Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

Цель: На основе имеющихся у учащихся знаний, полученных из предыдущих уроков биологии, информатики, русской литературы и других источников информации, в том числе популярных поэтических произведений, не изучаемых в школьном курсе, создать условия для:

а) осознания и осмысления новой учебной информации, изложенной в параграфе №17 “ Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы” учебника “Биология 7. Животные”. В.В. Латюшина, В.А. Шапкина,
б) для применения знаний в новой учебной ситуации исследовательского хаpaктера,
в) для проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи:

– исходя из учебной проблемной ситуации, стимулировать поисковую деятельность учащихся, познакомив их с этапами научного познания;
– на основе межпредметного взаимодействия создать организационные условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты;
– продолжить формирование навыков получения информации из различных источников, в том числе из электронных изданий;
– обеспечить синтез методов обучения, таких как пpaктические работы с натуральными объектами и наглядные методы компьютерных лабораторных работ из пособия “Биология 6–11. Лабораторный пpaктикум” Республиканский мультимедиа центр. 2004;
– развивать коммуникативные способности учащихся посредством работы в парах и малых группах;
– в процессе взаимодействия учащихся друг с другом, учителем и с источниками учебной информации, создать условия для рефлексии, осознания отношения к собственной деятельности в ходе урока, уровню ее успешности и личной значимости;

Оборудование: компьютеры с мультимедийным программным обеспечением, коллекция насекомых, препараты крыльев и конечностей стрекозы, микроскопы, учебник “Биология 7. Животные” В.В. Латюшина, В. А. Шапкина, учебное электронное издание “ Биология 6-11 класс”.Республиканский мультимедиа центр. 2004.

Ход урока

1. Определение темы урока.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с удивительным миром живых существ, достойных восхищения. Это представители самого многочисленного класса животных, о которых известный популяризатор науки И.И. Акимушкин сказал следующее: “Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают их на Земле 1018 (миллиард миллиардов) особей, больше чем звезд в нашей Галактике, их 1,5 млн. видов”. Кто они? Назовите этот класс животных.

Учащиеся отвечают, что это представители класса Насекомых.

Учитель. Особенность нашего урока состоит в том, что вам придется сравнивать описания насекомых, взятые не только со страниц учебника биологии, но и из хорошо знакомых произведений художественной литературы, поэтому я хочу в качестве эпиграфа нашего урока прочитать следующий отрывок из стихотворения Р. Киплинга:

Наполни смыслом
каждое мгновенье
Часов и дней
неутомимый бег
Тогда весь мир
ты примешь во владенье,
Тогда мой сын,
ты будешь Человек!

Сегодня мы будем наполнять смыслом мгновения нашего урока, искать биологические закономерности там, где никогда их раньше не искали, и поэтому я хочу, чтобы вы послушали еще и эти строки:

“Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони, и тогда
я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем”.
П. Гвездослав

Скажите, каким, по вашему мнению, должно быть это сердце?

Учащиеся отвечают: Сердце должно быть добрым.

Учитель. А еще это сердце должно быть мудрым, знающим, что всем живым существам в этом мире можно отнести слова героя Р. Киплинга Маугли:

“Мы с тобой одной крови!”

Ведь, изучая в этом году животных различных групп, от Простейших до Насекомых, мы обнаружили много общего в строении и принципах жизнедеятельности организмов человека и других живых существ. А сколько удивительных находок еще ждет вас!

Откройте соответствующий файл с учебным материалом и запишете тему и цель нашего урока в рабочую тетрадь и приступайте к выполнению заданий учебных элементов данного модуля.

Вам предстоит работать в парах за одним компьютером, постарайтесь выполнять задания лабораторной работы, прислушиваясь к мнению друг друга, совместно исправляя ошибки, которые будете замечать, ведь оценка за выполнение будет для вашей “микрогруппы” общей.

Приступая к тестовым заданиям, по которым вы определите уровень своей подготовленности к изучению новой темы, выберите по своему желанию уровень сложности: уровень А, высший балл которого – “4”, или уровень В с высшим баллом “5”. Помните, что время выполнения заданий ограничено, проверять правильность их выполнения вы будете сами, по вариантам ответов, которые будут показаны на экране.

