Путешествие в Китай > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Путешествие в Китай


    Путешествие в Китай

Цель: познакомить обучающихся с обитателями станции юных натуралистов из Китая.

Задачи:

  • углубление знаний обучающихся о Китае, его традициях, культурном и историческом наследии;
  • воспитание бережного отношения к живым обитателям уголка природы;
  • развитие умения обобщать понятия и делать выводы.

Оборудование: физическая и политическая карта мира, мультимедийное оборудование, слайды, фотографии, чай зеленый, черный, пакетированный, крупнолистовой, гербарий: чай китайский, живые объекты: комнатные растения - гибискус, камелия, палочники, шелковые китайские куры, золотая рыбка.

Особые указания: «Путешествие в Китай» - занятие с живыми обитателями уголка природы для обучающихся 1-4 классов. Продолжительность занятия: 1 час.

Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Путешествие по Китаю. Виртуальное. Станция «Географическая».
  3. Путешествие по Китаю. Пpaктическое:
    • Станция «Ботаническая. Чай».
    • Станция «Подводный мир. Золотая рыбка».
    • Станция «Привиденьевые. Палочники».
    • Станция «Орнитологическая. Шелковые китайские куры».
  4. Закрепление изученного.

1. Организационный момент.

2. Путешествие по Китаю. Виртуальное. Станция «Географическая».

Сегодня мы отправимся в путешествие. На Земле очень много стран. Карты, на которых изображены страны, называются политическими. На этой карте разными цветами показаны не равнины и горы, как на физической карте, а разные страны.

Перед вами политическая карта мира. Давайте найдем на карте нашу страну, ее столицу. С какими странами соседствует наша страна. Давайте познакомимся с очень древней страной – Китай.

(Демонстрация слайдов или фотографий).

Китай расположен в восточной Азии, столица – Пекин. Площадь более 9 млн.кв. км. Население свыше 1.3 млрд. человек. Среди государств мира Китай занимает третье место по территории и первое по численности населения. Большую часть территории занимают возвышенности и горы – Тибет, Гималаи, Каpaкорум, Тянь-Шаня. Гористая западная часть Китая уступами понижается на восток и переходит в полосу равнин, разделяемых невысокими горами и плато. Как по ступенькам «спускаются» с запада на восток крупнейшие реки Китая – Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы (Длинная река), берущие начало в Тибете. Климат северного Китая континентальный – холодная ветреная зима, продолжительное жаркое и сухое лето. В юго-Восточном и Восточном Китае – короткая теплая зима и долгое жаркое, и влажное лето с частыми ливнями.

Согласно китайской традиции, сторон света не четыре, а пять: юг, север, запад, восток и центр. Жители Поднебесной долгие века полагали, что их страна расположена именно в центре мира, почему и назвали ее Чжунго, в переводе на русский – Срединное государство. Они считали себя представителями единственной на земле высокоразвитой цивилизации - одной из самых древних на планете, которой уже 4000 лет.

Китай, как Египет и Междуречье, - один из древнейших центров мировой цивилизации. Во II тысячелетии до нашей эры, на территории Китая появилось первое государство – Шан, население которого занималось земледелием, охотой и рыболовством, знало ремесла, плавили металл, выращивали рис и выделывали шелк.

В периоды древности и средневековья в Китае была развита и высокая культура. Широко известны всему миру магнитный компас, порох, бумага и фарфор – «четыре великих изобретения», как их называют в Китае. Во II веке нашей эры в Китае был сконструирован сейсмограф - прибор, позволяющий даже на большом расстоянии заранее обнаружить подземные толчки и определить их эпицентр. Его изобрел математик и астроном Чжан Хэн (78-139гг.)

Древние строители Китая изобрели своеобразные строительные конструкции и самобытный архитектурный стиль «крылья летящей птицы». Одна из его особенностей – крыша с загнутыми кверху углами. Высоко развиты были в древнем и средневековом Китае литература, живопись и театр. В I тысячелетии до н.э. появились картины, написанные тушью на шелковых свитках. Искусство Китая знаменито своими изделиями из керамики и фарфора, дерева и камня, кости и бумага.

