"Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


"Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс


    "Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс

Задачи урока: Проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, умение определять среду обитания по внешнему виду, применять знания для объяснения способа передвижения от среды обитания. Раскрыть понятие «регуляция процессов жизнедеятельности», показав особенности и связь с окружающей средой. Продолжать формировать умение слушать друг друга.

Оборудование и материалы: Учебник Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм»; электронное пособие «Экология» (НФПК) ; интеpaктивная доска SITRONICS; программа ACTIVstudio2, программа и устройства ACTIVote.

Ход урока:

Организационный момент включает приветствие, сообщение задач урока, обоснование хода деятельности на уроке, регламент времени и особенности аттестации.

Проверка знаний и умений учащихся по теме: «Движение»:

1). Тестирование с помощью физических устройств ACTIVote по материалам рубрики учебника «Какие утверждения верны» стр.108 с некоторыми изменениями текста утверждений. (Участвуют все учащиеся: трое с устройством, остальные в рабочих тетрадях).

2).Предлагается момент соревнования во взаимопроверке домашнего задания (на альбомном листе рисовали или приклеивали не менее 4 изображений различных животных с разными способами передвижения): учащиеся, сидящие за одной партой обмениваются альбомными листами с домашним заданием и подписывают название животного, указывают среду его обитания и обосновывают способ передвижения. На весь класс заслушивается первая справившаяся пара.

Анализируются результаты контроля, объявляются учащиеся с наивысшими оценками.

Изучение нового материала осуществляется в ходе собеседования, рассказа учителя с демонстрацией материалов учебника и видеофрагментов.

Рассуждения начинаются с подбора слов-ассоциаций к термину «регуляция».

Учитель: Как вы, ребята, понимаете, что такое «регуляция процессов жизнедеятельности», какими словами можно заменить?

Ассоциативный ряд может быть примерно таким: управление, согласование, остановка-включение, единение, приказ и т.п.

Учитель: Процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, выделение, рост, движение и др.) должны регулироваться таким образом, чтобы организм представлял собой единое целое. Какая из известных вам систем выполняет такую регуляцию, при которой организм в ответ на изменяющиеся условия среды выступает как единое целое?

На этом этапе учащиеся назовут нервную систему. Она записывается на доске ACTIVboard как одна из регуляторных систем организмов. Вторая – эндокринная – называется и записывается в схему учителем, с пояснение разности между ними: регуляция путем нервных импульсов, рефлексов и с помощью химических веществ – гормонов, соответственно.

Учитель переключает внимание учащихся на рисунок в учебнике стр. 110: Какой организм изображен на двух верхних рисунках? Чем отличается амеба на двух рисунках? Обратимся к тексту учебника третий абзац стр.110, прочитаем: «если в каплю с амебами поместить кристаллик поваренной соли, то их тела сжимаются», то есть реагируют. Как называется такое поведение, такая реакция?

Учащиеся смогут назвать понятие «раздражимость», т.к. этот понятие изучалось ранее в теме: «Основные свойства живых организмов» (стр. 5 учебника), и термин приведен выше по тексту, к которому было обращено внимание.

Учитель: Найдем в учебнике предложение, объясняющее, что такое раздражимость. Выделим слова, которые должны обязательно войти в определение понятия, и сформулируем его.

Учитель: Проанализируем рисунок стр. 111. Какая причина явления, изображенного на рисунке. Желательно, чтобы ваше пояснение соответствовало схеме, которая отображена на доске ACTIVboard (Если----------, то-------------, потому что ---------------.). При этом используется эффект «шторок», позволяющий сопоставить.

Учитель: Ребята, давайте попытаемся установить, почему, говоря о реакции амебы или инфузории, используют понятие «раздражимость», а хаpaктеризуя реакцию гидры «рефлекс»? Учащиеся находят в учебнике определение понятия «рефлекс», анализируют его, вычлeняя существенный признак (происходит при участии нервной системы).

Чтобы уточнить, как происходит рефлекс, внимание учащихся обращаем к рисунку с.118 (ответная реакция человека на укол иглой). Учитель: Рассмотрим рисунок и прокомментируем его. Выясним, вспомнив, какая особенность строения нервных клеток обеспечивает проведение нервного импульса.

Перейти к следующей порции нового материала будет целесообразно после проведения на этом этапе урока динамической паузы.

Выбрав момент, когда в классе установится тишина, и учащиеся читают определение нервного импульса, учитель громко хлопает в ладоши. Ученики вздрагивают и поднимают головы. Проявится ориентировочный рефлекс. Учитель: Можно ли вашу реакцию назвать рефлексом и почему?

Далее учитель говорит о том, что рефлексы бывают условными и безусловными. И чтобы определить к какому типу относится проявленный только что рефлекс, обращает внимание учащихся к тексту стр.117–118: Выявим существенные признаки безусловного (врожденного) и условного (приобретенного в течение жизни) рефлексов, и сделаем вывод. Учитель: ребята, попробуйте прокомментировать рисунок стр. 118 (выработка условного рефлекса у кошки).

Далее учитель приводит пример какой-либо сложной поведенческой реакции у животных например, демонстрируется видеофрагмент: «Жертва ловчей сети паука», или «Скарабей».

Учитель: Можно ли это поведение назвать рефлексом? Почему? Давайте обратимся к тексту учебника стр.114 и найдем более точное название столь сложного поведения животных.

