Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс
Задачи урока:
- Актуализировать полученные знания учащихся, дополнить новыми сведениями и обобщить материал по теме;
- Отpaбатывать новые и закреплять уже знакомые умения и навыки учебной деятельности: работа с книгой, с картой, в тетради, с сигнальными карточками, высказывать свои суждения и делать выводы;
- Воспитывать у учащихся любовь к природе родного края и бережное к ней отношение, способствовать творческой активности учащихся.
Оборудование:
- учебник «Природоведение 5 класс»;
- плакаты: «Животный мир Краснодарского края», «Растительный мир Краснодарского края»;
- «Красная книга Краснодарского края»;
- проспект – визитная карта Ботанического сада КубГУ;
- коллекция растений кабинета биологии;
- сигнальные карточки белого и красного цвета;
- подборка материала «Рекорды в мире растений и животных»;
- калькулятор;
- карточки из серии «В мире дикой природы»;
- «Книга для чтения по ботанике».
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Представление гостей.
- Задачи, стоящие перед классом.
- Девиз «Любить природу – это значит любить Родину. Беречь и охранять природу – дело каждого».
II.Повторение пройденного материала.
Учитель: Ребята! Развитие живой природы носит исторический хаpaктер, то есть, развитие происходит от простых форм к сложным, от низкоорганизованных к высокоорганизованным и представлена большим разнообразием и многообразием биологических видов.
- Какие царства живых организмов вы знаете?
/Ответ: бактерии, простейшие, грибы, растения, животные/
- Как многообразны эти царства?
/Ответ: бактерии – 3000 видов, простейшие – 25000 видов, грибов – 100000 видов, растений – 500000 видов, животных - 1500000 видов/
А теперь обратимся к учебнику «Природоведение» страница 140-141 «Семья биологических наук» и определим как называются науки о бактериях, о простейших, о грибах, о растениях, о животных.
Ребята! Дополним наш словарный запас новыми терминами. Объяснить биологическую сущность следующих понятий: ареал, флора, фауна, краснокнижные виды, Красная книга Краснодарского края, эндемики, беспозвоночные животные, позвоночные животные, зубр – реликтовое животное, лотос – реликтовое растение (показ визитки Ботанического сада КубГУ).
А теперь вернемся к бактериям.
- Как вы понимаете выражение «всюдность бактерий»?
/Ответ: бактерии встречаются везде: в воздухе, в почве, в воде, в живых организмах…/
Только бактерии превращают органические остатки в минеральные соли, которые будучи растворенными в воде, поглощаются растениями. Нельзя представить существование жизни без бактерий. Но среди бактерий есть и такие, которые вызывают различные заболевания: туберкулез, чума, холера…
Ребята!
- Какая наука изучает простейшие организмы?
/Ответ: протистология/
- Какие простейшие организмы вам известны?
/Ответ: амеба обыкновенная, эвглена зеленая, инфузория-туфелька/
- Какая связь существует между простейшими организмами, тело которых состоит из одной клетки и гигантскими морскими животными китами, масса которых иногда превышает 160 тонн, а длина тела более 33 м?
/Ответ: служат кормом/
- Какое царство живых организмов следует за царством простейших?
/Ответ: грибы/
- Какие ученые изучают грибы?
/Ответ: микологи/
Грибы – это самостоятельное царство живых организмов.
Демонстрация коллекции (шляпочные грибы).
- Как много видов шляпочных грибов встречается на территории нашего края?
/Ответ: более 110 видов/
- Назовите несколько видов шляпочных грибов нашего края?
/Ответ: белый, шампиньон, опята, лисички, мухомор, бледная поганка…/
- Есть ли среди шляпочных грибов ядовитые?
/Ответ: есть/
- Какие ядовитые грибы вы знаете?
/Ответ: ложные опята, ложные лисички, мухомор, бледная поганка, желчный гриб…/
Демонстрация коллекции «Ядовитые грибы».
- Как предотвратить грибное отравление?
/Ответ: не собирать старые грибы и незнакомые грибы/
- Для чего собирают грибы?
