Движение крови по сосудам. Кровяное давление > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Движение крови по сосудам. Кровяное давление


    Движение крови по сосудам. Кровяное давление

Задачи урока: раскрыть причины движения крови в организме, изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, нервные и гумopaльные влияния на сердце и сосуды, сформировать у учащихся понятия о пульсе и кровяном давлении, о перераспределении крови в организме, о взаимосвязи строения и функции сосудов; научить учащихся определять пульс, познакомить их с приемами определения артериального давления.

Оборудование: таблицы «Сердце», «Кровообращение», «Фазы работы сердца», тонометр, картина Рембрандта «Портрет старика в красном».

Главный вопрос урока

Что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения?
Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?

1. Проверка знаний (опрос по домашнему заданию)

  1. Какие органы образуют кровеносную систему?
  2. Назовите кровеносные сосуды, из которых складывается большой круг кровообращения. Почему этот круг называют большим?
  3. Что происходит с кровью в большом и малом кругах кровообращения?
  4. Почему стенка левого желудочка более мощная, чем правого желудочка?
  5. Почему стенки предсердий тоньше стенок желудочков?
  6. В чем выражается взаимосвязь строения и функций всех отделов сердца?
  7. Что такое автоматизм сердца?
  8. Рассчитайте, сколько времени в течение суток длится общая пауза сердца, когда расслаблены мышцы предсердий и желудочков.

2. Изучение нового материала (по плану)

  1. Кровяное давление, его причины. Максимальное и минимальное кровяное давление.
  2. Давление в аорте, капиллярах, венах.
  3. Саморегуляция кровяного давления. Гипертония и гипотония.
  4. Пульс - колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления в сосудах в ритме сокращений сердца. Изменение пульса – показатель состояния сердца и сосудов.
  5. Измерение пульса и кровяного давления.
  6. Скорость движения крови в аорте, артериях, капиллярах, ее зависимость от разности давления в кровяном русле, от сопротивления, оказываемого стенками сосудов, от суммарной площади поперечного сечения сосудов на различных участках большого круга кровообращения.
  7. Распределение крови между органами.
  8. Движение крови по венам.
  9. Нервные и гумopaльные влияния на сердце и сосуды.

Объяснение учителя Понятие кровяное давление, его причины. Давление в различных участках кровеносной системы (в аорте, капиллярах, венах), его измерение

Работа учащихся с текстом «Кровяное давление»

Определить и записать.

От чего зависит давление крови и какие факторы влияют на давление крови? Каким образом кровяное давление у здорового человека поддерживается на достаточно постоянном уровне.

Сообщение учащихся о методах измерения артериального давления (с древних времен по настоящее время).

Объяснение учителя Особенности сердечно – сосудистой системы подростка

В подростковом возрасте рост сердца происходит довольно интенсивно, а увеличение диаметра сосудов несколько отстает от темпов роста сердца. Это приводит к юношеской гипертонии. Состояние это временное и с возрастом проходит.

Людей, у которых артериальное давление крови постоянно повышено, называют гипертониками. Чем можно помочь при этом заболевании человеку, даже, в условиях необитаемого острова?

Попробуем решить задачу.

Робинзон Крузо и Пятница жили на необитаемом острове. У Пятницы, как он сам признался, была гипертония – болезнь, при которой повышается кровяное давление. Как – то Пятнице стало совсем плохо и Робинзон отправился искать лекарство – надо было снизить давление.
Что мог использовать Робинзон в качестве лекарства?

Подсказка 1: Он отправился на берег пресного водоема (был такой на острове).
Подсказка 2: Задача называется Наследие Дуремара.

Предполагаемый ответ, который должны дать учащиеся:
Робинзон поймал в водоеме пиявок. Приставил Пятнице несколько пиявок, они oтcocали часть крови – давление понизилось, Пятнице стало лучше. Робинзону повезло, в том водоеме водились медицинские пиявки. Пиявки другого вида не могут прокусить кожу человека и для медицинских целей бесполезны. К тому же пиявки должны быть стерильны.

Задание для учащихся

С помощью формулы рассчитайте, какое артериальное давление должно быть у вас,

АД верхнее = 1,7 х возраст + 83
АД нижнее = 1,6 х возраст + 42

Проверьте насколько ему соответствует ваше реальное артериальное давление. (Измерение давления с помощью тонометра).

