Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни"

Цель: познакомить учащихся с периодизацией жизни человека, обобщить материал о влиянии разных факторов на рост, развитие, старение; из фактического материала вывести закономерности возрастных изменений.

Оборудование: репродукции картин Да Винчи “Мадонна Литта”, Ж-Б. Грез “Дeвoчка в сером”, В.Е. Маковский “Дeвyшка в украинском костюме”, В.Е. Ярошенко “Курсистка”, В.Г. Перов “Мальчик, готовящийся к дpaке”, В.И. Суриков “Сибирская красавица”, В.А. Серов “Дeвyшка, освещенная солнцем”, И.Н. Крамской “Портрет И.И. Шишкина”, И.Н. Крамской “Портрет И.А. Гончарова”, И.Н. Крамской “Селянин с уздечкой”, В.Г. Перов “Старики родители на могиле сына”; графики, таблицы возрастных изменений.

На доске перечислены разные категории возрастов.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с особенностями постэмбрионального развития человека. В повседневной жизни и в литературе мы не раз сталкиваемся с понятиями: возраст молочных зубов, годовалый, брачный возраст, возраст дошкольника, возраст совершеннолетия, возраст “почемучки”, возраст избирателя, возраст полного окостенения, возраст Христа.

Какие группы можно выделить в данном перечне, по какому признаку классифицировать? (понятия, которые определяют биологический возраст, психологический, социальный). Понятие “Возраст” подразумевает:

  1. календарный возраст - длительность жизни;
  2. биологический – возраст развития, созревания, старения, определяется по совокупность обменных, структурных, регуляторных процессов;
  3. психологический - уровень развития психических функций (мышления, речи и т.д.) по сравнению со среднестатистическими нормами;
  4. социальный определяется набором социальных ролей.

Постановка целей и задач урока:

Сегодня мы обобщим знания о регуляторных механизмах роста, развития, старения, установим закономерности возрастных изменений, установим взаимоотношения разных возрастных понятий.

Организация работы в группах. Каждая группа получает набор репродукций, тексты о возрастной периодизации, отрывки из литературных произведений и научных статей, пакет заданий.

По предложенным вам материалам сформулируйте, какой фактор влияет на рост, развитие, старение, аргументируйте свои тезисы фактами.

Текст 1

Для нормального роста скелета необходимо достаточное количество гормонов щитовидной железы, они влияют на рост, развитие пoлoвых желез. Тироксин необходим для дифференцировки нервных клеток, повышая тонус ретикулярной формации, тиреоидные гормоны оказывают активирующее влияние на кору больших полушарий. При недостатке развивается карликовость, кретинизм. Недостаток гормонов околощитовидных желез вызывает нарушение костей, волос, ногтей, изменяется условнорефлекторная деятельность. Пoлoвые гормоны надпочечников участвуют в развитие пoлoвых признаков, особенно их роль велика в старческом и детском возрасте. Андрогены гонад влияют на вторичные пoлoвые признаки, на скорость закрытия эпифизарных зон роста. При недостаточной секреции замедляется рост костей, нарушаются пропорции тела. Мужской пoлoвoй гормон оказывает выраженное влияние на высшую нервную деятельность.

Текст 2

Рост организма зависит от наследственности. Наиболее активно дети растут весной и летом: в 3-4 раза быстрее, чем зимой. Время особенно бурного роста специалисты называют периодом физиологического вытяжения, первый приходится на 5-6 лет, второй на 12-14 . Уникальную возможность вымахать в высоту природа предоставляет человеку лишь до определенно возраста: дeвyшкам до 16-18 лет, юношам до 18-20. После этого организм не растет, так как ростковые зоны окостеневают и закрываются. С возрастом набирает силу обратный процесс. С течением лет человек начинает сутулиться, а кости становятся более пористыми и будто спрессовываются под тяжестью тела. После 50 лет рост начинает уменьшаться примерно на 1см. в год. На рост влияет полноценное питание. Организм перестает расти, если ему не хватает солей кальция, фосфора, микроэлементов: цинка, магния, фтора. Недостаток витаминов изменяет рост и развитие. Недостаток витамина А замедляет рост, вызывает “куриную слепоту”, В1 - поражение периферических нервов конечностей, В2 - падение веса, В6 - нервные расстройства, В12 - вызывает заболевание нервной системы. Е- изменения в гонадах.

