Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

Пояснительная записка
В стандарт по биологии включены цели изучения курса:
- Освоение знаний
- Овладение умениями
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- Воспитание
- Использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни.
Проведение лабораторных работ дает возможность преподавателю реализовывать эти цели, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым осуществляется индивидуальный подход.
При проведении работы целесообразно совмещать два способа ее организации:
- фронтальный (выполнение заданий под руководством преподавателя);
- индивидуальный (выполнение работы по инструктивной карточке).
Познавательная деятельность при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется инструкциями, в которых указаны последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения:
- лабораторных работ;
- кружковых занятий;
- отработок пропущенных лабораторных работ.
Материал методической разработки подобран таким образом, что его можно рекомендовать для проработки учащимся разного уровня подготовки и разного возраста.
Цели занятия
- Обучить учащихся технике работы со световым микроскопом.
- Обучить учащихся приготовлению временных препаратов.
- Стимулировать у учащихся стремление к самостоятельной познавательной деятельности.
- Развить умение наблюдать, сравнивать.
- Продолжить воспитание бережного отношения к оборудованию.
Мотивация
Световая микроскопия – один из основных методов изучения биологических объектов. Навык изготовления временных препаратов необходим для изучения ряда разделов по цитологии, микробиологии, физиологии.
В медицинской пpaктике правильная диагностика некоторых заболеваний возможна только при микроскопическом изучении объекта.
Учащиеся должны знать:
- Основные части светового микроскопа ЮННАТ-2П-3, их назначение и устройство;
- Правила работы с микроскопом ЮННАТ-2П-3;
- Технику приготовления временных микропрепаратов;
- Правила оформления пpaктической работы.
(Указана марка микроскопов, используемых в данном учебном заведении)
Учащиеся должны уметь:
- Объяснить назначение и принцип работы основных частей микроскопа;
- Приготовить микроскоп к работе;
- Приготовить временный микропрепарат;
- Рассматривать микропрепарат под малым и большим увеличением;
- Оформить результаты пpaктической работы в тетради.
Оснащение рабочего места:
- микроскоп ЮННАТ-2П-3 (1 шт);
- предметное стекло (1 шт);
- покровное стекло(1 шт);
- чашка Петри(1 шт);
- стаканчик с водой(1 шт);
- пипетка (1 шт);
- пинцет (1 шт).
Оснащение занятия:
- план занятия, конспект, раздаточный материал, задания для контроля, инструктивные карточки, DVD Современная гуманитарная академия. “Общая биология. Цитология”, телевизор, видеоплеер.
Приложение
Междисциплинарные связи:
а) физика (устройство оптических приборов, единицы измерения расстояния)
б) анатомия (восприятие изображения)
в) математика (математические действия)
Литература для преподавателя:
- Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б. Общая биология 10–11. – М.: Дрофа, 2005.
- Чебышев Н.В. Руководство к пpaктическим занятиям по биологии. – M.: ACADEMA, 2004.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. Пособие для учителя. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
- Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. – М.: Вентана-Граф, 2001.
Ход занятия
I. Контроль исходного уровня знаний
Фронтальная беседа по вопросам. (Курсивом выделены эталоны правильных ответов).
- С помощью каких приборов изучали и изучают невидимые глазом предметы, организмы? (С помощью линз, луп, микроскопов).
- Для чего используется микроскоп? (Для обнаружения и исследования микроорганизмов, для изучения структуры клеток).
- Почему микроскоп называют световым? (Его разрешающая способность ограничена размерами, сравнимыми с длиной световой волны (0,4–0,7 мкм для видимого света)).
- Какие еще разновидности микроскопа вы знаете? (Электронный микроскоп).
- Для каких целей используется микроскоп? (Для исследовательских целей в биологических, медицинских лаборатория; для учебных целей)
II. Просмотр фрагмента видеофильма "Исторический ряд микроскопов"
III. Ознакомление с устройством микроскопа ЮННАТ-2П-3
Задание учащимся!
Используя схему строения микроскопа, найдите основные части выданного вам микроскопа.
Рис. 1. Внешний вид микроскопа ЮННАТ-2П-3
Основные части микроскопа:
- механическая (основание, штатив, тубусодержатель, предметный столик, тубус, револьвер, винты);
- оптическая (окуляры, объектив);
- осветительная (зеркало, конденсор, диафрагма).
Механическая часть микроскопа состоит из:
- основания,
- штатива,
- тубусодержателя,
- предметного столика,
- тубуса,
- револьвера,
- винтов для настройки на фокус.
Штатив закреплен на массивном основании, которое придает микроскопу устойчивость. От штатива вверх отходит тубусодержатель, к которому прикреплены револьвер и тубус. Предметный столик укреплен на штативе. На него помещают микропрепараты, которые удерживаются двумя зажимами для фиксации. Через круглое отверстие в центре столика обеспечивается освещение объекта. Винты для настройки фокуса находятся на боковых поверхностях штатива. Макрометрический винт позволяет поднять или опустить тубус для приблизительной настройки прибора на фокус при работе с малым увеличением. Микрометрический винт используется для точной настройки прибора на фокус при работе с большим увеличением.