Оценку за тест, как и баллы (с указанием количества ошибок) за лабораторную работу вы занесете в свою тетрадь.

Модуль № 3.

Тема: “Тип члeнистоногие”.

Урок по теме: “Многообразие насекомых”.

Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0

Интегрирующая обучающая цель:

Исследовать приспособительные возможности насекомых из различных отрядов.

Определить: отражают ли литературные образы насекомых их реальные биологические особенности?

Продемонстрировать:

  • умение работать с учебными объектами;
  • навыки работы по поиску информации из предложенной базы данных.
Запись темы и цели – 2 мин.
УЭ-1

Актуализация знаний предыдущего урока.

Задание № 1:

Выполните задания из учебного электронного издания “Лабораторный пpaктикум Биология 6–11 ” из раздела “Лаборатория по классификации животных”, пункт “Строение и жизнедеятельность насекомых”.

Следуя инструкциям,

откройте соответствующий раздел пособия.

Работайте в парах или индивидуально.

При выполнении работы

вам следует уложиться в 8 минут и получить

максимальное число баллов, допустив при этом минимальное количество ошибок. Результаты запишите в свою тетрадь.

УЭ-3

Проверьте свои знания.

Выполните тестовые задания, согласно выбранному вами уровню сложности:

УРОВЕНЬ “А” (максимальная оценка “4”)
или
УРОВЕНЬ “В” (максимальная оценка “5”)

УРОВЕНЬ “А” УРОВЕНЬ “В”
Выберите один
правильный ответ

1. У насекомых в отличие
от paкообразных и паукообразных….

А) 4 пары ног
Б) 5 пар ног
В) 3 пары ног
Г) 2 пары ног

2. Ротовой аппарат лижущего
 типа у …..

А) бабочки
Б) мухи
В) стрекозы
Г) комара

3. К одомашненным видам
относятся насекомые …

А) муравей рыжий
Б) муха комнатная
В) шелкопряд тутовый
Г) капустная белянка

4. У насекомых, развивающихся
без полного превращения…

А) есть стадия куколки
Б) 4 стадии развития
В) личинка не похожа на взрослую особь
Г) личинка похожа на
взрослую особь

5. Хаpaктерный признак класса насекомых:

А) отсутствие усиков
Б) 2 пары усиков
В) 1 пара усиков
Г) 3 пары ногочелюстей

6. Насекомые растут на стадии…

А) взрослого насекомого имаго
Б) куколки
В) яйца
Г) личинки

7. Слуховой аппарат у кузнечиков находится …

А) на конце усиков
Б) за глазами
В) на голенях передних ног
Г) на голенях задних ног

Соотнесите фразы с
соответствующими словами

1. Одомашненные виды
насекомых …

1. муравьи
2. божьи коровки
3. цикады
4. тутовый шелкопряд
5. пчела медоносная
6. мухи
7. комары

2. Личинки не похожи
на взрослых насекомых
и живут в воде у…

1. таpaканов
2. кузнечиков
3. поденок
4. тутового шелкопряда
5. сверчков
6. уховерток
7. кобылок

3. Органы, строение которых
положено в основу систематики
отрядов насекомых ….

1. ротовые органы
2. крылья
3. усики
4. сегменты брюшка
5. глаза
6. ноги
7. отделы тела

4. Органы, не развитые у
взрослой стадии развития
поденок (имаго)…

1. ротовые органы и
органы пищеварения
2. надкрылья
3. глаза
4. усики
5. передние крылья
6. передние ноги
7. хвостовые нити

5. Представители “домашнего
скота” муравьев …

1. таpaканы
2. осы
3. цикады
4. тутовый шелкопряд
5. пчелы
6. стрекозы
7. мухи

6. Звуковые сигналы
“стрекотания” кузнечики
и сверчки издают с помощью…

1. ротовых органов
2. передних крыльев
3. сегментов брюшка
4. яйцекладов
5. усиков
6. задних крыльев
7. задних ног

7. Улавливают звуки и
выполняют функции
органов слуха у кузнечиков…

1. ротовые органы
2. крылья
3. сегменты брюшка
4. усики
5. передние крылья
6. голени передних ног
7. голени задних ног

8. Признак класса насекомых,
обеспечивающий им широкое распространение по планете….

