Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"
Цели урока:
- Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии многоклеточных беспозвоночных животных; об их усложнении, приспособленности к среде обитания; значении в природе, в жизни и пpaктической деятельности человека;
- повысить мотивацию учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла.
- Развивающие:
- научить логически мыслить;
- развивать навыки частично-поисковой деятельности, память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные:
- развивать интерес к предмету, бережное отношение к животным, к природе;
- воспитывать культуру общения с одноклассниками, с учителями, умение работать в коллективе и самостоятельно, слушать и высказывать свою точку зрения.
Оснащение занятия:
- Материальное обеспечение: таблицы с изображением многоклеточных животных. «Тип Кишечнополостные», «тип Плоские и Круглые черви», «Тип Моллюски», «Тип Члeнистоногие», компьютерная презентация, газеты и кроссворды, выполненные учащимися, выставка, доклады.
- Методическое оснащение: карточки тестового контроля, методические разработки для учащихся с заданиями, презентация.
Хронокарта урока:
- Организационный момент: приветствие, фиксирование отсутствующих.
- Формулировка темы, знакомство с целями, задачами и формой проведения урока.
- Работа в группах – 3 группы.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
«Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком».
Алберт Швейцер.
Учитель: Цель нашего урока – обобщить, систематизировать и расширить знания об особенностях строения и жизнедеятельности беспозвоночных, их усложнении, приспособленности к среде обитания, роли в природе и значении в жизни человека. Наш урок необычный, Мы, отправляемся в экспедицию «Покорение вершины». Каждая ваша группа – это экспедиция, состоящая из спортсменов-альпинистов. Используя свои знания, быстроту, сообразительность, Вы должны выполнить все задания, встретившиеся на пути и добраться до «вершины знаний». При восхождении к Вершине вас ждут:
Снежная лавина.
Горный перевал.
Привал.
Ледовая трещина.
Вершина «Знаний».
За каждый участок пути вам будут выставляться оценочные баллы. У каждой экспедиции есть начальник – инструктор, который поведет вас к «Вершине Знаний».
Представление комaнд
От профессионализма, т. е. от знаний и умений ваших инструкторов, будет зависеть насколько удачно вы начнете свое восхождение.
Метеосводка
На доске 4 облака, на обратной стороне написан номер карточки с заданиями. При правильном ответе облачко меняется на солнышко, если есть ошибка при ответе, то облачно с прояснением, если ответ не верен — облачно.
Конкурс инструкторов: выложить на доске схему развития предложенного насекомого(бабочка, комар, майский жук, муха).
Пока инструктора работают у доски, проверим вашу готовность к восхождению, весь ли багаж собран и уложен в рюкзаки.
Задание комaндам
Укажите лишних или недостающих животных (картинки – на экране).
Приложение 1
Разгадайте головоломки: «Чьи ноги?», «Из части – целое».
Приложение 2
Снежная лавина:
1. Не кузнец, а с клещами,
С длинными усами.
Когда он черен —
Куслив и задорен.
А лишь покраснеет,
Так и присмиреет. (Ответ: paк).
2. Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов. (Ответ: Муравьи).
3. Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит — так воет,
Сядет — землю роет. (Ответ: Жук).
4. Серый маленький Денис,
На веревочке повис. (Ответ: Паук).
5. В воде родится,
А воды боится. (Ответ: Стрекоза).
6. Летела птица,
Не крылата,
Не перната,
Носик долгий,
Голос тонкий.
Кто её убьет,
Человечью кровь прольёт. (Ответ: Комар).
7. На лугу живет скрипач,
Носит фpaк и ходит вскачь. (Ответ: Кузнечик).
8. Кто над нами вверх ногами,
Ходит – не страшится,
Упасть не боится,,
Целый день летает,
Всем надоедает? (Ответ: Муха).
9. Гoлyбой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Ответ: Стрекоза).
10. Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать … (Ответ: Сверчок).
Горный перевал (зоошутка)
Перед вами животное, которое не существует в природе. Это фантазия художника. Определите из частей, каких животных оно составлено.
Приложение 3
Привал
Тестовый контроль по теме: «Беспозвоночные».
Приложение 4
Ледовая трещина
Найдите ошибки и объясните их (устно). Каждая группа получает индивидуальное задание.
