Урок "Суд над господином Алкоголем" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок "Суд над господином Алкоголем"


    Урок "Суд над господином Алкоголем"

Цель урока: заставить учащихся задуматься над проблемой пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков.

Оформление кабинета: плакаты с пословицами и высказываниями писателей о пьянстве.

Народные пословицы:

  • Кто вино любит, тот сам себя погубит.
  • Тот себе вредит, кто в рюмку глядит.
  • Где больше пьют, там больше и болеют.
  • Кто бражкой упивается, тот слезами умывается.
  • Где опьянение, там и преступление.

Ф.М. Достоевский:

Употрeбление спиртных напитков скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей… а главное – неотразимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность.

Л.Н. Толстой:

Вино затемняет сознание человека и усыпляет его совесть, делает его более доступным к дурным побуждениям и поступкам.

Ужасны последствия поглощения алкоголя для отъявленных пьяниц, но, без сравнения, ужаснее то, что всё общество, по своему невежеству, считает безвредным умеренное потрeбление водки, вина, пива.

 На столах у доски расставить таблички с надписями “секретарь суда”, “судья”, “обвиняемый” (около бутылки из-под водки, заполненной водой), “адвокат”, “прокурор”, “народные заседатели”.

Остальные столы отодвинуты к задней стене кабинета – это места для зрителей и свидетелей. Для свидетелей – “больных органов” – заготовлены маски с прорезями для глаз и рта в виде этих органов, истерзанных болезнью.

План работы суда:

0. Секретарь суда.

1. Речь судьи.

2. Выступление обвинителя (прокурора).

3. Выступление защитника (адвоката).

4. Опрос свидетелей.

5. Вынесение приговора.

Ход суда

Секретарь.

“Встать! Суд идет!” (Судья и заседатели входят и рассаживаются). “Прошу садиться”.

Судья.

Три раза ударяет деревянным молотком и объявляет: “Заседание суда объявляю открытым. Слушается дело господина Алкоголя Напитка по иску, поступившему от общественных организаций. Алкоголь Напиток обвиняется в:

1. Разрушении здоровья человека. При систематическом употрeблении алкоголя возникают стойкие нарушения функций различных органов, а также увеличивается число аварий и несчастных случаев.

2. Увеличении числа правонарушений людьми, находившимися в состоянии алкогольного обвинения.

3. В многочисленных способах разрушения семей:

а) рождение умственно и физически неполноценных детей;

б) создание таких условий в семьях алкоголиков, когда невозможно полноценное воспитание и обучение детей;

в) ухудшение материального положения семьи.

4. Разрушении способности человека к труду – одного из главных качеств человека”.

“Сейчас будет предоставлено слово обвинителю, защитнику и свидетелям с обеих сторон, а затем Вам, господа присяжные заседатели, предстоит вынести решение по данному делу. Будьте внимательны и справедливы.

Слово предоставляется Прокурору”.

Обвинитель (прокурор).

“Уважаемый г-н Судья, уважаемые господа Заседатели!

Представленное сегодня на рассмотрение дело является весьма непростым и чрезвычайно важным. Его актуальность обостряется напряженной обстановкой, сложившейся в нашей стране в результате различных социальных потрясений. Обеднение значительной массы населения, неуверенность в завтрашнем дне, стремление уйти от решения острых вопросов современности, найти успокоение в целенаправленном одурманивании собственного мозга, толкает все большее число людей в объятия страшного зла, имя которому “пьянство”.

