Урок биологии в 8-м классе "Темперамент "+" или "–"? > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 8-м классе "Темперамент "+" или "–"?


    Урок биологии в 8-м классе "Темперамент "+" или "–"?

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование

Цели урока:

Обучающие

  1. Познакомить детей с типами темперамента, особенностями нервной деятельности человека, классификацией темпераментов.
  2. Раскрыть понятия: темперамент, хаpaктер, личность
  3. Осуществление межпредметных связей знаний учащихся по литературе и истории.

Развивающие

Развивать у детей:

  1. Мыслительные способности (анализ, синтез, обобщение)
  2. Логическое мышление, память.
  3. Устойчивое произвольное внимание
  4. Эстетический вкус.

Воспитательные

Воспитывать у ребят:

  1. Чувство собственного достоинства.
  2. Потребность к самосовершенствованию своей личности.
  3. Уверенность в успехе своей деятельности
  4. Самостоятельность мышления
  5. Чувство гордости за историю своего Отечества и русскую литературу.
  6. Аккуратность

I. Организационный момент

II. Открытие темы урока

Обращение учителя к детям:

Ребята, для изучения нового материала давайте сначала вспомним знакомых вам сказочных героев из известной вам сказки.

Учитель демонстрирует детям иллюстрации персонажей сказки “Золотой ключик или приключения Буратино” - изображения Буратино, Артемона, Черепахи Тортиллы, Пьеро.

Как зовут этих сказочных героев и из какой они сказки?

(дети отвечают)

- Ребята, давайте вспомним и назовем как ведут себя эти персонажи в различных жизненных ситуациях, какие качества поведения для них хаpaктерны?

Учитель прикрепляет изображения сказочных героев на доску, где заранее расчерчены графы таблицы1(см. приложение 1)

Такие же таблицы, только разноцветные, есть на рабочем месте у каждого ребенка. Каждый столбик, соответствующий определенному темпераменту окрашен в определенный цвет по выбору учителя. Главное, чтобы в следующем задании эти цвета совпадали с цветом бумаги, на которой будут напечатаны качества соответствующие определенным темпераментам.

Ребята, какие черты поведения хаpaктерны для Буратино, какой он?

Дети отвечают с места, учитель, дополняя и поправляя их ответы, записывает качества в таблицу, предлагает детям также заполнить их собственную таблицу, в начале первый столбик.

- веселый

- энергичный

- подвижный

- возбудимый

- страстный

- настойчивый

- общительный

- раздражительный

- не умеющий сдерживать свои эмоции

Место в таблице около знака “+” не заполняется

Ребята, вспомните, а какой Артемон?

- спокойный

- оптимистичный

- устойчивый

- уравновешенный

- подвижный

- уверенный

Дети вместе с учителем заполняют второй столбик таблицы.

- Ребята, охаpaктеризуйте, пожалуйста, Черепаху Тортиллу.

- малоподвижная

- неэмоциональная

- спокойная

- терпеливая

- мудрая

- сосредоточенная

- внимательная

Заполняется третий столбик таблицы.

А что мы можем сказать о Пьеро, вспомните, какой он?

- впечатлительный

- ранимый

- робкий

- обидчивый

- плаксивый

- необщительный

Заполняется последний столбик таблицы.

Ребята, как вы думаете, обладаем ли мы с вами, обыкновенные не сказочные люди, перечисленными нами качествами?

Скорее всего дети ответят – Да

Конечно, все эти и многие другие черты хаpaктерны для людей. Ребята, ученые давно подметили, что разные люди на одни и те же события реагируют по-разному. Знаменитый врач Гиппократ еще 2,5 тысячи лет назад разделил человечество на 4 основных типа и назвал их - ?

М.б кто-то уже знает, на какие 4 группы Гиппократ разделил всех людей?

Если дети ответят правильно сами, похвалить их и подтвердить правильность ответа. Если дети затрудняются ответить, произнести термин “Темперамент”.

- Ребята, как вы думаете, что мы будем с вами изучать сегодня на уроке?

Желательно, что бы дети сами вслух произнесли тему урока.

- Откроем рабочие тетради, запишем число и тему урока.

Учитель открывает закрытую, заранее записанную на доске, тему урока “Темперамент “+” или “-“ ?”

III. Знакомство с классификациями темперамента

- Ребята, темперамент – это тип нервной деятельности (продиктовать, чтобы дети записали в тетрадь), складывающийся из общей активности человека, его двигательных проявлений и эмоциональности.

Гиппократ в неповторимом многообразии человеческих черт увидел 4 основных типов нервной деятельности. Он выделил следующие типы темперамента: ? Вопрос к детям, м.б. они уже знакомы с типами темперамента, если ответить затрудняются – названия произносит учитель.

