Волшебная сила зрения > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Волшебная сила зрения

Источник:


Цель: Показать роль зрения в жизни человека, его важность не только как физического ощущения, но и как психического и эмоционального фактора.

Задачи:

  • образовательная – понимание ценности зрения, зрительного анализатора;
  • развивающая – углубить и усовершенствовать теоретические знания по теме «Анализаторы»;
  • воспитательная – формирование эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру; воспитание целостного восприятия картины мира; пропаганда здорового образа жизни.

 Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И словно молнией небесной
Окинешь бегло целый круг...
Ф.И.Тютчев

Слайды: Звучит музыка: Oakvale

Из всех прелестей человека ни одна не воодушевляла так поэтов и художников, как глаза. Черные, как смоль, или гoлyбые, как сапфир, сияющие карие, того каштанового оттенка, красивее которого нельзя даже найти в природе, или мягкого, прозрачного серого цвета, темнеющего и изменяющегося сообразно с мыслями и эмоциями. Они находят своих влюбленных, своих молчаливых поклонников и поклонниц, которые будут считать, что именно эта пара глаз самая прекрасная и самая неповторимая в мире.

Глаза человека не "притворяются". Уста могут лукавить, но глаза их уличат. Глаза не обманывают, эти честные, открытые "окна души" имеют громадную силу добра и зла. А язык глаз как бы "всемирный", он не нуждается в переводчике. Он суетный или серьезный, правдивый или лживый, эгоистичный или любящий, полный человеческого благоволения.

Древние философы говорили, что глаза - самый ценный дар природы, а зрение - это Божий дар! В глазах отражаются все наши чувства: радость, страдания, равнодушие, любовь или ненависть, страсть. Глаза не только являются зеркалом души человека, но и отражают общее состояние его здоровья. Глаза - как самый важный из органов чувств - заслуживают пристального внимания и заботы. Они играют очень большую роль в общем эстетическом облике человека, глаза - исключительно чувствительный и легко ранимый орган. Глаза всегда должны быть чистыми и сияющими. А для того чтобы они были такими и такими оставались на всю жизнь, необходим ежедневный, тщательный уход за глазами и здоровый образ жизни.

Наш сегодняшний урок посвящен строению глаза, роли зрения в жизни человека, его важности не только как физического ощущения, но и как психического и эмоционального фактора.

Во все века люди верили, что взгляд человека обладает магической силой. Некоторые ученые и медики даже утверждают, что из глаз исходят особые лучи, сила которых может и исцелить, и навредить. Но все ли мы наделены такой силой или это дар избранных? Как тренировать взгляд, чтобы сделать его более энергичным и способным оказывать нужное влияние? Можно ли "читать" по глазам? Видит ли зрячий, всегда ли слеп слепой? Мы попробуем с вами дать ответ на эти и многие другие вопросы.

Вопрос: К каким органам относятся глаза? Ответ: К органам чувств.

Вопрос: А какие органы чувств мы знаем: Ответ: 5 органов чувств: орган обоняния – нос; орган осязания – кожа; орган слуха – ухо; орган вкуса – язык; орган зрения – глаз.

Вопрос: С помощью чего органы чувств воспринимают внешние раздражения? Ответ: С помощью рецепторов. Вопрос: Что такое рецепторы? Ответ: рецепторы (от лат. receptor — принимающий) - окончания чувствительных нервных волокон, преобразующие раздражения, в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему.

Вопрос: Какое значение имеет зрение для человека? Ответ: Человек не может без зрения. Ведь с помощью глаз мы видим природу, родных, близких, друзей. Мы можем запоминать зрительные образы и многое другое… Вопрос: Подберите прилагательные, хаpaктеризующие глаза. Какими они могут быть? Ответы учеников: добрые, злые, сияющие, восторженные, гoлyбые, карие, удивленные, овальные, прекрасные, смеющиеся, нежные и т.д.

Учитель: Какие только глаза не бывают на свете. Но какими бы они не были, все они имеют общее строение. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем нас мире. Они же, по подсчетам Сеченова, дают человеку до тысячи ощущений в минуту.

Глаз – это воспринимающий отдел зрительного анализатора, служащий для восприятия световых раздражений. Человеческий глаз имеет форму шара и состоит из двух составляющих: глазного яблока и вспомогательных структур. Как вы думаете, что относится к вспомогательным структурам нашего глаза? Ответ: веки, брови, ресницы, мышца, двигающие глазное яблоко, слезные железы. Казалось бы, какие функции могут быть присущи этим вспомогательным элементам. Наверное, самые маленькие, не очень важные. На самом деле это далеко не так. Давайте попробуем вместе с вами представить наши глаза без бровей, ресниц и век.

