Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"

Планируемые результаты:

а) учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека;

б) систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформулированности ряда интеллектуальных умений.

Личностная значительность изучаемого для школьника: умение предъявить результаты своей работы, формирование чувства успеха.

Наглядный материал: муляжи грибов (съедобные и несъедобные), грибы-трутовики.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, рассказ, беседа.

Форма организации учебной деятельности: комбинированный контрольно-учетный урок. Проверочная работа.

Приемы деятельности учителя. Краткое повторение изученного материала, проведение самостоятельной работы, беседа об актуальных проблемах науки.

Организация деятельности учащегося. Кратко повторяют основные понятия, выполняют самостоятельную работу.

Развитие умений учащихся. Работать в заданном темпе, четко выполнять задания, проявлять упорство и не теряться при проведении самостоятельной работы.

Основные понятия и термины урока. Эукариоты, гетеротрофы, сопрофиты, разрушители, потребители, симбиоз, грибы, паразиты, аллергия.

Ход урока

Сегодня у нас заключительный урок по теме “Грибы”. Я думаю, что тема эта должна была заинтересовать всех учеников. Каждый из нас любит эту “тихую” охоту как называют грибники свое любимое занятие – сбор грибов. Изучив эту тему, вы узнали много нового о грибах.

Наш урок сегодня необычный, вы сегодня будете редакторами журнала о грибах. За две недели вы получили одно домашнее задание, а затем каждый урок получали последующие. Сегодня мы все это систематизируем и у нас получится большая творческая работа. Ее можно назвать “Энциклопедией юного миколога”.

Работать вы будете в группах. Каждый ученик должен принять активное участие в работе на уроке. В каждой группе есть командир, задача, которого давать консультации, направлять деятельность всех членов группы.

Вперед, друзья! Желаю всем удачи.

Задание 1. Создайте образ царства Грибы, назовите синквейн нашего урока.

Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения, имеет следующую последовательность:

  • 1-я строка – название синквейна: Царство Грибы;
  • 2-я строка – два прилагательных;
  • 3-я строка – три глагола;
  • 4-я строка – фраза на тему синквейна;
  • 5-я строка – существительное.

Идеальный синквейн урока

1. Царство грибы.

2. Бесхлорофильные, споровые.

3. Накапливают, отравляют, поглощают.

4. Грибы особая группа живых организмов на Земле.

5. Симбиоз.

Каждая группа учащиеся получает на парту листы с заданиями, которые они должны заполнить. Работают парами, задания распределяет командир группы, по истечении времени, с группами проводится фронтальная беседа, а страница подшивается в журнал “Энциклопедия юного миколога”.

Учитель. Для проверки знания терминов по теме “Грибы” проведем экспресс опрос. Работа с заданием № 4 “Словарь юного миколога”. (Учащимся можно раздать листы, на которых написаны определения, а они должны вписать термин)

Словарь юного миколога

1. Гриб – ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей.

2. Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержит хлорофилл, плотно прилегающие нити образуют плодовое тело гриба. Главная часть каждого гриба, на ней развивается плодовые тела.

3. Грибокорень плотно оплетенный корень дерева нитями грибницы, грибница может даже врастать в корень дерева.

4. Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба.

5. Головня – гриб паразит, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожими на обуглившие головешки.

6. Дрожжи – микроскопические грибы, размножаются почкованием, живут в питательной среде, богатой сахаром.

7. Микология – наука, изучающая грибы.

8. Микориза – иначе грибокорень.

9. Мицелий – иначе грибница.

10. Мукор – плесневый гриб, тело состоит из одной сильно разросшийся клетки.

11. Паразиты – организмы питающиеся органическими веществами живых организмов.

12. Пеницилл – плесневый гриб, разводят для получения лекарства.

13. Пенициллин – продукт жизнедеятельности плесневого гриба, обладает бактерицидным свойством.

14. Плодовое тело – образовано шляпкой и ножкой, характерно для шляпочных грибов.

15. Сапротрофы – организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

16. Симбиоз – взаимовыгодная связь двух организмов – гриба и дерева.

