Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни"


    Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни"

Используемые учебника и дополнительная литература:

- Учебник “Общая биология 10-11 кл.” автор В.И. Сивоглазов. М.Дрофа. - 2010 г.

- Количество часов в год 34, количество часов в неделю 1 ч.

- Электронный учебник “Открытая биология версия 2.6” Д.И. Мамонтов под редакцией А.В. Маталина. – 2005 г.

- Биология. Автор А.Ю. Цибулевской. М. Просвещение, - 2009 г.

- Биология. Автор Т.А. Шустанова. Ростов-на-Дону: Феникс. – 2008 г.

- Биология. Автор И.Ю. Павлов. Ростов-на-Дону: Феникс. - 2009 г.

- Программа для общеобразовательных учреждений. Автор В.И. Сивоглазов. – 2009 г.

Тип урока: Формирование знаний с использованием мультимедийного курса.

Технология: Информационная; развития критического мышления.

Методы обучения:

  • Наглядный.
  • Частично-поисковый.
  • Репродуктивный.

Используемое оборудование: компьютер, экран, проектор, DVD-диск с фрагментами фильма “Бактерии и вирусы”, интеpaктивная доска, компьютерный курс “Открытая биология”, магнитная доска, динамическая модель жизненного цикла вируса, таблицы эукариогической клетки растений и животных.

Место произведения: компьютерный класс.

Класс: 10 кл.

Количество учащихся – 12.

Цели.

- Сформировать у учащихся представления о вирусах, как неклеточных формах жизни.

- Познакомить с особенностями жизнедеятельности и классификацией вирусов.

- Гипотезы происхождения вирусов.

Задачи:

обучающие:

- познакомить с историей открытия вирусов;

- изучить особенности строения вирусов и размножение, и их классификацию;

- выяснить специфические особенности вирусов;

- гипотезы происхождения;

воспитательные:

- формировать представления о здоровье человека, как важнейшей жизненной ценности;

- формировать культуру здорового образа жизни и ответственное отношение к своему здоровью;

развивающие:

- продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

- формировать умения работать с новейшим оборудованием, электронными учебниками, презентациями на уроке.

Ход урока

I этап. ОУ

Цель: организация деятельности учащихся.

Деятельность учителя:

- Приветствие.

- Знакомство с работой на уроке (работа в парах).

Деятельность учащихся:

- Приветствие

- Готовность к работе на уроке

II этап. Актуализация знаний

Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся.

Деятельность учителя:

- Тему урока не только интересная, но и актуальна на сегодняшний день. Название темы вы определите, прочитав стихотворение, которое вы видите на интеpaктивной доске. (Приложение №1)

Деятельность учащихся:

- Читают стихотворение, называют тему урока – “Вирусы”.

Деятельность учителя: Записывает тему урока на доске, предлагает записать учащимся в тетради.

- Как вы думаете, почему эта тема сегодня актуальна?

Деятельность учащихся: Учащиеся записывают примеры синквейнов, которые звучат примерно так: Вирус, опасный, коварный, пугает, заражает, уничтожает, необъясним.

После этого учащиеся рассказывают о чуме IIIего – тысячелетия – вирус ВИЧ. (Приложение №2 – фотографии вирусов)

Деятельность учителя: Дополняет ответы учащихся. Продолжает вести беседу с учащимися.

- Дискуссии и споры о вирусах в обществе не утихают. Многие вопросы о вирусах остаются загадкой и волнуют человечество.

- А какие вопросы на эту тему волнуют Вас?

Деятельность учащихся: Учащиеся называют интересующие их вопросы по данной теме.

Деятельность учителя: Корректирует вопросы учащихся, и записывают их на доске. (Приложение №3)

- Что же мы выстроили?

Деятельность учащихся:

- Мы выстроили задачи урока? (Приложение №3)

III этап. Изучение нового материала

(Стадия осмысления)

Цель:

- Сформировать у учащихся представления, как неклеточной форме жизни.

- Познакомить с особенностями жизнедеятельности и классификацией.

- Выяснить специфические особенности вирусов.

Деятельность учителя:

- Вы поставили серьезные и объемные задачи. Для оперативного решения первой задачи предлагаю посмотреть видеофрагмент фильма “Бактерии и вирусы”.

- И выполнить задание: записать в тетради информацию об открытии вирусов. (Время – 3 минуты)

Деятельность учащихся: Просматривают видеофрагмент фильма “Бактерии и вирусы”, выполняют задания.

Деятельность учителя:

- Мы просмотрели фрагмент видеофильма, а сейчас проверьте друг у друга задания и оцените его, для этого используйте лист оценивания и правильный ответ этого задания, который размещен на интеpaктивной доске. Оценки занесите в лист оценивания. (Приложение № 4).

Деятельность учащихся: Учащиеся проверяют друг у друга задания, оценивают, оценки заносят в оценочный лист. (Приложение № 1а).