Пусть говорят, что история винопития уходит своими корнями в глубь веков, насчитывая около 10 тысяч лет. Однако при этом забывают, что есть огромная разница между тем, что и как пили в древности, и тем, что и как пьют сейчас. Известно, что в древние времена вино, как правило, употрeблялось в значительно разбавленном виде. Об этом писал еще Гомер в своей “Одиссее”:

“Если когда тем пурпурно-медвяным вином насладиться

В ком пробуждалось желанье, то в чашу его нацедивши,

В двадцать раз боле воды подбавляли…”

Уже тогда жизнь подсказывала людям, что тысячу раз был прав гениальный врач Гиппократ, связывая появление умственно отсталых и физически нездоровых детей с пьянством их родителей. И потому народ старался не нарушать законов природы. А многие государства вообще запрещали винопитие молодым людям, еще не создавшим семью.

Однако со временем люди стали забывать о предостережениях древних. Хотя спирт был открыт еще в средние века и уже тогда крепкие алкогольные напитки стали появляться не только на праздничном столе, пьянство распространилось во многих странах мира лишь в XIX веке. И все же, вплоть до первых десятилетий XX века количество злоупотрeбляющих спиртным можно было выразить в единицах процентов. И только во второй половине XX столетия винопитие стало массовым явлением. Алкоголь прочно вошел в жизнь народов…

И расплата не заставила себя ждать…

Неопровержимо доказано, что в настоящее время 60% всех детей, страдающих той или иной неполноценностью, получили ее вследствие нетрезвого образа жизни их родителей. Одного из них или обоих.

А мировое производство, а значит и потрeбление, спиртных напитков и не думает снижаться. Пить стали чаще и больше.

Особую озабоченность вызывает то факт, что к спиртному стало приобщаться все больше женщин. Еще в начале XX века немецкий психиатр Э. Крешлин утверждал, что если и женщины будут употрeбллять алкоголь, то потомству грозит гибель. Пророческие слова ученого начали сбываться.

Еще большую тревогу вызывает массовое приобщение к спиртному юного поколения. Медико-социологические исследования показали, что до 75% восьмиклассников и не менее 90% выпускников школы, мягко говоря, не только пригубляют вино.

В погоне за неслыханными прибылями недобросовестные “бизнесмены” скупают за границей некачественную, вредную для здоровья, а потому и дешевую продукцию виноводочной промышленности, нередко разливая ее в импортные емкости с броскими этикетками известных фирм, и продают в своем отечестве по завышенным ценам. Телевидение, радио и печать неоднократно сообщали о серьезных отравлениях людей, нередко со cмepтельным исходом, в результате распития напитков, приобретенных у таких “коммерсантов”.

Применение алкоголя в значительной мере обусловило рост преступности, числа разрушившихся семей, обездоленных детей, бытового и производственного травматизма, создало угрозу серьезных потрясений мировой культуры.

Неопровержимо установлено, что алкоголь нарушает целостность генетических структур и, в конечном счете, грозит вырождением человечеству.

Уважаемый суд. На основании изложенных фактов, я настаиваю на признании вины обвиняемого Алкоголя и вынесении ему самого сурового наказания. Дарованные человеку разум и совесть требуют от нас этого. Я закончил”.

Судья.

“Слово предоставляется Адвокату”.

Защитник (адвокат).

“Уважаемый г-н Судья, уважаемые господа Заседатели!

Господин Прокурор нарисовал нам поистине страшную картину разрушительного воздействия Алкоголя на человеческое общество. И, хотя я не сомневаюсь в достоверности приведенных фактов, я все же возьму на себя смелость возразить сделанным выводам.

Начну с того, что появление на свет алкогольных напитков не осталось незамеченным как раз в той области человеческой деятельности, которая в наибольшей степени противостоит злу и которой, как убеждал нас г-н Прокурор, в ближайшее время грозят серьезные потрясения не без помощи Алкоголя. Я говорю, господа, о культуре.

Вспомним, например, один из гимнов древнеиндийского эпоса “Ригведы”, написанного в X веке до нашей эры:

“Мы выпили сомы, мы стали бесcмepтными, мы достигли света, мы нашли богов”.

Что такое “сома”? А это ничто иное, как алкогольный напиток древних ариев. И, как видите, люди верили, что именно сома может подарить им бесcмepтие и могущество богов.