17. Спора – специализированная клетка, используется грибами для размножения.

18. Спорынья – гриб паразит, превращает зерновки в черно-фиолетовые рожки, может вызвать тяжелое отравление, попав в организм человека с пищей

19. Трутовик – гриб паразит, сокращает жизнь деревьев, плодовые тела многолетние.

20. Хитин – вещество входит в состав клеточной стенки грибов.

Учитель. Мы составляем журнал для будущих школьников, давайте внесем в нее странички веселые, например загадки.

(Учащиеся по очереди загадывают друг другу загадки. Учитель может предложить свои варианты загадок.)

1. 

А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой,
На шляпке – горошки. (Мухомор.)

2. 

Шустрые ребятки натянули шляпки,
Шляпки на подкладке,
Скользкие да гладкие. (Маслята.)

3.

Бежала лисица
К речке напиться,
Где махнула хвостом –
Там вырос гриб под кустом:
Лисичкина сестренка
В оранжевой юбчонке. (Лисичка.)

4.

Из-под елок, на пригорок
Вышел мальчик
Ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел
Сразу кепочку надел,
Новенькую, ладную,
Цветом шоколадную. (Белый гриб.)

5. 

Наши шляпки, как колечки,
Как колечки волн на речке.
Сыроежек мы подружки,
Нас зовут грибы... (Волнушки.)

7. 

Гордый стройный пан,
Владыка всем грибам
Ему не знакома грусть,
Звали его... (Груздь.)

6. 

Крепконогий, в темной шляпе,
Не найти его растяпе
Он живет в лесу сосновом,
Каждый раз на месте новом.
Проберется ночью в лес,
Шмыг под хвою и исчез.
Только опытному глазу,
Видно эту хитрость сразу. (Боровик.)

 

Учитель. Люди всегда собирали шляпочные грибы, употребляли их в пищу в сухом, соленом, жареном виде. Они выручали их длинные зимние посты: рождественский и великий. Люди уважительно к ним относились и поэтому грибы часто упоминаются в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки, где упоминаются грибы, вы знаете?

Назвался груздем – полезай в кузов.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Без счастья в лес по грибы не ходи.

Затянули дожди – груздей не жди.

Человек не грибок в день не вырастет.

А теперь в своей работе оформите страничку “Пословицы и поговорки о грибах”.

Одно из домашних заданий у вас, был кроссворд. Предлагаю вам обменяться ими и решить их. Время ограничено – 2 минуты.

Учитель. Прежде чем перейти к проверке знаний и предложить вам тест по теме “Грибы”, предлагаю вам биологические задачи по этой теме.

Биологические задачи

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые “рожки”. Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.

3. Задача для “мозгового штурма”. Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое “доброжелательное соседство” грибов и деревьев.

4. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996 году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?

5. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?

Пусть в нашем журнале будет страница, с помощью которой другие ученики смогут проверить свои знания по этой теме – тест, который я предлагаю и вам.

Тест по теме “Царство Грибы”

1. Грибы – широко распространены в почве... (воде, живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических, резиновых изделий).

2. У грибов запасным питательным веществом является... (гликоген), а у растений... (крахмал).

3. Наука, изучающая грибы называется... (микология).

4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются... (гифами), а в сумме эти нити составляют... (мицеллий) гриба, или его грибницу.

5. Дрожжевой гриб размножается путем... (почкования).

6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат... (хлорофилла).

7. Пеницилл используют в медицине для получения... (пенициллина).

8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... (шляпки и пенька).

9. Грибы размножаются тремя способами... (вегетативным, бесполым, половым).

10. По способу питания грибы можно разделить на две группы... (сапрофиты и паразиты).

11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... (влага, тепло).

12. Взаимовыгодная связь двух организмов: гриба и дерева называют... (симбиоз).

13. В борьбе с паразитическими грибами используют... (ядохимикаты).

14. Грибы применяют...

Учитель. В конце урока я предлагаю вам рассказать кое-что интересное о грибах.

(От каждой команды слово предоставляется одному ученику.)

