Тема урока: "Газообмен в легких и тканях" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека.

Задачи урока:

1) образовательная

  • развивать у учащихся понятие об обмене веществ и взаимосвязи организма со средой, о взаимосвязи строения и функций органов дыхания.

2) развивающая

  • формировать у учащихся умение сравнивать,
  • развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.

3) воспитательная

  • воспитывать у учащихся положительное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Методы обучения:

  • метод эвристической беседы (решение проблемных вопросов),
  • частично-поисковый лабораторный метод (обсуждение результатов опыта),
  • частично-поисковый демонстрационный метод работы с экранным пособием (найти в фильме ответы на поставленные вопросы),
  • метод работы с дидактическим материалом,
  • метод решения познавательных задач.

Оборудование:

  • рельефная таблица “Органы дыхания”;
  • таблица “Дыхательная система”;
  • таблица “Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха”;
  • таблица “Изменение жизненной емкости легких”;
  • ТСО (видеофильм);
  • прибор для сравнения углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе;
  • лист темной бумаги;
  • известковая вода;
  • дидактические карточки “Газообмен в легких и тканях”.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

II. Сообщение о задачах урока.

Сегодня на уроке мы проверим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, познакомимся с особенностями процесса газообмена в легких и тканях, узнаем, как в нашем организме осуществляются механизмы вдоха и выдоха.

И сегодня нам с вами предстоит решить одну интересную проблему. Но прежде вспомним:

III. Проверка знаний. (Повторение изученного материала).

Каковы основные функции дыхательной системы?

Назовите воздухоносные пути человека. (работа с микротаблицей на местах и с таблицей “Дыхательная система” у доски).

Молодцы! А теперь проверим ваши знания дыхательной системы с помощью биологического диктанта. Я буду читать предложение, а вы на своих листочках пишите номер предложения и термин ему соответствующий.

Наиболее крупный хрящ гортани? (щитовидный).

Продолжением трахеи являются …? (бронхи).

Основной орган дыхательной системы? (легкие).

Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой? (плеврой).

Тонкостенные легочные пузырьки называются? (альвеолы).

Прежде, чем перейти к новой теме, обратите внимание на ранее изученные вами термины, которые нам понадобятся на уроке:

  • Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.
  • Артериальная кровь – кровь, насыщенная кислородом.
  • Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом.
  • Эритроциты – красные кровяные тельца, содержащие гемоглобин.
  • Гемоглобин – белок крови, соединяющийся с кислородом и переносящий его по кровеносным сосудам ко всем органам и тканям.
  • Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.

Молодцы! Вспомнили все термины.

IV. Изучение нового материала:

1. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

А как вы думаете, меняется ли состав воздуха, когда мы дышим?

А в чем состоит отличие вдыхаемого воздуха от выдыхаемого? (проблемный вопрос)

Чтобы проверить изменяется ли состав вдыхаемого от выдыхаемого воздуха проведем небольшой опыт сданным прибором. В каждой из пробирок налита одинаковой концентрации известковая вода. Пробирки плотно закрыты пробками, так что в них не проходит воздух. В каждую пробирку вставлены стеклянные трубочки разной длины: одна короткая, другая более длинная. Через мундштук, который при помощи шланга и тройника соединен с пробирками, надо будет делать вдох и выдох. Для демонстрации данного опыта мне нужен один помощник.

Итак, как же изменилась вода в пробирках? (в одной из пробирок она стала мутной).

А в какой именно пробирке вода помутнела? (в которую попадал выдыхаемый воздух).

Значит, в выдыхаемом воздухе содержится вещество, которое вступило в реакцию с известковой водой. Как вы думаете, какое это вещество? (углекислый газ).

Вы правы! Действительно в выдыхаемом воздухе содержится гораздо большее количество углекислого газа, чем во вдыхаемом воздухе.

Обратите внимание на таблицу “Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха”. Из нее видно, что в выдыхаемом воздухе содержится кислорода почти на 5% меньше, чем во вдыхаемом, а количество углекислого газа в выдыхаемом воздухе возрастает больше, чем в 100 раз. Как же это происходит? Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода? (Проблемный вопрос)

2. Газообмен в легких.

Для того чтобы разобраться, как же это происходит, давайте вспомним, какое строение имеют легкие? (состоят из мелких легочных пузырьков - альвеол).

Вы знаете, альвеолы легких образуют огромную поверхность равную площади волейбольной площадки.