Великая Китайская стена – грандиозное сооружение. Первые участки которого появились на северных рубежах Поднебесной в древнюю эпоху: таким образом, правители китайских царств пытались обезопасить себя от набегов кочевников. Император Ши Хуанди, который завоевал соседние царства и объявил себя императором, приказал начать работы по соединению существующих участков стены в единое сооружение. После этого стена не стала эффективным оборонительным сооружением, зато по гребню стены могли проехать конные всадники – сооружение выполняло важную функцию скоростной дороги. Часовые же, дежурившие в башнях, дымовыми сигналами передавали в столицу сведения о передвижении вражеских войск.

Богат и разнообразен растительный и животный мир Китая. По разнообразию древесных пород Китай занимает первое место в мире. Среди них – гевея, тутовое, камфорное, лаковое, древовидный бамбук. В лесах Южного Китая сохранились растения, росшие на земле миллионы лет назад - древовидные папоротники, тис. В лесах северо-востока встречаются тигр и амурский лесной кот, на северо-западе – тигр, барс и леопард, в Тибете – дикий як и снежный барс. В горных бамбуковых и сосновых лесах в Юго-Западном Китае сохранились такие редкие животные как бамбуковый медведь (панда) и золотистая обезьяна.

3. Путешествие по Китаю. Пpaктическое.

    • Станция «Ботаническая. Чай».

Наше путешествие мы продолжаем по Зимнем саду станции юных натуралистов и сегодня познакомимся с растениями, которые подарил Китай всему миру – это камелия, ближайшая родственница чайного дерева и гибискус – китайская роза. (Рассматриваем комнатные растения – камелия, гибискус, знакомимся с их значением).

В диком виде чайное дерево - Thea sinensis - достигает 10-метровой высоты. Из-за постоянной обрезки высота культурного растения не превышает 1-1,5 метра. Листья у культурных сортов чая не более 5 см., у дикого – длина листа до 15 см и больше, В остальном, дикий чай не отличается от культурного.

Цветы у чая – белые, душистые, с желтоватым или слегка розоватым оттенком. Только цветы чая не входят в состав его напитка! Плод чая – коробочка с тремя или пятью гнездами, в каждом из которых по одному семени-шарику, созревают в конце зимы.

Чай - тцай-йе в переводе с китайского значит «молодые листочки». Китайцы не только подарили миру название чая и научили человечество употрeбллять чай как напиток, но и открыли само растение – чайный куст, впервые упомянув о нем 4700 лет назад.

Однажды император и философ Чен Нунг («отец чая») приказал, как всегда, вскипятить себе воду. Несколько листочков, сорванных ветром с дерева в саду, попали в воду. Так по приданию, родился бодрящий ароматный чайный напиток. Император, восхищенный его прекрасным вкусом, повелел распространить напиток по всей стране.

В Китае полезные свойства чая были оценены не позже 2700 г.до н.э. и чай приобрел огромное значение. Выращиванию и приготовлению чая были посвящены труды древних китайских летописцев и исследователей. Из древних традиций и ритуалов сложилась культура чаепития в Китае, всемирно известная «чайная церемония», которую позже переняли японцы, корейцы и жители стран Юго-Восточной Азии.

В Средней Азии и на Ближнем Востоке чай узнали гораздо позже, но и там этот напиток стал популярным.

В Европу - в Португалию чай впервые завезли моряки только в начале XVI века из португальских колоний Азии. В XVIII веке голландцы и англичане стали разводить чай в своих колониях Индии и Цейлона, который потеснил на мировом рынке китайские сорта.

