Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"
Цели урока:
- Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии многоклеточных беспозвоночных животных; об их усложнении, приспособленности к среде обитания; значении в природе, в жизни и пpaктической деятельности человека;
- повысить мотивацию учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла.
- Развивающие:
- научить логически мыслить;
- развивать навыки частично-поисковой деятельности, память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные:
- развивать интерес к предмету, бережное отношение к животным, к природе;
- воспитывать культуру общения с одноклассниками, с учителями, умение работать в коллективе и самостоятельно, слушать и высказывать свою точку зрения.
Оснащение занятия:
- Материальное обеспечение: таблицы с изображением многоклеточных животных. «Тип Кишечнополостные», «тип Плоские и Круглые черви», «Тип Моллюски», «Тип Члeнистоногие», компьютерная презентация, газеты и кроссворды, выполненные учащимися, выставка, доклады.
- Методическое оснащение: карточки тестового контроля, методические разработки для учащихся с заданиями, презентация.
Хронокарта урока:
- Организационный момент: приветствие, фиксирование отсутствующих.
- Формулировка темы, знакомство с целями, задачами и формой проведения урока.
- Работа в группах – 3 группы.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
«Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком».
Алберт Швейцер.
Учитель: Цель нашего урока – обобщить, систематизировать и расширить знания об особенностях строения и жизнедеятельности беспозвоночных, их усложнении, приспособленности к среде обитания, роли в природе и значении в жизни человека. Наш урок необычный, Мы, отправляемся в экспедицию «Покорение вершины». Каждая ваша группа – это экспедиция, состоящая из спортсменов-альпинистов. Используя свои знания, быстроту, сообразительность, Вы должны выполнить все задания, встретившиеся на пути и добраться до «вершины знаний». При восхождении к Вершине вас ждут:
Снежная лавина.
Горный перевал.
Привал.
Ледовая трещина.
Вершина «Знаний».
За каждый участок пути вам будут выставляться оценочные баллы. У каждой экспедиции есть начальник – инструктор, который поведет вас к «Вершине Знаний».
Представление комaнд
От профессионализма, т. е. от знаний и умений ваших инструкторов, будет зависеть насколько удачно вы начнете свое восхождение.
Метеосводка
На доске 4 облака, на обратной стороне написан номер карточки с заданиями. При правильном ответе облачко меняется на солнышко, если есть ошибка при ответе, то облачно с прояснением, если ответ не верен — облачно.
Конкурс инструкторов: выложить на доске схему развития предложенного насекомого(бабочка, комар, майский жук, муха).
Пока инструктора работают у доски, проверим вашу готовность к восхождению, весь ли багаж собран и уложен в рюкзаки.
Задание комaндам
Укажите лишних или недостающих животных (картинки – на экране).
Приложение 1
Разгадайте головоломки: «Чьи ноги?», «Из части – целое».
Приложение 2
Снежная лавина:
1. Не кузнец, а с клещами,
С длинными усами.
Когда он черен —
Куслив и задорен.
А лишь покраснеет,
Так и присмиреет. (Ответ: paк).
2. Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов. (Ответ: Муравьи).
3. Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит — так воет,
Сядет — землю роет. (Ответ: Жук).
4. Серый маленький Денис,
На веревочке повис. (Ответ: Паук).
5. В воде родится,
А воды боится. (Ответ: Стрекоза).
6. Летела птица,
Не крылата,
Не перната,
Носик долгий,
Голос тонкий.
Кто её убьет,
Человечью кровь прольёт. (Ответ: Комар).
7. На лугу живет скрипач,
Носит фpaк и ходит вскачь. (Ответ: Кузнечик).
8. Кто над нами вверх ногами,
Ходит – не страшится,
Упасть не боится,,
Целый день летает,
Всем надоедает? (Ответ: Муха).
9. Гoлyбой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Ответ: Стрекоза).
10. Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать … (Ответ: Сверчок).
Горный перевал (зоошутка)
Перед вами животное, которое не существует в природе. Это фантазия художника. Определите из частей, каких животных оно составлено.
Приложение 3
Привал
Тестовый контроль по теме: «Беспозвоночные».
Приложение 4
Ледовая трещина
Найдите ошибки и объясните их (устно). Каждая группа получает индивидуальное задание.
