Виртуальная мини-экскурсия в тропики > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Виртуальная мини-экскурсия в тропики

Организация занятия

Занятие может проводиться в любое время года, но предполагает, что учащиеся уже знакомы со строением цветка и его роли как органа размножения, основными типами плодов растений и приспособлениями к опылению. Для его проведения выбрана форма виртуальной экскурсии с демонстрацией презентации, составленной на основе полученных ранее в пришкольном эколого-биологическом комплексе авторских фотокадров с необычными и редкими явлениями из жизни комнатных растений. Учитель выступает в роли организатора, а ведение занятия доверяется учащимся, членам кружка и ШНО (школьного научного общества).На экскурсию могут быть приглашены учащиеся младших классов и не члены кружка, педагоги начальной школы. Во время занятия участникам задаются вопросы и в ходе занятия даются пояснения к ним или уточнение ответов на них. К занятию готовится дегустация доступных экзотических фруктов при помощи родителей и членов инициативной группы учащихся. Во время ее проведения в непринужденной обстановке проводится мини- конкурс на усвоение новых понятий и знаний, проводится обмен мнениями, обсуждение качества занятия и даются рекомендации или высказываются пожелания по теме дальнейших занятий. Призами служат дополнительные порции угощения и мини- призы, делается фото на память.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: урок- путешествие в форме видео- экскурсии.

Цели занятия: с помощью интеллектуальной игры обобщить и закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений, видоизменениях их органов и приспособлениях к опылению, типах и видах соцветий и плодов редко цветущих растений, встречающихся в комнатной культуре и их происхождении.

Задачи:

  • обучающая
    • научить выделять главное, сравнивать и обобщать, логически мыслить, находить решение нестандартных задач;
  • развивающая
    • ознакомление с методами научного исследования, изложению и представлению полученных результатов; развить и усилить мотивацию учащихся к приобретению дополнительных знаний по предмету; осуществлять межпредметные связи с географией, зоологией;
  • воспитательная
    • сформировать правильные представления о собственной причастности к проблемам изучения и сохранения видового разнообразия живых организмов.

Оборудование:

  • живая коллекция комнатных растений,
  • географическая карта растительности Земли,
  • компьютер с видеопроектором,
  • аудиозаписи с релаксирующими мелодиями и техника для их воспроизведения,
  • цифровой фотоаппарат,
  • эмблемы для экскурсоводов,
  • коллекция тропических плодов (лимоны, бананы и др.),
  • жетоны и мини-призы для активных участников,
  • посуда и продукты для чаепития по количеству участников.

План проведения занятия

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Станция 1.Знакомые и незнакомые родственники.
  3. Станция 2.Цветы- обманщики
  4. Станция 3.Разделение труда
  5. Станция 4. Чувствительная особа
  6. Станция 5. Доморощенные лакомства
  7. Станция 6. Угощение- дегустация и вручение наград самым активным эрудитам.

Ход занятия

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дорогие друзья! Наверняка, каждый из нас завидовал жителям теплых тропических стран и мечтал хотя бы одним глазком туда заглянуть и насладиться всем буйством зелени, которое доступно их местным жителям. Между тем у нас есть прекрасная возможность не выходя из дома или школы там побывать: ведь множество тропических жителей окружают нас постоянно- это так знакомые нами комнатные растения- тропические или субтропические жители! Наши экскурсоводы- члены школьного научного общества побывали в этих джунглях и увидели кое- что не совсем обычное!

Но как перед всяким путешествием мы должны настроиться на него.

