Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"

Информационная карта урока
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: урок-путешествие
Место проведения: актовый зал
Обучение Познакомить с историей появления комнатных растений, значением комнатных растений |
Развитие Развить мышление, память, творчество. |
Воспитание Воспитать любовь к природе, чувство взаимопомощи |
Содержание 1. Организационный момент 2. Мотивация 3. Работа в группах 4. Выступление представителей комaнд, демонстрация растений 5. Выставление оценок 6. Итог урока 7. Дозированное домашнее задание (видеофрагмент \"Приготовление почвенной смеси\") |
Методический инструментарий Методы Объяснительно-иллюстративный Рассказ с элементами беседы Средства - Информационные справки (1-5) - Схемы материков - Географическая карта - Комнатные растения - Рисунки комнатных растений - Выставка книг - Телевизор - Видеомагнитофон - Видеофрагмент: \"Приготовление почвенной смеси\" - Музыкальный центр - Комнатные растения (на сцене, на столах) - Выставки: \"Садовый инвентарь\", \"Горшки для комнатных растений\" - Отвар из алоэ - Лимон, апельсин - Герб Мексики - Лист оценки Форма групповая |
Результаты - объяснять значение комнатных растений, - называть Родину комнатных растений - хаpaктеризовать особенности разных групп комнатных растений |
Содержание
- Интересно, каков путь появления растений в нашем доме?
- Чем они привлекли наше внимание?
В России первая теплица была построена во времена правления Петра I. Называлась она - \"оранжерея\" от французского слова апельсин. (На сцене - музыка, выходят учащиеся с комнатными растениями и рассаживаются за столы)
Первые оранжереи были деревянными или каменными строениями с увеличенным числом больших боковых окон и обычными непрозрачными крышами. Вместе с растениями в них размещались скульптуры, картины, мебель, создавались искусственные водопады. Они служили для развлечений. В настоящее время можно наблюдать большое разнообразие растений не только в оранжереях, но и в наших квартирах, школах, училище.
- Откуда они попали к нам?
- Почему так называются?
- Чем полезны?
На эти вопросы нам и предстоит дать ответы.
Работа на уроке проходит в четырех комaндах по пять человек <Рисунок 1>, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа.
Каждая комaнда получает пакет с заданиями. Комaндам необходимо определить место происхождения отдельных растений, ознакомиться с историей их появления в России, определить значение, используя справочный материал. Подготовить сообщение и оформить плакат в виде материка с рисунками комнатных растений.
На работу в комaндах отводится 10 минут. Каждый члeн комaнды выполняет свое задание: руководитель готовит сообщение, историк находит исторические факты, врач определяет целебные свойства растений, оформитель оформляет плакат, географ определяет Родину комнатных растений.
После завершения работы, каждая комaнда делает сообщение по плану:
1. Названия географической области (карта)
2. Растения - перечислить и показать
3. Исторические факты
4. Целебные свойства некоторых растений,
демонстрирует комнатные растения и плакат.
Представление комнатных растений
Вступительное слово преподавателя: - Первые горшки на окнах горожан были заняты полезными видами. Вот этот отвар, который можно использовать при лечении воспалительных заболеваний кожи (демонстрация отвара из алоэ) изготовлен из одного такого растения. Какого?
Рассказ комaнды № 1 \"О комнатных растениях Африки\" <Рисунок 2>
Преподаватель: - А как вы думаете, почему именно вот эти растения, плоды которых вы видите (демонстрация плодов апельсина, лимона) стали первыми выращивать в России? (они имели пpaктический интерес для императорских кухонь)
Выступление комaнды: \" О комнатных растениях Азии\"
Преподаватель: - Со временем прямая польза отошла на второй план, и людям захотелось украсить свои жилища пестрой или резной листвой, красивыми или ароматными цветами. Именно такие растения пришли в наш дом из Южной и Центральной Америки.
