Виртуальная мини-экскурсия в тропики > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Виртуальная мини-экскурсия в тропики


    Виртуальная мини-экскурсия в тропики

Организация занятия

Занятие может проводиться в любое время года, но предполагает, что учащиеся уже знакомы со строением цветка и его роли как органа размножения, основными типами плодов растений и приспособлениями к опылению. Для его проведения выбрана форма виртуальной экскурсии с демонстрацией презентации, составленной на основе полученных ранее в пришкольном эколого-биологическом комплексе авторских фотокадров с необычными и редкими явлениями из жизни комнатных растений. Учитель выступает в роли организатора, а ведение занятия доверяется учащимся, члeнам кружка и ШНО (школьного научного общества).На экскурсию могут быть приглашены учащиеся младших классов и не члeны кружка, педагоги начальной школы. Во время занятия участникам задаются вопросы и в ходе занятия даются пояснения к ним или уточнение ответов на них. К занятию готовится дегустация доступных экзотических фруктов при помощи родителей и члeнов инициативной группы учащихся. Во время ее проведения в непринужденной обстановке проводится мини- конкурс на усвоение новых понятий и знаний, проводится обмен мнениями, обсуждение качества занятия и даются рекомендации или высказываются пожелания по теме дальнейших занятий. Призами служат дополнительные порции угощения и мини- призы, делается фото на память.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: урок- путешествие в форме видео- экскурсии.

Цели занятия: с помощью интеллектуальной игры обобщить и закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений, видоизменениях их органов и приспособлениях к опылению, типах и видах соцветий и плодов редко цветущих растений, встречающихся в комнатной культуре и их происхождении.

Задачи:

  • обучающая
    • научить выделять главное, сравнивать и обобщать, логически мыслить, находить решение нестандартных задач;
  • развивающая
    • ознакомление с методами научного исследования, изложению и представлению полученных результатов; развить и усилить мотивацию учащихся к приобретению дополнительных знаний по предмету; осуществлять межпредметные связи с географией, зоологией;
  • воспитательная
    • сформировать правильные представления о собственной причастности к проблемам изучения и сохранения видового разнообразия живых организмов.

Оборудование:

  • живая коллекция комнатных растений,
  • географическая карта растительности Земли,
  • компьютер с видеопроектором,
  • аудиозаписи с релаксирующими мелодиями и техника для их воспроизведения,
  • цифровой фотоаппарат,
  • эмблемы для экскурсоводов,
  • коллекция тропических плодов (лимоны, бананы и др.),
  • жетоны и мини-призы для активных участников,
  • посуда и продукты для чаепития по количеству участников.

План проведения занятия

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Станция 1.Знакомые и незнакомые родственники.
  3. Станция 2.Цветы- обманщики
  4. Станция 3.Разделение труда
  5. Станция 4. Чувствительная особа
  6. Станция 5. Доморощенные лакомства
  7. Станция 6. Угощение- дегустация и вручение наград самым активным эрудитам.

Ход занятия

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дорогие друзья! Наверняка, каждый из нас завидовал жителям теплых тропических стран и мечтал хотя бы одним глазком туда заглянуть и насладиться всем буйством зелени, которое доступно их местным жителям. Между тем у нас есть прекрасная возможность не выходя из дома или школы там побывать: ведь множество тропических жителей окружают нас постоянно- это так знакомые нами комнатные растения- тропические или субтропические жители! Наши экскурсоводы- члeны школьного научного общества побывали в этих джунглях и увидели кое- что не совсем обычное!

Но как перед всяким путешествием мы должны настроиться на него.