1. ротовые органы
2. крылья
3. глаза
4. сегментированное брюшко
5. ноги
6. усики
7. головогpyдь

Проверьте правильность ответов по образцу, выведенному на экран, друг у друга и оцените:

Уровень А: Уровень В:

“4” – 0-2 ошибки “5” – 0-1 ошибки
“3” – 3 ошибки “4” – 2-3 ошибки
“2” – 4 и более ошибок “3” – 4 ошибки
“2” – 5 и более ошибок

Внимательно читайте вопросы теста и заносите выбранные вами ответы в тетрадь. Вы должны выполнить все задания за 8 минут и проверить ответы за 2 мин.

 

Если вы убедились, что готовы к изучению нового материала, переходите к следующему этапу. Если вы переходите к следующему этапу с оценкой, которой недовольны, то по окончании урока скопируй те файл с уроком на свою дискету и проработайте материал дома

УЭ-4

Изучение нового материала.

Цель: изучить особенности строения тела стрекоз и сравнить со строением насекомых, способных издавать звуки и совершать прыгательные движения

Ознакомьтесь с представленными текстами и сравните их с предыдущими рисунками.

Стрекоза, Стрекоза,
Две горошинки-глаза.
Ножки – грабелькой,
Хвостик – сабелькой
Крылья – бантиком,
Спинка– с кантиком…
Стрекоза – летит, летит
И садится на цветок.
Крыльями пошевелит,
Раскачает стебелек –
И дальше отправляется,
А стебелек – качается…

Очень точно “нарисовал” портрет стрекозы Р.Баумволь в своем стихотворении “Стрекоза”. Вот только для описания глаз больше подошло бы сравнение не с горошинками, а с чем? Дети подбирают сравнеия с соплодием малины, с гроздью винограда, омечая фасеточное строение органов зрния.

А в басне И.А. Крылова “Стрекоза и муравей” портрет стрекозы другой:

Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела –
Как зима катит в глаза!

Прочитав эти два стихотворения, мы не можем не заметить, что образы стрекоз у двух этих авторов отличаются и в чем-то даже противоречат друг другу. Кто же из авторв ближе к истине, чье описание более точное с биологической точки зрения? Какие ножки у стрекозы – “грабелькой”, или она все-таки “попрыгунья”?

Чтобы разрешить возникшие противоречия, нам необходимо поближе познакомиться с этими удивительными существами.

Просмотрите презентации по темам: “Стрекозы” и “Цикады”, для этого щелкните дважды левой клавишей мышки по картинке.

Внимательно рассмотрите препараты конечности и крыла стрекозы под микроскопом и подготовьте “микронаучное исследование, следуя предложенному плану и соблюдая основные этапы настоящего исследования, такие как:

1) Получение фактов.
2) Формулировка проблемы.
3) Выдвижение гипотезы.
4) Сопоставление выдвинутой гипотезы с полученными в ходе урока фактами.

5) Формулировка вывода – основы для сделанного вами открытия.

1. Первый участник группы отвечает за получение фактов, он фиксирует данные, полученные на предыдущем этапе урока.

Является ли полет стрекозы шумным? Издает ли стрекоза звуки? Могут ли помочь хищному насекомому звуки во время охоты? Сопровождаются ли движения стрекозы по стeблям растений прыжками?

Какие органы чувств более важны для стрекозы во время ловли добычи – органы слуха или органы зрения?

2. Второй участник группы формулирует проблему.

Имеются или не имеются противоречия между наблюдаемыми фактами и описанием стрекозы .И.А.Крыловым как “певуньи” и “попрыгуньи”?

3. Третий участник выдвигает гипотезу: Стрекоза не является
(или является?) прототипом героини басни, так как, стрекоза не способна (или способна?) издавать громкие звуки как цикада. Стрекоза не способна (или способна?) прыгать.

4. Четвертый участник, ознакомившись со всеми данными, отмечает, есть ли у стрекозы

органы для извлечения звуков как у цикад и прямокрылых или нет?