/Ответ: для употрeбления в пищу из-за их вкусовых качеств/
- Какое значение имеют грибы в природе?
/Ответ: служат кормом для животных, а для некоторых и лекарством/
- Какие грибы, кроме ядовитых и старых, собирать строго запрещено?
/Ответ у доски. Краснокнижные виды грибов Краснодарского края/
- Как следует собирать грибы и почему только так?
/Ответ: грибы нужно срезать или выкручивать чтобы не повредить грибницу/
Ребята! Более высокоорганизованными организмами по сравнению с рассмотренными царствами являются растения.
- Как называется наука о растениях?
/Ответ: ботаника/
- Как многообразна флора нашего края?
/Ответ: более 3000 видов/
- Подумайте почему так многообразна растительность нашего края?
/Ответ: разнообразные благоприятные природные условия/
А теперь обратимся к комнатным растениям нашего кабинета. Откройте тетради и напишите: зрительный диктант «Комнатные растения». (Учитель демонстрирует следующие растения: папоротник, алоэ, мамиллярия, сансевьера, золотой ус, хлорофитум пучковатый, фиалка узамбарская, цереус, колотея, монстера). Проверка диктанта – ответ у доски (ученик называет и показывает растения, упомянутые в диктанте).
- Что такое синонимы? Назовите синонимы растения сансевьера?
/Ответ: тещин язык, щучий хвост/
- Все ли растения нашего края процветают?
/Ответ: далеко не все, многие находятся на грани исчезновения/
- Какие это растения?
/Ответ: краснокнижные/
- Сколько видов редких растений в нашем крае?
/Ответ: более 150 видов/
- Назвать редкие виды растений нашего края?
/Ответ у доски/
- Как называются виды растений с ограниченным ареалом,у которых в названии есть слова «кавказский» или «кавказская»? Приведите примеры.
/Ответ: эндемики Кавказа. Среди них лилия кавказская, рябчик кавказский…/
Ребята! А теперь поговорим о растениях языком сигналов, которыми будут служить вот эти две карточки, одна из которых белого цвета, а другая – красного.
Условие 1: если я называю краснокнижное растение, поднимаете красную карточку, а если комнатное растение – белую.
Колотея, аспарагус, лилия кавказская, алоэ, береза, хлорофитум пучковатый, лопух, виноград лесной, манстера, рябчик кавказский.
Условие 2: если я буду называть огородное растение, поднимаете белую карточку, а если декоративное растение – красную.
Лук, фасоль, гладиолус, астра, баклажан, морковь, хризантема, укроп, лилия, петрушка.
Ребята!
- О каком царстве живой природы мы еще не говорили подробно, а только упоминали об этом?
/Ответ: о царстве животных/
- Как же богата мировая фауна?
/Ответ: 1500000 видов/
Работа с учебником «Природоведие 5 класс», страница 106-107. Посмотрите на заголовок сверху.
- О каких группах животных пойдет речь?
- По какому признаку животных относят к беспозвоночным?
- Какие группы беспозвоночных животных представлены на таблице?
- По какому признаку животных относят к позвоночным?
- Какие группы позвоночных животных представлены на таблице?
Давайте подсчитаем число позвоночных животных нашей планеты, используя для этого калькулятор (42000 видов).
- Сколько видов позвоночных обитает в нашем крае?
/Ответ: млекопитающих – 107 видов, птиц – 340 видов, пресмыкающихся – 27 видов, земноводных – 11 видов, рыб – 163 вида/
- Сколько видов позвоночных животных занесены в Красную книгу Краснодарского края?
/Ответ: около 100 видов/
- Назвать краснокнижные виды животных нашего края.
/Ответ у доски/
- Какие из перечисленных животных относятся к эндемичным видам?
/Ответ: выдра кавказская, тетерев кавказский…/
- Какое из перечисленных животных является реликтовым? Почему?
/Ответ: зубр – живое ископаемое, современник мамонта/
А теперь предоставим слово группе учащихся, которые дополнят наши знания о многообразии живых организмов новыми сведениями.
1-ый ученик: Ряска – обитатель водоемов Кубани.
