Урок "Суд над господином Алкоголем"
Цель урока: заставить учащихся задуматься над проблемой пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков.
Оформление кабинета: плакаты с пословицами и высказываниями писателей о пьянстве.
Народные пословицы:
- Кто вино любит, тот сам себя погубит.
- Тот себе вредит, кто в рюмку глядит.
- Где больше пьют, там больше и болеют.
- Кто бражкой упивается, тот слезами умывается.
- Где опьянение, там и преступление.
Ф.М. Достоевский:
Употрeбление спиртных напитков скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей… а главное – неотразимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность.
Л.Н. Толстой:
Вино затемняет сознание человека и усыпляет его совесть, делает его более доступным к дурным побуждениям и поступкам.
Ужасны последствия поглощения алкоголя для отъявленных пьяниц, но, без сравнения, ужаснее то, что всё общество, по своему невежеству, считает безвредным умеренное потрeбление водки, вина, пива.
На столах у доски расставить таблички с надписями “секретарь суда”, “судья”, “обвиняемый” (около бутылки из-под водки, заполненной водой), “адвокат”, “прокурор”, “народные заседатели”.
Остальные столы отодвинуты к задней стене кабинета – это места для зрителей и свидетелей. Для свидетелей – “больных органов” – заготовлены маски с прорезями для глаз и рта в виде этих органов, истерзанных болезнью.
План работы суда:
0. Секретарь суда.
1. Речь судьи.
2. Выступление обвинителя (прокурора).
3. Выступление защитника (адвоката).
4. Опрос свидетелей.
5. Вынесение приговора.
Ход суда
Секретарь.
“Встать! Суд идет!” (Судья и заседатели входят и рассаживаются). “Прошу садиться”.
Судья.
Три раза ударяет деревянным молотком и объявляет: “Заседание суда объявляю открытым. Слушается дело господина Алкоголя Напитка по иску, поступившему от общественных организаций. Алкоголь Напиток обвиняется в:
1. Разрушении здоровья человека. При систематическом употрeблении алкоголя возникают стойкие нарушения функций различных органов, а также увеличивается число аварий и несчастных случаев.
2. Увеличении числа правонарушений людьми, находившимися в состоянии алкогольного обвинения.
3. В многочисленных способах разрушения семей:
а) рождение умственно и физически неполноценных детей;
б) создание таких условий в семьях алкоголиков, когда невозможно полноценное воспитание и обучение детей;
в) ухудшение материального положения семьи.
4. Разрушении способности человека к труду – одного из главных качеств человека”.
“Сейчас будет предоставлено слово обвинителю, защитнику и свидетелям с обеих сторон, а затем Вам, господа присяжные заседатели, предстоит вынести решение по данному делу. Будьте внимательны и справедливы.
Слово предоставляется Прокурору”.
Обвинитель (прокурор).
“Уважаемый г-н Судья, уважаемые господа Заседатели!
Представленное сегодня на рассмотрение дело является весьма непростым и чрезвычайно важным. Его актуальность обостряется напряженной обстановкой, сложившейся в нашей стране в результате различных социальных потрясений. Обеднение значительной массы населения, неуверенность в завтрашнем дне, стремление уйти от решения острых вопросов современности, найти успокоение в целенаправленном одурманивании собственного мозга, толкает все большее число людей в объятия страшного зла, имя которому “пьянство”.
Пусть говорят, что история винопития уходит своими корнями в глубь веков, насчитывая около 10 тысяч лет. Однако при этом забывают, что есть огромная разница между тем, что и как пили в древности, и тем, что и как пьют сейчас. Известно, что в древние времена вино, как правило, употрeблялось в значительно разбавленном виде. Об этом писал еще Гомер в своей “Одиссее”:
“Если когда тем пурпурно-медвяным вином насладиться
В ком пробуждалось желанье, то в чашу его нацедивши,
В двадцать раз боле воды подбавляли…”
Уже тогда жизнь подсказывала людям, что тысячу раз был прав гениальный врач Гиппократ, связывая появление умственно отсталых и физически нездоровых детей с пьянством их родителей. И потому народ старался не нарушать законов природы. А многие государства вообще запрещали винопитие молодым людям, еще не создавшим семью.