Вспомните, что вы знаете о растениях и их органах:

  1. Для чего растениям нужны корни? (Для укрепления растения в почве, для поглощения воды и минеральных солей, для проведения воды и минеральных солей ко всем органам растения).
  2. Что такое цветок? (цветок- орган полового размножения, после опыленияиз его частей образуются плоды с семенами).
  3. Какую роль выполняют части цветка? (Чашечки защищают части цветка, лепестки- защищают тычинки и пестики, привлекают внимание насекомых и других опылителей, нектарники вырабатывают вещества, содержащие вещества, привлекающие опылителей. В тычинках образуется пыльца с мужскими половыми клетками, а в завязи пестиков содержатся семяпочки с яйцеклетками, из которых образуются семена после оплодотворения.)
  4. Что мы называем соцветием и какие виды соцветий вы помните? (Соцветия- группы цветков, привлекающие внимание опылителей и обеспечивающие лучшее опыление. Типы соцветий: простые и сложные, а виды- кисть, метелка, головка, щиток, корзинка, колос, початок и т.д.).
  5. Как происходит опыление цветка? (Пыльца должна попасть на пыльце пестика и там прорасти,ядра пыльцевых клеток и яйцеклетки сливаются. Таким образом образуется зародыш семени).
  6. Как образуются плоды и какова их роль в жизни растений? (Плоды образуются из разных частей завязи).
  7. Какие типы плодов вы помните и какие из них встречаются у известных вам тропических растений? (Плоды бывают сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Типы плодов:коробочка, ягода, яблоко, орех, стручок и т.д.)

Молодцы! А наши экскурсоводы вручат самым активным участникам жетоны на призы!

Станция 1.Знакомые и незнакомые родственники

Ученик 1 В некоторых кабинетах школы и в рекреациях мы можем увидеть диффенбахию, но мало кто видел ее соцветия. В нашем пришкольном биологическом комплексе она однажды зацвела и мы увидели, что ее соцветие- початок, прикрытый белым покрывалом! /слайд №3 /.Оказывается она- родственница всем известной “дружной семейки”- белокрыльника, филодендрона и монстеры! Обратите внимание, сколько пыльцы в ее крупном соцветии. Кто же ее опыляет? Конечно, насекомые! Ее жгучий сок вызывает сильные ожоги кожи и слизистой оболочки рта. На ее родине в Вест- Индии плантаторы наказывали рабов, заставляя их откусывать кусочки стебля. В переводе ее название означает “немая розга” (3,с. 483;7).

Ученик 2 Кстати, все эти растения Сем. Ароидных в природе можно встретить во влажных тропических лесах прямо в одном месте, только разместятся они кто на стволе, а кто – на чужих ветках или на почве. А монстера забирается выше всех и удерживается на стволе- подставке только слабыми обычными корнями, а воду для такого крупного растения помогают добывать воздушные корни. Их гигроскопичная кора- веламен впитывает влагу как губка. А с еще одним из ее видов- Монстерой деликатесной мы встретимся немного позже. (3, с.475; 8)

Ученик 3. Еще одно растение дома в цвету можно увидеть очень редко. Это родственник известного нам Алоэ древовидного- Книпхофия ягодная. Она родом из Южной и тропической Африки. (2, с. 140). Какой красивый султан образуют ее трубчатые цветки! Ее тычинки и пестики неодновременно созревают и показываются из цветка, поэтому самоопыление у них невозможно. На выручку приходят птицы - нектарницы. Кстати, к этому же семейству Асфоделовых относится такой знакомый и обычный в наших комнатных “джунглях” хлорофитум.

Ученик 1 Познакомьтесь с еще одной группой родственников. Эвкалипт и Лавр благородный для нас немножко знакомы, а вот Мирт обыкновенный видели не все.. Они не удивят нас богатыми соцветиями. Мирт - дренейше растение, давшее название целому семейству, знаменито совсем другим! Конечно же, своими чудесными эфирными маслами, из которых на их родине- в Западной Азии, тропической Америке и Австралии получают благовония или просто выращивают как ЖИВЫЕ ДЕЗОДОРАНТЫ. Его выделения обладают очень сильными фитонцидными свойствами. Поэтому в миртовых рощах такой легкий и целебный воздух! Мирт дает много семян и его легко вырастить в теплице и дома. И вы тоже сможете наслаждаться его ароматом! (2, с.217).