- холерик (записываем термин в пустую верхнюю ячейку первого столбца таблицы)

- сангвиник (делаем то же для второго столбца)

- флегматик

- меланхолик

Ребята, каждый темперамент обладает положительными качествами, которые каждый человек может с успехом использовать в своей деятельности. Давайте выделим эти качества и занесем их в нашу таблицу в особую графу под знаком “+”

Для холериков это

- энергичность

- общительность

- настойчивость

- способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой

Для сангвиников это

- быстрая реакция

- способность длительно и напряженно работать

- перестраиваться с одного вида деятельности на другой

Для флегматиков это

- приняв решение, доводят его до конца

- “труженики жизни”

Для меланхоликов это

- чувствительность

- способность сочувствовать, сопереживать

- хорошо выполнять тонкую работу

- Ребята, в настоящее время современные ученые пользуются классификацией Павлова, великого русского ученого, в которой нервные процессы, происходящие в организме, различают по:

- силе

- уравновешенности

- подвижности

- Найдите на вашем рабочем месте карточку с незаполненной таблицей.

Предлагаю вам познакомиться с классификацией Павлова и заполнить таблицу вместе со мной.

Учитель переворачивает висящий на доске плакат с точно такой же таблицей, как у детей (см. приложение 1, таблица 2)

- Ребята, тип нервной деятельности может быть сильным или слабым (заполняются соответствующие ячейки)

Люди со слабым типом нервной деятельности отличаются малообщительностью, неуверенностью, их эмоции глубоки и устойчивы, хорошо выполняют тонкую работу. С каким типом темперамента по Гиппократу соотносится слабый тип нервной деятельности? (конечно с меланхоликом, дети уже могут это увидеть, заполняется первая правая ячейка)

- Сильный тип может быть уравновешенным и неуравновешенным. Люди с сильной, неуравновешенной нервной системой отличаются повышенной возбудимостью, энергичностью, резкостью, неумением сдерживать себя. А к какому типу темперамента по Гиппократу относится данный тип людей?

(Дети легко узнают в этом типе холерика.)

- Уравновешенный тип нервной деятельности может различаться подвижностью. Неподвижный или инертный тип хаpaктерен для людей спокойных, малообщительных. Они подолгу обдумывают любые задания и свои действия, Павлов их называл “тружениками жизни”. Какой это тип по Гиппократу?

(Конечно флегматик)

- Люди с уравновешенным, подвижным типом нервной системы легко ориентируются в изменяющейся обстановке, общительны, жизнерадостны. К какому типу по Гиппократу мы отнесем данный тип? (Сангвиник)

IV. Знакомство с явлением смешанного темперамента.

- Ребята, предлагаю вам провести небольшое исследование. Найдите на рабочем столе карточку с надписью “Мой идеальный хаpaктер” и прикрепленными к ней терминами различных качеств человека. Разложите данные вам термины и выберите из них те качества, которые вы хотели бы видеть у себя. Приклейте выбранные вами термины на вашу карточку.

Термины с качествами человека напечатаны на цветной бумаге, цвет которой совпадает с выбранным учителем “цветом” темперамента уже заполненных ранее таблиц. См. Приложение 2.

- Ребята, выбирая идеальные черты своего хаpaктера, вы невольно продемонстрировали свои настоящие качества или качества, значимые для вас, которые могут проявиться позже. А теперь, давайте обратим внимание на цвет выбранных вами терминов. Все качества одного темперамента я расположила на бумаге одного цвета, который совпадает с соответствующим цветом на нашей таблице темпераментов. Поднимите все свои “идеальные черты”, что мы можем сказать о цвете ваших карточек?

(Предполагается, что они будут разноцветными.)

- Они разноцветные. О чем говорит данный факт?

(О том, что у нас наблюдаются черты сразу нескольких типов темперамента.)

- Действительно, не бывает чисто выраженного одного типа темперамента, он всегда смешанный и состоит из признаков всех 4-х темпераментов. Один или два типа темпераментов могут наиболее ярко выражаться, а другие проявляться незначительно.

- А теперь, ребята, на основе уже полученных знаний, определим свой собственный темперамент. Для этого еще раз рассмотрите те таблички, которые вы заполняли на прошлом уроке. Выбирая ответы, вы, не зная того, определяли свой собственный темперамент. Обратите внимание на то, что вы выбрали признаки сразу нескольких темпераментов, что подтверждает сделанный нами вывод.

Заранее на предыдущем уроке дети отвечали на вопросы теста, определяющего темперамент. Тест на определение темперамента можно взять в книге Рогова Е.И. “Настольная книга пpaктического психолога”, книга 1.

- Ребята, обратите внимание на сводную таблицу распределения вашего темперамента. Выясните, какой тип темперамента у вас преобладает.

VI. Знакомство с понятиями: личность, хаpaктер.

- Ребята, важнейшим понятием, хаpaктеризующим человека, является понятие личности (дети с помощью учебника знакомятся с определением личности)

Личность – это конкретный человек с его неповторимым сочетанием физических, физиологических и психологических качеств и свойств

- Передаются ли качества личности по наследству, как темперамент? (Дети отвечают, либо самостоятельно, либо с помощью учебника)

Действительно, личностью не рождаются, ею становятся.