Однако со временем люди стали забывать о предостережениях древних. Хотя спирт был открыт еще в средние века и уже тогда крепкие алкогольные напитки стали появляться не только на праздничном столе, пьянство распространилось во многих странах мира лишь в XIX веке. И все же, вплоть до первых десятилетий XX века количество злоупотрeбляющих спиртным можно было выразить в единицах процентов. И только во второй половине XX столетия винопитие стало массовым явлением. Алкоголь прочно вошел в жизнь народов…
И расплата не заставила себя ждать…
Неопровержимо доказано, что в настоящее время 60% всех детей, страдающих той или иной неполноценностью, получили ее вследствие нетрезвого образа жизни их родителей. Одного из них или обоих.
А мировое производство, а значит и потрeбление, спиртных напитков и не думает снижаться. Пить стали чаще и больше.
Особую озабоченность вызывает то факт, что к спиртному стало приобщаться все больше женщин. Еще в начале XX века немецкий психиатр Э. Крешлин утверждал, что если и женщины будут употрeбллять алкоголь, то потомству грозит гибель. Пророческие слова ученого начали сбываться.
Еще большую тревогу вызывает массовое приобщение к спиртному юного поколения. Медико-социологические исследования показали, что до 75% восьмиклассников и не менее 90% выпускников школы, мягко говоря, не только пригубляют вино.
В погоне за неслыханными прибылями недобросовестные “бизнесмены” скупают за границей некачественную, вредную для здоровья, а потому и дешевую продукцию виноводочной промышленности, нередко разливая ее в импортные емкости с броскими этикетками известных фирм, и продают в своем отечестве по завышенным ценам. Телевидение, радио и печать неоднократно сообщали о серьезных отравлениях людей, нередко со cмepтельным исходом, в результате распития напитков, приобретенных у таких “коммерсантов”.
Применение алкоголя в значительной мере обусловило рост преступности, числа разрушившихся семей, обездоленных детей, бытового и производственного травматизма, создало угрозу серьезных потрясений мировой культуры.
Неопровержимо установлено, что алкоголь нарушает целостность генетических структур и, в конечном счете, грозит вырождением человечеству.
Уважаемый суд. На основании изложенных фактов, я настаиваю на признании вины обвиняемого Алкоголя и вынесении ему самого сурового наказания. Дарованные человеку разум и совесть требуют от нас этого. Я закончил”.
Судья.
“Слово предоставляется Адвокату”.
Защитник (адвокат).
“Уважаемый г-н Судья, уважаемые господа Заседатели!
Господин Прокурор нарисовал нам поистине страшную картину разрушительного воздействия Алкоголя на человеческое общество. И, хотя я не сомневаюсь в достоверности приведенных фактов, я все же возьму на себя смелость возразить сделанным выводам.
Начну с того, что появление на свет алкогольных напитков не осталось незамеченным как раз в той области человеческой деятельности, которая в наибольшей степени противостоит злу и которой, как убеждал нас г-н Прокурор, в ближайшее время грозят серьезные потрясения не без помощи Алкоголя. Я говорю, господа, о культуре.
Вспомним, например, один из гимнов древнеиндийского эпоса “Ригведы”, написанного в X веке до нашей эры:
“Мы выпили сомы, мы стали бесcмepтными, мы достигли света, мы нашли богов”.
Что такое “сома”? А это ничто иное, как алкогольный напиток древних ариев. И, как видите, люди верили, что именно сома может подарить им бесcмepтие и могущество богов.
Вспомним античный эпос. Как известно, у древних Греков покровителем виноградарства и виноделия был Дионис, сын верховного бога Зевса, а у древних Римлян – Вакх.
Чтобы не слишком уходить от темы, напомню известные слова древнерусской летописи: “Веселие на Руси – есть питии”, что в переводе на современный язык означает: “Употрeбление алкогольных напитков является занятием, доставляющим веселие на Руси”.
Наша национальная гордость, Александр Сергеевич, как Вы помните, писал: “Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей”, тем самым подтверждая выводы упомянутой летописи. И заметьте, он ведь не сказал: “Где же рюмка?”, сделав выбор в пользу определенной меры емкости.