А теперь давайте добавим сюда веки, брови и ресницы. Мы видим совершенно другую картину. Но все-таки эти структуры выполняют не только эстетическую функцию, но и многие другие. Например, наши брови защищают наши глаза от пота; веки и ресницы – от яркого света, от пыли, ярких лучей. Мышцы двигают глазное яблоко. Количество этих мышц равно шести. Давайте попробуем вспомнить, какая именно мышечная ткань образует эти мышцы?

Ответ: поперечно-полосатые скелетные.

Из чего же состоит глазное яблоко? Глазное яблоко, размером всего 24 мм у взрослых и 16 мм у новорожденных, состоит из трех оболочек: белочной или склеры, состоящей из соединительной ткани и впереди переходящей в роговицу – линзу, создающую основную часть преломляющей способности глаза. Склера защищает глаз от микроорганизмов, механических и химических повреждений. За роговицей находится водянистая влага, пропускающая лучи света. Роговица и веки изнутри покрыты конъюнктивой, слизистой оболочкой, также выполняющей защитную функцию.

Вопрос: А как будет называться воспаление конъюнктивы? Ответ: Конъюнктивит.

Вопрос: А что может привести к конъюнктивиту? Ответ: Если человек не соблюдает правила личной гигиены, не моет руки, грязными руками трет глаза, то бактерии попадают на слизистую оболочку и вызывают воспалительные процессы.

Средняя оболочка называется сосудистой, т.к. пронизана кровеносными сосудами. Она питает глаз и увлажняет внутренние части глаза. А внутренняя поверхность оболочки покрыта черным пигментом, который поглощает световые лучи. В средней оболочке находится радужка или радужная оболочка (от греческого «ирис»), которая регулирует размер зрачка. Зрачок, в свою очередь, регулирует количество света, расширяясь и суживаясь при помощи гладких мышц. Зрачки могут расширяться и в тех случаях, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, например, любовью или страхом. Пигмент - меланин, содержащийся в радужке, придает нашим глазам особую красоту. Человек, у которого в радужке отсутствует пигмент, называется альбиносом и глаза такого человека приобретают красный цвет.

Внутренняя оболочка называется сетчаткой и состоит из фоторецепторов: палочек и колбочек. Она воспринимает свет и преобразовывает его в нервные импульсы. Роль фоторецепторов огромна. Именно с их помощью мы воспринимаем мир таким, какой он есть. Об их роли и о том, как они работают, мы поговорим с вами немного позднее.

За зрачком находится хрусталик – прозрачное двояковыпуклое тело, синтезируемое нашим организмом. И, наконец, большую часть глазного яблока занимает так называемое стекловидное тело – совершенно прозрачное студенистое образование. Таково строение одного из удивительнейших органов нашего организма. А теперь мы с вами посмотрим, как же работает наш оптический прибор. О том, что глаз - это оптический прибор, впервые заявил Иоганн Кеплер. Именно он предложил основы физиологической оптики, позволившей ответить на первый принципиальный вопрос: как формируется изображение предметов внешнего мира на сетчатке глаза. Объектив нашего глаза, как и фотоаппарата, - составной. Одна его часть – плотная прозрачная выпуклая роговица толщиной примерно полмиллиметра. Другая часть нашего объектива – хрусталик. Он способен с помощью цилиарных мышц изменять свою кривизну (это явление называется аккомодацией). Хрусталик по совместительству выполняет и еще одну функцию – светофильтра: не пропускает опасные для светочувствительной оболочки ультрафиолетовые лучи и потому имеет несколько желтоватый оттенок. Роль диафрагмы в нашей биологической машине выполняет зрачок, который автоматически, в зависимости от яркости света, может сжиматься или расширяться от 2-х до 8-ми миллиметров в диаметре. Но самое главное и самое, пожалуй, сложное – сетчатка - светочувствительная пленка нашего биологического фотоаппарата. Она может быть цветной - в дневное время, когда задействованы в основном ее особые клетки- колбочки, и черно-белой в сумерки и ночью, когда “работают”клетки - палочки. Сетчатка – это внутренняя оболочка глаза, являющаяся по своему происхождению частью мозга, вынесенной на периферию. Мозг управляет всем актом зрения – координирует движения глаз, фокусирует хрусталики, приводит в действие “диафрагму”, настраивает ”дальномер”,а когда это вызывается обстоятельствами, полностью прекращает процесс видения, закрывая веки. Причем все это происходит за миллионную долю секунды! Итак, вот краткий путь прохождения лучей света: лучи света, отражаясь от предмета, проходят через роговицу, влажные камеры, хрусталик, стекловидное тело и благодаря преломлению в хрусталике, попадают на желтое пятно сетчатки, место наилучшего видения. При этом возникает действительное, обратное, уменьшенное изображение предмета. От сетчатки по зрительному нерву импульсы поступают в центральную часть анализатора – зрительную зону коры больших полушарий головного мозга.