Вспомним античный эпос. Как известно, у древних Греков покровителем виноградарства и виноделия был Дионис, сын верховного бога Зевса, а у древних Римлян – Вакх.

Чтобы не слишком уходить от темы, напомню известные слова древнерусской летописи: “Веселие на Руси – есть питии”, что в переводе на современный язык означает: “Употрeбление алкогольных напитков является занятием, доставляющим веселие на Руси”.

Наша национальная гордость, Александр Сергеевич, как Вы помните, писал: “Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей”, тем самым подтверждая выводы упомянутой летописи. И заметьте, он ведь не сказал: “Где же рюмка?”, сделав выбор в пользу определенной меры емкости.

Что говорить, и у нас на Родине, и в целом мире вряд ли удастся найти мало-мальски известного поэта, который бы не отдал должное этому напитку. И не только поэты, но и художники, артисты, ученые.

Не спорю, чрезмерность в любом деле приводит к негативным, а нередко и плачевным результатам. И в этом смысле увлечение алкоголем очевидно может дать тот эффект, на который нам указал г-н Прокурор. Но виноват-то в этом, я считаю, не сам Алкоголь, а те конкретные люди, которые поддаются его коварному обаянию. Именно они, потерявшие чувство меры, бдительность и волю, прежде всего виновны в своей судьбе, а не тот напиток, к которому они пристрастились. Ну и, конечно, те конкретные чрезвычайные обстоятельства, в которые попадают люди, например, упомянутые г-м Прокурором катаклизмы и общественные потрясения. И все же я повторяю, человек – мера всего, и, прежде всего, надо спрашивать с него, а не с той эпохи, в которую ему выпадает жить!

Сдержанность, самоконтроль и малые дозы, Господа, – достаточно серьезные меры борьбы против негативного воздействия Алкоголя.

Да и так ли уж страшен Алкоголь, Господа, при правильном с ним обращении? Насколько мне известно, он даже менее разрушителен, чем наркотики, токсины и даже никотин.

Не будем лукавить, с его помощью создается хорошее настроение, приходит веселье, забываются повседневные заботы. Вслед за итальянским алхимиком Валентиусом мы можем повторить, попробовав вина, что это – “эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым”.

В соответствие со сказанным, я прошу Суд признать обвиняемого невиновным.

Господа, я закончил”.

Судья.

“Приступаем к опросу свидетелей. Вызывается свидетель Химикова”.

Свидетель 1. Химикова.

“Я – медэксперт городской прокуратуры. Хочу ввести Вас, уважаемый Судья и Заседатели, в курс дела; открыть Вам истинное лицо обвиняемого.

(Показывает на доску, там: формула спирта, научное название).

В организме человека постоянно содержится небольшое количество этилового спирта, образующегося на промежуточных этапах обмена углеводов или в результате бродильных процессов в пищеварительном тpaкте. Небольшие количества этанола, поступающие в кровь вследствие указанных процессов, быстро обезвреживаются ферментными системами печени и других тканей.

Иначе протекают реакции при поступлении в организм больших количеств алкоголя извне. Он быстро всасывается слизистой оболочкой рта, желудка и кишечника. Свободный алкоголь полностью исчезает из организма спустя 5-15 часов после приема. Наибольшая часть поглощаемого этанола концентрируется в головном мозге и печени, меньшая – в других органах (легкие, почки, мышцы и др.). Примерно 90-95% принятого алкоголя окисляется и лишь незначительная часть удаляется с мочой (2-4%) и через легкие с выдыхаемым воздухом (3-7%). Скорость окисления колeблется в зависимости от индивидуальных особенностей организма, она генетически предопределена и составляет у разных людей от 4 до 14 г/час.

