Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

Цель: На основе имеющихся у учащихся знаний, полученных из предыдущих уроков биологии, информатики, русской литературы и других источников информации, в том числе популярных поэтических произведений, не изучаемых в школьном курсе, создать условия для:

а) осознания и осмысления новой учебной информации, изложенной в параграфе №17 “ Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы” учебника “Биология 7. Животные”. В.В. Латюшина, В.А. Шапкина,
б) для применения знаний в новой учебной ситуации исследовательского хаpaктера,
в) для проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи:

– исходя из учебной проблемной ситуации, стимулировать поисковую деятельность учащихся, познакомив их с этапами научного познания;
– на основе межпредметного взаимодействия создать организационные условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты;
– продолжить формирование навыков получения информации из различных источников, в том числе из электронных изданий;
– обеспечить синтез методов обучения, таких как пpaктические работы с натуральными объектами и наглядные методы компьютерных лабораторных работ из пособия “Биология 6–11. Лабораторный пpaктикум” Республиканский мультимедиа центр. 2004;
– развивать коммуникативные способности учащихся посредством работы в парах и малых группах;
– в процессе взаимодействия учащихся друг с другом, учителем и с источниками учебной информации, создать условия для рефлексии, осознания отношения к собственной деятельности в ходе урока, уровню ее успешности и личной значимости;

Оборудование: компьютеры с мультимедийным программным обеспечением, коллекция насекомых, препараты крыльев и конечностей стрекозы, микроскопы, учебник “Биология 7. Животные” В.В. Латюшина, В. А. Шапкина, учебное электронное издание “ Биология 6-11 класс”.Республиканский мультимедиа центр. 2004.

Ход урока

1. Определение темы урока.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с удивительным миром живых существ, достойных восхищения. Это представители самого многочисленного класса животных, о которых известный популяризатор науки И.И. Акимушкин сказал следующее: “Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают их на Земле 1018 (миллиард миллиардов) особей, больше чем звезд в нашей Галактике, их 1,5 млн. видов”. Кто они? Назовите этот класс животных.

Учащиеся отвечают, что это представители класса Насекомых.

Учитель. Особенность нашего урока состоит в том, что вам придется сравнивать описания насекомых, взятые не только со страниц учебника биологии, но и из хорошо знакомых произведений художественной литературы, поэтому я хочу в качестве эпиграфа нашего урока прочитать следующий отрывок из стихотворения Р. Киплинга:

Наполни смыслом
каждое мгновенье
Часов и дней
неутомимый бег
Тогда весь мир
ты примешь во владенье,
Тогда мой сын,
ты будешь Человек!

Сегодня мы будем наполнять смыслом мгновения нашего урока, искать биологические закономерности там, где никогда их раньше не искали, и поэтому я хочу, чтобы вы послушали еще и эти строки:

“Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони, и тогда
я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем”.
П. Гвездослав

Скажите, каким, по вашему мнению, должно быть это сердце?

Учащиеся отвечают: Сердце должно быть добрым.

Учитель. А еще это сердце должно быть мудрым, знающим, что всем живым существам в этом мире можно отнести слова героя Р. Киплинга Маугли:

“Мы с тобой одной крови!”

Ведь, изучая в этом году животных различных групп, от Простейших до Насекомых, мы обнаружили много общего в строении и принципах жизнедеятельности организмов человека и других живых существ. А сколько удивительных находок еще ждет вас!

Откройте соответствующий файл с учебным материалом и запишете тему и цель нашего урока в рабочую тетрадь и приступайте к выполнению заданий учебных элементов данного модуля.

Вам предстоит работать в парах за одним компьютером, постарайтесь выполнять задания лабораторной работы, прислушиваясь к мнению друг друга, совместно исправляя ошибки, которые будете замечать, ведь оценка за выполнение будет для вашей “микрогруппы” общей.