Вопрос: А где находится зрительная зона? Ответ: В затылочной доле коры больших полушарий головного мозга.

Таким образом, человек обладает бинокулярным зрением. Посмотрите на слайд. Мы очень много говорим сегодня о строении глаза, о зрении. Запишите, как называется наука, изучающая строение глаза, его физиологию, методы диагностики, лечения и сохранения зрения. Наука - офтальмология.

Если провести через глазное яблоко зрительную ось, то задняя часть этой оси окажется как раз в центре так называемого «слепого пятна». Это место, где колбочки и палочки вообще отсутствуют. Обнаружить его можно, проведя небольшой эксперимент. Перед вами находятся листы бумаги с красным и зеленым кружками. Отведите этот лист на расстояние вытянутой руки, закройте левый глаз и смотрите на зеленый кружок. Медленно подводите страницу к лицу, пока красный кружок не исчезнет. Значит, его изображение попало как раз на ту точку, где к задней стенке глаза прикреплен зрительный нерв. Это и есть «слепое пятно» сетчатки. Что же это за загадочные палочки и колбочки, как они работают? Посмотрите на слайд.

Колбочки (120 млн.) обеспечивают зрение: центральное, цветовое, острое, дневное. В колбочках находится зрительный пигмент йодопсин. А палочковое зрение (количество палочек – 7 млн.): боковое, черно-белое, не острое, сумеречное. В палочках находится зрительный пигмент – родопсин. Фотохимические реакции способствуют разложению этих пигментов. В темноте они восстанавливаются. Для восстановления родопсина необходим витамин А, которого очень много в моркови, рябине, облепихе, молоке, сливочном масле и т.д.. При его недостатке возникает заболевание – «куриная слепота», т.е. ослабление сумеречного зрения.

Цвет определяется длиной световой волны. В сетчатке существуют три типа колбочек, каждый из которых наиболее чувствителен к свету определенной длины волны: синему, зеленому или красному. Любому другому цвету соответствует та или иная комбинация этих трех основных цветов. Анализируя реакции разных типов колбочек, головной мозг определяет, свет какого цвета действует на сетчатку. Сочетанием трех цветов можно получить белый цвет.

Место наибольшего скопления палочек и колбочек называется желтым пятном, местом наилучшего видения. Особое значение имеет органическая двояковыпуклая линза, синтезируемая нашим организмом или хрусталик, который может менять свою форму в зависимости от поступающего света. Хрусталик преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией. Что такое аккомодация? Аккомодация – это приспособленность глаза четко видеть разноудаленные предметы благодаря эластичности хрусталика. Зрение изучают физиологи, биохимики, оптики, психофизиологи, специалисты в области бионики (наука об особенностях строения и жизнедеятельности организмов с целью создания на основе этих знаний различных приборов, механизмов и т.д.) и многих других наук. В последние годы появились работы, связывающие различные стороны социальной жизни человека с психофизиологией его восприятия. Зрение как социальный феномен проявляется в наблюдении человека за окружающей жизнью, в том, что служит основным информационным каналом: без газет, телевидения и т. п. жизнь человека в XXI веке немыслима. Именно зрение в первую очередь способствует знакомству людей, проявлению их взаимной симпатии, образованию семьи. Ничего так не воспитывает в человеке профессиональных навыков, художественного вкуса, ничто не позволяет так концентрировать внимание, как зримый воочию пример или образ. Поэтому сегодня уже говорят о некой визуальной культуре - умении не только смотреть, но и видеть.

Вопрос: «А что происходит с глазами с годами?» Ответ: С годами глаза обычно тускнеют, но этот процесс, безусловно, может быть приостановлен, если вы будете уделять должное внимание вашей диете, сну, отдыху и упражнениям для глаз.