Учащиеся находят в тексте определение понятия «инстинкт» и примеры инстинктивного поведения животных.

Закрепление и осмысление уровня понимания нового материала строится на основе выполнения двух заданий в классе и двух заданий дома.

Задания в классе:

  • Какое понятие – «раздражимость» или «рефлекс» – является более общим?

Учащиеся высказывают свое мнение, учитель формулирует единое представление: Очень важно отметить, что рефлекс – это форма проявления раздражимости у животных, имеющих нервную систему, поэтому более общее понятие «раздражимость». Учитель еще раз поясняет ученикам, что ответную реакцию растений и одноклеточных животных мы на уроках будем называть «раздражимостью», а говоря о поведении многоклеточных животных, будем пользоваться терминами «рефлексы» и «инстинкты», хотя по сути своей и рефлексы, и инстинкты – это формы проявления явлений раздражимости.

  • Проведение тренировочного тестирования с помощью физических устройств ACTIVote на соответствие перечисляемых явлений раздражимости, рефлексу или инстинкту. Лучше это задание выполнять устно с комментариями учащихся. Примерный перечень явлений:

1). Услышав стук дверцы холодильника, пес прибежал на кухню в надежде получить что-нибудь вкусненькое.2).Растения перед дождем закрывают цветки. 3) При попадании пищи в рот у человека выделяется слюна. 4). Водоросль хламидомонада плывет по направлению к свету. 5). Пауки плетут ловчие сети, муравьи строят муравейники, пчелы делают соты. 6). Песчанки – грызуны, обитающие в пустыне, делают запасы сена на зиму. 7). Инфузория-туфелька плывет к местам скопления бактерий. 8). Лососевые рыбы в период размножения плывут против течения, преодолевая пороги и водопады. 9). Хомячки заботятся о своем потомстве: строят гнезда, кормят детенышей молоком. 10). Увидев яркую вспышку, человек обычно зажмуривается.

Задания на дом: выучить определения понятий «раздражимость», «рефлекс», «инстинкт», подготовить рассказ по юмореске стр. 120.

В подведении итогов урока учитель возвра щается к поставленным задачам, хаpaктеризуя степень их выполнения и участие учащихся в работе, выставляет дополнительные оценки.



Комментарии:

Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"


    Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"

      Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....

10 12 2025 5:43:28

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

09 12 2025 20:15:32

Урок биологии по теме «Охрана и рациональное использование животного мира»

На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....

08 12 2025 23:41:41

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

07 12 2025 10:44:20

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

06 12 2025 21:58:43

Логика научного познания в естествознании. 5-й класс


    Логика научного познания в естествознании. 5-й класс

      Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....

05 12 2025 7:35:37

Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе


    Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе

      В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....

04 12 2025 12:49:56

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

03 12 2025 22:34:22

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

02 12 2025 8:37:24

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"


    Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

      Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

01 12 2025 5:47:23

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

30 11 2025 6:30:19

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

29 11 2025 16:45:15

Методическая разработка урока "Иммунитет"


    Методическая разработка урока "Иммунитет"

      Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....

28 11 2025 6:53:40

История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")


    История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

      Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....

27 11 2025 20:11:37

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

26 11 2025 10:27:37

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

25 11 2025 19:16:26

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....

24 11 2025 2:46:33

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

23 11 2025 16:29:35

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

22 11 2025 8:36:33

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

21 11 2025 2:16:54

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

20 11 2025 23:40:54

План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"


    План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"

      Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия. ...

19 11 2025 5:36:29

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

18 11 2025 23:14:55

Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии


    Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

      Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

17 11 2025 1:16:14

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)


    Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

      Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

16 11 2025 14:45:34

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс


    Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс

      Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....

15 11 2025 13:25:16

Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"


    Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"

      Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....

14 11 2025 13:38:56

Опыление Биология

Опыление  Биология В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

13 11 2025 20:38:30

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

12 11 2025 9:29:29

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"


    План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

      Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

11 11 2025 14:42:53

Типы размножения

На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....

10 11 2025 8:53:47

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

09 11 2025 9:43:54

Одноклеточные организмы. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....

08 11 2025 0:38:57

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

07 11 2025 3:58:44

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

06 11 2025 2:29:38

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

05 11 2025 12:28:36

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

04 11 2025 18:16:45

Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее

Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...

03 11 2025 12:14:46

За пределами роста


    За пределами роста

      В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....

02 11 2025 13:33:37

Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"


    Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"

      Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...

01 11 2025 15:20:14

Тема урока: "Наследственные болезни человека"


    Тема урока: "Наследственные болезни человека"

      Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....

31 10 2025 19:49:58

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

30 10 2025 4:46:11

Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"


    Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"

      Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца». ...

29 10 2025 2:43:43

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

28 10 2025 0:27:54

Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"


    Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"

      Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....

27 10 2025 12:51:19

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"

      Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...

26 10 2025 19:20:51

Край, в котором я живу. (Комплексное исследование атмосферного воздуха п. Агинское)


    Край, в котором я живу. (Комплексное исследование атмосферного воздуха п. Агинское)

      Научно-исследовательская работа по экологии представляет собой Комплексное исследование атмосферного воздуха в п. Агинское. Цель работы: изучить состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности, формировать экологическую ответственность за состояние окружающей среды....

25 10 2025 1:59:56

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

24 10 2025 23:30:27

Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс

      Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....

23 10 2025 20:47:24

Урок-обобщение "Большие гонки"


    Урок-обобщение "Большие гонки"

      Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

22 10 2025 8:28:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::