Соответствует ли строение ног стрекозы прыгательным ногам прямокрылых?

5. Пятый участник, прочитав текст №1, определяет, является ли басня “Стрекоза и Муравей” полностью оригинальным произведением или авторским переводом произведения другого автора?

(Текст № 1.)

Сюжет басни “Стрекоза и муравей” А. И. Крылов взял у французского баснописца Лафонтена из его произведения “Цикада и муравей”, а тот пересказал притчу “Кузнечик и муравей” поэта Древней Греции Эзопа. Так что стрекоза И.А. Крылова получилась собирательным образом, причудливо соединившим в себе признаки и кузнечиков и цикад, конечности которых пригодны как для прыгания, так и для рытья жилищ для личинок. Вот откуда взялась наша “певунья” и “попрыгунья”!

6. Шестой участник группы формулирует вывод: В произведении А. И. Крылова дан художественный образ или реальный? На самом деле прототипом героини этой истории должна была бы быть …, поэтому в поэтическом описании стрекозы мы и обнаружили не присущие ей, качества попрыгуньи и певуньи. Парадоксально, но в природе певуньи … служат муравьям в качестве “домашнего скота”! Но это уже сюжет для басни с совсем иной моралью.

А теперь познакомимся с представителями еще трех отрядов класса Насекомых.

Прочтите предложенный вам текст № 2 и ответьте на поставленный вопрос.

Текст № 2. “Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыплются в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на гoлых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле”.

Эти слова сказал У. Холлэнд о насекомых в своем труде “Книга о ночных бабочках”.

Мы с вами изучили биологические особенности насекомых различных отрядов, и теперь вы обладаете достаточными знаниями, чтобы ответить на вопрос: Почему именно насекомые смогут выжить даже в таких ужасающих условиях, которые описаны в данном тексте?

Учащиеся перечисляют основные биологические особенности насекомых, позволившие им достичь биологического прогресса.

Учитель: Может быть, теперь, зная удивительную способность насекомых приспосабливаться к любым условиям существования, мы осознаем сколько еще открытий ждет человека, изучающего этих удивительных существ! Главная задача нынешних поколений, а, значит, и нас с вами, не допустить сокращения биологического разнообразия природы из-за нашей неосторожности и незнания. И поэтому, чтобы планета Земля оставалась всегда такой же прекрасной, будем помнить, что наше сердце должно быть мудрым и добрым. Будем чаще обращаться к живым существам словами Маугли: “Мы с тобой одной крови!”

Прочтите еще раз интегрированную цель урока и еще раз внимательно рассмотрите рисунки, ознакомьтесь с препаратами тела, конечностей и крыльев стрекозы под микроскопом и определите их тип, особенности строения.

Работайте в группах. (Для этого этапа урока в центре класса сдвинуты столы с расположенными на них микроскопами с соответствую-щими препаратами, образцами из коллекции насекомых различных отрядов).

(3 мин.)

Обменяйтесь мнениями в парах.

(1 мин.)

Работайте в группе, разделив между собой

задания основных этапов исследования. Задания записаны на отдельных карточках, которые вам надо выбрать по своему желанию.

(7 мин)

Просмотрите презентации “Вши”, “Жуки”, “ Клопы”, отметьте моменты, которые вам кажутся важными, записав их в тетрадь.

УЭ-5

Подведение итогов

Цель: подвести итоги работы на уроке.

Прочитайте еще раз цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Какие затруднения возникали у вас при работе на уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.
Определите свое настроение по цветовой шкале.

Отметьте ответы в рабочей тетради.

(2 мин)

Расшифровка вашего выбора будет выведена на экран (щелкните мышкой по первому слайду “Ответы на тест”.)

Тетради с вашими записями и результатами выполнения лабораторной работы и теста сдайте учителю.

Запишите домашнее задание: параграф.

№17 (обязательная часть), написать сообщения о кокцидах или сделать о них презентацию (творческая часть).

Приложение 3.

Текст 1. Сюжет басни “Стрекоза и муравей”.