Начало распада алкоголя происходит в печени, он превращается в ацетальдегид. Затем ацетальдегид разносится током крови по всем органам и тканям, где и происходит его дальнейшее химическое превращение. Ацетальдегид – химически очень активное и очень токсичное соединение. Поэтому влияние алкоголя на биохимические и функциональные процессы в организме, на структуру клеток и тканей складывается по существу из эффектов двух веществ – этилового спирта и ацетальдегида.

Основное действие алкоголя на центральную нервную систему: угнетение, торможение вызывается целой молекулой этанола. Ему предшествует возбуждающее (эйфоризирующее) действие, которое выражено в период всасывания, когда же концентрация алкоголя в мозге максимальна, а в крови начинает падать, проявляется его угнетающее, тормозящее действие.

Ацетальдегид гораздо более активен, чем этанол, по отношению ко многим биохимическим реакциям. Так, на образование ацетальдегида расходуется большая часть (до 75%) окислительных возможностей печени. Это нарушает (тормозит) течение нормальных окислительно-восстановительных реакций: подавляется синтез гликогена, окисление жирных кислот и аминокислот и т.д. Сам ацетальдегид, обладая высокой реакционной способностью, изменяет нормальное течение биохимических реакций, соединяясь с белками, аминокислотами, другими органическими соединениями, подавляя дыхательные процессы в клетке.

Таким образом, алкоголь и его производное – ацетальдегид – грубо нарушают пpaктически все стороны обмена веществ в организме, и, что очень важно, образование медиаторов нервной системы (катехоламинов).

И еще одно действие алкоголя на организм. Алкоголь приводит к обезвоживанию клеток организма. Сейчас мой помощник убедит Вас в этом”.

Помощник ХимиковойРетортов.

(Показывает опыты:

1) при сливании спирта и воды, уменьшение общего объема жидкости;

2) две чашки Петри с проращенными семенами пшеницы:

а) на воде;

б) на разбавленном растворе водки.

Семена в (а) проросли, проростки выглядят прекрасно, в (б) проростков немного, имеют чахлый вид).

“Функции воды в организме всем хорошо известны, так представьте себе, какую физиологическую нагрузку испытывают органы, когда алкоголь отбирает у них воду! Благодарю за внимание”.

Судья.

“Вызывается следующий свидетель: госпожа Пищеварительная система”.

Пищеварительная система (держит у лица маску в форме желудка).

“Господин судья! Обвиняемый обманул меня. Он обещал мне, что общение с ним приведет к возбуждению аппетита, омоложению моих органов и тканей, но оказалось совсем наоборот. При систематическом употрeблении алкоголя возникли стойкие нарушения функций моих органов. Первым пострадал желудок, ведь алкоголь непосредственно раздражает его слизистую оболочку. Сначала наблюдалось разрастание клеток (гипертрофия), а затем их истощение (атрофия), и пищеварительная функция резко ослабла, желудочный сок стал малоактивен, т.е. снизилось количество пепсина в нем.

А позднее на слизистой желудка появились несколько десятков язв разного размера. И теперь я ощущаю боль в подложечной области, тяжесть после еды, изжогу, отрыжку кислым, тошноту, сухость во рту натощак… И это еще не все, ведь язвенная болезнь опасна и возможностью прободения язвы с возникновением тяжелого кровотечения и перитонита (воспаления брюшины). Кроме того, язва желудка справедливо рассматривается как предpaковое заболевание.

А печень! О ужас, что стало с моей печенью! Она старалась постоянно нейтрализовать алкоголь, находящийся в крови в повышенной концентрации. В результате этого обмен веществ в ней постепенно нарушался, активно функционирующие клетки частично атрофировались, часть их погибла, а их место заняла соединительная и жировая ткань, т.е. произошло так называемое перерождение печени, при котором ее функциональные способности резко снизились. Потом развилось воспаление – гепатит, а теперь начинается сморщивание – цирроз. Представьте себе, во что превратилась моя жизнь, если едва пробудившись утром и на протяжении дня я постоянно ощущаю тяжесть и сильные боли в правом подреберье, сниженный аппетит, отвращение к жирной пище, тошноту после еды, рвоту слизью по утрам.