Вопрос: Что влияет на ослабление зрения? Ответы учеников сравниваются с записями на слайде

Вопрос: Как можно улучшить зрение? Ответ: Ответы учеников сравниваются с записями на слайде

Вопрос: Какие заболевания глаз вы знаете? Дальтонизм – врожденная частичная цветовая слепота, неспособность различать главным образом зеленый и красный цвета; наблюдается чаще у мужчин. Впервые описал это заболевание Джон Дальтон, английский химик и физик, который сам страдал этим заболеванием. Посмотрите на слайд. Вопрос: Как вы думаете, ребята, какой профессией невозможно овладеть людям с таким заболеванием и почему? Ответ: дальтоники не могут быть водителями, потому что не смогут различать зеленый и красный цвета светофора и это приведет к аварийным ситуациям. Близорукость – миопия, возникает при большой оси глазного яблока и лучи, идущие от предмета фокусируются перед сетчаткой. Т.е. человек может хорошо видеть близкие предметы и плохо видит удаленные предметы. Дальнозоркость – возникает при короткой оси глазного яблока и лучи, идущие от предмета фокусируются за сетчаткой. Т.е. человек хорошо видит на большом расстоянии и плохо видит вблизи.

Вопрос: можно ли устранить дефекты близорукости и дальнозоркости? Ответ: Эти дефекты можно устранить применением собирающих линз (при близорукости) или рассеивающих (при дальнозоркости). Посмотрите на слайды. Катаpaкта (от греч. katarrhaktes — водопад), помутнение хрусталика глаза в результате старческого нарушения питания тканей, диабета, повреждения глаза и других причин. Резко ухудшает зрение. Глаукома (от греч. glaukoma — синеватое помутнение хрусталика глаза), заболевание глаз, хаpaктеризующееся повышением внутриглазного давления. Признаки: временное затуманивание зрения, видение радужных кругов вокруг источников света, приступы резких головных болей, после которых наступает понижение зрения. При отсутствии лечения ведет к слепоте. Лечение лекарственное или хирургическое. Глаукома может быть проявлением другого заболевания (напр., вторичная глаукома при внутриглазной опухоли).

Астигматизм - (от a — отрицательная приставка и греч. stigme — точка), искажение изображения оптической системой, связанное с тем, что преломление (или отражение) лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково. Вследствие астигматизма изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом. Астигматизм глаза устраняется с помощью очков с цилиндрическими стеклами, контактных линз. Многие болезни могут привести к потере зрения. Но, к сожалению, это может зависеть не только от болезней.

Музыка: J. LAST - THE LONELY SHEPHERD

Веками люди знали: страшно потерять зрение. Издревле на Руси самым страшным наказанием считалось ослепление. Великим зодчим, архитекторам замечательного храма Василия Блаженного – Барме и Постнику печально известный своей аномальной жестокостью царь Иван Грозный приказал выколоть глаза, дабы нигде и никогда не могли они повторить такую красоту…

Но иногда люди сами, по собственной воле, лишали себя красоты, красоты глаз, счастья видеть, счастья зрения. Эдип, в греческой мифологии сын царя Фив Лая. Эдип по приказанию отца, которому была предсказана гибель от руки сына, был брошен младенцем в горах. Спасенный пастухом, он, сам того не подозревая, убил отца и стал царём. Узнав, что сбылось предсказание оpaкула, полученное им в юности, Эдип ослепил себя, тем самым обрёк на вечные страдания, избрав такое страшное наказание за невиданное преступлении.

Но всегда ли видят зрячие? Как вы думаете? Наверное, нет. Потому что у них, конечно же, есть глаза, глаза – как физический орган, но люди могут быть просто слепы, слепы душевно. Слепы, потому что не видят прекрасное вокруг себя, не замечают красоту природы, красоту близких и незнакомых им людей, боль и страдания других. Глаза таких людей холодны, от них веет холодом души. Наряду с прекрасным, человек так много совершил недостойных его деяний, что ставит под сомнение саму жизнь на нашей планете, кем бы она не была создана. Есть прекрасные строки одного из поэтов, которые я хотел бы вам прочитать:

Бессмысленным взором уставившись в небо,
Я молча смотрю на Глаза в темноте.
А люди вокруг просят зрелищ и хлеба,
Привыкнув к душевной своей слепоте.