Деятельность учителя:

- Мало кто знает из нас, что означает в переводе с латинского языка на русский язык слово “вирус”. В переводе вирус – “яд”. Действительно, вирусы поражают все живое на планете. Споры ученых о том “Вирус – кто или что?”:

- Существо или вещество

- Живое или мертвое

- Клеточное или неклеточное

идут и сегодня.

- Так кто же вирус?

- Как он устроен?

- Сейчас нам, это предстоит узнать.

- Предлагаю в парах самостоятельно выполнить ряд заданий, используя:

- Электронный учебник “Открытая биология”, глава “Жизнь под микроскопом” тема “Вирусы”.

- Дополнительную литературу, которая находится на ваших столах.

- Задание для работы помещено на интеpaктивной доске. (Приложение №5). На задание отводится 25 минут.

Деятельность учащихся: Учащиеся в парах выполняют задание.

Деятельность учителя:

- Проверяем данное задание устно, используя схемы и немые рисунки вирусов на интеpaктивной доске, и оценочные листы для оценивания ответов учащихся. Работу выполняем следующим образом:

Ответ – первая пара ребят – строение вирусов. Табачной мозаики бактериофага.

Ответ – вторая пара ребят строение вирусов.

Ответ – третья пара ребят – строение вируса – ВИЧ.

Ответ – четвертая пара ребят - классификация вирусов.

Ответ – пятая пара ребят – объясняют формы вирусов и биологические термины

Ответ – шестая пара оценивает работу ребят.

- Работу проводим у интеpaктивной доски, где имеется весь материал для ответа. (Приложение № 6, 7)

Деятельность учащихся: Ребята отвечают устно, используя интеpaктивную доску (Приложение № 6, 7).Другая часть ребят оценивают ответы по оценочным листам. (Приложение №1а)

Деятельности учителя:

- Молодцы! Вы оперативно справились со сложным заданием. Настал момент услышать оценку вашей работы. Прошу ребят, которые оценивали ответ дать краткий комментарий ответов, каждой пары.

Деятельность учащихся: Учащиеся комментируют ответы ребят и оглашают итоговую оценку каждому отвечающему ученику. Выставляются оценки в оценочный лист учащегося.

Деятельность учителя: В ходе комментария учитель высказывает свое мнение.

- Много интересующих вопросов мы сейчас выяснили. Какой же вывод напрашивается из всего сказанного и услышанного.

Деятельность учащихся:

- Вирусы не имеют клеточного строения, следовательно, вирусы – неклеточная форма жизни.

Деятельность учителя:

- Я предлагаю Вам обратиться к названию темы урока.

- Что, по вашему мнению, можно добавить к названию темы урока?

Деятельность учащихся:

- Неклеточная форма жизни.

Деятельность учителя:

- Допишите название темы. Огласите полное название.

- Но если, по вашему мнению, вирус неклеточная форма жизни, то, где он живет и как размножается? Какие ваши предложения по этому вопросу?

Деятельность учащихся:

- Живет за счет хозяина. Вирус паразит.

Деятельность учителя:

- В какой-то степени вы правы. Настало время разобраться в этом вопросе. И я прошу Вас предоставить это мне.

Учитель ведет рассказ о жизненном цикле вируса, в ходе рассказа на магнитной доске, с помощью динамической модели, выстраивает весь жизненный цикл вируса.

Деятельность учащихся: В ходе рассказа в тетради делают заметки о жизненном цикле вируса в виде схемы.

Деятельность учителя:

- Так кто же вирус? Где живет вирус? Попытайтесь сделать вывод из услышанного рассказа.

Деятельность учащихся:

- Вирус внеклеточный паразит на генетическом уровне. Вирус живет в клетке хозяина. Вне клетки – хозяина он не может жить.

Деятельность учителя:

- Запишите вывод в тетради под схемой жизненного цикла вируса.

- Я обращаю Ваше внимание на поставленные задачи урока.

- Какие задачи мы уже решили и оценим их.

- Какую следующую задачу нам сейчас предстоит решить?

Деятельность учащихся: Называют задачу. Гипотезы происхождения вирусов.

Деятельность учителя:

- Мне кажется это нерешимая задача. Ее решают уже многие тысячелетия, но ответа конкретного нет. Есть только несколько гипотез. Я предлагаю познакомиться с этими гипотезами. И отдать предпочтение той, которая хотя бы немного отражает природу вирусов. Эти гипотезы зафиксированы на интеpaктивной доске. (Приложение № 8)

Деятельность учащихся: Называют выбранную гипотезу, объясняют почему.

Деятельность учителя: Выражает свое мнение по поводу гипотез, называют гипотезу, которой отдала своё предпочтение и почему.

- О роли и значении вирусов мы кратко знакомились в начале урока. На эту тему можно говорить часами. Эта тема станет частью домашнего задания.

- Пришло время оценить ваши знания по теме. Я предлагаю выполнить тест, который дан на интеpaктивной доске, и самим проверить.

Деятельность учащихся: Выполняют тест.

Деятельность учителя:

- Все выполнили тест?

После ребята того, как ребята выполнили тест, учитель объясняет, как его проверить.