2-ой ученик: Баобаб
3-ий ученик: Бычок люционский
4-ый ученик: Акулы
5-ый ученик: Колибри-шмель
6-ой ученик: Дрофа – обитатель степной зоны Кубани.
Учитель: В заключение хочу сказать, что на территории нашего края функционирует кавказский государственный биосферный заповедник, создан Ботанический сад Кубанского Государственного Университета, дендрарий при Кубанской Аграрном Университете, Сочинский дендрарий и много других мест, где охраняют природу, ведут научную работу ученые и студенты, учащиеся школ. Одним из них является биолого-экологический центр в районе Первомайской рощи.
Ученик читает стихотворение кубанского поэта Кронида Обойщикова «Мой край»:
Люблю тебя, мой край степной,
За широту земли,
За то, что ты передо мной
Дороги расстелил.За те сады и тополя,
Что снились много лет.
За то, что черная земля
Дает нам белый хлеб.Люблю тебя, мой край морской,
Твой ласковый приют,
Где чаек взлет над синевой,
Как праздничный салют.Люблю за эту синь и даль,
За солнце на волне.
За то, что ты хранишь печаль
Опавших на войне.Люблю тебя, мой горный край,
Орлиная страна.
С твоих вершин посмотришь в даль –
Вся Родина видна.Люблю за то, что тут звенят
Высокие леса.
За то, что ты поднял меня
В родные небеса.
III.Обобщение знаний. Выставление оценок.
IV. Задание на дом: Подготовить устное сообщение об одном животном или об одном растении подобно тем, которые вы слышали на уроке.
Литература для учителя:
- Богданова Т. Л. «Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы» - М.: «Высшая школа», 1991 г.
- Гиляров М. С. «Биологический энциклопедический словарь» - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1995 г.
- Нагалевский В. Я. «Красная книга Краснодарского края» - Краснодар: «Краснодарское книжное издательство», 1994 г.
- Плотников Г. К. «Животный мир Краснодарского края» - Краснодар: «Краснодарское книжное издательство», 1989 г.
- Терская Н. А., Терский А. В., Терский Д. А. «География Краснодарского края. Природа. Экономика» - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2003 г.
Комментарии:
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
25 04 2025 1:26:59
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
24 04 2025 23:32:54
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
23 04 2025 8:33:49
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
22 04 2025 13:39:20
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
21 04 2025 9:10:23
На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....
20 04 2025 20:49:28
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
19 04 2025 23:16:18
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
18 04 2025 15:16:34
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....
17 04 2025 20:52:58
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
16 04 2025 19:12:35
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
15 04 2025 10:40:24
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека".
...
14 04 2025 22:56:44
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
13 04 2025 12:39:25
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
12 04 2025 13:57:37
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
11 04 2025 10:13:29
Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....
10 04 2025 8:42:14
Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....
09 04 2025 18:27:33
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
08 04 2025 17:10:31
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
07 04 2025 21:14:45
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
06 04 2025 7:12:20
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
05 04 2025 6:28:42
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
04 04 2025 20:48:43
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
03 04 2025 9:40:32
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
02 04 2025 5:36:47
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
01 04 2025 5:50:33
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
31 03 2025 20:53:51
Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....
30 03 2025 12:31:13
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
29 03 2025 9:16:14
К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....
28 03 2025 23:19:24
Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....
27 03 2025 13:40:37
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
26 03 2025 8:43:35
Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....
25 03 2025 7:58:33

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
24 03 2025 1:42:55
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
23 03 2025 16:33:21

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....
22 03 2025 13:53:29
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
21 03 2025 19:49:42
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
20 03 2025 7:53:57
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
19 03 2025 6:31:34
Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....
18 03 2025 23:36:17
Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....
17 03 2025 13:40:28
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
16 03 2025 9:35:47
Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....
15 03 2025 4:25:11
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
14 03 2025 12:22:16
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
13 03 2025 16:26:23
Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....
12 03 2025 11:47:13
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
11 03 2025 2:25:37
Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся.
...
10 03 2025 22:37:59
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.
...
09 03 2025 9:54:15
Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися.
...
08 03 2025 7:55:51
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
07 03 2025 19:17:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::