Что говорить, и у нас на Родине, и в целом мире вряд ли удастся найти мало-мальски известного поэта, который бы не отдал должное этому напитку. И не только поэты, но и художники, артисты, ученые.
Не спорю, чрезмерность в любом деле приводит к негативным, а нередко и плачевным результатам. И в этом смысле увлечение алкоголем очевидно может дать тот эффект, на который нам указал г-н Прокурор. Но виноват-то в этом, я считаю, не сам Алкоголь, а те конкретные люди, которые поддаются его коварному обаянию. Именно они, потерявшие чувство меры, бдительность и волю, прежде всего виновны в своей судьбе, а не тот напиток, к которому они пристрастились. Ну и, конечно, те конкретные чрезвычайные обстоятельства, в которые попадают люди, например, упомянутые г-м Прокурором катаклизмы и общественные потрясения. И все же я повторяю, человек – мера всего, и, прежде всего, надо спрашивать с него, а не с той эпохи, в которую ему выпадает жить!
Сдержанность, самоконтроль и малые дозы, Господа, – достаточно серьезные меры борьбы против негативного воздействия Алкоголя.
Да и так ли уж страшен Алкоголь, Господа, при правильном с ним обращении? Насколько мне известно, он даже менее разрушителен, чем наркотики, токсины и даже никотин.
Не будем лукавить, с его помощью создается хорошее настроение, приходит веселье, забываются повседневные заботы. Вслед за итальянским алхимиком Валентиусом мы можем повторить, попробовав вина, что это – “эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым”.
В соответствие со сказанным, я прошу Суд признать обвиняемого невиновным.
Господа, я закончил”.
Судья.
“Приступаем к опросу свидетелей. Вызывается свидетель Химикова”.
Свидетель 1. Химикова.
“Я – медэксперт городской прокуратуры. Хочу ввести Вас, уважаемый Судья и Заседатели, в курс дела; открыть Вам истинное лицо обвиняемого.
(Показывает на доску, там: формула спирта, научное название).
В организме человека постоянно содержится небольшое количество этилового спирта, образующегося на промежуточных этапах обмена углеводов или в результате бродильных процессов в пищеварительном тpaкте. Небольшие количества этанола, поступающие в кровь вследствие указанных процессов, быстро обезвреживаются ферментными системами печени и других тканей.
Иначе протекают реакции при поступлении в организм больших количеств алкоголя извне. Он быстро всасывается слизистой оболочкой рта, желудка и кишечника. Свободный алкоголь полностью исчезает из организма спустя 5-15 часов после приема. Наибольшая часть поглощаемого этанола концентрируется в головном мозге и печени, меньшая – в других органах (легкие, почки, мышцы и др.). Примерно 90-95% принятого алкоголя окисляется и лишь незначительная часть удаляется с мочой (2-4%) и через легкие с выдыхаемым воздухом (3-7%). Скорость окисления колeблется в зависимости от индивидуальных особенностей организма, она генетически предопределена и составляет у разных людей от 4 до 14 г/час.
Начало распада алкоголя происходит в печени, он превращается в ацетальдегид. Затем ацетальдегид разносится током крови по всем органам и тканям, где и происходит его дальнейшее химическое превращение. Ацетальдегид – химически очень активное и очень токсичное соединение. Поэтому влияние алкоголя на биохимические и функциональные процессы в организме, на структуру клеток и тканей складывается по существу из эффектов двух веществ – этилового спирта и ацетальдегида.
Основное действие алкоголя на центральную нервную систему: угнетение, торможение вызывается целой молекулой этанола. Ему предшествует возбуждающее (эйфоризирующее) действие, которое выражено в период всасывания, когда же концентрация алкоголя в мозге максимальна, а в крови начинает падать, проявляется его угнетающее, тормозящее действие.
Ацетальдегид гораздо более активен, чем этанол, по отношению ко многим биохимическим реакциям. Так, на образование ацетальдегида расходуется большая часть (до 75%) окислительных возможностей печени. Это нарушает (тормозит) течение нормальных окислительно-восстановительных реакций: подавляется синтез гликогена, окисление жирных кислот и аминокислот и т.д. Сам ацетальдегид, обладая высокой реакционной способностью, изменяет нормальное течение биохимических реакций, соединяясь с белками, аминокислотами, другими органическими соединениями, подавляя дыхательные процессы в клетке.