Уже прохожие на улице шарахаются от меня, так я истощена, малокровна, бледна и желтушна. Живот и особенно область печени выбухает…”.

Судья.

“У Вас всё, свидетель? Благодарю, Вы свободны. Есть ли у Вас вопросы, г-н прокурор? Г-н адвокат?

Прокурор.

“Все ясно, вопросов нет”.

Адвокат.

“Я воздержусь от вопросов”.

Судья.

“Приглашается свидетель госпожа сердечно-сосудистая система. (Появляется маска красно-синюшного цвета). – Ой! Что с Вами, свидетель?”

Сердечно-сосудистая система.

“Увы, я тоже стала жертвой сладкоголосых обещаний обвиняемого. Алкоголь нарушил нормальный ритм сокращений сердца, вызвал спазм сосудов сердца и мозга. Проявилось это различными неприятными ощущениями – давлением, “замиранием” сердца, его сжиманием и т.д. Изменилось и артериальное давление, сформировалась стойкая гипертония. Ах, если бы Вы знали, что произошло с моей сердечной мышцей вследствие нарушения обменных процессов. Бедный миокард, его мышечная ткань стала дряблой, мышечные волокна частично заместились жировой и соединительной тканью, что привело к снижению сократительной способности сердца, и оно перестало справляться с нагрузкой: быстрая ходьба, подъем по лестнице – это, увы, не для меня, тут же появляются сердцебиение, одышка, слабость.

И, ведь, представьте себе, ничего крепкого я не употрeбляла, только пиво. И совсем недавно узнала, что как раз сочетание алкоголя с большим количеством жидкости особенно нeблагоприятно действует на сердечную мышцу. Происходят особенно выраженные дистрофические процессы в сердечной мышце, сопровождающиеся интенсивным развитием жировой ткани и резким ослаблением ее тонуса, что приводит к перерастяжению сердца, которое становится буквально огромных размеров; такое сердце получило название “пивного”, или “бычьего”.

Под влиянием алкоголя в кровеносных сосудах усиленно развиваются склеротические изменения: эластичная ткань стенок сосудов замещается грубой соединительной тканью, в стенках в увеличенном количестве откладываются холестерин, известь и т.д.

Многие сосуды, и в первую очередь мелкие вены, под влиянием алкоголя постоянно находятся в расширенном состоянии. Поэтому у злоупотрeбляющих алкоголем лицо нередко бывает красным, а порой и синюшным – вследствие стойкого расширения вен носа и щек. Так что уж Вы, господин Судья, извините, что я напугала Вас своим внешним видом”.

Судья.

“Вызывается свидетель господин Головной мозг. Давно ли Вы знакомы с обвиняемым?”

Головной мозг (у лица – соответствующая маска).

“Да, господин судья, с 15 лет. Собираясь в компаниях с друзьями, мы звали в гости и господина Алкоголя, постепенно он стал завсегдатаем в нашем доме. А сейчас, извините, я не могу долго разговаривать, сильно болит голова. При поступлении Алкоголя в организм 30% его задерживается в головном мозге. Под влиянием Алкоголя произошли изменения моей нервной ткани частично дегенеративного, частично воспалительного хаpaктера, местами даже возникла атрофия. Резко усилились атеросклеротические процессы, т.е. произошла закупорка некоторых сосудов мозга, и теперь я опасаюсь их разрыва с кровоизлиянием в нервную ткань, т.е. инсульта.

Кроме того, у меня возник алкогольный полиневрит – воспаление нервов. Очень неприятная болезнь, скажу я вам: расстройство чувствительности, жжение, ощущение ползания мурашек, боли по ходу нервов, снижение силы мышц конечностей, их вялость, дряблость и атрофия. Ну и разнообразные нарушения психики… Лучше об этом и не говорить”. (Уходит со сцены).