Приступая к тестовым заданиям, по которым вы определите уровень своей подготовленности к изучению новой темы, выберите по своему желанию уровень сложности: уровень А, высший балл которого – “4”, или уровень В с высшим баллом “5”. Помните, что время выполнения заданий ограничено, проверять правильность их выполнения вы будете сами, по вариантам ответов, которые будут показаны на экране.

Оценку за тест, как и баллы (с указанием количества ошибок) за лабораторную работу вы занесете в свою тетрадь.

Модуль № 3.

Тема: “Тип члeнистоногие”.

Урок по теме: “Многообразие насекомых”.

Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0

Интегрирующая обучающая цель:

Исследовать приспособительные возможности насекомых из различных отрядов.

Определить: отражают ли литературные образы насекомых их реальные биологические особенности?

Продемонстрировать:

  • умение работать с учебными объектами;
  • навыки работы по поиску информации из предложенной базы данных.
Запись темы и цели – 2 мин.
УЭ-1

Актуализация знаний предыдущего урока.

Задание № 1:

Выполните задания из учебного электронного издания “Лабораторный пpaктикум Биология 6–11 ” из раздела “Лаборатория по классификации животных”, пункт “Строение и жизнедеятельность насекомых”.

Следуя инструкциям,

откройте соответствующий раздел пособия.

Работайте в парах или индивидуально.

При выполнении работы

вам следует уложиться в 8 минут и получить

максимальное число баллов, допустив при этом минимальное количество ошибок. Результаты запишите в свою тетрадь.

УЭ-3

Проверьте свои знания.

Выполните тестовые задания, согласно выбранному вами уровню сложности:

УРОВЕНЬ “А” (максимальная оценка “4”)
или
УРОВЕНЬ “В” (максимальная оценка “5”)

УРОВЕНЬ “А” УРОВЕНЬ “В”
Выберите один
правильный ответ

1. У насекомых в отличие
от paкообразных и паукообразных….

А) 4 пары ног
Б) 5 пар ног
В) 3 пары ног
Г) 2 пары ног

2. Ротовой аппарат лижущего
 типа у …..

А) бабочки
Б) мухи
В) стрекозы
Г) комара

3. К одомашненным видам
относятся насекомые …

А) муравей рыжий
Б) муха комнатная
В) шелкопряд тутовый
Г) капустная белянка

4. У насекомых, развивающихся
без полного превращения…

А) есть стадия куколки
Б) 4 стадии развития
В) личинка не похожа на взрослую особь
Г) личинка похожа на
взрослую особь

5. Хаpaктерный признак класса насекомых:

А) отсутствие усиков
Б) 2 пары усиков
В) 1 пара усиков
Г) 3 пары ногочелюстей

6. Насекомые растут на стадии…

А) взрослого насекомого имаго
Б) куколки
В) яйца
Г) личинки

7. Слуховой аппарат у кузнечиков находится …

А) на конце усиков
Б) за глазами
В) на голенях передних ног
Г) на голенях задних ног

Соотнесите фразы с
соответствующими словами

1. Одомашненные виды
насекомых …

1. муравьи
2. божьи коровки
3. цикады
4. тутовый шелкопряд
5. пчела медоносная
6. мухи
7. комары

2. Личинки не похожи
на взрослых насекомых
и живут в воде у…

1. таpaканов
2. кузнечиков
3. поденок
4. тутового шелкопряда
5. сверчков
6. уховерток
7. кобылок

3. Органы, строение которых
положено в основу систематики
отрядов насекомых ….

1. ротовые органы
2. крылья
3. усики
4. сегменты брюшка
5. глаза
6. ноги
7. отделы тела

4. Органы, не развитые у
взрослой стадии развития
поденок (имаго)…

1. ротовые органы и
органы пищеварения
2. надкрылья
3. глаза
4. усики
5. передние крылья
6. передние ноги
7. хвостовые нити

5. Представители “домашнего
скота” муравьев …

1. таpaканы
2. осы
3. цикады
4. тутовый шелкопряд
5. пчелы
6. стрекозы
7. мухи

6. Звуковые сигналы
“стрекотания” кузнечики
и сверчки издают с помощью…

1. ротовых органов
2. передних крыльев
3. сегментов брюшка
4. яйцекладов
5. усиков
6. задних крыльев
7. задних ног

7. Улавливают звуки и
выполняют функции
органов слуха у кузнечиков…

1. ротовые органы
2. крылья
3. сегменты брюшка
4. усики
5. передние крылья
6. голени передних ног
7. голени задних ног

8. Признак класса насекомых,
обеспечивающий им широкое распространение по планете….