Текст 3

В начале 20 века человек за жизнь проходил пешком 75 000 км, современный горожанин только 25 000км. Медики говорят о болезненном состоянии малоподвижности. От повседневных нагрузок зависят и сила мышц, и прочность костей, надежность иммунного ответа, активность обмена веществ, состояние сердца, сосудов, легких. Из-за снижения мышечной массы уменьшается емкость всей сосудистой системы, сокращается число работающих капилляров в сердце и скелетных мышцах. У тех, кто мало двигается, из костей и зубов вымывается кальций. Кости становятся ломкими и хрупкими, зубы приходится часто лечить. Физические упражнения необходимы для всех возрастов, но особенно в подростковом возрасте, так как позволяют преодолеть диспропорции тела.

Текст 4

Существуют различия в продолжительности жизни мужчин и женщин. Средняя продолжительность жизни больше у женщин, но здоровье долголетних женщин хуже, чем мужчин такого же возраста. Происходит как бы отбор самых здоровых мужчин вследствие их более высокой cмepтности, женщины хотя и достигают долголетия в относительно большем числе, но обладают грузом перенесенных заболеваний. У мужчин атеросклероз начинает рано прогрессировать, cмepтность у мужчин в 40 лет выше, чем у женщин в 7,4 раза. Пoлoвoй диморфизм существует и во многих хаpaктеристиках жизнедеятельности (АД, работа сердца, легочная вентиляция, содержание гормонов, белков, липидов).

На долголетие влияют взаимодействие 2 составных: генетические факторы и окружающая среда. Из числа возможных влияний социальных факторов на первом месте личностная активность, настроение, адаптация, из медицинских - отсутствие факторов риска (диабет, гипертония), из экологических – место жительства, влияние окружающей среды.

Текст 5

В 1920 году в Индии были найдены 2 дeвoчки, жившие несколько лет в волчьей семье. Бегали они только на четвереньках, очень боялись людей, по ночам рыскали и выли как волки. Старшая только через 2 года произнесла первое слово, через 3 года попыталась встать на ноги, еще спустя 2 года выговаривала 6 слов. Через 8 лет начала с трудом произносить коротенькие простые фразы. 9 лет она провела в миссионерском приюте (с 8 до 17 лет). Полагают, что уровню 10-12 летнего ребенка она достигла бы к 35-40 годам. К настоящему времени описано более 40 случаев поимки “волчьих детей” Человеческое умение ходить на ногах, способность говорить и накапливать знания имеют, несомненно, врожденную основу. Но соответствующие нервные механизмы включаются, только если ребенок общается со взрослыми, постепенно перенимает их поведение. Если упущен критический срок (от нескольких месяцев до 2 лет), то речь не разовьется. Возможность дальнейшего развития в нормальную человеческую личность исключена.

Текст 6

Левое и правое полушария нашего мозга имеют разные функции. Левое отвечает за речь, письмо, счет, логическое мышление, правое обеспечивает восприятие целостных образов, отвечает за художественные способности. Человек не рождается с функциональной асимметрией, она формируется от писания: упражнения активируют левое полушарие. Если человек остается всю жизнь неграмотным или занимается рутинной работой межполушарная, асимметрия у него не развивается. Угасает она и сглаживается у стариков, перестающих заниматься интенсивной умственной деятельностью. Напротив, когда человек решает задачу, требующую умственных усилий, асимметрия возрастает.

Учитель: Ученые, пытаясь объяснить, как разворачивается человеческая жизнь, как происходит взаимодействие генетических факторов и среды предложили модель. Она называется “ландшафт жизни”. Представим себе наклонную местность с холмами и впадинами, по которой катится шар - развивающийся организм. Ландшафт накладывают на движения шара определенные ограничения, по мере того, как он спускается вниз. Случайная впадина или пригорок изменяют курс. Модель иллюстрирует, что существуют естественные пути развития, но среда непредсказуемо влияет на маршрут. Наша жизнь – цепь непрерывных превращений, наступление биологического возраста определяется по изменениям костей, зубов, обменных процессов. Психологи для выделения стадий взяли за основу качественные изменения, связанные с возможностью действовать не только лучше и быстрее, но и главное по-другому. Ученые выделяют кризисные периоды: сензитивные (чувствительные), когда те или иные функции развиваются по принципу “лучше сейчас, чем позже”. У критических периодов принцип: “сейчас или никогда”.

Учитель: на втором этапе урока вам предстоит по графикам и таблицам определить закономерности возрастных изменений.