Вспомните, что вы знаете о растениях и их органах:

  1. Для чего растениям нужны корни? (Для укрепления растения в почве, для поглощения воды и минеральных солей, для проведения воды и минеральных солей ко всем органам растения).
  2. Что такое цветок? (цветок- орган пoлoвoго размножения, после опыленияиз его частей образуются плоды с семенами).
  3. Какую роль выполняют части цветка? (Чашечки защищают части цветка, лепестки- защищают тычинки и пестики, привлекают внимание насекомых и других опылителей, нектарники выpaбатывают вещества, содержащие вещества, привлекающие опылителей. В тычинках образуется пыльца с мужскими пoлoвыми клетками, а в завязи пестиков содержатся семяпочки с яйцеклетками, из которых образуются семена после оплодотворения.)
  4. Что мы называем соцветием и какие виды соцветий вы помните? (Соцветия- группы цветков, привлекающие внимание опылителей и обеспечивающие лучшее опыление. Типы соцветий: простые и сложные, а виды- кисть, метелка, головка, щиток, корзинка, колос, початок и т.д.).
  5. Как происходит опыление цветка? (Пыльца должна попасть на пыльце пестика и там прорасти,ядра пыльцевых клеток и яйцеклетки сливаются. Таким образом образуется зародыш семени).
  6. Как образуются плоды и какова их роль в жизни растений? (Плоды образуются из разных частей завязи).
  7. Какие типы плодов вы помните и какие из них встречаются у известных вам тропических растений? (Плоды бывают сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Типы плодов:коробочка, ягода, яблоко, орех, стручок и т.д.)

Молодцы! А наши экскурсоводы вручат самым активным участникам жетоны на призы!

Станция 1.Знакомые и незнакомые родственники

Ученик 1 В некоторых кабинетах школы и в рекреациях мы можем увидеть диффенбахию, но мало кто видел ее соцветия. В нашем пришкольном биологическом комплексе она однажды зацвела и мы увидели, что ее соцветие- початок, прикрытый белым покрывалом! /слайд №3 /.Оказывается она- родственница всем известной “дружной семейки”- белокрыльника, филодендрона и монстеры! Обратите внимание, сколько пыльцы в ее крупном соцветии. Кто же ее опыляет? Конечно, насекомые! Ее жгучий сок вызывает сильные ожоги кожи и слизистой оболочки рта. На ее родине в Вест- Индии плантаторы наказывали рабов, заставляя их откусывать кусочки стeбля. В переводе ее название означает “немая розга” (3,с. 483;7).

Ученик 2 Кстати, все эти растения Сем. Ароидных в природе можно встретить во влажных тропических лесах прямо в одном месте, только разместятся они кто на стволе, а кто – на чужих ветках или на почве. А монстера забирается выше всех и удерживается на стволе- подставке только слабыми обычными корнями, а воду для такого крупного растения помогают добывать воздушные корни. Их гигроскопичная кора- веламен впитывает влагу как губка. А с еще одним из ее видов- Монстерой деликатесной мы встретимся немного позже. (3, с.475; 8)

Ученик 3. Еще одно растение дома в цвету можно увидеть очень редко. Это родственник известного нам Алоэ древовидного- Книпхофия ягодная. Она родом из Южной и тропической Африки. (2, с. 140). Какой красивый султан образуют ее трубчатые цветки! Ее тычинки и пестики неодновременно созревают и показываются из цветка, поэтому самоопыление у них невозможно. На выручку приходят птицы - нектарницы. Кстати, к этому же семейству Асфоделовых относится такой знакомый и обычный в наших комнатных “джунглях” хлорофитум.

Ученик 1 Познакомьтесь с еще одной группой родственников. Эвкалипт и Лавр благородный для нас немножко знакомы, а вот Мирт обыкновенный видели не все.. Они не удивят нас богатыми соцветиями. Мирт - дренейше растение, давшее название целому семейству, знаменито совсем другим! Конечно же, своими чудесными эфирными маслами, из которых на их родине- в Западной Азии, тропической Америке и Австралии получают благовония или просто выращивают как ЖИВЫЕ ДЕЗОДОРАНТЫ. Его выделения обладают очень сильными фитонцидными свойствами. Поэтому в миртовых рощах такой легкий и целебный воздух! Мирт дает много семян и его легко вырастить в теплице и дома. И вы тоже сможете наслаждаться его ароматом! (2, с.217).