Посмотрите, все альвеолы окутаны сетью мельчайших кровеносных сосудов – капилляров. Их стенки так же тонки, как и стенки альвеол, они очень плотно прилегают друг к другу.

Какая кровь по капиллярам поступает к альвеолам? (венозная, насыщенная углекислым газом).

Воздух в легких наоборот богат кислородом, а углекислого газа в нем пpaктически нет. И в этот момент сpaбатывает закон диффузии, когда молекулы газов с большей концентрацией устремляются туда, где их концентрация меньше. Таким образом, кислород из легочных альвеол устремляется в кровь.

А что же происходит с кислородом в крови? (соединяется с гемоглобином эритроцитов).

В результате данного процесса происходят изменения и с кровью. Какой она становится? (артериальной)

А как вы думаете, что же произошло с углекислым газом? (углекислый газ из кровеносных сосудов устремляется в легочные альвеолы и через воздухоносные пути удаляется в окружающую среду)

Итак, почему же в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода?

Значит результатом газообмена в легких стало превращение венозной крови в артериальную, насыщение ее кислородом.

А для чего нужен кислород нашему организму? (для обменных процессов).

Чтобы в нашем организме проходили реакции обмена веществ, кислород с током крови должен попасть в каждую клеточку нашего тела. Этому способствует процесс газообмена в тканях.

3. Газообмен в тканях.

Для того чтобы подробнее узнать, как осуществляется процесс газообмена в тканях прочитайте в учебнике на странице 142 раздел газообмен в тканях и ответе на следующие вопросы:

  1. По сосудам какого круга кровообращения кислород поступает к тканям нашего организма?
  2. Как в организме образуется углекислый газ, и что с ним происходит?
  3. Как изменяется кровь в результате газообмена в тканях?

Молодцы, ребята справились с этим заданием! А сейчас мы с вами проследим пот рисунку на странице 142-143 учебника путь углекислого газа и кислорода по организму человека.

4. Дыхательные движения.

Сейчас мы с вами просмотрим фрагмент фильма, в котором вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

  1. По какой причине чередуются вдох и выдох?
  2. Какие мышцы участвуют в осуществлении механизма вдоха и выдоха?

Газообмен в организме идет всегда при одном условии, каком? (постоянная смена вдоха и выдоха).

А по какой причине чередуются вдох и выдох?

Действительно, вдох и выдох ритмично следуют один за другим, но в легких нет мышц, которые могли бы их попеременно сжимать и расширять. Легкие пассивно следуют за движениями грудной полости. Эти дыхательные движения осуществляются с помощью специальных мышц. Каких именно? (диафрагма и межреберные мышцы)

Когда человек делает вдох наружные межреберные мышцы сокращаются, поднимая ребра, а диафрагма становится плоской. Поэтому объем грудной полости увеличивается. Легкие, следуя за грудными стенками, расширяются, давление в них уменьшается, становится ниже атмосферного. Поэтому воздух по воздухоносным путям устремляется в легкие.

При выдохе внутренние межреберные мышцы опускают ребра, диафрагма расслабляется и становится выпуклой. Грудная полость возвращается в исходное состояние, легкие уменьшаются в объеме, давление в них увеличивается, становится чуть выше атмосферного, поэтому избыток воздуха устремляется из легких.

Дыхательные движения осуществляются в определенном ритме: у подростков – 12-18 в минуту, у взрослых – 16-20.

5. Жизненная емкость легких.

Одним из важных показателей состояния дыхательной системы является жизненная емкость легких. Что же такое жизненная емкость легких? (наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха)

Как вы думаете, от чего зависит жизненная емкость легких? (от образа жизни человека)

Обратите свое внимание на таблицу “Изменение жизненной емкости легких”.

- Как вы думаете, почему у пловцов наибольшая жизненная емкость легких?

- А к чему может привести тучность и малоподвижный образ жизни?

Вы правы. Действительно у людей тучных и ведущих малоподвижный образ жизни жизненная емкость меньше, чем у спортсменов, так как у них наступает атрофия мышц, как следствие мышечная масса уменьшается, а подкожно-жировой слой увеличивается. Все это ведет к уменьшению объема грудной полости.

V. Обобщение.

Что же нового мы узнали сегодня на уроке?

VI. Домашнее задание.

Дома прочитать и пересказать текст на страницах 142-145, ответить на вопросы страницы 146-147.