Ученик 2 Но зато как ярко и как прекрасно соцветие Каллистемона! Оно совсем не похоже на скромные одиночные цветки своих родственников- лавра и мирта! А все потому, что на его родине, в Австралии, его опыляют птицы и мелкие нелетающие сумчатые млекопитающие: хоботно - головый кускус и медовый поссум. Привлеченные окраской и запахом, они охотно поедают сладкие части цветка и пьют нектар. А в Ботаническом саду АН в Москве нектар Каллистемона пришелся по вкусу воробьям!(2, с.218)

Станция 2. Цветы – обманщики

Ученик 3 А вот это растение у нас даже и в комнатной культуре вы встретите пока не часто. Это Бугенвиллея прекрасная. Как вы видите, это лиана с цепляющимися стеблями. Она широко распространена в южном полушарии, ее родина Америка. Когда она цветет ее “соцветия” окрашиваются в различные цвета. Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что ярко окрашены не лепестки, а прицветники- видоизмененные листья! А на них сидят чашечки, которые можно принять за венчик! Где уж тут разобраться! Главное, что задачу свою они выполняют и привлекают внимание и насекомых и колибри! (1, с. 348)

Ученик 1 А между прочим, обманчивые “цветки” можно увидеть и у других растений! И не только мы, но и насекомые действительно часто принимают их за букеты! Что это за растения? Вы их видели? Конечно, это Пуансетия и гортензия! Посмотрите, как легко можно принять за яркое соцветие красные верхушечные листья Пуансетии! Ее как у большинства Молочайных невзрачные зеленоватые, но зато богаты пыльцой и нектаром. На родине в Мексике ее опыляют птицы((2, с.140; 8, с.141; 9, с. 92).

Ученик 2 У всем известной Гортензии окраску стерильным (бесплодным) краевым цветкам также придают разросшиеся чашелистики, а плоды на ее родине, в тропиках Юго-Восточной Азии и северного полушария образуются только из внутренних фертильных цветков. В наших субтропиках и в комнатной культуре она “перестаралась”: все ее цветки стали декоративными, запаха не имеют. Размножается она только вегетативно, черенками. Кстати, Гортензия- родственница всем известного жасмина- чубушника, который так радует нас весной своим упоительным ароматом! (2, с. 155)

Станция 3. Разделение труда

Ученик 1 Вы были правы, когда вспомнили, что цветки не всегда могут быть яркими и содержать все части. Действительно, есть цветки без чашечек и без лепестков и даже мужские и женские обязанности у них могут быть разделены. Мужские и женские цветки отдельно или в виде соцветий могут “разъехаться” по разным побегам (“комнатам”) или даже по разным “домам”- растениям! Это разделение труда мы пронаблюдали у Кодиеума пестролистного.(фото) Эти растения сейчас стали достаточно широко известны и у нас в комнатной культуре, добравшись к нам из Полинезии и Северной Австралии. В тропиках также встречается много родственных ему пестролистных видов Кротона (2.с.139).

Ученик 2 Нам до этого встречались снимки только мужских соцветий.

А женское соцветие оказалось невзрачным и почти незаметным, если бы на нем однажды, когда рыльца пестиков были готовы к опылению, не заиграли …”капельки росы”! Конечно, это был нектар! Мы даже провели опыление с помощью ватной палочки и увидели, что появилась завязь в виде коричневых коробочек. Правда, семян не удалось собрать: соцветие обломилось при поливе.

Станция 4. Чувствительные особы

Ученик 3 Многие из вас дарили своим близким в день 8 Марта веточки, которые мы называем мимозой. Ее, вернее,ЕГО привозят из близких к нам субтропиков Грузии и Краснодарского края. На самом деле это ее близкий родственник Питецелобиум многоголовчатый. Его листочки, могут от прикосновения тоже могут складываться, как и у настоящей Мимозы нежной, которая произрастает гораздо южнее, в Аравии Но в чем проявляется их нежность? Ведь не только в наших нежных чувствах в этот день?! А почему это происходит? Кто ответит на этот вопрос? Оказывается, у мимозы нежной в основании листочков есть особые чувствительные “подушечки”, которые реагируют на прикосновение и моментально снижают свой тургор. В результате листочки поникают, “складываются”. Это приспособление характерно для большинства представителей сем. Мимозовых ( 2, с. 190). Какие мы нежные! (2, с 190)

Учитель Ну а теперь можно и расслабиться и вспомнить о вкусном!