- Возьмите оценочные листы, найдите в левой стороне листа запись 1б; 2абвг и тд. Цифра означает номер вопроса, буква над цифрой ответ на этот вопрос.

Деятельность учащихся: Учащиеся быстро проверяют тест и ставят оценку в оценочный лист.

Деятельность учителя:

- Я хочу услышать от каждого из Вас, насколько вы справились с этим заданием. На столах лежат цифры, поднимите цифру, которую вы поставили за тест.

- Спасибо, результатами я довольно.

IV этап: Рефлексия.

Деятельность учителя:

- Настало время подвести итог урока, это я предлагаю сделать Вам. Вы уже знаете, как это делать. Я слушаю Вас.

Деятельность учащихся: Ребята делают выводы по уроку.

Деятельность учителя:

- Спасибо. Осталось записать домашние задание. На интеpaктивной доске появляется домашнее задание.

- Посмотрите, задание, как всегда дифференцированное.

- Кому какое задание выполнять по данной теме помогут узнать итоговые ваши оценки за урок.

- Подведите общий итог вашим ответам, узнайте, какой вопрос вы плохо изучили и после этого выберите и запишите в дневник свое домашнее задание.

Деятельность учащихся: Ребята подводят итог и записывают каждый свое домашнее задание.

Деятельность учителя:

- Выяснили! Поставьте оценки в свои дневники, я пройду, поставлю подпись. По оценке мне станет ясно, кто взял, какое домашнее задание.

Деятельность учащихся: ставят оценки.

Деятельность учителя: Ставит подпись. Фиксирует у себя в тетради домашнее задание учащихся.

- Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы!

- В заключении хочу сказать словами Геpaклита, философа жившего пять веков до нашей эры: “Если вы не готовы столкнуться с неожиданностями, то никогда с ними не столкнетесь”. До свидания. До встречи на следующем уроке биологии.

Приложение 9

Приложение 10



Комментарии:

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

07 11 2025 2:43:25

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"

      Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....

06 11 2025 18:58:44

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

05 11 2025 2:10:33

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....

04 11 2025 19:14:44

Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы


    Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы

      Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....

03 11 2025 7:12:29

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Конспект урока составлен по программе В.В. Пасечника "Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме "Опopно-двигательная система"....

02 11 2025 5:34:33

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

01 11 2025 16:25:42

Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...

31 10 2025 10:54:36

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

30 10 2025 23:23:41

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

      Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....

29 10 2025 8:33:33

Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"


    Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"

      Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....

28 10 2025 12:30:40

Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)


    Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)

      Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....

27 10 2025 18:50:34

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

      Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

26 10 2025 3:23:56

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

25 10 2025 20:35:57

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

24 10 2025 21:47:13

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....

23 10 2025 13:16:49

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

22 10 2025 13:44:30

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

21 10 2025 3:42:15

Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"


    Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

      Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....

20 10 2025 12:23:37

Беседа «Ядовитые растения»


    Беседа «Ядовитые растения»

      Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....

19 10 2025 9:49:49

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

18 10 2025 15:14:34

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

17 10 2025 16:58:44

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...

16 10 2025 0:38:31

Клещи — переносчики возбудителей болезней


    Клещи — переносчики возбудителей болезней

      В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....

15 10 2025 2:17:30

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

14 10 2025 6:10:16

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

13 10 2025 16:16:23

Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

      Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

12 10 2025 5:40:53

Общая хаpaктеристика высших споровых растений

Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....

11 10 2025 16:36:21

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Как питаются разные животные"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Как питаются разные животные"

      Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....

10 10 2025 4:31:26

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

09 10 2025 12:38:11

Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы


    Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы

      В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология. Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии. ...

08 10 2025 15:55:39

Биология. 6-й класс. Обобщающий урок по теме "Корень"


    Биология. 6-й класс. Обобщающий урок по теме "Корень"

      В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме. ...

07 10 2025 20:56:46

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

06 10 2025 23:40:38

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

05 10 2025 23:10:51

Урок биологии по теме "Земноводные"


    Урок биологии по теме "Земноводные"

      Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....

04 10 2025 2:42:24

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

03 10 2025 2:50:32

Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"


    Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"

      Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...

02 10 2025 15:38:40

Эволюция кровеносной системы животных

Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....

01 10 2025 7:56:21

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

      Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

30 09 2025 12:15:37

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

29 09 2025 2:59:43

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

28 09 2025 0:10:26

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

27 09 2025 23:23:57

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"


    Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"

      Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....

26 09 2025 13:54:10

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс


    Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

      Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

25 09 2025 19:46:34

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"


    Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

      При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

24 09 2025 21:43:53

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии


    Применение технологии модульного обучения на уроках биологии

      Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...

23 09 2025 3:12:37

Урок по теме "Строение и функции кожи"


    Урок по теме "Строение и функции кожи"

      Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....

22 09 2025 0:26:22

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...

21 09 2025 12:54:23

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

20 09 2025 16:54:21

Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)


    Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)

      В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте. ...

19 09 2025 0:44:31

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::