- «Комнатная муха относится к отряду перепончатокрылых. Имеют 2 пары перепончатых крыльев, 2 сложных и 3 простых глаза, ротовой аппарат — грызущий, задняя пара ног – прыгательная. Яйца откладывают на листья капусты. Их личинки – гусеницы. Приносят вред, поедая листья капусты».
- «Красивая пестрая бабочка подняла жесткие надкрылья, взмахнула 2-й парой прозрачных крыльев и полетела к деревьям, где с большим удовольствием стала поедать листья, перемалывая их грызущим ротовым аппаратом. Личинки бабочек живут в воде и питаются другими животными».
- «У стрекозы 2 пары крыльев, покрытых чешуйками, у них сосущий ротовой аппарат, помогающий пить нектар цветов. Размножаются они, откладывая яйца на листья деревьев и кустарников».
Вершина Знаний
Каждая комaнда получает индивидуальную карточку с заданием.
- Объясните, может ли меняться тип ротового аппарата у насекомых при превращении личинки во взрослую стадию.
- Объясните, в чем биологический смысл появления стадии куколки в постэмбриональном развитии насекомых.
- Объясните, какую роль играют водные личинки насекомых в пищевых цепях водных экосистем.
- Назовите, какой из трех изученных классов (скорпионы, пауки, клещи) является наиболее примитивным (древним) в эволюционном плане и почему.
- Назовите, какие виды паукообразных живут в водной среде.
Дополнительные задания:
- Вопрос № l. Бабочка, носящая имя греческого бога, исчезнувшая из фауны Подмосковья. (Аполлон).
- Вопрос № 2. Охраняемый жук Подмосковья с названием животного. (Жук-олень).
- Вопрос №З. Самый крупный жук нашей страны, находящийся под охраной. (Уссурийский усач).
Подведение итога урока
- Назовите наиболее просто устроенных многоклеточных животных?
- Назовите наиболее высокоорганизованных животных?
- В каком направлении шло развитие беспозвоночных животных?
- Подсчитывается общее количество баллов, результаты объявляются учащимся.
Приложение 5
Звучит гимн биолога.
Мир наш замечательно устроен,
Но запомни правило простое:
Береги природу, и за это
Будет вечно жить твоя планета!
Презентация к уроку
Комментарии:
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
30 04 2024 8:32:36
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
29 04 2024 0:34:28
Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....
28 04 2024 7:29:28
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
27 04 2024 6:47:41
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
26 04 2024 4:15:25
В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....
25 04 2024 23:58:32
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
24 04 2024 9:18:42
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
23 04 2024 18:52:42
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
22 04 2024 13:11:26
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
21 04 2024 8:33:32
Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...
20 04 2024 8:59:12
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
19 04 2024 4:46:39
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
18 04 2024 12:25:21
Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...
17 04 2024 6:20:28
Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....
16 04 2024 22:50:57
Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...
15 04 2024 3:47:37
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
14 04 2024 10:26:37
Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....
13 04 2024 6:43:24
В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....
12 04 2024 10:40:43
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
11 04 2024 8:28:47
Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...
10 04 2024 22:22:24
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
09 04 2024 15:25:57
Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами. ...
08 04 2024 18:38:22
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
07 04 2024 17:49:39
Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе. ...
06 04 2024 19:26:17
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
05 04 2024 10:58:38
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
04 04 2024 1:37:17
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
03 04 2024 19:17:15
На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....
02 04 2024 12:53:52
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...
01 04 2024 19:13:29
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
31 03 2024 0:33:29
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
30 03 2024 16:28:24
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
29 03 2024 14:48:42
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
28 03 2024 11:48:48
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
27 03 2024 19:13:38
Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...
26 03 2024 15:34:16
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...
25 03 2024 16:35:30
Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....
24 03 2024 20:36:14
Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....
23 03 2024 21:14:59
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
22 03 2024 18:34:12
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
21 03 2024 1:14:41
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...
20 03 2024 6:39:16
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...
19 03 2024 7:50:20
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
18 03 2024 2:34:47
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
17 03 2024 18:23:44
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
16 03 2024 14:19:25
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...
15 03 2024 22:55:51
Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
14 03 2024 2:23:44
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
13 03 2024 23:17:48
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....
12 03 2024 23:18:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::