Таким образом, алкоголь и его производное – ацетальдегид – грубо нарушают пpaктически все стороны обмена веществ в организме, и, что очень важно, образование медиаторов нервной системы (катехоламинов).
И еще одно действие алкоголя на организм. Алкоголь приводит к обезвоживанию клеток организма. Сейчас мой помощник убедит Вас в этом”.
Помощник Химиковой – Ретортов.
(Показывает опыты:
1) при сливании спирта и воды, уменьшение общего объема жидкости;
2) две чашки Петри с проращенными семенами пшеницы:
а) на воде;
б) на разбавленном растворе водки.
Семена в (а) проросли, проростки выглядят прекрасно, в (б) проростков немного, имеют чахлый вид).
“Функции воды в организме всем хорошо известны, так представьте себе, какую физиологическую нагрузку испытывают органы, когда алкоголь отбирает у них воду! Благодарю за внимание”.
Судья.
“Вызывается следующий свидетель: госпожа Пищеварительная система”.
Пищеварительная система (держит у лица маску в форме желудка).
“Господин судья! Обвиняемый обманул меня. Он обещал мне, что общение с ним приведет к возбуждению аппетита, омоложению моих органов и тканей, но оказалось совсем наоборот. При систематическом употрeблении алкоголя возникли стойкие нарушения функций моих органов. Первым пострадал желудок, ведь алкоголь непосредственно раздражает его слизистую оболочку. Сначала наблюдалось разрастание клеток (гипертрофия), а затем их истощение (атрофия), и пищеварительная функция резко ослабла, желудочный сок стал малоактивен, т.е. снизилось количество пепсина в нем.
А позднее на слизистой желудка появились несколько десятков язв разного размера. И теперь я ощущаю боль в подложечной области, тяжесть после еды, изжогу, отрыжку кислым, тошноту, сухость во рту натощак… И это еще не все, ведь язвенная болезнь опасна и возможностью прободения язвы с возникновением тяжелого кровотечения и перитонита (воспаления брюшины). Кроме того, язва желудка справедливо рассматривается как предpaковое заболевание.
А печень! О ужас, что стало с моей печенью! Она старалась постоянно нейтрализовать алкоголь, находящийся в крови в повышенной концентрации. В результате этого обмен веществ в ней постепенно нарушался, активно функционирующие клетки частично атрофировались, часть их погибла, а их место заняла соединительная и жировая ткань, т.е. произошло так называемое перерождение печени, при котором ее функциональные способности резко снизились. Потом развилось воспаление – гепатит, а теперь начинается сморщивание – цирроз. Представьте себе, во что превратилась моя жизнь, если едва пробудившись утром и на протяжении дня я постоянно ощущаю тяжесть и сильные боли в правом подреберье, сниженный аппетит, отвращение к жирной пище, тошноту после еды, рвоту слизью по утрам.
Уже прохожие на улице шарахаются от меня, так я истощена, малокровна, бледна и желтушна. Живот и особенно область печени выбухает…”.
Судья.
“У Вас всё, свидетель? Благодарю, Вы свободны. Есть ли у Вас вопросы, г-н прокурор? Г-н адвокат?
Прокурор.
“Все ясно, вопросов нет”.
Адвокат.
“Я воздержусь от вопросов”.
Судья.
“Приглашается свидетель госпожа сердечно-сосудистая система. (Появляется маска красно-синюшного цвета). – Ой! Что с Вами, свидетель?”
Сердечно-сосудистая система.
“Увы, я тоже стала жертвой сладкоголосых обещаний обвиняемого. Алкоголь нарушил нормальный ритм сокращений сердца, вызвал спазм сосудов сердца и мозга. Проявилось это различными неприятными ощущениями – давлением, “замиранием” сердца, его сжиманием и т.д. Изменилось и артериальное давление, сформировалась стойкая гипертония. Ах, если бы Вы знали, что произошло с моей сердечной мышцей вследствие нарушения обменных процессов. Бедный миокард, его мышечная ткань стала дряблой, мышечные волокна частично заместились жировой и соединительной тканью, что привело к снижению сократительной способности сердца, и оно перестало справляться с нагрузкой: быстрая ходьба, подъем по лестнице – это, увы, не для меня, тут же появляются сердцебиение, одышка, слабость.