1. ротовые органы
2. крылья
3. глаза
4. сегментированное брюшко
5. ноги
6. усики
7. головогpyдь

Проверьте правильность ответов по образцу, выведенному на экран, друг у друга и оцените:

Уровень А: Уровень В:

“4” – 0-2 ошибки “5” – 0-1 ошибки
“3” – 3 ошибки “4” – 2-3 ошибки
“2” – 4 и более ошибок “3” – 4 ошибки
“2” – 5 и более ошибок

Внимательно читайте вопросы теста и заносите выбранные вами ответы в тетрадь. Вы должны выполнить все задания за 8 минут и проверить ответы за 2 мин.

 

Если вы убедились, что готовы к изучению нового материала, переходите к следующему этапу. Если вы переходите к следующему этапу с оценкой, которой недовольны, то по окончании урока скопируй те файл с уроком на свою дискету и проработайте материал дома

УЭ-4

Изучение нового материала.

Цель: изучить особенности строения тела стрекоз и сравнить со строением насекомых, способных издавать звуки и совершать прыгательные движения

Ознакомьтесь с представленными текстами и сравните их с предыдущими рисунками.

Стрекоза, Стрекоза,
Две горошинки-глаза.
Ножки – грабелькой,
Хвостик – сабелькой
Крылья – бантиком,
Спинка– с кантиком…
Стрекоза – летит, летит
И садится на цветок.
Крыльями пошевелит,
Раскачает стебелек –
И дальше отправляется,
А стебелек – качается…

Очень точно “нарисовал” портрет стрекозы Р.Баумволь в своем стихотворении “Стрекоза”. Вот только для описания глаз больше подошло бы сравнение не с горошинками, а с чем? Дети подбирают сравнеия с соплодием малины, с гроздью винограда, омечая фасеточное строение органов зрния.

А в басне И.А. Крылова “Стрекоза и муравей” портрет стрекозы другой:

Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела –
Как зима катит в глаза!

Прочитав эти два стихотворения, мы не можем не заметить, что образы стрекоз у двух этих авторов отличаются и в чем-то даже противоречат друг другу. Кто же из авторв ближе к истине, чье описание более точное с биологической точки зрения? Какие ножки у стрекозы – “грабелькой”, или она все-таки “попрыгунья”?

Чтобы разрешить возникшие противоречия, нам необходимо поближе познакомиться с этими удивительными существами.

Просмотрите презентации по темам: “Стрекозы” и “Цикады”, для этого щелкните дважды левой клавишей мышки по картинке.

Внимательно рассмотрите препараты конечности и крыла стрекозы под микроскопом и подготовьте “микронаучное исследование, следуя предложенному плану и соблюдая основные этапы настоящего исследования, такие как:

1) Получение фактов.
2) Формулировка проблемы.
3) Выдвижение гипотезы.
4) Сопоставление выдвинутой гипотезы с полученными в ходе урока фактами.

5) Формулировка вывода – основы для сделанного вами открытия.

1. Первый участник группы отвечает за получение фактов, он фиксирует данные, полученные на предыдущем этапе урока.

Является ли полет стрекозы шумным? Издает ли стрекоза звуки? Могут ли помочь хищному насекомому звуки во время охоты? Сопровождаются ли движения стрекозы по стeблям растений прыжками?

Какие органы чувств более важны для стрекозы во время ловли добычи – органы слуха или органы зрения?

2. Второй участник группы формулирует проблему.