Рис. 2. Схема строения микроскопа
Оптическая часть микроскопа состоит из:
- объектива,
- окуляра.
Объектив определяет полезное увеличение объекта.
Рис. 3 Револьвер с объективами
Он состоит из металлического цилиндра с вмонтированными в него линзами. Обычно микроскопы оснащаются несколькими объективами, вставленными в так называемый револьвер (от лат.reversio – возврат, вращение).
Револьвер предназначен для быстрой смены объективов, которые ввинчены в его гнезда, это позволяет быстро менять увеличение объекта.
Хаpaктеристика объективов – их разрешающая способность.
Что такое разрешающая способность?
Представьте себе, что невооруженным глазом человек может различить две очень близко лежащие линии или точки лишь в том случае, если расстояние между ними будет не менее 0,15 мм (150 мкм). Если же это расстояние будет меньше, то две линии или точки сольются в одну. Таким образом, разрешающая способность человеческого глаза равна 150 мкм. Поэтому, чем больше разрешающая способность объектива, тем больше подробностей строения наблюдаемого объекта можно выявить. Для объектива (х8) разрешающая способность равна 1,68 мкм, для объектива (х40) – 0,52 мкм.
Рис. 4. Разрешающая способность
Объектив требует очень бережного обращения, особенно это касается объективов с большим увеличением, т.к. у них рабочее расстояние, т.е. расстояние от покровного стекла до фронтальной линзы, измеряется десятыми долями миллиметра.
Например, рабочее расстояние для объектива (х40) составляет 0,6 мм.
Задание учащимся!
Рассмотрите объектив малого увеличения (х8), объектив большого увеличения (х40) и иммерсионный объектив с черной окантовкой по нижней стороне цилиндра (х90). Измените поочередно их положение в револьвере.
Окуляр устроен проще объектива и состоит из 2–3 линз.
Рис. 5. Окуляр
Окуляры увеличивают изображение объекта, полученное с помощью объектива.
Чтобы узнать увеличение микроскопа, нужно увеличение объектива умножить на увеличение окуляра.
Задание учащимся!
Определите увеличение окуляра на вашем микроскопе (указано на верхней грани). Рассчитайте все возможные варианты увеличения выданного вам микроскопа.
Осветительная часть состоит из:
- зеркала,
- конденсора с диафрагмой.
Рис. 6. Вид микроскопа спереди
Эти части микроскопа расположены под предметным столиком.
Зеркало служит для направления света через конденсор и отверстие предметного столика на объект. Во многих современных моделях микроскопов вместо зеркала используют светодиод, что намного удобнее.
Конденсор используется для конденсации или рассеивания света, подсвечивающего препарат. Кольцо с матовым стеклом или светофильтром регулирует освещенность объекта.
IV. Правила работы с микроскопом
Задание учащимся!
Выполняйте все действия вместе с преподавателем, согласно его инструкциям.
Запомните! Микроскоп следует правой рукой брать за штатив, а левой – поддерживать основание!
- Установите микроскоп. Тубусодеожатель должен быть обращен к вам, а зеркало – напротив света.
- Поставьте объектив малого увеличения в рабочее положение, если действие выполнено правильно, то вы услышите легкий щелчок.
Запомните! Изучение любого объекта начинается с малого увеличения.
- Смотрите в окуляр и вращайте зеркало до тех пор, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно.
Рис. 7. Поле зрения
- Опустите объектив малого увеличения (х8) над столиком на высоту примерно 0,5см с помощью макрометрического винта (винт нужно вращать на себя).
- Положите на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх так, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.
- Внимание! Смотрите на микроскоп сбоку и опускайте тубус с помощью винта на расстояние приблизительно 2 мм от объектива до препарата.
Рис. 8. Размещение объекта на предметном столике
- Смотрите в окуляр и (медленно!) поднимайте тубус (вращайте винт на себя!) до тех пор, пока не увидите четкого изображения объекта.
- Перейдите к рассматриванию объекта при большом увеличении:
- вращая револьвер, установите объектив большого увеличения (х40) над предметным столиком;
- дождитесь легкого щелчка;
- найдите фокус, вращая винтом.
Внимание! Большое увеличение позволяет видеть глубину объекта, поэтому резко видны то одни, то другие структуры. Фокусное расстояние при большом увеличении составляет приблизительно 1 мм.
- По окончании работы приведите микроскоп в нерабочее состояние:
- объективы переведите в нейтральное положение (они не должны смотреть в отверстие в предметном столике);
- тубус опустите вниз до предела.
V. Техника приготовления временного препарата
- Возьмите предметное стекло из контейнера, держа его за боковые грани.
Рис. 9. Контейнер с предметными стеклами
- Поместите в центр стекла объект.
- Нанесите пипеткой 1–2 капли воды на объект.
- Возьмите покровное стекло за боковые грани и положите его боковой гранью на каплю воды, затем медленно опустите на нее стекло.
Рис. 10. Покровные стекла
Рис. 11. Приготовление микропрепарата
Внимание! Между стеклами не должно быть пузырьков воздуха, нельзя покровное стекло кидать на каплю сверху, его нужно как бы вдвинуть в каплю сбоку.
