовместимость крови. Переливание крови – в пpaктику медицины. Быть донором почетно.
Лечение кровью. Замена крови. Искусственная кровь. Борьба с кровопотерями при операциях.
5. Работа сердца в содружестве с сосудами (2 ч.).
История изучения работы сердечно-сосудистой системы. Движение крови в сосудах. Сеть сосудов и обращение крови. Давление крови.
Давление минимальное и максимальное. Кровяное депо.
Л.р. 2 Измерение артериального давления и пульса до и после дозированной нагрузки.
Развитие сердца и сосудов Работоспособность сердца. Невесомость и работа сердца. Сердце и мозг.
6. Кровотечения (1 ч.).
Классификация кровотечений. Особенности капиллярного, венозного, артериального кровотечения. Способы остановки кровотечений.
П.р. 2 Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений.
7. Исследования работы сердечно-сосудистой системы (1ч.).
О чём говорит пульс. Прослушивание и простукивание. Гидравлический удар сердца. Современные методы исследования сердца.
8. Заболевания, диагностика и лечение сердечно-сосудистой системы (5 ч.).
Малокровие. Белокровие. Пересадка костного мозга
Гемофилия. СПИД.
Гипертония. Гипотония. Тромбофлебит. Атеросклероз. Причины заболевания. Методы предупреждения и профилактики.
Пороки сердца. Инфаркт. Стенокардия. “Ремонт клапанов.
Сердце работает после cмepти. Операции на сердце. Операции в барокамере. Холод и сердце. Пересадка сердца. Один орган – две жизни. Взаимное отторжение. Не вреди больному. На пути к искусственному сердцу.
9. Влияние различных факторов на сосуды и сердце.
Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы (5 ч.).
Резервы сердца. Как увеличить силу сердца. Капилляры – это микросердца. Физиологические правила повышения работоспособности сердца. Спортивные упражнения.
Вредное влияние табака, наркотиков и спиртных напитков, лекарственных средств на сердце и кровеносные сосуды.
Влияние состава воздуха, радиационного фона и климатогеографических условий на сердце и кровеносные сосуды.
Рациональное питание и здоровье человека. Железосодержащие продукты.
Лекарственные растения, используемые при оздоровлении кровеносной и сердечно-сосудистой системы.
Условия полноценного развития системы кровообращения.
Проектная деятельность учащихся (8 ч.).
Цель: сформировать отношение к здоровью как одной из главных ценностей.
Тема 1. Роль прививок в поддержании здоровья населения
Тема 2. Артериальное давление и пульс – показатели состояния сердечно-сосудистой системы.
Тема 3. Помощь больным, страдающим сердечными или oнкoлoгическими заболеваниями
10. Урок-конференция (защита проектов).
Литература:
- Энциклопедия для детей т. 18 Человек, гл. редактор В. Володин, М.: Аванта+, 2001.
- Батуев А.С., Соколова Л.В., Левитин М.Г. Человек: Основы физиологии и психологии: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений / М.: Дрофа, 2000.
- Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя М.: изд. “Первое сентября”, 2000.
- М. Залесский Занимательная анатомия, М.: Росмен, 1998.
- Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.
- Зверев И.Д. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классы. –М.6 Вентана-графф, 2000. – с. 3046 ил.
- Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.
- Тюмасева З.И., Гольнева Д.П. Целительные силы природы и здоровье человека: У-м пособие для студентов педагогических вузов. – Челябинск: Взгляд, 2003. – 216 с.
- Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцир. Обучения: 9 кл./ Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с. ил.