А в Россию попал чай как подарок монгольского хана в 1638 году с послами Василием Старковым и Василием Неверовым радушно встретили в далекой стороне. Хан радушно встретил и был очень польщен дорогими подарками и в свою очередь тоже решил отблагодарить московского царя: послал ему двести пачек какой-то травы. Послы вначале отказались ее взять, считая это ниже своего достоинства. После долгих уговоров и с великой неохотой они приняли «негодный товар». Это был чай. К удивлению послов, неведомый прежде чай пришелся царю Алексею Михайловичу по вкусу, быстро стал популярен в Москве и в России, хотя и был очень дорогим удовольствием, так как доставлялся караванным путем. Поначалу его принимали как лекарство при хворях, а вскоре вкусный и ароматный напиток нашел себе место и за столом и настолько завоевал признание, что Россия стала страной чаехлебов.

До середины XIX века Китай был единственным в мире производителем и поставщиком чая, а секрет выращивания и переработки чайного листа охранялся так же, как и секрет фарфора. Монополия эта рухнула, когда один англичанин сумел похитить семена чая и узнал технологию переработки.

Выращивание чая – дело очень нелегкое. С утра до ночи, в любую погоду, работают сборщицы. Если вовремя не снять молодые флеши – три листка и почку, то они станут грубыми. Чтобы собрать килограмм чайного листа, требуется около трех тысяч движений. Теперь чай собирают чаеуборочные машины: они сами находят среди старых побегов и огрубевших листьев молодые и нежные листочки, пригодные для изготовления чайного напитка. Слегка подсушенные листья особым образом скручивают и досушивают, отчего они приобретают знакомый нам черный цвет.

Чай – это кладезь полезных веществ, в нем присутствуют витамины – В1, В2, С, Р, РР, танин, кофеин, причем все они растворимые в воде. Чай утоляет жажду, согревает, снимает усталость, придает силы, утоляет голод, снимает головную боль и улучшает работу мозга, прогоняет сон и дает человеку душевную бодрость, замедляет или уменьшает изнашиваемость организма. Это идеальный напиток для путешественников и моряков.

Чай находит тысячу и одно применение: сок свежих чайных листьев лечит ожоги и язвы; из чайной пыли выpaбатывают натуральный кофеин; масло из семян чая незаменимо в технике и косметологии; чай в сухом виде в сочетании с чесноком используют как приправу в восточной кухне; им красят ткани. Да можно ли перечислить все блага, что дарует людям чай?

Чай каркадэ – совершенно не похож и по виду, и по вкусу на традиционный он ярко-красного цвета, достаточно кислый, в разбавленном виде напоминает малиновый компот. Получают этот чай из чашечек цветков гибискуса – это красивое вечнозеленое растение из семейства мальвовых, известного также под африканским названием каркаде, китайская или суданская роза, мальва Венеции, красный щавель. Гибискус - цветок Гавайев и национальный цветок Малазии. Гибискус – это натурпродукт, его выращивают без удобрений, причем все 150 видов, на плантациях в Китае, Мексике, Таиланде, на Яве, в Судане, Египте - всюду, где климат тропический. Египетский каркаде считается лучшим.

Цветки всех оттенков, кроме синего и черного. Размер цветка колeблется от 5 до 30 см. Это растение вполне заслуженно является королем среди растений. Листья и побеги гибискуса используют для салатов; семена, обжарив, бросают в суп или варят как кофе; лепестки превращаются в вино, маринады, сиропы, пудинги; из цветочных чашечек делают пирожные, желе, шербеты, мороженое; а из корня мастерят дудки.

Древние знахари пpaктически от любого недомогания рекомендовали каркаде: он борется с воспалениями, улучшает пищеварение, предотвращает проблемы с желудочно-кишечным тpaктом; благотворно влияет на нервную систему. Гибискус полезен для печени и поджелудочной железы, выводит шлаки. В нем не содержится щавелевая кислота, а это значит, что напиток не принесет вреда тем, кто страдает заболеваниями почек. Каркаде приводит давление в норму! Понижает давление холодный напиток, горячий же, наоборот, повышает.

Для того, чтобы все вышеописанное сбывалось нужно его правильно заваривать: чайную ложку каркаде на стакан кипятка, настаивают 2-3 минуты, не кипятить. Пить горячим или холодным с сахаром, закусывая, разбухшей заваркой - цветочными чашечками, в них почти 10% белка, полисахариды и пектины. Хранят сухие чашечки цветов каркаде в плотно закрытой банке вдали от света и влаги.