И, ведь, представьте себе, ничего крепкого я не употрeбляла, только пиво. И совсем недавно узнала, что как раз сочетание алкоголя с большим количеством жидкости особенно нeблагоприятно действует на сердечную мышцу. Происходят особенно выраженные дистрофические процессы в сердечной мышце, сопровождающиеся интенсивным развитием жировой ткани и резким ослаблением ее тонуса, что приводит к перерастяжению сердца, которое становится буквально огромных размеров; такое сердце получило название “пивного”, или “бычьего”.
Под влиянием алкоголя в кровеносных сосудах усиленно развиваются склеротические изменения: эластичная ткань стенок сосудов замещается грубой соединительной тканью, в стенках в увеличенном количестве откладываются холестерин, известь и т.д.
Многие сосуды, и в первую очередь мелкие вены, под влиянием алкоголя постоянно находятся в расширенном состоянии. Поэтому у злоупотрeбляющих алкоголем лицо нередко бывает красным, а порой и синюшным – вследствие стойкого расширения вен носа и щек. Так что уж Вы, господин Судья, извините, что я напугала Вас своим внешним видом”.
Судья.
“Вызывается свидетель господин Головной мозг. Давно ли Вы знакомы с обвиняемым?”
Головной мозг (у лица – соответствующая маска).
“Да, господин судья, с 15 лет. Собираясь в компаниях с друзьями, мы звали в гости и господина Алкоголя, постепенно он стал завсегдатаем в нашем доме. А сейчас, извините, я не могу долго разговаривать, сильно болит голова. При поступлении Алкоголя в организм 30% его задерживается в головном мозге. Под влиянием Алкоголя произошли изменения моей нервной ткани частично дегенеративного, частично воспалительного хаpaктера, местами даже возникла атрофия. Резко усилились атеросклеротические процессы, т.е. произошла закупорка некоторых сосудов мозга, и теперь я опасаюсь их разрыва с кровоизлиянием в нервную ткань, т.е. инсульта.
Кроме того, у меня возник алкогольный полиневрит – воспаление нервов. Очень неприятная болезнь, скажу я вам: расстройство чувствительности, жжение, ощущение ползания мурашек, боли по ходу нервов, снижение силы мышц конечностей, их вялость, дряблость и атрофия. Ну и разнообразные нарушения психики… Лучше об этом и не говорить”. (Уходит со сцены).
Судья. (Беспомощно разводит руками).
“Вызываются свидетели Плацентова и Родин, представьтесь суду”!
Плацентова.
“Я – акушер городского роддома”.
Родин.
“А я – детский врач роддома”.
Плацентова.
“Нам наиболее часто приходится встречаться с делом рук господина А. А самое черное из его дел – появление больных детей и детей-уpoдов.
Пагубное действие А. оказывает на многие звенья репродуктивной функции. Молодые женщины, неравнодушные к спиртному, нередко расплачиваются
1) снижением вероятности зачатия,
2) патологически протекающими беременностью и родами,
3) рождением неполноценного (физически или психически) потомства, а то и мертворождаемостью.
Почему спиртное особенно опасно для женщин? Потому что в отличие от противоположного пола, они наделены специфическими биологическими особенностями. Известно, что cпepматозоиды проходят свой полный цикл развития в среднем за два месяца, после чего на смену им нарождается новое поколение. У женщин же яйцеклетки проходят аналогичный цикл развития в течение 12 – 55 лет, т.е. заложенные в яичниках (еще в период внутриутробного развития дeвoчки) овоциты могут созреть и дать жизнь потомству в любой год этого длительного срока. Поэтому яйцеклетки, отличающиеся своим долгожительством, могут стать своего рода банком для различных вредных веществ, в том числе алкогольного или табачного происхождения. Такие клетки могут нести будущей жизни патологическую информацию.
Вот почему если врачи говорят молодому мужу, что его ребенок будет иметь много шансов родиться и вырасти здоровым, если он в течение 2-3 месяцев до предполагаемого зачатия будет строго соблюдать “сухой закон”, то женщине никаких сроков воздержания от алкоголя мы назвать не можем. Ей, как говорится, сам бог велел вести трезвый образ жизни до тех пор, пока она собирается еще рожать детей.