Группа 1. Возрастные изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС) и ударного объема сердца.

Показатель

Новорожд.

Возраст (в годах)

1

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Частота сердечных сокращений

(Пульс в мин.)

140

120

95

92

90

88

86

84

82

80

78

76

Ударный объем сердца

2,5

10,2

20,6

23

25

27

29,2

31,6

33,4

35,7

38,5

41,4

Новорожденные имеют самые высокие показатели ЧСС и минимальный ударный объем 2,5 см3. В первый год жизни ударный объем увеличивается в 4 раза, за последующие 5 лет в 2 раза. У 15-летнего ЧСС соответствует взрослым показателям, это почти в 2 раза меньше, чем у новорожденного, а ударный объем в 20 раз больше.

О темпах изменения образно сказал Л. Толстой: “От 5-летнего ребенка до меня только один шаг, от новорожденного до 5 летнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина”.

Группа 2. Возрастные изменения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с 20 до 80 лет.

Женщины и мужчины имеют изначально разные показатели. Общая тенденция: максимальные показатели в 25 лет, снижение после 35. После 45 лет у женщин снижение ЖЕЛ выражено сильнее. Максимальные показатели у мужчин 3800, у женщин 3000. Минимальные показатели в 75 у мужчин 3000, у женщин 1800.

Группа 3. Изменение некоторых признаков человека с возрастом. (Приложение1)

Общие тенденции:

1) Снижение показателей с 35 лет;

2) Периоды снижения чередуются с периодами относительной стабилизации;

3) Изменения в каждой системе имеют свои критические годы и в целом для организма не одновременны.

К научным текстам подберите литературные отрывки и репродукции картин.

Группа 4 Текст.

Младенчество (возраст до 1года)

Биологические изменения: зарастания родничка, созревание мышц шеи и туловища, ребенок может держать голову, пытается сидеть; созревание мышц ног позволяют самостоятельно передвигаться, сначала ползать, потом вставать. В 2 месяца появляется улыбка. Возникает зрительное и слуховое сосредоточение, в 3 месяца - “гуление”, в 6 – начало лепета и понимание своего имени, в 9 – совместная игровая деятельность со взрослыми, освоение жестового прощания, в 12 - понимание некоторых обобщенных комaнд. Идет формирование бинокулярного зрения (с13 недель до 2 лет). Если у ребенка косоглазие или поврежден один глаз и дефект за это время не удалось устранить, то полностью видеть этот человек никогда не будет.

Ранний возраст (1-3лет).

Самостоятельное ознакомление с окружающей средой, путем проб и ошибок осваиваются разные способы действий. Ребенок усваивает символические свойства объектов, воображая, что кубик - это машина, а кукла – человек. К 1,5 годам произносит 100 слов, в 2 года - 300,в 3 года - 1500 слов. На втором году дети учатся говорить, понимают символическое значение слов. Иллюстрирует это строки С. Маршака:

Когда изведав трудности учения,
Мы начинаем складывать слова
“ Вода. Огонь. Старик. Олень. Трава”.
И понимаем, есть у них значенье…

Следующий возраст принято называть дошкольным детством. Ребенок быстро расширяет свои возможности: сам ест, одевается, учится кататься на велосипеде, рисовать, резать ножницами. Осваивает первые абстpaкции: геометрические фигуры, календарь, время. Счет, буквы. Словарный запас – 2000слов. Задает много вопросов. С. Маршак, хаpaктеризуя этот период, писал:

Он взрослых изводил вопросом “почему?”
Его прозвали “маленький философ”…

Младший школьный возраст (7-10лет).

Резко меняется весь уклад жизни, появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения, К началу обучения у ребенка складывается определенная самооценка, манеры работы, навыки взаимоотношений с окружающими. Последний период детства протекает плавно, без каких либо кризисов. На этот возраст приходится минимум болезней и психологических травм. Рождается дружба, потрясают первые предательства. Складываются собственные представления, что такое “ хорошо и что такое плохо”.

Подростковый период - переходный (12-15 лет).

Пoлoвoе созревание приводит к росту и диспропорции частей тела, изменяется гормональный статус, формируются вторичные пoлoвые признаки. Работу по перестройке души человек совершает сам. Подросток поглощен самим собой, его мучают страхи, сомнения. М. Цветаева образно выразила это в стихах.