VII. Итог урока.

Как вы думаете:

  1. Где человек реже дышит: на свежем воздухе или в душном помещении?
  2. Что лучше, перед тем как нырнуть набрать как можно больше воздуха в легкие или сделать ряд быстрых глубоких вдохов?
  3. У людей, как известно, носы бывают разной формы и величины: большие и маленькие, широкие и узкие, курносые и горбатые, длинные и короткие. Какой нос лучше иметь на Севере и почему?

Мы с вами живем в суровых северных условиях, которые отрицательно сказываются на дыхательной системе, вызывают ее заболевания. Но у данной проблемы есть свое решение – дыхательная гимнастика, которая не только тренирует, но и укрепляет ее. И я очень хотела бы вас познакомить с некоторыми упражнениями дыхательной гимнастики.

  1. Йоговское дыхание.
  2. Поперечное дыхание обеими ноздрями.
  3. Дыхание во время прогулки: вдох - на 1 шаг, выдох на 2 шага.

VIII. Выставление оценки за работу на уроке.

Поскольку, вы сегодня очень хорошо работали, я думаю все получат хорошие оценки.

За биологический диктант:

За работу на уроке:

Я очень вами довольна! Молодцы, ребята! Спасибо вам!


Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"


    Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения. ...

05 07 2022 3:24:14

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

04 07 2022 5:48:14

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма


    Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

      Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

03 07 2022 19:52:12

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....

02 07 2022 21:49:40

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

01 07 2022 12:11:28

Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"


    Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

      Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...

30 06 2022 16:25:46

Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс


    Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс

      Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....

29 06 2022 2:43:44

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

28 06 2022 7:33:23

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

27 06 2022 14:18:46

Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"


    Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"

      В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....

26 06 2022 14:40:57

"Класс млекопитающие. Отряд приматы"


    "Класс млекопитающие. Отряд приматы"

      Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....

25 06 2022 12:51:42

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

24 06 2022 15:49:16

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

23 06 2022 17:19:38

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


    Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

22 06 2022 14:25:23

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

21 06 2022 18:57:39

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....

20 06 2022 22:20:45

Использование СНИТ в преподавании биологии


    Использование СНИТ в преподавании биологии

      В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...

19 06 2022 17:47:13

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

18 06 2022 7:11:41

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

17 06 2022 16:42:38

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

16 06 2022 13:24:48

Среда обитания и внешнее строение земноводных


    Среда обитания и внешнее строение земноводных

      Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

15 06 2022 21:47:18

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

      На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

14 06 2022 14:59:39

Урок биологии в 11-м классе по программе под редакцией И.Н. Пономаревой "Медицинская генетика – наука XXI века"

Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...

13 06 2022 17:55:22

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

12 06 2022 13:52:16

План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"


    План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"

      Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия. ...

11 06 2022 0:52:11

Кровеносная система


    Кровеносная система

      В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

10 06 2022 14:23:52

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

09 06 2022 18:13:13

Использование интеpaктивного комплекса на уроках биологии

В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....

08 06 2022 9:52:27

Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опopных сигналов" на уроках зоологии


    Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опopных сигналов" на уроках зоологии

      Для повышения эффективности преподавания курса «Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде «Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опopных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....

07 06 2022 15:40:50

Озеро Байкал


    Озеро Байкал

      Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...

06 06 2022 11:53:25

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

05 06 2022 18:35:52

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

04 06 2022 18:36:33

Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"


    Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"

      Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....

03 06 2022 19:45:38

Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"


    Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"

      Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика». ...

02 06 2022 1:35:26

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

01 06 2022 16:57:29

Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс


    Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс

      Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...

31 05 2022 20:30:12

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

30 05 2022 0:16:25

Урок по окружающему миру "Как нам жить"


    Урок по окружающему миру "Как нам жить"

      Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

29 05 2022 10:19:45

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

28 05 2022 19:17:24

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?


    Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

      В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

27 05 2022 16:59:33

Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"


    Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

      Интегрированный урок биологии и МХК. Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор. ...

26 05 2022 6:56:52

Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии


    Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии

      В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....

25 05 2022 21:58:25

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....

24 05 2022 2:13:31

"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс


    "Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

      Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...

23 05 2022 21:36:57

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

22 05 2022 15:14:36

Урок биологии по теме "Витамины"


    Урок биологии по теме "Витамины"

      Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....

21 05 2022 16:25:52

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

20 05 2022 16:50:47

Урок в 9–м классе "Методы селекции"


    Урок в 9–м классе "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

19 05 2022 15:37:35

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

18 05 2022 3:57:20

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

17 05 2022 13:19:24

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::