- «Комнатная муха относится к отряду перепончатокрылых. Имеют 2 пары перепончатых крыльев, 2 сложных и 3 простых глаза, ротовой аппарат — грызущий, задняя пара ног – прыгательная. Яйца откладывают на листья капусты. Их личинки – гусеницы. Приносят вред, поедая листья капусты».
- «Красивая пестрая бабочка подняла жесткие надкрылья, взмахнула 2-й парой прозрачных крыльев и полетела к деревьям, где с большим удовольствием стала поедать листья, перемалывая их грызущим ротовым аппаратом. Личинки бабочек живут в воде и питаются другими животными».
- «У стрекозы 2 пары крыльев, покрытых чешуйками, у них сосущий ротовой аппарат, помогающий пить нектар цветов. Размножаются они, откладывая яйца на листья деревьев и кустарников».
Вершина Знаний
Каждая комaнда получает индивидуальную карточку с заданием.
- Объясните, может ли меняться тип ротового аппарата у насекомых при превращении личинки во взрослую стадию.
- Объясните, в чем биологический смысл появления стадии куколки в постэмбриональном развитии насекомых.
- Объясните, какую роль играют водные личинки насекомых в пищевых цепях водных экосистем.
- Назовите, какой из трех изученных классов (скорпионы, пауки, клещи) является наиболее примитивным (древним) в эволюционном плане и почему.
- Назовите, какие виды паукообразных живут в водной среде.
Дополнительные задания:
- Вопрос № l. Бабочка, носящая имя греческого бога, исчезнувшая из фауны Подмосковья. (Аполлон).
- Вопрос № 2. Охраняемый жук Подмосковья с названием животного. (Жук-олень).
- Вопрос №З. Самый крупный жук нашей страны, находящийся под охраной. (Уссурийский усач).
Подведение итога урока
- Назовите наиболее просто устроенных многоклеточных животных?
- Назовите наиболее высокоорганизованных животных?
- В каком направлении шло развитие беспозвоночных животных?
- Подсчитывается общее количество баллов, результаты объявляются учащимся.
Приложение 5
Звучит гимн биолога.
Мир наш замечательно устроен,
Но запомни правило простое:
Береги природу, и за это
Будет вечно жить твоя планета!
Презентация к уроку
Комментарии:
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
07 02 2025 15:51:46
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
06 02 2025 22:35:45
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
05 02 2025 9:10:11
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
04 02 2025 1:46:16
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
...
03 02 2025 2:30:16
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний.
...
02 02 2025 7:26:31
При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....
01 02 2025 14:31:50
Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....
31 01 2025 13:21:47
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
30 01 2025 1:29:21
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
29 01 2025 1:22:51
В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....
28 01 2025 4:50:50
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
27 01 2025 0:50:23
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
26 01 2025 15:16:54
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета.
...
25 01 2025 22:17:13
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
24 01 2025 20:44:26
Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков.
...
23 01 2025 18:53:16
Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию;
формируют эмоциональное отношение к водорослям....
22 01 2025 23:31:42
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
21 01 2025 10:24:52
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
20 01 2025 23:18:26
В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
...
19 01 2025 6:47:47
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
18 01 2025 4:54:28
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
17 01 2025 12:14:58
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
16 01 2025 1:45:44
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся.
...
15 01 2025 20:16:52

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
14 01 2025 10:17:28
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
13 01 2025 16:56:57
Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают хаpaктерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....
12 01 2025 23:59:48
Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
...
11 01 2025 13:33:50
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
10 01 2025 20:59:22
Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской.
Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....
09 01 2025 8:37:31
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
08 01 2025 23:39:24
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества.
...
07 01 2025 3:12:45
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
06 01 2025 22:35:22
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
05 01 2025 11:22:24
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
04 01 2025 11:24:24
Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....
03 01 2025 21:47:35
Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....
02 01 2025 18:44:41
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....
01 01 2025 19:36:41

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
31 12 2024 2:48:12
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
30 12 2024 16:40:16
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
29 12 2024 18:48:55
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
28 12 2024 18:56:41
При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....
27 12 2024 21:38:21
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
26 12 2024 12:34:42
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
25 12 2024 9:45:17
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
24 12 2024 17:59:36
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
23 12 2024 5:18:35
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального.
...
22 12 2024 4:32:15
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
21 12 2024 9:56:36
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
20 12 2024 5:16:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::