Звенят – поют, забвения лишая,
В моей душе слова: “пятнадцать лет”
О, для чего я выросла большая?
Спасенья нет!…
Что впереди? Какая неудача?
Во всем обман и ах, на всем запрет!
Так с милым детством я прощалась плача
В пятнадцать лет.

За короткий период он превращается из ребенка во взрослого. Меняется организм, психика, взаимоотношения с окружающими, это происходит не одновременно. Биологически зрелый человек может еще долгие годы по состоянию души и положению в обществе оставаться ребенком. Трудности переходного возраста связаны не только с физиологией. Положение подростка в нашей культуре двусмысленно. В древние времена и в сохранившихся архаичных культурах человек, достигший пoлoвoй зрелости, становился полноценным члeном общества. У масаев в 15 лет подростка готовят к переходу в группу защитников племени - статус взрослого. Переход – инициация сопровождается испытаниями. Горе тому, кто звуком выдаст, как ему больно, тогда останется вечным ребенком, подпаском будет выполнять любые поручения сверстников. В 18-19 веке в России на 10-летнюю дeвoчку оставляли весь дом, присмотр за меленькими детьми, а 15-летний становился полноценным взрослым работником.

Группа 6.

Текст Юность (16-20).

Завершается физиологическое взросление (происходит полное окостенение), улучшается внешность, самочувствие. Человек обретает полноту физических и интеллектуальных возможностей. Разницы между мышлением юноши и взрослого уже нет. Расцвет переживают творческие способности, в это время наивысшие достижения в спорте. Но для возраста свойственна тревога, обостренная потребность в понимании. Одиночество, ревность, обида переживается очень остро. Кризис 17-18 лет.

Зрелость.(20-65)

Длительный этап между юностью и старением (с 20 до 65 лет) Выделяют: молодость (20-30)- время самоутверждения себя в любви, карьере, семье, обществе. Пушкин А.С. писал:

Ужель мне скоро тридцать лет?
Так, полдень мой настал…

Период стабилизации (35-43). Закрепляется все то, чего достиг. Человек знает себя и свои возможности, ценит сегодняшний день. Потом наступает критическое десятилетие, возникают депрессивные настроения, усталость от надоевшей действительности, переоцениваются жизненные достижения. Люди переживают кризис середины жизни. Пушкин А.С. писал:

Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно
Что обманула нас она,
Что наши лучшие желания,
Что наши свежие мечтания,
Истлели быстрой чередой
Как листья осенью гнилой.

Период завершается психологическим и физическим равновесием, когда происходит отход от активной трудовой и социальной жизни.

Пожилой возраст (60-75).

Все происходящие в этот период биологические изменения неприятны. Главная задача – осознать свой возраст, принять себя таким, каков есть. Жизненная позиция меняется с активной на пассивную. После 60 люди воспринимают мир как более опасный и сложный, чем в молодости. Отсюда хаpaктерные черты пожилых людей: консерватизм, осторожность, разборчивость. Это возраст утрат - умирают друзья, родные, любимые. Возникают особые взаимоотношения со временем. Всю жизнь его не хватает, а сейчас его надо “коротать”.

Старость (после75)

Заметное ухудшение здоровья, сокращение длины тела, выраженное увеличение сутулости, снижение мышечной силы. Появление морщин.

Человек переосмысливает всю свою жизнь, либо принимает ее как судьбу, или понимает, что жизнь прошла зря. Образно в поговорке: “Старость – лютая зима для невежды и время сбора урожая для мудреца”.

Учитель: Биологические процессы происходят непроизвольно, перестройка души зависит от активности каждого, а изменение социального статуса предусмотрено устройством общества. Человек в разные периоды осваивает социальные роли. Возраст усвоение таких ролей зависит от общества. В старину на Руси 15-летних считали самостоятельными взрослым, в 20 лет становились государственными деятелями. Сейчас 20-летних считают недостаточно зрелыми, чтоб руководить другими, быть лидерами в профессиональной сфере, заводить семью. В разных странах устанавливаются разные временные рамки поступления учебы в школе, совершеннолетия, избирательности, ухода на пенсию. Человек может биологически пройти разные стадии, а социальной зрелости не достичь. В народе говорят: “Кто в 10 лет мужчина, а кто в 40 лет дитя”. Достигший социальной зрелости человек следует нормам общества, если их разделяет, восстает против них, если не согласен. А порой он оказывается способен изменить самые незыблемые правила.

Учитель: какие можем сделать выводы по уроку?