Объяснение учителя

Пульс – колебание стенок сосудов, вызванное изменениями давления в сосудах в ритме сокращений сердца. Изменение пульса – показатель состояния сердца и сосудов.

Лабораторная работа

«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» (работа по инструкции)

Подсчитать число пульсовых ударов у соседа по парте. Определите, соответствует ли норме (сверить с показателями таблицы).
Почему пульс обычно измеряют, прижимая пальцем сосуд, расположенный на поверхности лучевой кости немного выше ладони?

Подсчет пульса в разных условиях
(заполнить таблицу)

Показания пульса
в положении сидя в положении стоя после 10 приседаний
     

В чем причина различных показателей пульса? Чем это можно доказать?
Зависит ли пульс от колебания стенок артерии (проверка гипотезы на опыте).

Объяснение учителя

Если зажать артерию в точке А, ближайшей к сердцу, то прекратится распространение пульсовой волны на участке АБ, поскольку в точке А стенки будут прижаты друг к другу и пульсовая волна через это место не пройдет. Поэтому в точке А и точке Б пульс ощущаться не должен.

Проверим это пpaктически.

Учащиеся находят лучевую артерию и располагают пальцы так, чтобы они все ощущали пульсовые точки. После этого зажимают артерию в точке А, самой далекой от большого пальца. Она находится ближе всего к сердцу.

Вопрос учащимся: Ощущают ли пальцы пульс?

Вывод: Все пальцы после этого пульс больше не ощущают. Предположение подтвердилось. Зависимость можно считать установленной.
Причина пульса – колебания стенок, распространяющиеся вдоль артерий в виде волны от начала аорты при каждом сокращении сердца.

Вопрос учащимся: Какое пpaктическое следствие можно вывести из этого опыта?

Предполагаемый ответ: По наличию пульса нельзя точно установить, остановлена кровь или нет. Если нет пульса, можно совершенно точно сказать, что на участках артерии, расположенных дальше от сердца, чем место, где прощупывался пульс, движение крови остановлено.

Объяснение учителя Скорость движения крови в аорте, артериях, капиллярах.

Объяснение причин движения крови /зависимость от разности давления в кровяном русле, от сопротивления, оказываемого стенками сосудов, от суммарной площади поперечного сечения сосудов на различных участках большого круга кровообращения.

Предположите, в каких сосудах скорость движения крови будет больше, если учесть, что через любой участок поперечного сечения сосудов проходит одинаковое количество крови. Объясните, какое значение имеет медленное течение крови по капиллярам.

Объяснение учителя Распределение крови между органами

Проблемная задача

Ученый поместил испытуемого на специальные весы так, чтобы одна половина тела уравновешивала другую. Предложите способы нарушения этого зыбкого равновесия (обязательное условие предлагаемых вариантов – отсутствие постороннего физического вмешательства).

1 вариант – пошевелить пальцами ног.
Результат: часть платформы весов, на которой лежали ноги, опустится вниз.
2 вариант – решение задачи
(опустится часть платформы, на которой лежит голова).

Почему кровоснабжение органов зависит от интенсивности их деятельности?
Почему после длительного сидения мы часто потягиваемся? Какое это имеет значение?
Почему во время продолжительной умственной работы иногда холодеют ноги?

Объяснение учителя Движение крови по венам

Какие факторы обеспечивают ток крови по венам?

Почему в венах кровь может двигаться только в одном направлении?

Движение крови по венам у пожилых и молодых.

Демонстрация картины «Старик в красном» /на портрете крупным планом показаны руки, на которых хорошо видны вены только тыльной стороны кисти. Поскольку у пожилых людей в местах, где располагаются клапаны, кровь несколько застаивается, растягивая вены, создается хаpaктерный рельеф: руки старика выглядят узловатыми. У молодых людей стенки вен эластичны и без задержки проталкивают кровь к сердцу, поэтому у них рельеф вен заметен слабее.

Объяснение учителя Нервные и гумopaльные влияния на сердце и сосуды
Прочитайте раздел. Объясните, как регулируется ширина просветов кровеносных сосудов.
Как влияет на работу сердца и сосудов ЦНС? Какие вещества влияют на работу сердца гумopaльным путем? Могут ли они изменить последовательность сокращений отделов сердца? Почему во время экзамена учащается сердцебиение?
Какое значение имеют эти изменения для организма человека? Каким образом сердце «узнает», что оно должно сокращаться с большой частотой.
Обоснуйте вывод: Работа сердца изменяется с изменением условий внешней среды и состоянием самого организма.