Имеются или не имеются противоречия между наблюдаемыми фактами и описанием стрекозы .И.А.Крыловым как “певуньи” и “попрыгуньи”?

3. Третий участник выдвигает гипотезу: Стрекоза не является
(или является?) прототипом героини басни, так как, стрекоза не способна (или способна?) издавать громкие звуки как цикада. Стрекоза не способна (или способна?) прыгать.

4. Четвертый участник, ознакомившись со всеми данными, отмечает, есть ли у стрекозы

органы для извлечения звуков как у цикад и прямокрылых или нет?

Соответствует ли строение ног стрекозы прыгательным ногам прямокрылых?

5. Пятый участник, прочитав текст №1, определяет, является ли басня “Стрекоза и Муравей” полностью оригинальным произведением или авторским переводом произведения другого автора?

(Текст № 1.)

Сюжет басни “Стрекоза и муравей” А. И. Крылов взял у французского баснописца Лафонтена из его произведения “Цикада и муравей”, а тот пересказал притчу “Кузнечик и муравей” поэта Древней Греции Эзопа. Так что стрекоза И.А. Крылова получилась собирательным образом, причудливо соединившим в себе признаки и кузнечиков и цикад, конечности которых пригодны как для прыгания, так и для рытья жилищ для личинок. Вот откуда взялась наша “певунья” и “попрыгунья”!

6. Шестой участник группы формулирует вывод: В произведении А. И. Крылова дан художественный образ или реальный? На самом деле прототипом героини этой истории должна была бы быть …, поэтому в поэтическом описании стрекозы мы и обнаружили не присущие ей, качества попрыгуньи и певуньи. Парадоксально, но в природе певуньи … служат муравьям в качестве “домашнего скота”! Но это уже сюжет для басни с совсем иной моралью.

А теперь познакомимся с представителями еще трех отрядов класса Насекомых.

Прочтите предложенный вам текст № 2 и ответьте на поставленный вопрос.

Текст № 2. “Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыплются в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на гoлых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле”.

Эти слова сказал У. Холлэнд о насекомых в своем труде “Книга о ночных бабочках”.

Мы с вами изучили биологические особенности насекомых различных отрядов, и теперь вы обладаете достаточными знаниями, чтобы ответить на вопрос: Почему именно насекомые смогут выжить даже в таких ужасающих условиях, которые описаны в данном тексте?

Учащиеся перечисляют основные биологические особенности насекомых, позволившие им достичь биологического прогресса.

Учитель: Может быть, теперь, зная удивительную способность насекомых приспосабливаться к любым условиям существования, мы осознаем сколько еще открытий ждет человека, изучающего этих удивительных существ! Главная задача нынешних поколений, а, значит, и нас с вами, не допустить сокращения биологического разнообразия природы из-за нашей неосторожности и незнания. И поэтому, чтобы планета Земля оставалась всегда такой же прекрасной, будем помнить, что наше сердце должно быть мудрым и добрым. Будем чаще обращаться к живым существам словами Маугли: “Мы с тобой одной крови!”

Прочтите еще раз интегрированную цель урока и еще раз внимательно рассмотрите рисунки, ознакомьтесь с препаратами тела, конечностей и крыльев стрекозы под микроскопом и определите их тип, особенности строения.

Работайте в группах. (Для этого этапа урока в центре класса сдвинуты столы с расположенными на них микроскопами с соответствую-щими препаратами, образцами из коллекции насекомых различных отрядов).

(3 мин.)

Обменяйтесь мнениями в парах.

(1 мин.)

Работайте в группе, разделив между собой

задания основных этапов исследования. Задания записаны на отдельных карточках, которые вам надо выбрать по своему желанию.

(7 мин)

Просмотрите презентации “Вши”, “Жуки”, “ Клопы”, отметьте моменты, которые вам кажутся важными, записав их в тетрадь.

УЭ-5

Подведение итогов

Цель: подвести итоги работы на уроке.