Всегда ли слепы люди лишенные зрения? Как вы думаете? Какие примеры вы можете привести? Можно привести множество примеров, когда незрячие люди видят гораздо больше других. В качестве примера можно привести удивительного человека, человека, который, несмотря ни на что, несмотря на то, что у неё отсутствует зрение, несмотря на все трудности, смогла найти себя в жизни. Это Диана Гурская, от песен которой, песен незрячего человека, от песен её незрячих глаз веет теплотой и добром.

О зрении можно говорить много. Я хотел бы рассказать вам о том, что известно науке о так называемом «третьем глазе». Ведь об этом существует очень много легенд. На самом деле третий глаз действительно есть. И это вовсе не мистический глаз, а вполне реальный орган тела, который закладывается у нас при внутриутробном развитии, но затем почему-то рассасывается. Легенды разных народов утверждают, что когда-то очень давно земляне запросто общались с небожителями, и помогал им в этом третий глаз: словно радар, он улавливал нисходящую «космическую энергию». То был золотой век человечества. «Голова у наших предков работала лучше самой совершенной спутниковой тарелки, — говорит Александр Белов. — Но со временем связь с высшими силами пропала. Третий глаз атрофировался за ненужностью». А вот Леонардо да Винчи считал, что в этом органе сосредоточена душа человека.

Музыка: «Мой ласковый и нежный зверь»

Каждый открывает новый мир по-своему. Ребенок, открывший глаза, или щенок, впервые вышедший на солнечный свет. И где-то далеко пушистый зверек, похожий на тигренка, после долгого стрaнcтвия достигает края света, и округляются его глаза и подрагивает мордочка от неожиданной картины!

Сила взгляда, иногда производящего впечатление удара молнии и изменяющего душевный мир человека, нуждается еще в научном объяснении. Случайно встречаются два человека, и от обмена одним только взглядом вся жизнь их изменяется навеки! Какой механизм заключен в этом? Как объяснить научно этот феномен? К сожалению, современная наука пока не в силах дать исчерпывающий ответ.

Если слова человека зарождают в вас сомнение, то посмотрите ему прямо в глаза. Если он отводит их, значит, это признак отсутствия храбрости или наглости. Если он смотрит вызывающе или же притворяется холодным, равнодушным, значит, обман раскрылся, ибо душа как бы смотрит сквозь глаза и выдает коварство. А вот дети, дети глядят на мир чистыми, восторженными и удивленными глазами; но по мере того, как развивается их разум, глаза преобразуются в прекрасный овал. Глаза таких людей прозрачны, как горный родник, - глаза, выдающие глубину вдумчивой серьезности, благородные мысли и деяния, вызывающие лучшие побуждения.

Существует целое искусство – искусство взгляда. Например, искусство, с каким женщина пользуется своими глазами, - это, пожалуй, самый тонкий способ влияния на других и очарования их. Если женщина не умеет глазами выражать нежность, кротость и живость с тысячью утонченных градаций, отражающих волнения ее души, значит, она пренебрегла источником неоценимой силы. Талант и живой интеллект заставляют глаза двигаться свободно и легко, сверкая задушевными лучами, всем светом своей души. Робкие же глаза как бы молят и просят о пощаде, вопросительно глядя на мир.

Люди, которые с детства были слепыми и неожиданно прозревали, не могли привыкнуть к восприятию окружающего, не могли научиться видеть зрительный мир, хотя он и дарит всем людям столько радостей. Мир образов, искусства и науки, мир красоты и красок, мир знакомых и незнакомых лиц, мир букв и знаков был для них непривычен, они страшились его и после долгих мучений возвращались к жизни слепого, снова читали на ощупь по методу Брайля, хотя вполне различали буквы наяву. Подтверждалась старая истина: глаз не просто орган чувства, а часть мозга, вынесенная на передний край восприятия. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,— это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Про глаз можно сказать, что это самостоятельный организм в организме человека. Процесс зрения так и остается одним из самых непознанных процессов в природе. И до сих пор нет также общепризнанной теории зрения. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок был для вас интересным и познавательным.

На фоне греческой музыки:

От нас с вами зависит, какими глазами мы смотрим на окружающий нас мир: добрыми или злыми, излучающими лучики добра и счастья или тревоги и безразличия. Как мы смотрим в глаза своим родителям: с благодарностью и нежностью, или с осуждением и непониманием. Как мы смотрим в глаза своим друзьям и знакомым, что испытывают, встречаясь глазами с нами незнакомые нам люди?