Станция 5. Доморощенные лакомства

Ученик 2 В начале экскурсии мы вспомнили о вкусных тропических плодах. И первыми вы назвали , конечно же бананы и лимоны. А как образуются их плоды мы сначала подсмотрим, а потом проведем дегустацию!

Ученик 3 В наших домашних тропиках часто можно увидеть лимоны и многие цветоводы могут получать их плоды, но такой как у нас, с такими плодами увидите не везде- они размером со средний грейпфрут! А когда он цветет, то аромат от цветов потрясающий, как в настоящих тропиках! И опылителей находится очень много! Догадайтесь, кто они? Конечно же, насекомые- любители нектара! (!4; 2, с. 245). В урожайные годы плодов хватает не только на юннатов, но и в школьной столовой можно выпить чай с нашим лимоном! Родина его неизвестна и сейчас в диком виде он не встречается. Больше всего их возделывают в Италии. Растут они и в наших Черноморских субтропиках и даже в Средней Азии.

Ученик 1 Плоды банана известны сейчас всем, но как цветет банан довелось увидеть не каждому! Цветки спрятаны под обвертками и напоминают гигантскую почку. На родине, в Индии и Индокитае обвертки раскрываются по очереди и цветки предстают ночью перед летучими мышами, а днем- перед насекомыми, птицами и даже тупайями (это мелкие грызуны) (3, с.382;13). Мы тоже наблюдали его цветение, только вот опылители из нас не получились, да и тепла, видимо, было маловато. Плоды до созревания у нас не дошли.

Ученик 2 Теперь понятно, почему гроздья бананов такие плотные и внизу у них зрелые плоды, а выше- еще зеленоватые. А почему они без семян?

Ученик 3 Дело в том, что культурные бананы- триплоидны, с 33 хромосомами и генотипами ААВ (кормовые сорта) или АВВ ( пищевые сорта), полученными от их диких предков. В культуре эти травянитые растения размножаются вегетативно, отпрысками. Поэтому ягоды бананов не содержат семян!

Ученик 3 Внимание! А теперь гвоздь программы! Самое интересное мы оставили вам на десерт! Оказывается, у Монстеры деликатесной потрясающе вкусные плоды! Мы ждали их созревания целый год! Мы сняли пробу и оказалось, что у “зернышек” вкус и запах ананаса! ( А плоды диффенбахии пробовать не советуем! Они ядовиты, как и все растение.)

Учитель: Ну а теперь, друзья, оцените работу наших ученых- экскурсоводов! Интересно ли вам было? Приглашаем вас на нашу, теперь уже натуральную, дегустацию тропических плодов! За нашим угощением мы отдохнем, обменяемся впечатлениями! А кое- кто получит и дополнительные награды!

Список источников информации

  1. Жизнь растений. В 6-ти т./Т.5, Ч.1. Цветковые растения/ Под ред. А.Л. Тахтаджяна. - М.: Просвещение, 1980. – 430 с.
  2. Жизнь растений. В 6-ти т./Т.5, Ч.2. Цветковые растения/ Под ред. А.Л. Тахтаджяна. - М.: Просвещение, 1981. – 511 с.
  3. Жизнь растений. В 6-ти т./Т.6 .Цветковые растения/ Под ред. А.Л. Тахтаджяна. - М.: Просвещение, 1982.- 543 с.
  4. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.:АСТ, 2008. –319 с.
  5. Джейн Куртьер. Энциклопедия комнатного цветоводства./ Пер. с нем. – М.: Мой мир,2006. - 280 с.
  6. http://033.brocgaus.ru
  7. htpp://florall.ru
  8. htpp://www.flower.vn.u.a
  9. htpp://www.floranimal.ru
  10. htpp://www.027.help-rus-student.ru
  11. htpp://www.passiflora.ru
  12. htpp://garden.academic.ru/plant
  13. htpp://www.096.help-rus-student.r
  14. htpp://limon-room.narod.ru

Приложение 1

Приложение 2



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

17 09 2021 15:41:58

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение

Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....