Прочитайте еще раз цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Какие затруднения возникали у вас при работе на уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.
Определите свое настроение по цветовой шкале.

Отметьте ответы в рабочей тетради.

(2 мин)

Расшифровка вашего выбора будет выведена на экран (щелкните мышкой по первому слайду “Ответы на тест”.)

Тетради с вашими записями и результатами выполнения лабораторной работы и теста сдайте учителю.

Запишите домашнее задание: параграф.

№17 (обязательная часть), написать сообщения о кокцидах или сделать о них презентацию (творческая часть).

Приложение 3.

Текст 1. Сюжет басни “Стрекоза и муравей”.

И.А.Крылов взял у французского баснописца Лафонтена из его произведения “Цикада и муравей”, а тот пересказал притчу “Кузнечик и муравей” поэта Древней Греции Эзопа. Так что стрекоза А.И. Крылова получилась собирательным образом, причудливо соединившим в себе признаки и кузнечиков и цикад. Вот откуда взялась наша “певунья” и “попрыгунья”!

Текст 2. “Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыплются в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на гoлых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле”.



Комментарии:

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

22 06 2025 12:18:44

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

21 06 2025 8:38:15

Взаимоотношения между организмами. Общая биология. 11-й класс

Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....

20 06 2025 13:30:51

Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе


    Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

      Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....

19 06 2025 18:31:50

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

18 06 2025 22:48:39

Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"


    Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"

      Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....

17 06 2025 22:44:14

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

16 06 2025 21:30:16

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс


    Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

      На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

15 06 2025 8:11:26

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"


    Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

      Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....

14 06 2025 2:55:55

Изучение темы "Компьютерные модели"


    Изучение темы "Компьютерные модели"

      В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....

13 06 2025 21:41:57

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

12 06 2025 16:42:53

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю


    Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

      Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....

11 06 2025 5:19:12

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов


    Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

      В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

10 06 2025 9:41:34

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

09 06 2025 19:54:23

Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"


    Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"

      В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды. ...

08 06 2025 10:10:40

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

07 06 2025 3:53:13

Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"


    Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"

      В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную. ...

06 06 2025 0:30:20

Энергетический обмен – катаболизм


    Энергетический обмен – катаболизм

      Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....

05 06 2025 21:33:10

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

04 06 2025 7:29:38

Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)


    Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)

      Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....

03 06 2025 19:51:11

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

02 06 2025 3:55:59

Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс


    Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс

      Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

01 06 2025 22:47:11

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....

31 05 2025 6:25:56

Тема урока "Состав крови"


    Тема урока "Состав крови"

      Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....

30 05 2025 9:58:19

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

29 05 2025 1:47:57

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

28 05 2025 6:24:31

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)


    Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

      Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....

27 05 2025 22:46:42

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

26 05 2025 2:33:36

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

25 05 2025 14:19:42

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

24 05 2025 15:52:56

Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии


    Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии

      Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....

23 05 2025 23:13:26

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

      На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

22 05 2025 18:23:42

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании


    Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

      Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

21 05 2025 5:57:42

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

20 05 2025 5:32:21

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....

19 05 2025 4:10:51

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....

18 05 2025 8:53:42

Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс


    Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....

17 05 2025 12:25:11

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

16 05 2025 1:34:38

Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"


    Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"

      На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....

15 05 2025 10:33:35

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

14 05 2025 6:46:25

Строение дыхательной системы позвоночных животных

Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....

13 05 2025 4:17:41

Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"


    Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"

      Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....

12 05 2025 22:26:41

Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)


    Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

      На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....

11 05 2025 13:50:56

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

10 05 2025 6:29:49

Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)


    Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)

      В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...

09 05 2025 23:35:14

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

08 05 2025 21:51:19

Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс


    Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе. ...

07 05 2025 8:12:42

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...

06 05 2025 21:10:19

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя


    Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя

      Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....

05 05 2025 11:17:20

Тема урока: "Образ жизни и внешнее строение птицы". 7-й класс


    Тема урока: "Образ жизни и внешнее строение птицы". 7-й класс

      Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....

04 05 2025 8:58:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::