Учащиеся сдают свои работы, учитель может им предложить самим поставить себе оценки за урок, а также оценить работы других групп – выдает лист самоконтроля.

Лист само- и взаимоконтроля группы № ___

Фамилия и имя ученика Виды работ
Вклад в выполнение домашнего задания Качество выполненной работы Качество содержания работы Работа учащихся на уроке
группа № ___ учитель группа № __ группа № ___ группа № ___ учитель гр.

гр.

гр.

уч. гр.

гр.

гр.

уч.
1.                            
2.                            

И так далее.

На этом наш урок закончен. Желаю вам успехов в изучении биологии, получении новых знаний. Спасибо за урок!



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Тренажер для решения задач по генетике

Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

29 07 2021 8:49:29

Вредоносные нитраты

Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

29 07 2021 23:21:53

Голосеменные. Хвойные растения

Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....

29 07 2021 17:27:31

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

29 07 2021 10:58:35

"Амфибии. Ода земноводным"

Содержание урока носит комплексный характер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

29 07 2021 3:35:41

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое).

Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или половым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....

29 07 2021 10:12:13

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

29 07 2021 13:13:59

Видоизмененные листья. Листопад.

Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....

29 07 2021 1:28:48

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

29 07 2021 5:21:50

Дыхательная система

Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....

29 07 2021 14:57:57

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

29 07 2021 5:54:14

Акулы

Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

29 07 2021 10:38:46

Интегрированный урок по теме "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке"

Представлен конспект урока " Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса " Общая биология" в 9–11-х классах....

29 07 2021 19:20:44

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

29 07 2021 3:46:43

Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"

Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы « Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о практическом использовании живых организмов....

29 07 2021 7:44:52

Рациональное питание. 8-й класс

Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....

29 07 2021 23:12:40

Тайны зарождения жизни человека

Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

29 07 2021 19:27:27

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

Обобщающий урок по теме: " Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

29 07 2021 15:27:53

Многообразие земноводных

Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, И К Т-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

29 07 2021 11:33:52

Урок с использованием ИКТ "Общие сведения о животном мире"

В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение ( СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....

29 07 2021 19:21:16

Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"

В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...

29 07 2021 19:57:59

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

29 07 2021 23:12:43

Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"

Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....

29 07 2021 4:19:13

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

29 07 2021 21:14:35

Общий обзор организма человека: органы и ткани

Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....

29 07 2021 8:41:15

Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"

Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....

29 07 2021 16:23:24

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

29 07 2021 1:49:58

Биология. 6-й класс. Обобщающий урок по теме "Корень"

В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме " Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме. ...

29 07 2021 22:10:28

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

29 07 2021 2:42:12

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"

На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....

29 07 2021 23:31:28

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

Цели урока: выяснить, какие законы в Р Ф регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

29 07 2021 12:54:19

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

29 07 2021 18:30:42

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

29 07 2021 4:57:28

Цветок — орган полового размножения Биология

Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для полового размножения...

29 07 2021 7:37:24

Зачетный урок "Отделы растений"

Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

29 07 2021 9:19:27

Мероприятие "Суд над табаком"

Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

29 07 2021 2:57:36

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

29 07 2021 6:26:17

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"

Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....

29 07 2021 4:59:49

Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

29 07 2021 14:14:40

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

29 07 2021 12:21:47

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Цели урока: охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....

29 07 2021 6:52:30

Урок-конкурс "Класс Рыбы"

Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя командами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

29 07 2021 7:51:16

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....

29 07 2021 0:24:39

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

Разработка по теме: " Листопад" (по учебнику " Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В. П., Никишов А. И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела " Процессы жизнедеятельности растений"....

29 07 2021 7:46:39

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"

Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение. ...

29 07 2021 0:56:59

Головоногие моллюски

Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....

29 07 2021 13:38:47

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме « Историческое развитие растительного мира на Земле»....

29 07 2021 9:28:41

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

29 07 2021 12:24:56

Внутреннее строение Земли

Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....

29 07 2021 23:27:56

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом « Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интерактивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

29 07 2021 7:18:37

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)