  • Станция «Подводный мир. Золотая рыбка».

Путешествие по Китаю мы продолжаем в подводном мире Аквацентра и познакомимся с Золотой рыбкой (Carassius auratus auratus), подвидом серебряного карася (Carassius auratus gibelio). (Рассматриваем золотую рыбку, ее строение, знакомимся с историей появления). Золотые рыбки - пионеры домашних водоемов! Их появление окутано тайной и записано в легендах. Слезы прекрасной дeвyшки Тао, которую покинул возлюбленный, упали в воды озера и стали золотыми рыбками. А возможно, эта рыбка - дочь небесного царя, рассердившегося и превратившего несчастную за непослушание, и ей пришлось в таком виде сбежать на землю. Так гласят легенды, но одно известно точно - родина золотых рыбок – Китай. Предками современных разновидностей золотых рыбок являются китайские серебряные караси, в диком виде обитающие в Китае, Японии и Корее и на некоторых островах

Появлением этого чуда человечество обязано мастерству китайских рыбоводов. За годы селекционной работы китайских рыбоводов были получены декоративные формы и цветовые вариации, ставшие основой большей части известных сегодня замечательных пород. Лучшие из пород были очень до́роги не только как любимые домашние питомцы, но и ценились на вес золота. Новые необычные и редкие разновидности золотых рыбок высоки́ в цене и в настоящее время, оправдывая своё название - воистину «золотых».

На родине золотых рыбок держат в прудах и бассейнах, где они могут достигать 30 см в длину (без хвоста), но в аквариумах, как правило, не вырастают свыше 15 см.

Первое письменное упоминание о золотых рыбках с красной чешуёй пришло из Китая — времён правления династии Цинь (265 - 420 года нашей эры). В древнекитайском тpaктате Шань хай цзин, предположительно написанном в конце веков до нашей эры - начале нашей, есть также запись о «красном карасе». Однако нет совершенно никакой уверенности в том, что именно эти дикие представители были предками сегодняшней золотой рыбки. Предполагается, что красная расцветка была получена в результате целенаправленной селекционной работы первых любителей домашних животных и выпадает на времена правления династии Тан (618 - 907 года новой эры).

После 960-х годов, - во времена империи Сун, золотые рыбки, стали популярными питомцами бассейнов с фонтанами и частных прудов в состоятельных домах и богатых дворах землевладельцев. Этот период - начало одомашнивания золотых рыбок и их спутников. Начиная с XVI века золотые рыбки постепенно перемещаются из просторных бассейнов в дома́ людей среднего класса и более низкого сословия.

Европейцы, видевшие изображения рыбок, долгое время считали их такими же сказочными существами, как и китайских дpaконов. Появление золотых рыбок в Европе вызвало настоящую сенсацию и только в XVIII веке получило широкое распространение и достигло России.

Золотые рыбки совершенно не приспособлены жить в природных водоемах: заметная окраска, неуклюжее тело, а плавники стали не органами движения, а тяжелыми украшениями, которые мешают плавать. Такие рыбы могут только жить в искусственных водоемах.

  • Станция «Привиденьевые. Палочники».

Сегодня мы познакомимся поближе с представителями класса насекомых – с палочниками. (Рассматриваем палочников, знакомимся с их особенностями).

Из общего числа видов животных населяющих землю, на долю насекомых приходиться около 70%. По принятым в настоящее время подсчетам, на земном шаре обитает более 2 миллионов различных видов насекомых. Основная масса насекомых – обитатели суши, и здесь насекомые распространены очень широко. Исключительно богат и разнообразен мир насекомых в тропиках.

Итак, знакомьтесь. Класс Насекомые. Отряд Привиденьевые, или Палочники (Phasmoptera, или Phasmodea).

Этим насекомым дано очень меткое название. Если даже вы знаете, что на кусте растения находится палочник, то и тогда вы с трудом отыщете его среди ветвей и листьев, настолько хорошо он оказывается замаскированным. Когда же посчастливится обнаружить палочника, его причудливое тело появиться перед вами бесшумно и внезапно, как это полагается сказочным привидениям.