А во время беременности вся ответственность – на женщине. Если беременная употрeбляет даже самые легкие вина, то все равно в организме развивающегося плода обязательно возникнут патологические реакции. В органах и тканях плода постепенно формируется комплекс изменений, называемый алкогольным синдромом плода (АСП). Господин Родин, расскажите суду об этом”!
Родин.
“АСП – этот термин означает развитие физической и психической неполноценности зародыша и плода. Бoльшая часть пороков формируется в первые три месяца внутриутробного развития ребенка, когда происходит закладка его органов.
Клиническая картина АСП разнообразна. Её признаки могут быть сгруппированы следующим образом:
1) нарушение питания и обмена веществ у плода (дети рождаются с недостаточной массой тела и затем медленно набирают ее еще долгое время после рождения) ;
2) нарушение строения черепа (голова до 1/3 размера от нормальной, лоб низкий и узкий, глазная щель укорочена, “волчья пасть”, “заячья губа”) ;
3) изменение строения конечностей (неполное разгибание в локтевых суставах, деформация или укорочение костей, пальцы одинаковой длины, могут срастаться по всей длине или имеют высокую перепонку (“лягушачья лапа”) ;
4) изменение строения внутренних органов (3-х камерное “лягушачье” сердце, различные другие пороки сердца; функциональные и структурные расстройства нервной системы.
Новорожденные с АСП отказываются брать гpyдь, поэтому плохо набирают массу, постоянно возбуждены, кричат, плохо спят. В дальнейшем у них также проявляется замедленность развития. К возрасту школьного обучения становится ясно, что умственное развитие находится на уровне идиотии.
Такие дети быстро погибают, причиной cмepти являются несчастные случаи (которые происходят из-за неспособности оценить опасность) или инфекционная болезнь, ибо иммунная система также недоразвита. Но это в случаях тяжелого поражения.
Но даже, если возникает легкая или средняя степень поражения, не проявляемая видимыми уpoдствами, дети пьющих родителей всю жизнь страдают постоянной эмоциональной неуравновешенностью, непереносимостью больших физических и психических нагрузок.
Примите к сведению мои показания”. (Врачи уходят на свое место).
Судья.
“Приглашается свидетель Кайф Леонид. (Входит Кайф). Вы знакомы с обвиняемым”?
Кайф.
“Да, знаком”.
Судья.
“Расскажите поподробнее о Ваших взаимоотношениях”.
Кайф.
“Познакомились мы давно. Мать моя рассказывала, что когда я ходил в ясли, она давала мне по ложечке кагора на ночь, чтобы я не орал и лучше спал. Я этого, конечно, не помню, но вот со школы, кажется, с шестого класса мы с ним стали встречаться чаще. Праздник был – 1-е мая. К нам гости понаехали – родственники отца и матери. Ну, конечно, стол, еда там всякая. И бутылки, много. Сидят, пьют, закусывают, шумят, смеются – балдеют, словом. Вот дядя Коля и кричит отцу: “Степан, а ты чего, своему пацану не наливаешь еще”? “Да нет, – отвечает отец, – пока не наливаю, мал еще”. “Ты чего, – дядя Коля говорит, – смотри, он у тебя здоровый какой, скоро тебя догонит. У него, небось, уж и невеста есть, или даже две. Лёнь, – кричит мне, – есть у тебя девчонка? Чего нет, чего – нет?! Ну-ка, иди сюда! Давай, братан, – говорит он отцу, – выпьем за его невесту. Чтоб справная была. Как конь. И глаза у нее чтоб как вот эти сливы. И чтоб все остальное при ней было. И жениху нальем! А то как же – невесте можно, а жених – стой и губами шлепай!..”
Отец маленько посопротивлялся, но не очень. Ну шлепнули по одной. А дядька закусил и совсем развеселился. “Никак, говорит, не дождусь, Степан, когда у тебя внук появится! Страсть как поглядеть на твоего внука хочется! Давай, говорит, Ленька, выпьем за твоего сына. Пусть ему и нам хорошо будет”. И выпили. И так хорошо стало… Принялись петь. Потом обнимались и целовались. Дядька все просил кому-то привет передать, но я уж хорошо не помню, потому что провалился куда-то. Но все было клёво! Я с тех пор праздники и всякие торжества очень полюбил.