Судья. (Беспомощно разводит руками).

“Вызываются свидетели Плацентова и Родин, представьтесь суду”!

Плацентова.

“Я – акушер городского роддома”.

Родин.

“А я – детский врач роддома”.

Плацентова.

“Нам наиболее часто приходится встречаться с делом рук господина А. А самое черное из его дел – появление больных детей и детей-уpoдов.

Пагубное действие А. оказывает на многие звенья репродуктивной функции. Молодые женщины, неравнодушные к спиртному, нередко расплачиваются

1) снижением вероятности зачатия,

2) патологически протекающими беременностью и родами,

3) рождением неполноценного (физически или психически) потомства, а то и мертворождаемостью.

Почему спиртное особенно опасно для женщин? Потому что в отличие от противоположного пола, они наделены специфическими биологическими особенностями. Известно, что cпepматозоиды проходят свой полный цикл развития в среднем за два месяца, после чего на смену им нарождается новое поколение. У женщин же яйцеклетки проходят аналогичный цикл развития в течение 12 – 55 лет, т.е. заложенные в яичниках (еще в период внутриутробного развития дeвoчки) овоциты могут созреть и дать жизнь потомству в любой год этого длительного срока. Поэтому яйцеклетки, отличающиеся своим долгожительством, могут стать своего рода банком для различных вредных веществ, в том числе алкогольного или табачного происхождения. Такие клетки могут нести будущей жизни патологическую информацию.

Вот почему если врачи говорят молодому мужу, что его ребенок будет иметь много шансов родиться и вырасти здоровым, если он в течение 2-3 месяцев до предполагаемого зачатия будет строго соблюдать “сухой закон”, то женщине никаких сроков воздержания от алкоголя мы назвать не можем. Ей, как говорится, сам бог велел вести трезвый образ жизни до тех пор, пока она собирается еще рожать детей.

А во время беременности вся ответственность – на женщине. Если беременная употрeбляет даже самые легкие вина, то все равно в организме развивающегося плода обязательно возникнут патологические реакции. В органах и тканях плода постепенно формируется комплекс изменений, называемый алкогольным синдромом плода (АСП). Господин Родин, расскажите суду об этом”!

Родин.

“АСП – этот термин означает развитие физической и психической неполноценности зародыша и плода. Бoльшая часть пороков формируется в первые три месяца внутриутробного развития ребенка, когда происходит закладка его органов.

Клиническая картина АСП разнообразна. Её признаки могут быть сгруппированы следующим образом:

1) нарушение питания и обмена веществ у плода (дети рождаются с недостаточной массой тела и затем медленно набирают ее еще долгое время после рождения) ;

2) нарушение строения черепа (голова до 1/3 размера от нормальной, лоб низкий и узкий, глазная щель укорочена, “волчья пасть”, “заячья губа”) ;

3) изменение строения конечностей (неполное разгибание в локтевых суставах, деформация или укорочение костей, пальцы одинаковой длины, могут срастаться по всей длине или имеют высокую перепонку (“лягушачья лапа”) ;

4) изменение строения внутренних органов (3-х камерное “лягушачье” сердце, различные другие пороки сердца; функциональные и структурные расстройства нервной системы.

Новорожденные с АСП отказываются брать гpyдь, поэтому плохо набирают массу, постоянно возбуждены, кричат, плохо спят. В дальнейшем у них также проявляется замедленность развития. К возрасту школьного обучения становится ясно, что умственное развитие находится на уровне идиотии.

Такие дети быстро погибают, причиной cмepти являются несчастные случаи (которые происходят из-за неспособности оценить опасность) или инфекционная болезнь, ибо иммунная система также недоразвита. Но это в случаях тяжелого поражения.