Выступление комaнды: \"О комнатных растениях Южной и Центральной Америки\"
Преподаватель: А на гербе, какой страны изображено это растение? (демонстрация опунции) <Рисунок 3> <Рисунок 4>
Выступление комaнды: \" О комнатных растениях Северной Америки\"
Итоги урока
Преподаватель: Комaнды справились со своими заданиями, работали дружно, сплоченно, прозвучали интересные сообщения, а сейчас выводы.
Что вы узнали:
- Откуда и какие растения?
- Почему некоторые так называются, в чем их польза?
- Как работала ваша комaнда?
Поставьте на \"листе оценок\" оценку каждому (можно попросить прокомментировать некоторые из них)
Лист оценки работы на уроке
Фамилия, имя |
Роль |
Оценка |
руководитель |
||
историк |
||
врач |
||
оформитель |
||
географ |
Дозированное домашнее задание
\"стандарт\"
1. Подготовить рассказ о любом комнатном растении по плану:
- Название растения
- Родина
- Отношение к свету, воде, почве, минеральному питанию
\"стандарт+хорошо\"
2. Изучить состав почвосмесей для выращивания комнатных растений
\"стандарт +отлично\"
3. Сочинить стихотворение (сказку) о разнообразии комнатных растений
4. Выпустить \"книжку-малышку\" на темы:
- Светолюбивые растения
- Теплолюбивые растения
Материал для обсуждения
(на случай резервного времени)
1. Первыми берегов Европы достигли экземпляры комнатных растений, которые можно было везти в состоянии покоя: луковичные, клубневые, кактусы, алоэ; растения с долго хранящими семенами. Почему? (Так как целые растения было сложно перевозить, а луковицы и клубни удобно, кактусы и алоэ не прихотливы)
2. Могут ли растения влиять на психику человека (ответ в информационной справке № 2)
3. Сейчас в наших домах очень много синтетических материалов, которые выделяют вредные вещества. Могут ли растения ослабить их влияние? (ответ в информационной справке № 1)
4. Алоэ помогает заживлению ран. Какое вещество этому способствует? (алоин-информационная справка № 5)
Комментарии:
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов.
...
13 12 2025 23:15:45
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
12 12 2025 23:51:44
Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....
11 12 2025 7:47:51
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
10 12 2025 19:38:25
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
09 12 2025 22:36:43
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....
08 12 2025 11:27:13
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
07 12 2025 1:13:26
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
06 12 2025 11:11:11
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
05 12 2025 20:18:21
На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....
04 12 2025 21:31:28
На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....
03 12 2025 14:52:50
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
02 12 2025 14:10:41
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
01 12 2025 3:11:55
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
30 11 2025 21:22:42
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
29 11 2025 13:19:50
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
28 11 2025 10:51:33
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
27 11 2025 7:19:11
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса.
...
26 11 2025 16:49:17
На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....
25 11 2025 17:46:25
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
24 11 2025 10:53:31
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
23 11 2025 16:38:28
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
22 11 2025 5:13:52
Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....
21 11 2025 23:18:44
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
20 11 2025 20:40:19
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
19 11 2025 22:56:57
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
18 11 2025 23:26:56
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
17 11 2025 10:18:47
Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....
16 11 2025 17:47:16
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
15 11 2025 6:24:25
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
14 11 2025 3:50:44
Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....
13 11 2025 17:37:14
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
12 11 2025 14:16:31
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
11 11 2025 4:43:22
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
10 11 2025 8:25:18
Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....
09 11 2025 19:22:22
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
08 11 2025 16:35:40
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
07 11 2025 12:16:13
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
06 11 2025 14:34:46
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....
05 11 2025 13:57:13
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки.
...
04 11 2025 20:45:47
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
03 11 2025 13:49:10
Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал.
...
02 11 2025 1:53:56
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
01 11 2025 16:17:29
Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....
31 10 2025 15:52:52
В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....
30 10 2025 23:24:45
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе.
...
29 10 2025 8:39:22
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
28 10 2025 7:32:29
На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....
27 10 2025 17:33:27
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
26 10 2025 21:20:14
В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...
25 10 2025 1:49:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"