17 09 2021 8:37:27

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

17 09 2021 7:58:20

Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)

И К Т позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием И К Т на уроках биологии и природоведения. ...

17 09 2021 4:59:41

Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"

В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....

17 09 2021 19:29:15

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы " Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

17 09 2021 16:36:57

Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей

Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном пространстве. ...

17 09 2021 22:22:32

План-конспект "четырехтактного" урока по биологии в 6-м классе

Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....

17 09 2021 3:47:17

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

17 09 2021 10:22:45

"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"

Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....

17 09 2021 7:43:45

Урок естествознания "Мхи"

Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник « Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....

17 09 2021 2:37:55

Жвачные животные. Особенности строения пищеварительной системы

Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....

17 09 2021 23:35:47

Доказательства эволюции

Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

17 09 2021 16:45:31

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н. И., Захарова В. Б., Мамонтова С. Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение практической работы " Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

17 09 2021 7:16:28

Вирусы - неклеточные формы жизни

Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения В И Ч. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

17 09 2021 16:50:46

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

17 09 2021 10:49:41

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

17 09 2021 12:47:36

Особо охраняемые природные территории Одинцовского района

Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....

17 09 2021 10:36:35

Игра-путешествие "Последний герой"

Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к практике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для практического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух команд в пять этапов: « Вода», « Жилище», « Пища», « Болезни», « Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....

17 09 2021 1:50:29

Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4

Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....

17 09 2021 9:28:17

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Половое размножение растений"

Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

17 09 2021 6:22:14

Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....

17 09 2021 17:35:49

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

17 09 2021 10:51:13

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

Представляю один урок из системы уроков биологии с применением И К Т. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника " Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

17 09 2021 21:19:33

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....

17 09 2021 4:19:35

Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

Урок входит в состав раздела " Взаимоотношения организма и среды" как часть темы " Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности А Р М, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....

17 09 2021 11:16:18

Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"

Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....

17 09 2021 10:10:45

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

17 09 2021 22:34:28

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

17 09 2021 18:29:37

Галактика. Многообразие галактик

Урок " Галактики. Многообразие галактик" по теме " Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

17 09 2021 20:58:25

Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс

Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....

17 09 2021 8:31:23

Задачи по молекулярной биологии ЕГЭ biologia's Blog

Задачи по биологии. Код Д Н К В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...

17 09 2021 20:49:45

Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский командный турнир"

Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....

17 09 2021 16:39:17

Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс

На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...

17 09 2021 3:29:26

"Кис"-Лицей - 2007

В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права. ...

17 09 2021 12:37:22

Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии

Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации. ...

17 09 2021 2:22:57

Учебная программа элективного курса "Без меня врачам не обойтись"

Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний. ...

17 09 2021 8:58:37

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

17 09 2021 18:27:31

Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"

Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы « Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о практическом использовании живых организмов....

17 09 2021 0:46:59

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

17 09 2021 20:37:53

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова

В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....

17 09 2021 22:55:43

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

17 09 2021 9:42:48

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

Изучение данной темы в разделе биологии « Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

17 09 2021 18:18:17

Голос – уникальный дар человека

Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....

17 09 2021 7:14:21

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

17 09 2021 19:26:10

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

17 09 2021 4:39:37

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме « Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

17 09 2021 6:32:38

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

Представлен конспект урока-лаборатории по теме " Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

17 09 2021 7:54:45

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

17 09 2021 5:25:35

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

17 09 2021 9:30:59

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)