- Что называют хаpaктером? (дети с помощью учебника произносят определение хаpaктера)

Неповторимое сочетание психологических черт личности представляет собой хаpaктер.

- Одной из наиболее важных черт хаpaктера является воля.

Воля – это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей

Можно заранее напечатать данные выше определения и раздать их детям, чтобы не тратить времени на запись

Недаром существует народная мудрость: Посеешь привычку - пожнешь хаpaктер, посеешь хаpaктер - пожнешь судьбу.

- Ребята, а как вы думаете, есть плохие или хорошие темпераменты?

- Ребята, в подтверждении вывода о том, что любой темперамент хорош и главное это ваши волевые качества, давайте вспомним некоторых великих людей и попробуем определить их темперамент.

- Пушкин А. С. (показывается портрет, задаются вопросы детям)

Кто это? Какой у Пушкина был хаpaктер?(Если дети затрудняются, ответить)

- Взрывной, то веселый, то резко без перехода раздражительный или грустный. Какой это тип темперамента? Холерик

- Гоголь Н. В.(демонстрируется портрет) Кто это? Какой у него был хаpaктер?

- Мнительный, сомневающийся, постоянно переписывал свои произведения. Какой это тип темперамента? Меланхолик.

- Суворов В. А. – Кто это? Какой у него был хаpaктер?

- Очень подвижный, стремительный, целеустремленный, в то же время уравновешенный, всегда очень точно просчитывал этапы своих военных операций. Какой это тип темперамента? Сангвиник вместе с холериком.

- Кутузов М. И. – Его хаpaктерные черты.

- Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый. Темперамент - флегматик

- Оказывается, нет плохих и хороших темпераментов, которые мешают или помогают человеку. Никому из этих людей их тип темперамента не помешал очень многого добиться в жизни.

VII. Подведение итогов урока

- Ребята, какую тему мы сегодня изучали?

- Что называется темпераментом?

- Кто из ученых первым создал классификацию темпераментов?

- На какие типы делил Гиппократ всех людей?

- Какой ученый создал современную классификацию типов нервной системы?

- В чем сущность этой классификации?

- Существует ли чистый тип нервной системы?

- Темперамент это “+” или “-”?

Что на самом деле влияет на наши результаты?

VIII. Домашнее задание

Стр. учебника, записи и таблицы в тетради.



Комментарии:

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....

08 12 2025 10:43:10

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

07 12 2025 8:50:13

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....

06 12 2025 18:31:53

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

05 12 2025 18:24:57

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

      Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....

04 12 2025 1:13:25

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

03 12 2025 1:30:27

Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"


    Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

      Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....

02 12 2025 13:54:20

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....

01 12 2025 4:17:21

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

30 11 2025 6:26:35

Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс


    Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс

      Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....

29 11 2025 15:24:17

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

28 11 2025 21:32:27

Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"


    Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"

      Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией. ...

27 11 2025 5:12:10

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

26 11 2025 17:24:46

Акулы


    Акулы

      Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

25 11 2025 2:12:38

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

24 11 2025 16:28:14

Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"


    Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"

      Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....

23 11 2025 20:25:39

Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"


    Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"

      Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....

22 11 2025 22:57:47

Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"


    Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"

      Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....

21 11 2025 22:52:48

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

20 11 2025 15:29:16

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

19 11 2025 16:23:10

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

18 11 2025 8:47:26

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"


    Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

      Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

17 11 2025 18:27:23

Контрольно-обобщающий урок по биологии


    Контрольно-обобщающий урок по биологии

      Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...

16 11 2025 15:10:16

Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

      Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...

15 11 2025 4:42:34

Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"


    Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"

      Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....

14 11 2025 3:42:33

Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы. ...

13 11 2025 17:30:42

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

12 11 2025 14:29:24

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

      Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

11 11 2025 5:39:34

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)


    Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

      Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

10 11 2025 22:33:42

Урок биологии по теме "Биосинтез белка"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белка"

      Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....

09 11 2025 9:23:11

Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»


    Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

      Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....

08 11 2025 18:35:59

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

07 11 2025 0:47:59

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

06 11 2025 10:54:39

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии


    Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

      Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....

05 11 2025 19:29:49

Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"


    Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

      По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ. ...

04 11 2025 13:52:18

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

03 11 2025 15:46:40

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

02 11 2025 1:49:35

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

01 11 2025 19:47:56

Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"


    Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"

      Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...

31 10 2025 15:27:29

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"

      Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...

30 10 2025 3:36:19

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

      Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

29 10 2025 14:29:37

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

28 10 2025 5:42:46

Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"


    Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"

      Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....

27 10 2025 4:19:23

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

      Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....

26 10 2025 3:26:15

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

25 10 2025 12:57:25

Внутреннее строение птиц


    Внутреннее строение птиц

      Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....

24 10 2025 15:42:59

Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"


    Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"

      Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы. Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской СЭС, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку. ...

23 10 2025 23:50:53

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

      Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

22 10 2025 14:10:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

21 10 2025 7:42:42

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

20 10 2025 6:18:15

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::