Такая изумительная способность имитировать различные предметы объясняется особенностями строения тела привиденьевых, разнообразием их окраски и специфичностью поведения. Голова небольшая, шаровидная с округлыми глазами, щетинковидными усиками и направленным вперед грызущим ротовым аппаратом. Брюшко сильно вытянуто. Тело может принимать палочковидную форму. Сходство со стeблями растений достигается не только благодаря удлиненному телу, но и хаpaктерному строению конечностей. Ноги длинные, тонкие, есть присоска между коготками. На передних ногах, с внутренней стороны бедер имеются выемки. Потревоженное насекомое вытягивает вперед передние ноги, складывая их вместе так, что они имитируют заостренный конец cyчка. При этом голова с вытянутыми вперед усиками плотно вкладывается в выемки на бедрах.

Хаpaктерная форма тела палочников хорошо сочетается с окраской и скульптурой наружных покровов. Преобладает защитная окраска, которая может быть зеленой, бурой или серой. Она обычно хорошо гармонирует с окраской растений, на которых палочники живут.

Палочники – растительноядные насекомые. Большую часть времени они проводят на растениях. Движения у них медленные, они активны тогда, когда малоактивны птицы и другие их враги.

Размножаются палочники, откладывая яйца, по внешнему виду напоминающие семена растений. Продолговатой формы яйцо заключено в особую капсулу, имеющую крышечку, которую личинка приподнимает при вылуплении. Личинки очень похожи на взрослое насекомое, отличаются только размерами. Прежде чем достигнуть взрослого состояния, они претерпевают до 6 линек. Образ жизни личинок такой же, как у взрослых.

  • Станция «Орнитологическая. Шелковые китайские куры».

Среди пестрого куриного племени особенно выделяются шелковые чернокожие китайские куры. (Рассматриваем китайских кур, знакомимся с их особенностями, родиной). Кокетливую головку венчает пуховая шапочка, на ушах яркие бирюзовые сережки, а тело покрыто белым пухом, через который просвечивается шелковая черная кожа. Мясо и яйца китайских кур восточная медицина считает целебными подобно женьшеню.

Тегетмейер об этой породе пишет: «Шелковые куры одна из самых древних пород». Знаменитый естествоиспытатель Жеснер, живший в первой половине 16 столетия в своей «Истории птиц» издал различные рисунки, в числе которых была порода кур, названная им шерстистою. Птица эта изображена без хвоста, с розовидным гребнем и гoлыми ногами. Альдрованди, в 1645 году, писал: «На востоке водятся птицы белые как снег, но, вместо перьев, покрытые шерстью подобно овцам». Известно так, же упоминание шелковых кур путешественником по Китаю Марко Поло относящееся к 13 веку - «род домашних кур, кожа которых вместо перьев была покрыта черными волосами».

Одно из первых упоминаний о том, что эти куры встречаются на территории России, относится к 1768-1773г. Немецкий натуралист Паллас сообщает, «что он видел китайскую курицу, которая имела черную кожу и белое оперение».

Изюминкой шелковых кур является цвет их кожи, костей и мяса - он сине-черного цвета. Природа черной кожи исследовалась в университете в Йене, и зоологами в Бонне. Выяснилось, что кожа шелковых кур аналогична коже негров. Мясо шелковых кур, приправленных белым соусом с целью сделать более резким цвет их мяса, из-за превосходного вкуса в старину подавали на званых обедах.

«Чернокожие куры с кошачьей шерстью» - так в XII веке эту породу описали путешествовавшие по Китаю итальянцы. Когда-то обладать этими птицами могли только императоры. Это одна из тех пород, которая подлежала уничтожению, если дворец правителя захватывали. Племенной материал нельзя было передавать. Для китайцев эти птицы в первую очередь деликатес - мясо черного цвета обладает целебной силой. В России шелковых кур не едят, а держат как декоративных.