И.А.Крылов взял у французского баснописца Лафонтена из его произведения “Цикада и муравей”, а тот пересказал притчу “Кузнечик и муравей” поэта Древней Греции Эзопа. Так что стрекоза А.И. Крылова получилась собирательным образом, причудливо соединившим в себе признаки и кузнечиков и цикад. Вот откуда взялась наша “певунья” и “попрыгунья”!

Текст 2. “Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыплются в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на гoлых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле”.



Комментарии:

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

19 01 2025 16:50:27

Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс


    Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс

      Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....

18 01 2025 8:28:35

Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"


    Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"

      Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся. ...

17 01 2025 1:43:27

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс


    Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

      Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

16 01 2025 3:40:23

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

15 01 2025 23:29:18

План-конспект занятия по элективному курсу "Биология животных" на тему: "Сравнительная хаpaктеристика растительной и животной клетки". 10-й класс

На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...

14 01 2025 11:39:54

Бинарный урок "Мир природы. La nature"


    Бинарный урок "Мир природы. La nature"

      Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....

13 01 2025 7:44:26

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

12 01 2025 2:13:23

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

11 01 2025 21:39:54

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

10 01 2025 3:18:22

Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens


    Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens

      Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....

09 01 2025 10:10:27

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

08 01 2025 12:43:20

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

07 01 2025 11:47:59

Использование информационных технологий при изучении биологии


    Использование информационных технологий при изучении биологии

      В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

06 01 2025 9:19:40

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

05 01 2025 11:56:18

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

04 01 2025 19:35:56

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

03 01 2025 3:20:24

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

02 01 2025 12:29:59

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

      Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

01 01 2025 21:45:10

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"


    Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

      Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

31 12 2024 16:47:58

Тема урока "Голосеменные"


    Тема урока "Голосеменные"

      В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

30 12 2024 1:57:10

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

29 12 2024 17:39:37

Покровные ткани. Эпидермис. ЕГЭ biologia's Blog

Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...

28 12 2024 6:10:17

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

27 12 2024 16:52:58

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

26 12 2024 2:59:47

Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"


    Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"

      Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....

25 12 2024 5:45:14

"Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"


    "Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"

      Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....

24 12 2024 19:40:10

Биология. 8-й класс. Урок-смотр знаний по теме "Кровь. Кровеносная система"


    Биология. 8-й класс. Урок-смотр знаний по теме "Кровь. Кровеносная система"

      Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов. ...

23 12 2024 6:29:37

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

22 12 2024 18:14:26

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

21 12 2024 18:28:36

Брейн-ринг "Знатоки естествознания"


    Брейн-ринг "Знатоки естествознания"

      Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....

20 12 2024 3:59:45

Элективный курс "Тайны живой природы"


    Элективный курс "Тайны живой природы"

      Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер. ...

19 12 2024 9:17:41

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

18 12 2024 11:34:30

Нейрогумopaльная регуляция физиологических функций организма


    Нейрогумopaльная регуляция физиологических функций организма

      Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. ...

17 12 2024 2:16:18

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

16 12 2024 23:33:16

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

15 12 2024 16:41:50

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

14 12 2024 0:44:46

Возможности интегрирования преподавания различных школьных предметов и деятельности психолога (на примере преподавания биологии в 8-м классе и психологии)


    Возможности интегрирования преподавания различных школьных предметов и деятельности психолога (на примере преподавания биологии в 8-м классе и психологии)

      На динамичном этапе развития школы возникают трудности, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним относятся использование ИКТ-ресурсов, информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций, которые необходимо формировать у воспитанников....

13 12 2024 7:12:28

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

12 12 2024 15:37:49

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

11 12 2024 1:44:16

План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"


    План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"

      Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого. ...

10 12 2024 12:43:26

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

09 12 2024 19:39:50

Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека


    Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека

      Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....

08 12 2024 18:46:54

Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко


    Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко

      Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме. ...

07 12 2024 4:22:12

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

06 12 2024 12:20:39

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

      Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

05 12 2024 23:34:24

Урок биологии "Строение семян двудольных растений"


    Урок биологии "Строение семян двудольных растений"

      Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....

04 12 2024 9:50:18

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

03 12 2024 4:12:36

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

02 12 2024 16:24:50

Строение и функции кожи. Терморегуляция


    Строение и функции кожи. Терморегуляция

      В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....

01 12 2024 21:23:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::