Учитесь, учитесь смотреть на мир открытыми и честными глазами, и счастье жизни непременно посетит вас и ваш дом, вашу душу, ваш внутренний многогранный мир: мир добра и любви. Вы - создание Природы, создание светлого Разума, Добра и Мира. Так оставайтесь же частью Природы, не отворачивайтесь от неё и перед вами откроется большая и светлая жизнь. А для этого нужно правильно использовать волшебную силу своего зрения.

На экране идут титры на фоне изображения глаз, смотрящих сквозь время:

Человек, продолжи сотворенье
Сотворенного – твоим Творцом,
Строй себя, как строят светлый дом,
Совершенствуй мысли и стремленье!
Остановка даже на мгновенье
Станет мира тленьем и концом.
Лев Ионович Болеславский

Использованная литература:

  1. yschtz.zebra.net/7/7_ru.html

Презентация.

Приложение 1

Приложение 2


Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

05 07 2022 1:32:10

Опopно-двигательная система человека: строение и функции

Опopно-двигательная система человека: строение и функции Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

04 07 2022 22:30:42

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

03 07 2022 20:16:17

Обобщающий урок на тему «Бактерии»


    Обобщающий урок на тему «Бактерии»

      Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....

02 07 2022 19:45:22

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

01 07 2022 7:10:28

Урок-путешествие "Мир чувств"


    Урок-путешествие "Мир чувств"

      Урок является вводным по теме «Анализаторы», проводится в 8-м классе. Цель урока: дать понятие об анализаторах, их структуре, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность головного мозга. ...

30 06 2022 19:28:19

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"


    Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

29 06 2022 23:51:24

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

28 06 2022 14:13:12

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

27 06 2022 15:20:58

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

26 06 2022 23:10:17

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

25 06 2022 17:51:40

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

24 06 2022 21:34:24

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

23 06 2022 11:10:53

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

22 06 2022 18:24:26

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

21 06 2022 3:57:29

Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО"

Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....

20 06 2022 13:43:40

Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий


    Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий

      В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....

19 06 2022 10:57:53

Урок-исследование "Основы рационального питания"


    Урок-исследование "Основы рационального питания"

      Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...

18 06 2022 10:22:36

Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)


    Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)

      Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....

17 06 2022 15:23:25

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....

16 06 2022 1:17:38

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

15 06 2022 10:46:52

Урок биологии по теме "Голосеменные"


    Урок биологии по теме "Голосеменные"

      Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...

14 06 2022 11:12:18

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

13 06 2022 0:52:42

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....

12 06 2022 13:38:54

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

11 06 2022 13:21:51

Возможности интегрирования преподавания различных школьных предметов и деятельности психолога (на примере преподавания биологии в 8-м классе и психологии)


    Возможности интегрирования преподавания различных школьных предметов и деятельности психолога (на примере преподавания биологии в 8-м классе и психологии)

      На динамичном этапе развития школы возникают трудности, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним относятся использование ИКТ-ресурсов, информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций, которые необходимо формировать у воспитанников....

10 06 2022 20:50:10

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"

      Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....

09 06 2022 12:58:41

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

08 06 2022 11:35:51

Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"


    Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....

07 06 2022 8:56:29

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

06 06 2022 21:51:37

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

05 06 2022 0:44:12

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

04 06 2022 13:16:27

Путешествие в Китай


    Путешествие в Китай

      Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....

03 06 2022 15:24:53

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

02 06 2022 22:56:20

Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс

      Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....

01 06 2022 10:37:39

Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...

31 05 2022 17:53:10

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

30 05 2022 19:50:25

Внутреннее строение листьев


    Внутреннее строение листьев

      Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....

29 05 2022 8:45:33

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

28 05 2022 22:51:32

Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)


    Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)

      Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....

27 05 2022 23:46:56

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

26 05 2022 16:25:33

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"


    Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

      Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края". ...

25 05 2022 2:19:31

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся


    Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

      Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

24 05 2022 6:52:56

Учебный спектакль "Иммунитет"


    Учебный спектакль "Иммунитет"

      Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

23 05 2022 17:55:21

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

22 05 2022 10:53:52

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

21 05 2022 3:38:39

Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс


    Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс

      Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....

20 05 2022 8:14:31

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"

      Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии. ...

19 05 2022 22:35:10

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

18 05 2022 9:53:13

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....

17 05 2022 8:53:24

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::