Правда, сейчас кажется, что праздников у нас маловато. Поэтому мы с ребятами теперь иногда и по выходным собираемся. Музычка… Гитарка… Заутюжим – и балдеем! Не жизнь, а кайф!
Что, не верите? Вон, возьмите, ребят спросите!”
Судья.
“У Вас – всё?”
Кайф.
“А чего ж еще?”
Судья.
“Вы свободны. Приглашается свидетель госпожа Биттнер”.
- Госпожа Биттнер.
- Свидетель Затравкин.
- Следователи горсуда Петрова и Сидорова.
- Свидетель Светова.
- Врач скорой помощи Быстрова, и др.
После заслушивания их показаний судья предоставляет заключительное слово прокурору.
Прокурор.
“Уважаемые Дамы и Господа! В ходе судебного разбирательства Вам были представлены настолько аргументированные и убедительные доказательства вины подсудимого, что я не хочу обременять Вашего внимания новыми фактами и доказательствами. Я закончил”.
Судья.
“Заключительное слово предоставляется адвокату!”
Адвокат.
“Уважаемые Заседатели! Я совершенно согласен с моим коллегой в отношении достаточности прозвучавших здесь доказательств, однако, убежден, что многие из них служат как раз оправданием моему подзащитному. Прошу Вас, Дамы и Господа, принять это во внимание при вынесении Вашего решения по данному делу”.
Судья (обращаясь к присяжным).
“Вы вынесли свое решение”?
Один из присяжных.
“Да, вынесли” (передает листок с приговором судье).
Судья (зачитывает приговор).
“Гражданин Алкоголь Напиток, Вы признаетесь виновным по всем пунктам предъявленного обвинения. Однако, Суд хочет сделать особое замечание:
1) Необходима широкая и серьезная разъяснительная работа в обществе о пагубном влиянии пьянства.
2) Борьба с пьянством должна осуществляться как средствами общественного воздействия, так и личными усилиями и самовоспитанием каждого человека.
Комментарии:

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....
09 10 2025 4:50:55
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления.
...
08 10 2025 14:43:47
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
07 10 2025 3:52:31
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
06 10 2025 22:14:17
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
05 10 2025 4:39:59
Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения.
Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся.
...
04 10 2025 10:23:54
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....
03 10 2025 22:46:22
Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....
02 10 2025 9:43:45
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...
01 10 2025 2:20:38
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
30 09 2025 1:20:52
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
29 09 2025 13:46:47
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
28 09 2025 22:54:17
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
27 09 2025 2:43:11
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
26 09 2025 16:53:50
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.
...
25 09 2025 18:53:49
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
...
24 09 2025 20:18:55
В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....
23 09 2025 12:46:37
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
22 09 2025 0:14:48
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
21 09 2025 10:55:44
Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....
20 09 2025 14:12:32
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
19 09 2025 13:28:28
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
18 09 2025 16:37:48
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
17 09 2025 16:43:32
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли.
...
16 09 2025 8:46:19
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
15 09 2025 22:31:56
Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер.
...
14 09 2025 11:50:26
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
13 09 2025 6:44:56
лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...
12 09 2025 11:14:45
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
11 09 2025 1:33:11
На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....
10 09 2025 22:47:44
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов».
...
09 09 2025 22:56:42
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала.
Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.
...
08 09 2025 5:30:38

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
07 09 2025 22:56:40
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
06 09 2025 0:20:57
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
05 09 2025 7:49:46
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
04 09 2025 22:59:33
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
03 09 2025 14:20:33

Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....
02 09 2025 4:12:14
Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....
01 09 2025 11:22:33
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
31 08 2025 17:16:43
Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word.
...
30 08 2025 21:20:25
Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....
29 08 2025 11:47:35
Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер.
...
28 08 2025 22:47:59
Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...
27 08 2025 16:31:49
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
26 08 2025 1:47:48
Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....
25 08 2025 10:53:58
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
24 08 2025 9:55:18
Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением.
...
23 08 2025 4:17:50
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....
22 08 2025 9:23:59
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
21 08 2025 17:46:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::