- Излишки воды уберите фильтровальной бумагой;
- Приготовленный микропрепарат поместите на предметный столик и рассмотрите сначала при малом, затем при большом увеличении.
- В том случае, если микропрепарат сделан неаккуратно, между стеклами есть пузырьки воздуха, следует повторить действия.
Приготовление временного препарата “Волокна ваты и пузырьки воздуха”
Задание учащимся!
- Возьмите из чашки Петри пинцетом несколько волокон ваты и приготовьте из них микропрепарат, пользуясь инструкцией п.5 данного пособия.
Рис. 12. Чашка Петри
Рис. 13. Пинцет
Рис. 14. Волокна ваты
- Оформите лабораторную работу в тетради, пользуясь инструкцией п.6.
Дополнительное задание учащимся, закончившим основную часть работы:
Снимите пинцетом с одежды волос (или аккуратно! отрежьте кончик волоса), приготовьте из него микропрепарат, рассмотрите его и зарисуйте в тетради вид волоса под микроскопом.
Рис. 15. Вид волоса под микроскопом
VI. Правила оформления пpaктической работы
- укажите название темы работы, ее цель;
- укажите название выполняемого этапа, опишите последовательность действий;
- вычислите увеличение микроскопа;
- сделайте рисунок, иллюстрирующий объект деятельности;
Внимание! Требования к рисунку:
- рисунок должен быть крупным, детали – хорошо различимыми;
- контуры поля зрения микроскопа вокруг рисунка отображать не нужно;
- рисунок выполнять только простым карандашом;
- отдельные части рисунка обозначать стрелками и цифрами, соответствующие им надписи сделайте сбоку или внизу.
Рис. 16. Образец рисунка
Контроль полученных знаний
1. Выполните тестовое задание:
- Окуляры вставлены в:
а) револьвер;
б) тубус;
в) конденсор.
- Осветительная часть микроскопа представлена:
а) револьвером;
б) тубусом;
в) зеркалом.
- Малое увеличение объектива:
а) х8;
б) х10;
в) х20.
- Оптическая часть микроскопа включает:
а) окуляр, объектив;
б) зеркало;
в) диафрагму.
- К механической части микроскопа относят:
а) тубус;
б) зеркало;
в) окуляр.
2. Прокомментируйте фрагмент видеофильма
Фрагмент видеофильма "Устройство светового микроскопа" демонстрируется без звука, учащийся комментирует.
3. Вставьте в прямоугольники справа названия частей микроскопа, определение которым дано в прямоугольниках слева:
4. Обозначьте рисунки
Рис. 17.
Эталоны правильных ответов:
Задание 1
1 – б
2 – в
3 – а
4 – а
5 – а
Задание 3
Задание 4
1 – пипетка
2 – капля воды
3 – предметное стекло
4 – пинцет
5 – объект
6 – покровное стекло
7 – готовый микропрепарат
При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....
09 08 2022 4:34:38
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
08 08 2022 12:12:52
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
07 08 2022 7:35:57
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
06 08 2022 0:28:24
Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....
05 08 2022 16:43:22
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий.
...
04 08 2022 13:42:37
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
03 08 2022 17:38:51
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
...
02 08 2022 17:30:25
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
01 08 2022 5:52:13
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
31 07 2022 4:35:59
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
30 07 2022 3:55:31
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
29 07 2022 21:20:51
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
28 07 2022 8:44:55
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
27 07 2022 23:38:41
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....
26 07 2022 17:35:44
Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....
25 07 2022 19:35:54
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
24 07 2022 14:17:15
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
23 07 2022 10:55:26
Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....
22 07 2022 20:45:33
У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....
21 07 2022 22:55:22
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
20 07 2022 2:17:36
Организация такого урока предполагает:
– большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний;
– наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой;
– достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке;
– наличие четкого плана действий для каждой группы.
...
19 07 2022 23:17:12
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
18 07 2022 15:31:42
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
17 07 2022 21:58:57
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
16 07 2022 3:52:29
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒
рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение
логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную,
коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
15 07 2022 4:27:32
Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....
14 07 2022 11:12:52
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
13 07 2022 16:43:54
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
12 07 2022 15:34:22
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие.
...
11 07 2022 2:23:40
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
10 07 2022 11:46:22
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
09 07 2022 4:21:32
Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....
08 07 2022 17:59:58
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
07 07 2022 21:48:51
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
06 07 2022 12:47:25
Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....
05 07 2022 1:42:50
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
04 07 2022 18:45:26
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
03 07 2022 18:35:51
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
02 07 2022 14:56:12
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
01 07 2022 17:50:44
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
30 06 2022 23:13:23
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
29 06 2022 3:44:13
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
28 06 2022 17:43:40
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
27 06 2022 16:13:58
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме.
...
26 06 2022 14:34:35
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
25 06 2022 11:24:23
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
24 06 2022 12:56:24
Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза.
...
23 06 2022 6:39:52
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
22 06 2022 15:50:17
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
21 06 2022 7:50:47
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::