Ученик 2 Но зато как ярко и как прекрасно соцветие Каллистемона! Оно совсем не похоже на скромные одиночные цветки своих родственников- лавра и мирта! А все потому, что на его родине, в Австралии, его опыляют птицы и мелкие нелетающие сумчатые млекопитающие: хоботно - головый кускус и медовый поссум. Привлеченные окраской и запахом, они охотно поедают сладкие части цветка и пьют нектар. А в Ботаническом саду АН в Москве нектар Каллистемона пришелся по вкусу воробьям!(2, с.218)

Станция 2. Цветы – обманщики

Ученик 3 А вот это растение у нас даже и в комнатной культуре вы встретите пока не часто. Это Бугенвиллея прекрасная. Как вы видите, это лиана с цепляющимися стeблями. Она широко распространена в южном полушарии, ее родина Америка. Когда она цветет ее “соцветия” окрашиваются в различные цвета. Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что ярко окрашены не лепестки, а прицветники- видоизмененные листья! А на них сидят чашечки, которые можно принять за венчик! Где уж тут разобраться! Главное, что задачу свою они выполняют и привлекают внимание и насекомых и колибри! (1, с. 348)

Ученик 1 А между прочим, обманчивые “цветки” можно увидеть и у других растений! И не только мы, но и насекомые действительно часто принимают их за букеты! Что это за растения? Вы их видели? Конечно, это Пуансетия и гортензия! Посмотрите, как легко можно принять за яркое соцветие красные верхушечные листья Пуансетии! Ее как у большинства Молочайных невзрачные зеленоватые, но зато богаты пыльцой и нектаром. На родине в Мексике ее опыляют птицы((2, с.140; 8, с.141; 9, с. 92).

Ученик 2 У всем известной Гортензии окраску стерильным (бесплодным) краевым цветкам также придают разросшиеся чашелистики, а плоды на ее родине, в тропиках Юго-Восточной Азии и северного полушария образуются только из внутренних фертильных цветков. В наших субтропиках и в комнатной культуре она “перестаралась”: все ее цветки стали декоративными, запаха не имеют. Размножается она только вегетативно, черенками. Кстати, Гортензия- родственница всем известного жасмина- чубушника, который так радует нас весной своим упоительным ароматом! (2, с. 155)

Станция 3. Разделение труда

Ученик 1 Вы были правы, когда вспомнили, что цветки не всегда могут быть яркими и содержать все части. Действительно, есть цветки без чашечек и без лепестков и даже мужские и женские обязанности у них могут быть разделены. Мужские и женские цветки отдельно или в виде соцветий могут “разъехаться” по разным побегам (“комнатам”) или даже по разным “домам”- растениям! Это разделение труда мы пронаблюдали у Кодиеума пестролистного.(фото) Эти растения сейчас стали достаточно широко известны и у нас в комнатной культуре, добравшись к нам из Полинезии и Северной Австралии. В тропиках также встречается много родственных ему пестролистных видов Кротона (2.с.139).

Ученик 2 Нам до этого встречались снимки только мужских соцветий.

А женское соцветие оказалось невзрачным и почти незаметным, если бы на нем однажды, когда рыльца пестиков были готовы к опылению, не заиграли …”капельки росы”! Конечно, это был нектар! Мы даже провели опыление с помощью ватной палочки и увидели, что появилась завязь в виде коричневых коробочек. Правда, семян не удалось собрать: соцветие обломилось при поливе.