Тематическое планирование
“Кровь – зеркало здоровья”
| № | Программный материал | Кол-во часов | Пpaктическая часть | Оборудование | Дата |
| Кровь – удивительная ткань организма | 3 | Таблица, рисунки, видеофильм | |||
| 1 | Кровь – удивительная ткань организма. | Семинар Рассматривание под микроскопом клеток крови |
Микроскоп, микропрепараты | ||
| 2 | Дыхательная функция крови | Таблица, рисунки, видеофильм | |||
| 3 | П.Р. № 1 Основные показатели состава крови |
Данные анализов, табличные данные | |||
| 4 | Защитные свойства крови | 1 | Таблица, рисунки, видеофильм | ||
| 5 6 |
Вклад российских и зарубежных ученых в учение об иммунитете | 2 | Портреты ученых | ||
| 7 8 |
Восполнение потерь крови | 2 | Таблицы | ||
| 9 10 |
Работа сердца в содружестве с сосудами | 2 | Л.Р. № 1 Измерение артериального давления и пульса до и после дозированной нагрузки |
Таблицы, видеофильм, муляж сердца человека | |
| 11 | Кровотечения | 1 | П.Р.№ 2 Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечения |
Бинт, жгут | |
| 12 | Исследования сердечно-сосудистой системы | 1 | Видеофильм | ||
| Заболевания, диагностика и лечение сердечно-сосудистой системы | 5 | ||||
| 13 | Малокровие. Белокровие. Пересадка костного мозга | Видеофильм | |||
| 14 | Гемофилия. СПИД. | ||||
| 15 | Гипертония. Гипотония. Тромбофлебит. Атеросклероз. | Памятки для учащихся | |||
| 16 | Пороки сердца. Инфаркт. Стенокардия. “Ремонт клапанов. | Рисунки | |||
| 17 | Операции на сердце | Семинар | Видеоматериал | ||
| Влияние различных факторов на сосуды и сердце. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. | 5 | ||||
| 18 | Физиологические правила повышения работоспособности сердца. | Сборник физических упражнений | |||
| 19 | Вредное влияние табака, наркотиков и спиртных напитков, лекарственных средств на сердце и кровеносные сосуды. | Рисунки, таблицы | |||
| 20 | Влияние состава воздуха, радиационного фона и климатогеографических условий на сердце и кровеносные сосуды. | Физическая карта, экологическая карта | |||
| 21 | Рациональное питание и здоровье человека. Лекарственные растения, используемые при оздоровлении кровеносной и сердечно-сосудистой системы | Травник. Книга о лечебном питании |
|||
| 22 | Условия полноценного развития системы кровообращения. | Семинар | Видеофильм | ||
| 23 30 |
Проектная деятельность учащихся | 8 |
Комментарии:
В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение (СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....
15 11 2025 18:46:30
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
14 11 2025 23:40:45
Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....
13 11 2025 18:22:19
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
12 11 2025 20:22:25
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
11 11 2025 18:31:45
В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....
10 11 2025 2:10:46
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....
09 11 2025 17:39:33
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
08 11 2025 0:59:26
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
07 11 2025 19:47:56
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
06 11 2025 16:18:31
В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....
05 11 2025 16:50:49
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
04 11 2025 19:37:50
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы.
...
03 11 2025 10:44:21
Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза.
...
02 11 2025 19:12:59
Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....
01 11 2025 7:53:57
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
31 10 2025 12:30:23
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
30 10 2025 23:37:58
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
29 10 2025 0:46:49
Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях.
...
28 10 2025 9:28:30
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
27 10 2025 16:31:36
Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....
26 10 2025 17:41:53
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно.
...
25 10 2025 9:36:34
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
24 10 2025 6:39:30
Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
...
23 10 2025 22:55:50
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
22 10 2025 12:45:14
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
21 10 2025 13:12:26
Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....
20 10 2025 3:24:31
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.
...
19 10 2025 23:47:39
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
18 10 2025 9:22:12
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
17 10 2025 7:43:40
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки.
...
16 10 2025 8:19:31
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
15 10 2025 15:48:21
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
14 10 2025 5:49:59
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
13 10 2025 11:49:44
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
12 10 2025 13:45:29
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
11 10 2025 18:19:50
Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания
творческого хаpaктера....
10 10 2025 3:53:58
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
09 10 2025 12:23:32
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
08 10 2025 8:27:47
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
07 10 2025 10:30:36
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
06 10 2025 23:10:50
Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....
05 10 2025 13:59:43
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
04 10 2025 16:22:13
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
03 10 2025 7:37:42
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
02 10 2025 14:44:48
Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....
01 10 2025 3:40:46
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
30 09 2025 7:49:58
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
29 09 2025 15:13:15
В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....
28 09 2025 13:36:54
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....
27 09 2025 17:46:28
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