  1. Возрастные изменения обусловлены разными факторами.
  2. Темпы возрастных изменений носят индивидуальный хаpaктер.
  3. Возрастные изменения зависят от пола.
  4. Возрастные изменения в разных системах органов проявляются не одновременно-гетерохронно.
  5. На ранних этапах онтогенеза темпы возрастных изменений интенсивнее в несколько раз, чем в другое время.
  6. Биологические изменения возникают непроизвольно, психологические зависят от активности индивида, а роли и рамки социальных изменений задает общество.

Домашнее задание: из литературных источников найти хаpaктеристики разных возрастов.

Литература:

  1. Безруких Т.Т., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология М.: издательский центр “Академия”, 2002
  2. Смирнова Н.С. Соловьева В.Д. Биологический возраст человека- М.: Знание,1986
  3. Толстых Л. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988
  4. Хрипкова А.Г.и др. Возрастная физиология и школьная гигиена-М.: Просвещение ,1990
  5. Энциклопедия для детей т. 18 Человек. Ч.2 – М.: Аванта, 2003

Рисунок 1

Изменение некоторых показателей человека с возрастом



Комментарии:

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

11 11 2025 21:28:38

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

10 11 2025 11:50:11

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

09 11 2025 2:17:32

Класс насекомые. Общая хаpaктеристика


    Класс насекомые. Общая хаpaктеристика

      При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....

08 11 2025 8:14:41

Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"


    Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"

      Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов. ...

07 11 2025 1:42:20

Биологический урок-игра "КВН"


    Биологический урок-игра "КВН"

      Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками». Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....

06 11 2025 11:24:30

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

05 11 2025 9:26:47

Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)


    Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

      В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...

04 11 2025 12:37:58

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

03 11 2025 9:32:46

Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества


    Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества

      Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....

02 11 2025 3:10:19

Урок "Зрительный анализатор"


    Урок "Зрительный анализатор"

      Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....

01 11 2025 22:56:47

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

31 10 2025 22:50:46

"Цветок, плод, семя"


    "Цветок, плод, семя"

      Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

30 10 2025 19:55:55

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...

29 10 2025 16:42:29

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....

28 10 2025 16:15:35

Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"


    Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"

      В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

27 10 2025 16:42:10

Урок по теме "Глаза и зрение"


    Урок по теме "Глаза и зрение"

      Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....

26 10 2025 15:32:46

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

25 10 2025 5:58:34

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

24 10 2025 8:34:28

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс


    Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

      Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

23 10 2025 0:24:36

Программа развития экологической культуры младших школьников


    Программа развития экологической культуры младших школьников

      В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...

22 10 2025 23:26:24

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

21 10 2025 18:10:38

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

20 10 2025 3:55:43

Урок биологии по теме «Охрана и рациональное использование животного мира»

На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....

19 10 2025 7:17:45

Урок биологии по теме "Строение и значение побега". 6-й класс

На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....

18 10 2025 19:14:25

Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"

      На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...

17 10 2025 1:28:25

Минеральные соли и ионы в клетке


    Минеральные соли и ионы в клетке

      В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....

16 10 2025 17:25:39

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

15 10 2025 11:10:11

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

      Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....

14 10 2025 8:30:11

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

13 10 2025 3:53:32

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

12 10 2025 15:45:42

Урок по теме: "Значение эволюционного учения для охраны природы"

Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...

11 10 2025 2:16:32

Голос – уникальный дар человека


    Голос – уникальный дар человека

      Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....

10 10 2025 17:30:52

Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"


    Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"

      Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....

09 10 2025 16:26:28

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

      Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....

08 10 2025 14:26:51

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

07 10 2025 4:41:21

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

06 10 2025 1:34:10

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

05 10 2025 11:55:25

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

04 10 2025 9:11:44

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

03 10 2025 7:59:13

Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии


    Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии

      В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах. ...

02 10 2025 18:43:35

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....

01 10 2025 1:32:33

Вышли мы все из природы


    Вышли мы все из природы

      Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....

30 09 2025 12:23:28

Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике


    Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике

      Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов. ...

29 09 2025 0:21:52

Выгонка луковичных растений в школе


    Выгонка луковичных растений в школе

      В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области. ...

28 09 2025 2:43:37

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"


    Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

      Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

27 09 2025 0:33:48

Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

      В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

26 09 2025 18:24:21

Развивающее обучение на уроках биологии


    Развивающее обучение на уроках биологии

      В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....

25 09 2025 2:51:42

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

24 09 2025 1:48:39

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

23 09 2025 10:25:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::