Но даже, если возникает легкая или средняя степень поражения, не проявляемая видимыми уpoдствами, дети пьющих родителей всю жизнь страдают постоянной эмоциональной неуравновешенностью, непереносимостью больших физических и психических нагрузок.

Примите к сведению мои показания”. (Врачи уходят на свое место).

Судья.

“Приглашается свидетель Кайф Леонид. (Входит Кайф). Вы знакомы с обвиняемым”?

Кайф.

“Да, знаком”.

Судья.

“Расскажите поподробнее о Ваших взаимоотношениях”.

Кайф.

“Познакомились мы давно. Мать моя рассказывала, что когда я ходил в ясли, она давала мне по ложечке кагора на ночь, чтобы я не орал и лучше спал. Я этого, конечно, не помню, но вот со школы, кажется, с шестого класса мы с ним стали встречаться чаще. Праздник был – 1-е мая. К нам гости понаехали – родственники отца и матери. Ну, конечно, стол, еда там всякая. И бутылки, много. Сидят, пьют, закусывают, шумят, смеются – балдеют, словом. Вот дядя Коля и кричит отцу: “Степан, а ты чего, своему пацану не наливаешь еще”? “Да нет, – отвечает отец, – пока не наливаю, мал еще”. “Ты чего, – дядя Коля говорит, – смотри, он у тебя здоровый какой, скоро тебя догонит. У него, небось, уж и невеста есть, или даже две. Лёнь, – кричит мне, – есть у тебя девчонка? Чего нет, чего – нет?! Ну-ка, иди сюда! Давай, братан, – говорит он отцу, – выпьем за его невесту. Чтоб справная была. Как конь. И глаза у нее чтоб как вот эти сливы. И чтоб все остальное при ней было. И жениху нальем! А то как же – невесте можно, а жених – стой и губами шлепай!..”

Отец маленько посопротивлялся, но не очень. Ну шлепнули по одной. А дядька закусил и совсем развеселился. “Никак, говорит, не дождусь, Степан, когда у тебя внук появится! Страсть как поглядеть на твоего внука хочется! Давай, говорит, Ленька, выпьем за твоего сына. Пусть ему и нам хорошо будет”. И выпили. И так хорошо стало… Принялись петь. Потом обнимались и целовались. Дядька все просил кому-то привет передать, но я уж хорошо не помню, потому что провалился куда-то. Но все было клёво! Я с тех пор праздники и всякие торжества очень полюбил.

Правда, сейчас кажется, что праздников у нас маловато. Поэтому мы с ребятами теперь иногда и по выходным собираемся. Музычка… Гитарка… Заутюжим – и балдеем! Не жизнь, а кайф!

Что, не верите? Вон, возьмите, ребят спросите!”

Судья.

“У Вас – всё?”

Кайф.

“А чего ж еще?”

Судья.

“Вы свободны. Приглашается свидетель госпожа Биттнер”.

  • Госпожа Биттнер.
  • Свидетель Затравкин.
  • Следователи горсуда Петрова и Сидорова.
  • Свидетель Светова.
  • Врач скорой помощи Быстрова, и др.

После заслушивания их показаний судья предоставляет заключительное слово прокурору.

Прокурор.

“Уважаемые Дамы и Господа! В ходе судебного разбирательства Вам были представлены настолько аргументированные и убедительные доказательства вины подсудимого, что я не хочу обременять Вашего внимания новыми фактами и доказательствами. Я закончил”.

Судья.

“Заключительное слово предоставляется адвокату!”

Адвокат.

“Уважаемые Заседатели! Я совершенно согласен с моим коллегой в отношении достаточности прозвучавших здесь доказательств, однако, убежден, что многие из них служат как раз оправданием моему подзащитному. Прошу Вас, Дамы и Господа, принять это во внимание при вынесении Вашего решения по данному делу”.

Судья (обращаясь к присяжным).