Итог урока

Что такое кровяное давление, в связи с чем оно возникает и как оно поддерживается.
Каким образом организм противодействует падению давления. Как и зачем измеряют АД.?
Что такое пульс, в связи с чем он возникает и на каких частях тела его можно определить.
Диагностика по пульсу была распространена в 18 столетии столь же широко, как и во все времена. Почему по пульсу определяют состояние сердца и сосудов?
Какие процессы совершаются в организме благодаря медленному току крови по капиллярам?
В чем причина движения крови?
Что произошло бы с кровотоком, если давление в местах, где начинается и кончается ее движение, было бы одинаковым.

Домашнее задание

Проверить наблюдением и опытом. (два варианта задания, проделать любое)

1. Возьмите резиновое кольцо, восьмеркой несколько раз накрутите его на палец.
Что вы наблюдаете? Через несколько минут (2 -3) снимите перетяжку. Что вы наблюдаете? Объясните, почему отекает палец, если его перетянуть у основания.

2. Наложите перетяжку на предплечье или просто туго сдавите руку в запястье ремешком от часов. Посмотрите, где набухают сосуды. Докажите, что сосуды, видимые на поверхности тыльной стороны руки – вены.



Комментарии:

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....

12 12 2025 16:51:52

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


    Животный мир и хозяйственная деятельность человека

      Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

11 12 2025 17:53:27

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

10 12 2025 10:15:46

Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"


    Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"

      Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....

09 12 2025 9:44:31

Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы


    Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

      Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....

08 12 2025 20:49:58

Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"


    Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"

      На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...

07 12 2025 17:15:22

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"


    Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

      Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....

06 12 2025 7:28:53

Брейн-ринг "Растения и животные России"


    Брейн-ринг "Растения и животные России"

      Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

05 12 2025 9:11:13

Общая хаpaктеристика грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие

Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....

04 12 2025 1:16:41

Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"


    Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"

      Урок по теме "Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий. ...

03 12 2025 5:45:50

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

02 12 2025 14:33:48

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

01 12 2025 0:34:35

Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"


    Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"

      Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....

30 11 2025 17:38:34

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

29 11 2025 0:19:50

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"

      На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....

28 11 2025 23:34:16

Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"


    Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"

      Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство. Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности. ...

27 11 2025 14:14:38

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс


    Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

      Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

26 11 2025 10:19:25

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

25 11 2025 20:57:15

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

24 11 2025 7:17:34

Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

      Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

23 11 2025 11:22:47

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

22 11 2025 0:52:58

Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"


    Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"

      Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся. ...

21 11 2025 16:10:48

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

20 11 2025 23:42:36

Урок биологии в 10-м классе на тему "История изучения клетки. Клеточная теория"

Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....

19 11 2025 1:51:39

Выделительная система человека. Строение и функции почек

Выделительная система человека. Строение и функции почек Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....

18 11 2025 3:22:11

Покровные ткани. Эпидермис. ЕГЭ biologia's Blog

Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...

17 11 2025 12:19:19

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....

16 11 2025 17:26:46

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"

      Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации. ...

15 11 2025 13:26:38

Баpaбаном и законом – по сигаретам


    Баpaбаном и законом – по сигаретам

      Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....

14 11 2025 2:43:33

КСО на уроках биологии


    КСО на уроках биологии

      В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....

13 11 2025 13:20:11

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

12 11 2025 5:53:56

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

11 11 2025 21:16:19

Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека


    Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека

      Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....

10 11 2025 13:38:50

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии


    Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

      Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

09 11 2025 7:13:51

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"

      Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....

08 11 2025 9:25:28

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии


    Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

      В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....

07 11 2025 22:25:57

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

06 11 2025 0:45:22

Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся


    Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся

      Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....

05 11 2025 5:35:49

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"


    Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

04 11 2025 4:23:42

Цветок и плод


    Цветок и плод

      Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

03 11 2025 19:34:41

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека


    Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

      Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

02 11 2025 3:40:48

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

01 11 2025 22:28:52

"Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)


    "Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)

      Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....

31 10 2025 11:11:54

Функция белков в клетке. Ферменты (10-й класс)


    Функция белков в клетке. Ферменты (10-й класс)

      На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища. ...

30 10 2025 2:39:28

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

      Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

29 10 2025 12:52:52

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

28 10 2025 0:20:18

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

      Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

27 10 2025 11:48:53

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....

26 10 2025 3:10:20

Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха


    Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха

      Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....

25 10 2025 7:18:37

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

24 10 2025 19:28:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::