О чернокожих курах в Китае ходят многочисленные легенды. Вот одна из них. Однажды боги захотели создать для людей источник вечной молодости. Работа увенчалась успехом, и боги решили отметить ее завершение пиршеством. Громкие звуки привлекли диких лесных кур, они-то и склевали целебное лекарство, превратившись в пушистых белых кур с самым полезным в мире мясом. А люди так и остались cмepтными.

4. Закрепление изученного.

Вот и закончилось наше путешествие по Китаю!

    1. Как называется карта, на которой изображены страны? (политическая)
    2. Как называется столица Китая? (Пекин)
    3. «Четыре великих изобретения» Китая, известные всему миру? (магнитный компас, порох, бумага и фарфор).
    4. Как называется грандиозное сооружение, которое видно даже из космоса? (Китайская стена)
    5. Что еще дал миру Китай?
    6. С какими животными из Китая вы познакомились?
    7. Почему палочников называют привиденьевые?
    8. Какая особенность китайских кур является их изюминкой?
    9. Кто является предками современных разновидностей золотых рыбок? (китайские серебряные караси).
    10. С какими растениями, которые подарил Китай всему миру, вы познакомились?
    11. С какими видами чая вы познакомились?
    12. Где чай еще находит применение?



Комментарии:

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

31 08 2025 21:57:28

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

30 08 2025 17:54:44

Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....

29 08 2025 12:11:41

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

28 08 2025 22:36:54

Гумopaльная регуляция

На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....

27 08 2025 4:31:42

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

26 08 2025 13:39:41

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

25 08 2025 0:16:28

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"


    Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"

      Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....

24 08 2025 3:45:53

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

23 08 2025 6:52:53

Многообразие млекопитающих


    Многообразие млекопитающих

      Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....

22 08 2025 18:48:54

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"


    Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

      Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....

21 08 2025 10:17:19

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

20 08 2025 10:22:32

Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс


    Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс

      При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....

19 08 2025 11:51:36

Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете


    Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете

      Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

18 08 2025 3:31:38

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

17 08 2025 18:24:40

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

16 08 2025 6:27:41

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"


    Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

      Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

15 08 2025 6:56:56

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....

14 08 2025 6:39:15

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

13 08 2025 16:58:27

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты, их функции и роль в пищеварении Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

12 08 2025 6:50:47

"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе


    "Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

      Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....

11 08 2025 22:26:37

Элективный курс по биологии


    Элективный курс по биологии

      Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...

10 08 2025 3:23:48

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

09 08 2025 13:44:48

Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"


    Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

      Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

08 08 2025 0:21:33

Воздушное питание растений. Фотосинтез


    Воздушное питание растений. Фотосинтез

      Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....

07 08 2025 8:56:43

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

06 08 2025 4:40:11

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

05 08 2025 0:21:57

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

04 08 2025 3:30:19

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"


    Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

      На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

03 08 2025 20:28:17

Викторина «Тайны тела человека»

Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....

02 08 2025 3:40:35

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

01 08 2025 3:43:57

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

31 07 2025 9:15:46

Внеклассное мероприятие по окружающему миру


    Внеклассное мероприятие по окружающему миру

      Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

30 07 2025 13:12:35

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс

      На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....

29 07 2025 19:44:40

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

28 07 2025 6:16:31

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»


    Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

      Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

27 07 2025 20:57:53

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

26 07 2025 21:42:33

Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

      Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....

25 07 2025 8:20:36

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом


    Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом

      Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....

24 07 2025 9:28:14

Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс

      Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....

23 07 2025 23:12:29

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

22 07 2025 1:37:19

Конспект урока "Системы органов животных"


    Конспект урока "Системы органов животных"

      Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....

21 07 2025 19:10:23

Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

      Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

20 07 2025 6:18:36

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

19 07 2025 6:54:23

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

18 07 2025 23:18:46

Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"


    Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"

      Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....

17 07 2025 18:44:36

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

16 07 2025 23:31:22

Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы


    Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы

      Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....

15 07 2025 9:37:16

Игровая деятельность на уроках биологии


    Игровая деятельность на уроках биологии

      Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

14 07 2025 23:56:32

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс


    Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

      В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

13 07 2025 22:28:27

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::