Станция 4. Чувствительные особы

Ученик 3 Многие из вас дарили своим близким в день 8 Марта веточки, которые мы называем мимозой. Ее, вернее,ЕГО привозят из близких к нам субтропиков Грузии и Краснодарского края. На самом деле это ее близкий родственник Питецелобиум многоголовчатый. Его листочки, могут от прикосновения тоже могут складываться, как и у настоящей Мимозы нежной, которая произрастает гораздо южнее, в Аравии Но в чем проявляется их нежность? Ведь не только в наших нежных чувствах в этот день?! А почему это происходит? Кто ответит на этот вопрос? Оказывается, у мимозы нежной в основании листочков есть особые чувствительные “подушечки”, которые реагируют на прикосновение и моментально снижают свой тургор. В результате листочки поникают, “складываются”. Это приспособление хаpaктерно для большинства представителей сем. Мимозовых ( 2, с. 190). Какие мы нежные! (2, с 190)

Учитель Ну а теперь можно и расслабиться и вспомнить о вкусном!

Станция 5. Доморощенные лакомства

Ученик 2 В начале экскурсии мы вспомнили о вкусных тропических плодах. И первыми вы назвали , конечно же бананы и лимоны. А как образуются их плоды мы сначала подсмотрим, а потом проведем дегустацию!

Ученик 3 В наших домашних тропиках часто можно увидеть лимоны и многие цветоводы могут получать их плоды, но такой как у нас, с такими плодами увидите не везде- они размером со средний грейпфрут! А когда он цветет, то аромат от цветов потрясающий, как в настоящих тропиках! И опылителей находится очень много! Догадайтесь, кто они? Конечно же, насекомые- любители нектара! (!4; 2, с. 245). В урожайные годы плодов хватает не только на юннатов, но и в школьной столовой можно выпить чай с нашим лимоном! Родина его неизвестна и сейчас в диком виде он не встречается. Больше всего их возделывают в Италии. Растут они и в наших Черноморских субтропиках и даже в Средней Азии.

Ученик 1 Плоды банана известны сейчас всем, но как цветет банан довелось увидеть не каждому! Цветки спрятаны под обвертками и напоминают гигантскую почку. На родине, в Индии и Индокитае обвертки раскрываются по очереди и цветки предстают ночью перед летучими мышами, а днем- перед насекомыми, птицами и даже тупайями (это мелкие грызуны) (3, с.382;13). Мы тоже наблюдали его цветение, только вот опылители из нас не получились, да и тепла, видимо, было маловато. Плоды до созревания у нас не дошли.

Ученик 2 Теперь понятно, почему гроздья бананов такие плотные и внизу у них зрелые плоды, а выше- еще зеленоватые. А почему они без семян?

Ученик 3 Дело в том, что культурные бананы- триплоидны, с 33 хромосомами и генотипами ААВ (кормовые сорта) или АВВ ( пищевые сорта), полученными от их диких предков. В культуре эти травянитые растения размножаются вегетативно, отпрысками. Поэтому ягоды бананов не содержат семян!

Ученик 3 Внимание! А теперь гвоздь программы! Самое интересное мы оставили вам на десерт! Оказывается, у Монстеры деликатесной потрясающе вкусные плоды! Мы ждали их созревания целый год! Мы сняли пробу и оказалось, что у “зернышек” вкус и запах ананаса! ( А плоды диффенбахии пробовать не советуем! Они ядовиты, как и все растение.)

Учитель: Ну а теперь, друзья, оцените работу наших ученых- экскурсоводов! Интересно ли вам было? Приглашаем вас на нашу, теперь уже натуральную, дегустацию тропических плодов! За нашим угощением мы отдохнем, обменяемся впечатлениями! А кое- кто получит и дополнительные награды!