“Вы вынесли свое решение”?

Один из присяжных.

“Да, вынесли” (передает листок с приговором судье).

Судья (зачитывает приговор).

“Гражданин Алкоголь Напиток, Вы признаетесь виновным по всем пунктам предъявленного обвинения. Однако, Суд хочет сделать особое замечание:

1) Необходима широкая и серьезная разъяснительная работа в обществе о пагубном влиянии пьянства.

2) Борьба с пьянством должна осуществляться как средствами общественного воздействия, так и личными усилиями и самовоспитанием каждого человека.



Комментарии:

Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности


    Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности

      Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...

25 04 2025 15:31:44

Грибы: особенности строения и жизнедеятельности

Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....

24 04 2025 7:54:21

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....

23 04 2025 9:27:29

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс


    Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

      В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

22 04 2025 11:11:26

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

21 04 2025 4:20:23

Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс


    Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс

      Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. ...

20 04 2025 1:29:42

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

19 04 2025 5:31:33

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

18 04 2025 19:53:20

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"


    Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"

      Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....

17 04 2025 13:34:58

Викторина по биологии "Что? Где? Когда?"


    Викторина по биологии "Что? Где? Когда?"

      В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....

16 04 2025 15:31:17

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

15 04 2025 19:31:36

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

14 04 2025 14:57:23

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

13 04 2025 4:24:28

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

12 04 2025 7:38:42

Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"


    Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"

      Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией. ...

11 04 2025 17:16:53

Бинарный урок "Век величайших открытий"


    Бинарный урок "Век величайших открытий"

      Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....

10 04 2025 17:31:41

"Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс


    "Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс

      Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания. ...

09 04 2025 3:32:35

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"


    Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

08 04 2025 22:43:22

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"


    Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

      Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

07 04 2025 2:43:16

Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"


    Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"

      Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....

06 04 2025 19:22:35

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

05 04 2025 20:14:17

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

04 04 2025 17:23:30

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

03 04 2025 6:20:51

Игровая деятельность на уроках биологии


    Игровая деятельность на уроках биологии

      Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

02 04 2025 18:49:35

Фотосинтез Биология

Фотосинтез  Биология Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...

01 04 2025 16:59:57

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

31 03 2025 2:15:32

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

30 03 2025 22:45:15

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

29 03 2025 12:12:52

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

28 03 2025 23:55:59

Гумopaльная регуляция

На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....

27 03 2025 10:29:30

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

26 03 2025 1:35:12

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"


    Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

      Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

25 03 2025 23:32:15

Повторяем теорию Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....

24 03 2025 8:44:53

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"


    Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

      Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....

23 03 2025 9:36:22

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

22 03 2025 23:53:40

"Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"


    "Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"

      Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....

21 03 2025 1:41:16

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

20 03 2025 20:43:19

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

19 03 2025 2:36:10

Урок биологии "Вегетативное размножение растений". 6-й класс

Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....

18 03 2025 23:29:58

Урок экологии по теме «Ландшафт – как фактор здоровья». 10-й класс

Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....

17 03 2025 18:16:21

Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии


    Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

      Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....

16 03 2025 14:28:36

Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"


    Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"

      Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...

15 03 2025 12:13:18

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"


    Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

      Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

14 03 2025 6:59:57

Защита проекта "Мир водорослей"


    Защита проекта "Мир водорослей"

      На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....

13 03 2025 14:49:47

Использование информационных технологий на уроках биологии. Тема урока "Митоз"


    Использование информационных технологий на уроках биологии. Тема урока "Митоз"

      Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....

12 03 2025 15:44:22

Биотехнология. 10–11-й класс

Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....

11 03 2025 2:44:11

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

10 03 2025 12:56:44

Урок-прогноз "Путь к долголетию"


    Урок-прогноз "Путь к долголетию"

      Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....

09 03 2025 11:42:31

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

      Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

08 03 2025 21:52:31

Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии


    Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии

      В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам. ...

07 03 2025 8:52:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::