Список источников информации

  1. Жизнь растений. В 6-ти т./Т.5, Ч.1. Цветковые растения/ Под ред. А.Л. Тахтаджяна. - М.: Просвещение, 1980. – 430 с.
  2. Жизнь растений. В 6-ти т./Т.5, Ч.2. Цветковые растения/ Под ред. А.Л. Тахтаджяна. - М.: Просвещение, 1981. – 511 с.
  3. Жизнь растений. В 6-ти т./Т.6 .Цветковые растения/ Под ред. А.Л. Тахтаджяна. - М.: Просвещение, 1982.- 543 с.
  4. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.:АСТ, 2008. –319 с.
  5. Джейн Куртьер. Энциклопедия комнатного цветоводства./ Пер. с нем. – М.: Мой мир,2006. - 280 с.
  6. http://033.brocgaus.ru
  7. htpp://florall.ru
  8. htpp://www.flower.vn.u.a
  9. htpp://www.floranimal.ru
  10. htpp://www.027.help-rus-student.ru
  11. htpp://www.passiflora.ru
  12. htpp://garden.academic.ru/plant
  13. htpp://www.096.help-rus-student.r
  14. htpp://limon-room.narod.ru

Приложение 1

Приложение 2



Комментарии:

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"

      Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....

01 04 2025 20:57:25

Урок по теме "Функции плазматической мембраны"


    Урок по теме "Функции плазматической мембраны"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...

31 03 2025 18:53:56

Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"

Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...

30 03 2025 21:22:18

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс


    Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

      Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....

29 03 2025 11:20:27

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

28 03 2025 12:22:22

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

27 03 2025 11:57:12

Урок–конкурс "Веселая анатомия"


    Урок–конкурс "Веселая анатомия"

      В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

26 03 2025 17:47:17

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

      Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

25 03 2025 13:58:36

Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс


    Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс

      Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....

24 03 2025 6:44:48

Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс


    Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс

      Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

23 03 2025 16:30:13

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)


    Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

      Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....

22 03 2025 4:25:28

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

21 03 2025 20:22:53

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

20 03 2025 20:48:22

Урок чистоты – береги природу. "Покормите птиц зимой"

Урок проведен под эколого-просветительской акцией «Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....

19 03 2025 13:50:29

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

18 03 2025 10:32:48

Анализаторы

Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....

17 03 2025 8:28:49

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....

16 03 2025 3:41:44

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии


    Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

      Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

15 03 2025 3:43:51

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

14 03 2025 22:51:32

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


    Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

      Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

13 03 2025 17:18:48

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

12 03 2025 8:35:21

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

11 03 2025 12:34:54

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

10 03 2025 3:36:51

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

09 03 2025 9:20:45

Насекомые с полным и неполным превращением

Насекомые с полным и неполным превращением К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...

08 03 2025 1:24:11

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

07 03 2025 12:45:21

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"


    Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

      Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....

06 03 2025 17:38:11

Тема урока: "Витамины"


    Тема урока: "Витамины"

      На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...

05 03 2025 8:54:52

Наши пернатые друзья


    Наши пернатые друзья

      Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....

04 03 2025 12:25:57

Игра "Биологическое ассорти"


    Игра "Биологическое ассорти"

      Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....

03 03 2025 20:40:56

Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"


    Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"

      Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....

02 03 2025 14:51:32

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"

      Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....

01 03 2025 8:54:56

Органоиды движения простейших: строение и функции

Органоиды движения простейших: строение и функции Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....

28 02 2025 0:15:12

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

27 02 2025 1:47:47

Обобщающий урок по теме "Побег"


    Обобщающий урок по теме "Побег"

      Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....

26 02 2025 22:29:48

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

25 02 2025 17:15:50

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

24 02 2025 11:57:37

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

23 02 2025 2:33:31

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

22 02 2025 6:24:54

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

21 02 2025 8:50:19

Многообразие земноводных, их значение


    Многообразие земноводных, их значение

      На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....

20 02 2025 2:27:53

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

19 02 2025 7:41:36

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

18 02 2025 15:48:19

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"


    Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

      Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

17 02 2025 13:32:38

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

16 02 2025 10:23:40

Методическая разработка урока по теме "Строение и работа сердца"

Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, переpaбатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....

15 02 2025 17:42:47

"Цветок, плод, семя"


    "Цветок, плод, семя"

      Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

14 02 2025 10:29:49

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

13 02 2025 11:14:25

"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)


    "Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

      Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....

12 02 2025 20:59:16

Урок "Строение сердца"

Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...

11 02 2025 18:34:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::